Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Презентация исторические произведения 16 века. Презентация "русские летописи"

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Презентацию на тему "Литература XVI века" (3 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 6 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Летопись в русской литературе XVI века.

В русской литературе 16 века летописание продолжало оставаться самым распространенным её жанром. Литература 16 века в России развивалась, как вся страна, двигалась вперед. Поэтому в этом литературном жанре произошли некоторые изменения.

Летописцы стали видеть свою задачу не только в том, что бы фиксировать факты происходящих событий, но и обосновывать события, давать характеристику историческим личностям. В русской литературе 16 века появился замечательный труд «Степная книга» В ней содержались портреты – описания великих князей и митрополитов от Владимира до Ивана IV, книга утверждала нерушимость союза церкви и государства.

Слайд 3

Русская литература 16 века была отмечена и таким трудом как «Летописец начала царства», книга повествовала о первых годах правления Ивана Грозного, говорила о необходимости в крепкой царской власти. Своеобразно исторической энциклопедией в русской литературе 16 века стала Николаевская летопись. Это уникальная книга, один из списков этой книги содержал около 16 тысяч великолепных миниатюр, и получил название лицевого свода. Большое распространение в русской литературе 16 века получили публицистические и исторические сочинения. «Хронограф», «Повесть о Вавилонском царстве», «Повесть о начале Москвы», в этих книгах возвеличивалась великокняжеская власть и утверждалась роль России в мировой истории.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Откуда взята информация.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Расцвет летописания

    Жанровое своеобразие Страница Ипатьевской летописи Летопись – особый вид исторического повествования по годам (летам). Русское летописание возникло в XI в. и продолжалось вплоть до XVII в.

    Жанровое своеобразие Над летописями работала целая мастерская: около 15 писцов и 10 художников. Рисунки-миниатюры не только иллюстрируют текст, но и дополняют. Некоторые события не написаны, а только нарисованы.

    История летописания Летописание возникло во времена Ярослава Мудрого, в момент, когда Русь начинает бороться за церковную и политическую независимость. Видимо, тогда были созданы первые исторические труды, утверждающие, что история Руси повторяет историю других христианских держав.

    История летописания Летописи - важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Летописи свидетельствуют о высоком патриотическом сознании русского народа в XI-XVII вв.

    История летописания Списков летописей дошло не менее 1500. В их составе сохранились многие произведения древнерусской литературы: “Поучение” Владимира Мономаха, “Сказание о Мамаевом побоище”, “ Хожение за три моря” Афанасия Никитина и др.

    Киевские летописи В Киеве в XII в. летописание велось в Киево-Печерском и Выдубицком Михайловском монастырях, а также при княжеском дворе.

    Южнорусские летописи Южнорусское летописание сохранилось в Ипатьевской летописи, которая состоит из “Повести временных лет”, продолженной в основном киевскими известиями (кончая 1200), и Галицко-Волынской летописи (кончая 1289-92).

    Владимиро-Суздальские летописи Во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись, которая начинается “Повестью временных лет”, продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305 года.

    Новгородские летописи Большое развитие получило летописание в Новгороде при дворе архиепископа, при монастырях и церквах.

    История летописания Монголо-татарское нашествие вызвало временный упадок летописания. Возрождение летописного дела начинается только после Куликовской битвы (1380). Древнерусское летописание дошло до нас в составе более поздних (в основном XIV-XV вв.) летописных сводов.

    История летописания Новые явления в летописании отмечаются в XV в., когда складывалось Русское государство с центром в Москве. Политика московских великих князей нашла свое отражение в общерусских летописных сводах. Наиболее известна Вологодско-Пермская летопись.

    История летописания В XVII в. происходило постепенное отмирание летописной формы повествования. Слово “летопись” продолжает употребляться по традиции даже для таких произведений, которые слабо напоминают Летописи прежнего времени.

    Повесть временных лет Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, - “Повесть временных лет”. Ее создателем считают Нестора - монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд около 1113 года.

    Повесть временных лет « Повесть временных лет» - это ансамблевое произведение, так как в нее входят разнообразные жанры, как: сказание, житие, молитва, собственно летописное повествование, летописная повесть, кодексы, договоры.

    Повесть временных лет «Повесть временных лет», как памятник историографии, пронизана единой патриотической идеей: летописцы стремятся представить свой народ как равный среди других христианских народов, с гордостью вспоминают о славном прошлом своей страны - о доблести князей-язычников, благочестии и мудрости князей-христиан.

    Повесть временных лет Летописцы говорят от лица всей Руси, поднимаясь над мелочными феодальными спорами, решительно осуждая распри и « которы », с болью и тревогой описывая бедствия, приносимые набегами кочевников.

    Повесть временных лет Словом, «Повесть временных лет» - это не просто описание первых веков существования Руси, это рассказ о великих началах: начале русской государственности, начале русской культуры, о началах, которые, по убеждению летописцев, сулят в грядущем могущество и славу их Родине.

    Значение летописания для русской средневековой культуры Летописи - это не просто перечисление исторических фактов. В них воплотился широкий круг представлений и понятий средневекового общества. Летописи являются памятниками и общественной мысли, и литературы, и даже зачатков научных знаний.

    Радзивиловская летопись

    краткое содержание других презентаций

    «Средневековая лирика» - Музыканты. Наиболее известные трубадуры. Carmina Burana. Разновидности певцов. Книги и летописи. Каролингская империя. Выдающиеся ваганты. Наследие средневековой лирики. Немного о миннезингерах. Средневековая лирика. Причины упадка. Трубадуры. Высокое Средневековье. Характерный отрывок. Имена. Монастыри. Рыцарский замок. Ваганты. Куртуазная любовь. Женщина. Опасность игры. Поэтические источники. Политические события.

    «Средневековая литература и искусство» - Романский храм. Городская литература. Витражи. Рыцарская литература. Средневековое искусство. Путешествие в загробное царство. Книжная миниатюра. Поэты-певцы. Готический храм. Данте Алигьери. Рыцарские романы и повести. Средневековая литература. Последня баллада Франсуа Вийона. Библия для неграмотных. Готика. Франсуа Вийон. Рыцарская поэзия. Любовь. Живопись. Рыцарские поэты.

    «Литература эпохи Средневековья» - «Всепьянейшая литургия», знаменитая анонимная пародия XIII в.. Литература раннего Средневековья. Рыцарский роман. «Беовульф», Х в. «Песнь о Роланде». Небольшие рассказы шутливого содержания. Куртуазная литература. Литература зрелого Средневековья. «Песнь о Сиде». Городская литература. Героические поэмы. Песнь о моём Сиде. «Песнь о Нибелунгах». Песнь о посте в любви. Проверьте себя. Поэзия вагантов.

    «Литература в 14-16 веках» - Просвещение, устное народное творчество,литература в XIV- XVI веках. Летописание. Книгопечатание. Развитие литературы XVI века. Устное народное творчество. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Исторические песни. Подведение итогов. Литература. Особенности развития русской культура в XIV-XVI веках. Просвещение.

    «Литература 15 века» - Хождения. Исторические песни, сказания. Жития. Литература. Фольклор. Летописание. Народное творчество. Просвещение. Процессы преодоления культурной замкнутости. Исторические повести. Интерес к всемирной истории. Первые печатные издания. Литература XIV – XVI вв. Издатели. Былинный эпос. Проверь себя. Раздробленность государства. Летопись.

    «Литература Средневековья» - Литература Средневековья. Литература Средних веков. Немецкий героический эпос. Французская поэзия трубадуров. Античная литература. Словарь. План урока. Грузинская поэма. Этапы общения с литературным текстом. Эстетические идеалы Средневековья.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Вторая половина XV в. - время больших перемен в Северо-Восточной Руси. Конец XV в. - время расцвета гражданского и церковного строительства Древней Руси (в конце XV в. были построены главный храм Московской Руси - Успенский собор и здание Грановитой палаты. Важнейшие перемены происходят в этот период и в русской письменности. Если прежде основным материалом для письма был дорогой пергамент, то с XV в. его вытесняет бумага. Бумага была привозным товаром, однако она была все же гораздо дешевле пергамента. Россия XV в. располагала некоторыми фрагментами античной и средневековой науки. Популярная среди переписчиков «Пчела» приводила высказывания Аристотеля, Демокрита и других философов.

    3 слайд

    Описание слайда:

    4 слайд

    Описание слайда:

    Одной из наиболее устойчивых форм древнерусской литературы было историческое повествование.Вторая половина XV в. - время расцвета русского летописания. Ни от какой исторической эпохи до нас не дошло такого количества разнообразных летописных сводов. К середине XV в. относится общерусский свод. Троицкая летопись с богатой новгородской летописной традицией и использовавший также тверское, псковское и иное местное летописание. Свод этот именуется обычно Новгородско-Софийским или сводом 1448 г. Это был первый в полном смысле слова общерусский свод, который ввел в летописание ряд развернутых рассказов о важнейших событиях отечественной истории (обширные повести о монгольском нашествии, повести о Михаиле Черниговском, Михаиле Ярославиче, Дмитрии Донском, Куликовской битве, нашествии Тохтамыша).

    5 слайд

    Описание слайда:

    6 слайд

    Описание слайда:

    Первый лист”Учительной Псалтири”16 век. Новгородские летописи. Летописи в Новгороде появились рано. До нас дошло только несколько Новгородских летописных сборников

    7 слайд

    Описание слайда:

    Яркие сатирические зарисовки мы встречаем, например, в летописном своде, отразившемся Ермолинской летописи. Особенно выразительна история воеводы-взяточника Семена Беклемишева. По приказу великого князя он должен был защищать жителей города Алексина на Оке, подвергшегося нашествию татар. Но Семен Беклемишев потребовал у граждан за их защиту «посула» (взятки). Алексинцы согласились дать ему пять рублей; тогда Беклемишев пожелал получить еще «шестого рубля - жене своей». Стали торговаться, но тем временем подошли татары, и Беклемишев - «человек на рати вельми храбр», по издевательскому замечанию летописца, сбежал за реку с женой и слугами, оставив город на произвол неприятеля. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина заключалось не только в том, что путешествие Никитина было не паломничеством в христианскую землю, а поездкой по торговым делам в далекую Индию, но и в глубоко личном характере повествования купца-путешественника. Непосредственность рассказа Никитина, обилие конкретных деталей, делающих его повествование зримым и убедительным, не только сближают «Хожение» с теми «картинками из жизни», которые мы встречали в неофициальных летописных сводах.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Написанные для себя, записи Никитина представляют собой один из наиболее «личных» памятников Древней Руси: мы знаем Афанасия Никитина, представляем себе его индивидуальность несравненно лучше, чем индивидуальность большинства русских писателей с древнейших времен до XVII в. Автобиографичность и лиричность «Хожения за три моря», передающего душевные переживания и настроения автора, были новыми чертами в древнерусской литературе, характерными именно для XV в.

    9 слайд

    Описание слайда:

    10 слайд

    Описание слайда:

    В XV – XVI веках cоздаются первые жития юродивых: Прокопия Устюжского, Василия Блаженного и др. таково и житие муромского князя Константина и его сыновей Михаила и Федора, в которых рассказывается о крещении Муромской земли – об этих князьях известно только из их жития. Сюда можно и отнести повесь о Меркурии Смоленском – юноше, обладателе чуда меча, спасшего Смоленск от войска хана Батыя и в итоге, принёсшем себя в жертву. В середине XVI века священник Ермолай-Еразм пишет житие двух полулегендарных героев – князя Петра и княгини Февроньи Муромских – эти герои лежат в основе Дня любви и семейного благополучия, который отмечаем сейчас в России.

    11 слайд

    Описание слайда:

    12 слайд

    Описание слайда:

    В 50-е годы XVI века в Москве возникает первая русская типография, основанная в доме священника Сильвестра. Книги этой типографии не имеют выходных данных, в которых сообщается время и место издания, имя владельца и печатника. Известны безымянные книги семи наименований: "Четвероевангелие", "Триодь постная, "Псалтырь.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Все известные фолианты были напечатаны в период с 1553 по 1565 год. По косвенным документам были установлены имена "мастеров печатных книг"; Маруши Нефедьева, новгородца Васюка Никифорова, Андроника Тимофеева Невежи. Во главе государственной типографии был поставлен Иван Федоров, который приступил к организации "друкарни" вместе со своим помощником Петром Мстиславцем. 19 апреля 1563 года Иван Федоров и Петр Мстиславец "начата печатати книги Деяний апостольских, соборных посланий и посланий святого Павла". Это издание вошло в историю как "Апостол" Ивана Федорова. Выход в свет 11 марта (1 марта по старому стилю) 1564 года первой точно датированной московской печатной книги имел большое значение для русской культуры. Деятельность Ивана Федорова в Москве завершилась изданием "Апостола" и "Часовника", после этого он был вынужден покинуть "первопрестольный" - столичный город. О причинах ухода Иван Федоров пишет в послесловии к "Апостолу" в 1574 году: в Москве нашлись люди, которые захотели "благое в зло превратити и божие дело вконец погубити", на печатников "зависти ради многие ереси сумышляли".

    14 слайд

    В XVI в. русское летописание достигает вершины своего развития. Создаются грандиозные летописные своды большого объема и значительного хронологического охвата.

    В первой половине XVI в. самой выраженной была традиция митрополичьего летописания. Именно к нему относятся две крупнейшие летописи русского Средневековья – Никоновская и Воскресенская. Названия, данные им в научной литературе, случайны: на списках обеих летописей из собрания БАН читается вкладная запись патриарха Пикона в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Чтобы как-то различать эти летописи, одна из них была названа Никоновской, а другая – Воскресенской. На деле это разные памятники летописания, объединяемые только характером обобщающих сводов, который можно считать типичной чертой русской книжности XVI в.

    Из двух указанных летописей первой была составлена Никоновская. Она доводит изложение русской истории до 1522 г. Ее составлению предшествовала большая работа, которую возглавлял митрополит Даниил. Многие известия Никоновской летописи уникальны, им нет аналога ни в одной другой летописи.

    По своим задачам и принципам составления к Никоновской летописи оказывается близка Воскресенская летопись. Она представляет собой памятник великокняжеского летописания и доводит изложение событий до 1541 г. Последним митрополитом в ранних списках назван Иоасаф, а имя следующего митрополита Макария, возведенного на митрополичью кафедру весной 1542 г., приписано над строкой. Следовательно, Воскресенская летопись составлена в конце 1541 г. или в начале 1542 г. Считается, что она отражает политическую позицию митрополита Иоасафа.

    Справка

    Основными источниками для Воскресенской летописи за древнерусский период (до начала XVI в.) стали список Царского Софийской I летописи, в котором была сделана специальная редакторская правка, и Московский великокняжеский свод 1479 г. Особенно ценны известия Воскресенской летописи для периода с 1522 г., на котором обрывается изложение в Никоновской летописи, до 1541 г. Соответствующий фрагмент Воскресенской летописи в середине XVI в. был включен в древнейшие списки Никоновской летописи – Оболенского и Патриарший, из которых он перешел во все позднейшие списки этой летописи. Таким образом, Никоновская летопись излагает события 1522–1541 гг. по Воскресенской летописи.

    Особенность Воскресенской летописи еще и в том, что большинство ее списков датируются относительно ранним временем – серединой XVI в. В целом же Воскресенская летопись гораздо традиционнее Никоновской, она в большей степени следует жанру древнерусской летописи. Родственными Воскресенской летописи оказываются официальные исторические сочинения середины XVI в.: "Государев родословец" и "Сказание о князьях владимирских". По-видимому, именно Воскресенскую летопись имеет в виду Даниил Принтц, посетивший Россию в составе посольства германского императора в 1570-е гг. Он пишет, что в русских летописях род Рюриковичей выводится от римских императоров, но эти летописи правительством содержатся в тайне.

    В середине XVI в. создается "Летописец начала царства", еще одна официальная летопись светского происхождения. "Летописец начала царства" (таково его самоназвание) достаточно подробно описывает внешнеполитические контакты России, опираясь на посольские документы и материалы Разрядного приказа. Изложение начинается с 1533 г., т.е. непосредственно после смерти Василия III и продолжается в разных списках до 1552, 1556, 1558 и 1560 гг.

    "Летописец начала царства", доведенный до 1560 г., был включен в летописную компиляцию, которую в научной литературе назвали Летописным сводом 1560 г. Основными источниками последнего стали тексты Воскресенской и Никоновской летописей. Кроме того, в Свод 1560 г. вошли оригинальные известия за середину XVI в. Этот Свод был привлечен при составлении так называемой Львовской летописи, которая так же, как и ее источник, доводит изложение до 1560 г. Львовской летопись названа по имени ее первого публикатора – известного русского просветителя Н. А. Львова.

    Последним памятником общерусского летописания XVI в. стал Лицевой летописный свод, созданный в 1570-х гг. в Александровой слободе – опричной резиденции Ивана Грозного. Лицевой свод – крупнейшая древнерусская иллюстрированная летопись. Она охватывает всю историю человечества от Сотворения мира до середины XVI в., т.е. соединяет хронограф и летопись. По свидетельству историка XVIII в. Μ. М. Щербатова, который ввел Лицевой свод в научный оборот, существовали листы с текстом и миниатюрами, где повествовалось о воцарении Федора Ивановича, т.е. о событиях 1584 г. Почти каждое известие Лицевого летописного свода сопровождается иллюстрацией, причем страница часто представляет собой скорее иллюстрацию с подписью, чем текст с иллюстрацией. Изобразительный ряд здесь явно довлеет над текстом. До настоящего времени сохранилось 10 томов Лицевого свода, которые включают более 16 тыс. миниатюр.

    Так называемый Синодальный том, в котором повествуется о царствовании Ивана Грозного, был отредактирован неизвестным, но, без сомнения, высокопоставленным лицом (Д. Н. Алыииц видел в анонимном редакторе Лицевого свода самого Ивана Грозного). Скорописным почерком внесена правка на листы с уже раскрашенными миниатюрами. С учетом этой правки текст был переписан – так появился завершающий том Лицевого свода, известный как Царственная книга. Лицевой свод стал последним памятником общерусского летописания XVI в.

    в XVI в. наряду с общерусским существовало и местное летописание: псковское, новгородское, в региональных монастырях.

    Наряду с общерусским существовало и местное летописание. В большинстве случаев удается установить конкретное место, где записывались летописные известия. Так, во второй половине XVI в. была составлена Псковская III летопись. Исследователи полагают, что в ее основе лежит Свод 1567 г., составленный на основе Свода 1481 г. (т.е. Псковской I летописи) в Псково-Печерском монастыре игуменом Корнилием или по его инициативе. Сохранился оригинал Псковской I летописи, так называемый Строевский список, датируемый серединой XVI в., в котором основной текст доведен до 1556 г., а далее, до 1567 г., летописные известия приписаны в разное время и разными почерками.

    Во время святительства в Новгороде архиепископа Макария (с 1542 г. митрополита Московского) при митрополичьей кафедре на основе Новгородской IV летописи был составлен летописный свод, доводящий изложение до 1539 г. Он впоследствии стал одним из источников Лицевого свода, лег в основу новгородского летописания XVII в., но дошел и в первоначальном виде: его фрагмент читается в гак называемой Архивской летописи, а полный текст – в Новгородской летописи Дубровского. Составление Свода 1539 г. исследователи совершенно справедливо связывают с архиепископом Макарием, а в качестве места его создания называют кафедру новгородских архиереев.

    Ярким примером местного летописания является Соловецкий летописец, созданный в конце XVI в. Повествование в нем начинается с призвания Рюрика, но общерусские события излагаются кратко, зато история Соловецкого монастыря, а также события, происходившие на сервере России, передаются в подробностях.

    Во второй половине XVI в. летописный жанр переживает кризис. С одной стороны, составляются объемные летописные своды, максимально подробно повествующие о русской истории. С другой стороны, в самом последнем из этих сводов летопись соединяется с миниатюрой и становится вспомогательным средством исторического повествования. Параллельно появляются исторические произведения нелетописного жанра, например, Степенная книга. В 1570-х гг. официальное летописание по неясным причинам прерывается и возобновляется только в XVII в.