Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Изображение столичного и поместного дворянства в романе «Евгений Онегин. Онегин и столичное дворянское общество

В своем произведении Пушкин уделил внимание как столичному, так и поместному дворянству. Он выступал против домашнего образования, так как оно не могло обеспечить дворян всеми знаниями. Автора раздражали нравы столичного дворянства тех времен. Его представители следили за модными тенденциями, при этом к любви относились как к науке, поступки совершали напоказ, а не из искренних побуждений. В их сознании было искажено понятие дружбы, ведь друзьями они называли всех, кто относился к тому же столичному дворянству. В этой среде и произошло становление Онегина как личности.

К поместному дворянству относится семья Лариных. Их быт крайне отличается от быта столичных дворян. Они разговаривают не о модных тенденциях и светских мероприятиях, а о сенокосе, о родственниках, о посевах и т.д. Несмотря на то, что Ларины были дворянами, они были близки к простому народу. Онегин в своем столичном обществе привык к различным изыскам, а в доме Лариных готовились только традиционные русские блюда. Их дом был всегда открыть для гостей.

Однако поместное дворянство было менее образованным, так как находилось вдали от столицы. Но Пушкин показывает, что в жизни как столичного, так и поместного дворянства есть темные и светлые стороны. Везде существуют хорошие люди, готовые прийти на помощь, а также лживые, злые и мелочные люди.

(376 слов) Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» изображает столичное и поместное дворянство, определяя схожие и различные черты. В этом анализе мы действительно видим энциклопедию русской жизни, о которой писал В. Белинский.

Начнем со столичного дворянства. Автор отмечает, что жизнь Петербурга «однообразна и пестра». Это позднее пробуждение, «записочки» с приглашениями на бал, званый вечер или детский праздник. Герой неохотно выбирает какое-либо развлечение, затем заботится о своей внешности и едет в гости. Именно так проводит время практически все дворянское общество Петербурга. Здесь люди привыкли к внешнему блеску, заботятся о том, чтобы прослыть культурными и образованными, поэтому они много времени посвящают разговорам о философии, о литературе, но в действительности их культура является лишь поверхностной. Например, посещение театра в Петербурге превращено в ритуал. Онегин приходит на балет, хотя его совершенно не интересует происходящее на сцене. Что касается духовной жизни, то Татьяна в финале называет светскую жизнь маскарадом. Дворянство в столице живет лишь наигранными чувствами.

В Москве, по мнению автора, меньше претензий на высокую европейскую культуру. В 7 главе он не упоминает ни о театре, ни о литературе, ни о философии. Зато здесь можно услышать множество сплетен. Все обсуждают друг друга, но при этом все разговоры ведутся в рамках принятых правил, поэтому в светской гостиной не услышишь ни одного живого слова. Автор также отмечает, что представители московского общества не меняются с течением времени: «Все белится Лукерья Львовна, все тоже лжет Любовь Петровна». Отсутствие изменений означает, что эти люди не живут по-настоящему, а лишь существуют.

Поместное дворянство изображается в связи с деревенской жизнью Онегина и бытом семьи Лариных. Помещики в восприятии автора являются людьми простыми и добрыми. Они живут в единстве с природой. Они близки к народным традициям и обычаям. Например, о семье Лариных говорится: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины». Автор пишет о них с более тёплым чувством, чем о столичных дворянах, так как жизнь в деревне более естественна. Они просты в общении, способны дружить. Однако Пушкин не идеализирует их. Прежде всего, помещики далеки от высокой культуры. Они практически не читают книг. Например, дядя Онегина читал лишь календарь, отец Татьяны вообще не любил читать, однако, он «в книгах не видал вреда», поэтому позволял дочери ими увлекаться.

Таким образом, помещики в изображении Пушкина являются людьми добродушными, естественными, но не слишком развитыми, а придворные предстают фальшивыми, лицемерными, праздными, но чуть более образованными дворянами.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В данной статье мы предлагаем вашему вниманию сочинение о дворянстве, каким его показывает Пушкин в романе «Евгений Онегин».

Дворянство (Высший свет) в романе «Евгений Онегин».

А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» изобразил жизнь русского дворянства двадцатых годов XIX века. По словам В. Г. Белинского, «он решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия ».

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого и является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина — типичный день столичного дворянина. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества.

Пушкин говорит о петербургском высшем обществе с изрядной долей иронии и без особых симпатий, ибо жизнь столичная «однообразна и пестра», а «света шум» очень быстро наскучивает.

Поместное, провинциальное дворянство представлено в романе весьма широко. Это дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий.

Яркие представители провинциального дворянства собираются у Татьяны на именинах: Гроздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков «; Петушков, «уездный франтик «; Флянов, «тяжелый сплетник, старый плут «. Если в рассказ о столичном дворянстве Пушкин вводит реальных исторических лиц, например, Каверина, то в данном случае автор использует фамилии известных литературных персонажей: Скотинины — герои «Недоросля» Фонвизина, Буянов — герой «Опасного соседа» В.Л. Пушкина. Автор употребляет также говорящие фамилии. Например, Трике означает «битый палкой » — намек на то, что он не может быть принят в высшем обществе, но зато в провинции он гость желанный.

Мир поместного дворянства далек от совершенства, ибо в нем духовные интересы, потребности не являются определяющими, так же как не отличаются интеллектом их беседы:

Их разговор благоразумный

О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне.

Однако Пушкин пишет о нем с большей симпатией, чем о петербургском. В провинциальном дворянстве сохраняется естественность и непосредственность как свойства человеческой натуры.

Соседей добрая семья,

Нецеремонные друзья.

Поместные дворяне в смысле мироощущения, быта были достаточно близки к народу. Это проявляется в отношении к природе и религии, в соблюдении традиций. Московскому дворянству Пушкин уделяет меньше внимания, чем петербургскому. Проходит несколько лет со времени, когда Пушкин писал 1-ю главу своего романа, а А.С. Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», но Пушкин вносит в эпиграф седьмой главы грибоедовские строки, подчеркивая тем самым, что с тех пор в Москве мало что изменилось. Вторая столица всегда отличалась патриархальностью. Так, например, Татьяну встречает у тети седой калмык, а мода на калмыков была в конце XVIII века.

Московское дворянство — образ собирательный в отличие от петербургского, где Евгений Онегин является главным героем. Пушкин, говоря о Москве, как бы населяет ее героями грибоедовской комедии, которых не изменило время:

Но в них не видно перемены,

Все в них на старый образец…

Появляется в московском обществе и реальное историческое лицо:

К ней (Татьяне) как-то Вяземский подсел…

Но и в Москве все та же суета, «шум, хохот, беготня, поклоны «, которые оставляют равнодушными и Татьяну, и автора

Пушкину удалось дать в «Евгении Онегине» развернутую картину жизни дворянского сословия, а вместе с тем, по мнению Белинского, и всею общества «в том вида, в котором от находилось в выбранную им эпоху, то есть в двадцатых годах текущего XIX столетия».

Вот такое сочинение-характеристика высшего общества в романе «Евгений Онегин».

В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», в нем «поэтически воспроизведена картина русской жизни», Пушкин изобразил дворянское общество 20-х годов XIX ве­ка, причем детально показал как жизнь провинциального дворянства, так и столичного общества.

Основной мотив, сопутствующий описанию петербургского обще­ства - суета («везде немудрено поспеть»), мишурность. На примере распорядка дня Онегина, читатель может судить о времяпрепровожде­нии светского человека. Для светского льва день начинался после по­лудня («бывало, он еще в постеле: / К нему записочки несут») - это черта аристократизма. Типичное место прогулок дворянства Невский проспект, Английская набережная, Адмиралтейский бульвар. Как толь­ко «недремлющий брегет» отобьет обед, денди мчится в самый модный ресторан, к Talon. Послеобеденное время - театр, и кульминация дня - бал. Считалось хорошим тоном приезжать заполночь, а утром, когда просыпался рабочий Петербург, ехать домой спать.

При описании светского общества присутствует мотив маскарадности: основная черта петербургской жизни - скука (в театре Онегин зевает («Все видел: лицами, убором / Ужасно недоволен он»). Автор, описывая нравы общества, использует иронию, иногда сатиру:

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лица,

Необходимые глупцы.

Огромное значение в Петербурге имеет мода: «Онегин по последней моде, / Как денди лондонский одет»; модны дендизм как образ жизни и, конечно, хандра как байроническая маска светского челове­ка и, как следствие, особенный тип поведения («Но дико светская вражда / Боится ложного стыда»).

Жизнь в Москве медленна, статична, неизменна. В романе много реминисценций «Горе от ума». Здесь царит дух семейственности - это основной мотив в изображении московского общества - патри­архальность, все называют друг друга по имени отчеству: Пелагея Николаевна, Лукерья Львовна, Любовь Петровна; гостеприимство:

Родне, прибывшей издалеча,

Повсюду ласковая встреча,

И восклицанья, и хлеб-соль.

Московские сплетни, в отличие от петербургских, выглядят по-домашнему, как разговоры друг о друге в большой семье, где извест­им все тайны:

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно.

В изображении жизни провинциального дворянства Пушкин сле­дует за Фонвизиным: дает представление о персонажах с помощью фамилий фонвизинских героев. Здесь царствует «век минувший» и минувшая литературная традиция с ее «говорящими» фамилиями:

...толстый Пустяков.

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов.

От тридцати до двух годов.

Основная черта провинциального дворянства - патриархальность, верность старине («Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины»), во взаимоотношениях за столом сохранились черты екате­рининской эпохи («И за столом у них гостям / Носили блюда по чи­нам»). Деревенские развлечения - охота, гости и особое место занима­ет бал, где господствуют еще старинные веяния («еще мазурка сохранила / Первоначальные красы»). Сельские жители - одна боль­шая семья, они любят посудачить друг о друге, посплетничать:

Все стали толковать украдкой,

Шутить, судить не без греха,

Татьяне прочить жениха...

Традиционна судьба провинциальных дворян (судьба матери Татьяны, предполагаемая судьба Ленского). Провинциальное дворян­ство предстает в романе карикатурой на высший свет, но в то же вре­мя именно в провинции возможно появление Татьяны.

Изображение жизни поместного и столичного дворянства . Роман Пушкина «Евгений Онегин» - первый русский ре­алистический роман, правдиво и широко показывающий русскую жизнь в 20-е годы XIX века. Это было время подъема националь­ного самосознания, пробужденного войной 1812 года, усиления недовольства передовой дворянской интеллигенции самодержав­но-крепостническим строем.

Пушкин, передовой человек своей эпохи, не мог пройти мимо самых насущных злободневных тогда вопросов и откликнулся на них романом «Евгений Онегин», справедливо названным кри­тиком Белинским «энциклопедией русской жизни».

Одним из вопросов, поднятых на страницах романа, был воп­рос о русском дворянстве, провинциальном и столичном. В своем романе Пушкин правдиво показал быт, жизнь, интересы дворян­ства и дал меткую характеристику представителям этого общест- ия. За добродушием автора часто стоит весьма ироническое опи­сание того или иного героя. Например, когда речь заходит о дя­дюшке Онегина, который живет в своем имении, поэт пишет:

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

С такой же иронией поэт говорит и о «жизни мирной» семьи Лариных, но ему нравятся их «привычки милой старины». И за эту близость к народным обычаям Пушкин с симпатией относит­ся к семейству Лариных. К ним еще не дошли веяния света, и все так же лихо у них отплясывают мазурку, пекут на масленицу блины, «два раза в год говеют» и «носят блюда по чинам». Сам Ларин Дмитрий «…был добрый малый, в прошедшем веке запоз­далый». Он не читал книг, не вникал в хозяйство, в воспитание детей, «в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом».

Очень образно показал нам поэт гостей Лариных, съехавших­ся на именины Татьяны. Здесь и «толстый Пустяков», и «Гвоз- дин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», и «уезд­ный франтик Петушков», и «отставной советник Флянов, тяже­лый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут». «Скотинины - чета седая» - как бы из «Недоросля» перекоче­вали в роман Пушкина. Таково провинциальное дворянство XIX ве­ка, недалеко ушедшее по своим взглядам и образу жизни от дво­рянства XVIII столетия.

Помещики жили по старинке, ничем не утруждали себя, вели пустой образ жизни. Они заботились только о своем благополу­чии, имели «наливок целый строй» и, собравшись вместе, говори­ли «…о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» и осуждали друг друга. Дальше этих разговоров интересы их не шли. Разве что раз­говор о новых людях, появлявшихся в их обществе, о которых со­чиняли массу небылиц. Помещицы же мечтали выгодно отдать за­муж дочек и буквально ловили для них женихов. Так было с Лен­ским: «Все дочек прочили своих за полурусского соседа».

Культурные запросы провинциальных дворян тоже были очень низки. Пушкин всего в нескольких словах дает меткую и полную характеристику жестокости помещиков. Так, Ларина «брила лбы» провинившимся крестьянам, «служанок била осер­дясь».

Жестокая и жадная крепостница, она заставляла девушек петь при сборе ягод, «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели».

Когда Евгений, приехав в деревню, «ярем… барщины старин­ной оброком легким заменил», то «…в углу своем надулся, уви­дя в этом страшный вред, его расчетливый сосед», наверное, такой, как Скотинины или тот же Гвоздин. Все, о чем рассказы­вает поэт, - правда; это и его личное наблюдение за жизнью провинциального дворянства, в ссылке в Михайловском он ви­дел это все своими глазами.

В романе изображается и жизнь столичного аристократиче­ского общества. Жизнь дворян - сплошной праздник. Именно система самодержавно-крепостнического строя позволяла им вес­ти такой образ жизни. Театры, балы, рестораны - это основное занятие столичного дворянства. Трудиться они не хотели, так как «труд упорный им был тошен». Пустую, бездеятельную жизнь в светском обществе считали нормальным явлением. Ав­тор романа подробно познакомил нас с «занятиями Евгения Онеги­на и на примере одного дня, проведенного им, показал, что жизнь общества была очень «однообразна и пестра, и завтра то же, что вчера». Пушкин же, критически относящийся к такой жизни, сатирически рисует типичных представителей высшего света. Цвет столицы - это «необходимые глупцы», «на все сер­дитые господа», «диктаторы», «с виду злые дамы» и «не улы­бающиеся девицы». Без цели, без движения вперед - вот каки­ми мы увидели дворян-аристократов, наполнивших светские гостиные Петербурга и Москвы:

Все в них так бледно, равнодушно:

Они клевещут даже скучно,

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки.

Хоть невзначай, хоть наобум.

Как поместное дворянство, так и столичное преклонялось пе­ред всем иностранным. В каждом доме дворянина были загра­ничные предметы роскоши, которые Париж и «Лондон щепе­тильный… за лес и сало возят нам». Везде носили одежду на за­граничный манер и говорили по-французски:

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет.

Татьяна, «русская душою», попав в петербургское общество, выучила науку «властвовать собою», о которой говорил ей Оне­гин. Высший свет может любого перевоспитать в светского чело­века, каким он должен быть в понимании «судей решительных и строгих», чтоб о нем «твердили целый век: какой прекрасный человек».

С раннего детства дворянам прививали черты человека- кирьериста, который должен быть хватом или франтом, чтоб «жизни холод с летами вытерпеть умел», чтоб «черни светской не чуждался» и в тридцать лет «был выгодно женат».

Характеристика дворян, данная поэтом, показывает, что они имели перед собой одну цель - добиться славы и чинов. Пушкин верен своим принципам и всегда в произведениях осуждающе от­носится к такого рода людям. В романе «Евгений Онегин» он сатирически обличает образ жизни поместного и столичного дворянства. При этом поэт точно указывает на главного врага, позволяющего дворянству вести такой образ жизни, - самодер­жавно-крепостнический строй.