Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Сильный или слабый характер катерины урок-практикум катерина отчего. Сочинение по произведению на тему: Кто же Катерина: слабое существо или сильная женщина? Сильный или слабый характер у катерины

Кто же Катерина: слабое существо или сильная женщина?

Пьеса Александра Николаевича Островского “Гроза” была написана в 1860 году, накануне отмены крепостного права. Это произведение показало все конфликты, существовавшие в шестидесятых годах девятнадцатого века: борьбу между отживающим свой век самодурством купцов и новыми людьми, начинающими ощущать своё человеческое достоинство.

Главным персонажем в пьесе является Катерина. В своей известной статье критик Н. А. Добролюбов назвал её “лучом света в тёмном царстве”. По его мнению “решительный, цельный русский характер … является у Островского в женском типе”, так как “самый сильный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых.” Так разберёмся же в характере Катерины подробнее.

В Катерине гармонически переплелись христианская культура с языческими верованиями. Эта героиня очень далека от аскетизма домостроевских правил. “До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”, - говорит Катерина. А что она видит во время молитвы? Ей видятся поющие ангелы в светлом столбе, снисходящем из купола, она чувствует одухотворенность земных сил небесными. В её речи встречается множество повторяющихся слов, связанных с христианством: храм, молюсь, грехи, ангелы. Рано утром, среди просыпающейся природы она молится утреннему солнцу, так как славяне считали Восток страной всемогущих сил: “Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу”.

Катерина - мечтательная, романтичная и впечатлительная натура. По мнению Добролюбова “это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный”. Она откровенно рассказывает Варваре, единственному близкому человеку в доме Кабановых, о своём счастливом и свободном детстве. У родителей её жилось легко, но образования она не получила. Сведения о мире она черпала из уст странниц и богомолок. Её воображение превращает эти суеверные россказни в светлые, добрые фантазии.

Островский наделяет свою героиню поэтичностью. Недаром несколько раз в произведении повторяется слово “птица”, с которой себя сравнивает героиня. По моему мнению, Катерина, в самом деле, птица в клетке, из которой никак не вырваться. Этой клеткой является дом Кабанихи. “Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела,” - так говорит сама Катерина.

Её вольнолюбивая страстная натура проявляется ещё в детстве. “Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега”, - рассказывает о себе Катерина.

И вот такой романтичный, поэтичный, свободолюбивый человек попадает в семью Кабановых, в дом, “где вянет и иссыхает всё живое”, в мир, в котором правит самодурство и ханжество. Происходит столкновение между вольнолюбием, мечтательностью Катерины и холодностью, бездушием Кабанихи. “Под тяжёлой рукой бездушной Кабанихи нет простора её светлым видениям, как нет свободы её чувствам”, - считает Добролюбов. Героиню не понимает даже муж, который полностью находится под властью своей матери. Но в отличие от жены Тихон может изредка вырваться из неволи: и к Савёлу Прокофьичу выпить сбегать, и в Москву съездить от матери. У Катерины же нет никакой надежды вырваться на “вольный воздух”. Сила её характера проявляется в том, что она готова терпеть все выходки Кабанихи только до определённого момента. “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” - говорит она Варваре. Добролюбов по этому поводу замечает: “Этот характер выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия; а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”.

Катерина - очень цельный, честный, прямой человек. Дом, в котором живёт Катерина, держится на лжи и обмане. “Без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”, - говорит Варвара. Катерине же это противно: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”. Поэтому она боится встречи с Борисом, не желая изменять своему законному мужу, пусть и нелюбимому. Но страсть к Борису сильнее её. В этой страсти заключена и потребность в любви, и тоска её жизни в доме Кабанихи, и желание воли, простора, свободы. Но Борис не сумел оценить её чувства. Он такой же “безвольный страдалец”, как и Тихон, только “образованный”. Он также должен подчиняться дяде Дикому, как и Тихон своей матери. Катерина должна возвратиться домой, но она не может уже возвратиться к прежней жизни. “Если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей вполне законно и свято, если у неё вырывают то, что нашла она и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет”, - пишет Добролюбов.

Как было сказано выше, Катерина религиозна. Она не смогла утаить своего греха. Приближающаяся гроза, как кара за грехи, полусумасшедшая барыня, стращающая девушку “геенной огненной”, полуразрушенные здания - всё это тяготит Катерину. И она публично кается перед своим мужем за совершённые грехи. Если бы пьеса так и заканчивалась, то Кабаниха могла бы праздновать победу: “Куда воля-то ведёт!”

Но конец у пьесы другой. Катерина, отчаявшись, бросается с высокого берега Волги. Она знает, что путь к свободной жизни для неё закрыт, а возвращаться домой невозможно. “Что домой, что в могилу”, - говорит героиня. “И дело кончено: она не будет более жертвою бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Она освобождена!” - констатирует Добролюбов. Другого пути она не видит. Мне кажется, что надо воспринимать этот поступок, не как слабость Катерины, а как её нравственную победу над “тёмными силами”, которым она не пожелала покориться. Это её протест против самодурства Кабановского дома, против жалкого и бесправного положения замужней женщины, против тех принципов нравственности, которые убивали в ней её вольную, поэтическую сущность. Так что я могу с уверенностью сказать, что Катерина - очень сильный человек, который имел смелость бросить вызов всему “тёмному царству”.

Драма “Гроза”, по словам Добролюбова, “есть самое решительное произведение Островского”, в котором он показал самодурство и деспотизм купцов, “темного царства”.

В драме происходит столкновение главной героини “русского сильного характера” с жестокими и бесчеловечными нравами старого образа жизни. Катерина - главная героиня драмы. Это натура поэтическая, мечтательная, нежная.

Детство Катерины в доме ее родителей прошло очень быстро, и вспоминает она о нем, как о лучшем времени своей жизни. У матери ей жилось легко и радостно. Катерина любила ухаживать за цветами, прогуливаться одна но саду, ходить в церковь, чтобы послушать церковное пение и музыку, вышивала по бархату золотом. Тогда девушкам не давали никакого образования, и книги ей заменяли рассказы странниц. Еще в детстве Катерина была впечатлительной. Под влиянием рассказов богомолок и странниц сформировался ее вольнолюбивый и романтический характер.

Главная черта в характере Катерины - “образ птицы”. В народной поэзии птица- символ воли. “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”, - вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества. “… Отчего же люди не летают так, как птицы? - говорит она Варваре. - Знаешь, мне порой кажется, что я птица”.

Катерина хочет любить и мужа, и свекровь, но она не находит в них отклика на свои чувства. Тихон отказывается взять ее с собой, Кабаниха преследует своими наставлениями. Но Катерина терпит до поры до времени. “А уж коли очень мне в этом месте опостынет, - говорит она, - так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в омут кинусь…” Кабаниха- эта ярая защитница старых порядков, понимая, что старому царству самодуров приходит конец, ненавидит все новое, точит всех, добиваясь своих порядков. В доме Кабанихи царят ложь и притворство.

Сильный или слабый характер Катерины? (урок-практикум) Катерина: Отчего люди не летают? Варвара: Я не понимаю, что ты говоришь. А. Н. Островский «Гроза»

Вопросы урока: 1. Каковы черты внутреннего мира Катерины? 2. В чём истоки её натуры? 3. Какое значение вложил драматург в название драмы?

Практикум Послушаем и проанализируем монологи Катерины. Выпишите в тетрадь по ходу урока черты Катерины

Анализ монолога «Отчего люди не летают? . . . » Что символизирует образ птицы? О чём мечтает Катерина? О каких чертах героини говорит этот монолог? Понимает ли Варвара Катерину? Почему?

Анализ 2 монолога О чём говорит фраза Катерины: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем» ? Найдите здесь фольклорное сравнение В чём Катерина видит прелесть своей девической жизни? Согласны ли вы с тем, что Варвара говорит: «Да и у нас то же самое» ? Не кажется ли вам, что Катерина росла бездельницей?

Анализ 3 монолога О каких чертах Катерины говорит этот монолог? Почему теперь ей не снятся такие удивительные чистые сны?

Беседа Смиряется ли Катерина перед своей свекровью? Зачитайте примеры Как вы относитесь к такому её поведению? Как бы поступила на её месте Варвара? Может ли Катерина так поступить? Почему?

Качества характера Катерины Истинно верующий человек Духовно богатая Поэтичная Чистая Мечтательная и восторженная Ненавидит ложь, правдива Свободолюбивая

Что Катерину сделало такой? Народность среды, в которой она выросла Устная народная поэзия Церковножитийная литература и религиозность

Может ли быть у Катерины близкий человек? Понимает ли её кто-нибудь? Варвара Борис Тихон и Катерина

Сумасшедшая барыня Какую роль в пьесе играет Сумасшедшая барыня? Почему Варвара не боится её, а Катерина боится?

Перед грехом и после греха Действие 2 явление 10. Каково психологическое состояние героини? Действие 4 явление 3. Какие чувства испытывает Катерина после содеянного? Действие 5 явление 2. Как она осознаёт своё поступок? Как она относится к Борису Действие 5 явление 3. Виновен ли Борис в самоубийстве Катерины?

Конфликт Катерины смерть Воспитание натура Бездуховное «тёмное царство» Мечта = грех «Душно» Борьба с собой

Религиозность воспитания «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру… уж коли мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» Вольнолюбие, решительность, неумение смиряться

Домашнее задание. Заполните таблицу Цитаты 1. «Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то» 2. «Точно я снова жить начинаю, или … уж и не знаю» 3. «Точно я над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что» 4. «Точно мне лукавый в уши шепчет» В какой момент это сказано, в связи с чем, какие выводы можно сделать?