Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Конспект занятия по рисованию "узор на ковре". Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (рисование) на тему «Коврик для кошечки и собаки Рисование на тему ковер в средней группе

Попова Елена Ивановна
Конспект занятия по рисованию в средней группе «Волшебный ковер»

Образовательная область : Художественное творчество. Возрастная группа : средняя группа .

Тема занятия : «Волшебный ковер »

Цель : создать условия для раскрытия творческого потенциала, развития творческих способностей и личностных качеств воспитанников через обучение нетрадиционным техникам рисования .

Задачи :

Образовательные : учить детей рисовать листья разных пород деревьев, используя нетрадиционную технику рисования- «печать по трафарету» ; совершенствовать навыки работы гуашевыми красками.

Развивающие : развивать умение самостоятельно выбирать цвета, смешивать краски прямо на листе бумаги для получения новых цветов и оттенков. Расширять и активизировать словарь (оттиск поролоном, трафарет, техники рисования и др .)

Воспитательные : воспитывать уверенность, инициативу в освоении новых нетрадиционных материалов и способов работы с ними. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.

Предварительная работа с детьми.

Наблюдение за деревьями на прогулке, рассматривание осенних листьев.

Чтение рассказов, стихов на осеннюю тематику.

Рассматривание рисунков, на которых изображены осенние листья.

Материалы и оборудование : плакат с изображением различной группировки листьев , репродукции картин с осенними пейзажами, осенние листья (дуб, клен, береза) ;аудиозапись музыки И. П. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года» ,аудиозапись музыки Ф. Шопена «Ноктюрн» , аудиозапись «Звуки осеннего леса» .

Цветная бумага формата А4 (синего, голубого, фиолетового цвета,трафареты с осенними листочками, гуашь, тампоны из поролона, стаканчики для воды, салфетки.

Ход занятия:

Организационный момент.

Цель : Подготовка воспитанников для плодотворной работы на занятии .

Задачи : Создание педагогом доброжелательной атмосферы, условий для поиска и передачи информации.

Методы : Словесный, практический.

Приветствие к детям.

«Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся»

Ребята, я очень рада видеть Вас. Возьмитесь за руки, подарите друг другу улыбку.

Отгадайте загадку :

«Пришла без красок и без кисти

И разукрасила все листья?»

Дети, вам нравится осень?

Почему вам нравится осень?

Основная часть :

Вопрос-ответ.

Физминутка.

Практическая часть.

Сегодня в нашу группу заглянула волшебница Осень .

«Ах, что было, что случилось!

Дверь тихонько отворилась,

И тихонько затворилась.

Мы судили, мы рядили

Да и думать бросили :

Кто же нам через порог

Бросил желтенький листок -

Письмецо от Осени?»

Волшебница -Осень передала нам этот подарок – посылку. Посылка не простая, а волшебная . Чтобы ее открыть, нужно назвать приметы осени. Сейчас мы проверим, знаете ли вы осенние приметы?

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Холодный ветер прилетает?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Куртки, шапки надевать?

Вы хорошо знаете приметы осени. Давайте теперь попробуем открыть посылку.

Что же приготовила для нас Осень?

Правильно, в посылке – осенние листочки. Посмотрите, какие они красивые и очень разные! По цвету, размеру и форме. Игра «Кто самый внимательный?»

Давайте определим, какому дереву они принадлежат?

Это лист какого дерева?

Правильно, дуба. Форма листа плавная, похожа на волну.

На что он похож?

В какой цвет осень окрасила этот листок?

А этот небольшой лист?

Правильно, это лист березы. На что он похож?

Какие краски припасла Осень для этого листочка?

А этот красивый крупный лист?

Конечно, кленовый. Какой он красивый, резной, разноцветный! На что он похож?

В какие цвета его окрасила волшебница-Осень ?

Физкультминутка.

Ребята, давайте превратимся с вами в листочки.

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидели.

Ветер дунул - полетели.

Мы летали, мы летали-

Все листочки так устали!

Перестал дуть ветерок-

Собрались мы все в кружок.

Ветер снова вдруг подул

И листочки с веток сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

Листья могут собираться группами или лежать в одиночку. Могут лежать ровно, вдоль дорожек, закружиться и лечь по кругу. Посмотрите, какие красивые коврики получились! Педагог берет в руки листья и рассыпает их на цветной бумаге, по-разному их группируя .

Звучит мелодичная музыка «Ноктюрн» Ф. Шопена.

Волшебница -Осень приготовила вам еще один подарок.

Она приглашает вас в осенний лес. Закройте глаза…

Представьте, что вы находитесь в осеннем лесу. Послушайте внимательно, а потом расскажите мне, что вы «увидели» и услышали? Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса» .

Что же вы услышали?

Понравились ли вам подарки волшебницы-Осени ?

А давайте мы тоже сделаем подарок волшебнице -Осени и нарисуем коврик из осенних листьев!

Для того, чтобы сделать коврик из осенних листьев нам нужен будет трафарет, цветная бумага и гуашь.

Ой, ребята, посмотрите на свои столы, кажется, у нас чего-то не хватает для нашей работы?

Да, у нас пропали кисточки! Что же нам делать? А вы знаете, что художники – большие фантазеры, они умеют рисовать необычным , волшебным материалом-поролоном. Техника рисования называется – «печать по трафарету» .

Вы видите на столе трафареты с изображенными листьями, поролоновые губки и яркие краски.

Мы будем обмакивать поролон в нужный нам цвет и с помощью трафарета, плотно прижав его к листу бумаги, наносить отпечаток. Затем, аккуратно убрав трафарет, видим, что получается отпечаток нужного нам листочка. Итак, давайте вместе начнем! Педагог показывает способ рисования коврика из осенних листьев, используя новую нетрадиционную технику рисования – «печать по трафарету» .

Звучит аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Октябрь» .

Дети самостоятельно выполняют работу.

Заключительная часть.

Итог работы.

Благодарность.

Какой красивый, яркий, волшебный получился ковер из осенних листьев ! Спасибо, дети, вы - настоящие художники!

А вам он нравится?

Какими материалами мы сегодня рисовали ? Поролоновыми губками.

С какой нетрадиционной техникой рисования вы познакомились ? «Печать по трафарету» .

Ребята, волшебница -Осень приготовила для вас еще один подарок. Педагог достает из посылки яблочки и угощает детей.

Давайте скажем спасибо волшебнице-Осени . Мы узнали сегодня много нового и интересного!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованию «Волшебный мир Дедушки Корнея» Конспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованию «Волшебный мир Дедушки Корнея». Светлана Бурмистрова. Конспект интегрированного.

Конспект музыкального занятия в средней группе «Волшебный мешочек» Дети входят в зал под «Марш» Д. Шостаковича, останавливаются в кругу. М. Р. Здравствуйте ребята, Молодцы, что за музыка прозвучала, скажите.

Конспект НОД в средней группе по художественному творчеству в нетрадиционной технике "Осенний ковер" Вохмина О. В. Задачи:воспитывать у.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебный мир магнита». Подготовила: воспитатель Рожкова Алла.


Рисование в средней группе «Осенний ковёр»
Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями»
Программное содержание:
- познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «печать листьями»;
- развивать у детей фантазию, творческие способности; мелкую моторику рук; чувство композиции, цветовосприятия;
закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе;
- воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени; интерес к процессу рисования.
Ход занятия.
Организационная часть.
(Дети под музыку заходят в группу.)
- Ребята, посмотрите, вместе с вами к нам в группу залетели листочки. Листочки не простые, осенние. В какой цвет их покрасила осень?
- Жёлтый, красный, оранжевый.
- Ребята, а вы знаете, как называется осенне явление, когда листики опадают?
- Листопад.
(В записи звучат звуки леса.)
- Верно.
Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Волшебный, осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Закружится ветер под песню дождя,
Листочки нам под ноги бросит.
Такая красивая это пора:
Пришла к нам опять Чудо – Осень.
М. Сидорова
- Я предлагаю вам полетать вместе с листочками и ветерком.
Физминутка «Осенние листочки»
(Дети под музыку выполняют движения с листочками.)
Мы листочки осенние
На деревьях висели.
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(Дети сели за столы.)
- В нашей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите на них, каждый листик всегда чем-то отличается от другого: величиной формой, расцветкой.
(Дети рассматривают листья, выбирают понравившиеся.)
- Сегодня мы с вами будем рисовать осенние листья, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.
2. Практическая часть.
1. Взять любой понравившийся листик, покрыть его краской (жёлтой, красной и др.) при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это лучше на клеёнке.
2. Окрашенной стороной положить листик на чистый альбомный лист и плотно прижать его к бумаге, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет нечётким, смазанным.
3. Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа.
4. Взять следующий листочек, покрасить его в другой цвет и отпечатать в другом месте композиции.
- Но перед тем, как мы приступим к рисованию, разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы, (загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагают» по столу средним и указательным
пальчиками)
(Дети работают под музыку Чайковского «Времена года. Осень»)3.Итог.
- У нас с вами получилась чудесная осенняя полянка с красивыми листочками.


Приложенные файлы

Приложение к работе - Проект «Рисование на манной крупе как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста»

Программное содержание:

Задачи:

1. Учить детей различать (называть) основные цвета спектра;

2. Учить самостоятельно, выбирать цвет для рисования;

3. Продолжать учить детей рисовать линии, круги, точки, цветы, листья;

4. Продолжать развивать сюжетно-игровой замысел;

5. Продолжать развивать мелкую моторику рук;

6. Воспитывать интерес к изо-деятельности, к нетрадиционной технике рисования;

7. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, заботе о них.

Интеграция образовательных областей:

1. Познание:

  • Дать детям знания о том, что у манной крупы можно изменить цвет (покрасить);

2. Социализация:

  • Воспитывать доброжелательное отношение к животным, заботе о них.

3. Коммуникация:

  • Совершенствовать навыки диалогической речи у детей.

4. Художественное творчество:

  • Закрепить навыки рисования на манной крупе линий, точек, кругов;
  • Составлять самостоятельно орнамент на ковре.

5. Труд:

  • Побуждать детей приходить на помощь педагогу в подготовке (уборке) рабочего места.

6. Физическая культура: физкультминутка

7. Здоровье: проверка соблюдения правил рассаживания за столом.

Материал и оборудование: стол-поднос, манная крупа разных цветов

(красная, желтая, синяя, зеленая, белая), выполненные заранее 3-4 цветных коврика, игрушки кошки и собаки.

Предварительная работа: рассмотрение декоративно украшенных «ковриков», иллюстраций Ю. Васнецова к русским народным сказкам «Маша и медведь», «Три медведя», «Курочка Ряба», потешкам.

В группу входит почтальон с посылкой

Почтальон: Это самый лучший детский сад?

Вот посылка для ребят.

Почтальон уходит. Дети с воспитателем открывают посылку. Из посылки выскакивают кот Матроскин и собака Шарик.

Кот: Здравствуйте, ребята! Нам по секрету сказали, что в этом детском саду живут добрые, трудолюбивые дети. Мы к вам за помощью пришли.

В: Что у вас случилось?

Шарик: Наш коврик совсем прохудился. Лапки на полу стали мерзнуть.

Помогите, ребятки, пожалуйста, коврик новый нам соткать.

В: Ребята, поможем нашим друзьям мохнатым?

Д: Поможем.

В: Посмотрите, у меня в чемодане завалялись разноцветные «коврики».

(Воспитатель с детьми рассматривают «Коврики»)

Посмотрите, как оригинально выстроен рисунок на коврах, какие красивые полоски, кружочки, линии, листочки изображены на них. На таких ковриках будет сладко спать, и видеть удивительные сны.

Для Шарика и Матроскина, ребята сами соткут «Коврики». Сейчас я вас научу. Смотрите внимательно. Не отвлекайтесь.

В: «Коврики» мы будем ткать необычно, новым способом из манной крупы.

Для начала нам нужно сделать фон. Набираем песок в кулаки, и рассыпает его равномерным слоем по столу-подносу.

Получилось у нас полотно. Приступаем выкладывать рисунок.

Вы это можете делать, но я вам напомню.

Сначала рисовать будем линии. Для этого в кулак правой руки и в кулак левой руки наберем манную крупу синего цвета и проведем линию сверху вниз, справа-налево, слева-направо.

Затем рисуем круги, щепотью правой руки набрать манную крупу желтого цвета, высыплем ее в одном месте. Затем прикладываем ладонь на высыпанную кучку и фиксируем круг. Вот и получился круг.

Цветочки будем рисовать крупой красного цвета, для этого наберем щепотью правой руки манную крупу красного цвета, высыплем по кругу в маленькие кружочки. Лепесточки фиксируем указательным пальцем правой руки. Накладывая палец на каждый кружок. Вот и вырос цветочек на полянке.

Красивый «Коврик» получился, ребята?

Д: Да. Красивый.

В: Перед работой предлагаю размяться, чтобы не лениться.

(Воспитатель с детьми делают пальчиковую гимнастику)

«Паучок»

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью,

а затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Паучков на землю смыл.

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены,

качаем руками - солнышко светит.)

Солнце стало пригревать,

(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

Паучок ползёт опять,

("Паучки" ползают по голове.)

А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Хорошо мы с вами зарядились энергией. Приступим к работе.

В: сейчас, ребята будут украшать «коврики», для наших милых друзей.

Аккуратно, ребятки, работаем с крупой, не рассыпаем везде, только на столе-подносе.

(Дети начинают украшать коврики. Воспитатель подходит к каждому ребенку, помогает ему. Ведет беседу: «Какие узоры ты хочешь изобразить на «ковре»?», «Какого цвета манная крупа тебе понадобиться?»,« Как ты будешь делать узоры?»)

В: Благодаря разнообразию цветов «коврики» получились нарядные, разноцветные.

(Дети с воспитателем любуются декоративным украшением «Ковров» изготовленных детьми)

Кот: Какие нарядные, разноцветные ковры у вас получились. На них будет тепло, мягко спать. Спасибо вам ребята большое.

За ваш труд, помощь мы приготовили, ребята, вам вознаграждение.

(Дети с педагогом делают физкультминутку)

«Бегал по двору щеночек»

Кот и Щенок: Спасибо, ребята! Весело и интересно с вами. Но нам пора отправляться домой.

Д: До свидания, приходите еще.

(Воспитатель уносит игрушки собаки и кошки, дети прощаются с ними.)

Рисование является одним из любимый видов изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. Сначала ребёнок получает удовольствие от рисования цветных линий, завитков, пятен. К 4–5 годам у него появляется желание изобразить на листе бумаги то, что его особенно впечатлило. В художественной деятельности ребёнка наблюдается переход к ассоциативному рисованию: в пятнах и каракулях он находит очертания знакомых предметов. Начинается осваивание предметного рисования: ребёнок рисует по своему замыслу. Воспитателю важно научить детей видеть простые формы в основе предметов, подбирать и смешивать цвета, следить за тем, чтобы карандаш и кисть держались правильно. В средней группе начинается обучение новому виду рисования - декоративному, когда полученные навыки дошкольники применяют в создании узоров для украшения какого-либо предмета, например, свитера.

Подготовка к занятию по декоративному рисованию в средней группе.

В младших группах детского сада дети выполняли задания по рисованию на бумажных заготовках в виде предметов одежды (платье, платочек). Рисование имело декоративный характер, но было направлено на оттачивание навыка работы с кистью и красками: проведение прямых горизонтальных и вертикальных линий по краю заготовки, нанесение точек в пределах обозначенных контуров. Обучение непосредственно декоративному рисованию начинается в средней группе. Воспитатель знакомит ребят с народными промыслами, выделяет особенности дымковской, филимоновской, городецкой росписей. Через изучение предметов, созданных и расписанных мастерами из народа, дети учатся уважать ручной труд, видеть прекрасное в предметах интерьера, глиняных и деревянных игрушках. Возникает желание к самостоятельному созданию узоров.

Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе:

  • Оттачивание технических навыков. Дети 4–5 лет создают узоры из точек, линий, простых геометрических фигур при помощи кисти и красок или карандаша.
  • Развитие композиционных умений. Ребята осваивают понятия «симметрия» и «ритм», учатся располагать узоры на поверхностях предметов, различных по форме.
  • Развитие чувства цвета. Воспитатель обучает ребят смешиванию цветов, использованию контрастных цветовых сочетаний в узоре.
  • Обучение способности различать различные виды народной росписи и выполнять отдельные элементы в собственных работах.

Материалы для занятия

Для декоративного рисования в средней группе рекомендуется использовать фигурные заготовки из плотной бумаги (для акварели или гуаши) или картона. Заготовки в виде предметов посуды (чашки, ложки, тарелки), одежды (фартук, платье, свитер, варежки) или игрушек могут быть заранее вырезаны и храниться в шкафу с материалами для занятий по изобразительной деятельности. Другой вариант основы для декоративного рисования - использование шаблона. Ребятам раздаются картонные шаблоны свитера, они должны обвести его карандашом на лист бумаги. В средней группе можно не давать задания вырезать по контуру для экономии времени, но тем из ребят, кто быстро справится с рисованием узора, следует предложить вырезать украшенный предмет.

Также используется в качестве основы цветная бумага или картон. Яркий материал привлекает внимание детей и развивает способность сочетать цвета узора и фона.

Фигурные заготовки для тематических занятий по декоративному рисованию можно поручить сделать воспитанникам дома вместе с родителями и принести к следующему занятию для украшения узором. Например, на выходные даётся задание подготовить вырезанный из плотной бумаги заготовку для занятия «Украшение свитера» . Творческий процесс для ребят начнётся уже с момента выбора фасона свитера (широкий или узкий, рукава с резинками или без, воротник хомутом или под горло, или он отсутствует и тогда нужно определиться с формой горловины) и цвета бумаги, из которой будет вырезана заготовка. В качестве идеи воспитатель может предложить родителям найти бумагу с тиснением. Она продаётся в специализированных магазинах для творчества, имеет рельефную поверхность и послужит материалом для различных поделок, в том числе для заготовки свитера.

Эта тема может быть использована для проведения кратковременного проекта - «Украшаем свитер для любимой игрушки» . Ребёнок выбирает, для какой игрушки в подарок он хочет украсить свитер, а родители помогают нарисовать контуры подходящего по размеру свитера. Дома дети могут попробовать самостоятельно вырезать заготовку.

Варианты шаблонов для заготовки «Свитер».

На занятиях по декоративному рисованию в средней группе ребята рисуют цветными карандашами, восковыми мелками, акварелью и гуашью. Воспитанникам предоставляется свобода выбора (краски или карандаши) во время занятий, направленных на закрепление приёмов декоративного рисования.

Техники и приёмы рисования в средней группе.

Дети 4–5 лет учатся правильно держать карандаш. Выполняют обведение шаблонов по контуру, рисуют узоры из прямых и изогнутых линий, простых геометрических фигур. В средней группе начинается обучение карандашной штриховке: закрашивание кругов и овалов линиями в одном направлении, не заходя за контуры.

Большое внимание уделяется развитию навыков рисования красками. Дети закрепляют навыки работы кисточкой: смачивание, набирание краски, смешивание красок, рисование всем ворсом или кончиком кисти. Дошкольники среднего возраста создают узор при помощи следующих приёмов рисования:

  • Мазки . Простой декоративный элемент, не требующий предельной точности выполнения. Ребята создают узор лёгким прикладыванием ворса кисти к бумаге. В задания по закреплению этого приёма включается освоение техники чередования: в определённом порядке наносятся мазки красками разных цветов.
  • Точки . Более сложный элемент, дети должны научиться рисовать кончиком кисти в вертикальном положении. Точки ставятся в определённом ритме в пределах контуров декорируемой заготовки. В отличие от заданий в младшей группы («При помощи точек изобрази снег, капли дождя, ягодки, зёрна для птичек») детям предлагается нарисовать узор с точками в соответствии с замыслом: параллельные ряды, шахматный порядок или точечный контур фигуры, например, круга. Навык чередования сначала закрепляется в выполнении задания по нанесению точек разных цветов, затем развивается при рисовании точек и мазков в заданном порядке.
  • Кольца и круги . Эти элементы дети учились рисовать в младших группах. На занятиях по декоративному рисованию их выполнение усложняется: ребята должны рисовать круги и кольца одинакового размера.

Первоначально дети обучаются простейшему композиционному приёму в создании орнамента - повтору, после - чередованию. Закрепляется навык создания линейного узора на полосках бумаги или по краю заготовок (подол платья, каёмка чашки). На заготовках, имеющих форму квадрата или круга, ребята учатся определять центр фигуры, рисуют узор по окружности или с поворотом на 90 градусов.

Использование других видов изобразительной деятельности и нетрадиционных техник.

На занятиях по декоративному рисованию могут быть использованы приёмы других изобразительных видов деятельности - аппликации и лепки. Изображение с орнаментом дополняется по замыслу элементами из бумаги или пластилина. Например, на заготовки в форме варежек можно приклеить бумажные полоски - это будут вязаные резинки; заготовку сарафана можно украсить аппликацией в верхней части - оформить лиф сарафана; к перчаткам, шапочке или свитеру можно добавить пластилиновые шарики для имитации шерстяных помпонов; украшение готовой работы маленькими пластилиновыми шариками - бисер, бусины или пуговицы на предметах одежды и головных уборах.

На занятиях по созданию узоров могут быть применены следующие нетрадиционные техники рисования:

  • Пальчиковая живопись. У детей 4–5 лет ещё сохраняется интерес к рисованию кончиками пальцев и ладошками.
  • Печатание - создание узора путём обмакивания в краску и прикладывания к бумаге кусочков поролона, листьев, пуговиц и т. д.
  • Пуантилизм - рисование точками, как правило, при помощи ватных палочек.
  • Монотипия - техника единственного отпечатка. Рябята рисуют на одной половине симметричной заготовки, не дав высохнуть узору, складывают лист бумаги пополам и получают зеркальный отпечаток.
  • Рисование восковыми мелками с акварельной заливкой. Ребята рисуют узор восковой свечкой или мелком, затем полностью закрашивают заготовку акварелью (поверх воскового рисунка). При высыхании краски красиво проступают восковые контуры.
  • Граттаж - процарапывание рисунка на высохшей гуаши, под которой находится цветной восковый фон.

Примеры работ, выполненных в нетрадиционных техниках.

Пальчиковая живопись Пальчиковая живопись Печатание пуговицами Рисование ватными палочками Монотипия Рисование ватными палочками Пальчиковая живопись Граттаж Граттаж Рисование ватными палочками Печатание

Индивидуальные задания на занятиях по декоративному рисованию.

Обучающая деятельность в детском саду реализуется в рамках личностного-ориентированного подхода. Это означает, что при проведении занятий (в том числе по изобразительной деятельности) воспитатель должен учитывать особенности развития каждого ребёнка, уровень владениям им теми или иными умениями, эмоциональное состояние в конкретный момент. Поскольку практическая деятельность по декоративному рисованию направлена на выполнение цели создать узор на заданной поверхности, основное задание должно быть доступно к выполнению всеми воспитанниками. Если ребёнок испытывает сложности, воспитатель использует приём индивидуального показа действий. В средней группе допустимо повторение ребёнком действий педагога.

Для тех ребят, которые успешно справляются с поставленной практической задачей, воспитатель должен предоставить индивидуальные задания.

Рассмотрим варианты индивидуальных заданий по теме «Украшаем свитер»:

  1. Используй элементы аппликации или лепки для украшения заготовки.
  2. Затонируй акварельной краской бумажную заготовку.
  3. Обведи фломастером фигуры нарисованные карандашом.
  4. Нарисуй на отдельном листе предметы одежды, похожие по стилю с твоим свитером (шапка, шарф, варежки).

Занятие «Украшаем свитер» в картотеке тем по рисованию.

При составлении учебно-тематического плана по изобразительной деятельности на год нужно учитывать, что занятия по рисованию в средней группе проводятся один раз в неделю. При этом из 35 занятий за год - 5–6 должны быть отведены под обучение декоративному рисованию:

  • «Украшение фартука».
  • «Украшаем свитер».
  • «Украшаем платочек».
  • «Украшаем полоску флажками».
  • «Перчатки для котят».
  • «Платье для куколки».

Занятие «Украшаем свитер» рекомендуется проводить для закрепления навыков рисования точек и линий, простых геометрических фигур. Задачей этого занятия должно быть украшение заготовки по представлению. Ребята самостоятельно выбирают, какой узор они будут рисовать на свитере: геометрический (чередование линий и фигур в различных цветовых сочетаниях) или тематический (попробуют создать растительный или природный узор - цветы, листья, снежинки).

Мотивирующее начало занятия на тему «Украшаем свитер».

Рисование орнамента само по себе может быть неинтересно дошкольникам среднего возраста. Для активизации внимания и побуждения к творческой деятельности, в первую очередь, рекомендуется привлечь личное восприятие зрительных образов у ребят и использовать элементы игры на занятии.

Мотивирующие материал на начальном этапе занятия.

Вариант материала Применение в мотивирующем начале занятия
Наглядный материал Ребята изучают картинки со свитерами. Воспитатель проводит беседу :
Из каких элементов составлены узоры?
Какими приёмами можно выполнить подобные узоры на бумаге (ритмичный повтор, чередование).
Какие цветовые сочетания представлены в этих моделях свитеров?

Вариантом наглядного материала могут быть свитеры на самих воспитанниках.
Особое оживление приносит задание принести в назначенный день свой любимый свитер. Непосредственно в начале занятия воспитатель предлагает устроить показ мод: воспитатель включает весёлую музыку, ребята надевают принесённые свитеры и по очереди дефилируют, демонстрируя узор на изделии. Далее проводится беседа по особенностям увиденных свитеров.

Игровая ситуации Воспитатель обращает внимание ребят на то, что близится зима, начинается морозное время года, а у игрушек/кукол в их группе нет тёплой одежды. Ребятам предлагается выбрать по игрушке и приготовить для них в подарок красивые свитеры.

Перед каждым воспитанником на столе лежит рисунок девочки или мальчика и бумажная заготовка свитера. Детям предлагается нарисовать узор на заготовке и «надеть» свитер на ребёнка с картинки, чтобы он не замёрз на прогулке.

Если в группе есть бумажные куклы с бумажным же «гардеробом», то к занятию можно сделать заготовки с «ушками», чтобы украшенные свитеры ребята использовали в последующей игре.

Сюрпризные моменты В группу заходит Лисичка (младший воспитатель или другой сотрудник в костюме лисы), приветствует ребят и жалуется на морозы. Лисичка просит ребят подсказать ей, что нужно делать, чтобы лисята не мёрзли на прогулке. Когда дети скажут, что можно одевать на лисят тёплые вещи, Лисичка плачет, что она ни шить, ни вязать не умеет. Воспитатель подводит ребят путём наводящих вопросов или подсказок, что они могут нарисовать и украсить для лисят свитеры.

На столе воспитателя стоит коробка. Воспитатель сообщает, что её доставил в группу утром почтальон, зачитывает вслух адрес (реальный адрес детского сада: город, улица, дом, номер группы). На вопрос, как быть с коробкой, ребята, конечно, предлагают открыть её, что воспитатель и делает. В коробке оказываются бумажные заготовки свитеров одного цвета и письмо от Гномика. Воспитатель зачитывает письмо: Гномик рассказывает, что по осени бабушка связала ему и его многочисленным братьям свитеры, но все они одного размера и цвета - гномики путают, какой свитер кому из них принадлежит, и просят у ребят помощи. Воспитатель предлагает разобрать заготовки и украсить по собственному желанию, чтобы у каждого гномика был свой неповторимый свитер.

Дидактические игры С ребятами 4–5 лет проводятся коллективные дидактические игры: задания даются не на карточках, а представлены на больших картинках/плакатах или проецируются на экран.
Варианты игр:
«Найди отличия». На двух одинаковых картинках свитеров нужно найти отличия, воспитатель сразу называет их количество.
«Найди свитер по силуэту». На картинке изображены свитеры и один теневой силуэт.
«Найди пары одинаковых». Среди изображённых на картинке свитеров нужно найти одинаковые.
«Кому какой свитер подходит». В левой части картинки нарисованы свитеры с различными узорами, справа - персонажи. Например, свитер с бантиками подходит для девочки, свитер с машинками - для мальчика, а свитеру с морковками будет рад зайчонок.

Составление конспекта на тему «Украшаем свитер».

Цель занятия: украшение бумажной заготовки декоративным узором.

Задачи: закрепление умения рисовать кистью и/или карандашом линии, мазки/штриховку, точки, кружки и кольца, галочки; развитие умения украшать готовую работу элементами других видов изобразительной деятельности (бумажными полосками или фигурками, пластилиновыми деталями); развитие чувства цвета; развитие умения видеть прекрасное в предметах окружающей действительности; активизация фантазии; воспитание самостоятельности и проявления инициативы.

В соответствии с гигиеническими нормами длительность занятия по рисованию в средней группе составляет не более 20 минут и состоит из следующих этапов:

  • Организационный момент 1 минута.
  • Мотивирующее начало занятия 4–5 минут.
  • Практическая работа 10 минут.
  • Демонстрация и обсуждение готовых работ 2–3 минуты.
  • Подведение итогов занятия 1 минута.

Воспитателю необходимо составлять подробный план каждого занятия с последующим обязательным проведением анализа: были ли достигнуты поставленные цели и задачи, эффективны ли были применяемые методы и приёмы обучения, как вели себя дети на различных этапах занятия, трудности и задержки на каких-либо этапах занятия и их причины, анализ работ воспитанников, примерные пути совершенствования проведения занятия.

Методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему «Декоративное рисование «Украшение свитера»».
Закрепление умения украшать предмет одежды, используя знакомые элементы: линии, мазки, точки, кольца и круги.
Оформление заготовки бумажными полосками.
Развитие эстетического восприятия и самостоятельности. Материалы Заготовки свитеров из плотной бумаги разных цветов, бумажные полоски для оформления горловины, манжет и резинки. Связь с другими аспектами воспитательной работы Изучение декоративных узоров на предметах одежды. Ход занятия Создание проблемной ситуации. Воспитатель приносит в группу плюшевого зайца и читает стихотворение А. Барто «Зайку бросила хозяйка». Ребятам сообщается, что и сам зайка промок под дождём, и, конечно, промок его свитер - стал бесцветным и смылся рисунок. Как можно помочь зайчику? Ребята предлагают заново нарисовать узор на зайкином свитере.
Сообщение цели занятие, обозначение задачи для практической работы.
Проведение физкультминутки «Будь внимателен» под строки стихотворения о цветах.
Прежде, чем ребята приступят к выполнению задания, воспитатель обращает внимание, что на их столах не хватает оранжевой краски, ребята вспоминают, какие цвета нужно смешать для получения оранжевого цвета.
Педагогический показ. Воспитатель предлагает ребятам вспомнить элементы для декоративного рисования и демонстрирует их выполнение на доске/мольберте.
Во время выполнения практической работы воспитатель следит за процессом смешивания красок ребятами на палитре, правильностью рисования кистью, заполнением всей площади заготовки, за осанкой воспитанников.
Украшенные свитеры ребята крепят на магнитную доску.
Обсуждение работ.
Подведение итогов занятия. Зайка говорит, что у ребят получились яркие и красивые свитеры с интересными узорами, благодарит их за старание и фантазию.

Порядок выполнения работ на тему «Украшаем свитер».

Во время выполнения педагогического показа воспитателю рекомендуется показать на доске или мольберте рисование названных ребятами приёмов, а затем показать пример поэтапного рисования узора на свитере. Можно рассмотреть примеры готовых работ на заданную тему и предложить ребятам определить, при помощи каких приёмов создавались эти рисунки и в какой последовательности.

Украшение бумажными полосками и рисование карандашом.

Для украшения свитера подбираются бумажные полоски по размеру горловины, манжет, резинки
Приклеивание бумажных полосок
Рисуем карандашом вертикальные линии
Чередование карандашных линий на свитере
Рисуем кольца в плечевой зоне, располагая полукругом
Штриховка элементов
Рисуем кольца по нижнему краю свитера и манжетов, закрашиваем штриховкой
Рисуем подобные элементы по центральной поперечной линии изделия

Рисование узоров карандашом и украшение пластилиновыми элементами.

Оформление горловины, манжет и резинки карандашными линиями
Рисование зигзагообразных линий розовым карандашом
Рисование зигзагообразных линий зелёным карандашом
Скатывание пластилиновых элементов
Прикрепление пластилиновых шариков путём сплющивания
Процесс украшения свитера
Готовая работа

Создание узора приёмом мазка.

Нанесение мазков одного цвета по диагонали
Нанесение мазков другого цвета по диагонали зеркально ранее нанесённым мазкам
Украшение мазками горловины, манжет, резинки

Рисование узора приёмами линий и точек.

Обозначение линиями горловины и манжет
Оформление манжет и горловины
Рисование линий: чередование линий разных цветов
Рисование точек: ритмичный повтор

Рисование акварелью: тонирование, линии и кольца.

Разделение горизонтальной линией заготовки
Тонирование верхней части свитера
Тонирование нижней части свитера и рукавов другим цветом
Рисование зигзагообразных линий (чередование)
Оформление горловины свитера
Рисование колец (чередование в шахматном порядке)

Рисование гуашью: круги и точки.

Обозначение линиями горловины, манжет, резинки
Рисование точек: чередование точек двух цветов
Рисование кругов в шахматном порядке
Рисование кругов другого цвета
Рисование точек по нижнему краю светера и рукавов
Рисование точек второго цвета
Рисование точек по центру кругов
Готовая работа

«Зимние узоры»: рисование гуашью линий и точек на цветной основе.

Начинаем рисовать ёлочки в нижней части свитера: повтор диагональных линий
Повтор диагональных линий в зеркальном положении
Посередине обозначаем стволы ёлочек вертикальными линиями
Рисуем точки в шахматном порядке
Оформляем манжеты, горловину и резинку
Готовая работа