Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Корабль «Сметливый» открыл предупредительный огонь по турецкому судну. СКР "Сметливый": описание, характеристики и интересные факты Сметливый вооружение

У нас самые красивые военные корабли. За это их и люблю, поэтому их и фотографирую. Их много, разных - различных классов и проектов. Но самый красивый, изящный, элегантный проект корабля для меня - это сторожевые корабли пр. 61, "поющие фрегаты". В свое время их построили ровно 20 единиц, и они были везде - на Балтике, на северах, на ТОФе, и разумеется в Севастополе. По состоянию на сейчас в строю остался один - СКР "Сметливый" Черноморского флота РФ. Последний из "поющих фрегатов". Уже история. Поэтому когда стало известно, что в рамках их похода в Средиземку корабль будет заходить в т.ч. и на Мальту (которая сама по себе колоритное и красивое место), особых раздумий на тему "ехать или не ехать" не было.

Все связанные с поездкой приключеньица описывать не буду (их с лихвой хватило бы на три раза), да и к "предмету съемки" большая их часть не относится. Самое главное, что за пятнадцать минут до захода корабля в гавань Валлетты я стоял на нужном месте.

2. Итак, 1 ноября 2013 г., где-то 07-15 утра по местному времени. Действие первое, Сметливый появляется на входе в Гранд-Харбор.

3. Проходит какой-то местный рыбацкий (?) катерок.

4. Буксиры пристраиваются по правому борту корабля. Уже хорошо - по крайней мере, не будут перекрывать собой корабль во время съемки.

5. Сметливый заходит вглубь бухты. На заднем плане - мемориальный колокол в память жертв обороны Мальты 1940-1943,

6. ... и прочие виды на Валлетту.

7.

8. Энергичный разворот,

9. и корабль швартуют к причальной стенке пассажирского порта.

10. Буквально через полчаса рядом отшвартовался здоровенный круизник, вот они вместе в одном кадре:)

11. Утром следующего дня, рассветные виды на Валлеттуу со "Сметливым"...

12. и на сам корабль покрупнее.

13. И вот такой еще ракурс.

14. А рано-рано утром 3 ноября, пополнив запасы, корабль покидал Мальту. Лайнер на фоне не на выход, а только что зашел, развернулся и ждет, когда ему освободят причал.

15. Виды на противоположный берег Гранд-Харбор - полуостров Сенги.

16. и Биргу (справа - форт Saint Angelo)

17. На мостике каждый занят своим делом:)

18. Швартовая команда.

19. Очень повезло с небом. 15 минут раньше - было бы не то, 15 минут позже - аналогично.

20. Прикрывающий вход в бухту форт Рикасоли

21. И уже сам выход из бухты.

22. Буксиры доворачивают корабль на выход.

23.

25. Крайний кадр. К своим причалам возвращаются буксиры и лоцманский катерок, а Сметливый идет дальше решать поставленные задачи.

Проекта 61. Заступил на боевое дежурство в 1969 году, базируется в Севастополе (Республика Крым). В его задачи входит патрулирование морской акватории, поиск и ликвидация подводных аппаратов, в том числе и АПЛ.

Предпосылки для создания

В 50-х годах флот США получил в распоряжение уникальные для того времени подлодки, способные нести ядерные ракеты дальнего радиуса действия. Для их обнаружения и уничтожения были разработаны корабли 61-го проекта, в число которых входит СКР «Сметливый».

Первоначально боевые суда предназначались для действий в Баренцевом и Норвежском морях, где осуществляли дежурство АПЛ стран НАТО. Однако после урегулирования Карибского кризиса США вывели свои стратегические базы из Турции, взамен направив в восточную часть Средиземного моря подлодки класса «Сити киллер» (Убийца городов) с ракетами «Поларис» на борту. Их ударной мощности было достаточно для уничтожения большинства крупных городов и промышленных узлов европейской части СССР, в том числе на Урале. Командование вынуждено было отреагировать на новую угрозу, направив новейшие СКР 61-го проекта в ведение Черноморского флота. Позже «Сметливый» входил в пятую эскадру СССР, патрулировавшую в Средиземноморье.

История

Сторожевой корабль «Сметливый» с бортовым номером 537 (первый командир - Л. А. Макаров, капитан 3-го ранга) поднял флаг 15.07.1969 года и 5 октября прибыл в Севастополь. В состав Краснознаменного Черноморского флота был зачислен 21.10.1969 года, а 25 ноября, после испытаний и прохождения курсовых задач, введен в состав кораблей 1-й линии боевой готовности.

Корабль в 1971-м находился в Средиземном море в течение 60 суток на боевой службе. В апреле-мае 1972 года на большом противолодочном корабле «Сметливый» был развернут выносной пункт управления (ВПУ) контр-адмирала Л. Я. Васюкова, командовавшего 30-й дивизией надводных кораблей. В результате проведенного в составе КПУГ поиска была обнаружена иностранная ПЛ, контакт с которой непрерывно поддерживался кораблями и вертолетами на протяжении 29 часов 15 минут. В середине апреля 1972 года ВПК под началом капитана 1-го ранга В. Капитанца осуществил заход в порт Касабланка.

Служба

6-12 марта 1973 года с группой кораблей СКР «Сметливый» посетил с визитом порт Латакия (Сирия). С 4 октября по 26 ноября 1973-го он находился в районе боевых действий на Ближнем Востоке, сопровождая советские и болгарские транспорты. Находясь в составе КУГ-5 вместе с крейсером «Мурманск» СКР осуществлял слежение в готовности к уничтожению в случае начала боевых действий за авианосным соединением ВМС США во главе с авианосцем CVA 42 «Франклин Д. Рузвельт».

С 26 сентября по 1 октября 1973 ВПК в составе отряда боевых кораблей под флагом адмирала В. С. Сысоева совершил заходы в порт Сплит (Югославия), с 9 по 13 августа 1974 - в Варну (Болгария), и с 26 июня по 1 июля 1980 года - в Тунис. 30.08.1974 года «Сметливый» оказывал помощь аварийному ВПК «Отважный».

В 1981 году ВПК «Сметливый» (бортовой № 745) участвовал в показательном учении по автоматизированному управлению силами приданной и корабельной авиации с ФКП на ТАКР «Киев». До постановки в ремонт и модернизацию корабль участвовал в десяти крупных учениях и выполнил двенадцать боевых служб, оставив за кормой свыше 320 000 миль.

Под флагом России

После раздела СССР СКР «Сметливый» № 870 отошел под юрисдикцию российского флота. В 1998-м поддерживал миротворцев в Абхазии, выполняя роль ретранслятора связи. Корабль неоднократно участвовал в крупных международных учениях. В 2008-м был задействован во время Осетинского конфликта. С началом операции по оказанию помощи Сирийской республике является важным звеном противолодочной обороны при охране флотской группировки в Средиземном море.

Модернизация

В период планового ремонта, проведенного на Севморзаводе в 1976-1977 годах, на корабле было модернизировано ракетное вооружение и установлена система орошения погребов «Карат-М». 19.02.1987 года сторожевой корабль «Сметливый» (бортовой № 717) был поставлен в СМЗ им. Орджоникидзе для проведения модернизации по проекту 01090.

Работы затянулись до 1995 года. В результате на месте бомбометов серии РБУ-1000 были смонтированы направляющие, позволяющие устанавливать противокорабельный комплекс «Уран» с дозвуковыми ракетами X-35. Была убрана вертолетная площадка. Вместо малоэффективной в условиях современного боя кормовой артустановки установлена система МНК-300 «Кайра», облегчающая обнаружение подлодок. Важной составляющей стали комплексы постановок помех серий ПК-16 и ПК-10, а также новые РЛС. В 2010-м заменена газотурбинная силовая установка № 3.

Конструкция

Полностью сварной корпус корабля «Сметливый» (Россия) оборудован 14 переборками и, соответственно, 15 отсеками. Живучесть судна достаточно высокая: даже после затопления трех смежных отсеков оно останется на плаву и будет способно решать боевые задачи. За характерный стремительный силуэт и обтекаемые формы вся 61-я серия получила неофициальное название «утиной».

Расположение помещений на СКР является традиционным для кораблей времен СССР, за исключением КП управления кораблем, ГЭУ, кают офицеров, коридоров и впервые предусмотренной проектом столовой команды. Особенностью ее была возможность разместить для приема пищи до двух третей личного состава срочной службы одновременно. В то же время, в соответствии с требованиями противоатомной защиты, каюты и кубрики не имели иллюминаторов, что в сочетании с отсутствием кондиционеров и слабой вентиляцией помещений, а также постоянным шумом от работающих газовых турбин ухудшало условия обитаемости даже по сравнению с кораблями предыдущих проектов.

Технические параметры

СКР «Сметливый» (Россия) обладает следующими характеристиками:

  • Длина по кильватерной линии - 132 м, максимальная - 144 м.
  • Ширина по кильватерной линии - 14 м, максимальная - 15,8 м.
  • Высота бортов: 8,1 м (на миделе) - 13,2 м (у фор-штевня).
  • Водоизмещение: 4315 т (полное); 3890 т (нормальное); 3465 т (стандартное).
  • Осадка (в зависимости от водоизмещения): 4,47 м; 4,18 м; 3,88 м.

Двигатели

Для 61-й серии принята двухвальная ГЭУ в составе двух автономных главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) класса М-3, обладающая мощностью на вал 36000 л. с. ГТЗА размещаются в двух отсеках автономными эшелонами. Каждый эшелон включает один всережимный ГТЗА М-3, реверсивный односкоростной спаривающий редуктор, два газотурбогенератора ГТУ-6 и один дизель-генератор. Редуктор позволяет осуществлять реверс гребного винта с переднего полного хода на задний полный ход (и обратно). Разработку и изготовление ГТУ осуществлял ЮТЗ «Заря» в г. Николаеве.

Суммарная мощность силовых установок составляет 72 000 л. с. Ее преимущества:

  • меньшая масса;
  • экономичность;
  • высокая маневренность (возможность быстрого пуска и набора мощности),
  • высокая автоматизация.

Для сохранения высокого КПД установки каждая турбина имеет собственный газоход (трубу), отсюда наличие на корабле сразу четырех труб. Над палубой все они располагаются попарно, V-образно, поперек корабля в плоскости шпангоутов, с наклоном к бортам.

Применение на корабле ГТУ, одной из особенностей которых является высокий уровень шумности, потребовало реализации целого ряда конструктивных мероприятий по снижению уровня шума. Так, была даже специально разработана и установлена в шахтах приема воздуха система шумопоглощения.

Ремонт

Конструктивно предусматривалась возможность производства в короткие сроки агрегатного ремонта ГТУ и замены ГТД. При проектировании размеры газоотводных труб выбирались как из расчета снижения в кожухах температуры отводимых газов, так и возможности быстрой замены через них ГТЗА М-3 и ГТУ-6 в сборе, без демонтажа смежного оборудования и вскрытия корабельных конструкций. Столь же легко могла проводиться и агрегатная замена отдельных элементов ГТД, значительно облегчая тем самым проведение ремонтов даже силами личного состава.

Управление и навигация

Штурманские приборы включают:

  • магнитный компас УКРП-МЗ, гирокомпас «Курс-5», 18 репитеров гирокомпаса;
  • курсограф, автопрокладчик «Путь-1»;
  • лаг МГЛ-50 со штевневым устройством, эхолот НЭЛ-5;
  • радиопеленгатор АРП-50;
  • индикатор сигналов КИ-55, приемно-индикаторное устройство КПИ-ЗМ, фазовый приемо-индикатор КПФ-1.

Вооружение

Артиллерийское вооружение представляет установка серии АК-726. Она имеет два спаренных ствола под 76-мм снаряды. Боезапас составляет 1200 выстрелов, скорострельность - 90-107 в/м. Первоначально СКР «Сметливый» нес два орудия, однако впоследствии кормовую установку демонтировали, заменив ее неакустическим комплексом по поиску подлодок МНК-300. Разработка АУ была начата в 1954 году под руководством конструктора П. А. Тюрина. На вооружение ВМФ СССР АК-726 была принята в 1964-м, став одной из наиболее распространенных корабельных артсистем.

Ракетное вооружение СКР «Сметливый» состоит из пусковых установок «Волна-Н» (2x2) и «Уран» (2x4). Первая является аналогом наземного ЗРК С-125, разработанного на стыке 50-60-х годов. Впоследствии она была модернизирована до ЗУР В-601М. «Уран» является более современной разработкой: установка позволяет выстреливать мощными противокорабельными ракетами серии Х-35У. Летя на минимальном расстоянии над водой (что затрудняет ее обнаружение и уничтожение), ракета при удачном попадании способна значительно повредить и даже уничтожить суда водоизмещением до 5000 т.

Противолодочное вооружение включает реактивные бомбометы класса РБУ-6000. Они позволяют для поражения подлодок использовать противолодочные ракеты 90Р и глубинные бомбы РГБ 60. Их боезапас составляет 192 единицы.

Пятитрубная торпедная установка серии ПТА-5361 рассчитана на использование 533-миллиметровых торпед двух типов:

  • электрических противолодочных СЭТ-65;
  • парогазовых противокорабельных 53-65К.

Авиация

Изначально на корме «Сметливого» располагалась вертолетная площадка (которую позже демонтировали). Корабельные вертолеты серии Ка-52 были важной составной частью системы обнаружения и ликвидации подлодок. Их основным оружием были торпеды класса АТ-1/1М с самонаводящимся механизмом с массой взрывчатки 70 кг. Они имели возможность повторного поиска цели в случае утраты контакта с ней.

Также вертолетчики могли сбрасывать глубинные бомбы различных типов. На вооружении Ка-25 состояла и атомная ГБ марки РЮ-2-2. Она принималась в кормовой погреб авиационного боезапаса. Эти авиабомбы хранились на спецскладах в поселке городского типа Щебетовка под Феодосией и доставлялись на 12-й причал в Севастополе непосредственно перед выходом БПК на боевую службу.

Вывод

Хотя «сторожевик» 61-й серии ведет родословную с 60-х годов и считается морально устаревшим, после ряда модернизаций он способен эффективно выполнять свою непосредственную задачу - обнаруживать и по возможности уничтожать ПЛ потенциального противника. Базируется СКР «Сметливый» № 870 в г. Севастополе. Он участвовал в ряде миротворческих миссий и сегодня выполняет служебные задачи в Черном и Средиземном морях.


Сразу предупреждаю вопросы типа: "..почему поющий?.." Такое прозвище у корабля из-за мелодичного свиста газовых турбин.

Мне повезло оказаться в нужном месте и в нужное время, ведь когда возвращается "Сметливый" - это везение.

"Сметливый" один из самых старых, а возможно и самый старый из боевых кораблей в составе нашего флота. Его заложили 15 июля 1966 года на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве. 26 августа 1967 года спущен на воду, а 21 октября 1969 года включен в состав Черноморского флота.

Моё знакомство со "Сметливым” произошло давно, несколько лет назад. Узнал я про этот корабль во время поездки в Москву, в 2012 году, когда встретился с Антоном Блиновым.

anton_blinov - безумный человек, который ради уникальной фотографии может пролететь пол земли. Так и в этом случае, ради фотографии скр (сторожевой корабль) "Сметливый" он полетел в Турцию, чтобы заснять его в Босфоре. Безумен он ещё и потому, что в лютый холод готов сидеть несколько часов в канализационном колодце, чтобы дождаться возвращения новейшей подводной лодки в Северодвинск. Сидели вместе - настоящий шипспоттер!

Моё знакомство со "Сметливым" состоялось так: я узнал о скором возвращении этого корабля: день и время. Специально приехал на южный мол и стал его ждать. На горизонте кроме морского тральщика "Иван Голубец" и пары яхт ничего не было. Решил вернуться в пансионат Мокроусова- загорать и купаться.


Как только приехал к площади Нахимова, то решил пройтись по набережной, купить мороженого и сфотографировать что-нибудь необычное. В какой-то момент на горизонте увидел дым, это оказался тральщик "Иван Голубец", о котором писал в одном из прошлых репортажей. Я был огорчен, ожидал увидеть "Сметливый", а тут морской тральщик, который уже пару дней "крутился" вокруг пансионата Мокроусова.

Естественно, его было необходимо тоже заснять, ведь для меня главное репортажи о флоте! Вокруг меня было много людей: в основном, встречающие моряков с корабля "Сметливый". Большинство из них, к моему удивлению, считали, что этот тральщик и есть "Сметливый. Нескольких человек я сразу убедил, что это не сторожевой корабль, так что потерпите, наверное, он скоро будет на горизонте. Я не ошибся.

Через несколько минут после прохода мимо нас тральщика "Иван Голубец" на горизонте появилась огромная струя дыма. Это был он самый.."Сметливый".

Я привык, что когда возвращаются подводные лодки, то они просто проходят мимо и встают у причала (причем, при выходе гудят друг-другу, как будто желая счастливого пути). У сметливого же все было по другому: экипаж выстроился в голубой тропической форме вдоль борта и под музыку "Легендарный Севастополь" приветствовал город.

Удивительное событие, из-за того, что горожане и туристы за несколько часов начинают готовиться ко встрече: флаги России и военно-морского флота, фотоаппараты и даже дуделки. Возможно, это и здорово, что наши заходы и возвращения подлодок не так афишируются.

У российского флота много кораблей, но каждый близок сердцу народа. Потому что в экипаже служат мужья, братья, сыновья, внуки. Корабли провожают и с нетерпением ждут возвращения. Они бороздят моря и океаны, ходят с дипломатическими, гуманитарными и военными миссиями в другие страны, участвуют в учениях. Многие из этих событий освещаются в прессе, и публикации зачитываются до дыр родственниками военнослужащих. Одной из таких «звезд» СМИ является «Сметливый» - корабль Черноморского флота.

История строительства

Оперативно-тактическое задание на разработку судна было получено и утверждено главнокомандующим ВМФ еще 14 марта 1956 года. Позднее проект получил номер 61. Возможно потому, что строился он на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве. На создание и утверждение проекта и всех проектных решений ушло почти десять лет. Строительство началось только в 1966 году. Корабль проекта 61 «Сметливый» был задуман для противовоздушной обороны своих судов от самолетов и ракет противника, а также для противолодочной обороны. Снаряжен для этого всем необходимым вооружением и радиолокационными установками.

Строительство корабля было завершено в 1967 году, через год его проверили и внесли в списки ВМФ СССР, а 21 октября «Сметливый» - большой противолодочный корабль проекта 61 - был включен в состав Черноморского флота и начал свою службу.

Проект 61

Институт, занимавший эскизированием и проектированием корабля, рассматривал различные конструкторские решения. Например, было предложено семь вариантов размещения вооружения. В итоге оружие разместили по линейной схеме, что позволяет использовать все зенитные орудия разом с одного борта. Это очень удобно при массовой атаке с воздуха. Противолодочные ракеты убрали из боекомплекта, зато увеличили запас ЗУР до 24. Сначала энергетическую установку приняли котлотурбинную, но на утверждении проекта предложили рассмотреть вариант с газотурбинной установкой, что позволяло уменьшить Началась разработка первого в мире такого большого судна с газотурбинной энергетической установкой, которую используют на всех режимах плавания.

Если во многих странах для кораблей разрабатывают специальные ЗРК или используют технологии ВВС, то в СССР решили переработать зенитные ракетные установки сухопутных войск ПВО. На базе сухопутных ЗРК была создана новая пусковая установка «Волна» с доработанной для условий большой воды системы управления, хранения, подачи и заряжания.

«Сметливый» - корабль уникальный по своим конструкторским и объемно-планировочным решениям. Для достижения установленных технических характеристик приходилось менять корпус корабля, хотя изначально он был взят по 50, 56 и 57-бис. Расположение жилых и служебных помещений было принято стандартным за исключением командных пунктов, помещения энергетической установки, кают офицерского состава, коридоров и столовой, правила ведения современной войны предъявляли особые требования. Эти изменения принимались в соответствии с противоатомной защитой и компоновкой вооружения. Каюты и коридоры были сделаны закрытыми, без естественного освещения, команда может попасть в любой отсек корабля, не выходя на палубу. Командир из своего пункта мог наблюдать подводную, надводную и воздушную обстановку и управлять всеми боевыми системами корабля.

Поющий фрегат

«Сметливый» - корабль, который получил прозвище «Поющий фрегат». Он совсем не поет, не исполняет романсы, но его звучат очень мелодично. И при встрече корабля в порту или отправке можно услышать их звонкий перелив. Вряд ли такой эффект задумывался конструкторами заранее, это воля случая. Теперь, даже спустя много лет, забыв все заслуги корабля, его будут помнить как «Поющий фрегат»

Модернизация

Скоро будет полвека, как «Сметливый» несет свою службу. Меняется оружие, в обиход входят новые материалы. Технику необходимо обновлять, чтобы она оставалась эффективной. В 1990-1995 годах судно прошло модернизацию по проекту 01090. На корабль установили морской неакустический комплекс МНК-300 с антенной в виде 300-метрового троса за кормой, который улавливает след подлодки противника. Также вместо двух РБУ-1000 установили 8 направляющих для противокорабельных ракет «Уран». Смонтированы новые установки помех, системы РЛС и управления ПКР. Теперь это не большой противолодочный, а сторожевой корабль ЧФ «Сметливый», который может участвовать во всех боевых службах.

История предшественника

Вас никогда не интересовало, почему у кораблей такие имена? Возможно, что до первоисточника уже не добраться, но иногда можно найти очень любопытные истории. Вот, например, «Сметливый» - корабль, который был построен в 1967 году? Так, да не совсем. Дело в том, что «Сметливый» участвовал во Второй мировой войне. Только это был не а эсминец. Он участвовал в войне с Финляндией, а к 1941 году считался одним из лучших на флоте.

С воды постоянно проводил обстрел немецких позиций в Эстонии, стоял на ремонте в Ленинграде и снова возвращался в Таллинн. При совершении прорыва в Кронштадт «Сметливый» - единственный эсминец, полностью сохранивший боеспособность. Принимал непосредственное участие в обороне Ленинграда с сентября по октябрь 1941 года. Использовал свои орудия как артиллерию, для обстрела позиций противника и участвовал в операциях на воде.

Последняя операция эсминца «Сметливый»

Началась операция по эвакуации гарнизона с военно-морской базы Ханко. Предстояло совершить прорыв из Кронштадта, к тому времени заминированного. Эсминец «Сметливый» вместе с «Суровым», четырьмя тральщиками, четырьмя охотниками и торпедными катерами был во второй группе прорыва. Без потерь добрались до Ханко.

Во время стоянки эсминец попал под обстрел артиллерии, и ему повредили кормовое орудие. 4 ноября судно, приняв 560 человек, легло на обратный курс. Погода ухудшалась, и пройти оказалось затруднительно. Корабль шел в хвосте группы, ближе к ночи взорвалась первая мина. Эсминец остался на плаву, но потерял ход. После коротких ремонтных работ он продолжил движение и подорвался на второй мине, сдетонировал боезапас. Носовую часть корабля оторвало, она затонула через пятнадцать минут вместе с капитаном. Эсминец остался без хода и управления, начал тонуть. Третья мина оторвала корму. Подоспевшие катера и тральщики спасли три с половиной сотни человек.

Инцидент с турецкими моряками

Новость про столкновение турецких рыбаков и российских моряков 13 января 2015 года облетела все СМИ. Была перекручена по-разному. Турки утверждают, что никакого корабля не видели, двигались своим курсом, никаких сигналов и выстрелов не слышали, все в штатном режиме. Хотя как можно не увидеть «Сметливый» - корабль, фото которого вы видите ниже? Как передали со сторожевого корабля, в Эгейском море турецкий сейнер появился по правому борту и пошел на таран. «Сметливый» стоял на якоре и начал подавать сигналы и выходить на связь по рации, но никто не ответил. Когда до столкновения оставалось 600 метров, были произведены на безопасном расстоянии выстрелы из стрелкового оружия. После этого турецкий сейнер изменил курс и прошел вдоль борта на расстоянии 540 метров.

Встреча корабля. Севастополь

Корабль «Сметливый» возвращается в порт этого легендарного города, и здесь его всегда ждут. На берегу к встрече начинается подготовка за несколько часов. Люди собираются с флагами ВМФ России, фотоаппаратами и даже фанатскими дуделками. Туристы специально приезжают посмотреть на это событие. Когда корабль входит в порт, команда выстраивается вдоль борта в парадной форме и приветствует родной город под звуки песни «Легендарный Севастополь».

Служба

Корабль участвует во многих российских и международных учениях, несет конвойную и дозорную службу. Имеет славный послужной список и подходящее имя. Потому что когда силой победить нельзя, надо побеждать смекалкой, как издревле поступали русские воины. Он был самым большим противолодочным кораблем, а теперь это отличный сторожевой корабль «Сметливый». Фото, хоть и является лишь плоской картинкой, передает часть его силы и напора. Один его вид и боевая мощь поднимают боевой дух как у военных, так и у мирных жителей.

Кто-то посчитает это пустым патриотизмом, но без патриотизма человек не будет каждый день выполнять свой долг, защищать границы родины, быть верным присяге и моральным устоям.

Сторожевой корабль «Сметливый» первоначально был построен на судостроительном заводе имени 61 коммунара, город Николаев, Украина, как большой противолодочный корабль проекта 61М (заводской № 1710). Закладка состоялась 15 июля 1966 года. 26 августа 1967 года был спущен на воду. 25 сентября 1969 года вступил в строй. 21 октября 1969 года введен в состав Черноморского флота.

Основные характеристики: Водоизмещение 4460 тонн. Длина 144 метра, ширина 15,8 метра, осадка 4,57 метра. Скорость полного хода 39 узлов. Дальность плавания 4000 миль при 20 узлах. Автономность плавания 10 суток (по запасам провизии). Экипаж 266 человек, в том числе 22 офицера.

Силовая установка: 72000 л.с. (2х36000 л.с.), газотурбинная, 2 винта.

Вооружение до модернизации:

2х2 76-мм артустановки АК-726, 2х2 ЗРК «Волна» (16 ракет), 1х5 533-мм торпедный аппарат (5 торпед), 4 реактивных бомбомета РБУ-1000.

Вооружение после модернизации:

2х4 ПУ противокорабельных ракет Х-35 «Уран», 1х2 76-мм артустановка АК-726, 2х2 ЗРК «Волна» (16 ракет), 1х5 533-мм торпедный аппарат (5 торпед), 2 реактивных бомбомета РБУ-1000.

В 1970-х годах посетил с визитом Сирию, Югославию, Болгарию, в 1980 году – Тунис.

С 1990 по 1995 год находился на модернизации, в результате которой был модернизирован по новому проекту 01090.

Главной особенностью этой модернизации стало применение нового морского неакустического комплекса МНК-300, антенной которого служит буксируемый за кормой 300-метровый кабель, принимающий комплекс различных излучении и реагирующий на тепловой, радиационный и шумовой след субмарины противника.

Так же на месте двух РБУ-1000 установили 8 направляющих для контейнеров противокорабельных ракет «Уран», демонтировали кормовую артиллерийскую башню и в кормовой оконечности надстроили помещение для МНК-300. Около ходовой рубки разместили системы постановок помех ПК-10 и ПК-16, а также несколько дополнительных РЛС и систем управления для ПКР.

В настоящий момент «Сметливый», бортовой номер 810, переклассифицирован в СКР, используется во всех боевых службах Черноморского флота.

В 2003 году в составе группы кораблей Черноморского флота участвовал в океанских военно-морских учениях в Индийском океане совместно с Тихоокеанским флотом и с ВМС Индии.

В 2006 году корабль прошёл плановый ремонт в Новороссийске на судоремонтном заводе.

В 2009 году корабль отметил свое сорокалетие.

В период 30 октября по 19 ноября.2011 корабль принимал участие в российско-итальянских военно-морских учениях «Иониекс-2011» в Средиземном море.

С 01 апреля по 31 мая 2012 года нёс боевую службу в Средиземном море с заходом в порт Тартус (Сирия).

В октябре 2012 года нес боевую службу в Средиземном море.

С 08 по 10 ноября 2012 года принял участие в российско-итальянских военно-морских учениях «Иониекс-2012» в Средиземном море.

12 сентября 2013 года вышел из Севастополя для выполнения задач в акватории Средиземного моря. С 05 по 09 ноября 2013 года принял участие в российско-итальянских военно-морских учениях «Иониекс-2013» в Средиземном море. После этого продолжит выполнение задач в составе группировки ВМФ России в Средиземном море.

08 февраля 2014 года СКР вернулся в Севастополь после дальнего похода, в котором пробыл пять месяцев.

14 сентября 2015 года к сдаче элементов задачи К-2. 18 сентября и взял курс на Средиземное море. 22 сентября в греческий порт Патры где состоялась церемония передачи частицы мощей святого апостола Андрея Первозванного. 05 октября в составе корабельных ударных групп по морским и воздушным целям из зенитных ракетных и артиллерийских комплексов. 13 декабря экипаж корабля, находившийся в 22 км от греческого острова Лемнос в северной части Эгейского моря, столкновение с турецким сейнером. 27 декабря вернулся в акваторию Черного моря. 28 декабря под командованием капитана 2 ранга Андрея Зайцева в Севастополь после выполнения задач в Средиземном море.

06 марта 2016 года корабль под командованием капитана 2 ранга Андрея Зайцева из Севастополя и взял курс на черноморские проливы, которые 07 марта. По сообщению от 25 октября в соответствии с планом боевой подготовки в морском полигоне в акватории Черного моря зенитную ракетную стрельбу по имитатору воздушной цели. 28 октября из Севастополя в Средиземное море, взяв курс на греческий порт Пирей, где примет участие в мероприятиях Года России в Греции, которые пройдут с 31 октября по 01 ноября в Афинах и Пирее. 02 октября, после завершения мероприятий делового захода, греческий порт Пирей. В соответствии с планом похода экипаж корабля продолжит выполнение задач в составе постоянной группировки Военно-Морского Флота России в Средиземном море. 06 марта 2017 года в Севастополь, завершив выполнение задач в Средиземном море. По сообщению от 20 мая в полигоне боевой подготовки плановое одиночное учение по отражению атаки средств воздушного нападения противника. По сообщению от 22 мая к выполнению задач планового перехода из Севастополя в Средиземное море. По сообщению от 23 мая в Средиземном море в отработке проведения конвойной операции. По сообщению от 27 мая ракетную стрельбу комплексом «Волна» по воздушной мишени. Позднее «Сметливый» совместно с фрегатами и поразил огнем корабельной артиллерии морскую цель. Также корабли отработали атаку условной подводной лодки с выполнением стрельб реактивными глубинными бомбами. 03 июня, завершив выполнение задач в Средиземном море, на Главную базу ЧФ - Севастополь.

По сообщению от 26 февраля 2018 года артиллерийские стрельбы в морских полигонах Чёрного моря. По сообщению от 21 апреля совершает плановый из Севастополя в Средиземное море. По сообщению от 22 августа выполнение задач в составе постоянной группировки Военно-Морского Флота России в Средиземном море и взял курс на Севастополь.