Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Что такое знаменный распев: значение, история, виды. Знаменное пение — в чем особенность

Знаменный распев

Основной вид др.-рус. церк. пения. Назв. происходит от старослав. слова "знамя", т.е. знак. Знамёнами или крюками назывались безлинейные знаки, применявшиеся для записи напевов. З. р. представлял собой монодию, исполнявшуюся в унисон; лишь на позднейших этапах его развития (не ранее сер. 16 в.) в нём появляются элементы многоголосия. Время возникновения З. р. с полной точностью установить не удаётся. С. В. Смоленский считал, что он сложился уже к концу 10 в. Д. В. Разумовский, В. М. Металлов и А. В. Преображенский полагали, что З. р. был принесён из Византии после крещения Руси. В. М. Беляев утверждал, что он имеет самобытное, рус. происхождение и возник в 11 в. Наиболее вероятным является предположение, что З. р., в своих первоначальных основах заимствованный из Византии, сложился как самостоятельный род пения в 12 в., когда христианство распространялось в нар. массах и визант. формы стали подвергаться воздействию нар. муз. языка. З. р. развивался в рамках системы осмогласия. Восемь гласов с их особыми гимнич. текстами составляли "столп", т.е. цикл, повторявшийся каждые 8 недель; поэтому З. р. иногда называют столповым (реже его называют крюковым пением). Система осмогласия представляла собой сумму отстоявшихся мелодия, формул (попевок), служивших материалом для распевания текста на тот или иной глас. Подобный тип муз. композиции на основе формул был свойствен и византийскому и зап.-европ. григорианскому пению. Он отражал общие типич. черты ср.-век. художеств. мышления. Попевками З. р. были краткие мотивы диатонич. склада в объёме терции или кварты. Из трёх-четырёх попевок складывалась погласица целого песнопения. Погласицы сохранились в записях 16 в., но происхождение их, несомненно, является более ранним.

Погласица 1-го гласа. Рукопись 17 в. Государственная публичная библиотека им. M. E. Салтыкова-Щедрина. Собрание Н. К.Михайловского, О. No 14, лист 47.
В слав. переводе с греческого силлабич. стихосложение не сохранялось, но конструкция песнопений оставалась прежней, и от распевщика требовалось, чтобы ритм музыки соответствовал просодии текста. Распевая тексты на основе попевок погласицы, мастера пения использовали приёмы, близкие принципам нар. песнетворчества: опевание того или иного звука попевки как опорного и перемещение опоры на прилегающий к ней неопорный звук. Преобладание в записях 12-13 вв. простых знамён, обозначающих один-два звука, и многократное повторение таких знаков дают основание полагать, что напевы раннего З. р. были несложными как со стороны ритма, так и по мелодич. рисунку.
Мелодии З. р. в ранний период делились на самогласны и подобны. Подобны отличались от самогласнов большей оригинальностью мелодич. оборотов и чёткостью конструкции строк, что позволяло использовать их для пения нераспетых текстов. Самогласны и подобны, по традиции, вносились в певч. книги 16-17 вв., когда те же песнопения были уже изложены в распевной манере.

Самогласен 1-го гласа. Та же рукопись, лист 50 и оборот.

Подобен 1-го гласа. Та же рукопись, листы 52 оборот и 53.
Фонд попевок З. р. постепенно увеличивался, одновременно расширялся их диапазон. Он достиг малой септимы, а весь звукоряд - дуодецимы. Лаконичные мотивы переросли в широкораспевные, а мелодика в целом - в кантилену с цветистыми высотными и ритмич. контурами. Усовершенствовалась техника композиции. Мастера 15 в. уже не ограничивались элементарными приёмами изложения напева: опеванием опорного тона и его перемещением. Они использовали более сложные приёмы: повтор, вариац. разработку, сокращение и расширение попевок, секвенции. Напевы песнопений иногда украшались т.н. фитами и лицами. Это были своего рода юбиляции. Первые отмечались знаком в виде буквы фиты, в муз. отношении отличались пространностью распева. Лица были лаконичнее. К нач. 16 в. были распеты все песнопения воскресных служб восьми гласов, праздников всего года и т.н. обиход, т.е. песнопения повседневного богослужения - вечерни, утрени и литургии.
Мелодика З. р. в течение всей истории его развития была плавной. Терцовые и квартовые скачки внутри мелодич. строк допускались лишь в тех случаях, когда они входили в ту или иную попевку, соединение же попевок в одну мелодич. строку осуществлялось поступенным движением. Такой же плавностью и равномерностью отличалась ритмика. Знамёна с "оттяжками", увеличивающими длительность на половину, применялись сравнительно редко, в особенности ритмич. фигуры из четверти с точкой и восьмой. Заключит, каданс представлял собой поступенное и равномерное движение голоса в объёме трихорда или тетрахорда, связанное с опеванием одной из его ступеней, на к-рой напев заканчивался.
З. р. записывался особой идеографич. нотацией, в основу к-рой была положена т.н. палеовизантийская невменная нотация (см. Византийская музыка). По мере увеличения фонда попевок, расширения певч. звукоряда, развития попевок и усложнения приёмов композиции усложнялась и сама нотация. В 15 в. в связи с распространившейся в это время манерой украшения напевов юбиляциями нотация претерпела особенно большие изменения. Фиты записывались сокращённо, при помощи особого "тайнозамкнённого" сочетания знамён. Многообразие юбиляций вызывало необходимость в систематизации "тайнозамкнённых" знамён. Появились сборники фит (фитники), к-рыми пользовались при сочинении напевов и при обучении пению. Продолжавшееся усложнение "тайнозамкнённых" знамён привело к появлению в фитниках "разводов", т.е. пространной записи зашифрованных фит обычными знамёнами. Существовали аналогичные сборники попевок (под названием кокизники); в них обычно указывалась только фраза текста, с к-рой пелась данная попевка (кокиза). В конце 17 в. фиты и кокизы были переведены на пятилинейную нотацию.
В 16 в. нек-рые знаменные мелодии были усложнены в основном за счёт увеличения длительностей и применения синкоп. В результате преобразования попевок возник новый стиль монодии - путевой распев, характеризующийся медленным и тяжеловесным движением.

Строка напева 8-го гласа знаменного распева и мелодия путевого распева. Рукопись кон. 17 - нач. 18 вв. Государственная публичная библиотека им. M. E. Салтыкова-Щедрина. Собрание М. П. Погодина, No 418, листы 55 оборот и 63 оборот.
Путевые мелодии вначале записывались знаменной нотацией, но по мере их усложнения на основе знаменной была создана особая путевая нотация.
К сер. 17 в. в певч. иск-ве наметилась тенденция к сокращению пространных мелодий ради большей ясности текста и лучшего ощущения лада. Сокращённые мелодии стали называть малым распевом, а оригинальные - большим распевом. В певч. книгах обычно вместе с песнопением малого распева записывалось и одноимённое песнопение большого.
Мелодии З. р. использовались и в ранних формах многоголосия в так называемом троестрочном пении (см. Строчное пение), а также в демественном распеве. Во 2-й половине 17 в. многие из знаменных одногол. песнопений были переведены на пятилинейную нотацию, и композиторы партесного пения гармонизовали большую часть этих песнопений. Кроме того, они широко использовали попевки З. р. в мелодиях собственного сочинения.
В связи с утверждением новых форм хор. культуры во 2-й пол. 17 в. З. р. утратил прежнее значение. Он сохранялся в крюковой нотации у старообрядцев, а в пятилинейной гл. обр. в репертуаре монастырских хоров и в пении дьяков. В целях предохранения З. р. от искажений и установления единообразия текста Синод русской церкви издал в 1772 в "квадратной" ноте (см. Нотация), в т.н. цефаутном ключе, "Обиход церковный нотного пеняя", "Ирмологий нотного пения", "Октоих нотного пения" и "Праздники нотного пения". В 1891 была издана "Триодь постная и цветная". (Эти книги переиздавались.)
Внимание к З. р. вновь возрастает в нач. 19 в. в связи с пробуждением интереса к рус. нац. музыке. Первым к З. р. обратился Д. С. Вортнянский, хотя его гармонизации представляли собой переложение мелодий, взятых не из синодальных изданий, а бытовавших в зап.-укр. церк. пении. Позже гармонизацией мелодий из синодальных изданий занимались П. И. Турчанинов, Н. М. Потулов, А. Ф. Львов. Их переложения, однако, не свободны от существ. недостатков. Турчанинов, стремясь подчинить знаменную мелодию определённому размеру, искажал её. Потулов сохранял несимметричный ритм знаменной мелодии и не допускал её альтерации, но, считая почти все звуки мелодии носителями определённых гармонич. функций, создавал на этой основе тяжеловесную и однообразную гармонизацию. Львов соблюдал несимметричный ритм и достигал ясности и прозрачности гармонизации, но использовал гармонич. минор, не свойственный З. р. Проблема гармонизации З. р. интересовала М. И. Глинку. П. И. Чайковский гармонизовал отд. песнопения З. р. во "Всенощном бдении" (ор. 52). Но ключ к решению проблемы гармонизации З. р. был найден А. Д. Кастальским в нар.-песенном многоголосии. Выполненные им в этом плане гармонизации раскрыли красоту и нац. характер мелодики З. р. С. В. Рахманинов во "Всенощном бдении" (ор. 37) гармонизовал несколько песнопений З. р. К З. р. обращались в своих сочинениях Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, С. В. Смоленский, M. M. Ипполитов-Иванов, А. Т. Гречанинов, П. Г. Чесноков, А. В. Никольский, Н. Я. Мясковский и др. композиторы.
Литература : Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867; Вознесенский И., О церковном пении православной греко-российской церкви, вып. 1. Большой знаменный напев, К., 1887; Смоленский С., Азбука знаменного пения, Казань, 1888; его же, О древнерусских певческих нотациях, СПБ, 1901; Металлов В., Очерк истории православного церковного пения в России, Саратов, 1893, М., 1915; его же, Азбука крюкового пения, М., 1899; его же, Осмогласие знаменного распева, М., 1899; его же, Богослужебное пение русской церкви. Период домонгольский, М., 1908, (M., 1912); Покровский A., Азбука крюкового пения, М., 1901; Преображенский A., Культовая музыка в России, Л., 1924; Бражников М., Пути развития и задачи расшифровки знаменного распева XII-XVIII веков, Л.-М., 1949; его же, Русское церковное пение XII-XVIII веков, "Musica antlqua Europae Orientalis. Acta scientifica congresses I. Bydgoszcze. 1966", Warsz., 1966; его же, Новые памятники знаменного распева, Л., 1967; его же, Древнерусская теория музыки, Л., 1972; Беляев В., Музыка, в кн.: История культуры древней Руси, т. 2, М.-Л., 1951; его же, Древнерусская музыкальная письменность, М., 1962; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; его ж е, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971; Скребков С, Русская хоровая музыка XVII - нач. XVIII в., М., 1969; Левашева О., Келдыш Ю., Кандинский A., История русской музыки, т. 1, М., 1972, гл. 3; Swan A., The znamenny chant of the russian church, "MQ", v. XXVI, 1940; Koschmieder E., Die дltesten Novgoroder Hirmologien-Fragmente, Bd 1-2, Munch., 1952-55; Palikarova-Verdeil R., La musique byzantine chez leg Bulgares et les Russes, Cph., 1953; Velimirovic M., Byzantine elements in early Slavic chant, n. 1-2, Cph., 1960. H. Д. Успенский.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

    Знаменный распев - (крюковое пение), в 11 17 вв. основной распев древнерусской церковной музыки. Название от наименования использовавшихся для его записи знаков знамен (или крюков). Подчинен системе осмогласия. Использован в произведениях С.В. Рахманинова, П.Г.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Знаменный Распев - система старинных православных церковных напевов. Название происходит от старославянского слова «знамя» – певческий знак. Знамена (или крюки) применялись для записи напевов. Знаменный распев имеет различные варианты, связанные с формами… … Православие. Словарь-справочник

    - (крюковое пение), основной вид древнерусского церковного пения (напевы записывались особыми знаками знаменами, или крюками). Известен с XI в.; развивался в рамках системы осмогласия (см. также Глас). Мелодии знаменного распева использовали в… … Энциклопедический словарь

    ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ - [знаменный роспев, знаменное пение, крюковое пение], основная певческая традиция Др. Руси. Получил распространение после принятия христианства и поныне сохраняется в богослужебном пении. Понятие «знаменное пение» впервые встречается в текстах сер … Православная энциклопедия

    Основной фонд русских церковных напевов. Название происходит от старославянского слова «знамя». Знаменами, или крюками (См. Крюки), назывались безлинейные знаки, применявшиеся для записи напевов. Первоначально название З. р. означало… … Большая советская энциклопедия

    См.: РАСПЕВ.

Значение ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ в Словаре музыкальных терминов

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ

Система старинных православных культовых напевов. название происходит от древнеславянского " знамя " - певческий знак. знамена (или крюки) применялись для записи напевов. знаменный распев имеет различные варианты, связанные с формами церковной службы. текст мог быть распет разными мелодическими приемами, что предоставляло значительную творческую инициативу церковным певчим.

Словарь музыкальных терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ
    (крюковое пение) основной вид древнерусского церковного пения (напевы записывались особыми знаками - знаменами, или крюками). Известен с 11 в.; развивался …
  • ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ
    распев, основной фонд русских церковных напевов. Название происходит от старославянского слова "знамя". Знаменами, или крюками, назывались безлинейные знаки, …
  • ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ
    (крюковое пение) , основной вид древнерусского церковного пения (напевы записывались особыми знаками - знаменами, или крюками). Известен с 11 в.; …
  • ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ в Энциклопедическом словарике:
    (крюковое пение), в 11 - 17 вв. основной распев древнерусской церковной музыки. Название - от наименования использовавшихся для его записи …
  • РАСПЕВ в Большом энциклопедическом словаре:
    (роспев) система древнерусского пения. Выделяется 7 основных распевов: знаменный (с 11 в.), кондакарный (11-14 вв.; см. Кондакарное пение), демественный и …
  • РАСПЕВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (старинное - роспев), самостоятельная система монодии, характеризующаяся определённым фондом мотивов-попевок и закономерностями их организации в мелодиях. В русском церковном …
  • РАСПЕВ
    РАСП́ЕВ (роспев), система др.-рус. пения. Выделяют 7 осн. Р.: знаменный (с 11 в.), кондакарный (11-14 вв.; см. Кондакарное пение), …
  • ЗНАМЕННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЗН́АМЕННЫЙ РАСПЕВ (крюковое пение), осн. вид др.-рус. церк. пения (напевы записывались особыми знаками - знаменами, или крюками). Известен с …
  • ЗНАМЕННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЗНАМЁННЫЙ ВЗВОД, подразделение, назначаемое для сопровождения боевого знамени со знамёнщиком, ассистентами и барабанщиком. Вооружён автоматами или …
  • РАСПЕВ в Словаре Кольера:
    форма вокальной музыки, нечто среднее между обычной речью и настоящей мелодией (в современном европейском понимании). Термин прилагается обычно к григорианскому …
  • РАСПЕВ
    распе"в, распе"вы, распе"ва, распе"вов, распе"ву, распе"вам, распе"в, распе"вы, распе"вом, распе"вами, распе"ве, …
  • ЗНАМЁННЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    знамённый, знамённая, знамённое, знамённые, знамённого, знамённой, знамённого, знамённых, знамённому, знамённой, знамённому, знамённым, знамённый, знамённую, знамённое, знамённые, знамённого, знамённую, знамённое, знамённых, …
  • ЗНАМЕННЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    зна"менный, зна"менная, зна"менное, зна"менные, зна"менного, зна"менной, зна"менного, зна"менных, зна"менному, зна"менной, зна"менному, зна"менным, зна"менный, зна"менную, зна"менное, зна"менные, зна"менного, зна"менную, зна"менное, зна"менных, …
  • РАСПЕВ в словаре Синонимов русского языка:
    песня, роспев, …
  • РАСПЕВ
    м. 1) Процесс действия по знач. глаг.: распеть, распевать, распеться, распеваться. 2) а) Протяжный напев. б) разг. Напевное произношение. 3) …
  • ЗНАМЁННЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • РАСПЕВ
    расп`ев, …
  • ЗНАМЁННЫЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    знамённый (от …
  • ЗНАМЕННЫЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    зн`аменный …
  • РАСПЕВ
    распев, …
  • ЗНАМЁННЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    знамённый (от …
  • ЗНАМЕННЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    знаменный …
  • РАСПЕВ в Орфографическом словаре:
    расп`ев, …
  • ЗНАМЁННЫЙ в Орфографическом словаре:
    знамённый (от …
  • ЗНАМЕННЫЙ в Орфографическом словаре:
    зн`аменный …
  • РАСПЕВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (роспев) , система древнерусского пения. Выделяется 7 основных распевов: знаменный (с 11 в.), кондакарный (11-14 вв.; см. Кондакарное пение), демественный …
  • РАСПЕВ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    распева, м. 1. только ед. Действие по глаг. распеть-распевать и распеться во 2 знач. - распеваться (муз. арго). Спеть что-н. …
  • РАСПЕВ
    распев м. 1) Процесс действия по знач. глаг.: распеть, распевать, распеться, распеваться. 2) а) Протяжный напев. б) разг. Напевное произношение. …
  • ЗНАМЁННЫЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: знамя (1), связанный с ним. 2) Свойственный знамени (1), характерный для …
  • РАСПЕВ
    м. 1. процесс действия по гл. распеть, распевать, распеться, распеваться 2. Протяжный напев. отт. разг. Напевное произношение. 3. Круг песнопений …
  • ЗНАМЕННЫЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1. соотн. с сущ. знамя 1., связанный с ним 2. Свойственный знамени [знамя 1.], характерный для …
  • РАСПЕВ
    I м. 1. процесс действия по гл. распевать, распеваться 2. Результат такого действия; протяжный напев. 3. разг. Напевное произношение. …
  • ЗНАМЕННЫЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    прил. 1. соотн. с сущ. знамя 1., связанный с ним 2. Свойственный знамени [ знамя 1.], характерный для …
  • ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ в Православной энциклопедии Древо.
  • ГЕРАСИМОВСКИЙ РАСПЕВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Герасимовский распев, неполный, не осмогласный; занесен в 1740 в придворную певческую капеллу уставщиком-монахом Герасимом из …
  • РОССИЯ, РАЗД. ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА (ДОИСТОРИЧЕСКИЙ И ДРЕВНИЙ ПЕРИОД) в Краткой биографической энциклопедии.
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.

  • После покорения Болгарии турками в 1393 г., была уничтожена самостоятельность болгарской церкви; болгарская иерархия заменилась греческой, которая стала вводить в …
  • СИМОНОВСКИЙ РАСПЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    один из полных распевов русской православной церкви, имеющий близкое сходство со старым знаменным пением. Он получил свое название от московского …
  • СЕРБСКИЙ РАСПЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    православной церкви подчинен осмогласию. Он проник в южно-русскую церковь раньше, чем в великорусскую, а именно в XV в. благодаря Григорию …
  • РОССИЯ. ИСКУССТВО: МУЗЫКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • КИЕВСКИЙ РАСПЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    один из русских распевов православной церкви, появившихся позднее знаменного. К. распев относится к полным распевам русской церкви, т. е. имеющим …
  • СТАРОБОЛГАРСКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ РАСПЕВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? После покорения Болгарии турками в 1393 г., была уничтожена самостоятельность болгарской церкви; болгарская иерархия заменилась греческой, которая стала вводить …

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ, основной вид богослужебного пения Древней Руси. Название получил от невменных знаков - «знамён» (смотри Крюки), использовавшихся для его записи. Источником для знаменной нотации послужила палеовизантийская (так называемая куаленская); из византийской литургической практики был заимствован и принцип организации текстов, напевов, интонационных формул - система осмогласия (смотри также Глас). Знаменный распев 11-17 веков представляет собой строгую вокальную монодию; для него характерна модальная ладовая организация, до сих пор не получившая удовлетворительного научного объяснения (большая часть песнопений 11-16 веков не поддаётся расшифровке, основу мелодики 17 века составляет обиходный звукоряд, ступени которого отражены в нотации посредством помет или признаков). Музыкальная форма соответствует структуре богослужебных текстов (тексто-музыкальная форма); нерегулярная ритмика напевов по-разному соотносится с молитвословным стихом. Различаются силлабический (слог-звук), невматический (2-4 звука на слог) и мелизматический (широкая вокализация, характерная для особо торжественных моментов богослужения) типы соотношения текста и напева. Наиболее протяжённые распевные обороты - так называемые лица и фиты - обычно относятся к ключевым словам текста.

При сохранении византийского богослужебного канона в древнерусском пении рано выявились интонационные отличия напевов от их греческих прообразов, отражающие специфику переводных текстов на церковнославянский язык и локальные особенности. Греческо-русское двуязычие сохранялось иногда при попеременном антифонном пении на два клироса. Вместе с тем новшества поздневизантийского церковного пения (например, интервальная определённость нотации) не получили отражения в знаменный распев, сохранившем верность наиболее древним образцам. Устойчивость мелодического облика знаменного распева обеспечивается принципом пения «на подобен»: большинство песнопений распевается по известным образцам, с сохранением смысловых и структурных опор песнопения-модели. Знаменным распевом пропевались основные богослужебные книги - Ирмологий, Октоих, Триодь Постная и Цветная, Обиход, Праздники. В 11-14 веках были равно распространены как письменная, так и устная формы передачи знаменного распева, многие певческие книги этого периода не нотировались полностью. В 15-17 веках по мере типизации йотированных певческих книг знаменная нотация совершенствовалась, отражая богатейший фонд мелодий-попевок, связь и последовательность которых подчиняются определённым правилам.

В процессе развития знаменного распева возникло несколько его разновидностей. Малый знаменный распев сохранил силлабическое произнесение текста, распространённое в богослужебном пении с 11 века. Большой знаменный распев мелизматического типа возник в 16 веке; среди его создателей - распевщики Фёдор Крестьянин, Савва Рогов и их ученики. Большой знаменный распев отличают широкая внутрислоговая распевность, свободная изменчивость мелодического рисунка (чередование поступенного движения и скачков). Знаменный распев послужил источником путевого распева и демественного распева; развитие знаков знаменной нотации лежит в основе путевой и демественной нотаций. Мелодии знаменного распева использовались в многоголосном строчном пении, партесном пении (трёх- и четырёхголосные гармонизации).

В 1772 году Синодальной типографией были изданы нотолинейные одноголосные певческие книги с песнопениями знаменного и других распевов, послужившие основой для обработок и гармонизаций 19-20 веков. К гармонизации знаменного распева обращались М. И. Глинка, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский; новые принципы обработки знаменного распева, найденные А. Д. Кастальским и основанные на русском народно-песенном многоголосии, оказали влияние на творчество П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, А. Т. Гречанинова, С. В. Рахманинова (Литургия, Всенощное бдение и др.). В современном церковном пении знаменный распев используется в сокращённом виде - иногда в виде монодии, но чаще как интонационная основа обиходного многоголосия, как источник многоголосных обработок и духовно-музыкальных сочинений. В богослужении старообрядцев знаменный распев звучит как традиционная монодия.

Лит.: Вознесенский И. О церковном пении православной греко-российской церкви. К., 1887. Вып. 1: Большой знаменный напев; Смоленский С. Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца. Казань, 1888; Swan А. The znamenny chant of the russian church // The Musical Quarterly. 1940. Vol. 26; Бражников М. Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева XII-XVIII вв. Л.; М., 1949; он же. Новые памятники знаменного распева. Л., 1967; он же. Древнерусская теория музыки. Л., 1972; он же. Статьи о древнерусской музыке. Л., 1975; он же. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984; он же. Русская певческая палеография. СПб., 2002; Беляев В. Музыка // История культуры древней Руси. М.; Л., 1951. Т. 2; он же. Древнерусская музыкальная письменность. М., 1962; Скребков С. Русская хоровая музыка XVII - начало XVIII в. М., 1969; Успенский Н. Древнерусское певческое искусство. 2-е изд. М., 1971; он же. Образцы древнерусского певческого искусства. 2-е изд. Л., 1971; Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л., 1979; История русской музыки. М., 198З. Т. 1: Келдыш Ю. Древняя Русь XI-XVII в.; Лозовая И. Е., Шевчук Е. Ю. Церковное пение // Православная энциклопедия. М., 2000. Т.: Русская православная церковь (библ.); Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006. Смотри также литературу при статьях Осмогласие, Распев.

Т. Ф. Владышевская, Н. В. Заболотная.

Виды распевов

Кондака́рный распев

Один из древнейших видов знаменного пения. Название происходит от слова «кондак » - одного из вида песнопений. Нотация происходит от палеовизантийской и заимствована на Руси в IX веке. Характеризуется наличием мелодически развитых элементов, особой мелизматикой . Расцвет кондакарного пения на Руси - XI-XII века, к XIV веку исчезает из русской богослужебной традиции в связи со сменой богослужебного Устава со Студийского на Иерусалимский и соответствующей ей смене корпуса богослужебных книг. Встречается в кондакарях, основа которых кондаки и икосы в честь праздников всего периода церковного года и в память святых. Самые известные письменные источники, содержащие песнопения записанные кондакарным распевом - Типографский Устав, Благовещенский кондакарь , Троицкий кондакарь.

Столпово́й распев

Основной вид знаменного пения, которым распет практически весь корпус книг русской богослужебной литургической традиции. Название происходит от слова «столп» - восьминедельного цикла Октоиха , книги распетой данным распевом и получившей распространение на Руси в последней трети XV века, в связи с принятием Иерусалимского Устава. (Ср. евангельские стопы Октоиха). Столповой распев получил широкое распространение и является самым употребительным в русской одноголосной богослужебной традиции и в настоящее время. Распев состоит из попевок (кокиз), фит и лиц, которые в свою очередь состоят из более мелких единиц - крюков (знамён). Имеет осмогласную систему, т.о. каждому гласу соответствует определённый набор кокиз, а также характеризующие глас набор фит и лиц. Фита и лица представляют собой протяжённые мелодические фразы, которые певчий должен был знать наизусть. В современной традиции часто записываются дробным знаменем и не имеют тайнозамкненной записи, то есть такой, которая не позволяла бы певцу прочесть напев с листа, но только спеть его наизусть. В состав столпового распева входят аненайки, особые украшения песнопений, род византийских кратим. Попевки столпового распева присутствуют не только в песнопениях богослужебного круга, но в обиходных песнопениях. Наиболее употребительными попевками, вошедшими в обиход считаются кокизы 6-го гласа. Кроме богослужебных книг, для изучения нотации создавались особые певческие азбуки, кокизники и фитники.

Путевой распев

Певческий стиль, распространённый в древнерусской музыкальной культуре наряду со знаменным распевом и демественным распевом. Происхождение названия является спорным вопросом в медиевистике. Возник в последней четверти XV в. До середины XVI в. применялся в Стихираре, затем также в Обиходе. Первое время записывался знаменной нотацией («путь столповой») и играл второстепенную роль по сравнению со знаменным распевом. В середине 80-х гг. XVI в. возникла оригинальная путевая нотация («путь путевой»), с которой сосуществовала и знаменная. Репертуар путевого распева совпадал с репертуаром знаменного распева. В конце XVI в. Путевой распев стал самостоятельной, развитой ветвью древнерусского певческого искусства, отличаясь большей торжественностью, распевностью и плавностью. Мелодику путевого распева образует совокупность канонических мелодических формул, подчинённых системе осмогласия. Вершина развития путевого распева - конец XVI- 1-я пол. XVII вв. В начале XVII в. были созданы первые путевые азбуки музыкальные, возникла специфическая терминология, определяющая принадлежность песнопений путевому распеву («пут», «путной», «путем»). Во 2-й половине 17 в. Путевой распев начал выходить из употребления. Незначительное количество путевых напевов, записанных «путем столповым», сохранилось в старообрядческих рукописях 18-20 вв.

Деме́ственный распев

Демественный распев - демественное пение, демество, - одно из стилевых направлений древнерусского певческого искусства. Раннее упоминание о нем относится к г. (Московский летописный свод конца XV в.). Получил распространение в XVI-XVII вв., в том числе в многоголосии (3- или 4-голосие; в 4-голосном демественном многоголосии одни из голосов именовался демеством, а другой путем). Репертуар демественного распева включает отдельные песнопения Обихода, Праздников и Трезвонов , Стихираря постного, Октоиха и Ирмология. С 3-й четверти 18 в. ряд песнопений Обихода вошел в старообрядческую книгу Демественник. Первоначально демественный распев записывался знаменной (столповой нотацией (см. Крюки). во 2-й половине 16 в. на ее основе была создана демественная нотация, использующая элементы знаменной нотации, но в более усложнённом виде. В демественной нотации не применялась тайно-замкненность. В деместве были выработаны стилистические закономерности, сыгравшие значительную роль в эволюции русского певческого искусства: формировался торжественный стиль пения с широкими распевами отдельных слогов текста. Используется в настоящее время, как особый торжественный распев, например, при архиерейских богослужениях.

Исторический очерк

Древнейшие нотированные крюками рукописи относят к XI веку. К XVII в. в крюковой записи появились дополнительные знаки - «призна́ки» и «пометы», ранние рукописи представляют «беспометную» нотацию. Рукописи XVII века фиксируют появление наравне с традиционным одноголосным пением раннее «народное» многоголосие (строчное пение), которое также было записано знамёнами. В ходе реформ XVII в. знаменное пение постепенно вытеснялось формами европейского пения, основанном не на старинных модальных ладах , а на мажорно-минорной тональности западноевропейского образца.

Евангельская стихира «Мариины слезы» в нотации «топориками» (фрагмент). Из кн.: Октоих нотного пения. 7-е изд. Москва, 1811

В конце XVII - начале XVIII веков знаменные мелодии в киевской традиции стали записывать в квадратной нотации , напоминающей римскую квадратную нотацию, принятую в певческих книгах католиков . В отличие от последних, «топорики» (жаргонное наименование этого типа нотации) записывались не на четырехлинейном, а на пятилинейном нотоносце, и только в ключе C («цефаутном») . Именно в такой квадратной нотации в 1772 году Синодом в Москве был выпущен свод основных церковных песнопений - 4 певческих книги (Обиход, Ирмологий, Октоих и Праздники), которые впоследствии неоднократно переиздавались . Дополнительно, в 1778 году в Москве был издан «Сокращенный Обиход нотного пения», в котором квадратной нотой были записаны наиболее ходовые песнопения из всех четырёх книг . Это издание получило всеобщее распространение и было принято в качестве первоначального руководства при обучении церковному пению в духовных учебных заведениях. В 1899 году (также в квадратной нотации) была выпущена Триодь постная и цветная .

В XIX веке знаменное пение постепенно было вытеснено «партесным» (многоголосным). Это означало фактический отказ от основных принципов знаменной монодии . В то же время некоторые композиторы предприняли усилия по встраиванию «знаменных» мелодий в партесный обиход, гармонизируя их в согласии с правилами западноевропейской гармонии . В настоящее время песнопения знаменного распева, как правило, нотируются как в традиционной «крюковой», так и в круглой, «итальянской» нотации, хотя ряд музыковедов признает последнюю некорректной (для передачи древней монодии). Компромиссное решение состоит в записи знаменного распева в виде так называемых «двознаменников» . При таком способе записи сочетается использование знаменной и «классической» пятилинейной нотаций. Существует несколько разновидностей крюкового письма в зависимости от вида распева, времени и места возникновения традиции, в том числе может характеризоваться особыми пометами (см. Киноварные пометы).

Рецепция

Многие мелодии знаменного пения в XVIII - начале XX веков подверглись многоголосной обработке в традициях западноевропейской гармонической тональности ; среди авторов обработок П. И. Турчанинов , А. Ф. Львов , П. И. Чайковский , А. Д. Кастальский , С. В. Рахманинов , П. Г. Чесноков , Н. А. Римский-Корсаков и др.

До сих пор традиции знаменного пения соблюдают старообрядцы , в том числе в Старообрядческой Церкви . Есть энтузиасты, пытающиеся возродить знаменное пение и в РПЦ .

См. также

Примечания

Литература

  • Разумовский Д. В. Церковное пение в России. Москва, 1867-1869.
  • Арнольд Ю. Теория древне-русского церковного и народного пения <…>. Москва, 1880,
  • Металлов В. Очерк истории православного пения в России, 4-е изд. Москва, 1915.
  • Вознесенский И. О церковном пении православной Греко-Российской церкви. Большой знаменный напев. Киев, 1897.
  • Бражников М. Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева, XII-XVIII веков. Ленинград - Москва, 1949.
  • Успенский Н. Древнерусское певческое искусство, 2-е изд. Москва, 1971.
  • Успенский Н. Образцы древнерусского певческого искусства, 2-е изд. Ленинград, 1971.
  • Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. Москва, 1996.
  • Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Москва: ПСТБИ, 2004 (2 тома).
  • Кутузов Б. Русское знаменное пение. Москва, 2008, 304 стр., ISBN 978-5-9901442-1-7 .

Ссылки

  • Протоиерей Борис Николаев, Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения , Православная энциклопедия «Азбука веры».
  • «Дьячье око» - сайт по древнерусскому церковному пению, имеются пособия для изучения древнерусской певческой нотации - крюков.
  • «Вечерняя песнь» - сайт о древнецерковной певческой культуре.
  • Страницы для любителей древнего православного церковного пения.
  • Фонд знаменных песнопений. Электронный корпус древнеруccких певческих рукописей. . Здесь же руководство по расшифровке крюков и краткий фитник .
  • «Древний глас» - сайт о традициях православного богослужения.

Категории:

  • Церковная музыка
  • Музыкальные формы
  • Православное богослужение
  • Музыка Средневековья
  • Христианская музыка
  • Музыка России
  • Музыкальные нотации
  • Старообрядческая культура
  • Литургика

Wikimedia Foundation . 2010 .

Зна́менное пение (зна́менный распев ) - основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков - знамён (др.-рус. «знамя», то есть знак), использовавшихся для его записи.

Известны различные типы знаменного распева и соответствующие им типы знамён - кондакарный, столповой, демественный, путевой.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Один из древнейших видов знаменного пения. Название происходит от слова «кондак » - одного из богослужебных песнопений. Нотация происходит от палеовизантийской и заимствована на Руси в IX веке. Характеризуется наличием мелодически развитых элементов, особой мелизматикой . Расцвет кондакарного пения на Руси приходится на XI-XII века, к XIV веку исчезает из русской богослужебной традиции в связи со сменой богослужебного Устава со Студийского на Иерусалимский и соответствующей ей смене корпуса богослужебных книг. Встречается в кондакарях, основа которых - кондаки и икосы в честь праздников всего периода церковного года и в память святых. Самые известные письменные источники, содержащие песнопения, записанные кондакарным распевом - Типографский Устав, Благовещенский кондакарь , Троицкий кондакарь.

    Столпово́й распев

    Основной вид знаменного пения, которым распет практически весь корпус книг русской богослужебной литургической традиции. Название происходит от слова «столп» - восьминедельного цикла Октоиха , книги, распетой данным распевом и получившей распространение на Руси в последней трети XV века, в связи с принятием Иерусалимского Устава (ср. евангельские столпы Октоиха). Столповой распев получил широкое распространение и является самым употребительным в русской одноголосной богослужебной традиции и в настоящее время. Распев состоит из попевок (кокиз), фит и лиц, которые в свою очередь состоят из более мелких единиц - крюков (знамён) . Имеет осмогласную систему, т.о. каждому гласу соответствует определённый набор кокиз, а также характеризующие глас набор фит и лиц. Фита и лица представляют собой протяжённые мелодические фразы, которые певчий должен был знать наизусть. В современной традиции часто записываются дробным знаменем и не имеют тайнозамкненной записи, то есть такой, которая не позволяла бы певцу прочесть напев с листа, но только спеть его наизусть. В состав столпового распева входят аненайки - особые украшения песнопений, род византийских кратим . Попевки столпового распева присутствуют не только в песнопениях богослужебного круга, но и в обиходных песнопениях. Наиболее употребительными попевками, вошедшими в обиход, считаются кокизы 6-го гласа. Кроме богослужебных книг, для изучения нотации создавались особые Певческие азбуки, Кокизники и Фитники.

    Путевой распев

    Певческий стиль, распространённый в древнерусской музыкальной культуре наряду со знаменным распевом и демественным распевом. Происхождение названия является спорным вопросом в медиевистике . Возник в последней четверти XV в. До середины XVI в. применялся в Стихираре , затем также в Обиходе. Первое время записывался знаменной нотацией («путь столповой») и играл второстепенную роль по сравнению с репертуаром знаменного распева. В конце XVI в. путевой распев стал самостоятельной, развитой ветвью древнерусского певческого искусства, отличаясь большей торжественностью, распевностью и плавностью. Мелодику путевого распева образует совокупность канонических мелодических формул, подчинённых системе осмогласия. Вершина развития путевого распева - конец XVI- 1-я пол. XVII вв. В начале XVII в. были созданы первые путевые азбуки музыкальные, возникла специфическая терминология, определяющая принадлежность песнопений путевому распеву («пут», «путной», «путём»). Во 2-й половине XVII в. путевой распев начал выходить из употребления. Незначительное количество путевых напевов, записанных «путём столповым», сохранилось в старообрядческих рукописях XVIII-XX вв.

    Деме́ственный распев

    В XIX веке знаменное пение постепенно было вытеснено «партесным» (многоголосным). Это означало фактический отказ от основных принципов знаменной монодии . В то же время некоторые композиторы предприняли усилия по встраиванию «знаменных» мелодий в партесный обиход, гармонизируя их в согласии с правилами западноевропейской гармонии . В настоящее время песнопения знаменного распева, как правило, нотируются как в традиционной «крюковой», так и в круглой, «итальянской» нотации, хотя ряд музыковедов признает последнюю некорректной (для передачи древней монодии). Компромиссное решение состоит в записи знаменного распева в виде так называемых «двознаменников» . При таком способе записи сочетается использование знаменной и «классической» пятилинейной нотаций. Существует несколько разновидностей крюкового письма, в зависимости от вида распева, времени и места возникновения традиции, в том числе может характеризоваться особыми пометами (см. Киноварные пометы).

    Крупнейшие мастера знаменного пения: Савва Рогов , Фёдор Крестьянин (Христианин) , Иван Нос , Маркелл Безбородый и Стефан Голыш , творившие в эпоху Василия III и Ивана IV Грозного , митрополит Варлаам и Исайя Лукошко , творчество которых приходится на эпоху Смутного времени и правления Михаила Фёдоровича . Крупным мастером был представитель усольской школы Фаддей Субботин , работавший в Комиссии по реформе церковного пения патриарха Никона. Одним из лучших специалистов в области знаменного пения и создателем фундаментальной работы «Азбука знаменного пения» (1688), которая является полным изложением теории знаменного пения, был Александр Мезенец .

    Судьба знаменного пения в Синодальный период

    Начиная с конца XVII века - начала XVIII века, крюковую нотацию стали заменять на западную нотацию, а русское знаменное пение стали заменять западноевропейским, латинским пением (см. Истинноречие) . Единогласное знаменное пение считалось принадлежностью «раскольников» (старообрядцев) .

    Многие мелодии знаменного пения в XVIII - начале XX веков подверглись многоголосной обработке в традициях западноевропейской гармонической тональности ; среди авторов обработок П. И. Турчанинов , А. Ф. Львов , П. И. Чайковский , А. Д. Кастальский , С. В. Рахманинов , П. Г. Чесноков , Н. А. Римский-Корсаков и др.

    До сих пор традиции знаменного пения соблюдают старообрядцы . Существуют специалисты, возрождающие знаменное пение и в новом обряде Русской православной церкви , например, Валаамский монастырь (единоверцы РПЦ используют в богослужении знаменное пение) .

    Возрождение знаменного пения в Русской Православной Церкви

    К специалистам, возрождающим сегодня знаменное пение, относятся, например, сотрудники кафедры Древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской Государственной Консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова . В частности, изучением и разработкой вопросов древнерусского церковного пения занимается группа музыковедов под руководством Альбины Никандровны Кручининой: Флорентина Викторовна Панченко, Наталья Викторовна Мосягина, Екатерина Васильевна Плетнева, Екатерина Александровна Смирнова, Татьяна Викторовна Швец , Наталья Васильевна Рамазанова и другие. В Москве вопросами древних нотаций занимаются в училище им.Гнесина, в том числе Галина Андреевна Пожидаева, Мелитина Макаровская, Татьяна Феодосиевна Владышевская, Полина Владимировна Терентьева, Лада Вадимовна Кондрашкова и ряд других известных музыковедов. В Петербурге так же важную роль играет Русская Христианская гуманитарная академия, в которой существует направление "русское певческое искусство", где преподают специалисты в области исследования и исполнения древних нотаций такие как Екатерина Игоревна Матвеева, профессор Нина Борисовна Захарьина, Надежда Александровна Щепкина, Алена Александровна Николаева, Елена Анатольевна Топунова, Ирина Валерьевна Герасимова.

    Возрождению знаменного пения посвящён Международный Фестиваль "Академия православной музыки", организованный при участии кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной Консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации и по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла . В содержание Фестиваля входит Летняя школа, цель которой - возрождение истинной исторической традиции православной музыки, а также знакомство с ней самого широкого круга публики . Летняя школа Международного фестиваля "Академия православной музыки" проводилась в Санкт-Петербурге ежегодно с 2009 по 2015 годы.

    С целью "создания общедоступного фонда знаменных песнопений и программных средств работы с ними ради возрождения в Русской Православной церкви знаменного распева - канонического богослужебного пения" создан проект под названием "Фонд знаменных песнопений" (Знаменный фонд). Он представляет из себя электронный корпус древнеруccких певческих рукописей .

    См. также

    Примечания

    1. В специальной литературе некоторых исследователей древнерусской церковной музыки для слова «распев» применяется также архаичная орфография и орфоэпия - «роспев» (с ударением на первом слоге).
    2. Соловьёв Н. Ф. //
    3. Это название предпочитает И.А.Гарднер (Богослужебное пение русской православной церкви. Т.2, с.169. Другие названия этой формы нотной записи: «церковная нотация», «синодальная нотация».
    4. См., например, Liber usualis. Tournai, 1950.
    5. Более подробно о киевском знамени см.: Прот. В. Головатенко. Извещение о знамени киевском.
    6. См. Электронные факсимиле первого издания Октоиха , Обихода (первая и вторая части), Праздники , Ирмология .
    7. Электронное факсимиле Сокращенного Обихода .
    8. Электронное факсимиле издания постной и цветной Триоди. Планировавшиеся издания книг «Трезвоны» и «Требы» в связи с печально известными политическими потрясениями XX в. так не увидели свет.
    9. Неправильное (но распространённое) правописание - «двоезнаменник».
    10. Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    11. Катаев П.Г. Введение линейной нотации в Российском государстве в XVII в. , «Алтайский старообрядец».
    12. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    13. Б. Кутузов, О возрождении знаменного пения в церковном богослужении , «Журнал Московской Патриархии», № 11, 1999
    14. Печенкин Г. Б. Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути практического воплощения , Православный образовательный портал «Слово».
    15. Кафедра древнерусского певческого искусства СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова (неопр.)
    16. Швец Татьяна Викторовна (неопр.) . СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова.
    17. [http://new.choirfestival.ru/academy/ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «АКАДЕМИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ МУЗЫКИ»] (неопр.) . СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова.