Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Конспект урока твердые и мягкие согласные звуки. Урок "твердые и мягкие согласные"

Нурсулу Ахметова
Конспект урока в первом классе «Твердые и мягкие согласные»

Областная санаторная школа – интернат № 4

Открытый урок .

Тема : «Твердые и мягкие согласные »

Провела : учитель 1А класса Ахметова Н . О.

Атырау 2016г

Тема : «Твердые и мягкие согласные »

Цель : повторить и закрепить знания о звуках и буквах, продолжать учить различать согласные и гласные звуки ; развивать речь учащихся, расширять их словарный запас.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Ребята, давайте встанем в круг и порадуемся этому дню, встрече с одноклассниками , и гостям. Поделимся хорошим настроением с теми, кто рядом с нами.

К тебе я обращаюсь, друг!

Вставай скорее с нами вкруг!

Почувствуй радость и тепло,

И как с друзьями хорошо!

А теперь повторяйте за мной :

Пусть наша добрая улыбка, (руки к губам)

Согреет всех своим теплом, (руки к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед)

Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

Молодцы! Как приятно чувствовать руку друга! А теперь вот так, в хорошем настроении давайте поделимся на команды. Выбирайте синий или зеленый цвет. Выбравшие синий цвет, будут командой синих, а выбравшие зеленый цвет – командой зеленых. Рассаживайтесь по своим местам. Ребята, как вы думаете, почему мы выбрали синий и зеленый цвет.

(Это цвет согласных : твердых и мягких )

Верно, твердые согласные мы отмечаем синим цветом, а мягкие зеленым . И тема сегодняшнего урока : «Твердые и мягкие согласные » , мы будем повторять и закреплять знания об этих согласных .

2. Актуализация знаний :

Ребята, в стране звуков и букв случилась беда, войско злых «ошибок» схватило королеву Грамоту и заточило в этом замке. Посмотрите, сколько замков навесили они на двери. И каждый замок заколдован, а открыть их можно только в том случае, если правильно выполнить задания. Так давайте, выполним эти задания и освободим королеву Грамоту. За правильный ответ вы будете получать вот такое «солнышко» . Чтобы правильно выполнить все задания, давайте вспомним, что мы знаем о звуках и буквах.

Мы сейчас проверим домашнее задание. А проведем мы его в виде «Вопрос – ответ»

Ну, кто начнет?

Вопросы : - В чем разница между звуком и буквой?

Какими бывают звуки речи?

Как произносим гласные звуки?

Как произносим согласные звуки ?

Сколько слогов в слове?

Какой слог называется ударным?

Какими бывают согласные звуки ?

Как проверить безударный гласный звук?

Молодцы, теперь я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями, снимите все замки и освободите королеву Грамоту.

Задание 1.

Дидактическое упражнение «Буквы потерялись» (Индивидуальные карточки)

Вы должны найти потерявшиеся буквы.

МАНДАР…Н

Команды проверяют друг друга.

С первым заданием вы справились и получаете по солнышку. А замочек с дверей снимет…. (самый активный)

Задание 2.

«Найди свой цвет» (карточки со словами)

Внимательно прочитайте слова. Красным цветом подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные . Синим кружочком обведите твердые согласные , зеленым – мягкие .

Слова : репа, рядом, сила, ветка, кино, шляпка, крыша, грибы.

Команды проверяют друг друга по экрану. Несколько учеников объясняют свое решение.

Молодцы. Вот мы выполнили второе задание и получаете по солнышку. Мы можем снять второй замок с двери.

(вызвать ребенка, активно участвовавшего)

Задание 3.

Дидактическая игра «Азбука цветов»

Вы должны «украсить цветок» - подобрать нужную гласную, и вставить ее в середину цветка. В этом задании есть небольшая подсказка, мягкие согласные показаны зеленым цветом, а твердые – синим , для того, чтобы вы запомнили перед какими гласными согласные звучат мягко , а перед какими твердо .

Дети объясняют свой выбор.

Молодцы, солнышко получает …. Снимаем третий замок.

Физкультминутка.

Задание 4.

Упражнение «Волшебные шарики»

В шариках написаны слоги, если слог твердый , закрашиваем шар синим цветом, если слог мягкий – зеленым .

Команды проверяют друг друга. Объясняют свой выбор.

Снимаем четвертый замок .

Задание 5.

Игра «Беговые дорожки» Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук . Как вы думаете, по какой дорожке будет бежать «спортсмен» (фишка) . Если в слове первый звук мягкий согласный , тогда зеленая дорожка. Если твердый – синяя дорожка .

Слова : корова, липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар.

Подведем итоги : какой «спортсмен» победил? Поднимите руку те, у кого победил зеленый спортсмен. Молодцы.

Получаем «солнышко» . Открываем следующий замок.

Задание 6.

Дидактическая игра «Звуковые матрешки»

Сейчас мы будем украшать фартучки у матрешек Даши и Дины. Я буду называть слова со звуками [Д] и [Д,], а вы если слышите в слове звук [Д], украшаете фартук Даши синим кружочком, если звук [Д,]- украшаете фартук Дины зеленым кружочком.

Слова : Дуб, дерево, дом, доктор, дятел, дедушка, дудочка, дупло, девочка, диван, дверь, дорога, дельфин, деревня.

Дети объясняют свой выбор.

Молодцы, все справились с заданием. Снимаем еще один замок.

Задание 7.

Работа с учебником.

Вопросы по тексту.

Молодцы, все справились с заданием. Снимаем последний замок и открываем двери замка. А вот и королева Грамота, которую вы освободили. Всем спасибо за работу. Надеюсь вы всегда будете стремиться к знаниям, читать и грамотно писать, будете достойными учениками РК.

Н. А. Назарбаев отметил, что необходимо заранее предусмотреть различные сценарии развития страны на долгосрочный период.

Вы живете в хорошее время. Государство создает все условия для всестороннего развития молодых людей, поскольку в ХХI веке уровень науки и знаний определяет место любой страны в мировой экономике. Но вы должны помнить, что ваше будущее - в ваших руках, и каждый человек - кузнец своего счастья. Всегда добивайтесь поставленной цели. Не отступайте перед трудностями. Пусть это будет главным правилом вашей жизни. Я желаю вам смело идти к своим вершинам. Любите нашу Родину - Казахстан, будьте настоящими патриотами. Гордитесь тем, что вы – казахстанцы.

Вот и подошел к наш урок к концу , понравился вам ребята урок или нет ? Если да, то покажите мне красное сердце, если понравился, но не все, покажите зеленое сердце, а если совсем не понравился поднимите синее сердечко. Спасибо, ребята, за урок !.

Мне очень понравился урок , и в знак своей благодарности хочу вам подарить сладкие призы. И королева Грамота хочет поблагодарить самых активных учеников и подарить им грамоты.

А теперь, давайте поблагодарим наших гостей, и пожелаем им всего хорошего.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте «Согласные звуки [ф], [ф’]. Буква Ф» Конспект НОД по обучению грамоте «Согласные звуки [ф],[ф"]. Буквы Ф, ф.» Цель: знакомство с буквой Ф и звуками, которые она обозначает.

Конспект открытого итогового логопедического занятия «Мягкие согласные» Цель: - рассказать о мягких согласных фонемах, - познакомить с мягким знаком, - научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные» Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные». Цель: познакомить детей с мягким.

Цель: учить детей различать согласные звуки по признаку твердости – мягкости.

Задачи:

    коррекционно-развивающие:

    • закрепить у детей понятие «твердые – мягкие согласные»;

      повторять основные способы изображения мягкости согласных на письме;

      развивать логическое мышление, графомоторные навыки и пространственную ориентировку;

      закреплять умение составлять схему предложения;

    коррекционно-воспитательные :

    • воспитывать у детей трудолюбие и самостоятельность при выполнении заданий

Оборудование:

Набор бумажных полосок для составления схемы предложения, простой, синий и зеленый карандаши, тетрадь, фломастер на каждого ребенка. Доска.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед. Поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слова, вы поочередно – называть слова с противоположным значением и садиться на свои места.

Холодная – (горячая), тупой – (острый), мокрая – (сухая), высокий – (низкий), низко – (высоко), темно – (светло), редко – (часто), медленно – (быстро), враг – (друг), день – (ночь), сел – (встал), нашел – (потерял).

    Повторение.

Логопед. Что такое звук? На какие две группы мы можем разделить все звуки? На какие группы мы можем разделить согласные звуки? (ответы детей). Сегодня мы поговорим о твердых и мягких согласных звуках. Назовите твердые согласные звуки. Каким цветом мы обозначаем эти звуки на схеме? Назовите мягкие согласнве звуки. Каким цветом мы их обозначаем? Вспомните звуки, у которых нет твердой пары. Вспомните звуки, у которых нет мягкой пары. Какие буквы на письме показывают мягкость согласного? (Ответы детей.)

    Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Дидактическая игра «Наоборот».

Логопед. Замените мягкий согласный звук в слогах и первый согласный звук в словах на твердый согласный звук.

Ле – (лэ), ме – (мэ), рю – (ру), зи – (зы), пя – (па), люк – (лук), ряд – (рад), рев – (ров), бить – (быть), нес- (нос).

Замените твердый согласный звук в слогах и последний твердый согласный звук в ловах на мягкий согласный звук.

Бэ- (бе), вы – (ви), го – (ге), су- (сю), фа – (фя), стал – (сталь), угол – (уголь), хор – (хорь), дал – (даль), пар – (парь), жар – (жарь), удар – (ударь).

Разминка.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит логопед.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И кружимся с тобой.

Мы топаем ногами:

Топ-топ-топ.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

    Закрепление.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Логопед. Я назову цепочки слов, а вы определите лишнее слово в каждой цепочке.

Жираф, морж, тюлень, белый медведь. (Жираф).

Фламинго, тигр, попугай, пеликан. (Тигр.)

Тигр, лев, слон, пантера. (Слон.)

Лев, волк, кабан, лось . (Лев.)

Зебра, носорог, бегемот, филин. (Филин.)

Зебра, лось, антилопа, волк. (Волк.)

Вспомните, какие слова были лишними. (Ответы детей). Откройте тетради, возьмите простые карандаши.

Я буду произносить слово, а вы должны посчитать, сколько в нем звуков, и нарисовать столько же квадратов. Теперьопределите, какой звук первый и последний в слове: твердый согласный или мягкий согласный.

Закрасьте нужным цветом первый и последний квадраты.

Дети выполняют задание. Затем проводится проверка. Вызванный ребенок работает у доски.

Массаж (выполняется сидя).

    Крепко зажмурить глаза (3-5 сек), открыть глаза (3-5 сек). Повторить 7-8 раз.

    Закрыть глаза и легко массировать веки круговыми движениями пальцев (1-2 мин.)

    Тремя пальцами каждой рукилегко нажать на верхние веки, через 1-2 сек. Убрать пальцы. Повторить 5 раз.

    Повторение.

Дидактическая игра «Путаница»

Логопед. Слова в предложении перепутались. Давайте поможем им найти свое место и составим предложение.

Шея, длинный, у, жирафа.

Животное, хищный, тигр.

В, кенгуру, Австралия, обитать.

Травоядный, животное, и, слон, зебра.

Дети составляют предложения.

Логопед.

Разберем предложение «У жирафа длинная шея». Сколько слов в этом предложении? Назовите первое, второе, третье и четвертое слова. Как пишется первое слово в предложении? Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? Что стоит в конце этого предложения? (Ответы детей). Составим схему предложения.

Вызванный ребенок выкладывает с помощью бумажных полосок схему на доске.

    Графический диктант.

Логопед диктует направление движения фломастера. Дети выполняют диктант в тетради.

Логопед. 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 4 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх.

Покажите мне свои рисунки. Что у вас получилось? (Верблюд.)

    Итог занятия.

Логопед оценивает деятельность детей.

Урок русского языка в 5 классе

Тема. Согласные твёрдые и мягкие

Цель урока: систематизация сведений о твердых и мягких согласных звуках.

Задачи: развитие УУД

Личностные УУД: продолжить работу по определению сильной и слабой позиции согласного звука в словах, познакомить учащихся с понятием «твёрдые и мягкие согласные»;

Регулятивные УУД: формировать навыки определения ошибкоопасных мест в словах, правильного произношения в словах твёрдых и мягких звуков; целеполагание, выбор образовательного маршрута;

Коммуникативные УУД: воспитывать культуру общения, чувство взаимовыручки;

Личностные УУД: прививать любовь и бережное отношение к русскому языку.

Ход урока.

1.Оргмомент. Настрой на урок.

С каким настроением вы пришли на урок? Поднимите солнышко, если у вас хорошее настроение, облачко, если вас что-то тревожит.

Ободряющие слова, пожелание успехов. Сегодня мы продолжим наше путешествие.

II. Повторение изученного ранее.

1. Работа с карточками. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки в словах.

Вода – водичка , май – майский, друг – друга , косить - косьба , расписаться – роспись, лампа – лампочка. Самопроверка выполнения заданий на карточках.(Один делает у доски). (Приложение №).

III. Подготовка к восприятию темы урока.

Первая останова «Невидимки». На доске слова, внутри которых «прячутся» другие слова: олень, снаряд, экран, клещ, град, мель, смех . Кстати, есть там такое, внутри которого прячутся два разных слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова-невидимки. (Обучающиеся находят и записывают слова лень, наряд, кран, лещ, рад, мел, ель, мех) Взаимопроверка.

Видите, ребята, изменение одного только звука полностью меняет лексическое значение слова. А чем различаются слова «мел» и «мель»? От чего зависит перемена лексического значения данных слов? (твердым и мягким звуком оканчивается слово).

О таких звуках мы будем говорить на уроке. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

IV. Объявление темы урока. Запишем тему урока в тетрадях.

Выход на проблему . - Ребята, а это что за конверт? На нем написано: Коммунарская средняя школа №3, улица Просвещения, 1, 5а классу от согласных. Давайте прочитаем? Читает письмо.

Здравствуйте, дорогие пятиклассники. Мы узнали, что вы изучаете тему «Твердые и мягкие согласные». У нас давно идет спор: какие согласные звуки важнее: твердые или мягкие. Помогите нам разобраться. С уважением, согласные звуки.

Ребята, запишите свой ответ согласным звукам. (Важны мягкие и твердые звуки)

Предлагаю отправиться в путешествие в страну твердых и мягких согласных звуков. На чем отправимся в путешествие? Можно отправиться в одиночку по маршрутному листу, а можно пойти вместе. Выбирайте. Раздаю индивидуальные маршрутные листы желающим. (Приложение №2). По окончании работы ученики проверяют свои работы по листу ответов (Приложение №4).

Инструктаж обучающихся.

Система само-и взаимооценки:

2 балла - задание выполнено без ошибок;

1 балл - допущены 1-2 ошибки;

0 баллов – задание не выполнено. (на стенде)

V. Работа над новой темой.

1. Работа с информацией. Наблюдение по таблице на стр. 127. Запись согласных, не имеющих пары по мягкости и твердости». Все ли согласные имеют пары? (Ж, Ш, Ц –всегда твердые, Ч,Щ,Й- всегда мягкие). На полях!

2. Знакомство со смыслоразличительной функцией твердых и мягких согласных звуков.

1) Выполним устно упражнение, в котором сможете понаблюдать над различением значений слов и их звуковым составом, - №277 (с. 128). Ответы по образцу. 3 ученика. Вывод: Сигнал мягкости согласного Ь.

Слово учителя: Обратите внимание, ребята, как мягкий знак изменяет слово и его лексическое значение. Меняется звуковой состав слова смысл слова . Эти примеры наглядно показывают, какое значение имеют твердые и мягкие звуки.

2) Работа над предложением Дарю трём свиристелям по шишке на ели (на доске). Подчеркнуть в словах буквы, обозначающие мягкость согласных звуков. Какие буквы стоят рядом с мягкими согласными? Выпишите их (И,Е, Ё, Ю, Я) – это сигналы мягкости (обозначают мягкость согласных).

Сигнал мягкости согласного И, Е,Ё,Ю, Я.

Записываем вывод: Сильная позиция: перед буквами Ь и И, Е,Ё,Ю, Я.

3. Физкультминутка. (Дети встают возле своих мест.)

Если я назову слово, в котором есть мягкий согласный, выделаете поворот направо, если в слове нет мягких согласных, то налево. Слова: мгла, Мила, мама, мел, мёл, Кот, крот, мять, заяц.

4. Остановка «Родной город». (Презентация) Задание: Выписать из презентации слова, выделенные красны цветом: город , герб, флаг, школа , памятник, фабрика, центр, бассейн, комплекс, автобус. (Один ученик у доски)

- Подчеркните те слова, в которых все согласные твердые. Слова написаны на доске. Взаимопроверка

5. Деревня «Траскрипция».

Запись транскрипции слов . (1 ученик у доски ) Солю, заяц, леска, просьба, мёд. Взаимопроверка.

6. Остановка «Внепарная». Выписать слова в которых есть внепарные Ч, Й, Щ (1 вариант); Ж, Ш, Ц (2вариант). Учитель читает текст.

Нильс осторожно соскользнул на пол и сдёрнул сачок с гвоздя. Один взмах – и гном забился в сетке, как пойманная стрекоза. Его широкополая шляпа сбилась в сторону, ноги запутались в полах кафтанчика. Он барахтался на дне сетки и беспомощно размахивал руками. (2 у доски).

Ответы: 1в. Сачок, пойманная, кафтанчика, беспомощно. 2в. Осторожно, широкополая, шляпа, цепляясь.- Молодцы, путешествуем дальше. Самопроверка.

7. Перевал «Текстовый». Самостоятельная работа. Текст напечатан на карточках. (Приложение №3). Задание: Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из твердых согласных.

Карточка №2 . мягких согласных.

(И. Бунин) Самопроверка.

V. Домашнее задание. Выучить таблицу. Упр. 279

VI. Конечная остановка. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вернитесь к своей записи в тетради. Хотели бы вы ее изменить? Какие звуки твердые или мягкие важнее? Слушаем ответы учеников.

Подтвердилось ваше предположение? Если «да» поставьте себе 1 балл.

Проанализируйте, как вы работали на уроке.

Выберите карточку того цвета, который соответствует вашему настроению. Солнышко или тучку.

Итоговая оценка:

9-10 баллов – «5»

7 -8 баллов -«4»

4-6 баллов – «3»

1-3 баллов – «2»

0 баллов –«1»

Приложение №1

Карточка №1. Задание:

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Приложение №2

Маршрутный лист

Фамилия, имя_________________________________

Прочитай теоретические сведения на стр. 127 и выполни задания.

1. Запишите слова, обозначая квадратными скобками мягкие согласные звуки.

Птичка, речной, звенеть, нянчить. Количество баллов _____

2. Какие слова затранскрибированы? Запишите эти слова.

[буквар, ], [дач, н, ик], [каз, ба], [р, эщ, ик], [й, ама], [й, ош]. Количество баллов _____

3. Превратите слово Лён - в цифру, слово Лей - в дерево, слово Ток - в домашнее животное, Лоб - в название покрытия. Запишите ответ.

Количество баллов _____

4 Вставьте пропущенные буквы. П одчеркните слова, состоящие только из твердых согласных.

Кругом нас были п…ля, глушь Было предвечернее время июньск…г… дня. Стар …я б…льшая д…р…га, заросшая кудряв…й муравой, изрезанная заглохшими колеями, сл…дами давней жизни наших отцов и дедов, ух… дила пер…д нами в беск…нечную ру…кую даль. (И.Бунин)

Количество баллов _____

5. Приготовление салата

В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свёкла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:

1 - в слове 2 слога, 7 букв, 6 звуков,

2 - в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких,

3 - в слове 1 слог, все согласные звуки твердые,

4 - в слове 4 слога.

Для приготовления салата хозяйка взяла _______________________________________________

Самооценка Количество баллов ______

2 балла - нет ошибок.

1 балл – допущены ошибки.

0 баллов – задание не выполнено.

Всего баллов: ________

Приложение №3

Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.

Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, см..гчая синь за дальними п..лями и бросая к закату, где небо уже з…л…тилось, в…ликие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец п..слось вп…реди, старик-пастух с подпаском с..дел на меже.

(И. Бунин)

Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.

Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, см..гчая синь за дальними п..лями и бросая к закату, где небо уже з…л…тилось, в…ликие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец п..слось вп…реди, старик-пастух с подпаском с..дел на меже.

(И. Бунин)

Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.

Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, см..гчая синь за дальними п..лями и бросая к закату, где небо уже з…л…тилось, в…ликие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец п..слось вп…реди, старик-пастух с подпаском с..дел на меже.

(И. Бунин)

Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.

Приложение №4

Маршрутный лист

1. Пт ич ка, р еч ной , зв ен ет ь, н янч ит ь.

3. Ноль, ель, кот, пол.

4 . Кругом нас были пОля, глушь серединной, исконной России. Было дОрОга отцов

1. Пт ич ка, р еч ной , зв ен ет ь, н янч ит ь.

2. Букварь, дачник, косьба, резчик, яма, еж.

3. Ноль, ель, кот, пол.

4 . Кругом нас были пОля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньскОгО дня. СтарАя бОльшая дОрОга , заросшая кудрявОй травой, изрезанная заглохшими колеями, слЕдами давней жизни наших отцов и дедов, ухОдила перЕд нами в бескОнечную руССкую даль. (И.Бунин)

5. Для приготовления салата хозяйка взяла МОРКОВЬ, ПЕРЕЦ, ЛУК, ПОМИДОРЫ

1. Пт ич ка, р еч ной , зв ен ет ь, н янч ит ь.

2. Букварь, дачник, косьба, резчик, яма, еж.

3. Ноль, ель, кот, пол.

4 . Кругом нас были пОля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньскОгО дня. СтарАя бОльшая дОрОга , заросшая кудрявОй травой, изрезанная заглохшими колеями, слЕдами давней жизни наших отцов и дедов, ухОдила перЕд нами в бескОнечную руССкую даль. (И.Бунин)

5. Для приготовления салата хозяйка взяла МОРКОВЬ, ПЕРЕЦ, ЛУК, ПОМИДОРЫ.

Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Онежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»

Конспект урока по русскому языку

3 класс

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные»

Цель: закрепить полученные знания о способах обозначения твёрдости- мягкости согласных буквами а, ы, о, у, и, е, ё, ю, я .

Задачи:

- образовательные: отработать умения учащихся различать слова с твёрдыми и мягкими согласными устно и при письме;

- коррекционные: развивать слуховое восприятие учащихся на основе упражнений в узнавании и соотношении мягких и твёрдых согласных звуков;

- воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности через включение в урок игровых моментов.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран; картинки с изображением домиков, дивана, скамейки; карточки с словами.

Ход урока

1.Организационный момент.
Добрый день, мои друзья,
Очень рада снова я.
Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работать.

(Проверка готовности к уроку)

2. Проверка домашнего задания (упр.11, стр.68)

Что было задано дома? Что нужно было сделать в упр.11?Давайте проверим, как вы сделали домашнее задание.

Какие слова вы составили?

Ваша задача выйти к доске, взять карточку с словом, прохлопать его по слогам, назвать сколько в нём слогов.

3. Пальчиковая гимнастика

4.Минутка чистописания.

Начнем урок с минутки чистописания, подготовим руку к письму. Откройте тетради, подпишите число, классная работа (обратить внимание на положение тетради, осанку).

На минутке чистописания вспомним соединения гласных с буквой т, запишем соединения в тетрадь:

та, то, ту, ты

тя, те, тю, ти.

Мы играем в буквобол, не в футбол, не в баскетбол.

Вы, ребята, - игроки, забивать будете голы.

Лучшую букву обведите карандашом в круг.

5. Актуализация опорных знаний.

Прочитайте слоги первой строчки?

Прочитайте слоги второй строки?

Обратите внимание, как произносится звук «т» в первой строке и во второй?

6.Создание проблемной ситуации.

Подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Над какими буквами будем наблюдать?

7. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Твёрдые и мягкие согласные буквы». Вы будете учиться различать согласные по твёрдости и мягкости.

8. Изучение нового материала.

Предлагаю вам сегодня на уроке отправиться в гости в город, где живут согласные и гласные буквы.

Вы согласны? Тогда закрываем глазки и отправляемся в путешествие.

Посмотрите, в волшебном городе есть два дома, там живут гласные.

Вы знаете, что гласные буквы дружат с согласными, постоянно ходят к ним в гости.

Если буква т пойдёт в гости к гласным, которые живут в этом доме, какой она станет? (мягкой согласной, дети произносят слоги)

Если буква т пойдёт в гости к гласным, которые живут в этом доме, какой она станет? (твёрдой согласной, дети произносят слоги)

Показ презентации «Твёрдые и мягкие согласные».

От чего зависит мягкость или твёрдость согласных звуков? (от следующих за ними букв)

Какие буквы обозначают твёрдость согласных звуков? (а, о, у, ы)

При каком условии эти буквы обозначают твёрдость согласных звуков? (Если стоят после букв, обозначающих согласные звуки).

Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (буквы е, ё, ю, я, и).

При каком условии буквы е, ё, ю, я, и обозначают мягкость согласных звуков? (Если стоят после согласных)

Попробуйте теперь сделать вывод (чтение правила на стр. 72 в учебнике).

9. Физкультминутка.

10. Первичное закрепление изученного материала.

- В гости в город гласных и согласных букв пришли ребята.

- Давайте прочитаем, как их зовут? (Митя, Вова, Сеня, Шура, Саша, Витя).

- Буквы предложили: «У кого имя с твёрдыми согласными, сядет на твёрдую скамеечку, а у кого имя с мягкими согласными - на мягкий диванчик (дети выходят по очереди и прикрепляют имена).

11. Работа с учебником.

Жители страны теперь хотят посмотреть, как вы умеете правильно выполнять упражнения, которые есть в учебнике.

Найдите в учебнике Упр. 2. на стр.70.Прочитайте задание к упражнению.

(Выполнение упражнения в тетрадях, один ученик у доски).

Вы молодцы! Буквам очень понравилось, как вы выполняли задание.

Показ презентации - игра «Пингвины»

12. Динамическая пауза (дети выходят из-за парт).

А сейчас немного поиграем.

Я буду называть слова, а вы внимательно слушать.

Если в слове первый звук твёрдый, вы топаете, а если мягкий молчите

(мяч, лев, лук, гора, белка, ворона, ветер).

10. Взаимопроверка выполнения заданий на карточках.

- Буквы построили в своём городе домики для слогов. Побежали к домику слоги: ку, лю, ди, зи, ле, то, ма, ры. Слоги с мягким согласным бежали по травке. Покажите где травка? А слоги с твёрдыми согласными по камешкам. Покажите где камешки? Напишите слоги на дорожках.

- Прибежали слоги и стали жить дружно, целыми словами. Составьте из слогов слова и напишите их в домике.

- Кто всё сделал, поменяйтесь карточками и проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед.

11.Подведение итогов урока.

С какой темой познакомились сегодня?

Какие буквы пишутся после твёрдых согласных?

Какие буквы после мягких согласных?

Ребята, буквы е, ё, и, ю, я обозначают мягкость согласных звуков только в том случае, если стоят после них.

12.Рефлексия.

В каком городе мы были в гостях?

Что понравилось на уроке?

Что нового узнали?

Оценка учащихся.

13. Домашнее задание.

Упр. 3, стр.70

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

1 вариант.

2 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.

Молотьба

1 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.

1 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.

2 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.

Молотьба

2 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.

Молотьба

1 вариант.

Распределите слова в таблицу: огороды, голова, борода, катушка, копыто, домовой, мель, Петя, пятка, сосиска, петушок, грива, гребешок, травинка, кадушка, лягушка, ириска, колокольчик.

согласные

согласные

Глухие и звонкие согласные

Твердые согласные

Мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

2 вариант.

Петушок, гребешок, травинка,голова, борода, грива, катушка, кадушка,лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды,колокольчик.

Выпишите следующие слова в таком порядке:

1.те, в которых есть только глухие согласные________________________________________

_______________________________________________________________________________

2.те,в которых согласные только звонкие____________________________________________

3.те, в которых есть и глухие, и звонкие согласные_____________________________________

________________________________________________________________________________

Тема урока: Твердые и мягкие согласные.

1 Знать о различии твердых и мягких согласных; об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова; о парных и непарных по твердости – мягкости согласных.

2. Уметь различать твердые и мягкие согласные; обозначать мягкость при фонетической записи слова.

Ход урока.

    Организационный момент.(1 мин.)

    Повторение пройденного материала (3 мин)

Что изучает фонетика? (звуки)

Сколько в русском языке букв? (33 буквы: 10 гласных,21 согласная,2 знака).

Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)

Какими бывают согласные звуки? (звонкие, глухие, парные, непарные, твердые и мягкие)

Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки мы произносим и слышим)

Чем отличаются ь и ъ знаки от других букв? (они не имеют звуков).

3. Под диктовку записываются предложения.(составить схему предложений).(7 мин.)

« Снаряд!»-прокричал командир.

А теперь давайте поиграем в игру « Невидимка» . У вас в предложениях записаны слова, внутри которых «прячутся» другие слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова- невидимки.(задание выполняется устно, всем коллективом).ОЛЕНЬ- ЛЕНЬ, СНАРЯД – НАРЯД

Видите, ребята, изменение одного только звука,полностью меняет лексическое значение слова. Именно об этом сегодня мы будем говорить.

Открываем тетради, записываем число, тему урока « Твердые и мягкие согласные».

Цель наша с вами: научиться правильно находить, называть твердый и мягкий согласный, обозначать мягкость согласного при фонетической записи слова.

4 Введение нового материала. (7 мин)

А)- Обратите внимание, ребята, как ь знак изменяет слово и его лексическое значение: МЕЛЬ- МЕЛ, СТАЛ – СТАЛЬ, ЕЛ -ЕЛЬ (слова записаны на доске)

Мел- чем мы пишем на доске, а мель глубина реки.

Меняется звуковой состав слова. Эти примеры наглядно показывают, какое значение имеют твердые и мягкие звуки. Практически все буквы русского языка имеют пару по твердости- мягкости. (на парте у детей лежит памятка « парные звуки») Но есть и такие, которые не могут образовывать пары. Это согласные [ж]

[ш],[ц]- они не могут образовывать мягкой пары [ч’],[щ’],[й’]- они не могут образовывать твердой пары. Посмотрите на свои памятки.

Б)Работа с учебником. Давайте с вами прочитаем правило помещенное на стр. 127 учебника. И так, ещё раз повторим, что для обозначения мягкости согласных в фонетике используется значок мягкости ["] справа вверху. Мягкость согласным дает ни только мягкий знак, но и гласные буквы: и,е,ю,я,ё.(на доске помещена таблица).

5. Закрепление материала. (5 мин.)

А)Ребятя, я вам предлагаю подойти к следующему заданию творчески. У меня на доске записаны названия цветов. Ваша задача выбрать цветы, в названии которых есть мягкие согласные, сделать фонетическую запись слов. (К доске вызывается один ученик).

Роза –[роза], ромашка- [рамашка], мимоза-[м’имоза], ландыш- [ландыш], колокольчик- [калакол’ч’ик], фиалка – [ф’иалка] .

Молодцы, многие из вас правильно справились с заданием.

6. Физкультминутка.(2 мин.)

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки разведем

И побежим кругом.

Б)Давайте с вами поиграем в игру « Особый порядок». (7 мин.)

(На столе лежат таблицы с заданием для 1 варианта и 2 варианта). Дети самостоятельно выполняют задание.

В) В таблице записаны слова, выполните фонетическую запись этих слов.(по вариантам).К доске выходят 2 ученика с разными вариантами,остальные выполняют задания в тетради. (8 мин)

1 вариант: Паутина - паут’ина

Болото- балота

Ртуть- ртут"

Чайник- ч’ай’н’ик

2 вариант:

Паутина – паут’ина

Рулет- рул’эт

Молотьба – малат’ба

Слизь – сл’из’

7. Итог урока. (5 мин)

Сегодня на уроке мы познакомились с твердыми и мягкими согласными, узнали как обозначается мягкий согласный при фонетической записи слова.

Ребята, какие согласные не имеют пары по твердости – мягкости?(неимеют парных звуков твердые согласные ж,ш,ц и мягкие согласные ч’,щ’,й’ )

А теперь, я хочу предложить вам сыграть в игру, я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.

Сегодня на уроке я узнал ….

Я оцениваю свою работу в целом на ……

8. Домашнее задание: № 54, упражнение 279.

Спасибо за урок.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Верейская средняя общеобразовательная школа № 1.

Открытый урок