Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Хмурый полдень XXI век. Броненосные крейсера Описание конструкции и вооружения

Броненосные крейсера

Броненосные крейсера типа «Ибуки» - 2 ед.

«Ибуки» Куре 5.1906/21.11.1907/1.11.1909-искл. 1923

«Курама» Йоко 23.8.1905/21.10.1907/28.2.1911 - искл. 1923

14 636/15 595 т, 137,2x23x8 м. ПТ - 2, 18 ПК, 24 000 л.с.=21,5 уз. 2000 т уг.+218 т нефти («Курама» ПМ - 2, 28 ПК, 22 500 л.с.=20,5уз. 1868туг.+200тнефти). Бро­ня: пояс 178 - 102 мм, башни и барбеты ГК 178 - 127 мм, башни СК 152 мм, палу­ба 76 мм, рубка 203 мм. Эк. 844 чел. 4 -305 мм/45, 8 - 203 мм/45, 14-120 мм/ 40, 4-76 мм/40, 3 ТА 457 мм.

Крейсера с очень мощным вооружени­ем, но относительно небольшой скоростью хода. Зачастую их классифицируют как линкоры с облегченной броневой защи­той - в некотором роде их можно считать «родственниками» русских броненосцев типа «Пересвет».

Проект кораблей разработан на базе броненосного крейсера «Цукуба». Пер­воначально «Ибуки» и «Курама» должны были быть однотипными, но для первого весной 1906 года заказали паровые тур­бины Кёртисса, и проект пришлось ос­новательно переработать. Официально «Ибуки» был заложен 22.5.1907, но его постройка началась раньше. «Ибуки» стал первым японским турбинным кораблем, но это не сделало его более быстроход­ным: на испытаниях «Курама» развила ход 21,5 уз. при мощности 23 081 л.с., а «Ибуки» - 21,16 уз. при 28 977 л.с. Внеш­не оба корабля отличались мачтами: на «Кураме» они были трехногими, а на «Ибуки» - обычными.

В начале Первой мировой войны «Ибу­ки» участвовал в поисках эскадры Шпее, а затем сопровождал войсковые тран­спорты, следовавшие из Австралии в Суэц. Оба корабля были разоружены пос­ле Вашингтонской конференции и сданы на слом в 1924 -1925 годах.

Броненосные крейсера типа «Цукуба» - 2 ед.

«Цукуба» Куре 14.1.1905/26.12.1905/14.1.1907 - погиб 14.1.1917

«Икома» Куре 15.3.1905/9.4.1906/24.3.1908 - искл. 1922

13 750/15 400 т, 137,1x23x8 м. ПМ - 2, 20 ПК, 20 500 л.с.=20,5 уз. 2000 т уг. («Икома» 191 1 т уг. + 160 т нефти). Бро­ня: пояс 178- 102 мм, верхний пояс и казематы 127 мм, башни и барбеты 178 мм, палуба 76 мм, рубка 203 мм. Эк. 879 чел. 4 - 305 мм/45, 12 - 152 мм/45, 12 -120 мм/40, 4-76 мм/40, 2 - 40 мм авт., 3 ТА 457 мм.

Первые «капитальные» корабли япон­ской постройки и первые в мире крейсе­ра, вооруженные 12-дюймовой артилле­рией ГК в двухорудийных башнях. Зака­заны в июне 1904 года в качестве заме­ны погибших броненосцев «Хацусе» и «Ясима», заложены еще до завершения русско-японской войны. Строительство кораблей было сопряжено с производ­ственными проблемами, из-за чего го­ловная «Цукуба» обладала многочислен­ными дефектами. Ввод в строй «Икомы» задержала нехватка тяжелой артиллерии: корабль вышел на ходовые испытания в ноябре 1907 года, но был полностью вооружен и укомплектован лишь к февра­лю 1911-го. На мерной миле «Цукуба» по­казала скорость хода 20,5 уз. при мощ­ности 20 736 л.с., «Икома» - 21,9 уз. при 22 670 л.с.

«Цукуба» погибла в Йокосуке в ре­зультате взрыва артиллерийских погре­бов; потери экипажа составили 305 человек убитыми. «Икома» в 1918- 1919 годах была перевооружена (4 - 305 мм/45, 10-152 мм/45, 8-120 мм/40, 6 -76 мм/40) и позже служила в роли учеб­но-артиллерийского корабля. Вскоре после Вашингтонской конференции ее разоружили и 13.11.1924 продали на слом.

Броненосные крейсера типа «Касуга» - 2 ед.

«Касуга» Ане 10.3.1902/22.10.1902/7.1.1904 - погиб 18.7.1945

«Ниссин» Ане 5.1902/9.2.1903/7.1.1904- искл. 1935

7700/8500 т, 111,73x18,7x7,4м. ПМ - 2, 12 ПК, 13 500 л.с.=20 уз. 600/1190 т уг. Бро­ня: пояс 150 - 75 мм, верхний пояс башни и казематы 150мм, барбеты 150- 100мм, палуба 37 - 25 мм, рубка 150 мм. Эк. 595 - 610 чел. 1 -- 254 мм/45 (только на «Касуге»), 2-203 мм/45 (на «Ниссин» 4 - 203 мм/45), 14- 152 мм/40, 10 - 76 мм/40, 4 -4/ мм, 2 пул., 4 ТА 457 мм.

Последние из серии итальянских бро­неносных крейсеров типа «Гарибальди». Заложены для аргентинского флота под названиями «Митра» и «Рока», куплены Японией 29.12.1903. Активно участвова­ли в русско-японской войне, причем дей­ствовали преимущественно в одной ли­нии с броненосцами адмирала Того, так как их фактическая скорость не превыша­ла 18 уз. В 1914 году на обоих кораблях заменили паровые котлы.

В 1917- 1918 годах «Ниссин» дей­ствовал на Средиземном море. В 1927 году его переклассифицировали в учеб­ный корабль, в 1935-м он стал плаву­чей мишенью и в следующем году был потоплен. «Касуга» 13.1.1918 сел на камни в проливе Банка (Индонезия) и был снят только через полгода. С 1925 года крейсер служил учебным судном, а в июле 1942-го его разоружили и пре­вратили в блокшив. Потоплен американ­ской авиацией, в 1948 году поднят и сдан на слом.

Броненосный крейсер «Якумо» - 1 ед.

«Якумо» Вулк 3.1898/18.7.1899/20.6.1900-слом. 1946

9735/10 300 т, 132,3x19,6x7,25 м. ПМ - 2, 24ПК, 15 500 л.с. = 20уз. 600/1200 т уг. Бро­ня: пояс 178 мм, верхний пояс 127 мм, баш­ни 150 мм, барбеты 150 - 100 мм, казематы 150 - 50 мм, палуба 63 мм, рубка 350 мм. Эк. 698 чел. 4 - 203 мм/40, 12-152 мм/40, 16-76 мм/40, 4-47 мм, 4 ТА 457 мм.

Построен в Германии по программе 1896 года как развитие крейсеров типа «Асама». Активно участвовал в войне с Россией в 1904 - 1905 годах. В 1921 году переклассифицирован в корабль берего­вой обороны 1 класса, но в дальнейшем служил учебным судном. Неоднократно модернизировался и перевооружался. В июле 1942 года «восстановлен в звании» и вновь стал крейсером 1 класса, однако в боевых действиях не участвовал. Про­дан на слом в июне 1946 года.

Броненосный крейсер «Адзума» - 1 ед.

«Адзума» СНз 3.1898/24.6.1899/28.7.1900-слом. 1946

9278/9953 т, 137,9x18x7,21 м. ПМ - 2, 24 ПК, 17 000 л.с.=20 уз. 600/1200 т уг. Бро­ня: пояс 178 мм, верхний пояс 127 мм, башни, барбеты и казематы 150 мм, па­луба 63 - 50 мм, рубка 350 мм. Эк. 726 чел. 4-203 мм/40, 12-152 мм/40, 16-76 мм/40, 4-47 мм, 4 ТА 457 мм.

Построен во Франции по программе 1896 года. Аналогичен крейсерам типа «Асама», но имел более короткий броне­вой пояс. Активно участвовал в русско-японской войне. С 1914 года использо­вался в качестве учебного корабля. В 1941 году превращен в блокшив, тяже­ло поврежден американской авиацией 18.7.1945. Сдан на слом в 1946 году.

Броненосные крейсера типа «Идзумо» - 2 ед.

«Идзумо» Арм 5.1898/19.9.1899/25.9.1900-погиб 28.7.1945

«Ивате» Арм 5.1898/29.3.1900/18.3.1901 -погиб 24.7.1945

9750/10 300 т, 132,3x20,94x7,4 м. ПМ - 2, 24 ПК, 14 500 л.с.=20,75 уз. 600/1400 т уг. Броня: пояс 178 мм, верхний пояс 127 мм, башни, барбеты и казематы 152 мм, палу­ба 63 - 51 мм, рубка 356 мм. Эк. 672 чел. 4-203 мм/40, 14-152 мм/40, 12-76 мм/40, 4 - 47 мм, 2 пул., 4 ТА 457 мм.

Построены в Англии по программе 1896 года; представляли собой улучшен­ный вариант крейсера «Асама». На ис­пытаниях «Идзумо» развил ход 22,04 уз. при мощности 15 739 л.с., «Ивате» - 21,74 уз. при 16 078 л.с. Активно участ­вовали в русско-японской войне. В 1921 году переклассифицированы в корабли береговой обороны 1 класса. «Идзумо» в 1932 - 1942 годах являлся флагманом японского так называемого Китайского флота; затем ненадолго переклассифи­цирован в крейсер 1 класса, а в 1943 году - в учебное судно. «Ивате» факти­чески служил учебным судном с 1923 года, хотя в 1942 году также был фор­мально зачислен в крейсера 1 класса. Оба потоплены в июле 1945 года в Куре американской авиацией, подняты и сда­ны на слом в 1947 году.

Броненосные крейсера типа «Асама» - 2 ед.

«Асама» Арм 11.1896/22.3.1898/18.3.1899 - слом. 1947

«Токива» Арм 1.1898/6.7.1898/18.5.1899-погиб 8.8.1945

9700/10 500 т, 134,7x20,45x7,43 м. ПМ -2, 16 ПК, 18 000 л.с.=21,5 уз. 600/1400 т уг. Броня: пояс 178 мм, верхний пояс 127 мм, башни, барбеты и казематы 152 мм, палуба 76 - 51 мм, рубка 356 мм. Эк. 676 чел. 4-203 мм/40, 14-152 мм/40, 12-76 мм/40, 4-47 мм, 4 ТА 457 мм.

На момент своего появления - лучшие броненосные крейсера в мире, основопо­ложники целой серии аналогичных кораб­лей японской программы 1896 года. Спро­ектированы в Англии Ф.Уоттсом. Активно участвовали в русско-японской войне 1904 - 1905 годов.

«Асама» до 1915 года («Токива» до 1910-го) несла 12 цилиндрических паро­вых котлов, которые в ходе ремонта за­менены на 16 японских системы Миябара. Во время Первой мировой войны «Аса­ма» дважды (3.12.1914 и 31.1.1915) полу­чала серьезные повреждения из-за нави­гационных аварий; с июня 1915 года по март 1917-го находилась в ремонте. В 1921 году оба крейсера были переклас­сифицированы в корабли береговой обороны 1 класса; «Токива» с 1.4.1922 чис­лилась минным заградителем. В дальней­шем неоднократно модернизировались и перевооружались. Дожили до Второй ми­ровой войны. «Токива» потоплена амери­канской авиацией в Майдзуру, поднята и сдана на слом в 1947 году.

Броненосный крейсер «Асо» - 1 ед.

«Асо» ФШ 12.1898/30.5.1900/4.1903 - искл. 1930

7800 т, 137,03x17,5x6,7 м. ПМ - 2, 26 ПК, 16 500 л.с.=21 уз. 750/1200 т уг. Броня: пояс 200 - 100 мм, верхний пояс и казе­мат 60 мм, палуба 50 - 30 мм, рубка 160 мм. Эк. 791 чел. 2- 152 мм/50, 8- 152 мм/45, 16-76 мм/40, 2 пул.

Бывший русский «Баян», захвачен 2.1.1905 в Порт-Артуре. Восстановлен и введен в строй в 1908 году. В 1913 году перевооружен: башни с 203-мм орудия­ми демонтированы и заменены палубны­ми 152-мм артустановками Армстронга с длиной ствола в 50 калибров. В 1920 году переоборудован в минный заградитель, способный принимать 420 мин. Исключен из боевого состава флота 1.4.1930, пре­вращен в плавучую мишень и потоплен на учениях 8.8.1932.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

«Ивате»
磐手
Служба: Япония 22x20px Япония
Назван в честь Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Класс и тип судна Броненосный крейсер
Изготовитель Armstrong Whitworth , (Эльсвик, Великобритания)
Спущен на воду 29 марта 1900 года
Введён в эксплуатацию 18 марта 1901 года
Выведен из состава флота Потоплен во время авианалёта 24 июля 1945 года , 30 ноября 1945 года списан
Статус В 1947 году поднят и отдан на слом
Основные характеристики
Водоизмещение 9906 тонн
Длина 132,28 м
Ширина 20,94 м
Осадка 7,37 м
Бронирование Главный броневой пояс: 88-175 мм;
верхний броневой пояс: 125 мм;
палуба: 67 мм;
казематы и башни: 150 мм;
рубка: 356 мм
Двигатели 2 вертикальные машины тройного расширения, 24 котла
Мощность 15 379 индикаторных л. с.
Движитель 2
Скорость хода 20 узлов
Дальность плавания 4900 морских миль на 10 узлах
Экипаж 28/646 чел.
Вооружение
Артиллерия 4 × 203/40,
14 × 152/40,
12 × 76/40,
8 × 47/33
Минно-торпедное вооружение Четыре 457-мм торпедных аппарата
15px []

Ивате (яп. 磐手 иватэ ) - японский броненосный крейсер I класса типа «Идзумо» , участвовавший в русско-японской войне. Назван в честь вулкана Иватэ в северо-восточной части острова Хонсю. Четвёртый по счету крейсер, построенный по программе 1896 года (так называемая «Программа шесть-шесть»).

Проект разработан кораблестроителем сэром Филипом Уоттсом и представлял собой усовершенствованный тип «Асама» с водотрубными котлами вместо огнетрубных и крупповской броней вместо гарвеированной . Заложен в ноябре 1898 года.

История службы

  • 1904-1905 - Участвовал в русско-японской войне в качестве флагманского корабля младшего флагмана 2-го боевого отряда 2-й эскадры контр-адмирала Хайяо Симамуры.
    • Участвовал в бою 1 (14) августа 1904 года с Владивостокским отрядом крейсеров, получил более 10 попаданий (40 убитых, 47 раненых), находился в ремонте до 6 (19) августа.
    • Участвовал в Цусимском сражении, получил 17 попаданий (из них 2x305-мм, 3х203-мм, 2х152-мм, 1х120-мм, 5х75-мм), сильные повреждения[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] (15 раненых).
  • Участвовал в Первой мировой войне в качестве флагманского корабля 4-го боевого отряда 2-й эскадры. Дислоцировался в Циндао , затем сопровождал караваны в Индийском океане между Сингапуром и Суэцким каналом.
  • После войны использовался в качестве учебного, базировался в Йокосуке, совершил несколько походов в Индийский океан и Южную Америку.
  • 1 сентября 1921 - Переквалифицирован в корабль береговой обороны I класса.
  • Ноябрь 1924 - Включен в состав отряда кораблей, отправленного в Бразилию для участия в празднествах по случаю 100-летия независимости этой страны.
  • 30 мая 1931 - Переквалифицирован в корабль береговой обороны.
  • 1 февраля 1940 - Зачислен в 12-й отряд 3-й вспомогательной эскадры.
  • 1 июля 1942 - Вооружен современными зенитными орудиями и переквалифицирован в крейсер I класса.
  • 19 марта 1944 - Повреждён тремя бомбами, разорвавшимися вблизи борта, в результате налёта американской авиации на Курэ .
  • 24 июля 1945 - Потоплен пятью бомбами, разорвавшимися вблизи борта, в результате налёта американской авиации на Курэ. Затонул под .
  • 30 ноября 1945 - Исключён из списков флота.
  • 1947 - Поднят и разобран на металлолом в Хариме.

Командиры корабля

Фотографии

    Japanese cruiser Iwate at Plymouth.jpg

    В Плимуте, 1900

    Japanese cruiser Iwate in 1902.jpg

    В 1902 году

    Japanese cruiser Iwate 2.jpg

    Открытка, ок. 1905 года

Напишите отзыв о статье "Ивате (крейсер)"

Примечания

Литература

  • Александров А.С., Балакин С.А. (рус.) // Морская кампания: журнал. - Москва: ООО «Коллекция», 2006. - № 1 . - С. 48 .

Ссылки

Жертвенный бой владивостокских крейсеров August 15th, 2015

Отряду владивостокских крейсеров долгое время сопутствовала удача. Ему удавалось доставлять японцам ощутимые неприятности, нарушая их морские коммуникации и уничтожая транспортные корабли. Успехи русского отряда очень беспокоили японцев, которые специально для борьбы с ним были вынуждены выделять мощные силы. Эти силы продолжительное время весьма безуспешно охотились за владивостокскими крейсерами, пока, в очередной раз за эту войну, удача вновь не оказалась на японской стороне.

Во время 2-й боевой отряд вице-адмирала Камимуры (крейсера "Идзумо", "Адзума", "Токива" и "Иватэ") находился в районе Корейского пролива. Затем он направился к острову Росс для перехвата русских кораблей, отделившихся от эскадры. 12 августа, встретившись с 6-м боевым отрядом и узнав подробности боя, Камимура решил вернуться в Корейский пролив и патрулировать там совместно с 4-м отрядом, ожидая русские корабли "Аскольд" и "Новик", которые, как предполагалось, будут прорываться во Владивосток.

вице-адмирал Г.Камимура контр-адмирал К.П.Иессен

Во Владивостоке 11 августа, через сутки после боя в Желтом море, командующий флотом Н.И. Скрыдлов получил телеграфный приказ Е.И. Алексеева: "Эскадра вышла в море, сражается с неприятелем, вышлите крейсера в Корейский пролив". Владивостокский отряд крейсеров должен был выйти ей навстречу, чтобы боем отвлечь на себя эскадру Камимуры. Это было настоящее боевое товарищество: жертвенность во имя своих братьев по оружию, прорывающихся из Порт-Артура.

броненосный крейсер "Рюрик"

Предположив, что эскадра вышла раньше, чем была подана телеграмма, командующий флотом в своей инструкции командиру отряда адмиралу К.П. Иессену устанавливал район возможной встречи - у корейского берега на параллели Фузана. Крейсера "Россия", "Громобой" и "Рюрик" вышли из Владивостока 13 августа в 6.00 и были на параллели Фузана утром в 4.35. Русские крейсера прошли мимо Камимуры, не заметив его, и тот оказался на пути их отступления.

броненосный крейсер "Россия" броненосный крейсер "Громобой"

На русских кораблях были плохо скрыты огни. Японский отряд ночью в 1.30 повернул на юг, а в 4.35 японские сигнальщики увидели по носу с левого борта огонь, и через 20 минут сквозь утреннюю мглу различили силуэты русских крейсеров.

Русские крейсера в 4.30 пришли к месту, назначенному командующим флотом. Повернули на запад, чтобы, крейсируя здесь 7-узловой скоростью, поджидать эскадру. В 4.40 справа в тумане обнаружили силуэты шедших с севера кораблей и сразу опознали характерный силуэт "Адзумы" - это была эскадра Камимуры.

броненосный крейсер "Идзумо" броненосный крейсер "Адзума"

броненосный крейсер "Токива" броненосный крейсер "Ивате"

Японский отряд превосходил русских в числе крупных орудий. Но главное их преимущество было в более рациональном бронировании и расположении 8-дюймовых пушек. Против шести русских 8-дюймовых орудий японцы могли действовать шестнадцатью. Кроме того японские крейсера имели перед русскими преимущество в скорости (проектная 20-22,5 уз. против 18-20, фактически 17 против 15,5 уз.).

Японцы открыли огонь в 5.23 с дистанции 46 кбт, русские корабли открыли ответный огонь из орудий левого борта. К 5.52 японцы оказались на траверзе русского отряда сократив дистанцию до 27 кбт. Адмирал Иессен повернул на юго-восток а в 6.00 резко повернул вправо, описал петлю и пошел на северо-запад, рассчитывая проскочить под кормой у отряда Камимуры. Японцы отреагировали с опозданием и повернули влево, эскадры оказались на расходящихся курсах и японские крейсера прекратили огонь. В этот момент шедший концевым "Иватэ" получил попадание 8-дюймового снаряда в носовой каземат - вышли из строя три 6-дюймовых и одно 75-мм орудие. По "Ивате" вёл огонь "Рюрик", скорее всего это был его снаряд.

В 6.23 бой возобновился. На "Рюрике", который шел концевым, был убит старший офицер и тяжело ранен командир, возник сильный пожар, разбиты рулевые приводы в боевой рубке и на заднем мостике. Управление крейсером пришлось перенести в рулевое отделение, но из-за подводных пробоин в кормовой части крейсер сел кормой — пришлось отказаться от управления рулем, и крейсер стал управляться машинами. "Рюрик" уже не мог держаться в строю и начал отставать. Еще в 5.30 к месту боя подошли вызванные Камимурой по радио крейсера "Нанива" и "Такатихо" из отряда Уриу.

Иессен продолжал маневрировать, пытаясь прикрыть поврежденный "Рюрик". "Россия" и «Громобой» тоже получили заметные повреждения. Японцы, пристрелявшись по почти неподвижному "Рюрику", осыпали снарядами и оба других крейсера. В 8.20 Иессен принял решение окончательно повернуть на север к Владивостоку. В 8.20 адмирал просигналил "Рюрику" приказ "Идти во Владивосток". "Россия" и "Громобой" пошли на север, отряд Камимуры направился за ними. К 09.45 японцы сумели сократить расстояние до 27кбт, но тут же сбросили ход, и в 10.00 дистанция снова возросла до 37 кбт. В 10.04 Камимура принял решение прекратить преследование русского отряда и повернув вправо, лег на обратный курс с целью добить поврежденный "Рюрик".

повреждения броненосного крейсера "Ивате"

Оставшийся в одиночестве "Рюрик", которым командовал вахтенный офицер, находился в безнадежном положении. Японские крейсера "Нанива" и "Такатихо" с дистанции 35 кбт выпустили более 650 6-дюймовых снарядов. Вскоре ответный огонь "Рюрика" полностью прекратился. Когда на севере показались возвращающиеся крейсера Камимуры, а с юга подошли 3 крейсера и 5 миноносцев, командовавший "Рюриком" лейтенант Иванов приказал затопить крейсер. Команда спасалась с помощью пробковых матрасов, поясов и обломков дерева. В 10.42 "Рюрик" затонул, а уцелевшие моряки были подобраны японскими кораблями.

"Россия" и "Громобой" во Владивостоке после боя

О причинах, заставивших японцев прекратить преследование "России" и "Громобоя", до сих пор нет единого мнения. По рапорту вице-адмирала Камимуры, он приказал повернуть назад после того, как получил доклад от старшего артиллерийского офицера об израсходовании большей части боезапаса. По имеющимся сведениям, флагманский корабль "Идзумо" в ходе сражения расстрелял 255 8-дюймовых, 1085 6-дюймовых и 910 12-фунтовых снарядов.

Японские корабли:

"Идзумо" - 20 попаданий, 2 матроса погибли, еще 17 получили ранения. Попадания были не опасные и снарядами малого калибра. В 6.17 с расстояния 48 кбт русский 8-дюймовый снаряд пробил броню носовой башни,но скорее всего он не взорвался, ни о каких последствиях этого попадания в японских источниках не упоминается.

"Адзума" - 10 попаданий, ранено 7 нижних чинов и один вольнонаемный. В 9.30 на крейсере произошла поломка в машине, и он покинул строй. Повреждение устранили быстро, так что крейсер лишь переместился со второго места в колонне на третье.

"Токива" - попало несколько снарядов, ранено 3 человека (один нижний чин и два вольнонаемных).

повреждения броненосного крейсера "Ивате"

"Иватэ" - 23 попадания, погибло 40 человек(2 офицера), 37 ранено (3 офицера). Крейсер получил самые тяжелые повреждения из всех, какие понесли японские броненосные крейсера за всю войну. Примерно в 7.00 8-дюймовый снаряд пробил крышу каземата 152-мм орудия №1, расположенного на уровне верхней палубы. Попав в стеллаж с боезапасом, находившийся непосредственно около 6-дюймовки, он вызвал его детонацию. В результате мощного взрыва каземат был полностью уничтожен: броневые плиты отвалились от борта, а расчет орудия просто испарился. Помимо 6-дюймовки №1 из строя до конца сражения вышли 152-мм пушки - в нижнем каземате №3 и установленная за щитом на верхней палубе №9. Также получила повреждения 12-фунтовая пушка №3. В результате взрыва мгновенно погиб 31 человек, причем старший лейтенант Харагути и 13 старшин и матросов пропали бесследно. Мичман Нота и 6 матросов умерли вскоре после боя. А еще двое из 16 раненых, доставленных на берег, умерли в госпитале. Ранения получили еще 20 членов экипажа. В числе раненых оказались старший артиллерийский офицер капитан-лейтенант Номура, старший минный офицер капитан-лейтенант Канно, старший лейтенант Канедзака, гардемарин Мацумура и старший писарь Иоситоми. Другое попадание, которое было отмечено в рапорте британского военного советника, относилось к снаряду, поразившему крейсер в кормовую часть. Взрыв разрушил одну из офицерских кают, а осколки, пронзившие кают-компанию, разбили висевший там корабельный хронометр.

Iwate

тип Asama

тип Tsukuba

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерия

  • 4 × 203-мм/40 Type 41;
  • 14 × 152-мм/40 Elswick QF;
  • 12 × 76-мм/40;
  • 8 × 47-мм/33.

Минно-торпедное вооружение

  • Четыре 457-мм торпедных аппарата.

Однотипные корабли

IJN Iwate (яп. 磐手(いわて/いはて) , рус. «Иватэ» ) - броненосный крейсер типа Izumo , второй в серии. Был построен в Англии по «программе шесть-шесть» четвертым в списке и назван в честь вулкана на острове Хонсю. Участвовал в русско-японской войне, в дальнейшем использовался как учебный корабль.

История создания

Iwate был заложен 11 ноября 1898 года, 29 марта 1900 года спущен на воду, а 18 марта 1901 года передан японцам.

Описание конструкции и вооружения

Схема бронирования Iwate.

Основа всех крейсеров по этой программе была примерно одинаковой, хотя могла различаться в деталях. Проект Iwate, созданный Филипом Уоттсом (ставшим известным благодаря проекту Dreadnought), базировался на типе Asama , но с водотрубными котлами системы Бельвиля вместо огнетрубных (что привело к весовой экономии более чем в 300 тонн несмотря на увеличение числа котлов до 24 вместо 12) и крупповской броней.

Рабочее давление пара было увеличено до 19 кг/см 2 . Котлы размещались в трех отделениях и у каждой кочегарки для улучшения тяги имелась собственная дымовая труба. Вентиляторы нагнетали воздух непосредственно в котлы, а не в котельное отделение. Главные машины располагались так же, как на предшественниках, но были гораздо компактнее. Проектная мощность при натуральной тяге увеличилась до 14500 л.с.

Электросеть Iwate питали три автономных генератора (пародинамо),суммарной мощностью 144 кВт и скоростью вращения валов 500 об/мин.

Корпус был разделен на 166 водонепроницаемых отсеков. Главным внешним отличием корабля от предшественников оказалось использование трех труб вместо двух.

Орудие, находившееся на вооружении броненосных крейсеров по программе 1895-1896гг.

Основным вооружением IJN Iwate были две отдельные пушки 20,3cm/45 типа 41 в орудийных башнях на носу и на корме - орудия делали два выстрела в минуту, могли вращаться на 150° в любую сторону и подниматься на 30°. «Армстронговские» пушки имели принятую на тот момент в Англии проволочную конструкцию и поршневой затвор.

Среднее вооружение состояло из 14 пушек Elswick QF с теоретической скорострельностью от пяти до семи выстрелов в минуту (управление башнями и перезарядка на броненосных крейсерах производились вручную, поэтому скорость стрельбы и угол подъема зачастую зависели от выносливости личного состава). Орудия монтировались на станках с центральным штыром, обеспечивающих максимальный угол возвышения 15° и снижения 7°. Для повышения эффективности огня все орудия были оснащены оптическими прицелами.

Снаряды снаряжались «шимозой» (тринитрофенол или мелинит), который в силу своей неустойчивости порой приносил японцам больше неприятностей, чем противнику.

Носовой торпедный аппарат в отличие от предшественников был снят, остались только бортовые подводные (всего четыре).

Iwate был оснащен двумя 4,5-футовыми (1,37-м) дальномерами марки FA2 и комплектом электромеханических циферблатов для дистанционной передачи данных по стрельбе непосредственно к орудиям. Но, судя по рапортам военных советников, они практически не применялись и управление огнем осуществлялось по старинке - по переговорным трубам, при помощи рупора или юнги с табличками.

История службы

Вступление в строй

  • 1 ноября 1898 года корабль заложен в Ньюкасле-на-Тайне.
  • 17 июня 1899 года капитан Ямада Хикохати получает назначение и отправляется в Великобританию.
  • 29 марта 1900 года корабль спущен на воду и окрещен.
  • 1 сентября 1900 года капитан Ямада принимает командование.
  • 18 марта 1901 года Iwate зарегистрирован в Йокосуке как крейсер первого класса.
  • 17 мая 1901 года - прибытие в Йокосуку.
  • 6 июля 1901 кораблем принимает командование капитан Такэтоми Куниканэ.

Русско-японская война

Атака миноносцев в ночь 26-27 января (8-9 февраля по старому стилю) 1904 года на Порт-Артур ознаменовала собой начало Русско-японской войны (официальное объявление войны поступило на следующий день после боя).

Наутро к Порт-Артуру подтянулись основные силы японского флота. Выстроившись в одну колонну, они открыли огонь по русским кораблям, находившимся на внешнем рейде. Завязалась артиллерийская дуэль, но под давлением огня береговых батарей японским кораблям пришлось отойти, хотя они и подставлялись в результате такого маневра под удар.

Бой не принес преимущества ни одной из сторон - ни один корабль не был потоплен, но многие получили повреждения.

Как минимум один снаряд 152мм с Iwate попал в «Аскольд». На борту Iwate осколками снаряда ранило 10 человек. Другой снаряд, разорвавшийся в воде, повредил обшивку в кормовой части по правому борту.

Позже в составе отряда вице-адмирала Хиконодзё Камимуры Iwate занимался рейдерской деятельностью. Утром 6 марта (22 февраля) IJN Izumo , Iwate, IJN_Yakumo , IJN Azuma , IJN Asama вместе с двумя бронепалубными крейсерами 3-го отряда IJN Kasagi и IJN Yoshino , направляясь к Владивостоку, едва не застряли во льдах (толщина льда достигала 45см). С трудом найдя участок с более тонким льдом, крейсера легли на боевой курс и начали перекидную стрельбу по Владивостоку.

Акция носила скорее устрашающий характер - эффективность огня оказалась низкой. Сделав выводы, в дальнейшем Камимура ограничился демонстративным маневрированием на виду у береговых батарей, а 16 (3) марта присоединился к основным силам флота, находившимся в Желтом море на временной базе у западного побережья Кореи.

22 (9) марта Соединенный флот в полном составе появился у Порт-Артура. После гибели адмирала Макарова и затишья у Порт-Артура отряд Камимуры (за исключением Asama и Yakumo, которых заменили броненосным крейсером IJN Kasuga) получил приказ возвращаться в Японское море.

Некоторое время отряд Камимуры безуспешно гонялся за рейдерствующими владивостокскими крейсерами («Россией» , «Громобоем» , «Рюриком» и «Богатырем» в сопровождении миноносцев): они неоднократно наносили удары по транспортам с войсками и вооружением и уходили от погони.

Хиконодзё Камимура

14 (1) августа 1904 состоялся бой в Корейском проливе . Камимура с 3-м боевым отрядом из 4 броненосных и 2 бронепалубных крейсеров пытался перехватить прорвавшие блокаду русские суда, идущие на север, но вместо этого встретил двигающиеся на юг владивостокские крейсера под командованием контр-адмирала К.П. Иессена - «Россию», «Громобой» и «Рюрик» («Богатырь» к тому моменту сел на камни и вышел из строя).

Корабли Иессена прошли мимо японцев, не заметив их, и продолжали движение пока не увидели основные силы Камимуры, идущие наперерез. Иессен принял решение прорываться обратно во Владивосток. Русским кораблям, уступавшим японцам по броне и вооружению, был выгоден ближний бой - двигаясь на северо-восток они могли быстро сблизиться с противником. Но в результате нескольких ошибочных маневров вместо занятия удобной для боя позиции Иессен подставил свои корабли под удары неприятельской артиллерии, в результате чего сильно пострадал крейсер «Рюрик», на котором от первых же залпов погиб весь старший офицерский состав.

Iwate после боя в Корейском проливе

В итоге «Рюрик» был потоплен, «России» и «Громобою» удалось уйти, а Iwate получил самые тяжелые повреждения броненосных крейсеров за всю войну - снаряд «Рюрика», выпущенный с дистанции 5000м, пробил крышу каземата 152-мм орудия №1 и попал в стеллаж с боезапасом, вызвав его детонацию. В результате мощного взрыва каземат был полностью уничтожен: броневые плиты отвалились от борта, а расчет орудия просто испарился. Помимо этого из строя до конца сражения вышли 152-мм пушки - в нижнем каземате №3 и установленная за щитом на верхней палубе №9. Также получила повреждения 12-фунтовая артустановка №3. В результате взрыва погибло 40 человек, причем некоторые пропали бесследно.

После ремонта на скорую руку Iwate присоединился к своему отряду, чтобы заниматься конвоированием транспортов к берегам Кореи и патрулированием пролива. 26 (13) августа, когда исчезла угроза прорыва русских кораблей во Владивосток, Iwate отделился от отряда и отправился на капитальный ремонт.

Броненосные крейсера поочередно привлекались для борьбы с контрабандистами в северных проливах. Iwate нес охранную службу с 9 февраля по 1 апреля 1905 года и захватил немецкий грузовой пароход Romulus («Ромулус»).

27-28 мая 1905 года Iwate в составе второго дивизиона второго флота (и в качестве флагмана контр-адмирала Симамуро Хаяо) принял участие в Цусимском сражении , в котором японский флот практически полностью уничтожил Вторую Тихоокеанскую эскадру Российского императорского флота . Iwate в этом бою получил 17 попаданий снарядами разного калибра, но без серьезных повреждений (15 раненых).

Первая мировая война

В 1915 году Iwate отправляется в Цинбау, Китай, а позже - в Индийский океан, где сопровождает союзные конвои между Сингапуром и Суэцким каналом.

В дальнейшем Iwate выполняла роль учебного корабля. Так, с 20 апреля по 22августа 1916 года она и IJN Azuma («Адзума») совершают учебный поход в Юго-Восточную Азию и Австралию с курсантами 43-го класса Этадзимской Морской Академии. А со 2 марта по 6 июля 1918 года в сопровождении IJN Asama («Асама») совершает учебный поход с 45 классом к западному побережью Северной Америки.

Мирное время

После войны Iwate продолжает службу главным образом в качестве учебного корабля:

  • с 21 августа 1920 по 2 апреля 1921 года Iwate и Asama совершают поход учебный поход с 48 классом к Южной Америке и островам южных морей.
  • 1 сентября 1921 года Iwate переведен в корабли береговой охраны.
  • 26 июня 1922 - 8 февраля 1923 (с 50-м классом Этадзимской Академии) в составе учебной эскадры отправляется в поход для участия в военно-морском смотре в честь 100-летия независимости Бразилии.
  • 7 ноября 1923 - 5 апреля 1924 Iwate и Asama отбывают в Юго-Восточную Азию и Австралию с курсантами 51-го класса.
  • 10 ноября 1925 - 6 апреля 1926 учебный поход в Южную Азию и Австралию с 53-м классом.
  • 30 июня 1927 - 26 декабря 1927 учебный поход в Австралию и на Гавайи с 55-м классом курсантов.
  • 1 июля 1929 - 27 декабря 1929 учебный поход Iwate и Asama в Средиземное море с 57-м классом.
  • 1931 - замена котлов (вместо котлов Белвилля поставили 6 котлов «Ярроу», в результате мощность ЭУ снизилась до 7000 л.с., максимальная скорость хода - до 16 узлов).
  • 1 июня 1931 - снова переписан в корабли береговой охраны.
  • 6 марта 1933 - 26 июля 1933 Iwate и Yakumo совершают учебный поход в Средиземное море с 60-м классом.
  • 15 февраля 1934 - 26 июля 1934 Iwate и Asama с 61-м классом совершают поход в Юго-Восточную Азию и Австралию.
  • 1 августа 1935 года вместе с Izumo присоединен к 1-й тренировочной эскадре.
  • 9 июня 1936 - 20 ноября 1936 Iwate и Yakumo совершают учебный поход к восточному побережью Северной Америки с 63-м классом.
  • 7 июня 1937 - 19 октября 1937 Iwate и Yakumo отбывают учебный поход в Средиземное море с 64-м классом.
  • 6 апреля 1938 - 29 июня 1938 Iwate и Yakumo совершают учебный поход в Юго-Восточную Азию с 65-м классом.
  • 16 ноября 1938 - 30 января 1939 Iwate и Yakumo совершают учебный поход в Юго-Восточную Азию с 66-м классом.
  • Октябрь 1939 - 20 ноября 1939 Iwate и Yakumo совершают учебный поход на Гавайи и другие острова с 67-м классом.

Вторая мировая война

1 февраля 1940 Iwate зачислен в 12-й отряд 3-й вспомогательной эскадры. 1 июля 1942 - вооружен современными зенитными орудиями и переквалифицирован в крейсер I класса, с 43-го используется как учебный корабль.

19 марта 1945 года в ходе артиллерийских учений Iwate подвергся нападению авиации: три бомбы упали достаточно близко, но сильного ущерба не нанесли.

24 июля 1945 во время авиа-налета на Куре Iwate подвергся нападению четырех самолетов - прямых попаданий не было, но гидравлический удар от близких разрывов тяжелых бомб вызвал повреждение подводных швов и заклепок. В результате образовавшейся течи Iwate сел на мелководье.

Командиры

Список
  • 17 июня 1899 – 17 мая 1901 - капитан 1-го ранга (позже вице-адмирал) Ямада Хикохати
  • 6 июля 1901 – 12 января 1905 - капитан 1-го ранга (позже вице-адмирал) Такэтоми Куниканэ
  • 12 января 1905 – 2 февраля 1906 - капитан 1-го ранга (позже вице-адмирал) Кавасима Рэйдзиро
  • 2 февраля 1906 – 22 октября 1906 - капитан 1-го ранга (позже адмирал) Ямасита Гэнтаро
  • 22 ноября 1906 – 17 декабря 1907 - капитан 1-го ранга (позже адмирал) Арима Рёкицу
  • 27 декабря 1907 – 15 сентября 1908 - капитан 1-го ранга (позже контр-адмирал) Исида Итиро
  • 15 сентября 1908 – 4 марта 1909 - капитан 1-го ранга (позже контр-адмирал) Мано Ивадзиро
  • 4 марта 1909 – 1 декабря 1910 - капитан 1-го ранга (позже контр-адмирал) Китано Кацуя
  • 1 декабря 1910 – 23 мая 1911 - капитан 1-го ранга (позже контр-адмирал) Мацуока Сузо
  • 23 мая 1911 – 13 июля 1912 - капитан 1-го ранга (позже контр-адмирал) Хасимото Матакихиро
  • 13 июля 1912 – 7 марта 1913 - капитан 1-го ранга (позже контр-адмирал) Хара Сэйго
  • 7 марта 1913 – 24 мая 1913 - капитан 1-го ранга (позже вице-адмирал) Ямагути Кухуро
  • 24 мая 1913 – 31 августа 1913 - капитан 1-го ранга (позже контр-адмирал) Уэмура Цунекити
  • 31 августа 1913 – 1 декабря 1913 - капитан 1-го ранга (позже вице-адмирал) Идэ Кэндзи
  • 1 декабря 1913 – 27 октября 1914 - капитан 1-го ранга (позже контр-адмирал) Хиросэ Коки
  • 27 октября 1914 – 1 апреля 1915 - капитан 1-го ранга (позже вице-адмирал) Ямагути Эи
  • 19 июля 1915 – 1 декабря 1916 - капитан 1-го ранга (позже вице-адмирал) Хякутакэ Сабуро
  • 1 декабря 1916 – 15 августа 1918 - капитан 1-го ранга (позже вице-адмирал) Накадзато Сигецугу
  • 15 августа 1918 – 20 ноября 1919 - капитан 1-го ранга (позже контр-адмирал) Цукудо Дзиро
  • 20 ноября 1919 – 15 июня 1921 - капитан 1-го ранга (позже контр-адмирал) Торисаки Ясудзо
  • 20 ноября 1921 – 15 апреля 1922 - капитан 1-го ранга (позже контр-адмирал) Одера Риокити
  • 15 апреля 1922 – 5 марта 1923 - капитан 1-го ранга (позже вице-адмирал) Хара Кандзиро
  • 5 марта 1923 – 1 ноября 1924 - капитан 1-го ранга (позже адмирал) Ионаи Мицимаса
  • 1 ноября 1924 – 1 мая 1925 - капитан 1-го ранга (позже вице-адмирал) Исикава Киёси
  • 1 декабря 1925 – 15 сентября 1926 - капитан 1-го ранга (позже вице-адмирал) Едахара Юрикадзу
  • 15 сентября 1926 – 28 декабря 1927 - капитан 1-го ранга (позже контр-адмирал) Исуми Кидзу
  • 10 декабря 1928 – 24 декабря 1929 - капитан 1-го ранга (позже вице-адмирал) Судзуки Гиити
  • 1 апреля 1931 – 26 сентября 1932 - капитан 1-го ранга (позже контр-адмирал) Окада Сунити
  • 26 сентября 1932 – 25 августа 1933 - капитан 1-го ранга (позже контр-адмирал) Судзуки Касукэ
  • 25 августа 1933 – 1 сентября 1934 - капитан 1-го ранга (позже вице-адмирал) Хара Киёси
  • 1 сентября 1934 – 15 ноября 1934 - капитан 1-го ранга (позже контр-адмирал) Фудзимори Сэйитиро
  • 15 ноября 1934 – 16 ноября 1935 - капитан 1-го ранга (позже контр-адмирал) Ямада Сэйдзо
  • 16 ноября 1935 – 1 декабря 1936 - капитан 1-го ранга (позже вице-адмирал) Какута Какудзи
  • 1 декабря 1936 – 1 декабря 1937 - капитан 1-го ранга (позже вице-адмирал) Дайго Тадасигэ
  • 1 декабря 1937 – 15 июля 1938 - капитан 1-го ранга (позже вице-адмирал) Итисэ Синити
  • 15 июля 1938 – 28 января 1939 - капитан 1-го ранга (позже вице-адмирал) Коянаги Томидзи
  • 28 января 1939 – 1 мая 1939 - капитан 1-го ранга (позже контр-адмирал) Ивагоэ Канки
  • 1 мая 1939 – 27 декабря 1939 - капитан 1-го ранга (позже вице-адмирал, посмертно) Огата Масаки
  • 10 ноября 1940 – 6 января 1941 - капитан 1-го ранга (позже контр-адмирал) Овада Нобору
  • 6 января 1941 – 25 мая 1942 - капитан 1-го ранга Ока Цунео
  • 25 мая 1942 – 5 сентября 1942 - капитан 1-го ранга (позже контр-адмирал) Мацумото Такеси
  • 7 октября 1942 – 18 февраля 1943 - капитан 1-го ранга Мураяма Сэйроку
  • 18 февраля 1943 – 8 ноября 1943 - капитан 1-го ранга (позже контр-адмирал, посмертно) Иносэ Мацумори
  • 8 ноября 1943 – 1944 - капитан 1-го ранга Оиси Кэнсиро
  • 1944 – 25 марта 1944 - капитан 1-го ранга Симидзу Такео
  • 25 марта 1944 – 6 января 1945 - капитан 1-го ранга Окада Юсаку
  • 13 апреля 1945 – ... капитан 1-го ранга Симидзу Такео

См.Также

Источники

  • | Iwate World War II Database
  • | Japanese cruiser Iwate en.wikipedia.org
  • | А.С. Александров, С.А. Балакин ««Асама» и другие» wunderwaffe.narod.ru
  • | HIJMS IWATE: Tabular Record of Movement combinedfleet.com
  • | Броненосный крейсер «Иватэ» tsushima.su
  • | Крейсер «Иватэ» port-arthur.ucoz.ru
  • | КРЕЙСЕРА КАМИМУРЫ И ИХ ПРЕЕМНИКИ kreiser.unoforum.ru

Галерея изображения

С.Е. Виноградов, А.Д. Федечкин. Броненосный крейсер "Баян"

"Элзвикский крейсер" покрывается бронёй

К середине 90-х уже отработанному типу "элзвикского" крейсера начали в ряде случаев сообщать добавочную защиту борта, что продвигало его в направлении универсального боевого корабля и сближало с французским типом броненосного крейсера. Таковы "новые элзвикские" "Эсмеральда" и "O`Хиггинс", которым было суждено произвести впечатление на русский МТК при выборе характеристик будущего "Баяна".

Новая "Эсмеральда", как и её знаменитый предшественник, в 1894 г. проданный Японии и уже ставший "Идзуми", создавалась компанией Армстронга в Элзвике для Чили и сошла на воду 13 апреля 1896 г. 7000-тонный крейсер имел гладкопалубную конструкцию и обшивался в подводной части деревом и медью. Выпуклая броневая палуба, толщиной в средней части 38 мм и 51 мм в оконечностях, простиралась по всей длине корабля. Помимо неё, корпус в средней части на протяжении 107 м прикрывался плитами гарвеированной бортовой брони в 152 мм высотой 2,1 м и перекрывался от борта до борта поперечными траверзами такой же толщины. За броневым поясом, на броневой палубе, располагались угольные ямы. Вооружение состояло из 2 8" орудий "за массивными щитами" в 114 мм на баке и юте (сектора обстрела по 270°) и 16 6" орудий по бортам на верхней палубе и на надстройке (12 и 4 соответственно). Артиллерия дополнялась тремя торпедными аппаратами, ход при естественной тяге составил 22,25 уз. При всех достоинствах второй "Эсмеральды" её всё же нельзя признать полноценным броненосным крейсером, а следует скорее расценивать как "поясной" - именно из-за слабости защиты артиллерии, расположенной не в надёжно бронированных казематах и башнях, а преимущественно за тонкими щитами, в то время как сам пояс в нормальном грузу возвышался над ватерлинией лишь на полметра, полностью уходя под воду при выходе корабля в море.

Через год за "Эсмеральдой" последовал "О"Хиггинс" (спущен 17 мая 1897 г.), также созданный компанией "Армстронг" по проекту её главного корабельного инженера Ф. Уоттса. Крейсер был на 1,5 тыс. т тяжелее "Эсмеральды" и нёс более внушительную защиту: толщина пояса доходила до 180 мм, броневой палубы - до 50 мм в плоской части и 75 мм на скосах. Самым интересным новшеством на нём было расположение четырёх 8" одноорудийных башен - по одной в носу, корме и по бортам ближе к носу. Эти бортовые башни были особенно уязвимы от разрывов снарядов под ними и являлись наиболее отчётливым "родимым пятном" крейсера. Количество 6" пушек уменьшилось до 10, причём шесть из них разместили в отдельных казематах под верхней палубой, что нельзя признать особенно удачным, 4 6" орудия располагались на верхней палубе по бортам в отдельных башнях в середине и корме. Ощутимый "привес" в водоизмещении позволил существенно продвинуться в направлении полноценного броненосного эскадренного крейсера, однако первым таким кораблём было суждено стать "Асаме", сооружаемому здесь же в Элзвике для Японии.

Совершенствуя конструкцию "O`Хиггинса", Ф. Уотте привёл компоновку вооружения и бронирования японского заказа в полное соответствие со стандартным британским линкором 90-х. По уровню бронирования "Асама" с его поясом в 178 мм смыкался с тогдашними "облегчёнными" линкорами Королевского флота - такими, как серия "Канопус" (они имели пояс из крупповской брони в 152 мм, эквивалентной 203мм гарвеевским плитам), а по вооружению отличался лишь 8" орудиями вместо линкорных 12-дюймовок и имел на два 6" орудия больше (14 против 12), которые располагались точно так же - в казематах на верхней палубе и под ней. Над поясом по ватерлинии от одной 8" башни до другой возвышался второй пояс, защищавший с бортов нижние 6" орудия, а также линии подачи всей артиллерии на верхней палубе. Обладая, таким образом, практически линкорной защитой, эти крейсера могли быть поставлены, при необходимости, в боевую линию на фланг колонны линкоров. "Асама" являлся уже чистым эскадренным типом, поскольку его размеры и стоимость совершенно лишали этот крейсер смысла использования в качестве броненосного "истребителя торговли". Первая пара этой серии - "Асама" и "Токива" - ещё имели цилиндрические котлы и поясную броню, упрочнённую по способу Гарвея, в то время как последующая четвёрка ("Идзумо", "Ивате", "Адзума" и "Якумо") уже получила водотрубные котлы и крупповскую броню той же толщины.12 Фотографии, запечатлевшие в профиль крейсера серии, оставляют исключительное впечатление их грациозной силы и стройной соразмерности - уже один взгляд на силуэт "Асамы", идущего полным ходом, свидетельствует о его сбалансированной силе и хищной подвижности, присущим облегчённому маневренному линкору.

Так идея "элзвикского крейсера" 80-х, теперь надёжно защищенного также и с бортов, слилась с воззрениями последователей французской "Молодой школы" 90-х, а прежний французский броненосный "истребитель торговли" перерос в универсальную быстроходную бронированную эскадренную единицу. В русле данной концепции теперь предстояло двигаться всем новым "поясным крейсерам", изначальный приоритет эскадренных качеств которых над крейсерскими являлся с этих пор неоспоримым.

Пара качеств "артиллерия/броня" ко времени разработки "Баяна" уже вполне определилась. Основная защита быстроходного боевого корабля крейсерского ранга, состояла в бронировании, частичном или полном, его ватерлинии. Артиллерийская часть "Баяна" выполнялась полностью в соответствии со схемой вооружения современных ему французских и английских крейсеров - по одному более тяжёлому орудию в башнях в оконечностях и батарее среднекалиберных пушек (в палубных установках, казематах или одиночных башнях) по бортам. Детали - конструкцию корпуса, конкретный состав вооружения, расположение бронирования - предстояло определить уже в ходе предметных обсуждений при проектировании.

Башенные установки броненосных крейсеров "О"Хиггинс" и "Асама" были созданы компанией "Армстронг" на основе 8дм орудия, также разработанного и производившегося этой знаменитой британской фирмой. Характеристики угла вертикального наведения обоих установок (-5+15°) близко подходят к таковым французских установок "Баяна" (-5+18°), но всё же остаются несколько хуже. На схемах отсутствуют какие-либо механические прибойники, что свидетельствует о том, что досылание снаряда и заряда производилось вручную.

Броневая защита установок состоит из вертикальных плит в 6", перекрытых плоской крышей. В конце XIX столетия это решение уже не являлось прогрессивным, поскольку Королевский флот на своих линкорах, начиная с "Центуриона " и "Барфлера" (заложены весной-осенью 1890 г.) и больших крейсерах "Пауэрфул" и "Террибл" (заложены в 1894 г.) уже применял наклонные лобовые плиты, что было призвано существенно увеличить устойчивость броневой защиты их тяжёлых орудий. Вертикальные плиты связаны "в шпунт" ("О"Хиггинс") или "на шпонку" ("Асама") - это повышает устойчивость отдельной плиты при попадании в неё снаряда, включая в работу по восприятию удара соседние плиты.

Вместе с тем ряд технических решений вызывает вопросы. Особенно бросается в глаза количество хранящихся в боевом отделении установки "Асамы" снарядов, которых насчитывается 50 - более четверти всего боезапаса установки. Подобное решение было призвано существенно улучшить показатели скорострельности, но заключало в себе большой риск детонации всей башенной боеукладки в случае удачного попадания тяжёлого неприятельского снаряда, что было чревато непредсказуемыми последствиями для всего корабля. Примечательно, что в боевом отделении одноорудийной установки "О"Хиггинса" насчитывается 24 снаряда(прим. - насамом деле 21 СНАРЯД НА ЧЕРТЕЖЕ), т.е. ровно(прим. - почти) вдвое меньше, чем в двухорудийной башне "Асамы". Это может свидетельствовать о едином подходе инженеров компании к наличию выстрелов "быстрого употребления" в непосредственной близости от орудий.