Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Архитектурные сооружения лондона. Английский стиль в архитектуре: описание и фото


Лондон существует уже почти два тысячелетия. Основанная в 43 году римлянами нынешняя столица Великобритании неоднократно подвергалась существенным архитектурным перестройкам. До наших дней почти в первозданном виде сохранились некоторые сооружения, датируемые эпохой нормандского завоевания и последующего развития архитектурных идей.

Тауэр считается одним из символов Лондона. Изначально это была крепость, построенная нормандцами под предводительством Вильгельма Завоевателя в XI веке. Во времена средневековья замок был обнесён рвом шириной 36 метров и мостом, поднимающимся в случае опасности, а внутри замка располагался королевский монетный двор. Мрачной таинственностью Тауэр обязан тому, что на территории замка до середины XX века существовала тюрьма, о чём говорят названия многих башен. Наиболее известная башня - Белая башня - имеет толщину стен до четырёх метров и высоту 27 метров и является образчиком брутальности средневекового зодчества. Для любителей острых ощущений существуют экскурсии, наглядно повествующие о методах средневековых допросах с применением многофункциональных подручных средств.

Вестминстерское Аббатство - место, которое необходимо воочию узреть каждому человеку, посещающему Лондон. Строительство, растянувшееся на несколько столетий, началось на месте монастыря бенедектинцев, известного с 750 (!) года. Рядом с церковью из камня, построенной в XI веке, был сооружён королевский дворец, который вплоть до XVI века являлся главной резиденцией королей Англии. На протяжении столетий Вестминстерское аббатство было местом захоронения членов королевской семьи, знати и высшего духовенства, а до 1660 года королевская казна находилась в подземелье зала Капитулы, в котором проходили заседания палаты общин и монастырские собрания.

● Собор Святого Павла в Лондоне относится к протестантским храмам. Его строительство было начато после великого пожара в Лондоне на месте сгоревшей в 1666 году церкви. По архитектурному замыслу собор должен был олицетворять независимость от католической церкви и создан как противопоставление Собору Святого Петра в Риме. Строительство под руководством архитектора Сен-Пола Кристофера Рена было завершено в 1711 году. В Англии чтут свои традиции и согласно одной из них Собор Святого Павла является местом захоронения знаменитостей.

Парламент . Сегодня это целый комплекс зданий в неоготическом стиле общей площадью 3,2 гектара, строительство которых было завершено в 1850 году на месте пострадавшего от пожара 1834 года старого парламента. 1100 комнат соединены между собой коридорами общей длиной в три километра. Возведённый вдоль Темзы на 300 метров Парламент известен практически любому благодаря башне Святого Стефана, именуемой также Биг Бен . Высота Биг Бена составляет 98 метров, а колокол, призванный отбивать время, имеет вес 13,3 тонны. Установкой этого колокола руководил сэр Бенджамин Холл (в сокращённом варианте Бен). В современном Лондоне существуют башни гораздо большей высотности, к примеру Бридж Тауэр высотой 420 метров, но настоящим символом Лондона заслуженно является Биг Бэн.

Букингемский дворец . Своё название дворец получил в честь Лорда Шеффилда герцога Букингемского, который занимался руководством строительства дворца в том месте, где ранее был загородный дом. Со времени начала строительства в 1703 году Букингемский дворец пережил несколько видоизменений и после перестройки, завершённой в 1830 году был признан основной резиденцией английских монархов. После перестроений в 1846 и в 1913 годах изначальный вид Букингемский дворец сохранил лишь в своей западной части. Два месяца в году туристам и всем желающим разрешён доступ к королевской картинной галерее и к 18 из 660 помещений дворца.

Виндзорский замок в настоящее время является наиболее крупным обитаемым замком в мире. Заложенный Вильгельмом Завоевателем в XI веке Виндзорский замок по сей день выполняет роль главной королевской резиденции. Верхний двор, где в настоящее время находятся покои королевы Елизаветы, для туристов закрыт. Территория нижнего двора включает в себя часовню Святого Георгия - место покоя праха английских королей, также там хранятся знамёна Ордена Подвязки , учреждённого королём Эдуардом III. Несмотря на то, что дворец за время своего существования пережил множество перепланировок в зависимости от различных эпох, на сегодня Виндзорский замок признан ярким образцом средневекового зодчества.


The Monument - название колонны созданной в память о глобальном пожаре 1666 года в Лондоне имеет высоту 62 метра и согласно легенде на этом же расстоянии от колонны находится место начала этого самого пожара.

● Мэри-Экс . Здание в 40 этажей с высотностью 180 метров можно смело отнести к разряду небоскрёбов. Здесь располагается штаб-квартира компании Swiss Re, а верхние этажи содержат рестораны, из которых представляет прекрасный вид на деловой Лондон. Хотя сооружение не обладает мировым рекордом по высоте, но из-за своего внешнего вида, напоминающего огурец, получил несколько весьма престижных премий.

● Мэрия Лондона. Здание, заслуживающее особого внимания. Похоже архитектор изначально задался целью невозможности описания формы строения, и при этом было внедрено множество современных технологических решений, позволяющих существенно сократить расходы на содержание здания городской управы.

Великобритания – страна, хранящая в себе огромное количество сооружений, построенных в разные эпохи, и оформленных совершено разными стилями. Среди строений в Великобритании можно встретить представителей барокко, готики, классицизма, палладианства, неоготики, модернизма, хай-тека, постмодернизма и многих других. Рассмотрим их подробнее.

Доисторические времена

Стоит упомянуть и сооружения древних времён. Самое известное из них – Стоунхендж. Учёные относят эту постройку к периоду неолита. Этой постройке более двух тысяч лет, однако, никто так и не может точно сказать, для чего она предназначалась. Кроме того, на территории Великобритании сохранилось множество гробниц, возрастом превышающих две с половиной тысячи лет.

Древнеримская колонизация

В первом тысячелетии до нашей эры на Британских островах поселились кельты. Находки с их времён скудны из-за небольшого числа материалов в их распоряжении. Исследователи относят их к «звериному стилю» в искусстве.

В средине первого века нашей эры на острова высаживаются римляне, начавшие свою экспансию. Однако они встречают ожесточённое сопротивление, из-за чего были вынуждены ограждать захваченные земли каменными и кирпичными стенами. Некоторые из них сохранились и до наших времён, однако, большая часть будет разобрана для строительства католических церквей. Так же к римскому вкладу в британскую архитектуру относят:

  • императорский вал;
  • остатки римских бань в Лондоне и на курорте Бат;
  • кладбища;
  • виллы влиятельных римлян.

Раннее средневековье

В пятых – шестых веках нашей эры в Британию прибывают германские племена (англы, саксы, юты и так далее). Постепенно они смешиваются с коренным населением – кельтами. Однако, и их влияние на английскую архитектуру минимально ввиду отсутствия знаний о строительстве больших сооружений. И всё же, при них появляется холл, сооружение продолговатой формы, где могли собираться все работающие члены семьи.

Замечание 1

Кроме того, при них начинается христианизация, характеризующаяся строительством простых маленьких церквей. Вместе с этим развивается и декорирование фасадов зданий, которое получит развитие в британской готике чуть позже.

Английская готика

Готическая культура возникает в конце двенадцатого века и просуществует целых четыре столетия. Одной из явных черт готики является очень большое расползание монастырей, включение в их территории полей и дополнительных пристроек. Города же строились плотно. Однако дома сохраняли привычную для Англии вытянутую и не очень широкую форму. Фасады зданий подвергаются активному декорированию с использованием мелких деталей, прослеживаемых и в настоящее время.

Замечание 2

Сохранились свидетельства и о том, что в развитие английской готике вложили свой вклад и французы. Именно французские архитекторы начали проектировать английские соборы на готический манер.

Чуть позже начинается негласная гонка: кто нарисует лучший орнамент для размещения на потолке строения. Однако, продлилась она не долго, так как строительство соборов и монастырей начало угасать, а к окрестным территориям, которые раньше занимали поля и монастырские пристройки, начали достраивать торгово-промышленные корпорации, цеховые дома и мелкие мастерские.

Английскую готику делят на три периода:

  • ранняя английская (с конца XII в. до середины XIII в.);
  • геометрически-криволинейная (с середины XIII в. до середины XIV в.);
  • перпендикулярная (с середины XIV в. до XVI в.).

Фахверковая застройка

Для рядового жителя преобладали деревянные дома. Постоянная вырубка лесов привела к тому, что люди были вынуждены обратиться к фахверку. Это метод строительства, при котором деревянной является лишь конструкция, а всё остальное сделано с помощью кирпича, камня или замазочной глины. Англичане даже научились штукатурить такие строения.

В это время в Британии издаётся закон о плотности застройки домов, который запрещал размещать строения слишком близко друг к другу. Создан он был для того, чтобы предотвратить распространение пожара на другие дома в случае его появления. Из-за этого мы можем наблюдать широкие улицы между домами даже в современной Великобритании.

В эпоху Реформации гонимые протестанты прибывают на Британские острова и возобновляют строительство из красного кирпича. Вместе с ними начинается размещение двухэтажных строений.

Краткая эпоха барокко

Исконно европейский стиль барокко имел крайне ограниченный период существования на территории Великобритании. Таким же коротким был и список архитекторов, которые придерживались идеи внедрения барокко:

  • Джон Ванбру, архитектор;
  • Джеймс Торнхилл, живописец;
  • Николас Хоксмур, архитектор, а также помощник Ванбру;
  • Иниго Джонс;
  • Кристофер Рен.

Свою лепту в него внёс знаменитый проект Уайт-холла, который, к сожалению, так и не был осуществлён. С этим проектом Британия вошла в негласное соревнование европейских монархов по строительству самых больших королевских резиденций. Так, например, Франция имела знаменитый на весь мир Лувр, а в Испанской империи был Эскориал и Буэн Ретиро. Под Уайт-холл отвели участок, равный 11 гектарам земли между парком Сент Джеймс и Темзой. По проекту Иниго Джонса новая резиденция имела прямоугольный план с семью внутренними дворами. Дворовые территории окружались корпусами дворцов, состоящих из трёхчастных блоков. Углы гигантского каре также венчали прямоугольные трёхэтажные башни, которые возвышались над двухэтажными корпусами. Изюминкой был двор с круглой галереей, украшенной парапетом с вазами. Проект стал первым примером ансамбля европейского образца в Британии.

Классицизм XVII века

Позиция, занимаемая классицизмом в английской архитектуре, была куда больше по сравнению с барокко. Основной личностью в распространении этого стиля является Иниго Джонс. Представительница новой королевской династии – Анна – назначает его главным архитектором. Именно Иниго Джонс принёс на Британские острова учение архитектора Палладио.

Свою книгу этот архитектор написал ещё в 1570 году. В ней он представляет публике свой архитекторский опыт и рассказывает о качествах и знаниях, необходимых архитектору. Кроме того, он прилагает рисунки античных зданий и их реконструкций. Этот трактат называется «Четыре книги об архитектуре».

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 07.04.2017 15:31 Просмотров: 3159

В западноевропейском искусстве XVII-XVIII вв. основными художественными направлениями и течениями были барокко и классицизм. Во многих европейских странах создавались Академии художеств и архитектуры. Но ни один из этих стилей не существовал в искусстве Англии XVII-XVIII вв. в чистом виде, т.к. они пришли на английскую почву гораздо позже, чем в другие страны.

Для английского искусства этого периода характерно внимание к эмоциональной жизни людей, особенно это касается портретной живописи. Кроме того, английское Просвещение особое внимание уделяло идеям нравственного воспитания личности, проблемам этики и морали. Другим ведущим жанром английской живописи этого периода стал бытовой жанр . О наиболее известных художниках (Т. Гейнсборо , Д. Рейнольдс , У. Хогарт) мы рассказали на нашем сайте.

Архитектура

В XVII и XVIII вв. Англия являлась одним из крупнейших центров европейской архитектуры. Но различные архитектурные стили и направления существовали здесь подчас одновременно.
У истоков британской архитектурной традиции стоял Иниго Джонс (1573-1652), английский архитектор, дизайнер и художник.

Посмертный портрет Иниго Джонса кисти Уильяма Хогарта (написан по прижизненному портрету Ван Дейка)

Иниго Джонс родился в 1573 г. в Лондоне в семье суконщика. В 1603-1605 гг. Джонс в Италии обучался рисованию и оформительскому искусству. Вернувшись на родину, занимался созданием декораций для театральных представлений, он сыграл значительную роль в развитии европейского театра.
В 1613-1615 гг. Джонс снова в Италии, он изучает работы Андреа Палладио, античную и ренессансную архитектуру. В 1615 г. Джонс становится главным смотрителем королевских строений, в Гринвиче вскоре приступает к строительству загородного особняка королевы Анны, супруги Якова I.

Куинз-хаус

Двухэтажный Куинз-хаус представляет собой монолитный куб, совершенно белый и почти без архитектурных украшений. В центре паркового фасада расположена лоджия. Куинз-хаус явился первой английской постройкой в стиле классицизма.

Тюльпановидная лестница Куинз-хауса в Гринвиче

Следующая работа архитектора – Банкетинг-хаус в Лондоне (1619-1622). Его двухэтажный фасад почти весь покрыт архитектурным убранством. В интерьере двухъярусная колоннада воспроизводит облик античного храма. Постройки Джонса соответствовали вкусам английского двора того времени. Но творчество Джонса было оценено по достоинству только в XVIII в.: оно заново открыто поклонниками Палладио, а его работы стали образцами для построек английского палладианства.

Банкетинг-хаус

В конце XVI-начале XVII вв. важную роль в истории дворца сыграли театральные представления («маски»). Особенно славились декорации и костюмы, созданные Иниго Джонсом, талантливым театральным художником.
Банкетинг-хауз имеет 34 м в длину, 17 м в ширину и столько же в высоту. Над высоким цоколем поднимаются два этажа. Ритмично расположены по фасаду широкие окна. Центр здания выделен 8-ю колоннами ионического ордера в нижнем ряду, коринфского – в верхнем. Над окнами верхнего этажа создан фриз в виде высеченных в камне гирлянд. Изящная балюстрада завершает всю композицию. Единственный зал этого здания украсил Рубенс .
В конце XIX в. в здании разместили экспозицию военно-исторического музея.

Новый этап в истории английской архитектуры начался во второй половине XVII в., когда появились первые постройки сэра Кристофера Рена (1632-1723), одного из наиболее известных и почитаемых английских зодчих.

Готфрид Кнеллер «Портрет Кристофера Рена» (1711)

Сэр Кри́стофер Рен, архитектор и математик, перестроил центр Лондона после великого пожара 1666 г. Он создал национальный стиль английской архитектуры – реновский классицизм.
Рен был ученым, занимался математикой и астрономией, к архитектуре обратился, когда ему было уже за тридцать. На протяжении долгой и плодотворной деятельности ему удалось осуществить почти все свои замыслы. Он строил дворцы и храмы, библиотеки и театры, госпитали и ратуши, обустраивал жилые кварталы Лондона. Собранные воедино, многочисленные постройки Рена могли бы составить средних размеров город. После «великого пожара» 1666 г. Рен принимал самое активное участие в восстановлении Лондона: он выстроил заново свыше 50 из 87 сгоревших церквей. Венцом этой деятельности стал грандиозный и величественный собор св. Павла, ставший величайшим культовым сооружением протестантского мира.

Расположенный на берегу Темзы королевский госпиталь в Гринвиче – последнее крупное сооружение Кристофера Рена. Большой комплекс госпиталя состоит из 4 корпусов, образующих прямоугольные дворы с просторной площадью между передними корпусами, обращенными к реке портиками фасадов. Широкие ступени, по обе стороны которых расположены величественные купольные постройки, ведут на вторую площадь между второй парой дворов. Обрамляющие площадь колоннады из сдвоенных колонн образуют очень эффектную перспективу, заканчивающуюся Куинз-хаусом Иниго Джонса. В строительстве Гринвичского госпиталя принимал участие также архитектор Николас Хоксмур (1661-1736). Он начал работы еще при жизни Рена и продолжил их после смерти зодчего.
Рен шёл по пути Иниго Джонса. Но Джонс впитал дух итальянского Возрождения, а Рен творил в стиле классицизма.
Традиции Кристофера Рена продолжил Джеймс Гиббс (1682-1754) – наиболее яркая и самобытная фигура английского зодчества первой половины XVIII в., один из немногих представителей стиля барокко в британской архитектуре. Строил также в палладианском стиле, заимствуя у него отдельные элементы.

A. Солди «Портрет Джеймса Гиббса»

Наибольшее влияние на творчество Гиббса оказали работы Кристофера Рена, но Гиббс постепенно выработал свой собственный стиль. Его знаменитая библиотека Рэдклиффа в Оксфорде, строгая и монументальная, занимает одно из первых мест среди лучших памятников английской архитектуры.

Библиотека – наиболее значительная из построек Гиббса по масштабу и по художественным достоинствам. Это своеобразное центрическое сооружение состоит из 16-гранного цоколя, цилиндрической основной части и купола. Цоколь прорезан большими арочными дверными и оконными проемами; круглая основная часть разделена парными колоннами на 16 простенков, в которых чередуются расположенные в два яруса окна и ниши. Над балюстрадой поднимается увенчанный фонарем купол.
Библиотека является одним из лучших памятников английской архитектуры.
Ещё один шедевр Гиббса – церковь Сент-Мартин ин зе Филдз.

Церковь Сент-Мартин ин зе Филдз

Она украшает Трафальгарскую площадь в Лондоне. В Сент-Мартин ин зе Филдз прослеживается влияние Кристофера Рена, но колокольня не выделена в отдельную постройку, она составляет со зданием церкви единое целое. Первоначально это решение архитектора современники критиковали, но позднее церковь стала образцом для многочисленных англиканских церквей в самой Англии и за ее пределами

Английское палладианство

Английское палладианство связано с именем Уильяма Кента (ок. 1684-1748), архитектора, археолога, живописца и издателя.

Вилла в Чизике (1723-1729)

Вилла была возведена лордом Бёрлингтоном при непосредственном участии Уильяма Кента . Это самая знаменитая постройка английского палладианства. Она почти буквально повторяет виллу «Ротонда» Андреа Палладио, за исключением фасадов.

Парк виллы в Чизике

Парковый фасад украшен портиком с фронтоном, к портику ведёт сложная и изысканная лестница. Вилла не предназначалась для проживания, в ней нет ни спален, ни кухни, там только помещения для художественных коллекций Бёрлингтона.
Благодаря покровительству лорда Бёрлингтона, Кент получал заказы на строительство публичных зданий в Лондоне, например, Хорс-гардс.

Хорс-гардс

Хорс-гардс – казармы конногвардейского полка в Лондоне. Это самая зрелая работа Уильяма Кента.
Уильям Кент построил в Лондоне несколько дворцов. Выполнял заказы по оформлению интерьеров загородных резиденций английской знати. Главной работой Кента стала усадьба Холкем-холл в графстве Норфолк.

Усадьба Холкем-холл в графстве Норфолк

Она предназначалась для художественной коллекции лорда Лестера. Особенно знамениты интерьеры Холкем-холла, полные шёлка, бархата и позолоты. По рисункам Кента изготовлялась также мебель.

Английский парк

Пейзажный английский парк – важное достижение английской архитектуры XVIII в. В пейзажном парке создавалась иллюзия реальной, нетронутой природы, здесь не чувствовалось присутствия человека и современной цивилизации.
Первый пейзажный парк был устроен в палладианскую эпоху в усадьбе поэта Александра Попа в Твикнеме (пригород Лондона). Французский регулярный парк казался ему олицетворением государственной тирании, которая подчинила себе даже природу (парк Версаля). Англию поэт считал свободной страной. Новатором в садово-парковом искусстве Англии стал Уильям Кент . Он создал лучшие пейзажные парки той эпохи: парк виллы Чизик-хаус, парк «Елисейские поля» в Стоу в Центральной Англии.

Парк «Елисейские поля»

Особенно сильное впечатление производили искусственные, специально построенные руины, носившие название Храма современной добродетели. По всей видимости, руины символизировали упадок нравов в современном обществе и противопоставлялись роскошному Храму древней добродетели, выстроенному У. Кентом в античном стиле.

Храм древней добродетели, выстроенный У. Кентом в античном стиле, представляет собой круглую купольную постройку, окруженную колоннадой из 16 гладких ионических колонн, установленных на невысоком подиуме. Храм имеет два входа в виде арочных проемов, к каждому из которых ведет 12-ступенчатая лестница. Внутри храма 4 ниши, в которых установлены исполненные в человеческий рост статуи древнегреческих знаменитостей.
Уже в середине XVIII в. пейзажные парки были распространены в Англии, во Франции, Германии, России.

Последним крупным представителем палладианства в английской архитектуре был Уильям Чеймберс (1723-1796) – шотландский архитектор, представитель классицизма в архитектуре.

Ф. Котес «Портрет У. Чеймберса»

Чеймберс внес значительный вклад в развитие садово-паркового искусства. Благодаря Чеймберсу в традиционном английском пейзажном парке появились экзотические (китайские) мотивы.

Больша́я па́года – первое сооружение в духе китайской архитектуры в Европе. Была построена в ричмондских садах Кью в 1761-1762 гг. по проекту придворного архитектора Уильяма Чэмберса в соответствии с пожеланием матери короля Георга III, Августы. Высота 50 м, диаметр нижнего яруса 15 м. Внутри пагоды устроена лестница из 243 ступеней, крыша облицована кафельной плиткой.
Подражания пагоде в Кью появились в Английском саду Мюнхена и других уголках Европы. По прихоти Екатерины II соотечественник Чэмберса, Чарлз Камерон, спроектировал аналогичное сооружение в центре Китайской деревни Царского Села, однако проект не был воплощён в жизнь. Но китайские домики всё же были построены.

Китайские домики. Китайская деревня в Александровском парке Царского Села

Архитектура неоклассицизма

Когда в середине XVIII в. в Италии начались первые археологические раскопки древних памятников, в Рим отправились все крупнейшие представители английского неоклассицизма , чтобы увидеть руины древних сооружений. Другие английские архитекторы отправлялись в Грецию для изучения древнегреческих построек. В Англии неоклассицизм отличался тем, что воспринял от античности лёгкость и изящность, особенно это касалось английских неоклассических интерьеров. же, наоборот, все постройки были более лёгкими и изящными.

Г. Уилисон «Портрет Роберта Адама»

Особую роль в архитектуре английского неоклассицизма сыграл Роберт Адам (1728-1792), шотландский архитектор из династии палладианцев Адамов, крупнейший представитель британского классицизма XVIII в. Адам опирался на изучение античного зодчества и использовал строгие классические формы. Архитектурная деятельность Адама была очень широкой. Вместе с братьями Джеймсом, Джоном и Уильямом он возводил усадебные дома и общественные здания, застраивал целые улицы, площади, городские кварталы Лондона. Его творческий метод – рационализм, облеченный в формы греческой античности.

Дом в усадьбе Сайон-хаус в Лондоне. Арх. Р. Адам (1762-1764). Приемная. Лондон (Великобритания)

Приемная в усадьбе Сайон-хаус – один из наиболее известных интерьеров Адама. Комната украшена двенадцатью колоннами из голубого мрамора с позолоченными капителями и скульптурами наверху. Стволы этих колонн подлинно античные – они найдены на дне реки Тибр в Риме, капители же и скульптуры исполнены по рисункам самого Адама. Колонны здесь не поддерживают потолок, а просто приставлены к стене, но они придают комнате величественный вид.

Интерьеры Адама ещё при жизни мастера многие считали высшим достижением английской архитектуры. Традиции их искусства долго сохраняли свое значение в английской архитектуре.
Но в неоклассицизме XVIII в. были два архитектора, манера которых отличалась от «стиля Адама»: Джордж Дэнс Младший (1741-1825) и сэр Джон Соун (1753-1837). Самой известной постройкой Дэнса была тюрьма Ньюгейт в Лондоне (не сохранилась). Джон Соун во многом следовал манере Дэнса, был главным архитектором здания Английского банка (1795-1827) и посвятил его строительству значительную часть жизни.

«Готическое возрождение» (неоготика)

В середине XVIII в. в Англии появились постройки, в которых использовались мотивы готической архитектуры: стрельчатые арки, высокие крыши с крутыми скатами, витражи. Этот период увлечения готикой принято называть «готическим возрождением» (неоготикой). Он продолжался до начала XX в. и стал популярным стилем до настоящего времени: в Англии нередко строят здания в готическом стиле).
Основателем «готического возрождения» был граф Хорас Уолпол (1717-1797) – литератор, автор первого романа ужасов «Замок Отранто». В 1746-1790 гг. он перестроил в готическом стиле свою виллу в усадьбе Строуберри-хилл (Твикнем, пригород Лондона).

Вилла

Аббатство Фонт-хилл в Центральной Англии было построено в 1796-1807 гг. архитектором Джеймсом Уайетом (1746-1813).

Аббатство Фонт-хилл (до настоящего времени не сохранилось)

Уже в XIX в. готический стиль стал государственным. В этом стиле в середине XIX в. строилось здание Парламента в Лондоне (арх. Чарльз Бэрри) – одно из главных сооружений английской архитектуры того времени.

Сложно недооценить влияние Англии как на историю архитектуры, так и на современные строительные решения. Являясь одной из самых древних европейских стран, она привнесла значительный вклад в общемировую архитектуру, а количество исторических памятников культуры на ее территории действительно впечатляет.

А благодаря долгой истории и общей привлекательности построек, в области загородного домостроения - сфере, где проектировщики и дизайнеры скованы только пожеланиями заказчика - до сих пор часто можно проследить мотивы британской архитектуры разных исторических периодов.

И раз уж мы заговорили про исторические периоды, давайте разберем, какие этапы вообще существовал в Туманном Альбионе и как они повлияли на современное домостроение.

Романский стиль

Самое первое направление, которое можно было бы охарактеризовать именно стилем: с конкретными канонами, особенностями и правилами возведения. Чтобы без лишних описаний представить себе романский стиль - вспомните, как выглядели тяжеловесные каменные замки на картинах древних английских баталий. Серые, монолитные, неприступные, суровые, с высокими башнями для стрелков - донжонами - небольшими окнами и чередованием цилиндрических и квадратных форм.

И можно было бы сказать, что это направление уже давно кануло в Лету, оставшись только памятником истории, но нет - мощные силуэты романских замков и по сей день продолжают вдохновлять архитекторов как городских, так и загородных строений. Это выливается как в миниатюрные и уютные интерпретации замков, так и в заимствовании элементов.

Готика

Красочный и декоративный стиль, охвативший Европу ни на один век. Думается, основные каноны готического стиля известны всем: вытянутый силуэт, использование повторяющихся сегментов, множество декоративных деталей, что смотрятся сурово веско. До наших времен дошло множество храмов, выполненных в готическом стиле, но как же это повлияло на индивидуальное домостроение, спросите вы? Ведь готика - стиль слишком торжественный и масштабный, чтобы напрямую реализовывать его в условиях загородного коттеджа.

Но напрямую никто не реализовывает. Современные готические загородные постройки - это эклектика из элементов готики, классики, фахверка. От готики берутся острые крыши, стрельчатая форма окон, внимательность к аксессуарам. Но от масштабов и мрачных цветов многие отказываются, все-таки загородный дом - место для уюта.

Стиль Тюдоров

Фактически, тюдорский стиль - поздняя готика. От обычной он отличен тем, что это единственная платформа, на которой в Великобритании более-менее сумело реализовать себя итальянское барокко: тюдорские постройки и храмы имеют вытянутый и узкий силуэт, но острохарактерный вычурный декор, свойственный барокко.

Говорить о какой либо реализации этого стиля в современности не стоит, так как он нес смешанный характер.

Фахверк

В отличие от остальных, фахверк - стиль возведения преимущественно индивидуальных домов для жилья. Это светлые домики Старой Европы, деревянный каркас которых не скрыт штукатурной. Именно он из-за создаваемого уюта и твердой ниши в истории, он занимает немалое место в современном строительстве домов. А прочесть про него подробнее можно в статье "Стиль фахверк: его история и оформление в современном мире ", где детально рассматриваются его особенности и способы реализации сейчас.

Короткий период барокко

В отличие от той же Франции, до Англии рококо и барокко так и не добралось. Исторически это было обусловлено тем, что за полвека до этого в христианской церкви произошел раскол, зародился протестантизм и католиков не очень вежливо выдворили из Британии. Впоследствии английская знать приглашала итальянских зодчих, но для внутреннего оформления своих жилищ, а не для реализации архитектурных проектов . Потому английского барокко очень малочисленно, сурово, менее декорированною, чем итальянское, но в отдельный стиль не выродилось из-за нераспространенности.

Георгианский стиль

Стиль, который предварял предсказуемые изменения промышленного переворота: появление минимализма, модерна, ар-деко. К тому моменту английские города росли как на дрожжах, застройка производилась быстро и дешево. Отчего строгая английская вычурность сбросила с себя множество деталей. Дома стали простых форм, симметричными и приземистыми. Декор отошел на второй план и выражался в основном в отделке окон с дверями: арки, рамы и пилястры. По сути своей, георгианский стиль - это упрощенная острохарактерная классика.

Но и в современном домостроении, хоть этот стиль был в большей степени градостроительным, он наличествует. Не в чистом виде, но смешиваясь с колониальными мотивами.

Викторианский стиль

Правление королевы Виктории принесло в Англию весьма занимательную двойственную специфику.


Резюмируя

Это основные стили, которые "варились" в условиях Англии и прочно вошли в архитектурные традиции, из которых до сих пор многие черпают вдохновение. В следующих статьях мы подробнее расскажем вам о каждом из них.

Лондон
Архитектурные символы

Лондон - город и столица Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии - был основан римлянами в период около около 43 года н.э. и получил тогда название Лондиниум . В I-III веках он являлся столицей римской Британии, с XI-XII веков - Англии, с 1707 года - Великобритании, с XVI по XX века - Британской империи. С 1825 по 1925 годы был крупнейшим городом мира.

Исторический центр, образованный районами Вестминстер и Сити , сложился в Викторианскую эпоху. Вестминстер , образованный в качестве государственной резиденции в XI веке, остаётся местом размещения королевской резиденции, парламента и правительства страны. Сити площадью 2,7 кв.км оставался (в пределах стен, выстроенных римлянами) собственно городом на протяжении античности и Средневековья - местом ремесла и торговли. В XX веке Сити превратился в чисто деловой район. Эти же два района - Вестминстер и Сити - наделены статусом города - «сити».

Пожары преследовали Лондон с I по XIX века. Использование свечей и открытого огня для отопления и приготовления еды являлось основной причиной возгораний; деревянные постройки способствовали быстрому распространению огня. В Великом пожаре 1666 года Лондон выгорел почти полностью. После чего деревянное строительство было запрещено: жилые дома всё чаще стали строить из кирпича, а общественные облицовывать портлендским известняком. Средневековая планировка улиц была сохранена.


Великий пожар 1666 года

Развитие архитектуры Лондона после Великого пожара 1666 года связано с деятельностью придворного архитектора Кристофера Рена , приверженного новому стилю барокко. Среди его работ: Кенсингтонский дворец , Kоролевский дворец в Хэмптон-корте , Гринвичский госпиталь и самый выдающийся памятник - собор Святого Павла , который был достроен при жизни автора в 1710 году.



Памятник королеве Виктории в Кенсингтонском саду перед дворцом

Кенсингтонский дворец - небольшой и нарочито скромный дворец в западной части Лондона. Возник как пригородный особняк графа Ноттингемского. Первые короли Ганноверской династии считали городской Сент-Джеймсский дворец чересчур людным и жили в Кенсингтоне почти беспрерывно. После смерти Георга II в 1760 г. дворец в основном населяли представители младших ветвей правящей династии. Именно здесь родилась королева Виктория (о чём напоминает памятник в саду). Принцесса Диана официально считалась хозяйкой этого дворца с момента брака в 1981 г. до самой смерти в 1997 г. Сейчас хозяевами дворца являются старший сын Дианы - Уильям и его жена Кетрин. Он стал их первой официальной резиденцией в Лондоне после свадьбы 29. 04. 2011 года, после чего им королева присвоила титул герцога и герцогини Кембриджских.


Королевский дворец в Хэмптон-корте

Дворец Хемптон-корт - бывший английский королевский дворец. Он расположен на расстоянии 18,8 км к юго-западу и выше по течению от Центрального Лондона на реке Темзе. Во дворце находится большое количество произведений искусства и мебели из Королевской коллекции, относящихся, главным образом, к двум основным периодам строительства дворца - эпохе ранних Тюдоров (Ренессанс) и от поздних Стюартов до ранней Георгианской эпохи.


Королевский военно-морской госпиталь - инвалидный дом, учреждённый на южном берегу Темзы в Гринвиче (район Лондона) по инициативе английской королевы Марии II в 1694 году, после одного из сражений Войны за английское наследство, для ветеранов британского флота.


Собор Святого Павла

Собор Святого Павла - кафедральный собор в Лондоне, резиденция епископа Лондона. Первоначально построенный в 694, был уничтожен Большим Пожаром 1666 года. Сегодняшнее здание завершено в 1710 году Кристофером Реном. С именем этого собора связаны такие события, как похороны Уинстона Черчилля в 1965 и свадьба Принца Чарльза и Леди Дианы Спенсер в 1981.Собор Святого Павла является усыпальницей почти двухсот самых известных граждан Великобритании. Из наиболее заметных фигур, покоящихся в соборе Святого Павла, следует отметить герцога Веллингтона, адмирала Нельсона.

Большинство архитектурных памятников Лондона расположено в районе Вестминстера . Одним из самых известных является Букингемский дворец . Букингемский дворец был основан на месте дома герцога Букингемского, у которого он был выкуплен английским королём. Букингемский дворец - официальная лондонская резиденция британских монархов. Дворец охраняет Придворный дивизион, состоящий из полка гвардейской пехоты и Королевского конно-гвардейского полка. Первоначальный облик дворца со временем был сильно изменён, главный фасад дворца создан в 1913 году. На площади перед Букингемским дворцом возвышается памятник королеве Виктории.


Букингемский дворец


Интерьер Букингемского двореца


Среди архитектурных достояний Вестминстера также следует выделить здания Парламента (Вестминстерский дворец), Национальной галереи, Мальборо-хаус, Сент-Джеймсский дворец, Вестминстерское Аббатство .

Вестминстерский дворец , где собирается Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, был построен в 1860 году на месте прежнего дворца, сгоревшего в пожаре. Над дворцом, построенном в неоготическом стиле, возвышается башня Виктории высотою 104 метра и самая знаменитая часть Вестминстерского дворца – башня святого Стефана высотою 98 метров с часами, или Биг Бен . На самом деле Биг Бен – это колокол, который расположен за циферблатами часов, однако очень часто так называют всю башню, ставшую символом Лондона.


Вестминстерский дворец


Биг Бен

Национальная картинная галерея хранит коллекцию из более 2000 образцов западноевропейской живописи XIII - начала XX века. Среди авторов - Леонардо да Винчи, Боттичелли, Беллини, Тициан, Микеланджело, Рафаэль, Рубенс, Рембрандт, Караваджо, Сера, Каналетто, Дега и Моне.


Лондонская Национальная галерея


Лондонская Национальная галерея внутри

Вестминстерское Аббатство - готическая церковь в Вестминстере, к западу от Вестминстерского дворца. Строилась с перерывами с 1245 по 1745 годы. Традиционное место коронации монархов Великобритании и захоронений монархов Англии. Это еще и место религиозных служб, здесь отмечаются важнейшие даты в Британии.


Вестминстерское Аббатство


На территории Вестминстерского аббатства находится позднеготическая церковь - Церковь Святой Маргариты . Наряду с Вестминстерским дворцом и аббатством относится к Всемирному наследию.


Церковь Святой Маргариты в Вестминстере

Сент-Джеймсский дворец - один из старейших в Лондоне. Построен из красного кирпича как вторая столичная резиденция Генриха VIII. До 1698 года английские короли жили в Уайтхолле и только после его уничтожения в 1698 г. Сент-Джеймсский дворец стал основным местопребыванием королевского двора. Придворные жаловались на тесноту и ветхость помещений, так что их приходилось постоянно ремонтировать и расширять. Сами монархи предпочитали более тихий и уютный Кенсингтонский дворец, и после большого пожара 1809 года дворец на Пэлл Мэлл был ими фактически заброшен. При вступлении на престол в 1837 г. королева Виктория официально сделала своей главной резиденцией Букингемский дворец, оставив Сент-Джеймсский дворец местопребыванием двора принца Уэльского.


Сент-Джеймсский дворец

Мальборо-хаус , построенный в первые годы XVIII века отцом и сыном Ренами для Сары Черчилль - ближайшей подруги и конфидантки королевы Анны, с восточной стороны Сент-Джеймсского дворца. На протяжении столетия служил лондонской резиденцией её потомков, которые носили титул герцогов Мальборо.


Мальборо-хаус

Связующим звеном месторасположения вышеупомянутых памятников архитектуры Вестминстера является Трафальгарская площадь . Над площадью возвышается колонна из гранита высотою 44 метра со статуей адмирала Нельсона.


Трафальгарская площадь

Среди архитектурных памятников второго центрального района Лондона - Сити , отметим здания Банка Англии, Королевской биржи и Гилд-холл - средневековая ратуша, со временем утратившая первоначальный облик.


Банк Англии - выполняет функции центрального банка Соединённого королевства


Королевская биржа в Лондоне была основана в 1565 году сэром Томасом Грешемом и выступала в качестве центра торговли в городе


Гилдхолл, церемониальное здание Сити, иногда называют ратушей, (настоящая лондонская ратуша - Сити-холл - находится совсем в другом месте). Под зданием ратуши находятся помещения крупнейшего в Лондоне средневекового склепа, там же – раскопки римского амфитеатра, на фундаменте которого частично стоит нынешний Гилдхолл

К востоку от Сити расположена крепость Тауэр с двумя рядами оборонительных стен; во внутреннем дворе Белая башня времён Вильгельма Завоевателя высотою 27 метров. Разводной Тауэрский мост с башнями в неоготическом стиле был построен в 1894 году.


Крепость Тауэр


Крепость Тауэр и Тауэрский мост


Разводной Тауэрский мост

Говоря об архитектурных особенностях Лондона следует выделить благоустроенные набережные Темзы в центральной части города: Виктории, Челси и Альберта были сооружены во второй половине XIX века. На набережной Виктории установлен египетский обелиск «Игла Клеопатры», с двух сторон окружённый скульптурами сфинксов.


Oбелиск «Игла Клеопатры»

Архитектурное направление в строительстве Лондона естественно менялось с развитием общества и культуры вцелом. Так в нормандском стиле выполнен построенный в 1097 году Вестминстерский зал приёмов. На тот момент это был самый большой зал в Европе. В XIV веке для хранения казны Эдуарда III была построена башня Драгоценностей, как часть тогдашнего Вестминстерского дворца.


Башня Драгоценностейуже. Ей почти 700 лет

XIII столетие стало веком ранней английской готики. Одним из ярчайших образцов этого стиля служит Вестминстерское аббатство. Другие образцы этого периода в Лондоне не сохранились. Следом за ранней наступила эпоха декорированной английской готики, но её примеров в современном Лондоне нет, как и примеров вертикальной готики - третьего готического периода английской архитектуры.

Архитектура эпохи Тюдоров похожа на готическую, но со значительными изменениями вроде глубоких и высоких окон. Часовня Генриха VII в Вестминстере и дворец Хэмптон-корт в Ричмонде - памятники архитектуры тюдорского периода. При короле Якове I началось обустройство Гринвичского парка.


Король Генри VII пристроил к храму Вестминстерского аббатства часовню Благословенной Девы Марии в 1503 году, сегодня известную под названием Часовня Генри VII

Георгианская архитектура, эра которой наступила в середине XVIII века, в целом соответствовала общеевропейскому классицизму. В ней главным были чёткие формы и пропорции. Этот период не представлен в Лондоне какими-то известными зданиями, но в георгианском стиле построены многие жилые и административные здания города. Стоит отметить церкви, спроектированные Николасом Хоуксмуром, дворец Сомерсет-хаус архитектора сэра Уильяма Чемберса и развлекательный центр «Пантеон» на Оксфорд-стрит архитектора Джеймса Уайетта. В 1759 году были основаны королевские ботанические сады Кью- комплекс ботанических садов и оранжерей площадью 121 гектар. На территории этого комплекса в 1761-62 годах была возведена большая пагода - первый образец китайской архитектуры в Европе. Напротив этих садов была построена усадьба Сайон-хаус- старинный особняк герцогов Нортумберлендов, выполненный в стиле чистого классицизма, замечательный искусным чередованием геометрических форм и тонким колористическим мастерством. Работа над интерьерами Сайон-хауса продолжалась до 1769 года, когда у герцога закончились средства.


Сайон-хаус - старинный особняк герцогов Нортумберлендов на западе Лондона

Следует также отметить Королевский судный двор, построенный 1873-1882 гг. по проекту бывшего адвоката Джорджа Эдмунда Стрита. В числе знаменательных монументов этого стиля выделяется Мемориал принца Альберта - монумент в Кенсингтонском парке. Монумент был спроектирован Георгом Гилбертом Скоттом и открыт в 1875 году.


Королевский суд Лондона- высший гражданский суд Великобритании

В стиле классицизма работал известный Джон Нэш, автор Букингемского дворца и Мраморной арки; Вестминстерский собор является образцом неовизантийского стиля. Ныне несуществующий Хрустальный дворец относился к индустриальному стилю.


Мраморная арка- триумфальная арка в лондонском Гайд-парке

В XX веке в городе появились небоскрёбы: здание Lloyd’s of London в Сити, комплекс Канари Ворф в Доклендс. В конце прошлого - начале нынешнего века ведущим британским архитектором стал Норман Фостер, построивший в Лондоне небоскрёб Мэри-Экс («Огурец») и Нью-сити-холл, здание мэрии.


Башня Мэри-Экс (в народе "огурец") - 40-этажный небоскрёб в Лондоне, конструкция которого выполнена в виде сетчатой оболочки с зеленоватым стеклом и с центральным опорным основанием.

Нельзя также не упоминуть еще об одном символе Лондона, точнее о его районе. Hа юго-востоке Лондона расположен Гринвич , исторические "морские ворота" столицы. Всему миру он известен тем, что является точкой отсчёта долготы и часовых поясов. Именно через Гринвичскую обсерваторию проходит одноимённый нулевой меридиан. Архитектурный ансамбль на правом берегу Темзы считается частью Всемирного наследия и состоит из Королевского морского госпиталя, Гринвичской обсерватории и дворца Куинс-хаус. А с холма, на котором стоят здания обсерватории, открываются замечательные виды на район небоскрёбов Кэнэри-Уорф и весь Гринвичский парк.


Королевский военно-морской госпиталь был основан в 1694 году королевой Марией II


Гринвичская королевская обсерватория организована в 1675 г. королем Карлом II для уточнения жизненно важных для мореплавателей координат и вначале размещалась в предместье Лондона - Гринвиче


Квинс-хаус («дом королевы») - небольшое двухэтажное здание с минимальным декором, построенное для королевы Анны Датской в 1614-17 гг. в Гринвиче