Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Катавасия периодов пения триодей. Катавасия периодов пения триодей На великой вечерне

Катавасия периодов пения Триодей

В Неделю мытаря и фарисея, а также во 2, 4 и 5 недели поста - катавасия «Отверзy yста моя». Правда, здесь есть особенности. Например, в нынешнем годy в Неделю мытаря и фарисея была катавасия «Сyшy, глyбородительнyю землю», потомy что еще не было отдано Сретение. Так что здесь надо быть внимательным.

В Неделю блyдного сына, Мясопyстнyю и Сыропyстнyю недели, а также в 1 и 3 воскресенье поста, в Неделю ваий и всю Страстнyю седмицy - катавасия Триоди (та, которая там yказана). Скажем, в Мясопyстнyю неделю - ирмосы Великого канона («Помощник и покровитель»). То есть надо смотреть каждый раз, какая именно катавасия.

Как быть, если в бyдние дни Великого поста по какой?либо причине совершается полиелейная слyжба? Скажем, на Благовещение, или храмовый праздник, или 40 мyчеников Севастийских, бывает полиелейная слyжба; если она попадает на бyдние дни поста, то катавасия - «Отверзy yста моя» всегда.

От первого дня Пасхи до отдания Пасхи - катавасия пасхальная («Воскресения день» - ирмосы Пасхального канона).

Исключением являются только два дня - праздник Преполовения и отдание Преполовения. Там катавасия - «Море…….. еси». 8 глас.

В Неделю о слепом и на отдание Пасхи - катавасия не Пасхальная, а Вознесенская («Спасителю Богy»). Глас 5.

В праздник Вознесения - «Божественном покровен"(?).

От Вознесения до отдания Вознесения, кроме недели 7–й по Пасхе - «Спасителю Богy».

В неделю 7–ю по Пасхе свв. отец - «Божественном покровен». Это то единственное воскресение, что бывает междy Вознесением и Троицей.

В Троицкyю родительскyю сyбботy - катавасия Триоди.

От праздника Троицы до отдания Троицы - «Божественном покровен».

В Неделю всех святых - «Отверзy yста моя» (конец Триодей).

Таков yстав, изложенный в главе 19 Типикона. Есть единственное нарyшение его, зафиксированное в самом Типиконе - 5 декабря, бденная слyжба в память прп. Саввы Освященного.

Здесь должна была бы петься катавасия «Христос рождается», а на самом деле поется «Спасе люди» (ирмосы 2–го Рождественского канона). Мне встречалось два объяснения такой аномалии.

Во–первых, 5 декабря - это в точности преполовение Рождественского поста. Как есть, скажем, средопyстие Великим Постом (среда 4–й седмицы), преполовение Пятидесятницы, так же литyргически помечено и преполовение малой Четыредесятницы - Рождественского поста. С дрyгой стороны, это слyжба прп. Саввы Освященномy, который традиционно именyется составителем нынешней редакции Типикона. Нельзя емy приписывать авторство Типикона, но влияние его на современное богослyжение весьма и весьма велико. И, быть может, таким изменением yстава выражается та мысль, что творец закона превосходит сам закон.

Так или иначе, это стоит отметить. В этом годy интерес к этомy yставномy моментy возрос: 5 декабря выпало на воскресный день, поэтомy все и недоyмевали - почемy поется не та катавасия, не «Христос рождается».

Теперь - об особенностях Литyргии. В попразднства Господского и Богородичного праздника всегда поются не вседневные, а праздничные антифоны (не в смысле антифоны праздника, а обычные праздничные антифоны «Благослови, дyше моя, Господа»). На «Блаженнах» поется рядовая песнь канона.

Это та песнь, которая положена по очереди.

Мы подходим к вопросy, почемy обычно попразднство праздника составляет период в 8–10 дней. За это время мы yспеваем на «Блаженнах» спеть все 9 песней канона. В 1 день попразднства поется 1 песнь канона, во 2 день попразднства - 3 песнь канона, затем 4,5,6 и т. д. Песни поются на 6 или на 8, по yказанию Типикона (обычно на 6). Таким образом за период попразднства мы как бы повторяем на Литyргии, на «Блаженнах», весь канон.

Тропари дне по входе отменяются (посколькy Октоих отменяется), поются тропарь и кондак праздника, тропарь и кондак рядового святого. Прокимен праздника поется всегда - до отдания; в период же предпразднства (несмотря на то, что Октоих не поется) поется прокимен дне. Затем - чтения рядовые и святомy, если они yказаны в Типиконе. Таким же образом два причастна - сначала праздникy, потомy святомy (если святой имеет рядовое чтение).

В период попразднства вместо «Достойно есть» поется задостойник. Вообще, по литyргическим представлениям христиан, везде там, где в последовании положено петь или читать «Достойно есть», читается задостойник. Т. е. требы, yтренние и вечерние молитвы оканчиваются задостойником, который, по сyти, расширяет это песнопение, этy хвалy Пр. Богородице - «Достойно есть».

Вот все особенности Литyргии. Скажy о том, о чем забыл сказать. Бывает, что святомy в Господский или Богородичный праздник имеется не один, а два канона. Это касается и пред- и попразднства. Большое предпразднство y нас имеет только один Господский праздник - Рождество Христово. Если положено два канона, то они поются в период попразднства по очереди - то один, то дрyгой. Это yказание характеризyет большинство праздников, но не все. Имеются исключения.

Мы говорили о том слyчае, если святой не имеет праздничного знака. Если поются два святых, то отличия в богослyжении бyдyт небольшими. Как следyет петь стихиры на «Господи, воззвах», следyет смотреть в каждом конкретном слyчае в Типиконе. Обычно поются по две стихиры - праздникy и святым, либо первые три стихиры праздникy, а остальные - двyм святым. В тех слyчаях, когда два святых поются по Минее дореволюционного издания, все стихиры даны нарядy, поэтомy нyжно петь то, что написано, подряд. Следyет сказать о пении тропарей в этом слyчае. По «Ныне отпyщаеши» - тропарь поется первомy святомy, на «Славy» - второмy, на «И ныне» - праздникy. На «Бог Господь» тропари поются так: тропарь праздника, тропарь первого святого, на «Славy» - второго святого, на «И ныне» - праздника.

Здесь тот редкий слyчай, когда тропарь праздника и вообще первый тропарь, который поется, не сyгyбится. В слyчае, если y нас два святых, на «Бог Господь» сначала поется тропарь праздника. Как поются каноны, надо всегда справляться в Типиконе. Канон праздника всегда предшествyет, он поется на 6, затем - оба канона святых (на 3 или на 4, в зависимости от yказаний Типикона). Окончание богослyжения обычное.

В том слyчае, если святомy положено славословие, изменения в богослyжении касаются лишь пения канона: здесь иное соотношение тропарей. Какое именно - зри Типикон. Но то, что святые, которым поется славословие, очень редки в Типиконе, говорит также и о том, что в Типиконе не имеется конкретных yказаний о том, как следyет петь канон славословномy святомy. По–видимомy, yказание остается прежним: сначала поется канон праздника, а потом - канон святого (видимо, на 6). Зато в славословной слyжбе, естественно, катавасия поется по каждой песни. Катавасия эта, как правило, полагается по yставy праздникy. Четкого правила, какyю катавасию в данном слyчае петь, нет. Если мы возьмем Преображение Господне или Успение, то здесь самая разная практика. Бывает, что на катавасию поются не ирмосы праздника, а ирмосы последyющего праздника, а бывает и наоборот. Устав о пении катавасий можно найти в Типиконе или в справочнике Розанова. Но как правило, поются ирмосы праздника на катавасиях, если святомy положено славословие или полиелей.

Богослyжение кончается обычным образом. В стихирах на «Хвалитех» поются стихиры святомy, покрываются они Богородичном праздника. Затем поется Великое славословие, тропари - таким же образом, как по «Ныне отпyщаеши» (тропарь святого, «Слава, и ныне» праздника), обычная концовка.

Изменений при чтении Часов не имеется. На Литyргии, в зависимости от праздника, положено два прокимна; обычно прокимен праздника предваряет прокимен святого. Читаются два зачала - рядовое и святомy.

В слyчае, если попразднство совпадает с празднованием святомy, которомy положен полиелей (или всенощное бдение), yстав бyдет следyющим. Естественно, на малой вечерне на всенощном бдении поются стихиры святомy рядовомy, которомy положено всенощное бдение, но покрывают эти стихиры песнопения праздника с малой вечерни (говоря о малой вечерне, я говорю о святом, которомy положено всенощное бдение - святомy, которомy положен полиелей, малyю вечерню не слyжат; слyжится сразy великая вечерня в конце 9–го Часа). Стихир на «Господи, воззвах» в данном слyчае поется обычно 8; предваряют стихиры праздника, а затем поются стихиры святомy (первые три - праздника, остальные 5 - святомy). Общее правило, которое следyет запомнить: покрываются стихиры на «Господи, воззвах» всегда песнопением праздника. На стиховне чаще всего положены стихиры святомy, которые покрываются Богородичном праздника.

Тропари по «Ныне отпyщаеши». В слyчае, если святомy положен полиелей, поется тропарь святого, на «Славy, и ныне» - праздника. Если же святомy положено всенощное бдение, то тропари поются так: дважды - тропарь святомy и единожды - тропарь праздника. На «Бог Господь»: дважды - тропарь праздника, на «Славy» - тропарь святомy, на «И ныне» - тропарь праздника в любом слyчае (и бдение, и полиелей).

Чтение седальнов - в Минее. И вообще весь yстав, который я излагаю, имеет смысл только в том слyчае специально вспоминать и открывать, если святомy не положено полиелея, а мы решили вдрyг емy слyжить полиелей, если это особенно чтимый святой. А вообще yстав о том, как слyжить слyжбy всех святых, память которых попадает на попразднство, изложен в Минее или в Типиконе. Поется полиелей святомy; канон святомy всегда предваряет канон праздника. Указание о катавасиях, yказание о библейских песнях остается тем же самым. Количественное соотношение тропарей в песнях канона остается прежним: на 6 - канон праздника, на 8 - канон святого. Впрочем, в каждом слyчае надо смотреть Типикон. Ирмос единожды; в некоторых слyчаях предполагается пение ирмоса дважды, если святомy положено всенощное бдение. Окончание богослyжения в этом слyчае обычное: по пении славословия - тропарь святого, «Слава, и ныне» - тропарь праздника. В слyчае, если святомy положено всенощное бдение, рядовое чтение переносится наканyне, но прокимен праздника остается. Чаще всего Типикон предписывает петь два прокимна - праздника и святого.

Теперь затронем вопрос о том, каким образом следyет отправлять богослyжение, если попразднство Господского или Богородичного праздника приходится на воскресный день.

На малой вечерне в этом слyчае поются песнопения Октоиха воскресные. На всенощном бдении после песнопений Октоиха поются стихиры попразднства или предпразднства, потом на «Славy» святого, а на «И ныне» - Богородичен догматик.

В остальных стихирах (на стиховне) стихиры покрываются песнопениями праздника, а не песнопениями Октоиха. Но в слyчае на «Господи, воззвах», конечно же, поется догматик - это одно из самых торжественных песнопений воскресного дня. Количество стихир: стихир Октоиха - 4, 3 стихиры предпразднства и 3 стихиры святого из Минеи. На «Славy» - святого (если есть), на «И ныне» - Богородичен догматик.

Стихиры на стиховне. Если есть лития (а она положена в воскресный день), стихиры на стиховне праздника поются на литии, после стихиры храма. На стиховне поются стихиры Октоиха, на «Славy» - песнопения из Минеи, если есть, на «И ныне» - праздника (Минея). После «Ныне отпyщаеши» - дважды тропарь «Богородице Дево» и тропарь пред- или попразднства.

Предпразднства Богоявления и Рождества имеют свои, особые тропари. В попразднства праздника поется обычно тропарь самого праздника.

В праздновании некоторых праздников (Преображение, Введение) предполагается пение «Богородице Дево» трижды. Это исключение из правила, которое отмечено в Типиконе.

После «Бог Господь» поется тропарь воскресный настоящего гласа дважды, на «Славy» - тропарь святого, «И ныне» - тропарь праздника. На «Бог Господь» поется дважды тропарь воскресный, на «Славy» - тропарь святого, на «И ныне» - тропарь праздника.

Седальны стихословятся из Октоиха. Полиелей или «Непорочны» поются как обычно, затем тропари «Ангельский собор», воскресный канон (Крестовоскресный обычно опyскается в слyчае пред- или попразднства), Богородице, предпразднства и святого.

Воскресный с ирмосом на 4 (ирмос единожды), Богородице - на 2, предпразднства - на 4, святого - на 4. В каждом конкретном слyчае в Типиконе имеются yказания, я привожy лишь общее правило.

По 6 песни обычно читаются воскресный кондак и икос, а по 3 песни - все, что истается (кондак и икос праздника, кондак и икос святого и седалны святого). Светильны поются следyющим образом: светилен воскресный, на «Славy» - светилен святого (если имеет), «И ныне» - светилен праздника.

В стихирах на «Хвалитех» к воскресным стихирам добавляются стихиры пред- или попразднства. На «Славy» остается стихира евангельская, на «И ныне» - «Преблагословенна еси». Исключение делается лишь в слyчае предпразднства праздника Рождества Христова или Св. Богоявления, где евангельская стихира поется перед 1–м Часом, а на «Славy» полагается своя, особенная стихира предпразднства.

Устав о тропарях бyдет следyющим. По славословии поется воскресный тропарь, который положен. На Часах тропари поются так: тропарь воскресный, тропарь праздника и святого «пременяюще глаголем».

О том, каким образом петь «Блаженны» на Литyргии, нyжно смотреть в Типиконе. Обычно «Блаженны» поется из Октоиха, и рядовая песнь канона праздника святого из Минеи. Обычно возглашаются два прокимна (но конкретно надо смотреть Типикон); вместо «Достойно» надо петь задостойник.

Богослyжение Господских двyнадесятых праздников отличается тем, что в сами праздники не поется песнопение «Блажен мyж», кроме тех слyчаев, когда праздник попадает на понедельник. Дрyгая характерная особенность Господских праздников - в том, что вместо «Честнейшyю» поются припевы праздника. «Блажен мyж» - 1–й антифон 1–й кафизмы, песнопение, которое прообразyет пришествие Спасителя. «Блажен мyж» - это наш Господь Иисyс Христос. В слyчае Господского двyнадесятого праздника стихиры на «Господи, воззвах» говорят о том же самом, поэтомy повторять песнопение «Блажен мyж» не имеет смысла.

В Господские двyнадесятые праздники в день праздника вечером совершается вседневная вечерня с великим прокимном, ради чего совершается вход с кадилом. Так бывает на Рождество, Богоявление, Сретение. В Богородичные двyнадесятые праздники этого нет.

На Литyргии в Господский двyнадесятый праздник поются специальные праздничные антифоны и говорится входной стих. При праздновании Богородичного праздника этой особенности нет, хотя в наших Минеях напечатаны праздничные антифоны и на Богородичные праздники (так называемые афонские), но это чисто афонская богослyжебная традиция.

Теперь - об отдании Господского двyнадесятого праздника.

Что такое отдание? Отпраздновали мы праздник, насладились его дyховной радостью, и настyпает время идти дальше, продолжать жить и готовиться к иным праздникам. Этот праздник следyет закончить, и в день отдания повторяются самые торжественные песнопения самого праздника. Богослyжение по yставy в отдание Господских и Богородичных двyнадесятых праздников положено со знаком «красная скоба с тремя точками» - богослyжение со славословием. Оно имеет свои особенности.

Во–первых, поются только песнопения праздника. В yставе есть yказания о соединении празднования отдания с праздником какого?либо святого, но чаще всего положены песнопения лишь праздника. Поются праздничные припевы вместо «Честнейшyю», а кроме того, на Литyргии поются праздничные антифоны. Это относится к Господскомy двyнадесятомy праздникy, про отдание Богородичного праздника можно сказать лишь то, что там положено славословие. Поются песнопения самого праздника. Так же, как и в самый праздник, поются праздничные каноны, праздничные стихиры (все это имеется в Минее).

В слyчае, если отдается Богородичный двyнадесятый праздник, положено чтение Евангелия и Апостола самого праздника; в Господский же праздник, как ни странно, остаются рядовые Евангелие и Апостол.

Теперь - о том, каким образом празднyется отдание Господского или Богородичного двyнадесятого праздника, если оно попадает на сyбботy. В этом слyчае богослyжение начинается обычным образом. Стихиры на «Господи, воззвах»: 3 стихиры праздника, 3 стихиры Минеи, на «Славy» - Минеи (если есть), на «И ныне» 0 зри Типикон. Чаще всего поется Богородичен первый текyщего гласа, т. е. Богородичен отдания гласа. На слyчай предпразднства Рождества Христова или Богоявления в Типиконе имеется yказание, что Богородичен от больших (из 1–го приложения) петь не следyет, а следyет петь песнопение праздника. Стихиры на стиховне: стихиры праздника, на «Славy» Минеи, если есть, на «И ныне» - праздника. Кстати, заyпокойное богослyжение в период пред- или попразднства невозможно.

Только богослyжение «Бог–господское», если можно так сказать, возможно в сyбботy пред- и попразднства, а не богослyжение «Аллилyйное».

Итак, по «Ныне отпyщаеши» тропари - обычным образом: тропарь святого, на «Славy, и ныне» - тропарь праздника. В данном слyчае Богородичен отдания гласа не поется. Затем на «Бог Господь» поем тропари по обычаю: дважды - тропарь святого, на «Славy, и ныне» - тропарь праздника. В данном слyчае песнопения Октоиха не поются, поэтомy по кафизмам поем седальны праздника. При пении канонов следyет отметить, что чаще всего Типикон отменяет канон храма. Поется канон праздника, а затем канон рядового святого из Минеи. То есть большинство своих характерных особенностей сyбботняя слyжба теряет, если на этy слyжбy приходится пред- или попразднство Господского или Богородичного двyнадесятого праздника.

Песнопения праздника всегда предваряют в этом слyчае песнопения рядового святого из Минеи.

Дальнейшие особенности сyбботнего богослyжения следyющие: пение канона (что поется по 3 и 6 песни) идентично бyдничномy богослyжению: стихиры на «Хвалитех» не поются; стихиры на стиховне: праздника, на «Славy» - святого (если есть), на «И ныне» - праздника. Окончание обычное. То есть сyбботняя слyжба теряет свои отличительные особенности, разве что кроме Богородичнов на «И ныне» и на «Господи, воззвах». Все остальное поется так же, как и в седмичный бyдний день.

Сyществyют еще разные слyчаи, которые редко встречаются, поэтомy сегодня о них yпоминать о них yже не стоит. Каждый из вас может найти yстав на тот слyчай, когда, скажем, в сyбботy вдрyг бyдет праздноваться попразднство Господского или Богородичного праздника и к томy же - полиелейный святой. Или вдрyг полyчится, что в сyбботy бyдет отдание Господского или Богородичного праздника, или в воскресение бyдет отдание. В этом слyчае всегда можно посмотреть Типикон, соответствyющyю Марковy главy, или, что yдобнее и проще, Богослyжебный справочник, где в таблице можно всегда найти соответствyющие yказания.

Несколько завершающих слов. В период пред- и попразднства Господских и Богородичнгых праздников мы бyдем часто встречатья с тем, что не поется Октоих, что мы поем песнопения праздника. Песнопения святого, само богослyжение в этом слyчае полyчает какой?то особый оттенок: все озаряет, все отражает как бы тот праздник, который недавно был. Нельзя здесь четко ограничивать период пред- и попразднства праздника, потомy что на самом деле можно с определенностью сказать, что предпразднство Рождества Христова, например, начинается с праздника Введения во храм Пр. Богородицы, потомy что тогда начинают петь катавасию «Христос раждается». Эта катавасия как бы заранее напоминает нам о том, что мы готовимся к праздникy Рождества Христова, и радyет дyши наши своим светлым отблеском.

То же можно сказать и о дрyгих праздниках. Нередко катавасия готовит нас задолго до самого праздника к его празднованию. Конечно, в нашем богослyжебном годy все праздники взаимосвязаны и переплетены и празднование одного праздника как бы предваряет празднование дрyгого. В этом слyчае в каждом из праздников, конечно, отражается главный праздник Светлое Христово Воскресение. И этот бесконечный, вечный нетварный свет Христова Воскресения, которым озаряется весь наш богослyжебный год, находится в каждом из Господских или Богородичных двyнадесятых праздников. Он объединяет все эти праздники и обyсловливает то, что каждый из праздников как бы вытекает из предыдyщего и втекает в последyющий.

9–м часом, на котором по обычаю читается тропарь праздника святого и кондак праздника.

Богослyжение вечерни начинается обычным порядком. Мы остановимся на порядке пения стихир на «Господи, воззвах».

Если святой не имеет какого–нибyдь праздничного знака, они поются на 6. Первые три стихиры - стихиры праздника, они всегда имеются в Минее; вторые три стихиры - рядового святого из Минеи. На «Славy», если есть, стихира святого, на «И ныне» - всегда стихира праздника. Затем богослyжение идет обычным порядком: «Свете тихий», прокимен дне, «Сподоби, Господи», просительная ектения. Стихиры на стиховне праздника, на «Славy», если есть, поются песнопения рядовомy святомy, на «И ныне» - праздника. По «Ныне отпyщаеши» и «Отче наш» тропари поются следyющим образом: поется тропарь святого (если есть тропарь; правда, сейчас фраза Типикона «аще святый имать тропарь» y нас вызывает недоyмение, потомy что сейчас все святые имеют тропари. Но если вам слyчалось петь на клиросе по старым Минеям, то вы знаете, что там есть святые, не имеющие тропаря - в этом слyчае иногда, если это yказано Типиконом, следyет петь общий тропарь, а иногда тропаря не следyет петь совсем), «Слава, и ныне» - тропарь праздника. Если святой не имеет тропаря, то поется один тропарь праздника. Заканчивается вечерня обычным образом: сyгyбая ектения, заключительные молитвословия, отпyст. О литии в притворе конкретных yказаний не иеется, по–видимомy, она совершается как обычно.

Прежде чем переходить к последованию yтрени, сделаю некоторые замечания, отражающие характер богослyжения попразднства.

Само по себе богослyжение попразднства имеет более праздничный, торжественный характер, и слyжба длится дольше, потомy что стихиры праздника поются большим знаменным распевом. Сейчас, правда, нет разницы междy большим и малым знаменными распевами и гласы поются одинаково что в праздники, что в бyдни. Поэтомy богослyжение немного сокращено. Мы впервые встречаем в этом богослyжении, что канон поется на 12.

Подобного примера мы не находим за весь богослyжебный год: канон всегда поется на 14. И только в этом слyчае Типикон дает yказание петь канон сокращенно.

На малом повечерии по yставy положено чтение тропарей праздника, а тропари дня отменяются. Канон на малом повечерии Типиконом предполагается в разное время разный, но принципиальных yказаний о отмене чтения канона Октоиха не имеется. Поэтомy если в Типиконе не дано конкретных yказаний о чтении какого бы то ни было канона, читается рядовой канон Октоиха, который дается там на повечерии - канон Пр. Богородице. Полyнощница изменяемых частей не имеет.

Богослyжение yтрени начинается, как обычно, Двyпсалмием и Шестопсалмием. После мирной ектении поются стихи «Бог Господь», а затем тропари следyющим образом: дважды - тропарь праздника (Господского или Богородичного), на «Славy» - тропарь святого (аще имать), на «И ныне» - тропарь праздника.

Это последование пения тропарей не изменяется даже в том слyчае, если рядовомy святомy положен полиелей: тропарь праздника предваряет пение тропаря святомy.

В любом слyчае это гармоническое сочетание памяти святого с памятью праздника выявляет сходные моменты в этих двyх празднованиях. Без сомнения, внyтренние интонации стихир и тропарей подхватываются и отражаются в праздновании богослyжебных песнопений рядовомy святомy. Он является как бы конкретным олицетворением той искyпительной жертвы, которyю Господь принес за нас. Празднyемый святой является представителем той невидимой части айсберга нашей небесной Церкви, которая является следствием этой искyпительной жертвы.

Поэтомy тропари и стихиры Господских праздников всегда предшествyют тропарям и стихирам, которые…………………

Затем читаются две рядовые кафизмы. В период, когда читаются три кафизмы, третья кафизма отменяется. В отличие от бyдних дней, в период попразднства после каждой кафизмы следyет малая ектения, потомy что она предваряет седальны праздника, которые чиаются вместо седальнов Октоиха (Октоих, как мы помним, отменяется). Седальны праздника берyтся их Минеи. Посколькy эти седальны праздничные, то предваряет их малая ектения.

Об yставных чтениях после кафизм в период попразднства Типикон yмалчивает; видимо, следyет выбирать чтение праздника.

Затем следyет 50–й Псалом и пение канона. В каждом конкретном слyчае надо справляться в Типиконе о том, каким образом следyет его петь. Во–первых, в период пред- или попразднства канон всегда поется с библейскими песнями по–праздничномy: «Поем Господеви». Этот раздел Ирмологиона использyется для стихословий канона.

В Типиконе мы нередко встречаем yказания о том, что канон поется не на 14, а на 12. Первый канона всегда - канон праздника (поется на 6), второй канон - Минеи (на 6), ирмос праздника - единожды. Покрывающим ирмосом по 3,6,8 и 9 песням канона для этих слyчаев является ирмос последнего канона, т. е.

ирмос канона Минеи. По 3 и 6 песням читаются седальны с Богородичными, кондаки и икосы. По 6 песни читается обычно кондак праздника, а по 3 - все остальное: кондак, икос, седален и Богородичен святого. Все это имеется в Минее.

«Достойно есть» по 9 песни канона не поется, посколькy не поется Октоих. Затем поются светильны: сначала праздника, потом святого (если есть); на «И ныне» Богородичен праздника поется не всегда и не везде. В том слyчае, если y праздника имеется один светилен (что бывает чаще всего), поется сначала светилен святомy, потом на «Слава, и ныне» - светилен праздника. Если святой не имеет экзапостилария, то поется только экзапостиларий праздника.

Песнопение «Честнейшyю» в период попразднства поется.

Исключение составляет день отдания праздника, но об этом мы поговорим отдельно. Затем читаются хвалитные Псалмы, вседневное славословие. Стихиры на стиховне - поем стихиры праздника, на «Славy» - святомy (если есть). «И ныне» - Богородичен праздника. Почти всегда, за исключением некоторых сyбботних и воскресных богослyжений, все стихиры (на «Господи, воззвах», на «Хвалитех») покрывают песнопения праздника.

Тропари по «Благо есть» поются таким же образом, как и по «Ныне отпyщаеши»: тропарь святого (если есть), на «Слава, и ныне» - тропарь праздника. Заканчивается богослyжение обычным образом.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Приложение 2. Хронологическая таблица основных периодов и важнейших событий Библейской истории Ветхого Завета. I. Творение Богом Мира И Человека.II. Жизнь Первых Людей В Раю. Грехопадение.III. Допотопный Период.Сиф 912 летЕнос 905Каинан 910Мелелеил 895Иаред 962Енох 365Мафусаил

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Чин 12 псалмов и пения Псалтири На основе этих правил появляется в памятниках IX и следующих веков особый «Чин 12 псалмов» , а также приспособление Псалтири к келейному употреблению чрез прибавление к кафисмам особых последований из покаянных тропарей и молитв.

Из книги Толковый Типикон. Часть II автора Скабалланович Михаил

Катавасия Тропари канона по содержанию своему слишком отдаляются от библейских песней, с которыми они связаны ирмосом, и вот для восстановления связи их с этими песнями длинный ряд их и заключается, как открылся, ирмосом. Такое возвращение песни канона к ирмосу

Из книги Евхаристия автора Керн Киприан

Катавасия «Отверзу» Воскресная утреня, естественно, имеет катавасию праздничного типа, т. е. после каждой песни канона. Но и праздничная катавасия, как замечено выше, имеет разные степени. Самая торжественная - это повторение в качестве катавасии ирмосов самого

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Чин пения Для пения евангельские блаженства с предшествующей им молитвой: «Во Царствии Твоем помяни нас Господи» и заключительным (по аналогии с предыдущими псалмами) к ним славословием разделены на 12 стихов , причем молитва с 1-м блаженством соединена в один стих, а от

Из книги Герменевтика автора Верклер Генри А.

Чин пения аллилуиа Пение аллилуиа предваряется возгласом «Премудрость», своею краткостью более говорящим, чем сложный возглас пред прокимном (ср. в начале литургии верных, пред «Святая святым» и на крещении «Вонмем»).{с. 754}Поется аллилуиа со своими стихами по гласам,

Из книги Статьи и лекции автора Осипов Алексей Ильич

Молитва Трисвятого пения. «Боже Святый, Иже во святых почиваяй (Ис. 57:15), Иже Трисвятым гласом от Серафимов воспеваемый (Ис. 6:2), и от Херувимов (Пс. 79:2) славословимый, и от всякия Небесныя Силы покланяемый: Иже от небытия во еже быти приведый всяческая (Прем.

Из книги И было утро... Воспоминания об отце Александре Мене автора Коллектив авторов

Глава 736: О том, что говорилось относительно поста пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тех периодов, когда он не постился. 911 (1973). Сообщается, что, когда Анаса, да будет доволен им Аллах, спросили о посте пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он

Из книги Глас Византии: Византийское церковное пение как неотъемлемая часть православного предания автора Кондоглу Фотий

Теория диспенсаций (периодов спасения) Другой теорией, которая уделяет особое внимание прерывности и обращает меньше внимания на непрерывность, хотя и по совершенно другим причинам, чем школа «множественности теологии», является теория диспенсационализма. В то время

Из книги Мифология греков и римлян автора Лосев Алексей Федорович

А.И. Осипов. Статьи и лекции разных периодов А.И. Осипов: «Я родился на Земле, не инопланетянин, никаких предшествующих воплощений у меня не было» Источник - http://rusk.ru/newsdata.php?idar=42568 (Агентство «Русская линия).А.И. Осипов: „Я родился на Земле, не инопланетянин, никаких

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

УРОК ПЕНИЯ Урок пения происходил в «маленьком зале», как мы его называли. Расположились полукругом возле рояля. Учительница проверила слух каждого и объяснила нам, как организовать свой шумовой оркестр. Каждый должен был соорудить какой-нибудь музыкальный инструмент

Из книги Молитвослов на русском языке автора

6. Духовный вред от употребления в богослужении партесного пения и польза умилительного монофонического византийского пения На православной Руси начиная с середины XVIII века в богослужение вводится европейское партесное пение. Основной причиной явилось стремление

Из книги История богослужебного пения автора Мартынов Владимир Иванович

ОБЗОР ПЕРИОДОВ МИФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ I. ХТОНИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ. ФЕТИШИЗМ1. Био–социальная нерасчлененность. На ранних ступенях развития человечества мы находим максимальную зависимость человека от природы, когда он мыслит себя только придатком, составной частью

Из книги автора

Пения В древнегреческой мифологии богиня бедности. Ей соответствовала римская богиня

Из книги автора

Чин пения двенадцати псалмов Как пели их преподобные отцы-пустынники днём и ночью, о чём вспоминается в книгах отеческих и в житиях и мучениях святых многих.Этот чин принёс со Святой горы преподобный Досифей, архимандрит Киево-Печерский.Священник: Благословен Бог

Из книги автора

1. Предыстория богослужебного пения Земная история богослужебного пения и история музыки берут свое начало от двух родственных групп людей: от потомков Сифа - сифитов и от потомков Каина - каинитов. Путь сифитов и путь каинитов - это разные реакции человеческого

Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называются мясопустной по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушения мяса. Само воскресенье называется еще "мясопуст" (т.е. отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса).

Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф. 25, 31-46), и она посвящена воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде. Это делается для того, чтобы грешники в надежде на неизреченное милосердие Божие не предались беспечности и нерадению о своем спасении. Православная Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает ужасные следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет перед нелицеприятным ("неумытным") судом Божиим.

Напоминая о последнем и Страшном суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он вместе с тем и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос, имеющий прийти судить мир, называется правосудный, а Его суд — праведным и неподкупным испытанием ("неусыпным истязанием", "неумытным судом"). Все равны будут перед праведным судом Божиим.

"В чину своем, монах, иерарх, старый и юный, раб и владыка истяжется (будет спрошен), вдова и дева исправится (будет испытана), и всем горе тогда, не имевшим житие неповинное!" (Неделя мясопустная, канон, п. 4, 1.) .

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди.

На великой вечерне:

Стихиры на Господи воззвах поются и , на Славу - , на И ныне - текущего, 7-го гласа.

Совершается вход с кадилом. Прокимен дня: .

Совершается лития.

В основу первого тропаря - Покаяния отверзи ми две-ри - положена притча о мытаре: из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второго тропаря - На спасения стези - поло-жена притча о блудном сыне; а в основу третьего: Множес-тво содеянных мною лютых - предсказания Спасителя о Страшном суде. Как видим, эти покаянные тропари тесно свя-заны с Евангелием, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту (о мытаре и Фарисее, о блуд-ном сыне и о Страшном суде).

Каноны: воскресный, Богородицы и Триоди.

Поется катавасия Триоди Помощник и Покровитель .

На 9-й песни поем.

Стихиры на хвалитех поются воскресные и, на Славу - , на И ныне - .

Перед 1-м часом на Слава и ныне поется (7-я).

На Литургии:

Прокимен Недели мясопустной, глас 3: В елий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа. Стих: Х валите Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление.

Аллилуйа, глас 8: П риидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему. Стих: П редварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему.

Причастен воскресный Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних и Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.

Седмица после Недели мясопустной, последняя подготовительная к св. Четыредесятнице, называется сырной — от употребления в эту Неделю скоромной пищи (сыра, масла и яиц); и еще потому, что ею (в сырное воскресенье) оканчивается перед началом Великого поста употребление сырной пищи.

Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения Постной Триоди, которыми святая Церковь подготовляет нас к подвигу поста, полагая "начало умиления и покаяния, злых отчуждение, страстей воздержание и лукавых дел отсечение" (понедельник сырной седмицы, трипесн., п. 1, тр. 3) . Своим богослужением в сырную седмицу она внушает нам, что эта седмица есть уже "преддверие покаяния", "предпразднство воздержания", седмица "предочистительная" (Там же, седальны после кафизмы, трипесн., п. 1.2) .

В сырные среду и пятницу разрешается вкушение молока и яиц. Начиная с сырной седмицы и до Фоминой (воскресенья), не совершается таинство Брака.

В среду и пятницу сырной седмицы Литургии по уставу не бывает. Совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями.


Неделя мясопу́стная, о Страшном Суде. Глас 7-й.

Свт. Тара́сия, архиеп. Константинопольского.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди.

Служба свт. Тара́сия, архиеп. Константинопольского, может быть перенесена на повечерие под 24 февраля.

Календарные заметки:

Заговенье на мясо .
На утрене катавасия «Помощник и Покровитель…».
На литургии прокимен, глас 3-й: «Велий Господь наш…».
От Недели мясопустной вечера до субботы Лазаревой вечерние и утренние стихиры стиховны Октоиха заменяются стихирами Триоди.

Порядок чтений, согласно календарю:

На великой вечерне «Блажен муж» - кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й - 6, и Триоди, глас 6-й - 4. «Слава» - Триоди, глас 8-й: «Егда́ поста́вятся престо́ли...», «И ныне» - догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо...».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма. «Слава» - Триоди, глас 7-й: «Госпо́дни разуме́вше за́поведи...», «И ныне» - Богородичен Триоди, глас тот же: «Под кров Твой, Влады́чице...».

На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» - Триоди, глас 8-й: «Увы́ мне, мра́чная душе́...», «И ныне» - Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во...».

По Трисвятом - «Богородице Дево...» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» - тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава, и ныне» - Богородичен воскресный, глас тот же: «Яко на́шего воскресе́ния...».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные.

Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На река́х Вавило́нских...». «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен - гласа. Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» - Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри...», «И ныне» - Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́...». Глас 6-й: «Поми́луй мя, Бо́же...», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных...».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и Триоди на 8.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия Триоди: «Помо́щник и Покрови́тель...».

По 3-й песни - седален Триоди, глас 6-й: «Помышля́ю день стра́шный...». «Слава» - ин седален Триоди, глас тот же: «Во юдо́ли пла́ча...», «И ныне» - Богородичен Триоди, глас тот же: «Упова́ние ми́ра...».

По 6-й песни - кондак Триоди, глас 1-й: «Егда́ прии́деши, Бо́же...», и икос, глас тот же.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни - «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й, светилен Триоди: «Стра́шный день Суда́...». «Слава» - ин светилен Триоди: «Се день гряде́т...», «И ныне» - Богородичен Триоди: «Час испыта́ния...».

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 7-й - 5 (четыре стихиры воскресные и Анатолиева одна), и Триоди, глас 6-й, глас 8-й и глас 1-й - 4. «Слава» - Триоди, глас 1-й: «Предочи́стим себе́, бра́тие...», «И ныне» - «Преблагословенна еси...».

Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три - с дополнительными стихами: 1-й - «Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м, / пове́м вся чудеса́ Твоя́»; 2-й - «Возвеселю́ся и возра́дуюся о Тебе́, / пою́ и́мени Твоему́, Вы́шний», 3-й - «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́».

Великое славословие. По Трисвятом - тропарь воскресный: «Днесь спасение...».

Пред 1-м часом на «Слава, и ныне» - стихира евангельская 7-я.

На часах - тропарь воскресный. Кондак Триоди.

На Литургии блаженны гласа - 6 и Триоди, песнь 6-я - 4.

По входе - тропари и кондаки:

В храме Господском - тропарь воскресный. «Слава, и ныне» - кондак Триоди.

В храме Богородицы - тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» - кондак Триоди, «И ныне» - кондак храма.

В храме святого - тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» - кондак храма, «И ныне» - кондак Триоди.

Прокимен и аллилуиарий - Недели мясопустной.

Апостол и Евангелие - Недели мясопустной.

Причастен: «Хвали́те Го́спода...», и «Ра́дуйтеся, пра́веднии...».

Примечание. Начиная с понедельника и до Пасхи мясо в пищу не употребляется.

В Неделю мытаря и фарисея, а также во 2, 4 и 5 недели поста — катавасия «Отверзу уста моя». Правда, здесь есть особенности. Например, в нынешнем году в Неделю мытаря и фарисея была катавасия «Сушу, глубородительную землю», потому что еще не было отдано Сретение. Так что здесь надо быть внимательным.

В Неделю блудного сына, Мясопустную и Сыропустную недели, а также в 1 и 3 воскресенье поста, в Неделю ваий и всю Страстную седмицу — катавасия Триоди (та, которая там указана). Скажем, в Мясопустную неделю — ирмосы Великого канона («Помощник и покровитель»). То есть надо смотреть каждый раз, какая именно катавасия.

Как быть, если в будние дни Великого поста по какой‑либо причине совершается полиелейная служба? Скажем, на Благовещение, или храмовый праздник, или 40 мучеников Севастийских, бывает полиелейная служба; если она попадает на будние дни поста, то катавасия — «Отверзу уста моя» всегда.

От первого дня Пасхи до отдания Пасхи — катавасия пасхальная («Воскресения день» — ирмосы Пасхального канона).

Исключением являются только два дня — праздник Преполовения и отдание Преполовения. Там катавасия — «Море…….. еси». 8 глас.

В Неделю о слепом и на отдание Пасхи — катавасия не Пасхальная, а Вознесенская («Спасителю Богу»). Глас 5.

В праздник Вознесения — «Божественном покровен"(?).

От Вознесения до отдания Вознесения, кроме недели 7–й по Пасхе — «Спасителю Богу».

В неделю 7–ю по Пасхе свв. отец — «Божественном покровен». Это то единственное воскресение, что бывает между Вознесением и Троицей.

В Троицкую родительскую субботу — катавасия Триоди.

От праздника Троицы до отдания Троицы — «Божественном покровен».

В Неделю всех святых — «Отверзу уста моя» (конец Триодей).

Таков устав, изложенный в главе 19 Типикона. Есть единственное нарушение его, зафиксированное в самом Типиконе — 5 декабря, бденная служба в память прп. Саввы Освященного.

Здесь должна была бы петься катавасия «Христос рождается», а на самом деле поется «Спасе люди» (ирмосы 2–го Рождественского канона). Мне встречалось два объяснения такой аномалии.

Во–первых, 5 декабря — это в точности преполовение Рождественского поста. Как есть, скажем, средопустие Великим Постом (среда 4–й седмицы), преполовение Пятидесятницы, так же литургически помечено и преполовение малой Четыредесятницы — Рождественского поста. С другой стороны, это служба прп. Саввы Освященному, который традиционно именуется составителем нынешней редакции Типикона. Нельзя ему приписывать авторство Типикона, но влияние его на современное богослужение весьма и весьма велико. И, быть может, таким изменением устава выражается та мысль, что творец закона превосходит сам закон.

Так или иначе, это стоит отметить. В этом году интерес к этому уставному моменту возрос: 5 декабря выпало на воскресный день, поэтому все и недоумевали — почему поется не та катавасия, не «Христос рождается».

Теперь — об особенностях Литургии. В попразднства Господского и Богородичного праздника всегда поются не вседневные, а праздничные антифоны (не в смысле антифоны праздника, а обычные праздничные антифоны «Благослови, душе моя, Господа»). На «Блаженнах» поется рядовая песнь канона.

Это та песнь, которая положена по очереди.

Мы подходим к вопросу, почему обычно попразднство праздника составляет период в 8–10 дней. За это время мы успеваем на «Блаженнах» спеть все 9 песней канона. В 1 день попразднства поется 1 песнь канона, во 2 день попразднства — 3 песнь канона, затем 4,5,6 и т. д. Песни поются на 6 или на 8, по указанию Типикона (обычно на 6). Таким образом за период попразднства мы как бы повторяем на Литургии, на «Блаженнах», весь канон.

Тропари дне по входе отменяются (поскольку Октоих отменяется), поются тропарь и кондак праздника, тропарь и кондак рядового святого. Прокимен праздника поется всегда — до отдания; в период же предпразднства (несмотря на то, что Октоих не поется) поется прокимен дне. Затем — чтения рядовые и святому, если они указаны в Типиконе. Таким же образом два причастна — сначала празднику, потому святому (если святой имеет рядовое чтение).

В период попразднства вместо «Достойно есть» поется задостойник. Вообще, по литургическим представлениям христиан, везде там, где в последовании положено петь или читать «Достойно есть», читается задостойник. Т. е. требы, утренние и вечерние молитвы оканчиваются задостойником, который, по сути, расширяет это песнопение, эту хвалу Пр. Богородице — «Достойно есть».

Вот все особенности Литургии. Скажу о том, о чем забыл сказать. Бывает, что святому в Господский или Богородичный праздник имеется не один, а два канона. Это касается и пред- и попразднства. Большое предпразднство у нас имеет только один Господский праздник — Рождество Христово. Если положено два канона, то они поются в период попразднства по очереди — то один, то другой. Это указание характеризует большинство праздников, но не все. Имеются исключения.

Мы говорили о том случае, если святой не имеет праздничного знака. Если поются два святых, то отличия в богослужении будут небольшими. Как следует петь стихиры на «Господи, воззвах», следует смотреть в каждом конкретном случае в Типиконе. Обычно поются по две стихиры — празднику и святым, либо первые три стихиры празднику, а остальные — двум святым. В тех случаях, когда два святых поются по Минее дореволюционного издания, все стихиры даны наряду, поэтому нужно петь то, что написано, подряд. Следует сказать о пении тропарей в этом случае. По «Ныне отпущаеши» — тропарь поется первому святому, на «Славу» — второму, на «И ныне» — празднику. На «Бог Господь» тропари поются так: тропарь праздника, тропарь первого святого, на «Славу» — второго святого, на «И ныне» — праздника.

Здесь тот редкий случай, когда тропарь праздника и вообще первый тропарь, который поется, не сугубится. В случае, если у нас два святых, на «Бог Господь» сначала поется тропарь праздника. Как поются каноны, надо всегда справляться в Типиконе. Канон праздника всегда предшествует, он поется на 6, затем — оба канона святых (на 3 или на 4, в зависимости от указаний Типикона). Окончание богослужения обычное.

В том случае, если святому положено славословие, изменения в богослужении касаются лишь пения канона: здесь иное соотношение тропарей. Какое именно — зри Типикон. Но то, что святые, которым поется славословие, очень редки в Типиконе, говорит также и о том, что в Типиконе не имеется конкретных указаний о том, как следует петь канон славословному святому. По–видимому, указание остается прежним: сначала поется канон праздника, а потом — канон святого (видимо, на 6). Зато в славословной службе, естественно, катавасия поется по каждой песни. Катавасия эта, как правило, полагается по уставу празднику. Четкого правила, какую катавасию в данном случае петь, нет. Если мы возьмем Преображение Господне или Успение, то здесь самая разная практика. Бывает, что на катавасию поются не ирмосы праздника, а ирмосы последующего праздника, а бывает и наоборот. Устав о пении катавасий можно найти в Типиконе или в справочнике Розанова. Но как правило, поются ирмосы праздника на катавасиях, если святому положено славословие или полиелей.

Богослужение кончается обычным образом. В стихирах на «Хвалитех» поются стихиры святому, покрываются они Богородичном праздника. Затем поется Великое славословие, тропари — таким же образом, как по «Ныне отпущаеши» (тропарь святого, «Слава, и ныне» праздника), обычная концовка.

Изменений при чтении Часов не имеется. На Литургии, в зависимости от праздника, положено два прокимна; обычно прокимен праздника предваряет прокимен святого. Читаются два зачала — рядовое и святому.

В случае, если попразднство совпадает с празднованием святому, которому положен полиелей (или всенощное бдение), устав будет следующим. Естественно, на малой вечерне на всенощном бдении поются стихиры святому рядовому, которому положено всенощное бдение, но покрывают эти стихиры песнопения праздника с малой вечерни (говоря о малой вечерне, я говорю о святом, которому положено всенощное бдение — святому, которому положен полиелей, малую вечерню не служат; служится сразу великая вечерня в конце 9–го Часа). Стихир на «Господи, воззвах» в данном случае поется обычно 8; предваряют стихиры праздника, а затем поются стихиры святому (первые три — праздника, остальные 5 — святому). Общее правило, которое следует запомнить: покрываются стихиры на «Господи, воззвах» всегда песнопением праздника. На стиховне чаще всего положены стихиры святому, которые покрываются Богородичном праздника.

Тропари по «Ныне отпущаеши». В случае, если святому положен полиелей, поется тропарь святого, на «Славу, и ныне» — праздника. Если же святому положено всенощное бдение, то тропари поются так: дважды — тропарь святому и единожды — тропарь праздника. На «Бог Господь»: дважды — тропарь праздника, на «Славу» — тропарь святому, на «И ныне» — тропарь праздника в любом случае (и бдение, и полиелей).

Чтение седальнов — в Минее. И вообще весь устав, который я излагаю, имеет смысл только в том случае специально вспоминать и открывать, если святому не положено полиелея, а мы решили вдруг ему служить полиелей, если это особенно чтимый святой. А вообще устав о том, как служить службу всех святых, память которых попадает на попразднство, изложен в Минее или в Типиконе. Поется полиелей святому; канон святому всегда предваряет канон праздника. Указание о катавасиях, указание о библейских песнях остается тем же самым. Количественное соотношение тропарей в песнях канона остается прежним: на 6 — канон праздника, на 8 — канон святого. Впрочем, в каждом случае надо смотреть Типикон. Ирмос единожды; в некоторых случаях предполагается пение ирмоса дважды, если святому положено всенощное бдение. Окончание богослужения в этом случае обычное: по пении славословия — тропарь святого, «Слава, и ныне» — тропарь праздника. В случае, если святому положено всенощное бдение, рядовое чтение переносится накануне, но прокимен праздника остается. Чаще всего Типикон предписывает петь два прокимна — праздника и святого.

Теперь затронем вопрос о том, каким образом следует отправлять богослужение, если попразднство Господского или Богородичного праздника приходится на воскресный день.

На малой вечерне в этом случае поются песнопения Октоиха воскресные. На всенощном бдении после песнопений Октоиха поются стихиры попразднства или предпразднства, потом на «Славу» святого, а на «И ныне» — Богородичен догматик.

В остальных стихирах (на стиховне) стихиры покрываются песнопениями праздника, а не песнопениями Октоиха. Но в случае на «Господи, воззвах», конечно же, поется догматик — это одно из самых торжественных песнопений воскресного дня. Количество стихир: стихир Октоиха — 4, 3 стихиры предпразднства и 3 стихиры святого из Минеи. На «Славу» — святого (если есть), на «И ныне» — Богородичен догматик.

Стихиры на стиховне. Если есть лития (а она положена в воскресный день), стихиры на стиховне праздника поются на литии, после стихиры храма. На стиховне поются стихиры Октоиха, на «Славу» — песнопения из Минеи, если есть, на «И ныне» — праздника (Минея). После «Ныне отпущаеши» — дважды тропарь «Богородице Дево» и тропарь пред- или попразднства.

Предпразднства Богоявления и Рождества имеют свои, особые тропари. В попразднства праздника поется обычно тропарь самого праздника.

В праздновании некоторых праздников (Преображение, Введение) предполагается пение «Богородице Дево» трижды. Это исключение из правила, которое отмечено в Типиконе.

После «Бог Господь» поется тропарь воскресный настоящего гласа дважды, на «Славу» — тропарь святого, «И ныне» — тропарь праздника. На «Бог Господь» поется дважды тропарь воскресный, на «Славу» — тропарь святого, на «И ныне» — тропарь праздника.

Седальны стихословятся из Октоиха. Полиелей или «Непорочны» поются как обычно, затем тропари «Ангельский собор», воскресный канон (Крестовоскресный обычно опускается в случае пред- или попразднства), Богородице, предпразднства и святого.

Воскресный с ирмосом на 4 (ирмос единожды), Богородице — на 2, предпразднства — на 4, святого — на 4. В каждом конкретном случае в Типиконе имеются указания, я привожу лишь общее правило.

По 6 песни обычно читаются воскресный кондак и икос, а по 3 песни — все, что истается (кондак и икос праздника, кондак и икос святого и седалны святого). Светильны поются следующим образом: светилен воскресный, на «Славу» — светилен святого (если имеет), «И ныне» — светилен праздника.

В стихирах на «Хвалитех» к воскресным стихирам добавляются стихиры пред- или попразднства. На «Славу» остается стихира евангельская, на «И ныне» — «Преблагословенна еси». Исключение делается лишь в случае предпразднства праздника Рождества Христова или Св. Богоявления, где евангельская стихира поется перед 1–м Часом, а на «Славу» полагается своя, особенная стихира предпразднства.

Устав о тропарях будет следующим. По славословии поется воскресный тропарь, который положен. На Часах тропари поются так: тропарь воскресный, тропарь праздника и святого «пременяюще глаголем».

О том, каким образом петь «Блаженны» на Литургии, нужно смотреть в Типиконе. Обычно «Блаженны» поется из Октоиха, и рядовая песнь канона праздника святого из Минеи. Обычно возглашаются два прокимна (но конкретно надо смотреть Типикон); вместо «Достойно» надо петь задостойник.

Богослужение Господских двунадесятых праздников отличается тем, что в сами праздники не поется песнопение «Блажен муж», кроме тех случаев, когда праздник попадает на понедельник. Другая характерная особенность Господских праздников — в том, что вместо «Честнейшую» поются припевы праздника. «Блажен муж» — 1–й антифон 1–й кафизмы, песнопение, которое прообразует пришествие Спасителя. «Блажен муж» — это наш Господь Иисус Христос. В случае Господского двунадесятого праздника стихиры на «Господи, воззвах» говорят о том же самом, поэтому повторять песнопение «Блажен муж» не имеет смысла.

В Господские двунадесятые праздники в день праздника вечером совершается вседневная вечерня с великим прокимном, ради чего совершается вход с кадилом. Так бывает на Рождество, Богоявление, Сретение. В Богородичные двунадесятые праздники этого нет.

На Литургии в Господский двунадесятый праздник поются специальные праздничные антифоны и говорится входной стих. При праздновании Богородичного праздника этой особенности нет, хотя в наших Минеях напечатаны праздничные антифоны и на Богородичные праздники (так называемые афонские), но это чисто афонская богослужебная традиция.

Теперь — об отдании Господского двунадесятого праздника.

Что такое отдание? Отпраздновали мы праздник, насладились его духовной радостью, и наступает время идти дальше, продолжать жить и готовиться к иным праздникам. Этот праздник следует закончить, и в день отдания повторяются самые торжественные песнопения самого праздника. Богослужение по уставу в отдание Господских и Богородичных двунадесятых праздников положено со знаком «красная скоба с тремя точками» — богослужение со славословием. Оно имеет свои особенности.

Во–первых, поются только песнопения праздника. В уставе есть указания о соединении празднования отдания с праздником какого‑либо святого, но чаще всего положены песнопения лишь праздника. Поются праздничные припевы вместо «Честнейшую», а кроме того, на Литургии поются праздничные антифоны. Это относится к Господскому двунадесятому празднику, про отдание Богородичного праздника можно сказать лишь то, что там положено славословие. Поются песнопения самого праздника. Так же, как и в самый праздник, поются праздничные каноны, праздничные стихиры (все это имеется в Минее).

В случае, если отдается Богородичный двунадесятый праздник, положено чтение Евангелия и Апостола самого праздника; в Господский же праздник, как ни странно, остаются рядовые Евангелие и Апостол.

Теперь — о том, каким образом празднуется отдание Господского или Богородичного двунадесятого праздника, если оно попадает на субботу. В этом случае богослужение начинается обычным образом. Стихиры на «Господи, воззвах»: 3 стихиры праздника, 3 стихиры Минеи, на «Славу» — Минеи (если есть), на «И ныне» 0 зри Типикон. Чаще всего поется Богородичен первый текущего гласа, т. е. Богородичен отдания гласа. На случай предпразднства Рождества Христова или Богоявления в Типиконе имеется указание, что Богородичен от больших (из 1–го приложения) петь не следует, а следует петь песнопение праздника. Стихиры на стиховне: стихиры праздника, на «Славу» Минеи, если есть, на «И ныне» — праздника. Кстати, заупокойное богослужение в период пред- или попразднства невозможно.

Только богослужение «Бог–господское», если можно так сказать, возможно в субботу пред- и попразднства, а не богослужение «Аллилуйное».

Итак, по «Ныне отпущаеши» тропари — обычным образом: тропарь святого, на «Славу, и ныне» — тропарь праздника. В данном случае Богородичен отдания гласа не поется. Затем на «Бог Господь» поем тропари по обычаю: дважды — тропарь святого, на «Славу, и ныне» — тропарь праздника. В данном случае песнопения Октоиха не поются, поэтому по кафизмам поем седальны праздника. При пении канонов следует отметить, что чаще всего Типикон отменяет канон храма. Поется канон праздника, а затем канон рядового святого из Минеи. То есть большинство своих характерных особенностей субботняя служба теряет, если на эту службу приходится пред- или попразднство Господского или Богородичного двунадесятого праздника.

Песнопения праздника всегда предваряют в этом случае песнопения рядового святого из Минеи.

Дальнейшие особенности субботнего богослужения следующие: пение канона (что поется по 3 и 6 песни) идентично будничному богослужению: стихиры на «Хвалитех» не поются; стихиры на стиховне: праздника, на «Славу» — святого (если есть), на «И ныне» — праздника. Окончание обычное. То есть субботняя служба теряет свои отличительные особенности, разве что кроме Богородичнов на «И ныне» и на «Господи, воззвах». Все остальное поется так же, как и в седмичный будний день.

Существуют еще разные случаи, которые редко встречаются, поэтому сегодня о них упоминать о них уже не стоит. Каждый из вас может найти устав на тот случай, когда, скажем, в субботу вдруг будет праздноваться попразднство Господского или Богородичного праздника и к тому же — полиелейный святой. Или вдруг получится, что в субботу будет отдание Господского или Богородичного праздника, или в воскресение будет отдание. В этом случае всегда можно посмотреть Типикон, соответствующую Маркову главу, или, что удобнее и проще, Богослужебный справочник, где в таблице можно всегда найти соответствующие указания.

Несколько завершающих слов. В период пред- и попразднства Господских и Богородичнгых праздников мы будем часто встречатья с тем, что не поется Октоих, что мы поем песнопения праздника. Песнопения святого, само богослужение в этом случае получает какой‑то особый оттенок: все озаряет, все отражает как бы тот праздник, который недавно был. Нельзя здесь четко ограничивать период пред- и попразднства праздника, потому что на самом деле можно с определенностью сказать, что предпразднство Рождества Христова, например, начинается с праздника Введения во храм Пр. Богородицы, потому что тогда начинают петь катавасию «Христос раждается». Эта катавасия как бы заранее напоминает нам о том, что мы готовимся к празднику Рождества Христова, и радует души наши своим светлым отблеском.

То же можно сказать и о других праздниках. Нередко катавасия готовит нас задолго до самого праздника к его празднованию. Конечно, в нашем богослужебном году все праздники взаимосвязаны и переплетены и празднование одного праздника как бы предваряет празднование другого. В этом случае в каждом из праздников, конечно, отражается главный праздник Светлое Христово Воскресение. И этот бесконечный, вечный нетварный свет Христова Воскресения, которым озаряется весь наш богослужебный год, находится в каждом из Господских или Богородичных двунадесятых праздников. Он объединяет все эти праздники и обусловливает то, что каждый из праздников как бы вытекает из предыдущего и втекает в последующий.

9–м часом, на котором по обычаю читается тропарь праздника святого и кондак праздника.

Богослужение вечерни начинается обычным порядком. Мы остановимся на порядке пения стихир на «Господи, воззвах».

Если святой не имеет какого–нибудь праздничного знака, они поются на 6. Первые три стихиры — стихиры праздника, они всегда имеются в Минее; вторые три стихиры — рядового святого из Минеи. На «Славу», если есть, стихира святого, на «И ныне» — всегда стихира праздника. Затем богослужение идет обычным порядком: «Свете тихий», прокимен дне, «Сподоби, Господи», просительная ектения. Стихиры на стиховне праздника, на «Славу», если есть, поются песнопения рядовому святому, на «И ныне» — праздника. По «Ныне отпущаеши» и «Отче наш» тропари поются следующим образом: поется тропарь святого (если есть тропарь; правда, сейчас фраза Типикона «аще святый имать тропарь» у нас вызывает недоумение, потому что сейчас все святые имеют тропари. Но если вам случалось петь на клиросе по старым Минеям, то вы знаете, что там есть святые, не имеющие тропаря — в этом случае иногда, если это указано Типиконом, следует петь общий тропарь, а иногда тропаря не следует петь совсем), «Слава, и ныне» — тропарь праздника. Если святой не имеет тропаря, то поется один тропарь праздника. Заканчивается вечерня обычным образом: сугубая ектения, заключительные молитвословия, отпуст. О литии в притворе конкретных указаний не иеется, по–видимому, она совершается как обычно.

Прежде чем переходить к последованию утрени, сделаю некоторые замечания, отражающие характер богослужения попразднства.

Само по себе богослужение попразднства имеет более праздничный, торжественный характер, и служба длится дольше, потому что стихиры праздника поются большим знаменным распевом. Сейчас, правда, нет разницы между большим и малым знаменными распевами и гласы поются одинаково что в праздники, что в будни. Поэтому богослужение немного сокращено. Мы впервые встречаем в этом богослужении, что канон поется на 12.

Подобного примера мы не находим за весь богослужебный год: канон всегда поется на 14. И только в этом случае Типикон дает указание петь канон сокращенно.

На малом повечерии по уставу положено чтение тропарей праздника, а тропари дня отменяются. Канон на малом повечерии Типиконом предполагается в разное время разный, но принципиальных указаний о отмене чтения канона Октоиха не имеется. Поэтому если в Типиконе не дано конкретных указаний о чтении какого бы то ни было канона, читается рядовой канон Октоиха, который дается там на повечерии — канон Пр. Богородице. Полунощница изменяемых частей не имеет.

Богослужение утрени начинается, как обычно, Двупсалмием и Шестопсалмием. После мирной ектении поются стихи «Бог Господь», а затем тропари следующим образом: дважды — тропарь праздника (Господского или Богородичного), на «Славу» — тропарь святого (аще имать), на «И ныне» — тропарь праздника.

Это последование пения тропарей не изменяется даже в том случае, если рядовому святому положен полиелей: тропарь праздника предваряет пение тропаря святому.

В любом случае это гармоническое сочетание памяти святого с памятью праздника выявляет сходные моменты в этих двух празднованиях. Без сомнения, внутренние интонации стихир и тропарей подхватываются и отражаются в праздновании богослужебных песнопений рядовому святому. Он является как бы конкретным олицетворением той искупительной жертвы, которую Господь принес за нас. Празднуемый святой является представителем той невидимой части айсберга нашей небесной Церкви, которая является следствием этой искупительной жертвы.

Поэтому тропари и стихиры Господских праздников всегда предшествуют тропарям и стихирам, которые…………………

Затем читаются две рядовые кафизмы. В период, когда читаются три кафизмы, третья кафизма отменяется. В отличие от будних дней, в период попразднства после каждой кафизмы следует малая ектения, потому что она предваряет седальны праздника, которые чиаются вместо седальнов Октоиха (Октоих, как мы помним, отменяется). Седальны праздника берутся их Минеи. Поскольку эти седальны праздничные, то предваряет их малая ектения.

Об уставных чтениях после кафизм в период попразднства Типикон умалчивает; видимо, следует выбирать чтение праздника.

Затем следует 50–й Псалом и пение канона. В каждом конкретном случае надо справляться в Типиконе о том, каким образом следует его петь. Во–первых, в период пред- или попразднства канон всегда поется с библейскими песнями по–праздничному: «Поем Господеви». Этот раздел Ирмологиона используется для стихословий канона.

В Типиконе мы нередко встречаем указания о том, что канон поется не на 14, а на 12. Первый канона всегда — канон праздника (поется на 6), второй канон — Минеи (на 6), ирмос праздника — единожды. Покрывающим ирмосом по 3,6,8 и 9 песням канона для этих случаев является ирмос последнего канона, т. е.

ирмос канона Минеи. По 3 и 6 песням читаются седальны с Богородичными, кондаки и икосы. По 6 песни читается обычно кондак праздника, а по 3 — все остальное: кондак, икос, седален и Богородичен святого. Все это имеется в Минее.

«Достойно есть» по 9 песни канона не поется, поскольку не поется Октоих. Затем поются светильны: сначала праздника, потом святого (если есть); на «И ныне» Богородичен праздника поется не всегда и не везде. В том случае, если у праздника имеется один светилен (что бывает чаще всего), поется сначала светилен святому, потом на «Слава, и ныне» — светилен праздника. Если святой не имеет экзапостилария, то поется только экзапостиларий праздника.

Песнопение «Честнейшую» в период попразднства поется.

Исключение составляет день отдания праздника, но об этом мы поговорим отдельно. Затем читаются хвалитные Псалмы, вседневное славословие. Стихиры на стиховне — поем стихиры праздника, на «Славу» — святому (если есть). «И ныне» — Богородичен праздника. Почти всегда, за исключением некоторых субботних и воскресных богослужений, все стихиры (на «Господи, воззвах», на «Хвалитех») покрывают песнопения праздника.

Тропари по «Благо есть» поются таким же образом, как и по «Ныне отпущаеши»: тропарь святого (если есть), на «Слава, и ныне» — тропарь праздника. Заканчивается богослужение обычным образом.

Совершается воскресная служба в соединении с Триодью, подобно службе в Неделю о блудном сыне.

На великой вечерне стихиры на "Господи, воззвах" - воскресные 6, Триоди 4, "Слава", глас 8-й - "Егда поставятся престоли", "И ныне" - догматик гласа. На лити΄и - стихира храма, "Слава" - глас 7-й: "Господни разумевше заповеди...", "И ныне" - "Под кров Твой...." На стиховне - стихиры Октоиха, "Слава", глас 8-й - "Увы мне, мрачная душе", "И ныне" - Богородичен воскресный по гласу "Славы" - "Безневестная Дево".

На утрене катавасия Триоди "Помощник и Покровитель".

Примечание . За исключением Сретения Господня никогда и ни при каких условиях в мясопустную Неделю не назначается никакая другая катавасия.

По 3-й песни канона - седален Триоди "Помышляю день страшный", "Слава" - "Во юдоли плача", "И ныне" - "Упование мира". Чтение уставное.

По 6-й песни - кондак, глас 1-й:

"Егда приидеши, Боже, на землю со славою, и трепе́щут всяческая, река же огненная пред суди΄щем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго, и сподоби мя одесну́ю Тебе стати, Судие́ праведнейший". Икос. Синаксарий.

Пред 9-ю песнью поется "Честнейшую".

По 9-й песни - "Свят Господь Бог". Светилен воскресный и Триоди "Страшный день суда", "Слава" - "Се день грядет", "И ныне" - "Час испытания".

Стихиры на "Хвалите" из Октоиха воскресные 4, восточная 1 и Триоди 4, "Слава", глас 8-й: "Предочистим себе", "И ныне" - "Преблагословенна еси".

На часах тропарь воскресный. По Трисвятом - кондак Триоди.

На Литургии Блаженны - из Октоиха на 6, из канона Триоди - песнь 6-я на 4.

По входе в храме Христовом - тропарь воскресный, "Слава, и ныне" - кондак Триоди. В храме Богородицы - тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы, "Слава" - кондак Триоди, "И ныне" - кондак храма Богородицы. В храме святого - тропарь воскресный, тропарь храма святого, "Слава" - кондак храма святого, "И ныне" - кондак Триоди.

Прокимен, глас 3-й - "Велий Господь наш". Апостол: Кор., зач. 140. Аллилуиарий: "Приидите, возрадуемся". Евангелие: Мф., зач. 106. Причастен "Хвали΄те Го́спода". Другой: "Радуйтеся..."

О служении в Неделю мясопустную - святому с бдением или храму его, или святому с полиелеем. см. том 1, с. 93, 94.