Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Согласные звуки в русском языке. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным Парные согласные

29. Прочитайте.

      суп - зуб
      круг - звук
      год - рот
      рукав - шкаф
      гараж - шалаш
      мороз - вопрос
      измороз ь - изморос ь

  • Какой звук обозначен выделенными буквами в каждой паре слов? Произнесите.
  • Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова? А какое слово будет проверочным для каждого из данных слов?
  • Спишите пары слов. Подчеркните буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слов.

30. Прочитайте. Докажите, что слова в каждой группе - родственные (однокоренные).

  • Спишите. Произнесите звук, который обозначает каждая выделенная буква. Укажите эти звуки над словами в квадратных скобках.
  • Когда звучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой?
  • Выделите в словах корень. Подчеркните те выделенные буквы, написание которых надо проверять.

31. Прочитайте. В какой строке записаны формы одного и того же слова, а в какой - родственные (однокоренные) слова?

  1. Берёза, (много) берёз, (к) берёзам, (у) берёзы.
  2. Берёза, берёзка, берёзонька, березняк.
  • Произнесите звук, обозначенный в каждом слове выделенной буквой.
  • В каких словах звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, а в каких - совпадает : перед гласным звуком? перед непарным звонким согласным звуком [н]? перед другим парным согласным? на конце слова?
  • Одинаковой ли буквой обозначается парный по глухости-звонкости согласный звук в корне одноко-ренных слов и форм одного и того же слова?
  • Спишите только те слова, в которых написание выделенной буквы надо проверять.

32. Прочитайте.

      Береги нос в большой мороз.
      Снег глубок - год хорош.
      Зимой шубка не шутка.

  • Почему написание выделенных букв надо проверять? Как это сделать?
  • Запишите любую пословицу по памяти.

33. Прочитайте. В каких словах написание выделенных букв надо проверять? Найдите для каждого проверяемого слова проверочное.

Ниточ ка, сказ ка, морков ь, рыб ка, морков ный, рыб ы, лодочка, ног оть, сказоч ка, ног ти, нит ка, лод ка.

  • Запишите по образцу сначала проверочное слово, а затем проверяемое.
  • Подчеркните в корнях однокоренных слов одинаковые буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Образец. Морков ный - морков ь.

мо рко́вь

34. Рассмотрите рисунки. Произнесите слова-назва ния предметов.

  • Запишите эти слова, пропуская в них букву, обозначающую парный по глухости-звон кости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным.
  • Объясните, как подобрать проверочное слово для каждого из данных слов. Впишите в слова пропущенные буквы.

35. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы на конце был парный по глухости-звонкости согласный звук.

Луга - ..., пауки - ..., поезда - ..., торты - ..., стрижи - ..., острова - ..., дубы - ..., снопы - ..., шарфы - ..., голоса - ..., арбузы - ... .

  • Запишите пары слов. Соедините дугой букву, обозначающую парный согласный звук на конце слова, и эту же букву в проверочном слове.

36. Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв и значения выделенных слов.

      Поб..жала к..за в огоро..,
      Ей навстреч.. попался наро.. .
      Как не стыдно тебе, егоза?
      И к..за опустила гл..за.
      А когда разошёлся наро..,
      Поб..жала опять в огоро.. .
      (Н. Рубцов)

  • Придумайте к стихотворению заголовок.

на ро́д

37. Прочитайте. Устно составьте с каждым словом предложение.

Луг - лук , плод - плот , пруд - прут .

  • Какие звуки обозначаются выделенными буквами? Подберите к каждому слову проверочное.

38. Прочитайте. Составьте из данных слов предложения. Запишите два предложения.

  1. Морж, на, себе, добывает, дне, пищу, морском.
  2. Леопард, на, хранит, часто, ветвях, добычу, деревьев.
  3. Утконос, под, пищу, водой, находит.
  4. Жираф, листья, ветвей, с, срывает, дерева, с, языка, длинного, помощью, и, губы, верхней.
  • Кого так называют: жираф, утконос, леопард, морж ? Почему утконоса так назвали?
  • Объясните написание выделенных букв.
  • Подчеркните в любом предложении главные члены.

39. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы на конце стоял парный по глухости-звонкости согласный звук.

  • Запишите пары слов. Соедините дугой одинаковые буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки в проверяемом и проверочном словах.

40. Прочитайте. Спишите.

1. Осенью то мороз, то дождь, то вдруг снег, как зимой, то опять тепло. 2. Осенний мороз не выдавит слёз, а зимние морозы - из глаз слёзы.

  • Подчеркните в словах изученные орфограммы.
  • Найдите в предложениях синоним к слову неожиданно .

вдру́г

41. . Прочитайте.

Русский (н..роды), красный (к..р..ндаши), тракторный (з..воды), ученическая (т..тради), бурый (м..дведи), древний (гор..да), второй (кла..ы), немецкий (..зыки), сильный (м..розы).

  • Спишите, изменяя формы слов из скобок и вставляя пропущенные буквы.
  • В чём различие в значениях слова завод в данных сочетаниях слов?

Тракторный завод, завод у часов.

42. Прочитайте потешку.

      Вот вори(ж, ш)ка нажал на задви(ж, ш)ку,
      Вот Полкан зарычал на вори(ж, ш)ку
      И немедленно в бу(д, т)ке исче(з, с),
      Чтоб вори(ж, ш)ка в неё не зале(з, с).
      (В. Орлов)

  • Спишите, выбирая нужную букву из скобок. Объясните свой выбор.

43. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы в нём парный по глухости-звонкости согласный звук оказался перед согласным звуком.

Сладок - сладкий, низок - ..., крепок - ..., ловок - ..., робок - ..., мягок - ..., дерзок - ..., редок - ..., меток - ... .

  • Запишите пары слов. Подчеркните в корнях слов орфограммы, написание которых надо проверять.

44. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Вот и книжка воротилась, воротилася тетрадь. 2. Приходили к Мухе блошки, приносили ей сапожки, а сапожки не простые - в них застёжки золотые. 3. Тут букашки и козявки выползают из-под лавки.

(К. Чуковский)

  • Выпишите слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед другим согласным. Подчеркните буквы, обозначающие эти согласные звуки.
  • Устно подберите к каждому записанному слову проверочное по образцу.

Образец. Книжка - книжечка.

са по́г

45. Прочитайте. Объясните, как вы будете выбирать букву для каждого слова.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.

46. Прочитайте. Спишите, изменяя форму каждого слова из скобок.

Много мест, ... (гнёзда, коровы, рыбы, косы, шубы, шляпы, сапоги, крыши, лыжи).

  • Докажите, что вы верно выполнили задание.

47. Прочитайте. Какую букву следует выбрать из скобок, чтобы правильно написать слово? Объясните свой ответ.

1. Ры(б, п)ка мелка, да уха сла(т, д)ка. 2. Некраси(ф, в) лицом, да хоро(ж, ш) умом. 3. Лу(к, г) с морко(ф, в)кой хоть и с одной гряд(т, д)ки, да неодинаково сла(д, т)ки. 4. Тому великий сты(т, д), кто языком льсти(ф, в). 5. Хле(п, б) - всему голова.

  • Спишите, выбирая нужную букву из скобок.
  • Прочитайте первую пословицу. Определите её тему. Придумайте рассказ, который можно было бы озаглавить этой пословицей.

48. Прочитайте. Какие правила надо знать, чтобы правильно написать каждое из данных слов?

      герб - гербы
      часы - час
      плод - плоды
      стриж - стрижи
      мороз - морозы
      карандаш - карандаши

  • Спишите. Подчеркните в словах орфограммы.
  • Какие способы проверки правописания слов с безударным гласным звуком и парным по глухости-звонкости согласным звуком в корнях будут общими? А какие различными?

49. Прочитайте.

Волшебная ска..ка, много берё.., вкусный йогур.., сильный дож..ь, у..кие сапо..ки, мя..кая поду..ка, гла..кая доро..ка, перерыв на обе.., тёплая обу..ь, меховая шу..ка, килограмм ябло.. и апельсино.. .

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Докажите, что слова с пропущенными буквами вы написали правильно.

50. Прочитайте.

Был сильный мороз. На льду речки у проруби весело пела птичка. Это водяной воробей - оляпка. Вот оляпка нырнула в прорубь. Она искала пищу. На дне под камушком оляпка нашла водяного жучка. Через минуту птичка выскочила на лёд и запела весёлую песенку. Оляпке не холодно. Её перья покрыты тонким слоем жира.

(В. Бианки)

  • Найдите в тексте слова с изученными орфограммами. Объясните их написание.
  • Определите тему текста. Озаглавьте текст. Напишите заголовок и ответы на вопросы к тексту:
    1. Когда и где пела птичка?
    2. Как называется птичка?
    3. Куда нырнула оляпка?
    4. Что она там делала?
    5. Почему оляпке зимой не холодно?

Проверь себя

1. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Мороз. Снег укрыл дорожки и тропинки. Пушистые шубки на берёзках и осинках. Пруд давно замёрз. Там ребята катаются на коньках. Мальчики построили ледяную горку. Быстро летят с горы салазки! Девочки слепили снеговика. Глазки сделали из льдинок. Рот и нос - из морковки. В руках метла. Как весело зимой!

  • Подготовьтесь писать текст под диктовку (см. Памятку 2).
  • В каком из выделенных слов все согласные звуки - парные глухие? Подчеркните это слово.
  • Выпишите из текста два слова с орфограммой «Парные по глухости-звон кости согласные в корне слова». Напишите к ним проверочные слова.
  • Выпишите из текста два слова с орфограммой «Безударные гласные в корне слова». Рядом напишите к каждому слову проверочное.
  • Найдите в тексте словарные слова. Подчеркните в них непроверяемые орфограммы.

2. Прочитайте. Назовите слова из скобок, которые будут проверочными для данных слов.

Свистеть (свистулька, свист, свисток, свистнуть).

Трубка (труба, трубчатый, трубач, трубный).

3. Сделайте письменный звуко-буквенный разбор слова зимой , (см. Памятку 1).

Что такое парные согласные?

  1. с-з, п-б, к-г.. . глухая и звонкая согласные
  2. парные согласные это Б-П, З-С, Ж-Ш, В-Ф и так далее. В слабой позиции значит после согласных стоит не гласная, а согласная или на конце слова. Например, леСТница, Сделать, луК
  3. парные согласные это:

    Толкование
    парные согласные
    Согласные, соотносительные по глу-хости-звонкостп: (б п), (бп), (в ф), (вф1 (г-к), (г-к), (д-т), (д-т), (ж-ш), (ж-ш) (з с), (зс); по твердости-мягкости! (б б), (в в), (д д) и т, д.

  4. п и б
    т и д
    ф и в
    и так далее
    одно из них звонкое, другое глухое
  5. например бп, гк, вф, дт, зс
  6. это звуки, разные по звонкости, но пред согласными звучат одинаково
  7. шесть пар:
    б-п
    в-ф
    г-к
    д-т
    ж-ш
    з-с
  8. шесть пар:
    б-п
    в-ф
    г-к
    д-т
    ж-ш
    з-с
    Источник: Филолог
  9. это секс секс секс
  10. шесть пар:
    б-п
    в-ф
    г-к
    д-т
    ж-ш
    з-с
  1. Загрузка... Когда и где была зафиксирована самая сильная засуха в России? в июне 1989 года. средняя температура за год была +29 градусов В каждом из...
  2. Загрузка... дайте оценку карлу великому а какие цели он перед собой ставил б какие способами он действовал, чтобы добиться цели в Карл Великий второй правитель...
  3. Загрузка... каково символическое значение белого цвета? в японской культуре это цвет смерти Невинность, непорочность Свобода, чистоте Значение белого цвета это воздух, солнце, чистота, прозрение, непорочность,...
  4. Загрузка... Что такое СЛОВО МОЛВИТ? Молвит-говорит. Безмолвие-молчание. Молва-слухи, разговоры. Молчун-неразговорчивый. говорит слово молвит-слово скажет говорит...-молва - говорить старо-славянское древне-русское как и схожее - мова...
  5. Загрузка... функции условного торможения??? Торможение главнейшее средство упорядочения и совершенствования условных рефлексов. Благодаря ему достигается сосредоточенность на наиболее важной в данный момент для организма деятельности,...

Тема : Парные согласные в корне слова.

Цель : Сформировать представление о согласных орфограммах в корне слова, если эти согласные парные, если парные согласные стоят в конце слова, если парные согласные стоят в середине слова перед согласными; о способах проверки парных согласных в корне слова: изменением формы данного слова и подбором однокоренного слова. Привлечь внимание детей к тому, что парные согласные в середине слова можно проверить только подбором однокоренного слова.

Оборудование : ЦОР, памятка(как выделить корень в однокоренных словах.).

Ход урока:

I Словарная работа.

Картинный диктант . (Учитель показывает картинки, дети записывают словарные слова. Подчеркивают непроверяемую безударную гласную, ставят ударение)

Город, завод, мороз, сапог, тетрадь, морковь, карандаш, медведь, арбуз.

Поменяйтесь тетрадями, исправьте ошибки простым карандашом, если они есть.

А теперь сравните со словами, которые записаны у меня на доске.

Еще раз исправьте ошибки если они есть.

Внимательно посмотрите на словарные слова- что общего между ними?

(Существительные. Непроверяемые безударные гласные в корне слова, парные согласные в конце слова).

2 . Новый материал.

А)- Что значит парная согласная? (ей есть пара и когда мы произносим их, то воздух встречает одинаковую преграду, только одна произносится звонко – другая глухо).

Сколько их всего? (12).

Назовем их. (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.)

А другие согласные будем проверять? (Нет).

Почему? (Они как слышатся так и пишутся).

Например?

Произносим слово, что слышим, а пишем?

Вывод : Звонкие и глухие парные согласные в конце слова произносятся глухо. В конце слов произношение и обозначение на письме парных согласных могут совпадать и не совпадать.

Какое правило мы должны вспомнить, чтобы правильно написать парные согласные? (подобрать проверочное слово чтобы после парного согласного стоял гласный).

Так какова же будет тема урока?

Б) Работа с учебником.

Упражнение №45.

Прочитайте загадку, отгадайте. (Гриб.).

Какой согласный звук произносится в конце слова? (п)

–А пишем? (б)

Как проверим?

Спишите загадку. Слово-отгадку запишите после проверочного слова.

(Грибы- гриб).

Выделите корень. (Памятка)

В) Самостоятельная работа.

На доске:…-верблю (д, т),

…-ле(ф, в),

…-голу(б, п),

…-са(д, т),

…- жира(ф, в),

…-зу(б, п).

Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое.Выделите корень. Подчеркните букву, которую проверяли.

Посмотрим как проверили?

Вывод : чтобы проверить парную согласную в конце слова, нужно либо изменить форму слова, либо подобрать однокоренное слово.

Физминутка.

Обратимся к нашей загадке. Посмотрите нет ли в ней слова с парной согласной?(ша п ка).

Где находится этот парный согласный звук? (в середине слова)

Как вы его нашли?(произношение и написание не совпадает).

Когда не совпадает?(перед глухими согласными)

–Как проверим?(шапочка-шапка).

На доске: …-указка,…-сказка,…-загадка,…-рыбка,…-дорожка.

Найдите в этих словах парные согласные. Подчеркните их.

Как проверим? Запишите.

Вывод : подбирали однокоренные слова-существительные, прилагательные, глаголы, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный(н).

Русский язык отмечается несоответствием правописания и произношения. Такая особенность создает немало трудностей. Чтобы владеть русским языком в совершенстве, следует изучать основы правописания с начальных классов. Особого внимания требуют парные согласные звуки в корне слова.

Главный вопрос, интересующий учащихся, что такое и как выглядят парные согласные.

Что такое парные звуки, можно понять через сравнение. Согласные в корне слова сопоставляются в соответствии с определенными признаками. Среди множества критериев изучения принято выделять принцип противопоставления звуков по признаку глухости/звонкости.

Рассматривая согласные в корне слова, учащиеся замечают характерную особенность. При идентичности способа произношения и места образования звуковое сравнение происходит в зависимости от голосового участия. При изучении, что такое парные звуки, акцентируется внимание на процессе звучания. Участие голоса дает представление о таком понятии, как парные согласные в корне.

Обратите внимание! Согласные в корне слова формируют конкретное сочетание по звуковому соответствию.

Согласные в корне слова целесообразно распределить на 3 группы звуков, а именно:

  1. б, в, г, д, ж, з;
  2. п, ф, к, т, ш, с;
  3. й, л, м, х, ц, ч, щ.

Элементы из первых двух групп соответствуют друг другу по принципу звонкости/глухости. Третья группа выделяется отсутствием парного сочетания по такому принципу.

Парные согласные

Основы правописания

Изучение парных согласных звуков в корне слова осуществляется в рамках образовательной программы 3 класса. Это обусловлено тем, что 3 класс ознаменовывается освоением основ правописания и правил русского языка.

Отдельное место в программе обучения отводится курсу правописания парных звуков.

Написание парных согласных звуков в корне слова требует повышенного внимания со стороны учителя русского языка.

Это связано с проблематичностью постановки учащимися правильной буквы. Не освоив правило, ученики столкнутся с трудностями в написании обычных текстов и проверочных работ.

В результате возникнут проблемы с успешным окончанием учебного года и переводом в следующий класс. Ошибки будут присутствовать не только при обучении в школе, но и при поступлении в среднее или высшее учебное заведение. Не радует перспектива безграмотности сотрудников на рабочем месте.

Обратите внимание ! В русском языке при написании слова не руководствуются произношением.

Произношение парных звуков отмечается способностью взаимозаменять друг друга. В письменном варианте такая взаимозаменяемость не отражается. Написание парных согласных в корне слова сопровождается неизменностью букв. Присутствие иных звуков не учитывается. Данная особенность составляет основу морфемного единообразия. Этот принцип используется при выборе, какой парный согласный в корне необходимо написать.

Парные согласные в корне и их написание подчиняется следующему правилу:

  • Учитывается одинаковое отображение корня слова. Принцип единообразия определен семантикой.
  • Проверка написания совершается путем подбора однокоренных слов или переменой словоформы. В качестве проверочного слова должно использоваться такое, где сомнительная буква сопровождается сонорным или гласным звуком. Под сонорными понимаются звуки й, л, м, н, р.

Основы правописания сопряжены с умением выделять корень. В первую очередь необходимо выделить исходное значение. Вторичным считается формирование проверочного варианта. Обнаружение гласной, присутствующей после проверочного корня, отмечается подчеркиванием 2 чертами. Разбор подобного характера делает очевидным правильное написание первоначального варианта. Также становятся ясными причины отображения той или иной согласной.

Наличие букв в сильной позиции не требует проверки. Это актуально для слов, в которых за согласным звуком следует сонорный согласный или гласный.

Основополагающая задача учителя заключается в умении донести необходимые знания до группы учеников. Способность учащихся подбирать для проверки однокоренные слова определяет их успех в правописании.

Полезное видео: глухие и звонкие парные согласные в корне слова

Примеры

Такие свойства, как звонкость и глухость согласных звуков, могут быть определены по смысловому оттенку.

Примеры включают следующие пары:

  • Куст – густ . По отношению к кусту используется сочетание над речкой , к слову густ — суп.
  • Столп – столб . Для столба применимо прилагательное телеграфный , для столпа Александрийский.
  • Кора – гора. Гора сочетается с прилагательным высокая , кора – с уточнением дуба.
  • Шара – жара. Жара дополняется прилагательным невыносимая , шара – существительным поверхность.
  • Рос – роз. Слово рос рассматривается в сочетании с существительным мальчик , роз – со словом букет .
  • Том – дом . Для дома актуально прилагательное новый , для тома толстый .

Парные согласные требуют обязательной проверки. Такая необходимость обусловлена возникновением путаницы по смыслу. Например, пара слов рос – роз . Данное сочетание отмечается присутствием согласных на конце слова. Это формирует попадание звуков в слабую позицию.

Проверяемые согласные подвергаются изучению путем изменения:

  • Прилагательных и существительных – по падежам и числам.
  • – по числам и лицам.

Для проверки используется суффиксный способ словообразования с появлением иных частей речи.

Рассмотрим способы проверки на примере слов:

  • стол[п];
  • ле[х]кий;
  • бере[с]ка;
  • про[п]ка;
  • кана[ф]ка;
  • скла[т]ка;
  • коро[п]ка;
  • поез[т]ка;
  • була[ф]ка;
  • бу[т]ка;
  • доро[ш]ка;
  • сторо[ш]ка;
  • подру[ш]ка;
  • ука[с]ка;
  • обре[с]ка;
  • морко[ф]ки;
  • боро[т]ка;
  • сне[к].

Способ изменения числа приводит к таким результатам проверки, как:

  • стол[п] – столбы;
  • коло[з]ки – колосок.

Согласные в корне слова

Суффиксный способ словообразования порождает следующие проверочные слова:

  • ле[х]кий – легонько;
  • бере[с]ка – березонька;
  • скла[т]ка – складочка;
  • про[п]ка – пробочка;
  • була[ф]ка – булавочка;
  • пое[т]ка – поездить;
  • коро[п]ка – коробочка / коробейник;
  • бу[т]ка – будочка;
  • ска[д]ка – скатывать;
  • сторо[ш]ка – сторожить;
  • доро[ш]ка – дороженька;
  • подру[ш]ка – подруженька;
  • ука[с]ка – указочка;
  • обре[с]ка – обрезать;
  • сала[с]ки – салазок.

Актуально использование бессуфиксального способа, например:

  • кана[ф]ка – канава;
  • боро[т]ка – борода.

Изменение падежа приводит к возникновению таких версий, как:

  • морко[ф]ки – морковок;
  • сне[к] – снега.

По результатам проведенных проверок становится возможным сформировать конечный вариант:

  • стол[п] – столбы – столб;
  • коло[з]ки – колосок – колоски;
  • бере[с]ка – березонька — березка;
  • ле[х]кий – легонько — легкий;
  • коро[п]ка – коробочка / коробейник – коробка;
  • про[п]ка – пробочка – пробка;
  • була[ф]ка – булавочка – булавка;
  • скла[т]ка – складочка – складка;
  • ска[д]ка – скатывать – скатка;
  • поез[т]ка – поездить – поездка;
  • бу[т]ка – будочка – будка;
  • подру[ш]ка – подруженька – подружка;
  • доро[ш]ка – дороженька – дорожка;
  • обре[с]ка – обрезать – обрезка;
  • сторо[ш]ка – сторожить – сторожка;
  • боро[т]ка – борода – бородка;
  • ука[с]ка – указочка – указка;
  • морко[ф]ки – морковок – морковки;
  • кана[ф]ка – канава – канавка;
  • сне[к] – снега – снег.

Полезное видео: правописание звонких и глухих согласных в корне

Вывод

Знание основ русского языка существенно упрощает процесс написания. Доскональное изучение парных согласных звуков в корне слова предупреждает ошибки и безграмотность учащихся.

Вконтакте

Русский язык довольно сложен, и это всем известно. Чтобы быть грамотным, надо с начальных классов уделять особое внимание правописанию, ведь именно в это время формируется основа орфографической грамотности людей. Трудность языка часто связывается с непонятным произношением, то есть несоответствием произносимых звуков и букв. Зачастую это связывается с парными согласными.

Вконтакте

Парные согласные - это такие буквы, которые по своим признакам, характеризующим их, имеют определённую пару. Один из таких признаков - противопоставление звонкого и глухого звука.

Определенные согласные могут отличаться лишь тем, как участвует голос при произношении. Другие же признаки у них совпадают. Другие, которые не имеют пары в соответствии с признаками: глухой - звонкий - не парные. К ним относятся: л, м, х, ц, ч, щ, й.

Для того, чтобы быть грамотным, необходимо обязательно знать эти буквы и звуки, а также знать правила. Примеры слов с парной буквой в корне:

  • столб (п) - проверочное - столбы
  • мороз (с) - проверяется словом морозить или морозный
  • бород (т)ка - проверочное - борода

Правописание слов с парной согласной в корне

При произношении парные звуки могут заменять друг друга. Однако на письме это никак не отражается. Из этого следует, что буквы в слове остаются неизменными, какие бы звуки на месте их не слышались. Таким образом, в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Этот закон полностью подчиняет правописание согласных, имеющих пару. Излагается правило в таких пунктах:

Если парный звук находится в корне, то ошибку сделать очень легко. Чтобы ошибок не делать, нужно подбирать проверочные слова согласно правилу. Правило звучит так: для проверки парного согласного необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный или сонорный звук.

Например, «снег». На конце слышится звук «к». Для проверки подбираем такое слово, чтобы после согласного находилась гласная - «снега». Теперь слышится звук «г», значит, и пишется буква «г».

Таким образом, парные буквы, находящиеся в корне слова, требуют проверки тогда, когда находятся в слабой позиции, то есть:

  • в конце слов (например, чиж);
  • когда находятся в середине слова, и после них стоит парный согласный (например, березка, легкий и т. д.).

Те буквы, которые находятся в сильной позиции, проверять не нужно. Обычно это бывает тогда, когда после согласного стоит гласная или сонорная согласная.

Правописание в третьем классе

В третьем классе дети активно обучаются грамоте и правилам русского языка, ведь это основа правописания. Знать эти правила просто необходимо, потому как ввиду некоторых особенностей русского языка поставить правильную букву бывает трудновато. Буквы, имеющие пару, для малышей составляют особую сложность при написании. Особенно когда они находятся на конце или в корне. К третьему классу ошибок уже должно быть гораздо меньше, особенно если ребенок хорошо усвоил правило, о котором шла речь выше.

Чтобы правильно писать, необходимо уметь выделять корень. Сначала его выделить в первом значении, а затем в проверочном. Гласную, стоящую после проверочного корня, нужно подчеркнуть двумя чертами. При таком разборе сразу становится понятно, как пишется первоначальный вариант, и почему.

Цель учителя состоит в том, чтобы донести до своих учеников правильность написания и научить их подбирать однокоренные слова. Когда ребенок это умеет делать, он допускает гораздо меньше ошибок.

Примеры

Существует множество примеров, на которых ученик наглядно может увидеть правописание. Наглядность - лучший способ запомнить правило и верно писать в дальнейшем. Примерами могут послужить:

  1. Зуб - зубы (слышится «п», а пишется «б» - это становится понятно после проверки).
  2. Трава - травинка или травка (в корне слышится звук «ф», а правильно необходимо писать «в». Опять же, если проверить и подобрать другое слово, то неправильно будет уже невозможно написать).
  3. Лошадка - лошадь (слышится звук «т», но проверив, получаем правильное написание с буквой «д».
  4. Дуб - дубы (на конце слышится «п», хотя при проверке становится понятно, что необходимо писать «б».

Таких примеров существует множество, и, научившись их подбирать, ребенок станет писать гораздо грамотнее и допускать меньше ошибок. Главное, помочь ему научиться это делать .