Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Угроза ядерной безопасности на корейском полуострове. Ядерное сдерживание кндр – волшебная пуля для поддерж

Северная Корея располагает вполне достаточным для развития ядерной программы количеством природного урана: запасы месторождений оцениваются в 26 млн. тонн руды, из них более 4 млн. пригодны для промышленной разработки. Сейчас КНДР имеет на своей территории 10 ядерных объектов, включая завод по производству ядерного топлива, но сих пор точно неизвестно, каким количеством оружейного плутония располагает Пхеньян. Госдепартамент США предполагает, что это 6-8 кг., ЦРУ и военная разведка США называют цифру 8-9 кг., Институт Науки и Международной Безопасности США - 14 кг., южнокорейские и японские источники предполагают, что запасы могут достигать 24 кг. По сведениям МАГАТЭ, Северная Корея запустила две промышленные линии по производству плутония на полную мощность и получила в 2003-2004 годах 25-30 кг плутония. Агентство считает, что КНДР способна ежегодно вырабатывать до 10 кг плутония оружейного качества. Относительно военно-ядерного потенциала КНДР имеются различные версии. Некоторые специалисты полагают, что в настоящее время Северная Корея обладает материалами для создания 10-ти и более ядерных зарядов, а также считают, что в распоряжении северокорейцев уже есть 12-15 ядерных зарядов малой мощности. Однако проверить эти данные не представляется возможным. Реальный военно-ядерный потенциал Северной Кореи остается неизвестным. Однако, Пхеньян обладает потенциальной возможностью доставки оружия массового уничтожения, в частности, с помощью ракет малого и среднего радиуса действия. История северокорейской ракетной программы насчитывает более 30 лет и сейчас КНДР - одна из немногих стран мира, владеющих ракетными технологиями. Северная Корея также имеет устаревшие советские боевые самолеты, которые потенциально могут быть модернизированы для доставки ядерного оружия. Однако ядерные испытания, проведенные в КНДР, все же показали, что уровень развития северокорейских технологий недостаточен для того, чтобы изготовить ядерную боеголовку ракетного или авиационного базирования.

Росту ядерных амбиций КНДР, попыткам Северной Кореи использовать ракетно-ядерный фактор в своей политике, в частности, способствовали: геополитический "уход" СССР из ряда регионов мира, в том числе сокращение его связей с КНДР, включая военную сферу, переориентация СССР, а затем России, на сотрудничество с Южной Кореей; спонтанное формирование однополюсного мира, политика США как мирового полицейского, что имело свою проекцию и на Корейский полуостров; резкое ослабление и без того крайне неэффективной экономики КНДР, серьезные проблемы с финансированием общих ВС КНДР и их оснащением современными средствами, стремление компенсировать это прорывами в ракетно-ядерной сфере; стремление КНДР привлечь внимание к себе как к политической фигуре для повышения своего статуса в регионе, в том числе в ходе переговоров с США, и использование ядерной карты для торгов и разменов в экономической, политической и военной сферах.

Ядерные и ракетные разработки Северной Кореи неоднократно становились причиной международных кризисов, поскольку все последнее десятилетие КНДР успешно шантажирует страны-соседи своими ядерными и ракетными программами. А в феврале 2005 года Министерство иностранных дел Северной Кореи официально заявило о наличии у страны ядерного оружия и о временном выходе из шестисторонних переговоров по урегулированию кризиса на Корейском полуострове. Реакция международного сообщества на это была резко негативной. Соединенные Штаты в очередной раз отвергли возможность прямых двусторонних переговоров с Северной Кореей, как и выдвинутое КНДР еще в ноябре 2002 года предложение о подписании пакта о ненападении. Вашингтон также призвал также Китай и Южную Корею не идти на уступки, чтобы заставить Пхеньян возобновить прерванные им переговоры по ядерной программе. В июле 2006 года Джордж Буш возглавил очередную кампанию протестов международного сообщества в связи с испытаниями баллистических ракет "ТЭПХОДОН-2" в Северной Корее. Однако все закончилось тем, что, несмотря на принятие соответствующих резолюций ООН, Пхеньян продолжал разрабатывать баллистические ракеты и работать над своей ядерной программой. 14 октября 2006 года Совет Безопасности ООН одобрил еще одну резолюцию в отношении КНДР, осуждающую Пхеньян за испытание ядерного оружия 9 октября и накладывающую на страну ряд санкций. Кроме того, США, Австралия, Япония и Южная Корея прекратили экономические отношения с КНДР и приостановили поставки гуманитарной помощи Пхеньяну на неопределенный срок. Насколько эти меры окажутся действенными, пока неизвестно. Аналитики отмечают, что такого рода резолюции Совбеза ООН давно уже не играют особой роли в международной политике. Со своей стороны Северная Корея сочла санкции, наложенные Советом безопасности ООН, объявлением войны, и пригрозила незамедлительно нанести "безжалостный удар" по любому государству, которое "попытается посягнуть на суверенитет и право на выживание КНДР под предлогом выполнения санкций СБ ООН".

Очевидно, что военная ядерная программа - единственный серьезный козырь, с помощью которого Пхеньян может удержать на плаву крайне неэффективную экономику страны, а также надеется повысить свой политический статус в регионе. Не исключено, что северокорейский режим решил использовать опыт Пакистана, который взорвал свое ядерное устройство в 1998 году, и выдержал три года санкций, а сейчас является главным союзником США в арабском мире. Вероятно также, что имея в своем распоряжении ядерное оружие, Пхеньян стремится обезопасить себя от потенциально возможного военного вмешательства со стороны Соединенных Штатов. Однако, как отмечает Тед Карпентер, сотрудник исследовательского центра Cato Institute, автор книги "Корейская Головоломка" (The Korean Conundrum: America"s Troubled Relations with North and South Korea), - за исключением КНДР, ни одна из стран, пытавшихся создать ядерное оружие, не делала атомную бомбу своим главным политическим, военным, научным и экономическим приоритетом. Северокорейский ядерный кризис сегодня в центре внимания мировой политики, но эффективного продвижения в разрешении ядерной проблемы пока не видно. Все еще нет и ясного представления о том, каким путем можно реально обеспечить ядерное разоружение КНДР. Однако вопрос состоит даже не столько в том, как решить нынешний кризис, но и в более широком плане - "что делать" с северокорейским режимом и как вообще создать стабильные политико-правовые основы для мира на Корейском полуострове.

Белгород 2016

«Мы сражаемся в Корее для того, чтобы нам не пришлось воевать в Уичите, в Чикаго, в Новом Орлеане или в бухте Сан-Франциско».

Г. Трумэн, 1952 год

38-я параллель. Эта фраза звучит как напоминание о том, что человечество оказалось на краю ядерной бездны. Ситуация в те далекие 1950-1953 годы была настолько тяжела и опасна, что не единожды подводила мир к красной черте глобального конфликта. До сих пор новости из Кореи тревожат и пугают нас своей противоречивостью, ведь иногда кажется, что мы погружаемся в виртуальный мир военной игры, в которой нет победителя.

Война между Северной и Южной Кореями длиласьс 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года (хотя официального окончания войны объявлено не было). В экспертном сообществе принято рассматривать конфликт времен холодной войны как опосредованную войну между США c их союзниками и силами КНР и СССР.

История корейского кризиса началась с 1910 года, когда Корея была колонией Японской империи. Денонсировав Пакт о ненападении (5 апреля 1945), 8 августа СССР объявил Японии войну и ввел свои войска в северную часть Корейского полуострова, американские же высадились на Корейский полуостров с юга.

В связи с капитуляцией Японии, СССР и США договорились 10 августа 1945 года разделить Корею по 38-й параллели, что привело к формированию двух абсолютно противоположных по своим параметрам государств. Север стал сферой влияния СССР, юг – США.В декабре 1945 года был подписан договор о временном управлении страной, после чего в обеих частях были сформированы правительства, которые возглавили Ли Сын Ман (юг) и Ким Ир Сен (север).Предполагалось, что такое разделение является временным, однако, в условиях начинающейся холодной войны воссоединения так и не последовало, хотя оба режима стремились объединить полуостров под своим главенством.

После обоюдного вывода войск СССР и США в 1949 году, началисьактивные вооруженные вторжения южан на северокорейскую территорию. Рост напряженности в регионе заставил Китай обратить серьезнейшее внимание на прогрессирующий конфликт, поскольку он мешал планам Мао Цзэдуна разбить силы оппозиционного ему правительства Гоминьдана, которое обосновалась на о. Тайвань.

После заявления Дина Ачесона – Государственного секретаря США, о то что Корея не входит в сферу ближайших интересов Америки, началась активная подготовка северян к военной операции.Хотя, еще с 1947 начала вестись активная работа по разработке плана воссоединения севера с югом. Окончательное решение о вторжении было принято весной 1950 года, когда Ким Ир Сен убедил Сталина на встрече в Москве.

25 июня 1950 года северокорейские войска перешли параллель и начали наступление. Правительство Северной Кореи заявило, что «изменник» Ли Сын Ман вероломно вторгся на территорию КНДР.Начало войны в Корее стало неожиданным для США и других западных стран. Президент США приказал седьмому флоту обеспечить оборону Тайваня, таким образом покончив с политикой невмешательства в борьбу китайских коммунистов и сил Чан Кайши.

В этот же день в Нью-Йорке был созван Совет Безопасности ООН, на повестке дня которого стоял корейский вопрос.Первоначальная резолюция, предложенная американцами, была принята девятью голосами «за» при отсутствии «против». Ее суть заключалась в создании международной коалиции (войск ООН), которые вступили в войну на стороне южан. Советский посол Яков Малик бойкотировал заседание: СССР не участвовал в голосовании, так как к этому моменту отозвал свою делегацию.

К 20 августа весь Корейский полуостров, кроме Пусанского периметра (юго-запад полуострова), был захвачен северокорейцами. Войска ООН находились в тяжелом положении, но продолжали стягивать в регион огромные силы и наращивать потенциал для контрнаступления, которое началось в середине сентября. Полномасштабное наступление при поддержке американского флота и жестокой стратегии борьбы позволили южанам уже к 8 октября отбросить северокорейцев к 38-й параллели. 20 октября пала столица КНДР – Пхеньян.

Поражение северокорейцев вынудило вмешаться в ситуацию Китай и СССР. После консультаций было принято решение отправить в Корею части китайской армии. 25 октября китайская армия при поддержке советской авиации вторглась в Корею и полностью смяла оборону войск ООН. В это период американские ВВС начали вести подготовку к нанесению ядерных ударов по базам СССР в Сибири. Это вынудилокитайскую армиювернуться в горы.

Через месяц, 24 ноября, китайцы перешли во второе, теперь полномасштабное наступление. Начались «военные качели», которые продолжались вплоть до лета 1951 года. Каждая из сторон располагала армией порядка миллиона человек. Счет потерь шел на сотни тысяч.

Несмотря на перевес в технических средствах, США и союзники не в состоянии были добиться решительного преимущества. Всем сторонам конфликта стало ясно, что достичь военной победы разумной ценой будет невозможно, и что необходимы переговоры о заключении перемирия.

Целью сил ООН было восстановление Южной Кореи в довоенных пределах. Китайское командование выдвигало похожие условия. Обе стороны свои требования подкрепляли кровопролитными наступательными операциями.

Масштаб локального конфликта достиг таких размеров, что втянул в себя армии и экономики всех ведущих стран мира и был, своего рода, миниатюрой Третьей мировой войны. Так, напрямую в конфликте участвовали:

· В состав Северной коалиции вошли: СССР, КНР и КНДР. В общей сложности 1 060 000 человек.

· В состав Южной коалиции (Войска ООН) вошли: США, Республика Корея, Великобритания, Франция, Австралия, Канада, Филиппины, Нидерланды, Люксембург, Греция, Новая Зеландия, Таиланд, Эфиопия, Колумбия, Бельгия и Южно-Африканский Союз. В общей сложности 1 100 000 человек.

Поворотным моментом в Корейской войне стала смерть Сталина 5 марта 1953 года, вскоре после которой Президиум ЦК КПСС проголосовал за окончание войны. Потеряв поддержку со стороны СССР, Китай согласился на условия мира. После принятия ООН предложения о прекращении огня, договор был заключён 27 июля 1953 года. Фронт был зафиксирован по 38-й параллели. Эта территория до сих пор охраняется войсками КНДР с севера и американо-корейскими войсками с юга.

Корейская война стала прообразом многих последующих конфликтов. Она создала модель локальной войны когда две сверхдержавы воюют на ограниченной территории без применения ядерного оружия и не заявляя прямо о присутствии в войне своего ключевого противника.

После войны серьёзно ухудшились советско-китайские отношения из-за тактических и стратегический действий СССР, что сделало политику КНР более независимой. Китайская армия бросила вызов войскам США и смогла нанести им серьезные поражения. Это свидетельствовало о растущей мощи Китая и явился предвестником того, что скоро в политическом смысле с КНР придётся считаться. США сменили стратегию по отношению к Китаю, сделав ставку на о. Тайвань и оппозиционное правительство.

Во время войны возросла политическая и экономическая мощь Японии, которая стала основным центром снабжения сил ООН. Был налажен прямой контакт правительства Японии с Пентагоном, а также заключены многомиллионные контракты, стимулирующие японскую экономику. Корейская война ускорила заключение мирного договора США с Японией, потепление отношений Германии с другими западными странами, создание военно-политических блоков.

Кроме того Корейская война отвлекла на себя значительное внимание, ресурсы и силы США, предоставив для СССР возможность и время для разворачивания собственного массового производства ядерных бомб(первая из которых была испытана 29 августа 1949 года), и разработки средств их доставки для удержания США от соблазна нанести превентивный ядерный удар.

В январе 1958 г. США разместили на территории Южной Кореи ядерное оружие, что противоречило пункту 13d Договора о перемирии, тем самым в одностороннем порядке отменив одну из его важнейших статей. Ядерное оружие было полностью вывезено из страны только в 1991 году.

В 1968 была предпринята неудачная попытка подразделения Сил специальных операций КНДР по убийству президента Южной Кореи Пак Чон Хи.

13 декабря 1991 г. КНДР и Республика Корея подписали при посредничестве ООН Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах. В нём оба корейских государства фактически признали суверенитет и самостоятельность друг друга. РК и КНДР обязались не вмешиваться во внутриполитические дела друг друга, не предпринимать в отношении друг друга враждебных действий, уважать социально-экономические системы друг друга.Однако ранее достигнутые договорённости были дезавуированы Ли Мён Баком в 2010 г. после обострения отношений 26 марта, когда затонул Корвет Южной Кореи в Желтом море (предположительно, торпедирован подводной лодкой ВМС КНДР).

10 февраля 2005 года КНДР впервые открыто заявила о создании в стране ядерного оружия. 9 октября2006 года был произведён первыйядерный взрыв. В апреле 2012 года в конституцию КНДР были внесены поправки о ядерном статусе страны.

Апрельский кризис 2013 г. привел к тому, что КНДР перестала считать себя связанной условиями не только Соглашения 1953 г., но и документа 1991 г. 8 марта 2013 года правительство КНДР аннулировало мирный договор с Южной Кореей о ненападении.

ПРОБЛЕМА ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА КОРЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ

В.ДЕНИСОВ, доктор исторических наук

Обеспечение ядерной безопасности является для мирового сообщества сегодня, пожалуй, самой приоритетной задачей. От ее решения будет зависеть, с каким багажом (ядерным или безъядерным) подойдет человечество к началу следующего века.

В настоящее время более 170 государств стали участниками Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Не будь этого договора, "ядерный клуб" сегодня не ограничился бы пятью членами, а был значительно расширен (по крайней мере до 40 государств). Ведь не секрет, что десятки стран располагают сейчас техническими возможностями для налаживания производства ядерного оружия. Вполне понятно, что бессрочное продление ДНЯО - а этого добиваются абсолютное большинство участников Договора - должно обеспечить не только нераспространение ядерного оружия, но и его сокращение, а затем и полное уничтожение государствами - обладателями этого смертоносного оружия. Именно - за достижение этих целей выступает Российская Федерация, рассматривая заключение бессрочного ДНЯО в качестве одного их своих главных внешнеполитических приоритетов.

К числу проблем, вызывающих у нас особое беспокойство, принадлежит северокорейский ядерный вопрос. Россия не может допустить появления ядерного оружия вблизи своих границ. На протяжении десяти последних лет ядерная проблема на Корейском полуострове периодически приобретает масштабы серьезного международного кризиса. Несмотря на предпринимаемые усилия, урегулирование ее пока не найдено.

Научно-исследовательская база в ядерной области КНДР создавалась при содействии и участии Советского Союза в 60-е годы. Между СССР и КНДР было заключено соглашение о сотрудничестве в мирном использовании ядерной энергии. В соответствии с этим соглашением в г. Ненбене был построен ядерный центр.

До середины 80-х годов северокорейской ядерной проблемы как таковой не существовало, хотя настораживало то, что КНДР под различными предлогами отказывалась присоединиться к Договору о ядерном нераспространении. Советский Союз неоднократно обращался к Северной Корее с предложением стать участницей ДНЯО, однако в Пхеньяне отказывались от этого, заявляя, что Договор носит "дискриминационный характер по отношению к неядерным государствам. Только сейчас стали известны подлинные причины нежелания северокорейского руководства стать членом ДНЯО. По данным СВР, на рубеже 70-х годов Ким Ир Сен принял решение о начале работ по созданию ядерного оружия в КНДР. Этот фактор, как очевидно, и "удерживал" Пхеньян от участия в договоре. Тем не менее в декабре 1985 г. КНДР присоединилась к ДНЯО, так как Москва поставила подписание этого документа в качестве условия реализации соглашения о сотрудничестве в сооружении в КНДР АЭС.

В 1986 г. Соединенными Штатами в районе Ненбена были обнаружены еще один ядерный реактор и установка по производству топлива для него, которые не находились под контролем МАГАТЭ. Северокорейская сторона утверждала, что это не новый, а прежний советский реактор, мощность которого якобы увеличена до 5 МВт. С этого времени началась жесткая политическая борьба по ядерному вопросу между Пхеньяном, с одной стороны, и международным сообществом - с другой. МАГАТЭ, ООН требовали соблюдения КНДР своих обязательств по ДНЯО, заключения контрольного соглашения с международным агентством.

Северная Корея в такой обстановке избрала тактику "многослойного диалога": КНДР - США, КНДР - РК, КНДР - МАГАТЭ, надеясь найти выход из набиравшей остроту ситуации. В ноябре 1989 г. МИД КНДР выступил с заявлением, в котором было предложено провести переговоры с участием КНДР, США и Южной Кореи о выводе американского ядерного оружия из РК, а также переговоры Пхеньян - Сеул с целью разработки и подписания декларации о безъядерном статусе Корейского полуострова.

Параллельно с публичными шагами КНДР активно использовала конфиденциальные контакты с Вашингтоном, в результате которых в конце 1991 г. был достигнут компромисс:

КНДР заключает соглашение о гарантиях с МАГАТЭ, по которому международное агентство приступает к инспекции северокорейских ядерных объектов, а США и РК обязуются не проводить совместные маневры "Тим спирит-92"; Пхеньян и Сеул подписывают два политических документа - Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах и Декларацию о денуклеаризации Корейского полуострова. Последний документ (хотя и несет в себе элементы большого компромисса) отразил намерение обеих корейских сторон приступить к работе по созданию безъядерной зоны на полуострове.

Декларация включает следующие весьма важные с точки зрения ядерного нераспространения положения:

    отказ от испытания, производства, владения, ввоза, хранения, размещения и применения ядерного оружия;

    обязательство использовать ядерную энергию исключительно в мирных целях;

    отказ от строительства производств по переработке обогащенного урана; проведение инспекции ядерных объектов;

    создание Комитета ядерного контроля.

К сожалению, до практической реализации этого документа дело так и не дошло. Стороны начали препирательство по каждому пункту декларации. К тому же на этот период пришелся новый всплеск общей межкорейской политической конфронтации, что, естественно, не могло способствовать осуществлению договоренностей по ядерному вопросу. Как показали дальнейшие события, для Северной Кореи важнее всего было не реализация декларации, а установление диалога с Соединенными Штатами и в перспективе - нормализация отношений с этой страной.

Проведенные в 1992-1993 гг. инспекторами МАГАТЭ проверки северокорейских ядерных объектов выявили большие расхождения между данными, предоставленными КНДР, и результатами, полученными специалистами Агентства. Основные расхождения состояли в том, что заявленный КНДР плутоний не соответствовал тем отходам, которые были получены при производстве этого материала. По расчетам инспекторов МАГАТЭ, в Северной Корее переработано большее количество облученного урана и скрыто значительное количество выделенного плутония. Кроме того, вблизи контролируемых МАГАТЭ ядерных объектов находятся два сооружения, которые северокорейцы отказались показать международным инспекторам, ссылаясь на то, что это - военные сооружения.

Все это вызвало напряженность в отношениях КНДР с МАГАТЭ, США, РК, со многими другими государствами. Совет управляющих МАГАТЭ принял несколько резолюций, призывавших Пхеньян к честному сотрудничеству с Агентством. В качестве ответной меры США и РК возобновили учения "Тим спирит-93". Обстановка на Корейском полуострове резко обострилась. КНДР объявила 12 марта 1993 г. о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия, ссылаясь на наличие "ядерной угрозы" со стороны США и "несправедливых требований определенных кругов МАГАТЭ". Власти Северной Кореи ввели полувоенное положение в стране.

Обострившаяся ситуация на полуострове стала предметом рассмотрения на заседании Совета

Безопасности ООН. В мае 1993 г. СБ ООН принял резолюцию, призывавшую КНДР оставаться участницей ДНЯО, соблюдать все свои обязательства по договору и соглашению о гарантиях.

Со стороны Пхеньяна резолюция СБ ООН была охарактеризована как "вмешательство во внутренние дела и посягательство на суверенитет страны". Северокорейцы одновременно дали понять, что ядерная проблема может быть решена только через диалог с США, которые в конечном итоге пошли на переговоры с КНДР.

Переговорный процесс Пхеньян - Вашингтон в 1993-1994 гг. был напряженным, несколько раз прерывался. Северная Корея делала заявления о "приостановлении" вступления в силу ее решения о выходе из ДНЯО. Пхеньян также объявил о выходе из МАГАТЭ, так как Агентство прекратило оказание технического содействия КНДР в осуществлении ряда проектов. Ситуация снова приобрела кризисный характер. Обстановка несколько разрядилась после поездки в июне 1994 г. Дж. Картера в Сеул и Пхеньян. США и КНДР возобновили в августе 1994 г. диалог, который 21 октября 1994 г. завершился подписанием рамочного соглашения.

Этот документ включает следующие пункты:

1. Обязательство США к 2003 г. реализовать в КНДР проект создания легководных реакторов (ЛВР). В этих целях формируется международный консорциум для финансирования и поставки в Северную Корею ЛВР.

2. США осуществляют меры по компенсации энергетических потерь КНДР в результате замораживания ею графитовых реакторов на период до ввода в действие первого ЛВР путем поставок мазута (500 тыс. т ежегодно).

3. Со своей стороны КНДР, получив гарантии США в отношении ЛВР и энергоносителей, замораживает свои графитовые реакторы и в конечном итоге демонтирует их по завершении строительства ЛВР.

4. КНДР и США продвигаются к полной нормализации политических и экономических отношений, открывают в столицах своих стран бюро связи.

5. США предоставляют КНДР официальные гарантии неприменения силы или угрозы применения ядерного оружия. Пхеньян, со своей стороны, предпринимает шаги по реализации Совместной декларации Севера и Юга о денуклеаризации Корейского полуострова и начинает диалог с Сеулом.

6. КНДР берет на себя обязательства оставаться участницей Договора о нераспространении и выполнять соглашение о гарантиях с МАГАТЭ.

7. После завершения поставок в КНДР легководных реакторов возобновляются рутинные и специальные инспекции объектов, не подлежащих замораживанию. Одновременно на этих объектах проводятся инспекции МАГАТЭ с тем, чтобы обеспечить преемственность гарантий.

Американо-северокорейские договоренности, касающиеся гарантий со стороны США поставок альтернативного топлива, отмены ограничений на торговые и финансовые операции с КНДР, были реализованы. Президент Б. Клинтон направил руководителю КНДР Ким Чен Иру послание, в котором официально подтвердил намерение США "способствовать достижению договоренностей по финансированию и сооружению легководного ядерного реактора в КНДР". В январе 1995 г. в Северную Корею была поставлена первая партия мазута (50 тыс. т).

Северокорейская сторона также приняла ряд мер по осуществлению рамочного соглашения с США. Остановлен реактор (5 МВт), отработанное топливо из него выгружено и складировано в хранилищах. Пхеньян осуществил некоторые шаги по восстановлению торговых связей с Вашингтоном, разрешил заход в порты американских торговых судов. Возобновились контакты по вопросам нормализации двусторонних отношений и поставки в КНДР ЛВР.

Наиболее сложной проблемой стал выбор типа легководного реактора. Вашингтон и Сеул настаивают на поставках южнокорейского ЛВР. Пхеньян, в свою очередь, был настроен резко отрицательно, отвергал южнокорейский реактор, считая, что таким образом Сеул стремится не столько к решению ядерного вопроса, сколько к получению политических дивидентов, а именно "вскрыть" северокорейское общество, а затем развалить его.

В марте 1995 г. в Нью-Йорке была официально сформирована Организация развития энергетики Корейского полуострова (КЕДО), в задачу которой входит обеспечить финансирование и поставку ЛВР в КНДР. Учредителями КЕДО стали США, Южная Корея и Япония. Причем Республика Корея, как объявлено, "будет играть ведущую роль в финансировании и сооружении в КНДР двух реакторов".

По предварительным расчетам, стоимость всего проекта составит 4-4,5 млрд. долл.; 60% этой суммы должна выделить Южная Корея, 25% - Япония. Остальные средства должны поступить от других членов КЕДО. Большинство участвовавших в нью-йоркской встрече представителей (всего от 23 стран) в принципе согласились с идеей создания КЕДО, однако медлят с выделением денег, кроме Австралии (5 млн. ам. долл.) и Новой Зеландии (320 тыс. ам. долл.). Не всех устраивает то, что ключевая роль в осуществлении проекта отдана РК, США и Японии. Ряд государств поэтому занимает выжидательную позицию, а Китай вообще отказался войт в консорциум.

С самого возникновения северокореиской ядерной проблемы Россия стремилась играть конструктивную роль, не допустить доведения ситуации до "критической точки". Москва однозначно и последовательно выступала за полноценное участие КНДР в ДНЯО, против ее "особого статуса" в договоре. МИД РФ 12 июня 1993 г. выразил глубокую озабоченность в связи с заявлением КНДР о выходе из ДНЯО, подчеркнув, что Россия "не может быть безучастной к любому шагу, который ведет к подрыву международного режима ядерного нераспространения".

Периодические срывы в американо-северо-корейских контактах, обострение ситуации "заставили" Россию предпринять самостоятельные шаги в деле урегулирования ядерной проблемы КНДР. 24 марта 1994 г. МИД РФ выступил с заявлением, в котором предлагалось провести международную конференцию по безопасности и безъядерному статусу Корейского полуострова с участием России, США, Китая, .Японии, КНДР, РК, а также представителей генерального секретаря ООН и генерального директора МАГАТЭ. Цель форума - попытаться найти комплексное решение проблемы ядерного нераспространения в Корее и устранить преграды на пути его воплощения в жизнь. Такое комплексное решение могло бы включать осуществление следующих мер:

    содействие денуаклеризации Корейского полуострова;

    гарантии невмешательства во внутренние дела обоих корейских государств и их суверенитет;

    осуществление мер доверия в военной области на полуострове;

    замена соглашения о перемирии 1953 г. мирным договором;

    нормализация двусторонних отношений между государствами - участниками конференции (КНДР - США, КНДР - Япония).

По мнению российской стороны, реализация предложенных к рассмотрению на многостороннем форуме мер позволила бы укрепить режим ядерного нераспространения на полуострове, предотвратить сползание к конфронтации.

Нельзя не признать, что российская инициатива сыграла свою позитивную роль. Наряду с усилиями СБ ООН, МАГАТЭ наша идея о международной конференции способствовала спаду напряженности вокруг ядерного вопроса в КНДР, стимулировала возобновление северо-корейско-американского диалога, который завершился женевскими договоренностями.

Россия рассматривает рамочное соглашение между США и КНДР как шаг, ведущий к безъядерному статусу Корейского полуострова, полноценному участию Северной Кореи в ДНЯО и выполнению ею соглашения о гарантиях МАГАТЭ. Вместе с тем нельзя не видеть, что этот документ носит компромиссный характер, и в этом его недостаток.

В складывающейся обстановке возрастает актуальность международного форума по Корее. Созыву многосторонней конференции по безопасности и безъядерному статусу Корейского полуострова практически нет разумной альтернативы. Ядерный аспект - это ведь только часть проблемы, хотя и достаточно важный. Поэтому требуется широкий, комплексный подход к ее урегулированию, чего можно добиться только на представительном международном форуме.

Для России важно также - с учетом, естественно, быстро меняющейся обстановки - продолжать линию на усиление самостоятельной конструктивной роли в решении ядерной проблемы КНДР, проведение которой, с одной стороны, способствовало бы укреплению влияния России на упрочение режима ядерного нераспространения в этом районе, а с другой - подталкивало бы все стороны, имеющие отношение к этой проблеме, к гибкости, компромиссам, без нанесения, конечно, ущерба интересам Российской Федерации.

Проблема региональной безопасности в Северо-Восточной Азии имеет несколько аспектов. Во-первых, корейский кризис США пытаются использовать в плане давления на Китай. В своих заявлениях Дональд Трамп постоянно отмечает, что Пекин «должен» решить ядерную проблему Корейского полуострова выгодным для США образом. Принимаются санкционные меры против китайских компаний за торговлю с КНДР.

Второй аспект связан с размещением на Корейском полуострове элементов ПРО THAAD: хотя формально речь идёт о противоракетной обороне, в условиях региона эти действия не столько снижают напряжённость, сколько повышают. Наличие ПРО создаёт соблазнительное искушение для Северной Кореи нанести первый удар и попробовать избегнуть ответного. Южная Корея, таким образом, оказалась вовлечённой в противостояние Вашингтона и Пхеньяна.

Увеличилась вероятность силового решения северокорейской проблемы. Американское руководство устами своих первых лиц чётко озвучивает позицию, «не исключаюшую» силовые варианты. Администрация Дональда Трампа признала, что политика «стратегического терпения», призванная тихо уморить Северную Корею санкциями, себя не оправдала.

В-третьих, определённую угрозу стабильности создаёт и дальнейшее развитие северокорейской ядерной программы. Действия КНДР, направленные на разрушение режима нераспространения и последовательного игнорирования резолюций Совбеза ООН, несомненно, нарушают баланс сил в регионе, создают неопределённость в сфере безопасности. Здесь и Россия, и Китай, будучи постоянными членами Совета Безопасности, не могут не осуждать подобную активность, хотя неофициально мотивы северокорейского руководства им понятны. Каждое новое действие Севера требует от мирового сообщества в лице СБ ООН ответной реакции, при том что санкционное давление, по сути, себя исчерпало и грозит превратиться в полную экономическую блокаду, которая будет бить в первую очередь по населению КНДР.

Любой серьёзный военный конфликт на Корейском полуострове не может не задеть российские интересы – хотя бы потому, что даже в самом мягком варианте нашему Дальнему Востоку придётся тратить значительную часть сил и ресурсов на противодействие широкому спектру возможных угроз – от притока беженцев до последствий экологических катастроф, которые могут быть вызваны разрушением ядерных объектов Севера и Юга.

В то же время очевидно, что КНДР вряд ли откажется от ядерного оружия, пока будет ощущать прямую угрозу своей безопасности. Ведь именно так северокорейцы расценивают регулярные широкомасштабные манёвры и учения США и их союзников в регионе, а также направление туда, чему мы являлись свидетелями в этом месяце, американской военно-морской эскадры.

Санкции не должны использоваться ни для экономического удушения КНДР, ни для ухудшения гуманитарной обстановки. В складывающихся условиях всем вовлечённым сторонам следует проявлять хладнокровие и сдержанность, не предпринимать шагов, которые могли бы привести к эскалации напряжённости. Силовые опции абсолютно неприемлемы и чреваты катастрофическими последствиями как для Корейского полуострова, так и для региона Северо-Восточной Азии в целом. Выбор должен быть в пользу максимальной активации дипломатического инструментария.

Важно подходить к урегулированию ситуации в контексте всего комплекса проблем между сторонами и тем самым создавать условия для денуклеаризации КНДР. Это невозможно без нормализации общей военно-политической обстановки, отказа от наращивания военной инфраструктуры, сокращения масштабов проводимых манёвров, формирования атмосферы доверия между государствами региона. Как показали последние события, ситуацию в регионе пускать на самотёк ни в коем случае нельзя. Как говорится, «худой мир лучше доброй ссоры».

В этой связи РФ и КНР как в рамках , так и в других форматах готовы к более тесному взаимодействию со всеми партнёрами в целях скорейшего урегулирования ядерной и других проблем Корейского полуострова единственно возможными средствами – политико-дипломатическими, через взаимно уважительный диалог и обоюдный учёт интересов и озабоченностей.

Пхеньян 3 сентября объявил об успешном испытании водородного заряда, который может быть использован в качестве боеголовки для межконтинентальной баллистической ракеты (МБР). Японские и южнокорейские сейсмологи сообщают, что, по их оценкам, мощность землетрясения техногенного характера, зафиксированного на территории КНДР, почти в 10 раз сильнее аналогичного подземного толчка в 2016 году, когда состоялось пятое ядерное испытание. Сеул считает, что мощность взорванного заряда может достигать 100 килотонн и не исключает возможности военного ответа.

"Время безвозвратно упущено"

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич считает, что никаких рычагов воздействия на ядерную программу КНДР, кроме переговоров, не существует. Такое мнение сенатор высказал в воскресенье ТАСС.

"Сегодня США надо понять, что время безвозвратно упущено, и любое давление на Северную Корею контрпродуктивно. Никаких рычагов воздействия на нее, кроме переговоров, кроме диалога, нет. Россия готова принять в них самое активное участие", - сказал Клинцевич.

Он отметил, что в сообщении Пхеньяна об испытании водородной бомбы обращает на себя внимание утверждение, что заряд может быть помещен на баллистическую ракету.

"По сути, это незамаскированная угроза США и их союзникам на Дальнем Востоке. Словом, ситуация день ото дня становится все опаснее. Тем более что никто толком не знает, идет ли речь о блефе со стороны КНДР, или она действительно обладает такими возможностями", - сказал Клинцевич.

"Такие ошибочные действия не на пользу КНДР"

Китайские власти решительно осуждают действия КНДР, испытавшей водородную бомбу и не принимающей во внимание негативную позицию ООН по ракетно- ядерной программе Пхеньяна. Об этом в воскресенье сообщил МИД КНР.

"Несмотря на подавляющее неприятие со стороны международного сообщества, КНДР в очередной раз провела ядерные тесты. Правительство Китая выражает по этому поводу свой категоричный протест", - отмечается в заявлении министерства, опубликованном на официальном сайте.

"Нераспространение ядерного оружия на Корейском полуострове и его денуклеаризация, поддержание мира и стабильности в Северо-Восточной Азии - неизменная позиция Пекина, совпадающая с подавляющим мнением мировой общественности, - говорится в сообщении. - Мы с настойчивостью обращаемся к северокорейской стороне с тем, чтобы она должным образом отреагировала на устремления ООН по проблеме денуклеаризации полуострова".

В документе подчеркивается, что Пхеньян должен четко придерживаться соответствующих резолюций Совета Безопасности (СБ) ООН, прекратить предпринимать шаги, в результате которых проблема урегулирования межкорейских отношений оказалась в замкнутом порочном круге. "Такие ошибочные действия не на пользу КНДР - необходимо вернуться к диалогу по мирному урегулированию, - отмечается в заявлении. - В свою очередь Китай намерен твердо придерживаться всех резолюций СБ ООН, учитывая мнение мировой общественности".

"Дерзкий вызов"

По мнению главы комитета Совфеда по международным делам Константина Косачева, испытание водородной бомбы КНДР является вызовом в адрес международного сообщества, но силовой вариант решения проблемы исключен.

"Проведенные КНДР испытания водородной бомбы - очередной дерзкий вызов в адрес международного сообщества, заслуживающий осуждения", - сказал он. "Однако по большому счету, это испытание ничего не изменило в существующих раскладах. Силовой вариант решения проблемы исключен. Его последствия будут катастрофичны и непредсказуемы, полагаю, что задача КНДР - убедить мир именно в этом", - добавил сенатор.

При этом он подчеркнул, что северокорейское руководство по-прежнему игнорирует позицию международного сообщества, выраженную, прежде всего, в резолюциях ООН.

"Однако его действия адресованы исключительно США и их союзникам в регионе. И гонка угроз будет только нарастать, если ее не прекратит одна из сторон. В идеале - более сильная", - убежден Косачев.

Он также добавил, что если бы Пхеньян не обладал оружием массового поражения, на его территории могла бы быть проведена операция по примеру Ирака. "Нынешний сюжет лишь еще больше убеждает: несмотря на известные пробирки, Саддам Хусейн стал мишенью именно потому, что в США были абсолютно уверены в отсутствии у него оружия массового поражения. Атаковав Ирак, но опасаясь делать это с КНДР, Вашингтон подает четкий сигнал всем - вооружайтесь", - добавил он.

Говоря о путях решения ситуации, Косачев напомнил, что дорожная карта деактивации ситуации, предлагаемая Россией и КНР, по-прежнему актуальна. "А точнее - безальтернативна: деэскалацию конфликта должны осуществлять две стороны", - заключил он.

"Свидетельство прогресса ядерной программы КНДР"

Подтверждение проведения ядерного испытания может стать свидетельством прогресса ядерной программы КНДР. Пхеньян должен воздержаться от новых ядерных испытаний и присоединиться к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Об этом заявил в воскресенье исполнительный секретарь Подготовительной комиссии Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ПК ОДВЗЯИ) Лассина Зербо.

"Наши станции мониторинга зафиксировали необычную сейсмическую активность в КНДР. Анализ показал, что произошедшее событие было мощнее, чем похожая активность в сентябре прошлого года. По первоначальным данным, активность произошла в районе ядерного полигона КНДР", - говорится в заявлении Зербо.

По его словам, в настоящее время эксперты ПК ОДВЗЯИ детально изучают ситуацию и в кратчайшие сроки подготовят доклад для стран - участниц комиссии в Вене. "Если подтвердится, что произошло ядерное испытание - это станет свидетельством прогресса ядерной программы КНДР. Это станет нарушением положения против проведения ядерных испытаний, которое соблюдается всеми странами за исключением одной с 1996 года", - отметил он.

Как особо подчеркнул Зербо, "произошедшее событие также подчеркивает необходимость того, чтобы международное сообщество приняло решение о юридически обязывающем запрещении ядерных испытаний". "Я настоятельно призываю КНДР воздерживаться от дальнейших ядерных испытаний и присоединиться к 183 государствам, подписавшим Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Я искренне надеюсь, что это послужит окончательным призывом к международному сообществу объявить вне закона все ядерные испытания и послужит вступлением ДВЗЯИ в силу", - заключил он.

ПК ОДВЗЯИ была создана в соответствии с резолюцией, принятой в 1996 году в Нью-Йорке на встрече подписавших ДВЗЯИ стран. Основной задачей этой комиссии является проведение необходимых мероприятий по содействию вступлению в силу ДВЗЯИ и созданию к моменту запуска Договора верификационного механизма. Поскольку ДВЗЯИ еще не вступил в силу, организация называется Подготовительная комиссия Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

"Чрезвычайно печальное событие"

Новое ядерное испытание КНДР стало свидетельством игнорирования требований международного сообщества отказаться от развития ядерной программы и соблюдать резолюции СБ ООН и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Об этом заявил в воскресенье генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано.

"Новое ядерное испытание КНДР - чрезвычайно печальное событие. Это ядерное испытание, которое последовало за двумя испытаниями в прошлом году и стало шестым с 2006 года, полностью игнорирует неоднократные требования международного сообщества", - говорится в заявлении Амано.

Как отметил Амано, "Совет Безопасности ООН в своих резолюциях подчеркивал, что КНДР должна отказаться от дальнейших ядерных испытаний, отказаться от всего ядерного оружия и существующих ядерных программ в полной форме, поддающейся проверке". "Я вновь настоятельно призываю КНДР в полной мере выполнить все соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН и МАГАТЭ. Агентство продолжает внимательно следить за развитием ядерной программы КНДР, что вызывает серьезную озабоченность. Мы по-прежнему готовы содействовать его мирному урегулированию", - повторил в очередной раз гендиректор МАГАТЭ.

"Вероятность исключить не можем"

Правительство Японии допускает, что КНДР в воскресенье действительно провела испытание водородной бомбы. Об этом заявил генеральный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга.

"Вероятность того, что в этот раз было произведено испытание водородной бомбы, мы исключить не можем", - подчеркнул он. Ранее японское правительство официально констатировало, что КНДР осуществила очередное, уже шестое по счету ядерное испытание.

"Дестабилизирующее поведение"

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг осудил проведение шестого ядерного испытания КНДР. Соответствующее заявление опубликовано в воскресенье на официальном сайте альянса.

Североатлантический альянс "обеспокоен дестабилизирующим поведением КНДР, которое угрожает региональной и международной безопасности", заявил Столтенберг. "[Северокорейский] режим должен незамедлительно прекратить всю ядерную и ракетную деятельность на всесторонней, поддающейся контролю и необратимой основе", - говорится в заявлении.

Генсек НАТО также призвал Пхеньян вновь вступить в диалог с международным сообществом, уважать международные обязательства и прекратить угрозы и действия, которые приводят к обострению напряженности.

"Режим дает нам четко понять, насколько велика угроза миру"

Германский МИД ожидает от Совета безопасности ООН ответа на проведенное КНДР испытание водородной бомбы. Об этом заявил в воскресенье министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль.

"Мы будем обсуждать с партнерами по ЕС нашу реакцию, - сказал он. - Я уверен, что и СБ ООН с решимостью примет необходимые меры".

По его мнению, власти КНДР "осознанно подогревают и без того напряженную ситуацию на Корейском полуострове". "Режим дает нам четко понять, насколько велика угроза миру. Мы все стоим перед этим вызовом, поэтому необходимо найти разумный, но однозначный ответ", - призвал глава германского МИД.

"Ядерная программа КНДР с каждым годом набирает обороты"

Новое ядерное испытание могло стать мощнейшим за всю историю проведения подобных тестов в КНДР, однако пока рано говорить о технических характеристиках самого заряда. Об этом заявил в воскресенье исполнительный секретарь

Подготовительной комиссии Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ПК ОДВЗЯИ) Лассина Зербо.

"Мы не собираемся спекулировать о характеристиках заряда и рассуждать, была это водородная бомба или нет. Физические характеристики произошедшего сегодня события, по-видимому, свидетельствуют, что оно было намного мощнее, чем в 2016 году или годами ранее", - заявил Зербо на специальной пресс-конференции для журналистов.

По его словам, "результаты первичного анализа события, которое произошло сегодня, демонстрируют, что ядерная программа КНДР с каждым годом набирает обороты и растет". ПК ОДВЗЯИ ранее уже предостерегла, что подтверждение проведения ядерного испытания может стать свидетельством прогресса ядерной программы КНДР, поэтому Пхеньян должен воздержаться от новых ядерных испытаний и присоединиться к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

"Безрассудный поступок"

Испытание КНДР водородной бомбы является безрассудным поступком, который несет дальнейшую угрозу для международного сообщества. Об этом заявила премьер-министр Великобритании Тереза Мэй.

"Последний поступок Северной Кореи является безрассудным и представляет неприемлемую дальнейшую угрозу для международного сообщества", - сказала она.

"Все международное сообщество осудило эти испытания и должно объединиться, чтобы продолжить наращивать давление на лидеров Северной Кореи с целью прекращения их дестабилизирующих действий", - подчеркивается в послании британского премьера.