Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Как развивают студенческое предпринимательство за рубежом. Современные проблемы науки и образования Поддержка студенческого предпринимательства в зарубежных университетах

Для поддержки студенческого предпринимательства в Университете ИТМО проводят мастер-классы, акселерационные программы и конкурсы проектов. Многие российские вузы тоже осознают, что университет нового поколения должен быть предпринимательским. Но как продвигают студенческие стартапы коллеги из-за рубежа? Мы попросили иностранных экспертов из вузов Дании и Финляндии рассказать о том, как устроена инновационная инфраструктура в их вузах.

Ян Уве Вольф , директор научно-образовательного центра в области строительства, VIA University college (Дания)

В VIA University college обучается более двадцати тысяч студентов, я представляю только один из кампусов в пять тысяч студентов, в котором сосредоточено наибольшее количество международных программ и активностей. Здесь мы обучаем, к примеру, информационным технологиям, инженерным наукам, бизнес-дисциплинам. Две из пяти тысяч студентов приехали учиться в Данию из 52 стран мира. Мы составляем образовательные программы таким образом, что предпринимательство и инновации становятся не просто предметом изучения, — студенты используют эти навыки и в рамках остальных курсов.

Дело в том, что перед любыми вузами — неважно, датскими, финскими или российскими — стоит одна проблема: мы готовим людей работать по профессиям, которые, возможно, еще не существуют. Несколько лет назад в Нидерландах провели исследование, согласно которому топ-10 профессий 2010 года в 2002 году еще не существовали, и эта статистика будет только подкрепляться. Поэтому мы стараемся дать студентам компетенции, которые помогут решать широкий круг проблем, большая часть которых еще не определена. Научить их навыкам, которые, возможно, не имеют ничего общего с инженерией или IT.


В VIA University College у нас есть инкубационный центр общей площадью в 8 тысяч квадратных метров, в этом году там расположилось более 50 компаний на ранней стадии развития. Здесь студенты могут попробовать свои силы, поработать в этих компаниях, те рассматривают их как потенциальных сотрудников, и в комплексе это помогает научить студентов мыслить разносторонне.

Я впечатлен инновационной инфраструктурой Университета ИТМО, но мне кажется, что вы стараетесь привить студентам инновационный тип мышления только в рамках магистерских и аспирантских программ. Мы делаем это уже на стадии базовых образовательных программ, во втором семестре четвертого курса. Мне кажется, что это необходимо делать как можно раньше, и в первую очередь это важно для тех, кто не собирается строить карьеру в науке. А университетская среда должна поддерживать этот процесс.

Лаури Тенхунен , исследовательский центр в области умных сервисов, Университет прикладных наук HAMK (Финляндия)

В нашем вузе мы стараемся использовать современные методы образования, привить студентам больше ответственности: чем активнее они будут, тем больше возможностей они смогут реализовать, и тем вероятнее они построят собственный успешный бизнес. Мы реализуем массу проектов, финансируемых сторонними источниками, например, Евросоюзом, и студенты тоже могут принимать в них участие. Есть разные международные программы, посвященные проектной деятельности. Наша главная цель — не только дать студентам механизмы для создания высокотехнологичного производства, но и выстроить полноценную инфраструктуру с привлечением представителей малого и среднего бизнесов, которые, в свою очередь, также могут нанимать студентов для участия в своих проектах.


В нашем университете семь кампусов, и в каждом есть свой бизнес-инкубатор. Кроме того, есть кооператив — туда они могут обращаться, если пока не готовы строить свою компанию, но хотят продавать свои услуги или учиться предпринимательству на практике. Некоторые из этих сервисов используются для обучения, но студенты могут обращаться к ним и самостоятельно.

Ключ к успешному развитию студенческого предпринимательства — информация. К сожалению, крупный бизнес, как правило, редко обращается к университетам. У нас, например, десятки партнеров среди университетов и институтов Европы, в том числе в России, и я считаю, что предпринимателям нужно обращаться к этой сети — в каждом из них есть контактные лица, которые готовы помочь.

Наличие собственного успешного бизнеса за рубежом – это мечта многих. Не удивительно, ведь предпринимательская деятельность и открытие собственного дела позволяет человеку не только проявить себя и удовлетворить свои амбиции, но и заработать большие деньги.

Однако в условиях современной глобализации и высокой конкуренции ведение предпринимательской деятельности требует наличия не только стартового капитала и бизнес-плана, но и качественных актуальных знаний и навыков, которые дадут возможность правильно распределить этот капитал и развить свою бизнес-идею в функционирующее предприятие, приносящее доход. Иными словами, современному предпринимателю сложно обойтись без профильной подготовки и знания целого ряда бизнес-дисциплин – от бухгалтерского учета до маркетинга.

Именно этим объясняется популярность во всем мире предпринимательского бизнес-образования, которое дает студентам все навыки для открытия и развития своего дела.

Почему стоит изучать предпринимательство?

Предпринимательство – ключевой двигатель экономики

Малый бизнес, созданный предпринимателями, является ключевым двигателем экономики и обеспечивает большинство рабочих мест. Будучи важнейшим свойством рыночной экономики, предпринимательство, как сфера деятельности, объединяет инициативных и амбициозных людей, многие из которых уходят в крупный бизнес, политику, экономику и развивают собственное дело на местном, национальном и глобальном уровне.

Всестороннее бизнес-образование

Бизнес-школы университетов мира предлагают студентам множество общих и узконаправленных программ обучения, при этом именно курсы в области предпринимательства можно назвать наиболее целостными и всесторонними. Нацеленные на индивидуальное личностное, лидерское и предпринимательское развитие каждого студента, эти курсы включают в себя самые разные дисциплины, от экономики и финансов до работы с людьми и управления.

Практическая подготовка к открытию собственного дела

Еще одно выгодное отличие учебных программ в области предпринимательства – это практическая подготовка, которую они дают. Выпускники этих курсов отмечают, что большинство других программ бизнес-школ готовят сотрудников для уже существующих компаний, не знакомых с реалиями процесса открытия собственного бизнеса. В отличие от них, программы для будущих предпринимателей не только объединяют всевозможные дисциплины, но и дают отличную подготовку к открытию, ведению и развитию своего дела в актуальных условиях.

Предприниматель учится и развивается всю жизнь

Сфера предпринимательства и бизнес-инноваций не стоит на месте, а находится в процессе постоянного динамичного развития. Для того чтобы «оставаться на плаву» успешные предприниматели обязаны также постоянно развиваться, получать новые знания и навыки. Получение качественного начального предпринимательского образования даст вам прекрасный жизненный и профессиональный старт, вдохновит вас на дальнейшее развитие и совершенствование.

Вы научитесь «понимать» деньги

Как бы ни сложилась ваша дальнейшая карьера, опыт изучения предпринимательства даст вам знания, которые в любом случае пригодятся в жизни. В первую очередь, вы научитесь «понимать» деньги, что даст вам ценнейшие навыки правильного расчета личных финансов, организации счетов, понимания финансовых процессов и многого другого. При этом углубленное знакомство с различными бизнес-дисциплинами позволит вам, при желании, не открывать собственное дело, а устроиться на работу в одну из существующих компаний.

Специализации

Изучая предпринимательство в зарубежных университетах, вы можете получить одну из следующих общих и узких популярных специализаций:

Процесс и стоимость обучения

Обычно программы в области предпринимательства и бизнеса за рубежом предлагаются на базе университетских бизнес-школ или факультетов менеджмента и финансов.

Начальные знания в сфере предпринимательства и бизнеса можно получить за счет среднего специального образования или подготовительных программ Foundation, выбрав соответствующую специализацию.

Студенты изучают общие бизнес-дисциплины в течение 3-4 лет на уровне бакалавриата, после чего могут продолжить обучение на академических или исследовательских программах магистратуры (1-2 года) и докторантуры (от 2 лет).

Курсы в области предпринимательства предполагают изучение широкого ряда дисциплин, знание которых необходимо для открытия, ведения и развития своего бизнеса. Среди них – управление и работа с людьми, финансы и бухгалтерский учет, бизнес-инновации и предпринимательство, экономика, иностранные языки и т.д.

В рамках некоторых программ бакалавриата и магистратуры студенты также осуществляют индивидуальную или групповую работу над созданием собственного стартапа и бизнес-плана, а исследовательские курсы предполагают проведение исследований в сфере бизнеса и предпринимательства.

Доступные программы ассоциата в области предпринимательства предлагает американский ($6,800 в год), доступные программы бакалавриата предлагает ирландский ($7,622 в год), а программы магистратуры - ($5,417 в год).

Более дорогостоящее образование в области предпринимательства, бизнеса и управления можно получить в британском ($26,650 в год), австралийском ($27,840 в год) и американском ($44,400 в год).

Возможности для предпринимательской деятельности за рубежом

Многие студенты получают высшее предпринимательское образование с целью создания собственного стартапа и открытия своего бизнеса за рубежом. Стоит учесть, что для разных стран характерны разные условия ведения бизнеса для иностранных предпринимателей. Рассмотрим несколько примеров стран с благоприятным климатом для предпринимателей…

Новая Зеландия

Новая Зеландия – это страна с благоприятными условиями для бизнеса, а также одна из самых некоррумпированых стран мира. Здесь можно получить предпринимательскую визу Entrepreneur Work Visa, которая действует в течение 3 лет и позволяет открыть свое дело.

Для получения визы нужно представить справку о несудимости и продемонстрировать готовность инвестировать в свой бизнес. Помимо невысоких налогов, стоит также отметить наличие в Новой Зеландии большого количества инвесторов, поддерживающих перспективные стартапы. Лучшие перспективы развития в Новой Зеландии ожидают бизнес в сфере ИТ, экологии и переработки мусора, туризма, сельского хозяйства и образования.

Великобритания

Иностранцы составляют около 20% от общего числа предпринимателей в Великобритании. Ежегодно условия ведения бизнеса в стране улучшаются, в будущем страна планирует частично освободить компании от госпошлин и сократить налог на прибыль предприятий с 20% до 18%.

Иностранцы могут получить британскую предпринимательскую визу Tier 1, имея £50,000 на инвестиции в свой бизнес или заручившись поддержкой частных или государственных организаций. Перспективными направлениями для развития своего дела в Великобритании являются сферы технологий, экологии, кулинарии и т.д. При этом тремя лучшими британскими городами для развития стартапов признаны Лондон, Бристоль и Оксфорд.

Гонконг

Будучи одним из лидеров торговли в Азии, Гонконг также отличается одной из самых открытых и интернациональных экономик в мире. Один из главных плюсов ведения бизнеса в стране – это низкий налог на прибыль, который составляет 16,5%.

Открытие своего дела в Гонконге занимает около месяца, а стать предпринимателем в стране может каждый иностранец старше 18 лет при условии наличия секретаря, являющегося резидентом страны. Для получения предпринимательской визы в Гонконг необходимо представить свой бизнес-план, продемонстрировать наличие финансов на содержание бизнеса и доказать экономическую пользу своего стартапа.

В этом году тема молодежного технологического предпринимательства звучала на мероприятиях IV Форума молодых ученых U-NOVUS особенно часто: на пленарном с сессионных заседаниях, на круглых столах, семинарах и просто в кулуарах форума.

На заседании рабочей группы федерального проекта «ИНО Томск» , состоявшемся в рамках U-NOVUS, заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович особо подчеркнул важность развития предпринимательства в вузах: «Оно должно быть частью университетской культуры. Не только образовательный процесс, не только наука, но и предпринимательство - это часть общего развития молодого человека, приобретения отдельных навыков». Но пока, по его мнению, это не стало «системным достижением» и похвастаться «пока мы этим не можем». Есть, конечно, отдельные примеры...

Потому, по словам вице-премьера, Правительство РФ намерено уделить особое внимание поддержке студенческого предпринимательства и работа в этом направлении уже ведется. Жаль, что плотный график работы не позволил Аркадию Дворковичу лично поучаствовать в работе одного из круглых столов U-NOVUS-2017, участники которого как раз и представили свои успешные истории молодежного техпредпренимательства.

Примеры и возможности эффективного развития бизнес-навыков молодых стали главной темой круглого стола «Роль университетов в развитии молодежного технологического предпринимательства». Его организаторами в рамках программы U-NOVUS-2017 выступили Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) в партнерстве с Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России и Томского политехнического университета . Участники встречи - представители ведущих и опорных университетов России, органов власти, институтов развития, частных фондов, социально-ответственного бизнеса и эксперты научно-образовательной сферы - обсудили основные проблемы, связанные с актуальной темой, и поделились сделанным в этой области.

Темы молодежного техпредпринимательства не нова. Но ее актуальность обусловлена, в том числе, теми изменениями экономической ситуации на местах, которые заставляют вузы быть в тонусе. Свое влияние на это оказывает и приоритетный проект Минобрнауки России «Вузы как центры пространства для создания инноваций» . Его реализация ставит перед университетами не только технологические, но и социальные задачи. Об этом участникам встречи напомнила исполнительный директор НФПК Ирина АРЖАНОВА.

Вопрос стимула

НФПК давно и планомерно работает с разными когортами университетов, в том числе с ведущими, а сейчас и с опорными. Потому фонду хорошо знакома тема техпредпринимательства и проблемы, связанные с ее развитием.

Сегодня мы активно работаем c опорными университетами, - отметила Ирина Аржанова. - Для нас очень важна эта группа вузов. Потому как они действуют на местах, в интересах своих регионов. Их не случайно называют драйверами инновационного развития территорий. Речь в данном случае идет не только о развитии самого вуза, который должен реализовать свою стратегическую программу. Он должен повлиять и на развитие региона в целом, через развитие экономики, населения, создание креативного класса.

По мнению главы фонда, можно выделить три основных инструмента стимулирования молодежного предпринимательства, которые сегодня используют вузы. Первый - это образовательные программы, которые дают знания, навыки предпринимательского мышления и деятельности.

Второй - инновационная инфрастраструктура, которая позволяет эти знания применить, апробировать, получить опыт реальной практической деятельности и проектирования. Месторасположение так инфраструктуры может быть самым разным: внутри самого университета, в кампусе, который используют сразу несколько вузов, она может быть региональной или городской... Главное, чтобы работала на пользу дела.

Третий инструмент - мероприятия и проектная деятельность, различные конкурсы и проекты, которые также стимулируют развитие предпринимательства.

Программы быстрой сборки

Использование сетевой формы работы при подготовке кадров для отраслей инновационной экономики содействует повышению интереса к естественнонаучным специальностям детей и молодежи, считает руководитель дирекции популяризации Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) Сергей ФИЛИППОВ. Не первый год фонд адресно работает с вузами, как по образовательным программам, так и по налаживанию эффективного взаимодействия вузов с бизнесом. Но сейчас формат работы фонда несколько изменился. Сергей Филиппов остановился на этом подробнее.

Напомним, ФИОП входит в группу РОСНАНО , он не является коммерческим предприятием. По словам Сергея Филиппова задача фонда - «развивать инфраструктуру для НИРОВ, НИОКРов и в целом для системы образования». Одна из программ ФИОП направлена конкретно на работу с предприятиями.

Вполне естественно, что при закупке нового оборудования требуются и новые сотрудники, - заметил представитель фонда. - По заказу предприятий на условиях равного финансирования мы, при поддержке вузов, готовим необходимых специалистов. Выиграв тендер, университет-победитель разрабатывает программу дополнительного образования, модули которой могут быть интегрированы в другие магистерские программы. Таким образом у нас уже подготовлены 3,5 тысячи человек, 35 тысяч студентов освоили эти дополнительные модули. Все программы также включены в систему электронного образования. Разработка профстандартов в области нанотехнологий - другое, не менее важное направление деятельности ФИОП, как и работа со школьниками.

Как инвестиционная компания, РОСНАНО хорошо видит существующую сегодня на рынке нехватку специалистов по многим направлениям. Для ответа на технологические вызов требуются кадры. Их ждут от вузов, которые, со своей стороны, требуют от предприятий поставить задачу: скажите, кого готовить, а мы уж все сделаем. К сожалению, посетовал представитель ФИОП, рынок труда долгое время не может сформулировать четкие компетенции.

Решение проблемы мы видим в использовании сетевой формы, - рассказал Сергей Филиппов. - Еще в 2011 году в рамках межвузовской программы подготовки инженеров мы открыли свою кафедру в Физтехе: брали заинтересованных в такой форме подготовки магистрантов под задачи, сформулированные предприятиями. У студентов было два научных руководителя: один со стороны вуза, второй - со стороны предприятия. По результатам итоговой защиты выпускник получает два диплома: базовый и по инновационному модулю.

Опыт оказался достаточно удачным, а карьеры выпускников успешны: практически все они теперь работают на тех предприятиях, где и защищали дипломы. Но готовить таких штучных специалистов, конечно, недешево. Позже к программе подключились еще несколько вузов: МИСИС, МИФИ, РАНХиГС. История показалась интересной правительству Москвы и оно со своей стороны поддержала программу софинансированием. Благодаря такому подходу было создано комплексное сетевое пространство.

Но начинается все с компании: она - инициатор задачи и по компетенциям, и по специальностям, которые ей нужны. Она же создает производственные условия для выполнения этих задач на своей базе, - подчеркнул Сергей Филиппов. - Наша модель заинтересовала вузы: они рассматривают возможность использовать ее для работы с предприятиями в своих регионах. Сейчас ее изучают в Сибирском федеральном университете и Сургутском госуниверситете.

Преимущество такой формы работы заключается также в том, что мы можем быстро собирать образовательные программы с учетом тех или иных отраслевых специализаций. Сегодня горизонт планирования как у больших, так и у малых инновационных предприятий не более трех-пяти лет. Потому и возникает требование скорости при сборке образовательных программ.

Кроме того, такие программы помогают развивать столь актуальные сегодня «гибкие навыки» - soft skills, стимулируя также и предприимчивость. Студент находится в определенной среде, где должен сам выбирать образовательные модули, корректировать под изменяющийся мир свои программы обучения, оценивать свою работу.

А как у вас?

Является ли сегодня развитие молодежного технологического предпринимательства прямой задачей вузов? И, если да, то с какими ограничениями на этом пути они сталкиваются? Ответы на эти вопросы постарались дать руководители опорных университетов.

Как социально ответственная организация вуз развивает молодежное предпринимательство, потому как за этим будущее. И на начальной стадии предпринимательства, вузы - самая эффективная площадка для развития молодежного технического творчества, подчеркнул Анатолий Косых.

А вот основные проблемы в этой области, по мнению ректора, связаны с тем, что создание молодежного предпринимательства никак не входит в показатели работы вузов, не учитывается в объеме выполненных ими работ. Отсюда возникают и другие сложности. Как, например, разместить предприятие, созданное студентами или сотрудниками вуза, на территории университета? На каких таких основаниях?..

Подводя итоги дискуссий, участники круглого стола сошлись во мнении, что развитие молодежного предпринимательства - перспективное и важное направление в жизни регионов. Но для того, чтобы оно эффективно развивалось и шло на пользу территориям, необходимо несколько составляющих. В том числе, внедрение общей системы координат для понимания, какими ресурсами обладает регион и какую роль может играть опорный вуз как центр интеграции. Важна и разработка методик для того, чтобы опорный университет стал образовательным центром региона, в котором концентрируются ресурсы и технологии для обучения будущих стейкхолдеров.

И, конечно, не обойтись в этой работе без широкого информирования сообщества, как на федеральном, так и на региональном уровнях об удачных практиках и возникающих проблемах. 4science будет следить за развитием событий.

Редакция благодарит НФПК и лично руководителя международных и сетевых программ фонда Наргис Валамат-Заде за помощь в подготовке текста.

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова


Ключевые слова

студенческое предпринимательство, инновационное развитие, высшее учебное заведение (вуз), спин-офф компании, стимулирование, student entrepreneurship, innovative development, a higher educational institution (high school), spinoff companies, fostering

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Необходимость развития студенческого предпринимательства становится все более важным направлением инновационного развития вузов. Внимание концентрируется на тех студентах, которые создают новые компании для коммерциализации своих знаний, которые они приобрели на протяжении всего процесса обучения в университете. В этой статье рассматривается, во-первых, важность студенческих спин-офф компаний. Во-вторых, выявляются различные и основные аспекты студенческого предпринимательства. В-третьих, вводиться модель для повышения уровня студенческого предпринимательства в университете. В-четвертых, определен ряд принципов, построения данной модели. В-пятых, разработаны рекомендации, чтобы стимулировать администрацию университета использовать менеджмент, основанный на результатах, направленный на повышение уровня студенческого предпринимательства.

Текст научной статьи

Необходимость развития студенческого предпринимательства становится все более важным направлением инновационного развития вузов. Однако существует риск, что политика, стимулирующая предпринимательскую деятельность в университете, может упустить ключевые научные идеи. За последние годы появилось достаточно большое количество литературы по студенческому предпринимательству различной направленности, что усложняет для вузов процесс разработки эффективной политики. Поэтому студенческие спин-офф компании представляют интерес для всех прогрессивно мыслящих вузов, а особенно для тех, которые поддерживают научные исследования и обучающие программы в области предпринимательства. Создаваемые компании являются неоспоримым доказательством того, что студенты приобретают реальные предпринимательские навыки во время обучения в университете. Кроме того, студенческие спин-офф компании содействуют региональному экономическому развитию, коммерциализации знаний, помогают вузам достичь своей основной миссии, и увеличить рентабельность инвестиций в НИОКР. Спин-офф компании представляют собой фирмы-отпрыски, выделяющиеся из материнской компании с целью самостоятельной разработки, освоения и внедрения на рынок нового продукта или технологии. Фирмы такого рода чаще всего создаются посредством преобразования подразделения компании в самостоятельную фирму . За счет преимуществ, предоставляемых спин-офф и спин-аут компаниями университеты и исследовательские организации получат положительный экономический, социальный, инновационный эффект от деятельности таких компаний . Спин-компании основываются на базе технологии или разработки, созданной материнской компанией с одной целью - внедрить объект научно-исследовательской деятельности на рынок. Существует ряд причин, почему важно развивать студенческое предпринимательство: 1. Студенческие спин-офф компании являются конкретным доказательством того, что университет является актуальным, современным и конкурентоспособным. А это в свою очередь способствует привлечению талантливых студентов, преподавателей, партнеров и доноров; созданию частных и государственных инвестиций; и укреплению региональных и международных связей. 2. Способствует экономическому развитию региона, где расположен университет. Создаются рабочие места (в том числе рабочие места для студентов и наукоемкие рабочие места), происходит диверсификация местной экономики, привлечение инвестиций. 3. Помогает университетам в выполнении своих ключевых задач исследования, обучения и развития. Студенческие спин-офф компании помогают факультету проанализировать, что полезно для обучения студентов, и повышают осведомленность о практической ценности проведенных исследований университета. 4. Повышает доходность государственных инвестиций в университетские НИОКР. Качественное образование вкупе со студенческим предпринимательством способствуют повышению уровня предпринимательской активности в университете, которое в свою очередь увеличивает результативность и доходность от НИОКР. Следует отметить, что спин-офф компании могут быть созданы студентами любого факультета в университете. Эти компании действуют независимо от университета; они имеют свою собственную юридическую, техническую, так и коммерческую структуру. Студенческие спин-офф компании могут получить доход от: - новых продуктов, услуг, технологий, инструментов и решений; - нового качества товаров; - создания новых методов производства; - открытия новых рынков; - нахождения новых источников поставок сырья и материалов; и - новых организационных форм. Можно определить шесть моделей, которые влияют на количество предпринимателей из числа студентов в университете в определенный момент времени (зависимая переменная). А и Б: Студенты используют университетские знания для развития своих возможностей в рамках университета. Объем знаний, доступных студентам, выражается в виде произведения двух факторов: общего запаса знания, имеющегося в университете и та часть знаний, которую университет позволяет студентам коммерциализировать. Если политика университета в области предпринимательства даст все права на университетский запас знаний студентам, то количество предпринимателей из числа студентов и число студенческий компаний, скорее всего, увеличится. В: Сравнивая прогнозируемые доходы от предпринимательства и ожидаемую заработную плату от работы по найму внутри или вне университета, если прибыль будет выше заработной платы, будет выше число студентов готовых открыть свои компании. Г: Студентам необходимо развивать три основные возможности предпринимательства: определять и распознавать свои возможности, приобретать ресурсы, и продвигать свое предприятие. Чем сильнее предпринимательский потенциал студентов университета, тем скорее увеличивается количество студентов, открывающих свое дело. Д и Е: Можно выявить основные барьеры для предпринимательства, которые могут быть сгруппированы в две категории: барьеры, создаваемые университетом и региональные барьеры. К числу университетских барьеров можно отнести отсутствие социальной поддержки студенческого предпринимательства, противоречие между академическими и коммерческими результатами, отсутствие людей с опытом ведения бизнеса и коммерческих навыков. Среди региональных барьеров предпринимательства, можно отметить нормативные, правовые, административные, трудовые, финансовые и партнерские обременения. Например, в некоторых регионах, студентам-предпринимателям нужен один день для регистрации компании; в других регионах нужно 20 недель. В некоторых регионах требуют квалификации или бизнес-план, заверенный бизнес-экспертом, подтверждающие жизнеспособность компании. В некоторых регионах, студенты не имеют доступа к банковским и товарным кредитам. На количество предпринимателей из числа студентов в университете положительно влияют: - образовательная база в университете; - доля знаний, которые студенты могут коммерциализировать; - ожидаемая прибыль; - индивидуальные предпринимательские способности студента. Рисунок также показывает, что чем больше университетских и региональных барьеров для предпринимательства создается, чем меньшее количество предпринимателей из числа студентов. Существует также ряд принципов, которые могут быть использованы при разработке политики университета для увеличения количества спин-офф компаний, созданных студентами университета. Эти принципы сгруппированы по шести факторам (таблица 1). Таблица 1 Принципы стимулирования студенческого предпринимательства в университете Направление Принципы A.Увеличение образовательной базы - Привлечь и удержать продуктивных исследователей с факультета, имеющих бизнес-опыт, которые могут увеличить образовательную базу, которые можно использовать в коммерческих целях. - Обеспечить наставников для студентов, чтобы помочь определить и укрепить способности. - Отличать знания, которые повышают существующую практику по сравнению с теми, что разрушают ее. Б.Увеличение части знаний, которые студенты могут коммерциализировать - Дать студентам возможность коммерциализировать большую часть знаний. - Отделить процесс создания спин-офф компаний от научных исследований и преподавания. В.Увеличение превышение доходов от предпринимательства от возможной заработной платы -Предоставить студентам, занимающимся предпринимательством стипендии, используя тот же уровень поддержки, используемый для обеспечения учебного процесса и исследовательские стипендии. - Оказывать финансовую поддержку студентам для реализации реальных возможностей. - Анализировать существующие возможности и предоставить студентам конструктивную обратную связь при продвижении своих возможностей. - Обеспечить доступ для потенциальных клиентов, партнеров и инвесторов. - Предоставить инструменты, чтобы определить и укрепить возможности. - Помощь в получении внешних ресурсов. Г.Повышение индивидуальных способностей - Обеспечить практическое обучение и наставников для развития потенциала по выявлению и уточнения возможностей, привлечение ресурсов, и продвижению предприятий. - Помогать налаживать связи студентов с предпринимателями. Д.Снижение университетских барьеров - Повысить уровень осведомленности о льготах для студенческого предпринимательства региона, университета и факультета. - Обеспечить пространство для сотрудничества студентов. - Установить четкий и благоприятный процесс создания спин-офф компаний. - Определить характер и срок создаваемых спин-офф компаний на базе университета. - Больший упор на результаты от инвестиций, чем на отслеживание инвестиций в деятельности. - Ликвидировать неравенство по признаку пола, возраста, расы, здоровья и религии. Е. Уменьшение региональных барьеров - Поощрять факультеты для содействия региональному экономическому развитию организаций. - Вовлечь студентов в деятельность организации по экономическому развитию, кластеров, бизнес-инкубаторов, сервис-провайдеров и др. - Предоставить доступ к конференциям, где обсуждаются технологии и тенденции на рынке с потенциальными клиентами. Но одних принципов не достаточно. Управляющий аппарат университета может использовать ориентированный на результаты подход к управлению, который способствует повышению уровня предпринимателей из числа студентов. При таком подходе использование трех инструментов для управления инициативами в содействии созданию студенческих спин-офф компаний может оказаться весьма полезным. Эти инструменты включают в себя: - логическую модель; - структуру измерения эффективности; - инвестиционный риск-менеджмент. Логическая модель показывает логические связи между исходными ресурсами, действиями, отдачей, немедленными результатами, промежуточными результатами, и конечными результатами инициативой университета увеличить количество предпринимателей из числа студентов. Университет может использовать структура измерения эффективности, подготовить и реализовать план систематического сбора соответствующих данных за все время существования студенческого предпринимательства и продемонстрировать прогресс в достижении намеченных результатов. Инвестиционный риск предполагает учет операционного риска, финансового риска, риска, связанного с репутацией университета при поощрении инициативы по увеличению числа предпринимателей из числа студентов, и определить соответствующие стратегии реагирования на эти риски. Очевидным преимуществом спин-компаний является то, что университетские исследовательские группы лучше понимают изобретения, технологии, научные разработки, которые необходимо продвинуть на рынок. В силу этого спин-компании часто состоят из изобретателей технологий и недавно дипломированных студентов. Для продвижения на рынок необходимо изучить перспективы продуктов на основе изобретений или технологий и лишь, затем строить вокруг них бизнес. После прохождения данного этапа, университетская спин-компания станет действующей фирмой, а не просто формой исследовательской группы. Компетентная бизнес команда в составе вновь создаваемой компании способна преобразовать университетскую спин-компанию в работающую и приносящую результаты фирму. Проблему организации эффективно работающих команд в создаваемых университетских спин-компаниях можно решить при помощи создания смешанных команд, состоящих из разработчиков, юристов, финансистов и менеджеров, способных управлять процессом коммерциализации разработок . Обеспечение финансированием университетских спин-компаний возможно осуществлять частично за счет университетских фондов поддержки малых инновационных предприятий, за счет бюджетного финансирования, в частности за счет грантов, предоставляемых молодым ученым (СТАРТ, УМНИК), за счет привлечения венчурного финансирования . Опыт использования таких моделей организации инновационных компаний в российской практике уже существует. И возможны перспективы развития спин-компаний с условием реализации мер по стимулированию и поддержке процесса создания инновационных компаний. Принятый в 2009 году федеральный закон №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» позволил высшим учебным заведениям и научно-исследовательским институтам самостоятельно создавать малые предприятия для практического внедрения результатов своей интеллектуальной деятельности. Цель данного закона не просто создание предприятий при вузах и НИИ, а создание предприятий, которые производили бы конкурентоспособную продукцию и приносили прибыль. Для этого необходимо создавать работающие, универсальные и эффективные схемы организации инновационных компаний. В заключение отметить, что сегодня стимулирование студенческого предпринимательства в коммерческих и общественных целях становится все более важным направлением развития университетов по всему миру. И хотелось бы верить, что перечисленные выше меры способствуют стимулированию студентов на создание своих предприятий.