Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Харитонович История Крестовых походов. Д

Если поведаем правду - превзойдем всякую вероятность

Раймонд Ажильский, историк похода

Освободители Гроба Господня

Несмотря на общеизвестность каннибализма во время первого Крестового Похода (ссылка на каннибализм в 1098 г. входит в любую Timeline(1) в интернете), иногда такие факты робко пытаются подвергнуть сомнению.

Например, некое "Общество изучения Крестовых Походов" так отвечает на этот вопрос:

"Вопрос: - Мне сказали, что во время похода вместо обычной пищи крестоносцы кормились местными младенцами, зажаренных на кольях. Это чудовищно. Не затруднит ответить?

Ответ: - "Поедание младенцев" - стандартное для цивилизации Запада обвинение против религиозного или политического противника.

(2) - I have been told that while campaigning the crusaders would eat local babies roasted on a spit in lieu of more readily available fodder. This sounds beyond barbaric. Care to answer?? - "Eating babies" is a standard accusation in Western civilisation against one"s religious or political opponents. It is the ultimate taboo, as you will realise. Hence the Romans accused the early Christians of eating babies, the medieval West accused Jews and heretics of eating babies, in medieval literature pagans eat babies, the Revolutionary French peasantry accused the French nobility of eating babies. The crusaders did eat their horses (which in Britain at least is only one step up from eating babies) and during the first crusade one group of warriors (the "Tafurs") were accused of eating babies…. The Tafurs were recorded to have resorted to cannibalism at the siege of Ma"arra; this was reported by Raymond of Aguilers, but not by other chroniclers of the First Crusade (France, Victory, p. 315 and note 49). It is tempting to deduce that they were accused of this crime because they were poor warriors, even peasants, despised and feared by the more noble warriors who regarded them of being capable of any depravity. In other words, the accusation reflects fear and distrust between classes, rather than what actually happened. Society for the Study of the Crusades http://freespace.virgin.net/nigel.nicholson/SSCLE/Crusade%20Faqs/f-babies.html

(3) Raymond d"Agiles (Or AGUILERS.) (Раймонд Агильский, Раймунд Ажильский) - A chronicler and canon of Puy-en-Velay, France, toward the close of the eleventh century. He accompanied the Count of Toulouse on the First Crusade (1096-99), as chaplain to Adhemar, Bishop of Puy, legate of Pope Urban II. With Pons de Balazuc he undertook to write a history of the expedition, but, Pons having been killed, he was obliged to carry on the undertaking alone. At a sortie of the crusaders during the siege of Antioch (28 June, 1098) Agiles went before the column, bearing in his hands the Sacred Lance. He took part in the entry into Jerusalem, accompanied the Count of Toulouse on his pilgrimage to the Jordan, and was at the battle of Ascalon. After this he is lost sight of. His "Historia Francorum qui ceperunt Hierusalem" (P.L., CLV, 591-668) is the account of an eyewitness of most of the events of the First Crusade. The Catholic Encyclopedia, Volume I 1907 Robert Appleton Company http://www.newadvent.org/cathen/01210b.htm

(4) Перну Р. Крестоносцы. Перевод с французского: Карачинский А. Ю. и к.и.н. Малинин Ю. П. / Научный ред. к.и.н. Малинин Ю. П. — СПб.: «Евразия», 2001. — 320 с. ISBN 5-8071-0072-7 /// Pernoud R. Les hommes de la croisade. — J. Tallandier. — 340 p.

(5) "When the Emir of Antioch protested about the cannibalism of the Tafurs, the princes could only admit apologetically: "All of us together cannot tame King Tafur"." (N. Cohen, In Search of the Millennium, pp. 66-7.)

(6) One chronicler dryly says there is nothing surprising in the matter, and wonders that they sometimes ate dogs in preference to Saracens. Charles Mills, History of the Crusades, vol. i., pp. 173, 227.

The Gesta Francorum and other medieval chronicles describe how starving Europeans ate dead Saracens in the absence of any other sustenance during the First Crusade. http://www.britarch.ac.uk/ba/ba65/letters.shtml

(8) Albertus Aquensis (Альберт Ахенский) - A chronicler of the First Crusade. His "Chronicon Hierosolymitanum de bello sacro", in twelve books, from 1095 to 1121, printed in Bongars (Gesta Dei per Francos, I, 184-381), is also found in the fourth volume of the "Recueil des historiens des croisades". It is now usually accepted that he was a canon of Aachen (Aix-la-Chapelle), though Wattenbach asserts (Deutsch. Gesch. II, 179) that it is yet doubtfulwhether the earlier locating of him at the church of Aix-en-Provence be not correct. His narrative is written with little order and less critical skill, his chronology in inexact, and his topographical references are often greatly disfigured. But the work is to be looked on as the outpouring of adeeply religious and poetic heart, which saw in the contemporary Christian knighthood the salvation of the civilization of Christendom. The Catholic Encyclopedia, Volume I 1907 Robert Appleton Company

(9) Chronist Albert Aquensis Am 15 Juli 1099 wurde ... der Feinde wateten", Am 11.12.1098 wurden bei der Eroberung der Stadt Marra (Maraat an-numan) wieder Tausende umgebracht. Wegen der darauf einsetzenden Hungersnot wurden "die schon stinkenden Leichen der Feinde vom Christenvolke verzehrt", berichtete der christliche Chronist Albert Aquensis.

(10) Заборов М.А. Историография крестовых походов. М., 1971, КРЕСТОНОСЦЫ НА ВОСТОКЕ

(11) "They consumed, with heedless prodigality, their stores of water and provision: their numbers exhausted the inland country: the sea was remote, the Greeks were unfriendly, and the Christians of every sect fled before the voracious and cruel rapine of their brethren. In the dire necessity of famine, they sometimes roasted and devoured the flesh of their infant or adult captives. Among the Turks and Saracens, the idolaters of Europe were rendered more odious by the name and reputation of Cannibals; the spies, who introduced themselves into the kitchen of Bohemond, were shown several human bodies turning on the spit: and the artful Norman encouraged a report, which increased at the same time the abhorrence and the terror of the infidels." The History Of The Decline And Fall Of The Roman Empire By Edward Gibbon http://www.ccel.org/g/gibbon/decline/volume2/chap58.htm

(12) "This cannibal hunger, sometimes real, more frequently an artifice or a lie, may be found in Anna Comnena, (Alexias, l. x. p. 288,) Guibert, (p. 546,) Radulph. Cadom., (c. 97.) The stratagem is related by the author of the Gesta Francorum, the monk Robert Baldric, and Raymond des Agiles, in the siege and famine of Antioch.] " The History Of The Decline And Fall Of The Roman Empire By Edward Gibbon http://www.ccel.org/g/gibbon/decline/volume2/nt580/079.htm

(13) Schaff, Philip (1819-1893) Schaff, Philip, History of the Christian Church, (Oak Harbor, WA: Logos Research Systems, Inc.) 1997. The material has been carefully compared and corrected according to the Eerdmans reproduction of the 1907 edition by Charles Scribner"s sons, with emendations by The Electronic Bible Society, Dallas, TX, 1998. History of the christian church http://www.ccel.org/s/schaff/history/ Chapter vii. the crusades http://www.ccel.org/s/schaff/history/5_ch07.htm

(14) "The Poetry of the Crusades is represented chiefly by Raoul De Caen in Gestes de Tancrede; Torquato Tasso, the Homer of the Crusades, in La Jerusalemme liberata; Walter Scott: Tales of the Crusades, Talisman, Quentin Durward, etc. The older literature is given in full by Michaud; Bibliographie des Croisades, 2 vols. Paris, 1822, which form vols. VI., VII, of his Histoire des Croisades." Schaff, Philip, History of the Christian Church

(15) Radulphus Cadomensis (Raoul de Caen) (Рауль Канский) - ученый историк; род. около 1080 г. Приняв в 1096 г. участие в крестовом походе, он примкнул к знаменитому Танкреду и написал историю этого похода под заглавием "Gestes de Tancr e de", так как главной ее целью является прославление этого героя и его подвигов. Написанное на месте действий, на глазах участников и очевидцев, оно отличается достоверностью и дает подробности, которых нет в других источниках. Издано Мартеном (Mart e ne, "Anecdota", т. III), Муратори и Гизо (Guizot, "M emoires relatifs a l"histoire de France"). Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/085/85939.htm

(16) "In Maarra our troops boiled pagan adults in cooking pots; they impaled children on spits and devoured them grilled." (Radulph of Caen) The Frankish chronicler Radulph of Caen http://www.crusades.org/chronology.htm

(17) "Peter the Hermit became their spiritual leader and saint; they moreover elected a military commander whom they called Tafur, the Turkish for King of the Beggars; and laid down certain rules; for instance, no one was to be tolerated among them who possessed any money; he must either quit their honorable community, or hand over his property to the King of the Beggars for the common fund. The princes and knights did not venture into their camp except in large bodies and well armed; and the Turks said of the Tafurs, that at they liked nothing so well to eat as the roasted flesh of their enemies." Von Sybel, History and Literature of the Crusades, p. 31, 32.

(18) "This same bishop from Calabria was a friend of one Arnaulf, a very minor ecclesiastic who, with the help of the bishop, was later elected the first Latin patriarch of Jerusalem! "A strange group survived from the earlier "people"s crusades" called TAFURS, who earned a certain notoriety when some of their numbers were accused of cannibalism by the emir of Antioch. Of this group there was an inner "college" presided over by a King Tafur. The contemporary chronicles present King Tafur as a man whom even the crusade princes approached with humility, even reverence. It was this King Tafur who is said to have performed the coronation of Godfroi de Bouillon. Moreover, King Tafur was said to be associated with Peter the Hermit. Could it be possible that this inner group, and the King, were the representatives from Calabria? The name TAFUR could, with one letter change, be an anagram for ARTUS, a ritual name...." "the princes ... while admitting the effectiveness of the Tafurs in battle clearly regarded them with misgiving and embarrassment. Yet, if one turns to a vernacular epic written from the standpoint of the poor one finds the Tafurs portrayed as a Holy People and "worth far more than the Knights."" by Norman Cohn. The Pursuit of the Millenium.

(19) According to Guibert of Nogent, one of the few literate crusaders, these foot soldiers "marched barefoot, bearing no arms, and had no money at all. Entirely filthy in nakedness and want, they lived on the roots of plants".
But they also developed a taste for human flesh, revelling in their reputations as man-eaters. "In full view of the enemy they roasted the bruised body of a Turk for eating," wrote Guibert.
The crusaders resorted to cannibalism several times on their three-year trek to Jerusalem. At the siege of Ma"arra, near Antioch in Syria, another chronicler, Fulcher of Chartres, described how "our people were so frenzied by hunger that they tore the flesh from the Saracens who had died there".
Eventually, now numbering just one third of their original strength, 10,000 foot soldiers and 1,000 knights arrived at Jerusalem, on June 7, 1099. Their first assaults were a fiasco as they had no means of scaling the walls, and were driven to a frenzy as defending Muslims spat down on their crosses.
On July 15 they finally breached the wall and, in a 36-hour orgy of destruction, every man, woman and child in the city was massacred.
"Our squires and footmen split open the bellies of those they had just slain in order to extract from the intestines the gold coins the Saracens had gulped down into their loathsome throats while alive," wrote Fulcher. "Our men ran through the city, not sparing anyone, even those who begged for mercy." http://portal.telegraph.co.uk/news/main.jhtml?xml=/news/2001/09/18/wmid318.xml&sSheet=/news/2001/09/18/ixhome.html

(20) Гвиберт Ножанский (Guibert of Nogent) - хронист, аббат, теолог, участник похода, автор "Monodiae" ("Vita sua"): "In full view of the enemy they roasted the bruised body of a Turk for eating".

(21) Fulk (or Fulcher) of (de) Chartres. (Fulсherii Сarnotensis)Фулькерий Шартрский (Фульхерий Шартрский) - французский священник и хронист, автор "Иерусалимской истории" (Historia Hierosolymitana / Gesta Francorum Hierusalem peregrinantium), сопровождавший отряд герцога Роберта Нормандского, а затем в качестве капеллана графа Балдуина Бульонского (Балдуина 1, короля Иерусалима) во время штурма Эдессы: "Our people were so frenzied by hunger that they tore the flesh from the Saracens who had died there, which they chewed and devoured though it had been insufficiently cooked".

(p1) August C. Krey, The First Crusade: The Accounts of Eye-Witnesses and Participants, Pinceton & London, 1921, s. 261

(p2) Radulphi Cadomensis. Gesta Tancredi. - Recueil des historiens des croisades. Historiens Occidentaux, t. III, Paris, 1866, p. 694, 697. (пер. М. А. Заборова) Текст воспроизведен по изданию: История крестовых походов в документах и материалах. М. 1975

Святая зелия ы первый поход. Петр Пустынник. Клермонский собор. Его главные вожди И Алексей Комнин. Трудности. Взятие Иерусалима. Иерусалимское королевство. Второй поход. Духовно-рыцарские ордена. Си. Бернар. Третий поход и Ричард Львиное Сердце. Плен Ричарда. Судьба Комнинов. Четвертый поход и Латинская империя. Монголы. Походы Людовика IX. Конец и последствия крестовых походов. Альбигойцы. пруссы и судьба храмовников

СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И ПЕРВЫЙ ПОХОД

Палестина, в которой проповедовал и страдал Спаситель мира, была священной землей в глазах христиан. Мать Константина Великого, благочестивая Елена, посетила Иерусалим, отыскала Крест, на котором был распят Христос, и построила церковь над пещерой, где Он был погребен. С тех пор вошло в обычай путешествовать в Палестину на поклонение Гробу Господню. Когда арабы завладели Иудеей, они не препятствовали этим путешествиям, и число христианских пилигримов из Европы возрастало с каждым годом. Народы западноевропейские отличались тогда большой набожностью, И пилигримы надеялись многотрудными странствиями ко Гробу Господню заслужить себе отпущение грехов. Но в XI столетии Малая Азия, Сирия и Палестина подпали под власть новых мусульманских завоевателей, турок-сельджуков. Турки начали притеснять сирийских христиан и европейских пилигримов, мучили их, брали большие деньги за разрешение поклониться Гробу Господню и ругались над христианской святыней. Рассказы и жалобы возвращавшихся богомольцев вызвали в Западной Европе негодование против неверных.

Один из таких пилигримов, пустынник Петр Амьенский, явился в Рим к папе Урбану Л и сообщил ему о своем намерении начать войну с неверными, чтобы освободить от них Святую землю. Папы и прежде думали об этой войне; византийские императоры также звали западных государей на помощь против магометан. Поэтому Урбан II одобрил намерение Петра Пустынника. Тогда этот необычный человек, одетый в рубище, подпоясанный веревкой и босой. сидя на осле, с распятием в руке объехал Италию и Южную Францию. Везде, где только он находил толпу: на дорогах, улицах, площадях и в церквах, - он живописал бедственное положение христиан на Востоке и поругание Святой земли. Везде слушатели проникались его речами и готовы были идти на освобождение Гроба Господня. Вслед за тем папа Урбан созвал собор в Клермоне (в Южной Франции). Этот собор оыл созван в Южной Франции, во-первых, потому, что Урбан II сам был родом француз, также как и Петр Пустынник, а во-вторых, потому, что мысль о борьбе с неверными находила у французов больше сочувствия, чем у других народов. Урбан II попытался сначала созвать собор в Пьяченце, но итальянцы отнеслись к его воззванию довольно холодно; а в Германии императорский престол занимал тогда Генрих IV. Нет сомнения, что папство явилось главным зачинателем и руководителем этого движения Европы на Восток, известного как крестовые походы. Что касается Петра Пустынника, то рассказы о его видениях, о проповеди и вообще о той роли, которую он играл при подготовке первого похода, - эти рассказы преувеличены и несут в себе элементы легенды.

В Клермон стеклось столько духовенства, рыцарей и простого народа, что собрание не могло вместиться ни в одно здание и происходило под открытым небом на равнине, посреди которой было устроено возвышение для папы. Папа произнес сильную ггчь, в которой призывал христиан к великому подвигу освобождения Гроба Господня. Собрание с во-сторгом воскликнув: «Так хочет Бог!» - вскинуло руки в знак согласия и тем самым решило поход (1095). Духовные и миряне спешили нашить на свою одежду красные кресты - отличительный знак людей, шедших на борьбу с неверными. Оттого и походы их известны под названием крестовых. Воодушевление было так велико, что некоторые выжигали крест на своем теле.

Всем участникам похода было объявлено заранее отпущение грехов. Рыцари мечтали о славе и буд\щих завоеваниях в богатых мусульманских землях, они продавали свои наследственные замки, чтобы вооружить

и приготовить к походу сильные отряды. Крестьяне, угнетаемые феодальными владельцами, охотно шли в ряды крестоносного ополчения, потому что в таком случае они освобождались от крепостной зависимости и становились вольными людьми. В мае 1096 года выступили в поход толпы простого народа, так называемый поход бедноты, числом до 100 000 человек, под предводительством Петра Пустынника и французского рыцаря Вальтера, прозванного за бедность Голяком. Но эти первые крестоносцы отправились по Германии и Венгрии без денег, без запасов и в совершенном беспорядке. Женщины, старики и дети следовали за своими мужьями и сыновьями и при всяком показавшемся вдали городе или замке спрашивали: «Не это ли Иерусалим?» Дорогой они избивали евреев и грабили села, чтобы достать себе съестные припасы, поэтому часть их была истреблена венграми, остальные погибли в Азии.

Настоящее крестовое ополчение поднялось спустя несколько месяцев под предводительством знаменитейших рыцарей Италии и Франции. Среди них первое место по своим доблестям и отличной экипировке войска занимал Готфрид Буль-онский, герцог Нижней Лотарингии. Из Северной Франции выступили: герцог нормандский Роберт (сын Вильгельма Завоевателя), граф Гуго Вермандуа, брат французского короля (Филиппа I), граф Этъенн Блуа, у которого было «столько крепких замков, сколько дней в году». Из Южной Франции крестоносцы отправились под предводительством графа Роимунда Тулузского и епископа Аде-мара, которого папа назначил своим наместником и легатом при войске. Из Южной Италии отплыли нормандские владетельные князья Боэмунд Тарент-ский (сын Роберта Гвискара) и его родственник Танкред, который считался после Готфрида Бульонского самым совершенным рыцарем.

В первом крестовом походе не принимал участия ни один король. Во Франции тогда правил один из Капетингов, Филипп I, государь непредприимчивый и притом находившийся в ссоре с папой. А в Германии был императором Генрих IV, тот самый, известный продолжительной борьбой с папской властью и покаянием в Каноссе.

Разными дорогами крестоносцы прибыли в Константинополь, который назначен был местом сбора, византийский император Алексей Комнин обещал деятельную помощь в их предприятии. Но он был устрашен многочисленностью собравшихся ополчений и опасался, что вместо Азии крестоносцы обратят свое оружие на его собственную империю. Действительно, некоторые рыцари, пораженные восточной роскошью жизни греков и богатствами Византии, выразили сильное желание завладеть этой империей, но их удержал благочестивый Готфрид Бульонский. Он даже согласился признать императора Алексея

Комнина верховным ленным государем тех земель, которые лично он завоюет в Азии; его примеру последовали и другие вожди крестоносцев. Они исполнили обряд ленной присяги. Во время этого обряда Алексей Комнин сидел на троне, а крестоносцы должны были стоять. Один из них, барон, взошел на ступени трона и сел подле императора; тот ничего не сказал, но другие рыцари заметили барону неприличие его поступка. «Зачем же этот мужик сидит, когда столько храбрых воинов перед ним стоят?- - возразил барон. Император велел переводчику объяснить себе эти слова и потом спросил гордого рыцаря, кто он такой. «Я франк, - отвечал тот, - и из знатного рода. На моей родине, на распутье трех дорог, есть старая церковь; кто хочет биться на поединке, молится в этой церкви и там ждет себе противника. Я много ждал, но никто не осмелился принять мой вызов*. После этих слов Алексей Комнин успокоился только тогда, когда последний из крестоносцев переплыл на азиатский берег Босфора.

В Малой Азии первый город, сдавшийся христианам, была Никея. Крестоносцы направились далее. Зной, холод и жажда изнуряли и губили воинов на пути по обширным пустынным пространствам; они постоянно должны были иметь на себе железные латы, шлем, щит и быть в готовности к бою, потому что легкая турецкая конница беспрерывно тревожила их внезапными нападениями. К трудностям похода присоединились несогласия и распри руководителей; никто не хотел подчиняться, каждый заботился только о себе. Ополчение постоянно уменьшалось, потому что многие крестоносцы погибали или отставали, рассеивались по завоеванным городам. Так брат Готфрида Бульонского, Балду-ин, сделался князем города Эдессы на Евфрате.

Важнейшим из завоеванных городов была Антиохия, прежняя столица Сирии. Ее отдали во владение Боэмунду Тарентскому, который больше всех способствовал ее покорению. Но здесь крестоносцы едва не были истреблены турецким султаном Карбогой, который с огромным войском осадил Антиохию. Некто священник Петр объявил, что апостол Андрей являлся ему и приказал отыскать копье, которым было прободено ребро Спасителя. В одной старой церкви начали рыть землю, и священник действительно вынес из ямы старое копье. Подлинность копья осталась недоказанной, но войско поверило чуду и было так воодушевлено этим событием, что наголову разбило Карбогу. Так как многие крестоносцы стали потом сомневаться в подлинности копья, то священник Петр предложил подвергнуть себя Суду Божию, а именно: испытанию огнем. Сложили два больших костра, оставив между ними промежуток в один фут ширины, и зажгли их в присутствии крестоносного ополчения. Когда огонь сильно разгорелся, то священник, одетый в короткую рясу, со Святым копьем в руках, медленным шагом прошел между пылающими кострами. Видя его вышедшим из пламени, крестоносцы пришли в восторг; толпа изуверов бросилась к нему, повалила на землю и начала рвать в клочки его одежду на талисманы. Спустя несколько дней он умер от ожогов и нанесенных ему ран.

Только по прошествии трех лет от начала похода крестоносцы достигли Иерусалима и при виде этого священного города пришли в неописуемый восторг. Но из 100 000 всадников и 300 000 пехотинцев, переправившихся в Азию (а с женщинами и пилигримами число доходило до 600 000), цели достигли только 25 000. Иерусалим перед тем перешел в руки египетского султана; он был хорошо укреплен и имел гарнизон почти вдвое многочисленнее христианского войска. Осада началась не совсем удачно, однако мужество и воодушевление крестоносцев превозмогли, и город был взят приступом. Тут, разгоряченные сопротивлением осажденных на улицах и в мечетях, крестоносцы отличились чрезвычайной свирепостью и без пощады избили почти всех магометан и евреев, так что кони рыцарей ходили по колено в крови. На третий день крестоносцы сложили с себя облитые кровью доспехи, облеклись в белые одежды и, босые, в торжественной процессии, отправились к Святому Гробу. Здесь встретило их духовенство с крестами и христианские жители Иерусалима, освобожденные теперь от ига неверных. Все с жаром молились и плакали от умиления.

Святой Петр Пустынник, или Петр Амьенский, сегодня более известен специалистам по истории Средневековой Европы, чем широким массам верующих. Между тем, имя этого незаслуженно забытого святого некогда гремело по всему средневековому миру. Оно было хорошо известно не только католикам, но и врагам Католической Церкви. С именем св. Петра Пустынника был связан единый духовный порыв христианской Европы, направленный на защиту католической веры и ее величайших святынь.

Жизнеописание св. Петра Пустынника сохранилось в изложении Альберта Ахенского и Вильгельма Тирского. Согласно преданию, св. Петр родился в Амьене около 1050 г. В молодости он, как и большинство юношей в ту эпоху, мечтал о военной карьере. Однако служба в армии открыла ему глаза на бессмысленность истребления христианами друг друга в мелких междоусобных конфликтах. Он оставил службу и удалился в пустынное место, сделавшись монахом-отшельником.


Св. Петр Пустынник был небольшого роста и не имел привлекательной внешности, однако благодаря проницательному уму и выдающемуся дару проповедника, он вскоре завоевал любовь и уважение жителей окрестных селений.


В ту эпоху многие европейцы совершали паломничества в Святую Землю. Такое длительное и опасное путешествие могло быть назначено любому христианину в виде епитимии за совершение тяжелого греха. В то же время, огромное количество странствующих аскетов-пилигримов добровольно отправлялось в Палестину, чтобы поклониться величайшим святыням христианства. В пути многие погибали от голода, болезней и нападений грабителей.


В самой Палестине паломников подстерегала новая опасность - мусульманские фанатики, истреблявшие западных пилигримов как "неверных". После захвата Иерусалима турками-сельджуками в 1078 году нападения на христианских паломников, направлявшихся в святые места, заметно участились. Среди странников, отправившихся в Святую Землю на поклонение Гробу Господню, оказался и св. Петр Пустынник. К счастью, сам он благополучно добрался до Палестины, однако был поражен бедственным положением местных христиан и запустением, в которое пришел некогда цветущий христианский край под мусульманским владычеством. В период формирования исламского государства - халифата отношение властей к христианам, как правило, было терпимым (они только облагались особым налогом), однако позднее ситуация изменилась. Во времена св. Петра Пустынника мусульманские правители проводили целенаправленную политику исламизации христианского населения, палестинские христиане также стали подвергаться все более сильному давлению.


По преданию, во время пребывания св. Петра Пустынника в Палестине ему во сне явился Сам Господь и повелел призвать западных христиан к защите своих восточных братьев. Встретившись с Иерусалимским патриархом Симоном, св. Петр Пустынник посоветовал ему обратиться к "владыке-Папе и Римской Церкви, королям и князьям Запада", а сам пообещал идти к ним и умолять о помощи.


Прибыв в Рим, св. Петр Пустынник обратился к Папе Урбану II с просьбой защитить палестинских христиан, ярко описав ему их тяжелое положение. Возможно, это свидетельство окончательно убедило Урбана II в необходимости объявления Крестового похода для освобождения Святой Земли, хотя, несомненно, идея похода витала в воздухе уже давно.


В ноябре 1095 года в Клермоне был созван Собор, на котором обсуждалось положение восточных христиан. Св. Петр Пустынник выступил перед отцами Собора и поведал им об увиденном в Палестине. 26 ноября Папа собрал народ на широкой равнине в окрестностях Клермона и обратился к верным с призывом защитить христианские святыни и восточных братьев. Так был провозглашен 1-й Крестовый поход. Всем его участникам, принесшим искреннее покаяние, было дано отпущение грехов. Само же участие в походе воспринималось как епитимия.


Весть об объявлении Крестового похода была с воодушевлением встречена на христианском Востоке. Анонимный византийский автор писал: "С приближением срока, о котором Господь наш Иисус Христос ежедневно возвещает верующим в Евангелии, где говорит: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною , во всех областях Галлии сделалось большое волнение, и каждый, чистый сердцем и умом, кто желал следовать за Господом и верно нести за ним крест, поспешил встать на путь к Гробу Господню".


Между тем, св. Петр Пустынник, по благословению Папы, отправился из Клермона на север Франции, проповедуя примирение и объединение против общего врага христианского мира - мусульман.


Суровая аскеза и выдающийся дар красноречия привлекали к св. Петру огромные массы народа. Гвиберт Ножанский (1053 - 1124), автор сочинения "Gesta Dei per Francos", который лично знал святого, пишет: "В то время как князья, благодаря большим затратам окруженные сонмом слуг, готовились к походу, мелкий народ, лишенный средств, но большой числом, объединился вокруг отшельника Петра и слушался его как наставника. Этот человек, родившийся, если я не ошибаюсь, в городе Амьене, вел, как говорят, уединенную монашескую жизнь в какой-то части Северной Франции (…), и мы видели, как он проходил города и деревни и проповедовал там в окружении множества народа, получая большие дары, окруженный славой святого (…). Он был щедр в раздаче того, что ему было подарено, он выдавал замуж проституток, одаривая их, повсюду устанавливая мир и согласие огромным авторитетом. Все, что он говорил или делал обнаруживало в нем божественную благодать (…). Он носил шерстяную тунику и сверху рясу, обе длинные до пят, а сверху плащ (…). Ел он только хлеб, немного рыбы и никогда не пил вина".


Св. Петр Пустынник был не единственным проповедником, призывавшим христиан к походу. В других частях Западной Европы собирались ополчения под предводительством немецкого священника Готшалька и безземельного французского рыцаря Вальтера Неимущего.


В водовороте Крестового похода смешались идеалы и устремления разных людей. Среди крестоносцев оказалось немало таких, кто отправился в Святую Землю не с целью освобождения Гроба Господня, а ради личной наживы. Во время прохода ополчения крестоносцев через Венгрию и Болгарию случалось множество стычек с местным христианским населением. Отряды Готшалька были почти полностью уничтожены королем Кальманом в Венгрии, а крестоносцы, возглавляемые графом Эмихо Лейнингенским были истреблены чешским князем Брячиславом.


Ополчение св. Петра Пустынника вышло из Кельна 19 апреля 1096 г. Оно прошло через венгерские земли, соблюдая должную дисциплину, благодаря чему не только не подверглось нападениям, но и получило помощь провизией от короля и местных жителей. Однако в православной Болгарии их ждал враждебный прием. Не обошлось без кровопролитных столкновений. Только в Софии крестоносцев встретили посланцы византийского императора, которые обещали регулярно доставлять продовольствие. Это обещание было выполнено - на местах стоянок участники ополчения находили заранее приготовленные припасы. Греческое население относилось к ним с доверием и доброжелательностью и оказывало необходимую помощь. На два дня св. Петр Пустынник остановился в Адрианополе, и уже 1 августа 1096 г. ополчение добралось до столицы Византийской империи - Константинополя. К этому времени оно насчитывало около 180 тыс. человек.


Анна Комнина (1083 - 1148), дочь императора Алексея I, оставившая нам свидетельство о первом Крестовом походе с византийской точки зрения, очень высоко оценила св. Петра Пустынника. Она писала: "Галл, именем Петр, прозванный koukoupetros ("Петр в сутане"), сумел объединить галлов, пришедших один за другим с разных концов земли с оружием, лошадьми и прочими воинскими принадлежностями. Эти люди имели такой пыл и усердие, что все дороги были полны ими, эти воины-галлы сопровождались множеством безоружного народа, их было больше, чем песчинок или звезд, и они несли пальмы и кресты на плече: женщины и дети, покинувшие свои деревни. Они казались реками, которые текут со всех сторон".


В Константинополе св. Петр Пустынник встретился с византийским императором, который преподнес ему подарок и распорядился выдать провизию и деньги всем участникам ополчения. Император Алексей I старался задержать крестоносцев в городе до подхода рыцарских отрядов, поскольку ополчение, несмотря на большую численность, не обладало реальной военной силой: оно было плохо вооружено и состояло из людей, не имевших никакого боевого опыта. Анонимный византийский автор сообщает: "Упомянутый Петр первым подошел к Константинополю третьего числа в августовские календы, вместе с ним подошло большинство германцев. Среди них были лангобарды и множество других. Император приказал снабдить их продовольствием по мере возможности города и сказал им: не переходите Рукав до прихода основной армии, ибо вас недостаточно, чтобы сразиться с турками".


Однако длительное пребывание крестоносцев в столице действовало на них разлагающе. Св. Петру Пустыннику было крайне сложно сдерживать многотысячную вооруженную толпу, постоянно искушаемую византийской роскошью, обилием всевозможной снеди и драгоценностей. Чем дольше тянулось время, тем больше было искушение, и некоторые начали поддаваться ему: стали происходить грабежи и стычки с византийскими стражниками. В то же время, многие участники ополчения требовали скорее переправить их через Босфор, и дать им возможность сразиться с турками. Они роптали, говоря, что проделали такой путь не для того, чтобы сидеть за стенами Константинополя. Опасаясь окончательного разложения войска, св. Петр Пустынник попросил императора переправить войско через пролив, и вскоре участники ополчения были доставлены на азиатский берег. Лагерь был разбит при Еленополе, на Северо-Западе от Никеи.


Оказавшись, наконец, на неприятельской территории, крестоносцы, вопреки советам и предостережениям св. Петра Пустынника, стали разбредаться, нападая на окрестные селения. Первые незначительные успехи затмили им глаза, и они перестали слушаться своего наставника, превратившись из христианского ополчения в неорганизованную толпу грабителей. Анна Комнина пишет, что св. Петр Пустынник "обличил тех, кто не повиновался ему и следовал за ним лишь по своей прихоти; он назвал их ворами и разбойниками". После многократных безуспешных попыток образумить воинов, св. Петр Пустынник оставил лагерь и вернулся в Константинополь.


Спустя некоторое время, с частью наиболее разумных и благочестивых участников ополчения он присоединился к армии Готфрида Бульонского, герцога Нижней Лотарингии. Св. Петр Пустынник по-прежнему пользовался почетом и уважением, однако здесь он уже не претендовал на какую-либо лидирующую роль. Его честности и бескорыстию безоговорочно доверяли и поэтому упросили принять на себя обязанности казначея.


Вскоре оказалось, что рыцарская армия, как и народное ополчение, состоит не только из подлинных воинов Христа. В ходе утомительной осады Антиохии, начавшейся в сентябре 1097 г. и длившейся больше года, в стане крестоносцев начались внутренние распри. Дисциплина падала, войска занимались грабежом. 2 июня 1098 г. Антиохия была взята, но уже на следующий день к городу подошел мосульский эмир Кербога с 300-тысячной армией. Крестоносцы сами оказались в осаде. Видя бессмысленность всего происходящего, св. Петр Пустынник покинул Антиохию, но на пути был остановлен Танкредом Апулийским и против воли возвращен обратно - его не хотели отпускать, используя как живой символ для поднятия упавшего боевого духа армии. Известно, что св. Петр Пустынник впоследствии участвовал в переговорах с эмиром Кербогой.


После взятия Иерусалима 15 июля 1099 г., во время которого погибло множество мирных жителей, св. Петр Пустынник отказался принимать какое-либо дальнейшее участие в этой войне. Было ясно, что на благородной идее защиты христианских святынь пытаются нажиться корыстолюбивые европейские феодалы. Идеалы Великого Крестового похода были в значительной степени дискредитированы. В конце 1099 г. св. Петр Пустынник покинул Палестину и вернулся в Европу.


Он основал в Гюи монастырь по уставу св. Августина. Настоятелем этого монастыря св. Петр Пустынник был до самой своей смерти в 1115 г.


Его тело, похороненное сначала на кладбище, в 1242 г. было перенесено в крипту церкви. Нетронутыми тлением оказались власяница святого и тонзура, обрамленная пышными вьющимися волосами. День церковной памяти св. Петра Пустынника - 8 июля.


Петр Пустынник

Петр Пустынник предстает в преданиях чуть ли не душой и вдохновителем вообще всего крестоносного движения. Блестящий оратор и суровый аскет, он ходил босиком, одетый в лохмотья, не ел ни хлеба, ни мяса, питаясь рыбой и овощами. Петр побывал в паломничестве в Иерусалиме и, если позднейшие хронисты не добавили чего-либо от себя, имел беседу с патриархом Иерусалимской Православной Церкви Симеоном II. Патриарх жаловался, что Византия плохо защищает христиан на Востоке, и просил, через Петра, помощи от Запада. По словам Петра Пустынника (если только их не вложили в его уста позднейшие летописцы), когда он молился в церкви Гроба Господня, ему в видении предстал Христос и повелел проповедовать освобождение Святой Земли. Иные добавляли, что отшельник из Амьена даже показывал письмо, полученное непосредственно от Бога, в котором Вседержитель требовал отвоевать Иерусалим.

Бывали еще более экзотические руководители. Впереди некоторых отрядов, к ужасу образованных представителей духовенства, шли гусь или коза. Считалось, что Господь проявляет Свою волю через неразумных животных и приведет верующих туда, куда им надо. Подходя к каждому городу, паломники спрашивали: «Не Иерусалим ли это?». Дело не только в том, что они не имели ни малейшего представления о пути и о положении места, к которому были направлены все их помыслы, но и в том, что Всевышний мог, по их мнению, сократить им дорогу и немедленно доставить в Иерусалим. Атмосфера чуда царила в этих толпах повсеместно.

Гийом Тирский. Крестоносцы отправляются в Первый крестовый поход. Миниатюра. XIII в.

Из книги Исторические портреты автора

Петр II Император Петр IIВоцарение Петра II было подготовлено новой придворной интригой не без участия гвардии. Екатерина с Меншиковым и другими своими приверженцами, конечно, желала оставить престол после себя одной из своих дочерей; но, по общему мнению, единственным

Из книги Исторические портреты автора Ключевский Василий Осипович

Петр III Г.-Х. Гроот. Император Петр IIIНе оплакало ее только одно лицо, потому что было не русское и не умело плакать: это – назначенный ею самой наследник престола – самое неприятное из всего неприятного, что оставила после себя императрица Елизавета. Этот наследник, сын

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Петр Православный святой, апостол Иисуса Христа.В Библии говорится, что Петра вначале звали Симоном. Когда его призвал Иисус Христос, он был назван Петром. В предании рассказывается, что Христос сказал Петру, что тот будет ловцом человеков. После распятия Иисуса Петр

автора Грегоровиус Фердинанд

1. Пьерлеоне. - Их еврейское происхождение. - Еврейская община в Риме в XII веке. - Петр Лев и его сын, кардинал Петр. - Схизма между Иннокентием II и Анаклетом II. - Бегство Иннокентия во Францию. - Письмо римлян к Лотарю. - Анаклет II возводит Рожера I в сан сицилийского

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Спор из-за выбора папы между партиями Орсини и Колонна. - Диархия в Риме. - Агапит Колонна и один из Орсини, сенаторы, 1293 г. - Петр Стефанески и Оттон де С.-Евстахио, сенаторы. - Петр из Мурроне избран папой. - Жизнь и личность этого отшельника. - Его необыкновенный въезд в

Из книги Толпа героев XVIII века автора Анисимов Евгений Викторович

Петр Румянцев: Петр, сын Петра Рано утром 19 августа 1757 года русские войска впервые столкнулись на поле боя с прусской армией. Это произошло в начале Семилетней войны, в Восточной Пруссии, у деревни Гросс-Егерсдорф. Начало этой битвы было ошеломляюще неудачным для русской

Из книги 100 великих адмиралов автора Скрицкий Николай Владимирович

ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ РОМАНОВ (ПЕТР I) В конце XVII - первой четверти XVIII века Петр I, преобразовывая Россию, среди всех прочих забот первейшей считал заботу о создании могучего флота. А чтобы разбираться в морском деле, он изучил его, пройдя всю служебную иерархию от юнги до

Из книги Под шапкой Мономаха автора Платонов Сергей Федорович

Глава восьмая Петр Великий в последнем периоде жизни. – Петр в Западной Европе. – Поездка в Париж в 1717 году. – Жизнь в Невском «парадизе». – Личные свойства Петра как деятеля Полтавская битва, знаменовавшая собою для Швеции проигрыш войны, была поворотным пунктом и

Из книги Крестовые походы. Священные войны Средневековья автора Брандедж Джеймс

Вальтер Голяк и Петр Пустынник путешествуют на Восток В году 1096-м, в восьмой день марта Вальтер по прозвищу Голяк, выдающийся рыцарь, вошел в Венгерское королевство, начав путешествие в Иерусалим по настоянию Петра Пустынника. Вальтера сопровождала большая группа

Из книги Царские судьбы автора

Петр I год смерти четвертого царя Романова, вошедшего в историю под именем Иоанна V, его сводный брат Петр, «младший царь», достиг двадцатитрехлетнего возраста. Желания переселиться в царские покои Кремля у молодого государя не было. Кремль постоянно напоминал ему об

Из книги Царские судьбы автора Григорян Валентина Григорьевна

Петр III лемянник не проливал горьких слез по скоропостижно скончавшейся тетушке, назначившей его своим наследником. Как признанный наследник и как ближайший родственник русской императрицы, он имел бесспорное право на престол. Так что на сей раз обошлось без

Из книги Евреи, Христианство, Россия. От пророков до генсеков автора Кац Александр Семёнович

Из книги Романовы автора Василевский Илья Маркович

Петр II Когда умирала Екатерина I, всемогущий Меньшиков позаботился о том, чтобы упрочить свою власть. Меньшиков был почти самодержавен в годы пребывания на троне Екатерины II. Саксонский посланник Лефорт сообщает своему королю: «Никогда и никто не дрожал так от боязни даже

Из книги Романовы автора Василевский Илья Маркович

Петр III В большой зале дворца освещение тусклое. Сальные свечи уже заменены стеариновыми, но, по новизне дела, стеариновых свечей как следует готовить еще не умеют. Фитили дымят, чадят, дают мало света.Высокая, вертлявая, суетливая фигура, отражаясь тенью в высоких

Из книги Преемники: от царей до президентов автора Романов Петр Валентинович

"Не так сели": Петр Ульрих или Ульрих Петр Трудно в это поверить, но бывали случаи, когда на трон в России усаживали преемника, который не очень-то этого и хотел. Более того, откровенно не желал русским добра.Смерть Елизаветы Петровны в стране оплакивали искренне, легко,

Из книги Сумасшедшая хронология автора Муравьёв Максим

Петр I – это Петр III (1728–1762) Имена совпадают.У Петра I был крёстный отец Фёдор, а отчество Петра III – Фёдорович.Отчество царя Петра I – Алексеевич. А полное имя Петра III – Карл Пётр Ульрих. Карл – это король, царь. А Ульрих вполне может быть искажённым Алексеевичем.

Посвещение в рыцари. Средневековая миниатюра

Но Церковь не имела собственного войска, она могла грозить лишь карами небесными. Светская власть государей была слишком слаба, а поэтому именно в рыцарстве клюнийцы видели ту силу, которая должна помочь Церкви устроить христианское общество. В рыцарских обычаях, в церковных обрядах, в культе святых проявляются новые черты. Священники благословляют рыцарское оружие. При посвящении в рыцари меч новопринимаемого в рыцарское сословие лежит на алтаре. Сам новопринимаемый проводит ночь в храме в посте и молитвенном бдении, свершает омовение в купели, напоминающей крещальную, и дает при посвящении клятву защищать святую Церковь. Некоторые святые претерпевают своеобразную трансформацию. Так, святой Георгий, воин-христианин, казненный в Риме, согласно житию, за то, что отказался брать в руки оружие, становится небесным покровителем рыцарства. Снова оживают идеи «справедливой войны», высказывавшиеся, как уже говорилось, еще Августином Блаженным. Если война ведется от имени Церкви, по призыву Церкви и против врагов Церкви, то она не является злом.

Активно поощряется папством война с мусульманами в Испании. Папа Александр II в 1063 г. призвал рыцарей на борьбу с теми, «кто преследует христиан и изгоняет их из городов», заявил, что эта война справедлива, и отпустил грехи тем, кто отправился воевать с маврами в Испанию.

Папа Григорий VII, несгибаемый борец за папское верховенство, впервые употребляет выражение «воинство Христово» (militia Christi) не по отношению к монахам (как это было прежде), а к рыцарям, которые служат Святому престолу, и он же первым заговорил о «войнах святого Петра», то есть войнах, поддержанных оным Святым престолом (напомню, что первым Папой Римским считается св. Петр, а папские владения в Средней Италии с центром в Риме именовались «вотчиной святого Петра»), в Испании, в Сицилии против тамошних арабов, да и просто против врагов папства. Так или иначе, война перестала быть только злом, и это, безусловно, повлияло на отношение к только что провозглашенному крестовому походу.

Первый крестовый поход (1096-1099 гг.)

«Поход бедноты» и народное христианство

В марте 1096 г. в «паломничество за море» отправились крестьяне, горожане, мелкие рыцари (впрочем, там было несколько представителей знати), нищие, воры и т. п. Видимо, поэтому историки XVIII в. не поместили это «паломничество» в общий счет крестовых походов – уж больно оные «воины Божьи» не вписывались в благостную картину войны за веру – и назвали его «крестовым походом бедноты». Но сегодня большинство исследователей все же и его включают в описание Первого крестового похода.

Как уже говорилось, несколько лет неурожая в Северной Франции и Западной Германии подорвали благосостояние многих. Для иных поход был единственным выходом. Папа не только заранее отпустил грехи всем крестоносцам, но и приостановил выплату ими долгов, запретил преследовать по суду до окончания похода и взял под свою защиту оставшееся имущество и семьи паломников. Светские суды отменяли приговоры уголовным преступникам, если те принимали крест.

Петр Пустынник указывает крестоносцам путь в Иерусалим. Миниатюра. Франция. Около 1270 г.

Но не только жажда обогащения или, хотя бы, возможность вырваться из нищеты или даже избавиться от казни влекли этих людей. Среди толп, вооруженных косами, топорами, просто дубинами, немалую часть составляли женщины, дети, старики. Они желали, коль скоро не могут сражаться, обрести мученический венец. Царил религиозный подъем. Божья благодать и желание земных благ, стремление уйти от господ и ожидание чуда сливались воедино. Людей вела вера. Но не вера богословов, а вера простых людей, которую современные историки называют «народным христианством».

Один крупный отряд из Северной Франции вел некий безземельный рыцарь из Лотарингии, пограничной между Францией и Германией области, и потому доныне ученые спорят, называть ли его на французский лад Готье или на немецкий Вальтер. Однако прозвище его – Голяк ясно говорит о его имущественном положении. Другим вождем этого отряда был монах-проповедник Петр Амьенский (по месту рождения), он же Петр Пустынник. Жизнь и деятельность последнего обросли легендами, в которых весьма трудно отделить вымысел от реальности.

Петр Пустынник

Петр Пустынник предстает в преданиях чуть ли не душой и вдохновителем вообще всего крестоносного движения. Блестящий оратор и суровый аскет, он ходил босиком, одетый в лохмотья, не ел ни хлеба, ни мяса, питаясь рыбой и овощами. Петр побывал в паломничестве в Иерусалиме и, если позднейшие хронисты не добавили чего-либо от себя, имел беседу с патриархом Иерусалимской Православной Церкви Симеоном II. Патриарх жаловался, что Византия плохо защищает христиан на Востоке, и просил, через Петра, помощи от Запада. По словам Петра Пустынника (если только их не вложили в его уста позднейшие летописцы), когда он молился в церкви Гроба Господня, ему в видении предстал Христос и повелел проповедовать освобождение Святой Земли. Иные добавляли, что отшельник из Амьена даже показывал письмо, полученное непосредственно от Бога, в котором Вседержитель требовал отвоевать Иерусалим.

Бывали еще более экзотические руководители. Впереди некоторых отрядов, к ужасу образованных представителей духовенства, шли гусь или коза. Считалось, что Господь проявляет Свою волю через неразумных животных и приведет верующих туда, куда им надо. Подходя к каждому городу, паломники спрашивали: «Не Иерусалим ли это?». Дело не только в том, что они не имели ни малейшего представления о пути и о положении места, к которому были направлены все их помыслы, но и в том, что Всевышний мог, по их мнению, сократить им дорогу и немедленно доставить в Иерусалим. Атмосфера чуда царила в этих толпах повсеместно.

Гийом Тирский. Крестоносцы отправляются в Первый крестовый поход. Миниатюра. XIII в.

Грабежи и погромы, время и личность

Путь бедноты отмечен грабежами и еврейскими погромами во всех селах и городах, через которые они проходили. Особенно отличались этим отряды из Германии. Один из них вел священник Готшалк, а еще один – самый, пожалуй, знатный участник похода бедноты граф Эмихо Лейнингенский; последний питал прямо-таки пристрастие к еврейским погромам.

Гийом Тирский, вполне благосклонно относившийся к крестоносцам, все же должен был признать: «Самый прямой путь, который проложили те, кто первыми прошли по Венгрии, был вскоре совершенно закрыт из-за наглости паломников и из-за всякого рода злоупотреблений, которые они несправедливо чинили местным жителям». По его же рассказу, воины Христовы, сопровождавшие Готшалка, сначала взяли у местных венгров продовольствие, а затем, хорошенько выпив, набросились на них, некоторых убили, а дома подожгли.

Не пытаясь, разумеется, оправдывать эти зверства, попробуем разобраться в мотивах крестоносцев. Они шли в Царство Божие, то есть как бы уже частично находились в нем. А там ведь, по Писанию, не будет понятий «мое» и «твое». Там все Божье, и потому воины Божьи и могут брать себе все потребное.

Что до убийств евреев, то, чтобы осмыслить корни ненависти к иудеям (именно так; гнев, злобу вызывали иноверцы, а не инородцы, это была религиозная, а не национальная вражда), следует обратиться к средневековым представлениям о времени и о личности.