Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Паукообразные. Класс паукообразные Нервная система и органы чувств

1) Это паук-крестовик (оформленный крест на верхней стороне брюшка).

2) Он относится к типу Членистогогие, т.к. имеет членистые конечности.

3) Класс Паукообразные (Хелицеровые), т.к. имеет восемь ног, тело делится на головогрудь и нечленистое брюшко, нет усиков – есть ногочелюсти и ногощупальца. Имеются и паутинные бородавки.

Найдите ошибки в тексте, исправьте их:

1. В процессе эволюции у пресмыкающихся возникли приспособления к размножению на суше. 2. Оплодотворение у них наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты плотной оболочкой: кожистой или скорлуповой. 4. Из отложенных яиц выходят личинки, которые не похожи на взрослых животных. 5. У некоторых видов пресмыкающихся развитие зародышей в яйцах происходит ещё в организме самки. 6. Детёныши выходят из яиц сразу после их откладки. 7. Такая особенность размножения (яйцеживорождение) – приспособление к жизни в южных областях распространения.

1)2 – Оплодотворение у них внутреннее;

2)4 – Из отложенных яиц выходят особи, похожие на взрослых животных;

3)Яйцеживорождение – приспособление к жизни в умеренном климате.

С какой целью при выпечке хлеба и хлебобулочных изделий применяют дрожжевые грибы? Какой процесс при этом происходит?

1)Дрожжи при контакте с водой начинают активно размножаться почкованием.

2)При этом выделяется большое количество воздуха и тем самым они насыщают хлебобулочные изделия этим самым воздухом, придавая ему пышности.

Осуществление земляных работ при строительстве одного из объектов привело к вскрытию скотомогильника 100-летней давности. Спустя некоторое время в данной местности был объявлен карантин в связи с эпидемией сибирской язвы, возбудителем которой являются бактерии. Как с точки зрения биологии можно объяснить эту ситуацию?

1) Бактерии, находясь в неблагоприятных условиях, образуют споры. В этом состоянии они могут находится сотни лет.

2) Вскрытие скотомогильника - попадание бактерий (в данном случае - спор сибирской язвы) в благоприятные условия, которые дают начало их бурному размножению, приводящему к эпидемии.

У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Какое значение в их жизни имеет использование паутины? Приведите не менее трёх значений.

1) Ловчая сеть для того, чтобы поймать добычу;

2) Транспортное средство для животного;

3) Строительный материал для кокона, которым укрывается кладка яиц, укрытий.

Какую функцию выполняет клетка, обозначенная вопросительным знаком на схеме строения тела гидры?

1) вызывает паралич или гибель прикоснувшихся мелких животных (47%);

2) при делении образует клетки других видов;

3) воспринимает действия химических раздражителей;

4) принимает возбуждение и передаёт его другим клеткам.

Насекомые – самый распространённый и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее трёх особенностей.

1) разнообразие ротовых аппаратов обеспечило использование разных видов пищи;

2) развитие крыльев способствовало широкому распространению;

3) высокая плодовитость и развитие с превращением способствовали расселению в 36

разных экологических нишах.

Известно, что опытным путём на свету трудно обнаружить дыхание растений. Объясните, почему.

Ответ:

1) На свету в растении наряду с дыханием происходит фотосинтез, при котором углекислый газ используется;

2) В результате фотосинтеза кислорода образуется гораздо больше, чем используется при дыхании растений.

Скорость фотосинтеза зависит от лимитирующих факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию CO2, температуру. Почему именно эти фактры являются ограничивающими для реакций фотосинтеза?

Ответ:

1) Свет – необходимое условие протекания для световых реакций фотосинтеза, при его недостатке интенсивность фотосинтеза снижается;

2) Углекислый газ необходим для синтеза глюкозы, при его недостатке снижается синтез;

3) Все реакции фотосинтеза осуществляются при участии ферментов, активность которых зависит от температуры.


Похожая информация:

  1. А. Классификация слов на основе различных семантических признаков
  2. Анна Марианис – 9 признаков Апокалипсиса осуществились. Что нас ждет дальше? Ванга, Э.Кейси и другие пророки о событиях скорого будущего 1 страница
  3. Анна Марианис – 9 признаков Апокалипсиса осуществились. Что нас ждет дальше? Ванга, Э.Кейси и другие пророки о событиях скорого будущего 2 страница
  4. Анна Марианис – 9 признаков Апокалипсиса осуществились. Что нас ждет дальше? Ванга, Э.Кейси и другие пророки о событиях скорого будущего 3 страница

1. В чем состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений?

Объяснение: правильнее сказать, что у растений дыхание и фотосинтез - противоположные процессы, так как в процессе фотосинтеза расходуются вода и углекислый газ, образуются сахара и кислород, как побочный продукт. В процессе дыхания кислород и глюкоза расходуются с образованием углекислого газа и воды. Фотосинтез делится на две фазы: световая фаза происходит с участием света, а темновая без его участия, дыхание же не зависит от света.

2. В чем состоит сходство грибов и животных?

Объяснение: 1. И грибы и животные гетеротрофы (потребляют готовые органические вещества).

2. В клеточной стенке грибов и наружном скелете членистоногих содержится хитин.

3. И грибы и животные являются эукариотами, то есть имеют мембранные органеллы, в том числе оформленное ядро.

4. Не имеют хлоропластов и, вообще, пластид.

Объяснение: нервная регуляция - регуляция через нервную систему. Нервная регуляция сердца осуществляется через вегетативную нервную систему, а, вернее, через ее два отдела - симпатическая нервная система усиливает работу сердца (учащает сердцебиение), а парасимпатическая - замедляет. Гуморальная регуляция осуществляется через гормоны - активные вещества, циркулирующие в крови. Адреналин ускоряет работу сердца, норадреналин - замедляет (вернее, он гасит действие адреналина на сердце). Гуморальная и нервная регуляции работают вместе, таким образом осуществляется полный контроль над сердцем. Еще на работу сердца влияют некоторые ионы. Ионы кальция ускоряют работу сердца, а ионы калия - угнетают.

4. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.

Объяснение: нервная регуляция осуществляется двумя путями: 1. При помощи условных рефлексов: при виде лимона (или пищи вообще) или звоне кастрюль в ротовой полости начинает выделяться слюна, то есть организм готовится к приему пищи, выделяя ферменты. 2. При раздражении рецепторов ротовой полости и желудка, то есть при помощи безусловных рефлексов. Гуморальная регуляция осуществляется только при попадании питательных веществ в кровь при всасывании. Начинают выделяться гормоны и разноситься к клеткам организма.

5. Почему представителей царства бактерий относят к прокариотам? Укажите не менее трех признаков.

Объяснение:

1. Отсутствие ядерной мембраны

2. Отсутствие мембранных органелл

3. Наличие кольцевой, а не линейной молекулы ДНК

4. Наличие внехромосомных участков ДНК

5. Наличие в клеточной стенке муреина.

6. Почему почку покрытосеменного растения считают зачаточным побегом? Приведите не менее трех доказательств.

Объяснение: рассмотрим строение вегетативной почки покрытосеменного растения

Почку считают зачаточным побегом, так как она имеет все органы побега (но в зачаточном состоянии) - листья, стебель, почки. И из такой вегетативной почки вырастает настоящий побег.

7. Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?

Объяснение: так сложилось, что фотосинтезирующие организмы (поглощающие солнечную энергию), первыми появившиеся на Земле, вырабатывали кислород (в результате чего он накопился в атмосфере в количестве 21%) вместе с органическими веществами. Что дало пищу гетеротрофным организмам, которые использовали выработанный растениями кислород для дыхания (подавляющее большинство организмов на Земле - аэробы). Накопление кислорода дало образование озонового слоя, который защищает все живое на Земле от вредного воздействия ультрафиолетового излучения.

8. Почему лишайники выделили в отдельную систематическую группу организмов? Приведите не менее трех доказательств.

Объяснение:

1. Лишайники не являются систематической группой, а являются комплексными организмами.

2. Лишайники состоят из водоросли и гриба.

3. При этом водоросли (автотрофы) создают органические вещества из неорганических при помощи солнечной энергии, а грибы (гетеротрофы) потребляют эти органические вещества и разлагают их до минеральных.

4. Размножаются частями слоевища.

9. Охарактеризуйте роль витаминов в жизнедеятельности организма человека. Какой витамин образуется в коже и при каких условиях? Укажите его значение.

Объяснение: витамины - это группа органических соединений (не классификационная, а состоящая из молекул разных классов), поступающих в организм с пищей и выполняющих коферментативную функцию. То есть они играют большую роль в обмене веществ, осуществляя различные реакции. В коже образуется витамин D. Это происходит под действием ультрафиолетового света. Витамин D обеспечивает всасывание кальция и фосфора из пищи в тонком кишечнике.

10. Каковы причины малокровия у человека? Укажите не менее трех возможных причин.

Объяснение: малокровие - низкое содержание эритроцитов (гемоглобина) в крови. Причины могут быть различны:

1. Врожденное заболевание - малокровие (нарушение выработки эритроцитов в организме).

2. Потеря крови с большим количеством.

3. Недостаток железа в пище (недостаток витаминов).

11. Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?

Объяснение: растения с крупными семенами имеют некоторые ограничения в распространении своих семян, например, они не могут быть разнесены ветром, также они, как правило, образуются в небольших количествах, но имеют большой запас питательных веществ, что способствует большему выживанию и могут быть распространены крупными животными.

12. Где расположен центр безусловно-рефлекторной регуляции кровяного давления человека? Чем различаются показатели кровяного давления в аорте и половых венах? Ответ поясните.

Объяснение: центр рефлекторно-рефлекторной регуляции кровяного давления расположен в продолговатом мозге (вообще большинство безусловных рефлексов контролируется спинным мозгом). В аорте давление более высокое, так как аорта расположена в начале большого круга кровообращения, а полыми венами большой круг кровообращения заканчивается, поэтому давление здесь наиболее низкое.

Объяснение: основная функция митохондрий - энергетическая, здесь происходит окисление глюкозы кислородом в ходе чего выделяется энергия. Большое количество митохондрий характерно для активно работающих тканей, так как для сокращения нужно много АТФ (энергетических молекул), например, активно сокращающихся. Соединительной ткани не нужно так много энергии.

14. В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами?

Объяснение: рыбы живут только в воде и дышат растворенным кислородом при помощи жабр, с этим связано появление второго круга кровообращения у амфибий, а также двухкамерное сердце рыб превращается в трехкамерное (состоит из двух предсердий и одного желудочка, где кровь смешивается).

15. Каким образом происходит газообмен в легких и тканях у млекопитающих? Чем обусловлен этот процесс?

Объяснение: организм вдыхает воздух, воздух по трахее, затем по бронхам попадает в легкие, там кислород попадает в легочные пузырьки - альвеолы (к каждой альвеоле подходит кровеносный сосуд) и в кровь. Гемоглобин, соединяясь с кислородом, превращается в обратимую форму - оксигемоглобин, и по кровотоку бежит в клетку организма и восстанавливается в гемоглобин, а кислород проникает в клетку (при помощи диффузии), где в митохондриях идет процесс клеточного дыхания, в ходе этого процесса глюкоза окисляется до углекислого газа и воды, в ходе чего выделяется 38 молекул АТФ. Углекислый газ из клетки попадает в кровоток и по нему проникает в альвеолы, а оттуда в легкие и мы его выдыхаем.

16. Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и животных?

Объяснение: плод - генеративный орган растения, значит при помощи плода растение размножается. Плоды, как правило, бывают сочными и их едят животные. Это способствует распространению семян на определенные расстояния, то есть расселению растений.

Задания для самостоятельного решения

1. Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе.

2. По каким признакам строения можно отличить бактериальную клетку от растительной? Назовите не менее трех признаков.

3. В чем заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково ее значение в жизнедеятельности организма?

4. Где расположены центры нервной регуляции мочеиспускания в организме человека? Как осуществляется нервная регуляция этого процесса?

5. В чем отличия групп крови, имеющихся у человека? Какие группы крови совместимы при переливании? Людей с какой группой крови считают универсальными донорами и реципиентами?

6. Какие функции в организме человека выполняет печень? Укажите не менее четырех функций.

7. Насекомые - са мый распространенный и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее трех особенностей.

8. Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трех значений.

9. У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Какое значение в их жизни имеет использование паутины? Приведите не менее трех значений.

10. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.

11. Охарактеризуйте роль витаминов в жизнедеятельности организма человека. Какой витамин образуется в коже и при каких условиях? Укажите его значение.

12. Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?

13. Какова роль митохондрий в обмене веществ? Какая ткань - мышечная или соединительная - содержит больше митохондрий? Объясните почему.

14. В чем состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений? Ответ поясните.

15. Объясните, почему безусловные рефлексы относят к видовым признакам поведения животных, какова их роль в жизни животных. Как они сформировались?

16. Где расположен центр безусловно-рефлекторной регуляции кровяного давления человека? Чем различаются показатели кровяного давления в аорте и полых венах? Ответ поясните.

17. В чем проявляется транспортная функция крови? Приведите не менее трех примеров.

18. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.

19. Объясните, по каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений.

20. Назовите не менее трех признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в наземной среде.

21. Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль.

22. Почему зеленую эвглену одни ученые относят к растениям, а другие - к животным? Укажите не менее трех причин.

23. Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее трех признаков, которые доказывают эти отличия.

24. Какие признаки характерны для кишечнополостных?

25. Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов?

26. Как осуществляются дыхательные движения у человека при спокойных вдохе и выдохе? Ответ поясните.

27. По каким признакам различают представителей царства грибов и царства животных? Укажите не менее четырех признаков.

28. Объясните, чем общественные насекомые отличаются от одиночных. Укажите не менее трех признаков. Приведите примеры таких насекомых.

29. Благодаря каким особенностям бактерии широко применяются в биотехнологии?. Назовите не менее трех признаков.

30. Какие особенности строения сустава делают его прочным, подвижным и уменьшают трение между костями? Укажите не менее четырех особенностей.

31. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.

32. Каковы особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов? Назовите не менее четырех особенностей.

33. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.

34. По каким признакам организмы царства Грибы отличаются от организмов царства Растения? Назовите не менее трех признаков.

35. В чем проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Укажите не менее четырех признаков и объясните их значение.

36. Чем характеризуется дальнозоркость у человека? Объясните особенности врожденной и приобретенной дальнозоркости?

37. Какие изменения происходят в составе крови в капиллярах большого круга кровообращения у человека? Какая кровь при этом образуется? Какому процессу способствует медленный ток крови в капиллярах?

38. В поддержании постоянной температуры тела млекопитающих большую роль играет кожа. Назовите структуры кожи, участвующие в терморегуляции. Укажите их значение.

39. Как осуществляется перенос кислорода и углекислого газа кровью в организме человека?

40. В чем сходство в строении и жизнедеятельности растений и грибов? Укажите не менее четырех признаков.

41. Грызуны - самый крупный по числу видов и широте распространения отряд млекопитающих. Что способствует процветанию грызунов в природе? Приведите не менее трех причин.


Тело большинства паукообразных состоит из двух отделов: слитной головогруди , несущей 6 пар конечностей и несколько пар простых глаз , и брюшка . Первая пара конечностей расположена перед ротовым отверстием и получила название хелицер . Они состоят из 2-3 сегментов и заканчиваются клешней, крючком или стилетом. Вторая пара конечностей помещается позади рта, ее называют ногощупальцами или педипальпами (органы осязания и вкуса). Они состоят из нескольких члеников и могут иметь вид клешни или ходильных ног . Остальные 4 пары головогрудных конечностей – ходильные ноги , состоящие из 6-7 члеников и заканчивающиеся коготками.

Брюшко паукообразных не всегда сегментировано, на нем находятся дыхательное, половое и анальное отверстия. Так, у пауков сегменты брюшка сливаются, но головогрудь четко от него отделена. У скорпионов брюшко четко сегментировано. У многих клещей все членики брюшка сливаются, а само оно срастается с головогрудью, образуя единое несегментированное тело.

Конечностей на брюшке паукообразных нет, но у пауков некоторые из них видоизменились в три пары паутинных бородавок , которые выделяют паутинные нити. С помощью гребенчатых коготков на задних ногах паук строит ловчую сеть (тенеты ). Ловчие сети у пауков бывают разной формы и размеров. Паутина выполняет не только ловчую функцию, но также используется для постройки гнезд, защиты, спаривания, устройства коконов, расселения.

Покров тела – легкий, хитиновый , незначительной толщины, непроницаемый для воды (содержит дополнительный липопротеиновый слой).

Пищеварительная система паукообразных состоит из передней, средней и задней кишок . Обыкновенно они питаются полужидкой пищей . Паук, например, прокалывает покровы добычи, выпускает в ранку слюну, которая растворяет ткани жертвы, а затем всасывает полужидкую пищу. Так что, предварительное пищеварение внеорганизменное (внеполостное ), так как яд (из ядовитых желез, расположенных на головогруди) не только парализует жертву, но и частично переваривает (т. е. является пищеварительным соком, а слюнные железы - пищеварительными). Переваривание убитой жертвы происходит вне организма паука. Паук всасывает жидкую пищу.

Передняя кишка включает в себя рот, глотку с открывающимися в нее протоками слюнных желез , пищевод и желудок сосательного типа.

Средняя кишка паукообразных образует 5 пар выростов , которые увеличивают ее всасывающюю поверхность. В среднюю кишку открываются протоки хорошо развитой печени . На границе между средней и задней кишками в пищеварительный канал открываются протоки выделительных органов – чаще всего пары ветвящихся мальпигиевых сосудов , или трубочек .



Задняя кишка открывается наружу анальным отверстием .

Рис. Схема строения паука (ч/б вариант):

1-глаза; 2-ядовитая железа; 3-конечности ротового аппарата; 4-мозг; 5-рот; 6-сосательный желудок; 7-легкое; 8-половая железа; 9-паутинные бородавки; 10-сердце.

Дыхание воздушное. Органы дыхания паукообразных – легкие (например, у скорпионов), трахеи (например, у клещей) – это система ветвящихся трубочек, доходящих до различных органов, а также легкие и трахеи вместе (например, у большинства пауков). И легкие, и трахеи связаны с внешней средой через специальные отверстия – дыхальца (стигмы).

Развитие кровеносной системы у паукообразных зависит от величины тела и от развития дыхательной системы. У мелких клещей сердце очень маленькое или его совсем нет. У более крупных пауков и скорпионов сердце трубчатое, от которого отходят кровеносные сосуды . Кровь из них изливается в полость тела (кровеносная система незамкнутая ). Кровь почти бесцветная (гемолимфа ), содержит пигмент гемоцианин. Основными органами выделения паукообразных служат 2 трубочки - мальпигиевые сосуды , которые одним концом слепо заканчиваются в полости тела, где в них всасываются из крови (гемолимфы) конечные продукты жизнедеятельности в виде кристаллов гуанина. Другим концом они впадают в кишечник. Это приводит к большой экономии воды.



Нервная система паукообразных узлового типа надглоточный ганглий (узел ) – образует «головной мозг», связанный с брюшной нервной цепочкой (5 пар нервных узлов). Характерны концентрация и слияние брюшных нервных ганглиев в один нервный узел или небольшое их число.

Органы чувств представлены 4 парами простых глаз на голове и органами осязания , находящимися на ногощупальцах (хеморецепция) . Имеются также органы химического чувства.

Размножение половое. Паукообразные раздельнополые животные. У многих видов половые различия (половой диморфизм ) хорошо выражены. Половые органы парные. Так, у пауков, самцы значительно меньше самок, а их ногощупальца превращены в совокупительный орган.

Оплодотворение наружно-внутреннее , так самец выделяет мешочек со сперматозоидами, а самка захватывает его и направляет внутрь, где и происходит оплодотворение яйцеклеток. Осенью самка строит паутинный кокон, куда откладывает яйца, и погибает. Некоторые скорпионы живородящи . Новорожденные скорпионы не покидают самку, и она их носит некоторое время на спине. Развитие у большинства паукообразных прямое , из яиц весной выходит потомство, похожее на взрослых особей, сразу начинающее строить сеть и ловить мелких насекомых.

Классификация:

Тип членистоногие: Класс паукообразные:

К классу относятся сухопутные животные, за исключением некоторых групп, вторично перешедших к обитанию в воде. Представителями класса являются пауки, сенокосцы, скорпионы, клещи и др.

У паукообразных верхний слой хитинизированной кутикулы содержит воскоподобные и жироподобкые вещества, резко уменьшающие потери влаги организмом. Тело паукообразных чаще всего расчленено на головогрудь, несущую конечности, и безногое брюшко. Усики отсутствуют. На головогруди расположено шесть пар конечностей, из них две пары -ротовые конечности, чаще всего участвующие в захвате пищи. Первая пара - хелицеры - имеют вид клешней (у скорпионов, сенокосцев), крючков (у пауков) или режущих стилетов (у клещей). У многих паукообразных на вершине хелицер открывается проток ядовитой железы. Вторая пара - членистые ногощупики. Остальные четыре пары - типичные ходильные конечности с коготками на конце. На брюшке конечности отсутствуют. У некоторых паукообразных гомологами брюшных конечностей являютсяпаутинные бородавки. У пауков они располагаются по бокам от анального отверстия в виде трех пар бугорков, пронизанных многочисленными трубчатыми протоками, которые отходят от разнотипных паутинных желез брюшка. Выделяемая ими паутина - белковая жидкость, застывающая на воздухе в виде тонких нитей.

Паукообразные - преимущественно хищные животные. Большинству из них свойственно внекишечное пищеварение. С помощью секрета ядовитой железы они убивают добычу, а затем в тело жертвы вводят еще и секреты пищеварительных желез. Затем жидкую полупереваренную пищу они всасывают мускулистой глоткой, действующей как насос.

Органы дыхания у паукообразных -легочные мешки (у скорпионов), трахеи (у клещей и сенокосцев) либо и те и другие вместе (у пауков). Легкие представляют собой листовидные складки, напоминающие страницы книги, в полость которых заходит гемолимфа, и через их тонкую хитиновую стенку происходит газообмен. Трахеи - это тонкие кутикулярные разветвленные трубочки, вдающиеся в полость тела и находящиеся в близости с различными органами. Через их стенки непосредственно происходит газообмен.

Органы выделения -мальпигиевы сосуды.

Органы чувств разнообразны: простые глаза, органы обоняния, вкуса, осязания, химического чувства и др.

Все паукообразные раздельнополые. Оплодотворение внутреннее, развитие прямое (кроме клещей, имеющих личиночную стадию).

Огромное значение в жизни пауков имеет паутина. Сплетая паутинные нити с помощью гребенчатых коготков в прочную паутину, пауки строят из нее убежище и ловчие сети, яйцевой кокон, а также укрывают в ней неокрепшую молодь. На паутинах в теплые дни «бабьего лета» расселяются молодые паучки.

Многообразие и значение паукообразных. Паук-крестовик - один из наиболее обычных видов паукообразных (рис. 11.13). Самка его крупная, размером до 2-2,5 см, самец - до 1 см. На спинной стороне брюшка имеется крестообразный рисунок.

Многие виды пауков вырабатывают сильнодействующий яд. Так, укус каракурта опасен для человека, лошади, крупного рогатого скота. Укус тарантула очень болезненный и может вызвать у человека лихорадочное состояние. Самый крупный паук - паук-птицеед. Его длина достигает 15 см, и он способен нападать на мелких птиц и грызунов.

Скорпионы - крупные хищники (до 15 см длиной), напоминающие по внешнему виду речного рака и имеющие клешневидную вторую пару ротовых конечностей. Брюшко вытянуто и подвижно. В позе угрозы скорпион заносит его над головой и вонзает ядовитую иглу, расположенную на конце последнего сегмента брюшка, в тело жертвы, удерживая ее клешнями. Питаясь насекомыми, пауки и скорпионы снижают численность вредителей. Сами они, в свою очередь, служат пищей для мелких ящериц, птиц и млекопитающих.

Рис. 11.13. Схема внутреннего строения паука: 1 - ногощупики; 2 - глаза; 3 - желудок; 4 - сердце; 5 - артерия; 6 -яичник; 7 -легкое; 8 -ходильные конечности; 9 - мозг; 10 - ротовое отверстие; II - ядовитая железа; 12 - хелицеры.

Класс паукообразных достаточно велик, он объединяет около 36 тыс. видов животных, различающихся по своему внешнему облику. Тело пауков разделено на два отдела: первый - это голова, слившаяся с грудью (головогрудь), а второй – это брюшко. Восемь ножек паука прикреплены к головогруди, а толстое, вздутое брюшко ножек не имеет.

Ученые считают, что хотя брюшко пауков и не имеет ног, однако они, несомненно, были у предков, имевших хорошо развитые конечности и на брюшке, так как при эмбриональном развитии пауков зачатки ножек закладываются и на брюшной части, но потом исчезают. В брюшке имеются также железы, вырабатывающие паутину. Секрет паутинных желез выводят наружу брюшные конечности, превратившиеся в паутинные бородавки. Эти бородавки сохранили подвижность (членистость), необходимую при прядении сети.

Дыхание пауков

Строение разных видов пауков может предполагать дыхание с помощью легких или трахеи. Одним видам свойственно дыхание только легкими, которые имеют форму довольно просто устроенных легочных мешков, другим видам свойственно осуществлять дыхание с помощью системы трахей. Есть среди пауков и те, что используют при дыхании как легкие, так и трахеи.

Трахеи - полые трубки, пронизывающие тело животного, расположены целенаправленно: во внешнюю среду они открываются c обеих сторон каждого членика отверстиями - дыхальцами. Трахеи выполняют функцию газообмена в организме членистоногого. Этот способ дыхания характерен и для насекомых.

Ядовитый аппарат

Ядовитый аппарат пауков расположен в области передней части головогруди. Ядовитые железы по одной находятся в основании каждого из члеников ротового аппарата, размещенного в области головогруди. Сама железа представляет собой мешочек, от которого отходит тонкий каналец, тянущийся внутри этого членика и открывающийся на его конце. При укусе паука острые концы члеников ротового аппарата проникают в тело жертвы и яд легко поступает в ранки.

Наружное пищеварение

Пауки обладают не только внутренним, но и «наружным пищеварением». Они ножками заматывают жертву в паутину до тех пор, пока она не начинает выглядеть как туго сплетенная куколка, затем впрыскивают в тело насекомого секрет - жидкость, содержащую особые ферменты - вещества, способные частично переварить добычу вне тела паука. Это отдаленно напоминает нанизанную на вертел и медленно поджаривающуюся на огне добычу, только у пауков вместо огня работают ферменты, разлагающие содержимое тела жертвы, доводя его до жидкого или полужидкого состояния, которое паук легко всасывает в себя.

Паутина пауков

Большой интерес представляют и паутинные железы пауков . Все, кто ходил по старому лесу с заросшим кустарником, не раз натыкались на густую, липкую паутину. Сброшенная с лица, она серыми клочьями повисала на пальцах.

Паутина выделяется многочисленными железами, расположенными в брюшке. Интересно отметить, что паутинные железы у пауков разные, поэтому различна и выделяемая ими паутина. Протоки желез открываются на верхушках паутинных бородавок - трубочек, содержащих хитин, из которого состоит и панцирь многих членистоногих, в том числе и хорошо всем известного речного рака.

Паутинные железы выделяют особое клейкое вещество, которое на воздухе быстро затвердевает. В результате склеивания тончайших нитей, выделяемых пауком, образуется довольно плотная паутинная сеть. Сетепрядение - одно из самых интересных свойств пауков. Оно всегда вызывает множество вопросов: как это происходит, как нить не перепутывается, как, наконец, образуется четко вывязанная, достаточно красивая, таинственная, как и сам паук, форма «пряжи», в которую попадают незадачливые жертвы пауков. Ученые-арахнологи, наблюдая за пауками, обнаружили, что прядение осуществляется при участии особого образования – гребенчатого ряда волос, который находится на последнем членике задней пары конечностей, т. е. паук, формируя нить, пропускает ее через гребешки из волос на задней паре конечностей. Иногда паутинных желез бывает несколько типов, а потому различаются и несколько сортов паутины. Все знают, какая липкая ловчая паутинная сеть. К ней только стоит прикоснуться - и она уже вся на руке. А вот паутина для постройки жилья - совсем другая, для создания яйцевого кокона - третья. Если в сеть попало крупное насекомое и, пытаясь освободиться, может серьезно повредить ее, то паук сам помогает жертве выбраться на свободу, обрывая паутинные нити вокруг нее. Как видим, высокую степень инстинкта дала природа этим малоприятным животным!

Однако далеко не все пауки пользуются искусно сплетенной сетью для отлавливания добычи. Некоторые представители предпочитают активно бегать по земле, подстерегая и вылавливая добычу для своего пропитания. Вот такие мигрирующие ядовитые пауки в отдельные периоды года бывают особенно опасны при встрече с ними человека.