Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Писатель Василь Владимирович Быков – биография, творчество и интересные факты. В помощь школьнику Что будем делать с полученным материалом

«Ух, суров Василь Владимирович!» - то и дело говорили о писателе. Его и вправду нечасто удавалось застать улыбающимся.

Жизнь и творчество Василя Быкова.

Василь Владимирович Быков родился в 1924 году в белорусской крестьянской семье, в деревни Череновщина Витебской области. В предвоенные годы поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, одного из лучших учебных заведений страны. Но в 1940 году вследствие отмены стипендии Быков вынужден бросить учебу и искать заработок, чтобы прокормить семью. Война застала его на Украине.

Воевал он командиром сначала стрелкового взвода, затем взвода автоматчиков и взвода противотанковых пушек. Был дважды ранен, имел заслуженные награды. Буквально чудом спасся на Кировоградчине, где до самого последнего времени стоял обелиск, над братской могилой которого было высечено и его имя. Быков узнал об этом через много лет после окончания войны, побывав на месте кровавых боев, а спас его тогда счастливый случай. Тяжело раненный, он выполз из хаты, которую через несколько минут уничтожили фашистские танки. Подобрали его потом, видимо, санитары другой части, а в полку, где он воевал, посчитали погибшим, отправив матери «похоронку».

После войны Быков служил на Украине, в Белоруссии и на Дальнем Востоке Осенью 1955 года начал работать в «Гродненской правде», писал корреспонденции, очерки, фельетоны.

С 1956 года в республиканской печати стали появляться его рассказы. Однако свою литературную судьбу Василь Быков исчисляет с 1951 года, когда на Курилах он написал рассказы «Смерть человека» и «Обозник», опубликованные несколько лет спустя. Вместе с тем первый исследователь творчества В. Быкова Н. Буран отмечал, что в 1949 году в «Гродненской правде» были напечатаны два рассказа – «В тот день» и «В первом бою», которые никогда не переиздавались. Видимо, это связано с тем, что Быков свой ранний литературный опыт счел нужным не включать в творческий период.
Война станет не только главной, но почти единственной темой писателя. На вопрос, почему он только пишет о войне, В. Быков отвечал: «Вероятно, потому, что прошедшая война всеобъемлюща и там всему было место…Во время войны, как никогда, ни до, ни после нее, обнаруживалась важность человеческой нравственности, незыблемость основных моральных критериев».
Таким образом, раскрытие духовного мира человека лежит у истоков творческого пути писателя. Начиная с первых рассказов и повестей, Быков поднимает те глубинные пласты нравственной жизни общества и человека, которые и сейчас находятся в противоборстве мнений.
В произведениях Быкова нет ни грандиозных танковых сражений, ни решающих операций. «Меня интересует, - писал он, - в первую очередь, не сама война, даже не ее быт и технология боя, хотя все это для искусства тоже важно, но, главным образом, нравственный мир человека, возможности его духа». Пространственно-временная организация произведений Быкова сосредоточена на экстремальных ситуациях, пограничных между жизнью и смертью. Человек в данных условиях всегда оказывается на крайнем пределе своих нравственных и физических сил. Шаг за шагом ведет Быков своих героев через цепь жестоких обстоятельств, постепенно обнажая то главное, что в них заложено, - силу духа, непоколебимость убеждений, нравственную бескомпромиссность в одних, малодушие, беспринципность, душеную черствость, жестокость в других. Таким образом, именно мораль и нравственность определяют поведение и выбор человека в критических ситуациях.
Раннее творчество Быкова относится к 50-60 гг.
В первом рассказе, по мнению писателя, «Смерть человека» мир простирается не далее, чем достает взгляд тяжело раненного, лежащего на земле солдата. Поначалу это высокая лесная трава, кусты папоротника, ветви молодой ольхи над головой. Потом, когда он двинется к дороге, увидит страшные следы недавнего боя. Таким образом, войны в этом рассказе ровно столько, сколько вмещает, несет в себе этот человек. В рассказах «Обозник», «Утрата» (1956), «Четвертая неудача» (1962) Быков показывает освоение человеком жизни вблизи постоянной смертельной опасности и честное выполнение им своих обязанностей. Так, и ездовой Максим Корень («Обозник»), и юный пулеметчик Матузко («Утрата»), и неудачливый пехотинец Турок («Четвертая неудача») смогли устоять в трудную минуту и найти в себе «силу, с которой стало легче жить на войне». Особое значение в творческой лаборатории писателя имеют рассказы 1959 года – «Поединок», «Эстафета», «На восходе солнца», а также «Приказ» (1958), представляющие собой нечто чересчур беглое, едва намеченное, но по-своему завершенное. «Поединок», как и Смерть человека» характеризуется отсутствием имен героев и названием местности, происходящего действия. Этим Быков подчеркивает, что такое событие могло произойти со многими и во многих местах. «Поединок» - это дно насилия, «кровавый символ страшного людского злодейства», где четверо пленных солдат будут растерзаны разъяренными немецкими овчарками. Начиная с этого рассказа, Быков и в последующих своих произведениях обдумывал и заново переживал войну как такое состояние жизни, когда смещаются, перечеркиваются, перевертываются, кажется, все устоявшиеся нормы и правила человеческого существования. Но его, участника войны, поразило более всего сопротивление человека этому новому, противоестественному состоянию жизни.
На первом этапе творческого пути трагическая коллизия была заявлена в самом названии произведения, например, «Смерть человека», «Последний боец», «Утрата», «Мертвым не больно» и др. Даже, казалось бы, нейтральный заголовок повести «Журавлиный крик» создает, с одной стороны, аллюзию древних сказаний о птицах, уносящих с собой души погибших, с другой – символ разлуки, прощания.
В 1956-1959 годах Быков напишет несколько «мирных» рассказов, связанных с памятью о войне, - «Ночью», «Следы на земле», «Непогода», «Счастье» и др. И только с повестью «Журавлиный крик», написанной в 1959 году, писатель вернется к изображению войны и откроет для себя новую «единицу» художественной мысли – жанр повести. Через несколько лет Быков скажет об этом выборе следующее: «Принимаясь за новую вещь, я знаю наверняка, что это будет повесть… Я не ощущаю тесноты в этом обжитом мною жанре. Я думаю, что это очень емкая форма прозы».
В 1962 году в журнале «Дружба народов» были опубликованы три повести «Журавлиный крик» (1959), «Фронтовая страница» (на белорусском языке – «Измена» (1960) и «Третья ракета» (1961), которая принесла начинающему писателю широкую известность и была удостоена республиканской премии имени Якуба Коласа. К данному этапу также принадлежат и повести «Альпийская баллада» и «Западня» (1964), «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968), «Круглянский мост» (1969) и др.
В «Журавлином крике» все события – несколько часов из жизни небольшой группы бойцов осмыслены писателем в аспекте отношения героев к своему военному долгу. При исследовании характеров в структуру локальной повести (ограниченное пространство, краткое время действия) писатель вводит «принцип бинокля», приближенный непосредственно к читателю. Укрупненный план видения героя позволяет выделить в характере главное.
Принцип организации повести «Журавлиный крик» обусловлен целью – проанализировать мотивы поведения людей, героизма и трусости, колебания между долгом и страхом. В повести, состоящей из глав-новелл, посвященных каждому из персонажей, раскрывается противоречивость, сложность внутренней жизни Пшеничного, Глечика, Фишера. Пространственно-временные границы повести «размыкаются» отступлениями в прошлое героев, в довоенную жизнь. В ретроспекциях-воспоминаниях открывается «история» характера, его формирование.
В повести «Фронтовая страница» заметно усложнение самой ситуации, в которой проверяются моральные возможности человека: нравственный «поединок» троих солдат, возвращавшихся к своим после неудачного боя. Блищинскому, вставшему на путь предательства, противопоставлены Щербак и Тимошкин, люди мужественные, честные, принципиальные. Раздумья Тимошкина о будущем – важнейший фрагмент повествования в раскрытии идейного содержания и общего пафоса повести. Есть основание говорить о публицистичности данного фрагмента, когда частные размышления Тимошкина о будущем переходят в общий, авторский план философско-публицистического осмысления происходящего.
В творчестве Быкова важнейшей частью сюжетов стало постоянное преодоление героями военного пространства, требующего полной отдачи жизненных сил и абсолютной сосредоточенности на сиюминутном действии («Волчья стая», «Альпийская баллада», «Сотников», «Дожить до рассвета» и др.).
Так, события повести «Круглянский мост» начинают разворачиваться только у самой цели, у моста. Однако писателю важно было показать какое трудное, полное опасностей пространство преодолела группа партизан-подрывников. Поэтому в композиционно-повествовательно й канве их путь не мог быть опущен или только обозначен, как техническая подробность.
В этом произведении Быков ставит проблему ответственности человека перед собой, художественное решение которой приобретает полемичность и остроту. Во-первых, писатель обращается к изображению партизанской войны, где чаще всего нет приказа, как действовать, и человек руководствуется совестью, жизненными принципами (проблема осложняется и тем, что боевая операция совершается ценой жизни ребенка) и, во-вторых, благодаря столкновению различных, непримиримых точек зрения (Бритвина, Степки, Маслакова, Данилы) в отношении к таким понятиям, как долг, совесть, жестокость. Открытый конец повести рассматривается как своего рода решение, выходящее за пределы компетенции героев. Именно читателю предоставляется право «вершить» справедливый суд по законам высокой нравственности.
Однако, на наш взгляд, ни в одном произведении Быкова поле боя не набирает такой пространственной силы и материальной достоверности как в повести «Дожить до рассвета». Она несет само давление войны и непредсказуемость обстоятельств осенью сорок первого года. Так, волей слепого случая судьба Ивановского, как и опытного разведчика капитана Волоха, сложилась в цепь жестоких и трагических неудач. Ивановский во главе диверсионной группы отправился в тыл к немцам с целью уничтожить склад с боеприпасами. Однако, добравшись до места, понял, что не успели – база была передислоцирована. Отправив группу назад, Ивановский, взяв с собой бойца Пивоварова, идет на поиски склада. Ночью они наткнутся на немецкий штаб, где будут случайно замечены. Такие жесткие обстоятельства, постоянно преследовавшие героя, отражали реальную картину того времени. И сила Ивановского в том, что он борется до конца, до самого рассвета.
Таким образом, обстоятельства, в которых действуют герои Быкова, изменчивы, неожиданны, полны превратностей и трагических поворотов. Вместе с этим в них отсутствует всякая степень условности, они полностью принадлежат военному времени и пространству. Эти обстоятельства либо связаны с трудностями определенного периода войны («Журавлиный крик», «Дожить до рассвета»), либо с ходом военных действий на каком-то отрезке фронта («Фронтовая страница», «Третья ракета», «Мертвым не больно»).
Второй этап творчества, принесший Быкову официальное признание и мировую известность, начинается с 70-х гг. В это время были написаны повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Дожить до рассвета» (1973), «Волчья стая» (1975), «Его батальон» (1976), «Пойти и не вернуться» (1978). Особую актуальность и глубину этим произведениям придавало то, что события войны представали чаще всего как воспоминание оставшихся в живых персонажей. Обращение к памяти героев как бы расширяло художественное пространство повестей. Сюжетное время, сжатое до нескольких дней, а иногда и часов, дополнялось – по психологии воспоминаний – событиями уже всей жизни действующих лиц. Так, в «Волчьей стае» Быковым показан один эпизод, сюжетно не связанный с основной линией повествования, но играющий значительную роль в раскрытии характера главного героя. Однажды зимой сорок третьего года Левчук с раненым товарищем были окружены на льду озера волчьей стаей. Тогда Сашка Колобов предлагает Левчуку оставить его одного и пробираться в деревню за помощью. Согласившись, Левчук понял сразу, как только услышал выстрелы, что допустил непростительную ошибку. Бросившись назад, он не успел – немцы «вместо волков учинили свою расправу». Помня ту ночь, когда «за его жизнь заплатил собственной жизнью другой», помня о высокой ответственности человека перед людьми и перед самим собой за свои поступки, однажды Левчук вынесет на руках из грохочущего ада ребенка. А через тридцать лет герой, идя на встречу со спасенным, мечтает только об одном, чтобы он был «прежде всего… человеком».
Кроме центрального героя Левчука, единственного, кто остался в живых и чьи воспоминания составляют основной сюжет произведения, на передний план выдвинуты три персонажа – Грибоед, Клава и Тихонов, в образах которых Быков показал простых советских людей, стойко и мужественно вынесших, пусть даже и ценою жизни, тяготы и испытания войны.
Своеобразие творческой манеры Быкова заключается в том, что каждое его произведение при всей своей самостоятельности, полноте и завершенности, в то же время является определенного рода продолжением его предыдущих книг. Особенно ярко данная тенденция прослеживается в повестях так называемого «партизанского» цикла: «Круглянский мост» (1969), «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Волчья стая» (1975), «Пойти и не вернуться» (1978). В них, как и в других произведениях, Быков стремится показать те нравственные компоненты духовного мира человека и те грани характера, которые предопределяют его поведение, раскрывая силу или слабость, героизм или предательство. Однако, сосредотачивая основное внимание на психологии подвига, писатель, на наш взгляд, не всегда уделяет достаточное внимание другой стороне героики – ее действенности. Так, и Ляхович, и Преображенский, и Сотников, и Мороз раскрываются полностью лишь в тот момент, когда остаются один на один с врагом и собственной совестью. При этом об их действиях и поступках до последнего, решающего рубежа читателю практически ничего неизвестно. Так, о борьбе Сотникова до того момента как он попал в плен, лишь сказано, что он огнем прикрыл отступление товарищей. Однако отсутствие решительности, боевой активности объясняется тем, что главные герои этих повестей показаны преимущественно в нравственной плоскости. Сильные духом, они оказываются слабыми физически (тщедушный «очкарик» Ляхович, пожилой Преображенский, страдающий кашлем, обмороженный Сотников, инвалид Мороз). В то время как их нравственные антиподы – Бритвин, Рыбак, Ксендзов – показаны людьми сильными и решительными. Иным предстает герой повести «Дожить до рассвета» (за эту повесть, а также за повесть «Обелиск» писатель был удостоен Государственной премии СССР), лейтенант Ивановский, человек духовно цельный, деятельный. Это типичный образ командира первого звена, делившего все тяготы окопной жизни с рядовыми бойцами.
Среди «партизанских» повестей нет ни одной, где бы не были изображены дети. Еврейская девочка Бася и дети Дёмчихи («Сотников»), Витька, погибший на мосту («Круглянский мост»), Володька, тихо умерший в лесной землянке («Волчья стая»), мальчики Мороза («Обелиск») – все они редко оказываются в центре авторского внимания, но всякий раз в их изображении сквозит боль и острое чувство их беззащитности перед тем, что должно случиться.
Своеобразным переходом к современному этапу (80-90-е гг.) становится «Знак беды» (1982), затем последуют повести «Карьер» (1986), «В тумане» (1987), «Облава» (1990), «Стужа» (1993). В эти годы Быков открывает для себя новый идейно-тематический диапазон с ярко заявленной эпической тенденцией, с обращением к эпохе 30-х гг.
В повести «Знак беды» писатель расширяет горизонты своего творческого поиска, художественно исследуя новые пласты народной жизни. В 1986 году за это произведение Быков получил Ленинскую премию. Одним из первых, кто откликнулся на появление «Знака беды» был Г. Бакланов, верно отметивший, что «ни в одном из его (Быкова) прежних вещей не был так естественно передан простой ход жизни». Впервые прошлое героев, несущее важнейший дополнительный смысл и историческую глубину, обрело художественное равноправие с настоящим. Таким образом, Быков показал связующую роль событий, во многом определившую судьбу поколения, судьбу страны. Не случайно в самом начале повести он говорит о «неподвластной времени всеохватной человеческой памяти, наделенной извечной способностью превращать прошлое в нынешнее, связывать настоящее и будущее».
Начиная с «партизанских» повестей внимание Быкова обращено к затаившейся жизни крестьянских селений, но пока еще расположенных как бы на обочине основных событий. И только в повести «Знак беды» происходит смещение деревенской жизни в центр повествования. Картиной опустошения, мертвящего запустения открывается произведение. Это самое начало осени сорок первого года, придорожный хутор в одном из отдаленных уголков Белоруссии. Читателя окутывает гнетущая атмосфера несчастья, беды, ясно ощущаемая уже в названии повести. На склоне лет перед героями разверзлась пропасть – «новая, страшная в своей непривычности жизнь под немцем». Медленно развивается сюжет произведения, но с каждым новым знаком беды сжимается кольцо обстоятельств вокруг Степаниды и Петрока, наполняясь тягучим тревожным ожиданием. Стучат топоры у реки – немцы наводят мост, снятся тяжелые сны, каркает ворона над хутором, вспоминается мертвый жаворонок из той давней, счастливой весны, когда после батрачества впервые в жизни пахали свою землю, стоит перед глазами мучительная смерть деревенского мальчика Янки, с которым словно оборвался крепкий крестьянский род. Таким образом, ощущение движущегося времени в повести «Знак беды», в течение которого герои и различные обстоятельства существенно изменяются, создается не посредством обозначения больших временных интервалов, а достигается главным образом путем постепенного развертывания внутренней жизни персонажей.
Быков впервые рассказал не о людях, соединенных одним окопом, одной боевой задачей, одной партизанской вылазкой (повесть «Карьер» еще не была написана), а о тех, кого война застала дома, в родных стенах, в своем привычном крестьянском кругу. Осторожный, тихий, вечно стремящийся «остеречься беды» Петрок и решительная, гордая, работящая Степанида – образы в целом новые для Быкова. Петрок и Степанида за свою жизнь стали свидетелями и участниками грандиозных эпохальных событий страны: революции, гражданской войны, коллективизации и Отечественной войны. Перенося события во времена коллективизации, Быков показывает, что жизнь у этих стариков никогда не была легкой. Но они всегда старались жить по тем незамутненным нравственным законам, которые формировались веками в сознании народа. Степанида всегда умела постоять за себя. И тогда, когда ей с Петроком достался при разделе усадьбы пана Адольфа Яхимовского, у которого «шесть лет, не щадя себя, надрывалась в батрачках», клочок земли – суглинистый пригорок, такой проклятый и бесплодный, что они прозвали его Голгофой; и тогда, когда с началом коллективизации она, не раздумывая, записалась в колхоз; и тогда, когда первой выступила против раскулачивания середняка Ивана Гужова. Петрок и Степанида имели твердую убежденность в том, что «с людьми надобно жить по-доброму, если хочешь, чтобы к тебе относились по-людски», что «человек так устроен, что отвечает добром на добро и вряд ли может ответить добром на зло. Зло не может породить ничего, кроме зла, на другое оно не способно». Поэтому герои повести открыто бросают вызов врагу, сжигая свой дом и себя, гордо и непокорно принимают смерть, так и не раскрыв полицаям тайну захоронения бомбы. В эту критическую минуту они раскрывают в себе то главное, что лежало до поры задавленное нелегкой жизнью, непомерным трудом и каждодневными заботами.
Выбор военной темы Быковым обусловлена двумя причинами: исторической (люди должны знать, какой человеческой ценой была завоевана победа над фашизмом) и современной (как он сам подчеркивал) – мы не ходим сегодня в разведку, но нам и сейчас нужны те нравственные принципы, которые питали в годы войны героизм, честность, мужество, чувство ответственности и т.д. И если в начале творческого пути писатель прославляет подвиг человека, сражающегося до последней капли крови, то позднее он будет анализировать истоки этого подвига – неисчерпаемые нравственные возможности человеческого духа. В этом смысле показательно движение сходных по сюжетной коллизии произведений – от романтического рассказа «Смерть человека» к исполненной
глубочайшего реалистического психологизма повести «Дожить до рассвета».

Народный писатель Беларуси Василь Быков умер 22 июня 2003 года в 20 часов 30 минут в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах, под Минском.

Капитан (1944). Награждён советскими орденом Ленина (18.06.1984), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), орденом Трудового Красного Знамени (28.06.1974), орденом Красной Звезды (1944), российским орденом Дружбы (1994), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1986), Государственной премии СССР (1974), Государственной премии Белорусской ССР имени Якуба Коласа (1978).

В городе Витебске (Белоруссия) на здании бывшего художественного училища (теперь там детская художественная школа), в котором учился В.В.Быков, установлена мемориальная доска.

Памяти Василя Быкова

Я вспоминаю в библейском краю,
верный друзей моих теням,
с которыми жизнь пронеслась уже вся,
как ты всходил на Голгофу свою
по жгучим кровавым ступеням,
крест – свою горькую правду неся.
У Гроба Господня свечу освящу
пламенем звездных лучей
в этот несуетный день я –
и на Голгофе поставлю свечу
в память Голгофы твоей
и твоего Восхожденья.

Давид Симанович

Главная тема произведений Василя Быкова (Сотников).
Василь Быков в своем творчестве в основном освещал военные темы, но в его произведениях мало батальных сцен, описаний эффектных исторических событий, зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне.

Описывая самые незначительные ситуации, автор дает ответы на сложные вопросы. В отличие от таких наших писателей, как Бондарев, Бакланов, Ананьев, которые любят описывать масштабные сражения, Василь Быков строит свои сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат.

Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения бойцов в экстремальных ситуациях, писатель раскрывает читателю глубины психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает многие его работы: «Альпийская баллада», «Западня», «Мертвым не больно» и другие.

Сюжет повести «Сотников» прост: партизаны Сотников и Рыбак отправляются в деревню, чтобы добыть пропитание для отряда. Сотникова мучает «разрывающий» кашель, который и выдаст его с напарником врагу. Солдат мог бы легко уклониться от задания, но он хочет показать боевым товарищам, что не боится ни «грязной работы», ни опасности, и вызывается идти.

Рыбак здоров, силен и готов ко всему. Читателю кажется, что сильный и сообразительный солдат Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников.

Но если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина.

Конечно, Рыбак не лишен положительных человеческих качеств, но после того, как он с товарищем попадает в плен, начинается его нравственное падение. Ради того, чтобы остаться в живых, он вступает в ряды полицаев, предает друга и даже становится его палачом.

Сотников же ведет себя, как настоящий защитник Родины. Он не думает о себе, простом солдате, который будет убит, как множество других бойцов. «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть. Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».

Даже когда Сотникова ведут на виселицу, он все еще старается защитить невинных людей. Он все делает правильно для того, чтобы Отечество гордилось его поступком. На таких людях, как Сотников, и была построена победа в борьбе с врагом.

Творчество Василя Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью.

Я считаю, что Быков прав в том, что отдает должное простым солдатам, воспевает их героизм, так как благодаря именно их мужеству наша Родина выстояла в той тяжелой войне. Пусть имена многих бойцов неизвестны, но их подвиг бессмертен.

Теперь нет той великой страны, которую защищал Сотников, за которую он достойно погиб. Но дело вовсе не в этом. Герои Василя Быкова живут своей жизнью вне политических потрясений. Для меня Сотников всегда будет примером мужества и стойкости. Я чувствовал бы себя более бедным духовно, если бы не было в литературе героев Василя Быкова.

Сотников в обычной жизни был бы мало чем примечательным человеком. В начальство бы он не полез, не стал бы стремиться как-то выделиться среди людей. Он честно выполнял бы свой долг, ко всему относился бы совестливо. И о нем говорили бы, что это очень порядочный человек.

Вот что главное в Сотникове. Его никто не мог бы упрекнуть в непорядочности. Мне приходилось встречать таких людей. Я уверен, что они в экстремальной ситуации повели бы себя точно так, как Сотников, потому что иначе они не умеют жить.

Человек на войне (по повести Василя Быкова «Сотников»)
Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, достоинство, верность своему долгу - именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок.

Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. В этом отношении не составляет исключения и повесть «Сотников».

На первых страницах повести перед нами предстают два бойца одного из партизанских отрядов - Сотников и Рыбак, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им поручено во что бы то ни стало добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но мы видим, что бойцы в неравном положении: Сотников идет на задание с тяжелой простудой. А на вопрос Рыбака, почему тот не отказался идти, если болен, отвечает: «Потому и не отказался, что другие отказались». Эти слова Сотникова говорят нам о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости..

По ходу повествования мы видим, что главных героев преследует одна неудача за другой. Во-первых, оказался сожженным хутор, где они надеялись достать продовольствие. Во-вторых, Сотникова ранили в перестрелке с врагом.

Интересна такая деталь - автор внешнее действие сопровождает действием внутренним. Особенно это заметно в развитии образа Рыбака. Сначала Рыбак немного недоволен Сотниковым, его недомоганием, которое не позволяет им двигаться достаточно быстро. Это легкое недовольство сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражением. Но Быков показывает вполне достойное поведение Рыбака, который помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ранения.

По натуре Рыбак отнюдь не предатель и тем более не замаскированный враг, а нормальный человек со своими достоинствами и недостатками. Рыбак - крепкий и надежный парень, в котором живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Но таков он в обычной боевой обстановке. Оставшись же наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченным фашистами, Рыбак срывается. И когда он попадает в плен, в его душе происходит надлом. Он хочет жить. Боец не хочет предавать Родину, пытается найти выход из той ситуации, в которой он оказался. Примечателен его разговор с Сотниковым после допроса:

«Ты послушай, - помолчав, .горячо зашептал Рыбак. - Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в полицию, - как-то сам не желая того, сказал Рыбак. Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вниманием сверкнули глаза. - Вот как! Ну и что ж - побежишь? - Не побегу, не бойся. Я с ними поторгуюсь. - Смотри, проторгуешься, - язвительно просипел Сотников».

Рыбак соглашается служить полицаем. Он надеется воспользоваться этим, чтобы бежать к своим. Но Сотников не ошибся, предвидя то, что мощная гитлеровская машина уничтожит Рыбака, что хитрость обернется предательством.

Финал повести весьма трагичен: бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого жизнь Рыбака, ранее такая дорогая ему, вдруг теряет свой смысл, оказывается настолько невыносимой, что он задумывается о самоубийстве. Но и это ему не удается сделать, так как полицаи сняли с него ремень. Такова «коварная судьба заплутавшегося на войне человека», - пишет автор.

А что же Сотников? У него иной путь. Он выбирает смерть, тем самым пытаясь спасти ни в чем не повинных людей. Героическая смерть ради спасения жизней других людей - вот единственный возможный для него путь. Ведь не зря перед казнью Сотников заметил среди согнанных к этому месту деревенских жителей маленького мальчика в старой отцовской буденовке. Боец улыбнулся ему одними глазами, подумав при этом, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть.

Произведения В. Быкова о Великой Отечественной войне раскрывают нам весь ужас этого грозного и трагического события, заставляют понять, какой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости.

РЕФЕРАТ
на тему:
«Жизнь и творчество Василя Быкова».

Почти все произведения Василя Быкова рассказывают о Великой Отечественной войне. Это во многом объясняется тем, что писатель сам прошёл её от начала до конца. События войны он рассматривает прежде всего с нравственно-философской точки зрения. Описывая поведение людей в бесчеловечных условиях, Быков заставляет нас задуматься об истоках внутренней силы, которая присуща лучшим из его героев. В повести «Сотников» писатель убедительно показывает, что эта сила практически не зависит от физических возможностей человека и целиком относится к области духа.

В образах главных героев произведения воплощены, как мне кажется, черты двух противоположных типов личности. Оказавшись в ситуации нравственного выбора, такие люди ведут себя но разному: одни совершают предательство в обмен на свою жалкую жизнь; другие проявляют стойкость и мужество, предпочитая умереть со спокойной совестью. Таким образом в повести Василя Быкова противопоставлены два партизана — Рыбак и Сотников.

Вначале Рыбак представляется нам вполне задушевным человеком: он помогает своему больному товарищу, делится с ним последним зерном, не злится из-за нечаянной обузы. По-своему Рыбак добр. Он так и не смог убить старосту, хотя считал, что это необходимо сделать.

Страх за свою жизнь впервые проявляется у Рыбака во время погони, устроенной полицаями: сначала он хотел бросить Сотникова, оправдывая себя тем, что тому всё равно не выбраться. «Но что он скажет в лесу? » — мне кажется, именно этот вопрос заставил Рыбака вернуться к товарищу. В тот момент для него ещё было важно, что подумают о нём другие.

Когда их обнаружили на чердаке у Дёмчихи, Рыбаку «захотелось, чтобы первым поднялся Сотников». Но у того не было сил, он продолжал лежать. И Рыбак встал первым.

На допросе, испугавшись пыток, Рыбак отвечал правду, то есть выдал отряд. Когда ему предложили служить Германии, «он вдруг ясно ощутил свободу». Рыбак не только согласился вступить в полицию, но и помог повесить Сотникова, чтобы подтвердить врагам свою готовность служить им. Он думал только о свободе, надеялся, что сбежит, но после казни понял, «что с побегом покончено, что этой ликвидацией его скрутили надёжнее, чем ременной цепью. И хотя оставили в живых, но в некотором отношении также ликвидировали».

Думая обо всём происшедшем, Рыбак «не мог толком понять, как это произошло и кто в этом повинен... Очень не хотелось оказаться виноватым самому». Он оправдывал себя тем, что боролся за жизнь, что «в его несчастье больше других был виноват именно Сотников... тому уже всё безразлично в петле на арке, а каково ему-то, живому!..». Рыбак не замечает, что его лихорадочные попытки обелить себя малодушны и нелогичны. В финале произведения автор скажет о том, что произошедшее с этим героем — «это коварная судьба заплутавшего на войне человека».

Иным предстаёт путь Сотникова. Мы с самого начала угадываем в нём самолюбивого и упрямого человека. На задание он пошёл потому, «что другие отказались». Некстати приключившаяся простуда представлялась Сотникову пустяком, хотя из дальнейшего повествования становится ясно, что он был болен нешуточно. Тем не менее, Сотников отказался от еды и лекарств, предложенных ему женой старосты, потому что «он не желал этой тётке хорошего и... не мог согласиться на её сочувствие и помощь». Помня о том, как однажды такая же простая женщина выдала его полицаям, он с подозрительностью относился к доброжелательности, проявленной к нему в доме старосты.

Чувствуя приближение полицаев, Сотников думал, что, «... пока жив, он их к себе не подпустит». Этот человек не боялся смерти, ему лишь «страшно было стать для других обузой». И ещё он «испугался, что может потерять сознание, и тогда случится то самое худшее, чего он больше всего боялся на этой войне». Сотников решил не сдаваться живым. То, что вернулся Рыбак, он «относил... к обычной солдатской взаимовыручке», но «не имел бы ничего против Рыбаковой помощи, будь она обращена к кому-нибудь третьему». Сам он никогда не хотел никакой поддержки, это было «противно всему его существу».

На допросе Сотников в первую очередь старался спасти Дёмчиху, которая пострадала из-за них с Рыбаком, и уже перед казнью безуспешно попытался взять всю вину на себя. Последние усилия в своей жизни он потратил на то, чтобы встретить смерть «с солдатским достоинством».

Сотников был человеком, который ни при каких условиях не шел на сделку со своей совестью, и он ушёл из жизни с сознанием того, что ничем не запятнал свою душу. До последнего герой старался помочь людям, которые, как он считал, попали в беду из-за него.

Итак, перед нами два абсолютно противоположных характера. Для лучшего их раскрытия автор часто использует внутренние монологи героев, через которые переданы, например, колебания Рыбака в момент преследования, раздумья Сотникова, идущего на казнь.

Характеризуя героев, Быков использует и эпизоды их детства. Мы узнаём, что Сотников ещё ребёнком дал себе клятву никогда не лгать. Я думаю, что в формировании этой личности большую роль сыграл отец. Именно он воспитал в сыне честность, прямодушие и стойкость.

Повесть Василя Быкова рассказывает о событиях, которые происходили более шестидесяти лет назад. Однако нам, читателям XXI века, она интересна не только с исторической точки зрения. Ведь проблемы честности, совести, справедливости и гуманизма встают и перед нашим поколением. Как быть? Какими быть? Как сохранить в себе человеческое? Книга Василя Быкова «Сотников» помогает нам ответить на эти непростые вопросы.

Класс: 11

Цели:

  • формирование навыков самоконтроля;
  • совершенствование умений организовывать совместную деятельность при анализе художественного произведения;
  • развитие ассоциативного мышления;
  • развитие умений оперировать языковым материалом;
  • воспитывать ответственность за результат работы;
  • воспитывать чувство слова.

Оформление:

  • презентация;
  • словарь:

Гефтлинг – заключённый,

Клумпес(ы) – деревянная обувь (колодки),

Триест – провинция в Италии; порт на берегу Адриатического моря.

1. Вступительное слово учителя.

Более полувека назад фашистская Германия начала захватническую войну против СССР. Эта война, продемонстрировавшая, с одной стороны, массовый патриотизм, героизм, великую жертвенность нашего народа, с другой стороны, принесла Отечеству неисчислимые беды и страдания.

Сегодня на уроке мы поговорим о проблеме героизма, о возможностях человеческого духа, проявляющихся на войне по повести В. Быкова “Альпийская баллада”.

Работать вам предстоит в группах (их пять: библиографы, литературоведы, лингвисты, критики и художники). Несмотря на то, что каждая группа проводила небольшую исследовательскую работу, мы попытаемся вместе вслед за писателем ответить на вопросы, поставленные в повести:

Что такое человек перед сокрушительной силой обстоятельств?

На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца?

2. Работа на развитие ассоциативного мышления.

Какие ассоциации возникают у вас со словом КОНЦЛАГЕРЬ?

(Учащиеся называют ассоциации)

Учитель: Возможно, ассоциации усилятся, когда вы посмотрите слайды, а, главное, прослушаете цитаты Гитлера из его книги “Майн кампф” и слова других идеологов третьего рейха.

(Показ слайдов с фотографиями фашистских концлагерей и саморазоблачительными высказываниями вождей и идеологов третьего рейха из книг Гитлера “Майн кампф”, Отто Штрассера “Гитлер и я”, Раушнинга “Гитлер мне говорил”)

1. “В Европе может существовать только одна великая держава, и этой державой должна стать Германия… Все остальные нации – ублюдки…”.

2. “Всё, что не принадлежит к хорошей расе, является отбросами”.

3. “Мы теперь начинаем свою историю Европы. Но она не будет написана чернилами. Наши чернила – кровь”.

4. “Народ, который считает Льва Толстого великим писателем, не может претендовать на самостоятельное существование. Россия должна быть вычеркнута из списка европейских держав”.

5. “Территорию России населяет низкокачественная раса славян, не способных создать собственную государственность, собственную культуру”.

6.“Национальный империализм связан с кровью и в ней находит своё оправдание. Кровь – это формирующий историю импульс”.

Розенберг

7. “Убивайте каждого, кто против нас, убивайте, убивайте … убивайте!!!”.

8. “Кто нас не любит, тот должен нас, по крайней мере, бояться, чтобы он не осмелился поднять на нас руку”.

Геббельс

9. “Малообразованный, но физически здоровый человек… полезнее для общества, чем умственно развитый человек”.

10. “Только жестокость приближает человека к движению. Если мы хотим создать нашу великую германскую империю, мы должны прежде всего вытеснить и истребить славянские народы – русских, поляков, чехов, словаков, болгар, украинцев, белорусов. Нет никаких причин не сделать этого”.

11. “Мне нужны люди с крепким кулаком, которых не останавливают принципы, когда надо укокошить кого-нибудь… Мир может управляться лишь путём страха”.

И это говорил и внушал свои страшные идеи другим вегетарианец, уничтоживший 50 миллионов человек.

Нельзя позволить вновь разрастись фашистской идеологии, нельзя позволить, чтобы вновь появились лагеря смерти. В этом убеждает нас всем своим творчеством белорусский писатель Василь Быков.

3. Слово о писателе - библиографам.

Слайды (“Писатели, разделяя бремя войн со своими народами, приобрели право говорить о войне от имени этих народов”, - С. Наровчатов. – цитата для слайда)

В.Быков был верен одной теме – теме Великой Отечественной войны. Кто-то из исследователей его творчества заметил, что в сердце писателя “стучал пепел сожжённых белорусских деревень”.

(Действительно, за годы войны на территории Белоруссии фашистами было сожжено 186 деревень , где не осталось ни одной семьи; там же существовало около 260 лагерей смерти ; погибли 2 миллиона 230 тысяч человек – каждый четвёртый житель этой многострадальной страны.)

Белоруссия - родина В.Быкова. Он родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Витебской области, в обычной крестьянской семье.

Он увлекался творчеством белорусского писателя Якуба Коласа; из русских выделял Толстого, отмечая его “способность вобрать в себя и осмыслить целые эпохи с их сложностями и противоречиями”; Достоевского, поразившего Быкова “необычайной углублённостью в человека, в его внутренний мир”. “Моей писательской природе близка также проза Пушкина”, - говорил Быков.

Однако в юности он не помышлял о писательском труде. После окончания семилетки он поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища.

Когда началась война Быкова направили в инженерный батальон, на строительство оборонных укреплений. Он участвовал в тяжёлых боях на Юго-Западном фронте; после окончания пехотного училища в Саратове, получив звание младшего лейтенанта, снова воевал: в Украине, в Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии – до самой Победы; дважды был ранен.

В.Быков – признанный мастер; лауреат Государственной и Ленинской премий, Народный писатель Белоруссии прожил нелёгкую жизнь. Начиная с середины 90-х годов, ему пришлось пережить и травлю в государственной прессе, и запрещение произведений. Уже тяжело больным писатель вынужден был покинуть родину и жить за границей: в Финляндии, в Германии; в Чехии он перенёс сложнейшую операцию. В 2003 году писатель вернулся в Минск, где ему оставалось жить совсем недолго. Символической стала дата смерти человека, верного своей теме в литературе и в судьбе – 22 июня 2003 года.

4. О повести “Альпийская баллада”

Зная войну не понаслышке, Быков счёл себя обязанным рассказать правду о ней – не только от лица тех, кто выжил, но и тех, кто остался на полях сражений. Каждое произведение Быкова становилось событием. Повесть “Альпийская баллада” появилась в 1964г. и имела огромный успех.

Расскажите предысторию создания повести.

Василь Быков вспоминал:

“Это произошло в конце войны в Австрийских Альпах.

Здесь был глубокий тыл немецкого рейха и, как всюду в его тылу, было много работавших на войну промышленных предприятий и, конечно, всяческих лагерей.

Однажды мы заняли какой-то городок и ждали новой команды. Длинная колонна артполка замерла на окраинной улочке.

И вдруг возле одной из дальних машин на глаза мне попалась девушка – щупленькая, черноволосая, в полосатой куртке и тёмной юбочке, она перебирала взглядом лица бойцов в машине и отрицательно вертела головой.

Кто есть Иван?- спрашивала она.

Разумеется, Иванов у нас было много, но не один из них не показался ей тем, кого она разыскивала.

Мы спросили, какого именно Ивана она разыскивает. Девушка рассказала примерно следующее: её зовут Джулия, она итальянка из Неаполя. Год назад, летом 44-го, во время бомбёжки военного завода она бежала в Альпы, где встретила русского военнопленного. Несколько дней они блуждали в горах, голодные и раздетые, перешли горный хребет и однажды в туманное утро напоролись на полицейскую засаду. Её схватили и снова бросили в лагерь, а что случилось с Иваном, она не знает.

Я вспомнил об этой истории спустя 18 лет, когда занялся литературой. И тогда я написал всё то, что вы прочитали в “Альпийской балладе”.

5. Читательское восприятие.

А как читали это произведение вы? Каковы ваши читательские впечатления?

(Повесть читается на одном дыхании. Этому способствуют и напряжённый сюжет, и контраст между светлым чувством любви и той трагической ситуацией, в которой двое молодых людей оказались).

Расскажите кратко о героях. Кто они?

(В центре повествования – обычный рядовой боец Иван Терешка. Он родом из Белоруссии, это физически крепкий 25-летний парень; знакомый ему с детства крестьянский труд закалил его, сделал сильным и выносливым.

Волею случая Иван оказался в плену у немцев. Эпизод пленения постоянно преследует его в ночных кошмарах (ведь тогда, согласно закону военного времени, сдаться в плен означало оказать пособничество врагу, т.е. изменить Родине. Должен застрелиться, но не позволить врагу захватить тебя живым). Недаром писатель заостряет внимание на этой проблеме. “Нельзя срывать злость на пленных, - с горечью думает Иван, - плен – не проступок их, а несчастье, они не сдались в плен – их взяли, а некоторых даже сдали, предали – было и такое”.

Джулия Новелли – итальянка; воспользовавшись взрывом так же, как и Иван, она бежит из лагеря. Писатель с любовью рисует нам Джулию, подчёркивая, как она красива, изящна, хрупка: у неё чёрные выразительные глаза, густые волосы, гибкая и тонкая фигура, звонкий смех. Благодаря образу Джулии Новелли автор заставляет своего героя пройти проверку любовью).

Что пришлось испытать Ивану во время четвёртого побега?

Какие эпизоды произведения ярко свидетельствуют о том, что в Иване жив человек, живо его человеческое достоинство? (Процитируйте)

(Ему приходится терпеть физическую усталость, голод, холод, нравственные муки: вспомним эпизод с “гефтлингом” - немцем, тоже сбежавшим из лагеря и грозящим Ивану гестапо (дать или не дать ему хлеба – и всё же дать), или эпизод с австрийцем, у которого Иван в силу обстоятельств отбирает буханку хлеба и тужурку. Нравственное чувство человека, привыкшего трудиться, а не разбойничать, мешает Ивану успокоить свою совесть. Писатель подчёркивает, что в сердце героя, несмотря на жесточайшие условия, в которые он попал, живо милосердие и сострадание, даже к животному, с которым пришлось Ивану сразиться).

Какие художественные средства помогают писателю сопоставить собаку и человека?

Чем закончилась схватка человека с собакой?

(Иван уподобился животному, он яростно сопротивляется, понимая, если он не победить пса, то ему придётся распрощаться со свободой и жизнью. Глаголы, обозначающие не просто действия, но действия отчаянные, волевые; характерные эпитеты (многие повторяются как по отношению к собаке, так и по отношению к человеку) помогают передать динамику боя, увидеть огромную жажду к жизни… Это заметно и на фонологическом уровне: помогает передать бой человека с животным аллитерация: звуки [с]-[з]; [ж]-[ш]; [р] (эти звуки передают шум, хрипы, стоны, лязг собачьих зубов, удары…) Невольно вспоминаются строки из поэмы М.Ю. Лермонтова “Мцыри” (эпизод “Бой с барсом”):

И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рождён
В семействе барсов и волков…

Как и герой Лермонтова, Иван побеждает. Не только в физическом смысле, но и в нравственном. “Тогда он поднялся на ноги и, отступив в сторону, схватил в траве камень. Хотел им ударить собаку, но раздумал…”)

Как вёл себя Иван в плену? Смирился ли, сдался?

Плен изменил Ивана, никогда не считавшего себя “ смельчаком”, укрепил его дух, воспитал характер. “В полку он ничем не выделялся среди других пехотинцев. За прежние бои получил три бумажки с благодарностью от командования да две медали “За отвагу” и думал, что на большее не способен. И уже в плену, где некому было ни вдохновлять на героические подвиги, ни награждать, где за малейшее неповиновение платили жизнью, в нём как-то сами собой проявились дух непокорства, дерзость и упрямство”.

В какой сцене особенно ярко проявляется дух непокорства?

(Столкновение героя с командофюрером Зандлером. Зандлер приказывает Ивану начистить ботинки. И тот смиряется, потому что готовит себя в данную минуту к совершенно другому. Ивану приходится терпеть даже то, что офицер стряхивает ему на голову пепел со своей сигареты. Только когда Иван видит презрение к себе в глазах пленных женщин, он уже не в силах сдержать свой гнев – бьёт офицера по лицу… От смерти Ивана спас внезапно прозвучавший взрыв, и это обеспечило ему возможность бежать, заодно прихватив пистолет Зандлера.)

6. Смысл названия повести.

Учитель: Важным моментом в изучении произведения является смысл его названия.

Как вы объясните смысловое название повести?

(Баллада – жанр лирической поэзии, носящий повествовательный характер;

Стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему, для баллады характерны трагизм, таинственность, отрывистое повествование, драматический диалог;

Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряжённым сюжетом. Главная тем баллады – столкновение с судьбой, роком.)

Какие черты жанра баллады мы находим в повести В. Быкова?

(В произведении Быкова присутствует и историческая тема, и трагизм, и драматический диалог – вспомним хотя бы разговоры героев о довоенной жизни Ивана, расспросы Джулии о его родине, о деревне, о колхозах…

И всё же баллада – это жанр романтический. И у Быкова без романтики не обошлось, всё-таки баллада альпийская : в ней писатель воспевает такую любовь, которая в итоге побеждает всё: холод и голод, муки и страдания, войну и смерть).

7. Тема любви в произведении.

Какое развитие получает в повести традиционная для русской литературы тема любви?

(Любовный сюжет в “Альпийской балладе” обогатил повесть, и он неотделим от истории побега. Любовь в этой повести составляет её пафос, её очень важную мысль, и в литературе о войне немного найдёте страниц, в которых бы с такой силой рассказывалось о зарождении и развитии любви – самого высокого, чистого и естественного человеческого чувства – в самых нечеловеческих условиях.)

Критик Л.И. Лазарев признаёт интересной историю побега и преследование немцами беглецов, но ему решительно не по душе любовный сюжет повести. “Зачем понадобилось в повести эта история короткой, внезапно вспыхнувшей наперекор житейским обстоятельствам, всем смертям назло – любви?”.

Согласны ли вы с мнением критика?

(Лазарев положительно ошибается, когда говорит о короткой, якобы внезапно вспыхнувшей любви между героями повести. Это не внезапная любовь. Прежде чем сблизиться, полюбить друг друга, Иван и Джулия пройдут долгий и трудный, полный смертельных опасностей путь. Хотя они и бежали из одного лагеря, между ними была целая пропасть, они были чужие друг другу, словно с разных планет. Их разделяло всё, начиная с языка и кончая привычками, образом мыслей, чувств. Они медленно приближались друг к другу, преодолевая взаимную неприязнь и даже враждебность, реальные и мнимые обиды, недоверие, непонимание, отбиваясь от преследований, борясь с холодом, голодом, измученные и израненные в фашистской неволе.

Сама жизнь - борьба ведёт героев к их выстраданному счастью. Судьба подарила Ивану и Джулии всего три дня. Это немного с точки зрения обычной человеческой мерки, но у подлинного счастья иная мера.)

Из 24 глав повести 6 посвящены любви Ивана и Джулии. Что поражает вас при чтении этих глав?

(На время мы забываем о том, при каких обстоятельствах встретились и полюбили друг друга герои. Да и они сами словно забыли об окружающей их жестокой реальности. Вокруг них – сказочная красота: великолепие природы, луга альпийских маков, солнечный свет и тепло. Светлый пейзаж символизирует одухотворённость, чистоту и святость чувств героев. Во всём мире, среди “дремучей первозданности гор” - только они двое и их любовь, и словно отступает тревога и ощущение опасности.)

Как меняется лексика в главах, посвящённых любви Ивана и Джулии?

(“От избытка счастья тихо засмеялся”; “светло на сердце”; “неожиданная непостижимая радость”; “явь была счастливее самого радостного сна”; “в душах обоих рождалось нечто великое и важное”. Заметим, что человеческая сущность Ивана до конца раскрывается лишь в отношениях с Джулией – раньше он даже представить себе не мог, что он способен любить и быть счастливым.)

Найдите символические детали. Объясните их смысл.

(Мак:

На Украине этот цветок считали символом красоты и молодости;

В Белоруссии сохранён свадебный обряд – раздавать кашу из пшена и мака, как приносящую счастье;

У немцев он считается символом плодородия; ещё в Германии существует поверье, будто мак растёт всегда в изобилии на полях битв. Народ говорит: “Это не цветы, это кровь убитых, которая поднимается к нам из земли и, превратившись в кровавые цветы мака, просит нас молиться об упокоении их душ”.

Небо: традиционный символ и даже перифраз Бога, Провидения, силы, которая управляет миром. Небо символизирует справедливость, вечность, лучшее, что есть в человеческой душе. С небом связаны море и реки, берущие начало на небе, а также горы. Небо – активная творческая сила, источник блага и жизни: воздух, облака, туман. Если вспомнить героев Толстого (князя Андрея и Пьера), небо – помощник их и собеседник. В романе Толстого мотив тумана и облака сопровождает описание и Аустерлицкого и Бородинского сражений. Недаром облака явились князю Андрею именно над полем битвы. Согласно поверьям у многих народов мифические существа, управляющие небом, уносят павших на поле боя в небесный мир. И нашего героя Ивана преследует образ неба (и в последние секунды своей жизни он видит небо).

Иван: “Он долго смотрел в небо – один на один с вселенной, с сотней звёзд, больших и едва заметных, с серебристой тропой Млечного Пути через всё небо, - и тревожное беспокойство всё настойчивее вторгалось в его душу”.

Князь Андрей: “Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками… Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба…”.

Считаете ли вы символичными имена героев?

(Джулия – (итал.) ассоциируется с героиней трагедии Шекспира – Джульеттой (кстати, оба этих имени из рода Юлиев – “кудрявая, пышная”)

Иван – “Божья милость” (он был послан Джулии для её спасения).

8. Кульминация произведения.

Какой эпизод является кульминационным?

Эпизод из фильма (учащиеся просматривают эпизод)

Учитель: Посмотрите фрагмент из фильма и подумайте:

Какие чувства испытывает Иван в эти минуты?

(Преследуемые врагами, герои попадают в западню: сзади немцы с собаками, впереди – мрачное ущелье, “затуманенная бездна”. Этот эпизод – кульминация всего произведения: жизнь против смерти, любовь против ненависти, сила духа против оружия. Выбора нет. В любом случае – смерть. И Иван совершает невозможное).

Учитель: Режиссёру удалось передать остроту этого момента. Но фильм снят по книге. А когда мы берём в руки книгу, первое, что бросается нам в глаза – это обложка. Слово группе художников.

8. Творческое задание по повести.

Продумать обложку(и). Прокомментировать содержание обложки.

Иллюстрации к произведению. К каким эпизодам. Почему?

Учитель: Повесть Быкова заканчивается эпилогом, точнее письмом Джулии Новели, которое она написала в белорусскую деревню Терешки.

Прочитайте ключевые слова эпилога.

Цитата: “Конечно, вы не забыли то страшное время в мире – чёрную ночь человечества, когда с отчаянием в сердцах тысячами умирали люди. Одни, уходя из жизни, принимали смерть как благословенное освобождение от мук, уготованных им фашизмом, - это давало им силы достойно встретить финал и не погрешить перед своей совестью. Другие же в героическом единоборстве сами ставили смерть на колени, являя человечеству высокий образец мужества, и погибали, удивляя даже врагов, которые, побеждая, не чувствовали удовлетворения – столь относительной была их победа”.

Каково значение эпилога?

(Устами итальянской женщины писатель показывает, какой след в душах многих тысяч людей оставил подвиг простого солдата).

Учитель: Мы знаем, что у Ивана это был четвёртый побег из лагеря. Число 4 символизирует крест, а значит распятие и воскрешение. Иван принял мученическую смерть, и поэтому мы не вправе забывать тех, кто отдал свои жизни за мир и счастье, за любовь и покой, тех, у которых мы можем и должны перенять НАУКУ ПОБЕЖДАТЬ.

Познакомьтесь с высказываниями.

Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил.

Сенека Младший

Жизнеутверждающих чувств много: горе и преодоление горя, страдание и преодоление страдания, преодоление трагедии, преодоление смерти.

М. Горький

Каждый погибший откупает у гибели другого… Надо всё время помнить о подвиге ушедших; быть может, тогда исчезнет зло и исполнится самая заветная человеческая мечта – вернуть к жизни погибших.

Ю. Нагибин

Какое из них может служить своеобразным итогом наших раздумий над повестью В. Быкова “Альпийская баллада”?

9. Домашнее задание.

Напишите мини-сочинение, прокомментировав слова Ю.Нагибина:

“Каждый погибший откупает у гибели другого… Надо всё время помнить о подвиге ушедших; быть может, тогда исчезнет зло и исполнится самая заветная человеческая мечта – вернуть к жизни погибших…”.


Василий (Василь) Владимирович Быков родился в 1924 году в белорусской крестьянской семье, в деревни Череновщина Витебской области. В предвоенные годы поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, одного из лучших учебных заведений страны. Но в 1940 году вследствие отмены стипендии Быков вынужден бросить учебу и искать заработок, чтобы прокормить семью. Война застала его на Украине. Воевал он командиром сначала стрелкового взвода, затем взвода автоматчиков и взвода противотанковых пушек. Был дважды ранен, имел заслуженные награды. Буквально чудом спасся на Кировоградчине, где до самого последнего времени стоял обелиск, над братской могилой которого было высечено и его имя. Быков узнал об этом через много лет после окончания войны, побывав на месте кровавых боев, а спас его тогда счастливый случай. Тяжело раненный, он выполз из хаты, которую через несколько минут уничтожили фашистские танки. Подобрали его потом, видимо, санитары другой части, а в полку, где он воевал, посчитали погибшим, отправив матери «похоронку».


После войны Быков служил на Украине, в Белоруссии и на Дальнем Востоке. Осенью 1955 года начал работать в «Гродненской правде», писал корреспонденции, очерки, фельетоны. А с 1956 года в республиканской печати стали появляться его рассказы. Однако свою литературную судьбу Василь Быков исчисляет с 1951 года, когда на Курилах он написал рассказы «Смерть человека» и «Обозник», опубликованные несколько лет спустя. Вместе с тем первый исследователь творчества В. Быкова Н. Буран отмечал, что в 1949 году в «Гродненской правде» были напечатаны два рассказа – «В тот день» и «В первом бою», которые никогда не переиздавались. Видимо, это связано с тем, что Быков свой ранний литературный опыт счел нужным не включать в творческий период. Война станет не только главной, но почти единственной темой писателя. На вопрос, почему он только пишет о войне, В. Быков отвечал: «Вероятно, потому, что прошедшая война всеобъемлюща и там всему было место… Во время войны, как никогда, ни до, ни после нее, обнаруживалась важность человеческой нравственности, незыблемость основных моральных критериев».


В произведениях Быкова нет ни грандиозных танковых сражений, ни решающих операций. «Меня интересует, - писал он, - в первую очередь, не сама война, даже не ее быт и технология боя, хотя все это для искусства тоже важно, но, главным образом, нравственный мир человека, возможности его духа». Пространственно-временная организация произведений Быкова сосредоточена на экстремальных ситуациях, пограничных между жизнью и смертью. Человек в данных условиях всегда оказывается на крайнем пределе своих нравственных и физических сил. Шаг за шагом ведет Быков своих героев через цепь жестоких обстоятельств, постепенно обнажая то главное, что в них заложено, - силу духа, непоколебимость убеждений, нравственную бескомпромиссность в одних, малодушие, беспринципность, душеную черствость, жестокость в других. Таким образом, именно мораль и нравственность определяют поведение и выбор человека в критических ситуациях. Раннее творчество Быкова относится к гг. В первом рассказе, по мнению писателя, «Смерть человека» мир простирается не далее, чем достает взгляд тяжело раненного, лежащего на земле солдата. Поначалу это высокая лесная трава, кусты папоротника, ветви молодой ольхи над головой. Потом, когда он двинется к дороге, увидит страшные следы недавнего боя. Таким образом, войны в этом рассказе ровно столько, сколько вмещает, несет в себе этот человек.


На первом этапе творческого пути трагическая коллизия была заявлена в самом названии произведения, например, «Смерть человека», «Последний боец», «Утрата», «Мертвым не больно» и др. Даже, казалось бы, нейтральный заголовок повести «Журавлиный крик» создает, с одной стороны, аллюзию древних сказаний о птицах, уносящих с собой души погибших, с другой – символ разлуки, прощания. В годах Быков напишет несколько «мирных» рассказов, связанных с памятью о войне, - «Ночью», «Следы на земле», «Непогода», «Счастье» и др. И только с повестью «Журавлиный крик», написанной в 1959 году, писатель вернется к изображению войны и откроет для себя новую «единицу» художественной мысли – жанр повести. Через несколько лет Быков скажет об этом выборе следующее: «Принимаясь за новую вещь, я знаю наверняка, что это будет повесть… Я не ощущаю тесноты в этом обжитом мною жанре. Я думаю, что это очень емкая форма прозы». В 1962 году в журнале «Дружба народов» были опубликованы три повести «Журавлиный крик» (1959), «Фронтовая страница» (на белорусском языке – «Измена» (1960) и «Третья ракета» (1961), которая принесла начинающему писателю широкую известность и была удостоена республиканской премии имени Якуба Коласа. К данному этапу также принадлежат и повести «Альпийская баллада» и «Западня» (1964), «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968), «Круглянский мост» (1969) и др. В «Журавлином крике» все события – несколько часов из жизни небольшой группы бойцов осмыслены писателем в аспекте отношения героев к своему военному долгу. При исследовании характеров в структуру локальной повести (ограниченное пространство, краткое время действия) писатель вводит «принцип бинокля», приближенный непосредственно к читателю. Укрупненный план видения героя позволяет выделить в характере главное.


Принцип организации повести «Журавлиный крик» обусловлен целью – проанализировать мотивы поведения людей, героизма и трусости, колебания между долгом и страхом. В повести, состоящей из глав-новелл, посвященных каждому из персонажей, раскрывается противоречивость, сложность внутренней жизни Пшеничного, Глечика, Фишера. Пространственно-временные границы повести «размыкаются» отступлениями в прошлое героев, в довоенную жизнь. В ретроспекциях-воспоминаниях открывается «история» характера, его формирование. В повести «Фронтовая страница» заметно усложнение самой ситуации, в которой проверяются моральные возможности человека: нравственный «поединок» троих солдат, возвращавшихся к своим после неудачного боя. Блищинскому, вставшему на путь предательства, противопоставлены Щербак и Тимошкин, люди мужественные, честные, принципиальные. Раздумья Тимошкина о будущем – важнейший фрагмент повествования в раскрытии идейного содержания и общего пафоса повести. Есть основание говорить о публицистичности данного фрагмента, когда частные размышления Тимошкина о будущем переходят в общий, авторский план философско-публицистического осмысления происходящего. В творчестве Быкова важнейшей частью сюжетов стало постоянное преодоление героями военного пространства, требующего полной отдачи жизненных сил и абсолютной сосредоточенности на сиюминутном действии («Волчья стая», «Альпийская баллада», «Сотников», «Дожить до рассвета» и др.). Так, события повести «Круглянский мост» начинают разворачиваться только у самой цели, у моста. Однако писателю важно было показать какое трудное, полное опасностей пространство преодолела группа партизан-подрывников. Поэтому в композиционно-повествовательной канве их путь не мог быть опущен или только обозначен, как техническая подробность.


Таким образом, обстоятельства, в которых действуют герои Быкова, изменчивы, неожиданны, полны превратностей и трагических поворотов. Вместе с этим в них отсутствует всякая Степень условности, они полностью принадлежат военному времени и пространству. Эти обстоятельства либо связаны с трудностями определенного периода войны («Журавлиный крик», «Дожить до рассвета»), либо с ходом военных действий на каком-то отрезке фронта («Фронтовая страница», «Третья ракета», «Мертвым не больно»). Второй этап творчества, принесший Быкову официальное признание и мировую известность, начинается с 70-х гг. В это время были написаны повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Дожить до рассвета» (1973), «Волчья стая» (1975), «Его батальон» (1976), «Пойти и не вернуться» (1978). Своеобразие творческой манеры Быкова заключается в том, что каждое его произведение при всей своей самостоятельности, полноте и завершенности, в то же время является определенного рода продолжением его предыдущих книг. Особенно ярко данная тенденция прослеживается в повестях так называемого «партизанского» цикла: «Круглянский мост» (1969), «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Волчья стая» (1975), «Пойти и не вернуться» (1978). В них, как и в других произведениях, Быков стремится показать те нравственные компоненты духовного мира человека и те грани характера, которые предопределяют его поведение, раскрывая силу или слабость, героизм или предательство.


Среди «партизанских» повестей нет ни одной, где бы не были изображены дети. Еврейская девочка Бася и дети Дёмчихи («Сотников»), Витька, погибший на мосту («Круглянский мост»), Володька, тихо умерший в лесной землянке («Волчья стая»), мальчики Мороза («Обелиск») – все они редко оказываются в центре авторского внимания, но всякий раз в их изображении сквозит боль и острое чувство их беззащитности перед тем, что должно случиться. Своеобразным переходом к современному этапу (80-90-е гг.) становится «Знак беды» (1982), затем последуют повести «Карьер» (1986), «В тумане» (1987), «Облава» (1990), «Стужа» (1993). В эти годы Быков открывает для себя новый идейно-тематический диапазон с ярко заявленной эпической тенденцией, с обращением к эпохе 30-х гг.В повести «Знак беды» писатель расширяет горизонты своего творческого поиска, художественно исследуя новые пласты народной жизни. В 1986 году за это произведение Быков получил Ленинскую премию. Одним из первых, кто откликнулся на появление «Знака беды» был Г. Бакланов, верно отметивший, что «ни в одном из его (Быкова) прежних вещей не был так естественно передан простой ход жизни». Впервые прошлое героев, несущее важнейший дополнительный смысл и историческую глубину, обрело художественное равноправие с настоящим. Таким образом, Быков показал связующую роль событий, во многом определившую судьбу поколения, судьбу страны. Не случайно в самом начале повести он говорит о «неподвластной времени всеохватной человеческой памяти, наделенной извечной способностью превращать прошлое в нынешнее, связывать настоящее и будущее».


В этот период в творчестве Быкова на смену «героической» ситуации приходит ситуация «тупиковая». Однако следует отметить, что она возникала и раньше в рассказе «Проклятье» и в повести «Западня». Но с новой силой эта сюжетная коллизия проявится в повестях «Облава», «В тумане», «Стужа», герои которых оказываются в тупике, западне, у последней черты, где даже героической смертью ничего не докажешь и не поправишь. Выбор военной темы Быковым обусловлена двумя причинами: исторической (люди должны знать, какой человеческой ценой была завоевана победа над фашизмом) и современной (как он сам подчеркивал) – мы не ходим сегодня в разведку, но нам и сейчас нужны те нравственные принципы, которые питали в годы войны героизм, честность, мужество, чувство ответственности и т.д. И если в начале творческого пути писатель прославляет подвиг человека, сражающегося до последней капли крови, то позднее он будет анализировать истоки этого подвига – неисчерпаемые нравственные возможности человеческого духа. В этом смысле показательно движение сходных по сюжетной коллизии произведений – от романтического рассказа «Смерть человека» к исполненной глубочайшего реалистического психологизма повести «Дожить до рассвета».


Награды Ленинская премия (за повесть «Знак беды»; 1986) Государственная премия СССР (за повести «Дожить до рассвета» и «Обелиск»; 1974) Государственная премия БССР имени Якуба Коласа (за повести «Волчья стая», «Его батальон»; 1978) Литературная премия БССР имени Якуба Коласа (за повесть «Третья ракета»; 1964) Народный писатель Беларуси (1980) Герой Социалистического Труда (1984) Орден Ленина (1984) орден Отечественной войны 1 степени (1985) орден Дружбы (1994) орден Трудового Красного Знамени (1974) орден Красной Звезды (1944) Медали, в том числе: Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне гг.» Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне гг.» Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне гг.» Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне гг.» Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне гг.» Медаль Франциска Скорины (1994)

Страна понесла невосполнимые потери, но, как и любое другое трагическое событие в истории, породила талантливых писателей, поэтов. Это были бывшие фронтовики, знавшие о сражениях, атаке и артобстрелах не понаслышке. Одним из них был Василь Владимирович Быков.

Он поведал об ужасах войны, о нравственном выборе, который человек должен сделать в критический момент жизни. Василь Быков - писатель, одним из первых рассказавший об «окопной правде», о том, что на войне много страха. Бояться может не только трус и не только немца. Жуткий страх советские солдаты и офицеры испытывали перед карательными органами.

Ранние годы

Василь Владимирович Быков родился в 1924 году, в Белоруссии. Детство его прошло в бедности, и он не любил о нем вспоминать. Ранние годы будущий писатель провел в селе Бычки Витебской области. В Белоруссии до сих пор помнят ужасы оккупации. Многое из того, о чем Василь Владимирович Быков рассказал читателям, происходило с его родными и знакомыми. В годы войны каждый житель Белоруссии был воином. Независимо от того, имел ли оружие, умел ли стрелять.

В биографии, книгах Василя Быкова неизменной всегда была тема войны. В 1941 году будущему прозаику уже исполнилось семнадцать. Какой жизнь Быкова была в мирное время? В раннем возрасте он проявлял художественные способности. Даже учился на скульптурном отделении Однако в 1940 году в системе образования произошли некоторые перемены: была отменена стипендия. Быков бросил учебу и пошел работать.

Война

В 1941 году герой сегодняшнего повествования сдал экстерном экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине. Василь Владимирович Быков - представитель поколения, которое война уничтожила почти полностью.

На фронте он был взводным, то есть занимал одну из самых опасных офицерских должностей. Дважды получал ранение, имел несколько наград. Выжил Быков чудом. В Кировоградской области есть братская могила, на который некоторое время значилось его имя. Мать будущего писателя получила похоронку. Только спустя годы узнала, что сын жив.

После боя он попадал в госпиталь, оттуда его направляли снова на фронт. Он сражался на родной земле, в Румынии, Австрии, Венгрии. Как сказал Чингиз Айтматов, судьба сберегла Василя Владимировича Быкова для того, чтобы он смог написать книги от имени целого поколения.

Репортер

После Великой Победы он прослужил в армии еще десять лет. Бывал на Украине и на Дальнем Востоке. В 1955 году устроился работать корреспондентом в газету «Гродненская правда». Писал очерки и фельетоны. Совсем скоро, в 1956 году, в местной печати начали появляться первые художественные произведения Василя Владимировича Быкова. Книги его были большей частью посвящены партизанам, солдатам и все тем, кто пострадал о фашистской оккупации. Но есть в его библиографии несколько произведений, не затрагивающих тему войны. Так, в самом начале своего творческого пути он издал небольшой сборник юмористических рассказов.

Творчество

Сам Быков считал, что его писательство началось в 1951 году. Будучи на Курилах, он написал два рассказа: «Обозник» и «Смерть человека». Именно с этого времени война стала не только главной, но и почти единственной темой его литературного творчества. Он изображал в своих произведениях людей, оказавшихся в экстремальных условиях, пограничные ситуации между смертью и жизнью, которые почти всегда завершаются гибелью. Его герои находятся на пределе своих нравственных и физических сил.

Фронтовая повесть

Одна из самых известных книг Василя Владимировича Быкова - «Сотников». Жанр произведения - фронтовая повесть. Высокая художественная ценность его книг заключается в том, что автор смог рассказать читателям не только о лишениях и невзгодах советских людей в годы ВОВ, но и о мучительных нравственных испытаниях, которые многим пришлось пережить.

Для того чтоб сделать правильный выбор в экстремальной ситуации, нужно обладать душевной прочностью. Иногда сознание своего долга и чувство ответственности заставляют человека совершать немыслимые поступки. Так, в повести «Волчья стая» Левчук спасает младенца. В «Дожить до рассвета» лейтенант Ивановский сражается даже после тяжелого ранения. В повести «Сотников» Василь Владимирович Быков поведал о зыбкости нравственных устоев, о том, как парень, по сути, неплохой, совершает сделку с совестью, становится предателем.

Лейтенантская проза

В начале шестидесятых было опубликовано несколько произведений. Все они имели успех. Это повести «Журавлиный крик», «Фронтовая страница» и «Третья ракета», которая поставила автора в один ряд с самыми талантливыми писателями-фронтовиками. Примерно в это время возник в отечественной литературе такой термин, как «лейтенантская проза». Произведения представителей нового жанра оказали большое влияние на духовную жизнь в шестидесятые. Правда, критики встретили лейтенантскую прозу в штыки.

Критика

Нападки со стороны официальной цензуры пришлось испытать многим писателям, в том числе и Быкову. Большинство произведений он печатал в журнале «Новый мир». Это издание, которым руководил Твардовский, долгое время было главным объектом сокрушительных атак цензоров. Особенно жесткой критике подверглись произведения «Атака с ходу», «Мертвым не больно», «Круглянский мост». Последнее появилось в книжном издании лишь спустя десять лет после создания. «Атака с ходу» - только в начале восьмидесятых. Повесть «Мертвым не больно» издана была через 23 года после написания.

Прошло более полувека после создания самых известных произведений Быкова. Война давно закончилась, почти не осталось свидетелей и участников тех страшных событий. Но повести Василя Быкова все так же актуальны. Все дело в их народности, простоте. Ведь рассказывал этот писатель не о бесстрашных героях, а об обычных людях.

Быкова интересовала прежде всего не сама война, не технология боя, а нравственный мир человека, его душевные качества. Партизанское движение, о котором он так часто писал, не могло быть без народной поддержки людей, которые не желали жить под игом фашистов. Таких было немало. Пренебречь ролью простых людей в борьбе с оккупантами Василь Быков не мог.

В повести «Круглянский мост» речь идет о сыне полицая, который стыдится своего отца, мечтает уйти к партизанам. Правда на стороне последних. И она сильнее отцовского авторитета.

Быков и русская литература

Он писал на родном языке. В начале семидесятых начал сам переводить свои произведения на русский. Сегодня его творчество - часть русской литературы. Более того, нравственно-философский характер его произведений оказал влияние на развитие отечественной прозы. За повесть «Дожить до рассвета» писатель был удостоен государственной премии. В середине 70-х он получил еще две почетные литературные награды.

Единственная романтическая повесть Быкова - «Альпийская баллада». Но и она посвящена солдату. Солдату, спасшему любимую ценой своей жизни.

Последние годы

В девяностые писатель подвергся преследованиям властей. В Белоруссии был установлен режим, против которого Быков не раз выступал весьма резко. Его перестали издавать. В конце 90-х Василю Быкову пришлось покинуть родную страну. Полтора года он прожил в Финляндии, где плодотворно работал. Затем переехал в Германию. Вернулся на родину незадолго до смерти. Василь Быков ушел из жизни в 2003 году.