Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Внеклассное занятие по роману Л.Н.Толстого. III

Внеклассное занятие : Интеллектуальное шоу «Умники и умницы» (по роману

Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Описание игры: в игре принимают участие 9 учащихся, из которых формируются игровые тройки. Порядок игры троек решает жребий. Игра состоит из трёх агонов. Из 9 участников трое выйдут в финал, в котором определится победитель. Зрители называются теоретиками и тоже участвуют в игре, отвечая на вопросы, на которые не ответили участники. За правильный ответ и участники, и теоретики получают Орден Умника (жетон с буквой У ) . Красная дорожка – самая короткая, но допускать ошибок здесь нельзя. Жёлтая дорожка – три вопроса, можно допустить только одну ошибку. Зелёная – самая длинная, на ней четыре вопроса, здесь можно ошибиться дважды. С помощью Орденов Умника подводятся итоги.

Ход игры:

Вступительное слово ведущего: Уважаемые умники и умницы, а также гости нашей игры! Сегодня мы будем говорить о произведении великого русского писателя Л.Н.Толстого - романе-эпопее «Война и мир».

«Великая поэма, великое творение, вечная песня, завещаемая из века в век…»- писал о романе А.И.Герцен. А И.С.Тургенев сказал о романе так: «какое величественное, глубокое и всестороннее содержание…» «Толстой рассказал нам в романе «Война и мир» о русской жизни почти столько же, как и вся русская литература» - это высказывание М. Горького. И. Репин назвал роман «великой книгой жизни».

Да, роман «Война и мир» относится к книгам, которые не умирают. Читая его, каждый задумывается над «вечными» вопросами: что дурно, что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое есть я? Что такое жизнь и смерть? Какая сила управляет всем?

Эти вопросы мучают любимых героев Толстого и, я думаю, сегодня они тоже мучают современного читателя. Случается это и в то время, когда мы входим в художественный мир писателя. Я приглашаю вас сделать это сегодня ещё раз. Давайте поговорим об этом великом произведении.

Первый агон

(первая тройка участников)

Итак, мы начинаем первый агон с «Пролога». Я представляю вам судей ареопага, моих помощников и участников первого агона. (представление)

А теперь, умники и умницы первого агона, конкурс знатоков русского языка . Вам предстоит найти и исправить ошибки, которые допущены в словах из отрывков романа «Война и мир». (Прогресивный, эфэктивный, калосальный, миравозрение, гостинная).

Второе задание для вас – конкурс красноречия . Из домашнего задания вам выпадает тема: Л.Н.Толстой и его отношение к героям романа «Война и мир». Время выступления – 1 мин. (Выступления участников)

- Слово ареопагу : 1 место занял участник –

2 место занял участник –

3 место занял участник -

В соответствии с местами вы выбираете себе дорожки, на которых будете играть. (Участники выбирают). Переходим к основному конкурсу. Как вы помните, его тема – Роман – эпопея «Война и мир» .

1.Что подарила Марья Дмитриевна Наташе Ростовой на день рождения? (Яхонтовые серёжки)

2.Делал ли Пьер предложение Элен выйти за него замуж?

3.Почему, одержав победу в Бородинской битве, Кутузов принимает решение оставить Москву?

4.Когда умер М.И.Кутузов? Где он похоронен? (28.04.1813г., Санкт-Петербург, Казанский собор)

1.Вспомните, к каким выводам пришёл князь Андрей после Аустерлица?

2.Для решения какого вопроса 13 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили собрался военный совет?

3.Что сближает князя Андрея и Пьера, несмотря на разницу в их характерах?

1.Какой, на ваш взгляд, женский образ любим Толстым? В чём, по-вашему, прелесть героини, её обаяние? (В простоте, естественности)

2. Для Толстого-писателя глаза человека – окно в его душу. Покажите это на примере из романа.

Второй агон

( вторая тройка участников)

Начинаем с « Пролога» (Конкурс знатоков русского языка : найти и исправить ошибки в словах)

Второй конкурс красноречия . Ваша тема – « Я прочитал(-а) роман «Война и мир» и …

-Слово ареопагу : 1 место занял участник –

2 место занял участник –

3 место занял участник –

В соответствии с местами выбираете дорожки

Вопросы для участника на зелёной дорожке

1. Назовите главнокомандующего русской армией в войне 1812 года и скажите, как о нём отзывались русские солдаты?

2.Под каким первоначальным названием печатался роман «Война и мир» в журнале «Русский вестник» в 1865 году? («1805 год»)

3. Почему Николаю Ростову не хочется уезжать из армии, из этого «ясного, хорошего мира», когда он получает письмо из дома от матери?

4.Как доказывает Толстой свою мысль: нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях?

Вопросы для участника на жёлтой дорожке

1. « Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте». Когда князь Андрей это понял?

2.В чём смысл противопоставления в романе-эпопее истинного и ложного патриотизма?

3. Почему картины военной жизни в романе представлены через восприятие Пьера Безухова?

Вопросы для участника на красной дорожке

1. Какая Наташа, на ваш взгляд, дороже автору: мечтательная девочка или заботливая мать?

2.Чем похожи семьи Болконских и Ростовых?

Третий агон

(Следующая тройка участников)

Итак, « Пролог» для участников 3 агона. Конкурс знатоков русского языка. Найдите и исправьте ошибки в словах.

Второй конкурс красноречия и ваша тема – « Чтобы жить честно…»(О нравственном кодексе героев Толстого )

-Слово ареопагу

Выбор дорожек

Вопросы для участника на зелёной дорожке

1.Как закончилось Аустерлицкое сражение для князя Андрея?

2.Вспомните вечер в салоне Анны Павловны Шерер. Среди гостей выделяются два человека. Кто они? Чем они отличаются от других?

3.Что поразило князя Андрея ночью в Отрадном?

4.Как Толстой описывает возникновение и развитие любви между Наташей и князем Андреем?

Вопросы для участника на жёлтой дорожке

1.Равноценно ли описание Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир»?

2.Почему Андрей Болконский разочаровывается в «наполеоновских» мечтах?

3.Какова, по мнению Толстого, главная, основная, мысль его романа?

Вопросы для участника на красной дорожке

1.Снова вспомним начало романа. Князь Андрей появляется в салоне Анны Павловны и, ещё не зная его, мы уже можем сказать о нём нечто важное. Что именно?

2.В чём вы видите доброту Пьера?

Финал

- «Пролог» для финалистов

- Конкурс красноречия . Тема – Что такое, по мнению Толстого, «настоящая жизнь»

Слово ареопагу

(выбор дорожек)

Вопросы для участника на зелёной дорожке

1.В чём смысл сопоставления в романе двух типов русского крестьянства - Тихона Щербатого и Платона Каратаева?

2.Почему при создании образов героев Толстой использует пейзаж?

3.Почему войну России с наполеоновской Францией в 1812 году называют Отечественной войной?

4.Почему Андрея Болконского и Пьера Безухова связывает дружба?

Вопросы для участника на жёлтой дорожке

1.Как воспринимается князем Андреем Наполеон в начале романа и после ранения князя?

2.Почему Толстой в конце романа сделал Наташу и Марью Болконскую подругами?

3.Чем привлекает читателей Андрей Болконский?

Вопросы для участника на красной дорожке

1.Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев?

2.Что делает красивыми любимых героев Толстого?

Подведение итогов игры. Награждение победителей

Одним из лучших произведений русской классической литературы, несомненно, является роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир», в котором автор с первых страниц подчеркивает противоестественность всяких конфликтов. Этому способствуют сцены с описанием мирной жизни в кругу родных и близких людей, всегда готовых понять и прийти на помощь. А понять, какие больше всего привлекали писателя в людях, поможет анализ эпизода «Именины у Ростовых».

Место сцены в романе-эпопее

Практически вся 1 часть первого тома посвящена знакомству с героями и сложившимися в их домах и обществе в целом устоями.

После описания знати, собравшейся в салоне Шерер, Л. Толстой показывает, как отмечают именины в доме Ростовых. С этой семьей связана в произведении очень важная для писателя мысль - семейная, как он сам ее обозначил. И начинается знакомство с Ростовыми и повествование об их дальнейшей судьбе со сцены, в которой собираются вместе родные и знакомые. В течение всего дня здесь царит радостная, доброжелательная обстановка, подчеркивающая, что хозяева рады каждому, кто переступил их порог. И хотя графиня, уставшая от визитов, бросает: «Ну довольно», ее слова не воспринимаются как нежелание видеть гостей. Это, в большей мере, проявление искренности и простоты - главных достоинств всех членов семьи за исключением старшей дочери Веры. Вот в этом-то и заключается главное отличие Ростовых от других "дворянских гнезд", представленных в романе.

Утренний прием

Дом графа был известен всей Москве, в том числе, хлебосольством и радушием, что докажет анализ эпизода «Именины у Ростовых». В этот день с самого утра стали подъезжать гости, чтобы поздравить мать и дочь. Графиня, женщина лет сорока пяти, принимала всех в гостиной. Рядом с ней сидела уже повзрослевшая Вера. Молодежь же, включая именинницу, тринадцатилетнюю Наташу, считала это занятие довольно скучным и потому занималась своими, более интересными делами.

Всех подъезжавших с приветливой улыбкой и теплыми словами - здесь, кстати, вместо модного французского предпочитали родной русский - встречал сам граф. Он отводил их к своей жене, а провожая, приглашал каждого гостя непременно быть на праздничном вечернем ужине, который устраивали по традиции, даже несмотря на финансовые трудности.

История с Пьером

Показательной можно считать сцену, в которой одна из гостий рассказывает историю, произошедшую накануне с незаконнорожденным сыном графа Безухова, в пьяном разгуле привязавшем полицейского к спине медведя. Это вызвало всеобщий смех и искреннее веселье. Особенно позабавился граф, живописно представивший всю описанную сцену. Стоит отметить, что у Шерер, к примеру, гости непременно попытались бы дать нравственную оценку столь неумному поведению Пьера и даже навесить на него соответствующи ярлыки.

Таким образом, именины у Ростовых - анализ эпизода это подчеркивает - говорят о простоте, естественности, отсутствии притворства и показного гостеприимства в этой семье.

Начало вечера

Граф всегда, даже в такое сложное для них время, старался устроить все по правилам - к деньгам здесь никогда не относились как к самой главной ценности в жизни. Приехавшие женщины собрались в гостиной, а мужчины отправились в кабинет хозяина: там им предстояло полюбоваться его замечательной коллекцией трубок и, естественно, обсудить политические новости, главной из которых была война. Каждый из гостей высказывал свое мнение относительно сложившейся политической обстановки, но делалось это как-то ненавязчиво и без лишних дискуссий. Особо выделялся молодой поручик Берг, который не случайно приехал на именины Наташи Ростовой (дочери) и самой графини: его прочили в женихи Вере. Часто он предпочитал молчать, наблюдая за происходящим и оценивая обстановку. Теперь же Берг увлек собравшихся рассказом о том, какое выгодное положение занимал в гвардии и как быстро продвигался по службе. При этом он совершенно не замечал, что интерес к нему скорее был вызван проявлением хвастовства и самолюбования, мало принятых в подобном кругу и вполне уместных у Анны Павловны. Это подчеркнула заключительная фраза одного из гостей, что с таким подходом к жизни Берг везде пойдет. Однако и здесь все происходило естественно, без притязаний на превосходство со стороны кого-либо из гостей или самого графа.

Долгожданная гостья

Подошло время обеда, и мужчины вернулись в гостиную. Хозяева все посматривали на дверь, что красноречиво говорило об одном: еще не все гости прибыли. Наконец, раздался шум в гостиную вошла, можно сказать, ввалилась, пятидесятиледняя Марья Дмитриевна, из-за отсутствия которой все еще не начинали праздновать именины у Ростовых. Анализ эпизода, когда все без исключения гости встали при появлении дамы, сразу же подчеркивает ее значимость в этом кругу. Несколько грубовато, но исключительно по-русски, она обращалась к встречавшему ее графу и к любимой крестнице - Наташе-"казаку", сделав по ходу пару замечаний присутствовавшему здесь Пьеру Безухову. Но именно за эту прямоту и простоту общения ее уважали и даже несколько побаивались в обеих столицах. Хотя нужно сказать, что если, как показывает анализ, именины у Ростовых без нее не начинались, то в салоне, подобном Шерер, появление Ахросимовой было бы в принципе невозможным - уж сильно отличалась она от великосветской знати с их «высокими» манерами, надменностью и притворством.

Только теперь, когда яхонтовые сережки были подарены крестнице, а молодой граф Безухов отчитан гостьей за историю с медведем, все отправились к столу.

Описание ужина

Анализ эпизода «Именины у Ростовых» показывает, что за ужином все шло, как полагается - т.е. в целом соблюдались принятые в приличия. Женщины сидели на одном конце стола, мужчины на другом. Интересно замечание автора относительно того, что хозяин, бросая взгляды на сидевшую напротив супругу, незаметно подливал гостям и себе вина, а графиня, в свою очередь, старалась не спускать с мужа глаз и замечала, как его лицо и лысина становятся все краснее. Эта деталь подчеркивает, насколько хорошо супруги изучили друг друга за годы совместной жизни.

Оживившиеся мужчины вскоре вновь заговорили о войне. Но этот вопрос волновал их больше в связи с тем, что приходилось отправлять на фронт сыновей. К примеру, вскоре должен был покинуть дом сын Ростовых, Николай. Гости вполне искренне удивляются: «И чего этот Бонапарт вздумал воевать?» Постепенно в разговор вмешиваются и молодой Николай, готовый победить или умереть за Россию, и Марья Дмитриевна, отметившая, что на все воля божья (у нее у самой на фронте были четыре сына). Таким образом, война здесь воспринималась, как страшное событие, участие в котором являлось не способом достижения званий и наград, а необходимостью и долгом каждого патриота.

Смелая шалость

Эпизод «Именины у Ростовых» подчеркивает, что за общим столом собралась вся семья, в том числе младшие ее члены. Между ними установились свои, особые отношения, на которые чувствовавшая себя уже взрослой Вера посматривала с иронией. Молодежь больше волновали взаимные симпатии и увлечения. Так притихшая Соня, бедная родственница Ростовых, весь вечер наблюдала за Николаем, с которым вскоре предстояло расстаться. Именинница Наташа переглядывалась с Борисом, также готовившимся ехать на фронт. Иногда ее внимание привлекал своим необычным видом большой и неуклюжий Пьер.

И вдруг, когда спор о войне понемногу утих и гости на каждой половине стола заговорили о своем, раздался звонкий голос Наташи. Ее обращение к матери в этот момент выглядело дерзким и противоречащим нормам этикета. Поспорив с младшим братом, она решила непременно узнать, что подадут на десерт. Ее вопрос сначала всех шокировал, однако невероятная смелость девочки, посмевшей затем вступить в диалог с самой Марьей Дмитриевной, всех изрядно повеселил. А именинница почувствовала себя настоящей героиней, и весь вечер пребывала в восторженном состоянии.

Развлечения после ужина

Именины Наташи Ростовой и ее матери продолжаются описанием игры в карты, в которой участвовали мужчины и сама Марья Дмитриевна, пением под аккомпанемент и, конечно же, танцами. Наташа допустила здесь еще одну вольность, пригласив незнакомого ей Пьера. А затем она сидела в его обществе и, обмахиваясь веером, изображала светский разговор, вызвав восхищение у своей крестной: «Какова?» Но настоящим событием стал танец в исполнении графа и Марьи Дмитриевны. Столько простоты, естественности, искренности было в их идущем из глубины души веселье и пусть не всегда ловких, но естественных движениях, что ими нельзя было не восхищаться.

Так Л. Толстой подчеркивает истинно народный характер своих любимых героев в романе-эпопее «Война и мир».

Именины Ростовых: выводы

Как уже было отмечено, в первой части произведения завязываются основные сюжетные линии и читатель знакомится с героями, чья судьба впоследствии пройдет перед его глазами. В этом плане показательно, что рядом оказываются описания приема в салоне Шерер и доме Ростовых. Их контрастное изображение помогает лучше понять достоинства русских людей, чья душа не была испорчена светом, увидеть автора и определение того, какова роль семьи, где все построено на взаимной любви, сердечности, искренности, в

Анализ эпизода «Именины у Ростовых» подтверждает и главную идею романа: человек рожден, чтобы жить в согласии с миром и с самим собой, а любая война разрушительна по своей сути.

Домашнее задание.

1. Пересказ лекции и материалов учебника с. 240-245.

2. Выбрать тему реферата по роману «Война и мир»:

а) Почему Пьера Безухова и Андрея Болконского можно назвать лучшими людьми их времени?

б) «Дубина народной войны».

в) Подлинные герои 1812 г.

г) Придворные и военные «трутни».

д) Любимая героиня Л. Толстого.

е) В чем видят любимые герои Толстого смысл жизнь?

ж) Духовная эволюция Наташи Ростовой.

з) Роль портрета в создании образа - персонажа.

и) Речь персонажа как средство его характеристики в романе.

к) Пейзаж в романе «Война и мир».

л) Тема истинного и ложного патриотизма в романе.

м) Мастерство психологического анализа в романе «Война и мир» (на примере одного из персонажей).

3. Подготовиться к беседе по т. I, ч. 1.

а) Салон А. П. Шерер. Что представляет собой хозяйка и посетители ее салона (их взаимоотношения, интересы, взгляды на политику, манера поведения, отношение к ним Толстого)?

б) П. Безухов (гл. 2-6, 12-13, 18-25) и А. Болконский 9-я гл. 3-60 в начале пути и идейных исканий.

в) Развлечение светской молодежи (вечер у Долохова, гл. 6).

г) Семейство Ростовых (герои, атмосфера, интересы), гл.7-11, 14-17.

д) Лысые Горы, имение генерала Н. А. Болконского (характер, интересы, занятия, отношения в семье, к войне), гл. 22-25.

е) Различное и общее в поведении людей на именинах у Ростовых и в доме в Лысых Горах по сравнению с салоном Шерер?

«Мысль семейная» в романе «Война и мир». Духовные искания Болконского, Безухова. Женские образы в романе.

Цель: показать срывание всех и всяческих масок с великосветского общества; раскрыть конфликт А. Болконского и П. Безухова с этим обществом; проанализировать сцены из жизни московского высшего общества (история борьбы за наследство графа Безухова).

Оборудование: печатные материалы, карточки, к/ф «Война и мир» (фрагменты), можно использовать до или после анализа эпизодов.

Ход урока

I. Проверочная работа по вариантам с привлечением печатного материала (на каждого ученика).

Роману «Война и мир» Л. Н. Толстой посвятил семь лет (1863-1869), по его собственным словам, «непрестанного и исключительного труда, при наилучших условиях жизни». Все автографы романа дошли до наших дней почти полностью. Они составляют более пяти тысяч листов, заполненных в большинстве своем с обеих сторон.

«Я затеял месяца 4 назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист. ... Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России».

Итак, главным творческим побуждением, следствием которого явилась «Война и мир», была мысль художника о своей современности. Но в романе о декабристе были написаны только первые главы. О дальнейшем развитии первоначального замысла Толстой рассказал в одном из черновых набросков предисловия к роману «Война и мир».

«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 г., эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 г. герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 г. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 г., которого еще запах и звук слышны и милы нам, но которое теперь уже настолько отдалено о нас, что мы можем думать о нем спокойно. Но и в третий раз я оставил начатое, но уже не потому, чтобы мне нужно было описывать первую молодость моего героя, напротив: между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерными лицами великой эпохи личность моего героя отступила на задний план, а на первый план стали, с равным интересом для меня, и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того времени. В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным большинству читателей, но которое, надеюсь, поймут именно те, мнением которых я дорожу; я сделал это по чувству, похожему на застенчивость и которое я не могу определить одним словом. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Кто не испытывал того скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при чтении патриотических произведений о 12-м годе? Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений.

Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 г., я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 года».

Л. Н. Толстой. Наброски предисловия к «Войне и миру», 1867.

«В пору рождения «книги о прошедшем» Толстой не случайно был увлечен идеями Гердера о том, что концы и начала существования человека протягиваются далеко за пределы собственного земного бытия. Не о повторности тех или других явлений в ходе истории могла для Толстого идти речь, но о живом общем между всем прошлым и настоящим, о бесчисленности их взаимопереплетений и взаимопереходов. Так складывались в «Войне и мире» и отношения начала столетия со временем создания книги».

Я. С. Билинкис. «Война и мир», 1986.

Задание.

1. Какие вопросы общественной жизни были актуальными в 60-е годы (на материале известных уже вам произведений этого времени А. Н. Островского, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского)?

2. Как менялся замысел Толстого? Означало ли перенесение действия романа в эпоху 1812 года, что писатель ушел от со временности?

3. В дневнике писателя М. Пришвина есть такая запись: «Тайная современность рассказа о несовременных вещах является, может быть, пробным камнем истинного творчества». Почувствовали ли вы тайную современность романа «Война и мир во время самостоятельного чтения? В чем она?

Вариант. Смысл названия романа и его герои

«Л. Н. Толстой начал публиковать роман «Война и мир» еще до завершения работы над ним. В 1865-1866 гг. в журнале «Русский вестник» появился вариант первого тома под заглавием «1805 год». Заглавие «Война и мир» появляется, по-видимому, только в конце 1866 г. Слова, вынесенные в заглавие романа - многозначны, и заглавие включает в себя всю совокупность их значений.

Так, понятие «война» означает в толстовском повествовании не одни военные столкновения враждующих армий. Война - это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение.

Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделенных социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Сражаясь к князем Василием за наследство умирающего графа Безухова, Анна Михайловна Друбецкая ведет прямо-таки военные действия. Толстой нарочито подчеркивает это: «Она сняла перчатки и в завоеванной позиции расположилась в кресле». Она выигрывает сражение за мозаиковый портфель, где находится завещание старого графа. Князь Василий не сдается и продолжает войну - уже за самого Пьера, вместе со всем его наследством. Дело ведется вполне мирными и даже привлекательными средствами - женитьбой Пьера на красавице Элен. Но вся картина рокового «объяснения» чем-то очень напоминает военные затруднения, и поразительно, что о любовном объяснении автор рассказывает теми же словами, что о войне. Как в войне есть страшная черта, отделяющая жизнь от смерти, своих от врагов, так и Пьер наедине с Элен чувствует известную черту, которую боится перейти, переходит и тем делает свое несчастье. Затем следует уже прямо война - дуэль с Долоховым, более страшная, чем военные действия, потому что убийство могло произойти в мирной жизни.

Точно так же, как и «война», понятие «мир» раскрывается в эпопее в самых разнообразных значениях. Мир - это жизнь народа не находящегося в состоянии войны. Мир - это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове. Мир - это «омут», «вздор и путаница» будничных интересов, которые, в отличие от бранной жизни, так мешают Николаю Ростову быть «прекрасным человеком» и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом «дурацком мире». Мир - это весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное отечество. Мир - это ближайшее окружение, которое человек всегда носит с собой, где бы он ни находился, на войне или в мирной жизни, - вроде особенного «мира» Тушина, поэтического любовного мира Наташи или грустно-сосредоточенного духовного мира княжны Марьи. Но мир - это и весь свет, Вселенная; о нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды». Мир - это братство людей, независимо от национальных и классовых различий. Мир - это жизнь.

Такие простые слова - война и мир - в заглавии указывают на эпическую широту и всеохватность книги».

Л. Д. Опульская. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир», 1987.

Задание.

Покажите, опираясь на свои впечатления после самостоятельного чтения романа, что вынесенные в заглавие слова «война» и «мир» являются не только ключевыми в художественном содержании романа, но и образами, богатыми многими смыслами.

Вариант. Жанр и композиция романа

«...Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось. Такое заявление о пренебрежении автора к условным формам прозаического художественного произведения могло бы показаться самонадеянностью, ежели бы оно было умышленно и ежели бы оно не имело примеров. История русской литературы со времени Пушки на не только представляет много примеров такого отступления от европейской формы, но не дает даже ни одного примера противного. Начиная от «Мертвых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни единого художественного прозаического произведения, немного выходящего из посредственности, которое вполне бы укладывалось в форму романа, поэмы или повести».

Л. Н. Толстой. Несколько слов по поводу книги «Война и мир». 1868.

«Предлагаемое теперь сочинение ближе всего подходит к роману или повести, но оно не роман, потому что я никак не могу и не умею положить вымышленным мною лицам известные границы - как-то женитьба или смерть, после которых интерес повествования бы уничтожился. Мне невольно представлялось, что смерть одного лица только возбуждала интерес к другим лицам, и брак представлялся большей частью завязкой, а не развязкой интереса. Повестью же я не могу назвать моего сочинения потому, что я не умею и не могу заставлять действовать мои лица только с целью доказательства или уяснения какой-нибудь одной мысли или ряда мыслей».

Л. Н. Толстой. Наброски предисловия к «Войне и миру». 1867.

«Война и мир» - одна из немногих в мировой литературе 19 века книг, к которой по праву прилагается наименование роман-эпопея. События большого исторического масштаба. Жизнь общая (а не частная) составляют основу ее содержания; в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды; в ней по казан русский национальный быт».

Л. Д. Опульская. Роман-эпопея Л. Н. Толстого Война и мир. 1987.

Задание.

1. В чем отличие «Войны и мира» от известных вам романов 19 в.?

2. Каковы основные признаки эпопеи, названные в приведенных выше материалах?

II. Опрос и проверка знания текста т. I, ч. 1-3:

Назвать основные события т. I, ч. 1-3;

Что подарила Марья Дмитриевна Наташе Ростовой на день рождения? (яхонтовые сережки грушами );

С кем (из взрослых) танцевала Наташа Ростова на дне Рождения? (с Пьером );

От кого впервые узнала М. Болконская о предстоящем сватовстве к ней Анатоля Курагина? (из письма Жюли ).

Чем вызвано недовольство полкового командира Богдановича Николаем Ростовым?

Какое ранение получил Н. Ростов и в каком бою? (рука, Шенграбенское сражение );

Почему Тушин со своей батареей не отступил? (Не получил распоряжения, Жерков струсил .)

Делал ли Пьер предложение Элен выйти за него замуж? (князь Василий без предложения благословил );

Почему М. Болконская не приняла предложения А. Курагина выйти за него замуж? (увидела свидание А. Курагина и компаньонки в саду ).

Как закончилось Аустерлицкое сражение для князя Андрея (со знаменем ведет батальон в бой, ранен ).


Похожая информация.



Приложение 1

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». История создания.

Вывод: «Я старался писать историю народа».

1857 г. - после встречи с декабристами Л. Н. Толстой задумал роман об одном из них.

1825 - «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».

1812 - «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812 г.»

1805 - «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав не удач и нашего срама».

Вывод: Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856 гг. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812 г., и героем романа стал русский народ.
Приложение 2

Исторический комментарий к т. I романа «Война и мир».

В I т. романа-эпопеи «Война и мир» действие разворачивается в 1805 г.

В 1789 г., к моменту французской революции, Наполеону Бонапарту (на его родине - острове Корсика - фамилия произносилась Буанапарте) исполнилось 20 лет, и служил он поручиком в одном французском полку.

В 1793 г. В Тулоне, портовом городе на Средиземном море произошло контрреволюционное восстание, поддержанное английским флотом. Революционная армия осадила Тулон с суши, но взять его долго не могла, пока не появился никому не известный капитан Бонапарт. Он изложил свой план взятия города и выполнил его.

Эта победа сделала 24-летнего Бонапарта генералом, и сотни юношей стали мечтать о своем Тулоне.

Затем были 2 года опалы, пока 1795 г. не произошло контрреволюционное восстание против Конвента. Вспомнили о молодом решительном генерале, вызвали ёго, и он с полной бестрепетностью расстрелял из пушек огромную толпу посреди города. В следующем году он возглавил французcкую армию, действующую в Италии, прошел по самой опасной дороге через Альпы, за 6 дней разбил итальянскую армию, а затем - отборные австрийские войска.

Вернувшись из Италии в Париж, генерал Бонапарт был встречен как национальный герой.

После Италии был поход в Египет, Сирию для борьбы с англичанами на территории их колоний, затем - триумфальное возвращение во Францию, уничтожение завоеваний французской революции и пост первого консула (с 1799 г.).

В 1804 г. он провозгласил себя императором. А незадолго до коронации совершил еще одну жестокость: казнил герцога Энгиенского, принадлежавшего к французскому королевскому дому Бурбонов.

Выдвинутый революцией и уничтоживший ее завоевания, он готовит войну с главным врагом - Англией.

В Англии тоже готовились: удалось заключить союз с Россией и Австрией, чьи объединенные войска двинулись на запад. Вместо высадки в Англии Наполеону пришлось пойти им навстречу.

Военные действия России против Франции были вызваны прежде всего боязнью царского правительства перед распространением по всей Европе «революционной заразы».

Однако под австрийской крепостью Браунау сорокатысячная армия под командованием Кутузова оказалась на грани катастрофы из-за поражения австрийских войск. Отбиваясь от передовых частей противника, русская армия начала отступление в направлении Вены, чтобы соединиться с войсками, шедшими из России.

Но французские войска вошли в Вену раньше армии Кутузова, которая оказалась перед угрозой уничтожения. Тогда-то, выполняя замысел Кутузова, четырехтысячный отряд генерала Багратиона совершил подвиг под деревней Шенграбен: он встал на пути французов и дал возможность основным силам русской армии вырваться из западни.

Усилия русских полководцев и героические действия солдат в конечном счете не принесли победы: 2 декабря 1805 г. в сражении под Аустерлицем русская армия потерпела поражение.

Уроки 38-39 (106-107). Эпизод «Вечер в салоне Шерер.

Петербург. Июль 1805 г.» (т. I, ч. 1, гл. 1-6, 12-13, 18-25)

Цель: показать срывание всех и всяческих масок с великосветского общества; раскрыть конфликт А. Болконского и П. Безухова с этим обществом; проанализировать сцены из жизни московского высшего общества (история борьбы за наследство графа Безухова).

Оборудование: печатные материалы, карточки, к/ф «Война и мир» (фрагменты), можно использовать до или после анализа эпизодов.
Ход урока

I . Проверочная работа по вариантам с привлечением печатного материала (на каждого ученика).

Роману «Война и мир» Л. Н. Толстой посвятил семь лет (1863-1869), по его собственным словам, «непрестанного и исключительного труда, при наилучших условиях жизни». Все автографы романа дошли до наших дней почти полностью. Они составляют более пяти тысяч листов, заполненных в большинстве своем с обеих сторон.

«Я затеял месяца 4 назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист. ... Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России».

Итак, главным творческим побуждением, следствием которого явилась «Война и мир», была мысль художника о своей современности. Но в романе о декабристе были написаны только первые главы. О дальнейшем развитии первоначального замысла Толстой рассказал в одном из черновых набросков предисловия к роману «Война и мир».

«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 г., эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 г. герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 г. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 г., которого еще запах и звук слышны и милы нам, но которое теперь уже настолько отдалено о нас, что мы можем думать о нем спокойно. Но и в третий раз я оставил начатое, но уже не потому, чтобы мне нужно было описывать первую молодость моего героя, напротив: между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерными лицами великой эпохи личность моего героя отступила на задний план, а на первый план стали, с равным интересом для меня, и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того времени. В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным большинству читателей, но которое, надеюсь, поймут именно те, мнением которых я дорожу; я сделал это по чувству, похожему на застенчивость и которое я не могу определить одним словом. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Кто не испытывал того скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при чтении патриотических произведений о 12-м годе? Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений.

Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 г., я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 года».

Л. Н. Толстой. Наброски предисловия к «Войне и миру», 1867.
«В пору рождения «книги о прошедшем» Толстой не случайно был увлечен идеями Гердера о том, что концы и начала существования человека протягиваются далеко за пределы собственного земного бытия. Не о повторности тех или других явлений в ходе истории могла для Толстого идти речь, но о живом общем между всем прошлым и настоящим, о бесчисленности их взаимопереплетений и взаимопереходов. Так складывались в «Войне и мире» и отношения начала столетия со временем создания книги».

Я. С. Билинкис. «Война и мир», 1986.
Задание.

1. Какие вопросы общественной жизни были актуальными в 60-е годы (на материале известных уже вам произведений этого времени А. Н. Островского, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского)?

2. Как менялся замысел Толстого? Означало ли перенесение действия романа в эпоху 1812 года, что писатель ушел от со временности?

3. В дневнике писателя М. Пришвина есть такая запись: «Тайная современность рассказа о несовременных вещах является, может быть, пробным камнем истинного творчества». Почувствовали ли вы тайную современность романа «Война и мир во время самостоятельного чтения? В чем она?


2 вариант. Смысл названия романа и его герои

«Л. Н. Толстой начал публиковать роман «Война и мир» еще до завершения работы над ним. В 1865-1866 гг. в журнале «Русский вестник» появился вариант первого тома под заглавием «1805 год». Заглавие «Война и мир» появляется, по-видимому, только в конце 1866 г. Слова, вынесенные в заглавие романа - многозначны, и заглавие включает в себя всю совокупность их значений.

Так, понятие «война» означает в толстовском повествовании не одни военные столкновения враждующих армий. Война - это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение.

Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделенных социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Сражаясь к князем Василием за наследство умирающего графа Безухова, Анна Михайловна Друбецкая ведет прямо-таки военные действия. Толстой нарочито подчеркивает это: «Она сняла перчатки и в завоеванной позиции расположилась в кресле». Она выигрывает сражение за мозаиковый портфель, где находится завещание старого графа. Князь Василий не сдается и продолжает войну - уже за самого Пьера, вместе со всем его наследством. Дело ведется вполне мирными и даже привлекательными средствами - женитьбой Пьера на красавице Элен. Но вся картина рокового «объяснения» чем-то очень напоминает военные затруднения, и поразительно, что о любовном объяснении автор рассказывает теми же словами, что о войне. Как в войне есть страшная черта, отделяющая жизнь от смерти, своих от врагов, так и Пьер наедине с Элен чувствует известную черту, которую боится перейти, переходит и тем делает свое несчастье. Затем следует уже прямо война - дуэль с Долоховым, более страшная, чем военные действия, потому что убийство могло произойти в мирной жизни.

Точно так же, как и «война», понятие «мир» раскрывается в эпопее в самых разнообразных значениях. Мир - это жизнь народа не находящегося в состоянии войны. Мир - это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове. Мир - это «омут», «вздор и путаница» будничных интересов, которые, в отличие от бранной жизни, так мешают Николаю Ростову быть «прекрасным человеком» и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом «дурацком мире». Мир - это весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное отечество. Мир - это ближайшее окружение, которое человек всегда носит с собой, где бы он ни находился, на войне или в мирной жизни, - вроде особенного «мира» Тушина, поэтического любовного мира Наташи или грустно-сосредоточенного духовного мира княжны Марьи. Но мир - это и весь свет, Вселенная; о нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды». Мир - это братство людей, независимо от национальных и классовых различий. Мир - это жизнь.

Такие простые слова - война и мир - в заглавии указывают на эпическую широту и всеохватность книги».

Л. Д. Опульская. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир», 1987.
Задание.

Покажите, опираясь на свои впечатления после самостоятельного чтения романа, что вынесенные в заглавие слова «война» и «мир» являются не только ключевыми в художественном содержании романа, но и образами, богатыми многими смыслами.


3 вариант. Жанр и композиция романа

«...Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось. Такое заявление о пренебрежении автора к условным формам прозаического художественного произведения могло бы показаться самонадеянностью, ежели бы оно было умышленно и ежели бы оно не имело примеров. История русской литературы со времени Пушки на не только представляет много примеров такого отступления от европейской формы, но не дает даже ни одного примера противного. Начиная от «Мертвых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни единого художественного прозаического произведения, немного выходящего из посредственности, которое вполне бы укладывалось в форму романа, поэмы или повести».

Л. Н. Толстой. Несколько слов по поводу книги «Война и мир». 1868.
«Предлагаемое теперь сочинение ближе всего подходит к роману или повести, но оно не роман, потому что я никак не могу и не умею положить вымышленным мною лицам известные границы - как-то женитьба или смерть, после которых интерес повествования бы уничтожился. Мне невольно представлялось, что смерть одного лица только возбуждала интерес к другим лицам, и брак представлялся большей частью завязкой, а не развязкой интереса. Повестью же я не могу назвать моего сочинения потому, что я не умею и не могу заставлять действовать мои лица только с целью доказательства или уяснения какой-нибудь одной мысли или ряда мыслей».

Л. Н. Толстой. Наброски предисловия к «Войне и миру». 1867.
«Война и мир» - одна из немногих в мировой литературе 19 века книг, к которой по праву прилагается наименование роман-эпопея. События большого исторического масштаба. Жизнь общая (а не частная) составляют основу ее содержания; в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды; в ней по казан русский национальный быт».

Л. Д. Опульская. Роман-эпопея Л. Н. Толстого Война и мир. 1987.
Задание.

1. В чем отличие «Войны и мира» от известных вам романов 19 в.?

2. Каковы основные признаки эпопеи, названные в приведенных выше материалах?
II. Опрос и проверка знания текста т. I, ч. 1-3:

Назвать основные события т. I, ч. 1-3;

Что подарила Марья Дмитриевна Наташе Ростовой на день рождения? (яхонтовые сережки грушами );

С кем (из взрослых) танцевала Наташа Ростова на дне Рождения? (с Пьером );

От кого впервые узнала М. Болконская о предстоящем сватовстве к ней Анатоля Курагина? (из письма Жюли ).

Чем вызвано недовольство полкового командира Богдановича Николаем Ростовым?

Какое ранение получил Н. Ростов и в каком бою? (рука, Шенграбенское сражение );

Почему Тушин со своей батареей не отступил? (Не получил распоряжения, Жерков струсил .)

Делал ли Пьер предложение Элен выйти за него замуж? (князь Василий без предложения благословил );

Почему М. Болконская не приняла предложения А. Курагина выйти за него замуж? (увидела свидание А. Курагина и компаньонки в саду ).

Как закончилось Аустерлицкое сражение для князя Андрея (со знаменем ведет батальон в бой, ранен ).
III. Вступительное слово учителя.

Общая цель при изучении романа - выяснить, какие нормы жизни Толстой утверждает, какие отрицает. Знакомство с романом начинаем с эпизода вечера в салоне А. П. Шерер в июле 1805 г. Конкретная цель - определить, во-первых, отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает, во-вторых, посмотреть, однородно ли это общество и, в-третьих, разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволят нам включиться в политическую атмосферу эпохи: именно в июле 1805 г. происходит разрыв дипломатических отношений России с Францией. Почему это произошло?


I V . Рассказ ученика «Исторический комментарий к т. I».
V . Салон А. П. Шерер - план наблюдений (написан на доске).

1. С какими героями, и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в первых главах романа?

3. П. Безухов и А. Болконский как чужие люди в гостиной Шерер.

4. «Анекдот» князя Ипполита в конце вечера. Французский и русский язык в описании салона Анны Павловны.

Действие начинается в июле 1805 г. в салоне А. П. Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети - красавица Элен, «беспокойный дурак» Анатоль и «спокойный дурак» Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.

Отрицательное отношение к героям Толстого проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.

Для разоблачения фальши и неестественности этих людей Толстой использует метод «срывания всех и всяческих масок» («Прежде всего, скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня, - сказал князь Василий тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка»).

Просматривая 2 главу, учащиеся зачитывают факты, говорящие о фальши этого общества, оценочные эпитеты и сравнения в описаниях героев («плоское лицо», Анна Павловна «угощала» своих гостей иностранцами, «сервировала»... сначала виконта, потом аббата...).

Выделяются среди гостей Анны Павловны два человека. Кто они? Свои ли они в великосветской гостиной, если судить только по портретам и манере поведения героев?

(Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их появления в салоне чувствуется конфликт Пьера и князя Андрея с аристократической средой. Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном, «относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне», и относилась к нему со страхом.)

Сопоставьте портрет Пьера и князя Василия и их манеру поведения.

Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера и А. Болконского.

(Только с Болконского Пьер не спускает «радостных, дружелюбных глаз», и князь Андрей, смотревший на всех в гостиной усталым, скучающим взглядом улыбнулся только Пьеру «неожиданно доброю и приятною улыбкой»).

Нарушение Пьером заведенного Анной Павловной этикета, его неуклюжесть еще раз подтверждают, что он - инородное тело в великосветской гостиной. Князь Василий говорит о нем Анне Павловне: «Образуйте мне этого медведя».

О князе Андрее нельзя сказать столь же решительно, что он во всем чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Он-то для всех свой. Они для него - чужие.

Обращаем внимание на особенности портретов у Толстого:

а) естественность первого знакомства с героем через его внешность, как это бывает в жизни;

б) глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений;

в) выделение 1-2 постоянных примет (светлое выражение плоского лица у князя Василия; восторженная, как бы приклеенная улыбка Анны Павловны; умный и робкий взгляд Пьера...)

Итак, отрицая нормы жизни высшего света, Толстой путь своих положительных героев начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни. Автор показывает неоднородность этого общества, и людей, которым претит такая жизнь.

Обратим внимание на политические споры (гл. 4).

(История об антинаполеоновском заговоре герцога Энгиенского превращается в салоне в милый светский анекдот, который все находят прелестным. Когда в разговор о Наполеоне пытается вступить Пьер, Анна Павловна этого не допускает. Прекрасно осведомлен о Наполеоне А. Болконский, он цитирует наполеоновские высказывания. На фоне общего осуждения Наполеона вдруг звучат слова Пьера в его защиту, приводя в ужас всех, и только А. Болконский поддерживает его. Это указывает на прогрессивную настроенность Пьера и политическую реакционность кружка Шерер, поскольку идеи революции здесь оцениваются как идеи грабежа, убийства и цареубийства; вспомните слова Анны Павловны (1 гл.) о том, что нужно задавить гидру революции... в лице этого убийцы и злодея…»)

Если Пьер еще не осознал свою оппозиционность к светскому обществу, то князь Андрей глубоко презирает свет (характеристика светского общества гл. 6). Это проявляется в его манере поведения (в гостиной Шерер у него «скучающий» взгляд, голос звучит «сухо неприятно»), в открытой симпатии к проповедующему свободолюбивые взгляды Пьеру и в резких высказываниях о пустых и низменных интересах придворной аристократии.

Каким эпизодом завершается вечер у А. П. Шерер?

(Глупый анекдот Ипполита, который все встретили как светскую любезность.)

Обратим внимание на то, что 1-4 гл. пестрят французским языком. С какой целью введен в роман французский язык?

(Французский язык - как норма светского общества; Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа, т. е. французский язык есть средство характеристики знати с ее антинациональной ориентацией.)

Простым использованием то русского, то французского языка Толстой проявляет свое отношение к происходящему. Слова Пьера, хотя он великолепно владеет французским языком и более привык к нему за границей, автор приводит только по-русски. Реплики А. Болконского (а он, по привычке часто переходит на французский язык и говорит на нем, как француз, даже слово «Кутузов» произносит с ударением на последнем слоге) тоже приведены, в основном по-русски, за исключением двух случаев: князь Андрей войдя в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски же цитирует Наполеона.

Как правило, там, где описывается ложь или зло врывается французский или, позднее, немецкий язык.
VI. Нормы жизни молодых представителей высшего общества.

На чем основана дружба Пьера и А. Болконского?

(Дружба героев строится на общности их интересов, поэтому, как более опытный человек, князь Андрей рекомендует Пьеру не дружить с Курагиным.)

Каковы же развлечения общества Курагина, Долохова? Какую роль играют эти сцены в романе?

(Эти сцены раскрывают новые стороны быта аристократии, вводят новых героев (Долохов, А. Курагин). Сцены в салоне А. П. Шерер (проповедь Пьером вольнолюбивых взглядов) и развлечений светской молодежи (участие Пьера в кутежах) представляют собой психологическую завязку в развитии сюжетной линии Пьера.)

С первых страниц романа обращаем внимание на противоречивый характер Пьера; какое же начало в нем победит?

Однородной по стилю с описанием салона Шерер выступает сцена смерти графа Безухова и борьба за мозаиковый портфель - история борьбы за наследство умирающего графа Безухова. Здесь тот же метод срывания масок в обществе.

Коротко расскажите эти сцены и докажите метод срывания масок.

(События в доме старого умирающего вельможи графа Безухова раскрывают семейные и бытовые отношения аристократии 19 века и с новой стороны характеризуют многих героев произведения. Борьба за наследство имеет большое значение для понимания морального разложения, охватывающего высшие круги придворной аристократии. Писатель показывает алчность и жадность князя Василия, добиваясь наследства, утверждает, что он хочет позаботиться прежде всего о трех княжнах, живущих в доме, а в действительности из-за наследства он может пойти даже на преступление (попытка уничтожить завещание, сцена с мозаиковым портфелем).

Борьба за наследство раскрывает истинное лицо старшей княжны, союзницы князя Василия. Всегда благовоспитанная и сдержанная, она становится грубой и злой, когда узнает, что наследство достанется не ей. Особенно не приглядна ее роль в борьбе за мозаиковый портфель.

По-новому характеризует эта сцена княгиню Друбецкую и ее сына Бориса; она раскрывает ловко маскируемое корыстолюбие Анны Михайловны и расчетливость Бориса.

Не меньшее значение имеет эта сцена и для понимания характера Пьера, его неопытности, наивности, искренности и непосредственности, а вместе с тем она раскрывает и подобострастие, свойственное представителям аристократии (отношение окружающих к Пьеру наследнику).

Сцена борьбы за мозаиковый портфель по контрасту связана и с эпизодом, в котором графиня Ростова, несмотря на расстроенные финансовые дела, передает А. М. Друбецкой крупную сумму на обмундирование Бориса.)
VII. Вывод.

Как относится Толстой к нормам жизни высшего света (старшего, младшего поколения), ко всем ли одинаково он относится и почему, какой художественный метод при этом использует.

Урок 40 (108). Именины у Ростовых. Лысые горы

Цель : на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа.

Оборудование: карточки.
Ход урока

I. Сжато рассказать эпизод «Семья Ростовых. Именины».

С элементами анализа. Ответить на вопрос: что различного и общего в поведении гостей и хозяев на именинах у Ростовых по сравнению с салоном Шерер?

План наблюдений

1. Связь эпизода «Именины у Ростовых» с предыдущими.

2. Прием хозяевами гостей. Характер их беседы.

3. Приход молодежи. Ее интересы и поведение.

4. Подарок графини-матери Анне Друбецкой. Его значение.

5. Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.

6. Развлечения и обычаи у Ростовых.

Сцены именин даны вперемешку с главами о смерти графа Безухова (гл. 7-11 - сцены именин; гл. 12-13 - сцены болезни графа; гл. 14-17 - у Ростовых; гл. 18-21 - смерть Безухова).

Толстой, чередуя эти главы, передает тем самым ощущение сложности и многообразия жизни, в которой одновременно совершается веселье и горе, радость и смерть.

Эпизод именин следует за сценами вечера в салоне Шерер. Отметим подчеркнутое сходство: и там и тут гости. Мир Ростовых - это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность, вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы». При пересказе обратить внимание на описание приема гостей у Ростовых, цели их приезда, семейный и радостный характер праздника, в противоположность светской чопорности вечера у Шерер.

Хозяйка дома, графиня Наталья Ростова, в том же возрасте, что и Анна Павловна, - это сорокалетняя женщина. Но та - «общественная энтузиастка», старая дева, не пустившая никаких корней в жизни (это важно для Толстого), а эта - глава семьи, жена и мать 12 детей. Отмечаем сцену приема гостей - «поздравителей» - графом Ильей Ростовым, который всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен, за себя и за дорогих именинниц». Уже эта сцена контрастирует с той «иерархией приветствий», которая была заведена у Шерер. Граф говорит с гостями чаще по-русски, «иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке» Условности светского такта, светские новости - все это наблюдается в разговорах с гостями. Эти детали говорят о том, что Ростовы - люди своего времени и своего класса и несут на себе его черты. И в эту светскую обстановку, как «луч солнца», врывается молодое поколение Ростовых (внешность, поведение, интересы, взаимоотношения - эпизод в цветочной или диванной - гл. 10, 11). Даже шутки у Ростовых носят чистый, трогательно-наивный характер. Ссора и примирение Николая с Соней, «свидание» у кадки с цветами Наташи и Бориса, их общий разговор с Верой дает представление об интересах и взаимоотношениях молодежи. Поведение молодых Ростовых контрастно показано Толстым в сравнении с петербургской молодежью (компания Долохова-Курагина), где время проходит в кутежах, разврате, нелепых и злых шутках (история с медведем - венчание с куклой).

Вечернее празднование именин. Главный гость Ростовых - Марья Дмитриевна Ахросимова, без которой не начинали обеда. Она знаменита прямотой ума и откровенной простотой общения, «все без исключения уважали ее и боялись» (гл. 15). В обществе же Анны Павловны Шерер главное лицо - утонченный виконт-эмигрант. Появление фигуры, подобной Марье Дмитриевне, невозможно в салоне Шерер так же, как невозможны ее разговоры: «... ты, что старый греховодник,... чай скучаешь в Москве? Собак гонять негде?...»

За столом у Ростовых же, как и у Шерер, говорят о войне, о политике, но в ином тоне. Старшее поколение этот вопрос волнует в той связи, что идут на войну сыновья. Для семьи Ростовых характерна естественность поведения (выходка Наташи за столом, пение молодых Ростовых, граф-отец танцует Данилу Купора, улыбающиеся лица дворовых, которые любуются барином).

Итак, в семье Ростовых простота и радушие, естественность поведения, сердечность, взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и обычаях к народу и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми, правда, не стоят расчет и корысть. Толстой словно подчеркивает: Ростовы и Шерер - люди одного класса, но разной «породы». Так в сюжетной линии семейства Ростовых Толстой отражает жизнь и деятельность поместного дворянства. Перед нами предстали разнообразные психологические типы: добродушный, хлебосольный бездельник граф Ростов, нежно любящая своих детей графиня, рассудительная Вера, обаятельная Наташа; искренний Николай, осторожный и расчетливый Борис Друбецкой и др. В отличие от салона Шерер в доме Ростовых царит атмосфера веселья, радости, счастья, искренней заботы о судьбе Родины.

Вечер в салоне А. Шерер. Петербург. Июль 1805 год. Знакомство с героями романа.
Цель уроков: показать срывание всех и всяческих масок с великосветского общества; раскрыть конфликт Болконского и Безухова с этим обществом; проанализировать сцены из жизни московского высшего общества.
Ход урока
1.Беседа с учащимися.
- Расскажите о том, что вы помните о Толстом?
- Что интересного писатель вывел из жизни людей? (Живая жизнь, живая мысль)
- Прочитав уже несколько глав произведения, скажите, на каких вопросах, темах мы остановимся? (Тема семьи, тема войны, самоусовершенствования человека)

2.Опрос и проверка знания текста т.1. 1 части.
- Назовите основные события в этой части.

Что подарила Марья Дмитриевна Наташе Ростовой на день ее рождения? (Яхонтовые сережки грушами).

С кем из взрослых танцевала Наташа на дне рождения? (С Пьером)

От кого впервые узнала М.Болконская о предстоящем сватовстве к ней Анатоля Курагина? (из письма Жюли)

3. Просмотр фрагмента фильма. Обсуждение эпизода. Вечер в салоне А.Шерер (1 т, 1 ч., 1-6 гл)
- С какими героями и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в первых главах романа?
- Проследить, как автор срывает маски со своих героев.
Действие начинается в июле 1805 года в салоне Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – безутешная красавица Элен, «беспокойный дурак» Анатоль и «спокойный дурак» Ипполит, княгиня Лиза Болконская и другие.
Отрицательное отношение к героям Толстого проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего света, за изяществом и светским тактом скрывается пустота, эгоизм, корыстолюбие, фальшь. Зачитать из текста.
- Цель Василия Курагина? (Узнать о возможном назначении сына на выгодную должность)
- Цель Анны Михайловны? (Та же)
- Цель виконта? (Выгодные знакомства в российских придворных кругах)
- Цель Ипполита? (Ухаживать за Лизой)
- Цель Лизы? (Узнать о продвижении мужа по его придворной карьере)
- Цель Анны Павловны? (Интриги, демонстрация своей близости ко двору)
Итак, цвет петербургского общества представляет собой какой-то плацдарм военных действий и интриг. Чтобы возвыситься в придворном мире, нужно утопить и обогнать других. Это люди войны. Их мир – это не мир, это война. На фоне собственных интриг и военных действий гости Шерер обсуждают войны государств и государей. Для придания модного лоска умным разговорам в прядильной мастерской приглашен аббат Морио, прототипом которого был известный итальянский аббат, автор проекта вечного мира. Проект этот, предусматривающий «равновесие» политических сил в Европе. Итак, в центре эпизода три ключевых понятия: «мир», «война», «равновесие».
От Болконского Пьер едет к Курагину и Долохову, знаменитостям кутил Петербурга. Это тоже мир, похожий на войну: дуэли, шулерство, пьянство, разврат. Равновесие, которое удерживает Долохов, выпивая бутылку рома, да и все его пари с англичанином пародирует политическое равновесие, предложенное аббатом Морио. У Долохова таких намерений нет, но Толстой об этом нам намекает. И первый разговор Андрея с Пьером уже содержит идею всеобщего мира, основанного не на химерическом «политическом равновесии», а на человеческих убеждениях. «Ежели бы все воевали только бы по своим убеждениям, войны бы не было», - говорит Андрей. «Это-то и было бы прекрасно», - отвечает Пьер.
- Прав ли Пьер в том, что политическое равновесие ничего не даст?
Нужно внутренне убеждение людей в том, что войны не допустимы, то есть следование заповеди «Не убий».
- Толстой своим произведение предлагает своего рода проект всеобщего мира. Если бы вам предложили написать проект всеобщего мира, чтобы вы включили?
Читая роман, мы не только приобщаемся к искусству, а приобщаемся к величайшему учению, как объединить людей и избавиться от войн и вражды. Первым пунктом в этом проекте была любовь, даже любовь к врагам, что и открыло новую эру в нравственном развитии человечества. Толстой и стал писать роман, что хотел применить нравственные принципы к острейшей кризисной ситуации, и не в жизни одного человека, а в жизни целого народа.

Что означает упоминание о том, что Лиза прерывает работу, а затем и обрывает нитку, так как Ипполит берет у нее иголку. Что означает сравнение с прядильной мастерской
Это означает одно: что и она, и Андрей скоро умрут. Мотив вышивания, прядения, вязания – один из основных мотивов романа, связан он и с прерыванием, и с продолжением жизни. Так, перед смертью Лизы и рождением Николеньки, а также возвращение Андрея вязанием занимается старая няня в Лысых горах. Перед смертью Андрей вспомнит о спасительной силе вязания, попросит Наташу научиться вязать. Наташа уронит клубок. Это предвещает Андрею смерть. Пытаясь поднять клубок, Наташа закрывает свечу. Гаснущая свеча – это прерванная нить. Как и Лиза, когда-то оборвавшая нитку, Наташа выпускает из рук нить судьбы князя Андрея.
Итак, идея мира в книге Толстого связаны с мотивом нити, паутины. Идея Рока, олицетворяющих неумолимую судьбу, тоже связывается через мотив вязания, шитья, плетения.

4.Пьер Безухов и Андрей Болконский (1-6 главы).
Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого начала чувствуется конфликт этих героев с аристократической средой. Пьер для этих людей чужой. А для Андрея они - чужие.
Обращаем внимание на портреты:
- естественность первого знакомства с героем через его внешность, как это бывает в жизни;
- глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений;
- выделение 1-2 постоянных примет (светлое выражение плоского лица князя Василия; приклеенная улыбка Шерер; умный и робкий взгляд Пьера).

Работа в тетради.
Составление таблицы «Духовный путь исканий Андрея и Пьера» (см. таблицу)

С какой целью вводит Толстой в роман французский язык?
Это норма светского общества. Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа. Слова Пьера, хотя он превосходно знает французский язык, автор приводит только по-русски, кроме 2 случаев. Там, где иностранный язык, там ложь.
5.Нормы жизни молодых представителей высшего общества.
-Какую роль играют эти сцены в романе?
Эти сцены раскрывают новые стороны быта аристократии.
- Какие еще сцены рассказывают нам о жизни аристократии?
История борьбы за наследство. Алчность и жадность Василия. Благовоспитанность и сдержанность старшей княжны оборачивается грубостью и злостью, когда узнает, что наследство досталось не ей.. Здесь же маскируемое корыстолюбие Анны Михайловны и расчетливость Бориса.

6.Именины у Ростовых (1т, 1 ч. 7.. глава)
- Прием хозяев. Характер их беседы.
- Приход молодежи. Ее интересы и поведение.
- Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.
- Развлечения и обычаи у Ростовых.
- Что общего и различного в поведении гостей и хозяев на именинах и в салоне?
Мир Ростовых – это мир, где утверждается простота, естественность, чистота, сердечность. Радостный характер праздника. Шутки у Ростовых носят чистый, трогательно-наивный характер. Ссора и примирение Николая с Соней, свидание у кадки Наташи и Бориса, разговор с Верой дает представление об интересах молодежи. Сравните, развлечения компании Долохова.
За столом у Ростовых говорят о том же: о войне, о политике, но в другом тоне.
Для Ростовых характерна естественность: танцы, песни, шутки. Простота и радушие, естественность поведения, сердечность, взаимная любовь в семье, благородство и чуткость. Здесь царит атмосфера веселья, радости, счастья, искренней заботы о судьбе Родины. Это люди одного класса, но разной породы.

7.Болконские. Лысые Горы. (22-25)
Общее с Ростовыми: взаимная любовь, глубокая сердечность, естественность поведения, большая близость к народу. Отличает глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи, гордость.
Вывод: Первая часть играет роль экспозиции. Толстой нас знакомит с основными героями, с обстановкой.

Домашняя работа.
Чтение 2-3 части.
Смотр полка перед походом (2 ч 1-2 гл);Николай Ростов (2 ч 4, 8,15 гл); изображение героизма Тимохина и Тушина(гл 20-21 2 ч); трусость Жеркова и показная храбрость Долохова; полководцы; Аустерлицкое сражение (ч3, 12-13 главы).