Китайские письменные источники играют большую роль в изучении среднеазиатской древности, особенно в её позднеантичную эпоху. Их роль возрастает по мере увеличения пробелов в описании положения исследуемого региона, содержащегося в работах греко-римских авторов, чьи сочинения составляют основу наших современных знаний о среднеазиатской античности.
Крах остатков эллинистической государственности и угасание жизни эллинских общин на Востоке в первых столетиях новой эры, общая враждебность Ирана греко-римскому миру прервали его контакты с Трансоксианой и Бактрией, лишив западных авторов возможности оперативно отслеживать события в Средней Азии. Это объективно повышает научный интерес к источникам, имеющим азиатское происхождение: армянским, сирийским, индийским, пехлевийским и, конечно, китайским древним и раннесредневековым литературным памятникам.
Первой собственно исторической работой, посвящённой всей предыдущей истории Китая является произведение китайского «отца истории» Сыма Цяня (145-86 гг. до н.э.), известное под названием Шицзи и написанное до 91 г. до н.э. Ему наследовал целый ряд «династийных историй» - сочинений, посвящённых описанию времён правления одной династии. Таковыми являются истории династии Хань: Цянь Хань шу («История ранней [династии] Хань»), написанная выдающимся историком Бань Гу около 90 г. н.э.; её сокращенная обработка Ханьцзи («Ханьские записки»), выполненная историком Сюнь Юэ до 200 г. н.э., а также Хоу Хань шу («История поздней [династии] Хань»), охватывающая период с 25 по 220 гг., автором которой был Фань Е (нач. V в.).
Подобными им являются последующие династийные истории, в частности Вэйлюэ («Обзор [династии] Вэй»), посвящённая кратковременному правлению династии Вэй (220-265). Это произведение дошло до нас в виде фрагментов, включённых в созданное позднее (в конце ІІІ в.) Саньгочжи («Описание трёх царств»). Дело в том, что одним из описанных в нём царств и было Вэй. Сюда же относятся: Цзинь шу («История [династии] Цзинь»), рассказывающая о времени с 265 по 420 г., написанная в середине VII в.; Сун шу («История [династии] Сун»), повествующая о времени с 420 по 479 г., написанная в конце V в.; Вэй шу («История [династии] Вэй»), описывающая период с 386 по 584 гг., опубликованная в 527 г. В 629 г. была опубликована Лянь шу («История [династии] Лянь»), рассказывающая о временах с 502 по 557 гг., затем Чжоу шу («История [династии] Чжоу») - о временах правления династии Северная Чжоу (557-581 гг.); Суй шу («История [династии] Суй») - о временах правления династии Суй (581-618 гг.), написанная уже в эпоху Тан, в VII в. Последней из интересующих нас является, пожалуй Бэй ши («Северная история»), которая рассказывает о событиях, происходивших с 386 по 618 г. в правление сразу нескольких династий: Вэй, Северная Чжоу, Ци и Суй, написанная также в эпоху Тан. Она и составлена была по материалам соответствующих династийных историй.
Во всех указанных исторических сочинениях, начиная с Шицзи , содержались сведения о Средней Азии - в одних больше, в других меньше. Более того, во всех династийных историях традиционно выделялась отдельная глава для «сообщений о Западном крае», в которой рассказывалось и о среднеазиатских странах и народах. В частности в них упоминаются Большие Юэчжи (тохары, а впоследствии и основанное ими Кушанское царство), Дася (Бактрия), Тухоло (Тохаристан), Давань (Фергана), Кангюй, Иеда и Идань (эфталиты), тюрки и т.д. В них также упоминается огромное количество городов, рек, горных систем и прочих географических объектов. Описание каждой среднеазиатской области строится по стереотипной схеме. В общем, складывается впечатление, что авторы этих хроник были хорошо осведомлены о хозяйстве, быте и нравах среднеазиатского населения, о географическом расположении, а также перипетиях во взаимоотношениях многочисленных местных владений и их правителей (афшинов, худатов, ихшидов, дехкан) .
Династийные истории составлялись, как правило, уже после завершения правления той династии, которой они были посвящены, однако на основе документов, созданных, ещё в период её пребывания у власти. Это, прежде всего придворные летописи, отчёты о дипломатических миссиях и военных походах, сообщения об иностранных посольствах в Китай, докладные записки императору и распоряжения самого императора и т.п.
Первым китайцем, который посетил Среднюю Азию, был посол Чжан Цян, который дважды побывал тут во второй половине ІІ в. до н.э. Он прошёл ряд областей среднеазиатского междуречья и достиг Бактрии . Сообщения Чжан Цяна и данные о последовавшем в конце ІІ в. до н.э. походе ханьцев на Давань, были использованы и в Ши цзи , и в Цянь Хань шу . Однако вопрос о соотношении этих двух произведений, в том числе и их данных о Средней Азии, не совсем понятен. Известно, что автор Цянь Хань шу многое заимствовал из текста Ши цзи . В то же время, доказано, что для реконструкции утраченных частей Ши цзи использовались данные Цянь Хань шу .
Сведения о боевых действиях китайского полководца Бань Чао в Восточном Туркестане в 94-96 гг., а также о путешествии отправленного им в страну Аньси (Парфия) в 97 г. Гань Ина, дошедшего до самого Вавилона, послужили основными источниками при описании стран Средней Азии авторами Хоу Хань шу . Сообщения о посольстве Тун Юаня и Гао Мина, которые побывали в Трансоксиане в эпоху Вэй (V в.), стали аналогичным источником для династийных историй соответствующего периода.
Значительный интерес представляют также сообщения китайских буддийских паломников. Хотя в центре их рассказов были, прежде всего, буддийские святыни, они также содержат детальные и живые описания пройденных государств. Одним из первых путешественников такого рода был Фа Сянь, проследовавший через Среднюю Азию около 400 г. н.э. Несколько позднее ряд стран региона посетил Сун Юн. Во время своего паломничества в Индию в 516-522 гг. он прошел через Бадахшан и Гандхару, описал природу этого высокогорного края, климат, одежду и быт местных жителей. Кроме того, в описаниях Сун Юна содержатся весьма ценные сведения о народе гуннов-эфталитов и созданном ими могучем государстве .
Упомянутые китайские нарративные источники держат в поле зрения всю Среднюю Азию, они содержат систематические описания её отдельных областей и народов, а также связанных с ними исторических событий. Сообщения этих источников достаточно полны, разнообразны и главное, точны. Правда, в основном это касается хроникальных сочинений, посвящённых истории династии Хань. Последующие династии утратили большую часть западных ханьских владений, поэтому события в Синьцзяне, а тем более в среднеазиатском междуречье закономерно оказались на периферии внимания китайских политиков, историков и всего общества.
Литература
1. Васильев Л.С
. Бань Чао в Западном крае (I в. н.э.) // ВДИ, 1955. № 1. С. 108-125.
2. Гусаков В.В
. Центрально-азиатская политика Китая в эпоху династии Хань // Вопросы истории Кыргызстана, 2008. № 2. С. 44-50.
3. Chavannes
Е
. Trois generaux chinois de la dinastie de Han Orientaux // Pan Tch"ao T"oung Pao
. 1906. Vol. VII. P. 218-232.
4. Chavannes E
. Voyage de Son Yun dans l"Udyana et le Gandhara // Bulletin de l"Ecole Francaise d"Extreme Orient. 1903. Bd. 3. P. 1-63.
5. Hirth F
. The Story of Chang K’ien, China’s Pionner in Western Asia. // JAOS. 1917. Vol. 37. P. 89-153.
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLII научная конференция: Часть. 1 / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2012. - 395 стр. - Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 6. С. 279-281.
68.Генезис китайской цивилизации. Государство Шан-Инь Китайская цивилизация (предков государствообразующего этноса хань) - группа культур (Баньпо 1, Шицзя, Баньпо 2, Мяодигоу, Чжуншаньчжай 2, Хоуган 1 и др.) среднего неолита (ок. 4500-2500 до н. э.) в бассейне реки Хуанхэ, которые традиционно объединяются общим названием Яншао. Представители этих культур выращивали зерновые (чумиза и др.) и занимались разведением свиней. Позднее в этом районе распространилась культура Луншань: появились ближневосточные виды злаков (пшеница и ячмень) и породы домашнего скота (коровы, овцы, козы). Государство Шан-Инь(商殷)(династия Шан, кит. упр. 商 , пиньинь: shāng ), возникшее в кон. XIV века до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ в селе Аньян, было первым государственным образованием бронзового века на территории Китая, существование которого подкреплено сообщениями археологических, нарративных и эпиграфических источников. Согласно современным представлениям, у него были предшественники в различных районах бассейна р. Янцзы Учэн и др. и в бассейне р. Хуанхэ Эрлитоу, Эрлиган. В результате войн с соседними народами к XI веку до н. э. влияние шанских правителей распространилось на территории современных провинций Хэнань и Шаньси, а также часть территорий провинций Шэньси и Хэбэй. Тогда существовал лунный календарь и использовалась письменность - прообраз современного иероглифического китайского письма. Иньцы значительно превосходили окружающие их народы с военной точки зрения - у них было профессиональное войско, использовавшее бронзовое оружие, луки, копья и боевые колесницы. Иньцы практиковали человеческие жертвоприношения - чаще всего в жертву приносились пленные.
В XI веке до н. э. государство Шан было завоёвано коалицией народов во главе с правителем раннего государственного образования Чжоу - У-ваном.
73.Возникновение и крах империи Цинь
Цинь (кит. 秦) - царство в древнем Китае, которое сначала было удельным княжеством, а потом смогло объединить Китай (см. «Цинь (династия)»). Существовало в период от 778 до н. э. по 207 до н. э. в периоды Весны и Осени и Сражающихся царств. Правящая семья носилафамилию Ин (кит. 嬴).
Объединив древнекитайские царства, император Цинь Ши Хуан (кит. упр. 秦始皇 , пиньинь: Qín Shǐ Huáng ) конфисковал всё оружие у населения, переселил десятки тысяч семей наследственной знати из различных царств в новую столицу - Сяньян и разделил огромную страну на 36 новых областей, которые возглавили назначаемые губернаторы.
При Цинь Шихуанди были соединены оборонительные стены (валы) северных чжоуских царств и создана Великая китайская стена. Было сооружено несколько стратегических дорог из столицы на окраины империи. В результате успешных войн на севере гунны (сюнну) были оттеснены за Великую стену. На юге к империи были присоединены значительные территории племён юэ, в том числе северная часть современного Вьетнама.
Цинь Шихуанди, строивший все свои реформы на основах легизма с казарменной дисциплиной и жестокими наказаниями провинившихся, преследовал конфуцианцев, предавая их казни (погребение заживо) и сжигая их сочинения - за то, что они смели выступать против установившегося в стране жесточайшего гнёта.
Империя Цинь прекратила существование вскоре после смерти Цинь Шихуанди.
66.Основные источники по истории Древнего Китая. Особенности китайской историографической школы. Сыма Цянь.
имеются чрезвычайно многочисленные и в большинстве своем достаточно надежно датированные письменные памятники. Это весьма разнообразные по своему содержанию исторические сочинения, дошедшие до нашего времени в виде книг. Они составляют первую и основную категорию источников изучения древней истории Китая.
Среди письменных источников большое значение имеют древнекитайские летописи, прежде всего летопись «Чуньцю», составленная в царстве Лу и освещающая события VIII-V вв. до н. з. Вокруг текста «Чуньцю», авторство которой традиция приписывает древнекитайскому философу Конфуцию, позднее возникла значительная комментаторская литература. Один из таких комментариев - «Цзочжуань» - представляет собой фактически самостоятельную хронику событий, имевших место в тех же хронологических рамках. От «Чуньцю» эта хроника отличается несравненно большей детализацией повествования.
С летописями тесно связан другой жанр древнекитайских исторических сочинений, представленный прежде всего книгой «Шаншу» («Шуцзин»). Это запись речей правителей и их приближенных. Лишь часть текста «Шаншу», сохранившегося до нашего времени, может быть признана подлинной (некоторые главы этого труда являются позднейшей интерполяцией).
Особое место среди источников по древней истории Китая занимает «Шиц-зин» - свод песен, в большинстве своем фольклорного происхождения. Не будучи историческим сочинением в узком смысле этого слова, «Шицзин» содержит разнообразные материалы для характеристики многих важных сторон жизни древнекитайского общества первой половины I тысячелетия до н. э.
Для традиционной китайской исторической науки характерны две особенности: во-первых, представление об извечном и абсолютном превосходстве китайской культуры над культурой соседних народов; во-вторых, отождествление мифа с историческим фактом, следствием чего было неправомерное удревнение истоков государственности в Китае.
. «Исторические записки» Сыма Цяня (145-90 гг. до н. э.) - это всеобщая история страны с древнейших времен до I в. до н. э. Сыма Цянь использовал новый принцип изложения исторических событий - жизнеописания
Вопрос 71. Конфуций и его учение.
Возникновение конфуцианства – не только в идеологии Китая, но и многих соседних странах в Азии.
Конфуций (551-479гг. до н.э.).
В молодости управлял скидами. В 27 получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. В 50 лет гос. служба, однако почти сразу покинул должность первого советника. Посвятил себя учительству.
Учение о «благородном человеке».
Ему были чужды идеалы новой соц. прослойки имущих, стремящихся к выгоде и обогащению.
Прототип нормального общественного устройства он видел в добрых семейных отношениях – старшие любят младших и заботятся о них – принцип человечности (элень); младшие, в свою очередь отвечают любовью и преданностью – принцип справедливости; исполнение сыновнего долга – сыновняя почтительность (сяо); соблюдение норм взаимоотношений между людьми (ли); Отношения в гос. должны быть подобны отношениям в хорошей семье.
Поощрял культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и гос., в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого благородного мужа считал бесстрашное и нелицеприятное…
Конфуций не был основателем религии. После его смерти в его честь воздвигнуты храмы. Гос. должности могли занимать только ученые конфуцианисты.
Вопрос 65. Периодизация и хронология истории Древнего Китая.
Не существовало единой системы летоисчисления. Начиная с I тыс. до н.э. даты обозначают годами правления Вана (верховного правителя).
Лишь с 341 г. до н.э. а ИД Китая появляется достоверная хронология.
С I в. до н.э. др. китайцы начали использовать для обозначения нет особые знаки шестидесятеричного цикла, до того служившие для наименования дней. Он теперь используется непрерывно. Для уточнения хронологии более раннего периода – записи о солнечном и лунном затмении.
Династическая периодизация.
1. Эпоха мифических «пяти императоров».
2. Правление «трёх династий» (Ся, Шань –Инья, Чжоу).
Чжоу – Западное Чжоу (XI-VIII в. до н.э.); - Восточное Чжоу (VIII-III в. до н.э.).
3. Цинь (III в. До н.э.).
4. Хань – Западный период; - Восточный период.
Археологическая периодизация.
1. Неолит – «3 династии».
2. Бронза – с Шань-Иньского времени.
3. Эпоха железа – конце периода Чуньцю (VI-V в. до н.э.).
Социально – экономическая периодизация.
1. Разделение первобытного строя и возникновение классового общества и древнейших гос. (II тыс. До н.э.).
2. Древний Китай (VIII-III вв. до н.э.).
3. Первое централизованное гос. в Китае – империя Цинь (221-207 гг. до н.э.).
4. Империя Хань (III-I в. до н.э.).
5. Древний Китай в I-III в. до н.э.
Вопрос 70. «Золотой век китайской философии». Особенности мировосприятия древних китайцев. Даосизм.
Основные представители – Лао-цзы, Чжуан-цзы. Взлёт философской мысли связан с VI-III вв. до н.э., когда изменения в соц. строе требовали настойчивых, важных принципов, которые лежали в основе взаимоотношений между людьми в обществе.
Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики.
Всё в мире определяет существование некого «пути» (Дао), действующего помимо воли людей. Человек не способен постичь этот путь («Дао, выраженное словами, не есть истинное Дао»).
Призыв возвратится к неким простым и естественным отношениям в условиях деревенской идиллии. Сливаться с природой и избегать всего искусственного, нарочно связанного с культурой, противопоставленного естественному.
Лучший способ – отказ правителей от активного вмешательства. Важный принцип – не деление, те умения в соответствии с ходом вещей наладить жизнь таким образом, что бы всё шло должным путём, но без активного вмешательства человека.
Уход от мира к природе связывался у даосов с возможностью обрести долголетие и даже бессмертие – именно в этом пункте древний философский даосизм со временем, в эпоху Хань, достаточно явственно трансформировался в даосизм религиозный, с его поисками бессмертия, божества, героями, гаданиями и т.д.
ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Сведения по истории Казахстана эпохи древности, раннего и развитого средневековья фиксировались письменно на различных языках: древнеперсидском, древнегреческом, латинском, китайском, древнетюркском, арабском, персидском, тюркском. Информационный уровень этих первоисточников различен вследствии хронологической и территориальной его ограниченности, а также крайней неравномерности освещения истории народов и племен данного региона. Следует заметить также, что по мере развития исторического процесса по возрастающей идет накопление фактического материала в письменных памятниках. Эти разнообразные по характеру и содержанию своды письменной информации в сочетании с результатами археологических раскопок дают возможность изучить на протяжении более 2,5 тысячелетий исторические события, хозяйственные и социальные отношения, культуру, быт и обычаи различных этносов Казахстана. Остановимся на характеристике основных групп источников
Древнейшим письменным источником по истории народов Казахстана являются древнеперсидские надписи царей Дария I (522-486 гг. до н. э.) и Ксеркса (486-465 гг. до н. э.), составленные на трех основных языках - древнеперсидском, эламском и аккадском, употреблявшихся в Ахеменидской державе.
Наиболее важное значение имеет Бехистунская надпись Дария I, повествующая об обстоятельствах прихода Дария к власти и последовавшей за этим гражданской войны. Надпись содержит перечисление «стран» - племенных областей и дает значительный материал по исторической географии Ближнего и Среднего Востока, а также Центральной Азии. В настоящее время в научной литературе, особенно археологической, утвердилось мнение о том, что упоминаемые в надписи племена саков - хаумаварга и тиграхауда относятся к территории Казахстана, однако внимательный анализ данных надписи с привлечением других надписей эпохи Ахеменидов, показывает, что эти племена располагались в районе озера Хамун, на границе нынешних Ирана и Афганистана, в районе, позднее называвшемся Сакастан (Сеистан).
Другой крупной надписью, имеющей значение для изучения культуры и религии в эпоху Ахеменидов является так называемая надпись Ксеркса (486-465 гг. до н. э.) о «дэвах», повествующая о религиозной реформе Ксеркса, которую многие ученые связывают с введением зороастризма в качестве государственного культа, хотя имя Заратуштры в ней не упоминается. Древнеперсидские надписи, кроме историко-географических данных, дают значительный материал для проверки сведений античных источников и значительного их уточнения. Кроме того, эти памятники дают неоценимый материал для изучения истории персидского языка, его диалектов в древности.
Авеста представляет собой священную книгу зороастрийской религии, тот канон, который сложился на территории Ирана в ходе нескольких религиозных реформ, начиная с эпохи Аршакидов, и особенно при Сасанидах. Тексты Авесты написаны на древнеиранском языке, отличном от древнеперсидского и по ряду черт сближающимся с более поздними восточноиранскими языками (согдийским, хорезмийским, сакским и т. п.). Кодификация текста Авесты, первоначально передававшейся в течение примерно 1000 лет изустно, впервые была произведена, очевидно, при Сасанидах, сначала среднеперсидским (на базе арамейского) алфавитом, затем разработанным на его основе фонетическим письмом.
Дошедшие до нас тексты Авесты датируются не ранее XIII в. и содержат менее половины первоначального текста. Сохранившиеся тексты Авесты состоят из следующих частей:
Ясна «Поклонение» содержит перечисления божеств и героев, являющихся предметом поклонения, и в целом составлена в поздние времена, скорее всего, для нужд зороастрийских общин, оказавшихся в изгнании после арабского завоевания, однако содержит и очень древние тексты, в частности Гаты - торжественные песнопения, приписываемые традицией самому Заратуштре, а также некоторые дешты (Хом-яшт, Срош-яшт и др.).
Виспрат («Вес судьи») - ритуальное дополнение к Ясне.
Видевдат («Закон против дэвов») - сборник ритуальных текстов и предписаний о ежедневном поведении зороастрийцев, в основном составленный в позднее время, но содержащий и восходящие к глубокой древности фрагменты.
Яшты («Гимны») - гимны божествам, восходящие к очень древней эпохе, иногда к эпохе индоиранской общности, и дающие много материала для исследования духовной жизни древнего населения Средней Азии и прилегающих районов Ирана и Афганистана.
Малая Авеста - собрание небольших по объему текстов, иногда представляющих значительный интерес для исследования истории религиозно-философских учений древнего мира.
Данные Авесты сравнительно мало привлекались для изучения истории и культуры древнего населения Казахстана сакского периода, хотя тексты содержат богатейший материал, который ждет своего исследователя.
Среднеиранские памятники , так называют эпиграфические и нарративные источники на иранских языках так называемого «среднего периода», начиная с парфянского языка. Сюда относятся парфянский, среднеперсидский, согдийский, хорезмийский, бактрийский и ряд других, хуже засвидетельствованных источниками языков.
Сюда же примыкают памятники манихейской религии, написанные особой разновидностью арамейского письма и на иных диалектах парфянского, среднеперсидского и согдийского языков. Наибольшее значение для историка имеют следующие сочинения:
I) Бундахишн «Мироздание» - очень объемное сочинение, содержащее представления зороастрийцев о космогонии и устройстве Вселенной,
2) Денкарт «Основы веры» - многотомное энциклопедическое изложе ние зороастрийского вероучения, содержащее перечисление и пересказ не дошедших до нас частей Авесты,
3) Арда-Вираз-намак - сочинение о путешествии Святого Вираза в рай и ад для того, чтобы получить правильное представление о зороастрийской вере, пришедшей в упадок после завоеваний Александра Македонского. Чрезвычайно интересное сочинение, отражающее, по-видимому, одну из реформаций зороастризма в эпоху поздних Сасанидов.
4) Панд-намак-и Зардушт - «книга постановлений Зороастра» - основы вероучения, преподававшегося в зороастрийской школе.
5) Кар-намак-и Ардашир-и Панакан - светское сочинение, содержащее легендарную версию прихода к власти династии Сасанидов.
Среднеперсидские тексты, как и другие тексты на среднеиранских языках, представляют большой интерес для историка Средней Азии и Казахстана , т. к. содержат сведения, аутентичные эпохе написания, т. е. с раннего средневековья до XII-XIII вв. В них есть данные о тюрках, эфталитах, других народах и событиях в этом регионе. Однако до сих пор эти источники привлекались крайне слабо, что связано, в первую очередь, с трудностями чтения среднеиранских текстов, написанных арамейским письмом, весьма плохо приспособленным к фонетике иранских языков.
Более содержательна античная историография. Сведения о населении Казахстана поступали в древнюю Грецию через Персию, а также через греческие колонии в Причерноморье. Видимо, самым ранним автором, у которого содержались некоторые достоверные сведения относительно исторических судеб этого региона, является Геродот (484-425 гг. до н. э.), перу которого принадлежит значительный труд «История». Сообщения о народах Казахстана сосредоточены в наибольшей степени в четвертой книге, где повествуется о географии расселения кочевых скифских племен, их истории, духовной культуре, обычаях и нравах. В основе сообщений Геродота лежат как документальные материалы, так и устная фольклорная традиция, восходящая к сакским (скифским) племенам Казахстана и Средней Азии.
Ряд ценных данных по истории ахеменидского времени содержат свидетельства Ктесия, собранные в его сочинении «История Персии». Этот труд использовался в качестве источника такими авторами, как Диодор (I в. до н. э.), Плиний Старший (I в. н. э.), Клавдий Элиан (II-III вв. н. э.). Позднейшие авторы называют Ктесия «отцом исторического романа». В рассказах Ктесия подчас чувствуется налет анахронизма. Впрочем, в информации древнегреческого писателя разбросаны отдельные важные крупицы достоверных сведений о древних этносах Казахстана, о местах их локализации, о политической организации общества. Ряд занимательных новелл Ктесия в действительности оказался передачей местной народной традиции.
Некоторое значение для изучения истории Казахстана представляют собой сочинения греческих историков, описывавших походы Александра Македонского, в числе которых следует назвать Диодора, Помпея Трога, Полибия . Особое значение имеют приводимые ими сведения о политических перипетиях между кочевниками и Парфией, Греко-Бактрией. Однако конкретная информация о древних племенах Казахстана в них невелика. Очень затруднено отождествление упоминаемых в них этносов с другими сведениями. Важным источником для истории древнего Казахстана является географическая античная литература. Одним из ее ярких представителей следует считать Страбона (I в. до н. э. - I в. н. э.). В его «Географии» соединяются свидетельства о природных условиях и образе жизни народов Казахстана и Средней Азии с различными эпизодами их политической истории. Страбон, ориентируясь на доступную географическую литературу, иногда смутно представлял себе действительную географическую ситуацию. Так, он считал Каспийское море не замкнутым бассейном, а заливом океана, и ничего не знал об Аральском море, что, естественно, приводило к искажению общей картины. Ценным, хотя и сложным источником является сочинение Птолемея «География» (конец I-II вв. н. э.). В тексте даны географические координаты городов, рек, горных цепей, озер, указаны границы различных областей, в том числе Средней Азии и Казахстана. Птолемей наряду со страной саков (очевидно, юг Казахстана, по бассейну Сырдарьи) знает Скифию, под которой понималась обширная территория от Волги до озера Балхаш. Ценность этих сведений бесспорно очень велика, однако пользоваться ими необходимо с большой осторожностью, так как нередко Птолемей без серьезной критической проверки сводил воедино данные различных источников .
Определенную роль в изучении истории Казахстана начиная со II в. до н. э. играют китайские источники. Китайские авторы были, в общем, лучше осведомлены об обстановке в Казахстане, чем античные. Развитие экспансии Китая на запад вызвало потребность в точном знании ситуации в Восточном Туркестане, Казахстане и Средней Азии. При этом целенаправленно собирался материал о нравах и обычаях народов и племен, о их образе жизни, политическом устройстве и военных событиях. Эта информация фиксировалась и доставлялась в результате поездок во владения Центральной Азии послов, торговцев, путешественников и миссионеров, обычно имевших разведовательные цели. Кроме того, сбор сведений осуществлялся во время походов китайских войск, наиболее древним из которых был поход Ханьских войск в 104-102 гг. до н. э. во владения Давань, находящегося в Ферганской долине. Первые достоверные сведения о народах Казахстана были получены от Чжан Цяня, руководителя первого китайского посольства в западные области, посланного императором У-ди (140- 86 гг. до н. э.). Чжан Цянь совершил на «запад» два путешествия - в 138 г. до н. э. и в 115 г. до н. э. Помимо прочего они преследовали цель добиться союза с юэчжи, насельниками Средней Азии, и усунями Жетысу против сюнну (гуннов). В ходе своей миссии Чжан Цянь обращал особое внимание на состояние хозяйства иноземцев, численность их войска, вооружение, а также записывал все то, что составляло специфику в их обычаях, нравах, одежде.
Среди династийных историй наиболее обширные и ценные данные о народах Казахстана и Средней Азии заключены в историческом труде «Исторические записки» («Шицзи») Сыма Цяня (145-86 гг. до н. э.), в частности, в двух главах раздела «Жизнеописания»: «Повествование о сюнну» и «Повествование о Давани», а также в биографических описаниях ханьских императоров и полководцев. Здесь собраны важные сведения о владениях Центральной Азии, их отношениях между собой и с Китаем. Труд Сыма Цяня охватывает весь исторически обозримый период от мифических времен до времени жизни выдающегося историка.
Следом за «Шицзи» идет «История Ранней Хань» («Цянь Ханьшу»), которая была написана, в основном, Бань Гу в I веке нашей эры и завершена его ученой сестрой Бань Чжао. Труд Бань Гу относится к числу ортодоксальных конфуцианских трудов, им начинается новый жанр исторических сочинений - истории правления одной династии. 26 династийных историй, освещающих историю Китая и Центральной Азии со II в. до н. э. до нового времени являются уникальным историческим наследием Китая. В сочинении Бань Гу сведения с описанием иноземных народов Центральной Азии выделены в специальные главы «Сиюй чжуань» («Повествования о Западном крае»). Выделение этого нового историко-географического региона свидетельствует не только о расширении географических знаний китайцев, но и том стратегическом значении, которое придавалось ему во внешней политике и геополитике древнего Китая. В хронике даны основные пути, ведущие из Ханьской империи в Среднюю Азию, описаны ее этнические группы, их род занятий, экономическое и военное положение, полисы Восточного Туркестана, войны и торговля между ними, политические союзы. Здесь описана также дипломатия Китая в Западном крае. Известно, что родной брат историка, выдающийся китайский дипломат был направлен в Сиюй, где успешно осуществлял политику династии Хань. Труд Бань Гу охватывает период около 200 лет, здесь имеются сведения о владениях Давань, Усунь, Кангюй, а также Сюнну, в том числе, о владении сюннуского правителя (шаньюя) Чжичжи на Северо-Западном Тянь-Шане. Однако Бань Гу не писал в своем труде о событиях своего времени, поэтому его труд называется «Историей Ранней династии Хань». Об этом в дополнение к этому труду писал ученый V века Фань Е. Дополняя сведения «Цянь Ханьшу», Фань Е дал оценку труду Бань Гу, впервые осветил деятельность и условия в Сиюе, в которых работал брат Бань Гу - Бань Чао. Фань Е более подробно остановился на внешней политике и дипломатии Китая в Центральной Азии, на политических концепциях традиционной «западной» политики Китая. Этот факт имеет огромное значение, так как влиял на подбор материалов о народах Центральной Азии и на их освещение и оценку в китайской историографии. Трактовка истории сопредельных народов в китайской феодальной историографии велась с позиции
великоханьского шовинизма и китаецентризма.
На период правления династии Хань (II в. до н. э. - II в. н. э.) приходится начало прокладывания Шелкового пути, оживление торговых и политических связей Китая и государств Центральной Азии, взаимодействие и взаимовлияние культур народов Центральной Азии и китайской культуры. В Китай и из Китая отправлялись по нескольку посольств, сопровождаемых большими торговыми караванами, посредниками в торговле с Китаем выступали среднеазиатские купцы.
Пышный расцвет Шелкового пути относится к периоду правления в Китае династии Тан (618-907). Следующий большой комплекс сведений о народах Центральной Азии, их истории содержится в двух хрониках, посвященных этой эпохе. «Старая история династии Тан» («Цзю Таншу») была написана группой авторов в период раздробленности Китая, а «Новая история династии Тан» («Синь Таншу») в эпоху Сун (1043-60) также коллективом авторов во главе с выдающимся ученым и поэтом Китая Суян Сю (1007-72). Второй труд по истории династии Тан был предпринят в связи с тем, что в первом было обнаружено много неточностей и ошибок. В хрониках даны политическая история и этнологические сведения о западных тюрках, тюргешах, их этногенезе, образовании Западно-тюркского каганата, Тюргешского каганата и их распаде. Весьма ценными являются китайские материалы о карлуках, их расселении в Семиречье и на юге Казахстана, а также современного Кыргызстана. Следует признать, что основную канву истории племен Центральной Азии и их государственных образований в эпоху древности и по VIII в. н. э. сравнительно полно можно составить именно по китайским источникам, в особенности в том, что касается политической истории усуней, кангюев, древних тюрок, тюргешей, карлу ков.
Жанр записок путешественников в Центральную Азию продолжает оставаться едва ли не самым главным источником и в период правления династии Тан, и в XIII веке. В «Синь Таншу» и «Цзю Таншу» описаны маршруты китайских путешественников, проходивших из полисов Восточного Туркестана в Семиречье: долины рек Чу, Талас, оз. Иссык-Куль. Однако наиболее полным среди них являются записи, оставленные буддийским паломником Сюань Цзаном (ок. 596-664). Сочинение, написанное им, называется «Записки о Западном крае при Великой Танской династии» («Да Тан Сиюйцзи») и посвящено путешествию Сюань Цзана в Индию через Среднюю Азию. Сюань Цзан прошел через Суяб, Невакет, Талас. Он описал двор кагана, обычаи, занятия тюркских и других племен.
Жанр дневников путешественников на Запад пополнился в монгольскую эпоху, когда представления китайцев о географии и этнографии значительно расширились. Это «Записки о путешествии на Запад праведника Чан Чуня» («Чан Чунь чжэнь жэнь Си юцзи»), Чан Чунь совершил в 1220- 1224 гг. путешествие из Северного Китая в Среднюю Азию во время походов Чингиз-хана, маршрут проходил через Семиречье, долины Чу и Таласа, где путешественник описал занятия скотоводством и земледелием у местных племен. Другое «Описание путешествия на Запад» написано потомком правящего дома Ляо (киданьской династии) Елюй Чуцаем, который сопровождал Чингиз-хана в его походах в Среднюю Азию. Елюй Чуцай видел быт, обычаи, нравы, земли народов, которых завоевал монгольский хан.
Китайские источники древности и средневековья имеют особую ценность для изучения истории и культуры Казахстана, несмотря на их тенденциозность.
Непреходящую ценность представляют тексты древнетюркских письменных памятников, происходящие из мест расселения древнетюркских и тюркоязычных племен в I тысячелетии н. э. Эти письменные источники, созданные тюркскими авторами, обладают двумя существенными и неоспоримыми достоинствами -- автохтонностью, т. е. они носили местный характер, и аутентичностью - автор писал о том, что происходило на его глазах или в недавнем прошлом, о фактах, которые ему были хорошо известны. Тем самым древнетюркские источники дают более точное представление об этнических, социальных и культурных процессах в тюркском обществе, чем сведения, оставленные иноземными наблюдателями. Наиболее ценные древнетюркские тексты были найдены на территории Монголии. Важное значение в источниковедении имеют памятники, открытые на Енисее и Таласе.
Прежде всего следует назвать Кошо-цайдамские стелы - памятники в честь тюркских ханов Кюль-тегина (732) и Бильге-кагана (735). Автором этих надписей, как и многих других, был член каганского рода Йолыг-те- гин, пожалуй, первый известный нам по имени писатель, писавший на тюркском языке. Эти два памятника превратились в своеобразные эталоны, с которыми сравнивают чуть ли не все другие рунические надписи. Выразительные Кошо-цайдамские тексты, к которым примыкают памятник Тонькжука (около 716 г.), памятник в честь Кули-чора (722 г.), Онгинская надпись, содержат, в основном, сведения применительно к Восточному тюркскому каганату. Вместе с тем, в них содержатся важные упоминания, затрагивающие события истории западных тюрок Казахстана и Средней Азии, анализ которых позволяет наметить пути исследования целого комплекса историко-географических, историко-политических и этнографических проблем. Наиболее ценными являются сведения о народе «он ок» (десяти стрел), тюргешах, карлуках, огузах, кенгересах, согдийцах Жетысу.
К орхонским памятникам относится Селенгинский камень (или памятник Шине Усу), представляющий эпитафию в честь Эльетмиш Бильге-ка- гана (747-759 гг.). В этой надписи содержится первое по времени упоминание этноса кыпчак, властвовавших вместе с тюрками над уйгурским племенным объединением. Повествуется также история взаимоотношений Эльетмиш-кагана с тюрками, тюргешами, карлуками и басмылами.
Терхинская стела (756 г.) также посвящена Эльетмиш-кагану и во многом предвосхищает содержание надписи Шине Усу, подчас тождественна ему построчно. В памятнике указывается важное датированное историческое событие, касающееся времени переселения алтае-тарбагатайских карлуков в Жетысу. Одним из ценных сведений является также первое по времени в древнетюркских рунических памятниках упоминание названия племени ягма, впоследствии игравшем заметную роль в Карлукском и Караханидском государствах.
Определенный интерес представляют памятники Кыргызского государства, представленные надписями долины Енисея и Суджинской стелой и датируемые VII-X вв. Материалы, относящиеся к раннесредневековой истории Казахстана, обнаружены в двух енисейских текстах. В одной эпитафии говорится о тюргешском беге, умершем на земле кыргызов. В другой надписи содержится фрагмент текста оплакивания знатного кыргыза, ушедшего послом к тюргешскому Кара-хану и не вернувшегося обратно. Эти события относятся к 744 и 756 годам.
Значительную культурно-историческую ценность являют собой памятники Западнотюркского каганата из Жетысу, к которым относятся 12 надписей (из долины Таласа) на намогильных камнях, монетах, бытовых предметах и деревянной палочке. Верхняя дата этих памятников определяется достаточно четко - VIII в., а нижняя хронологическая граница, вероятнее всего, составляет рубеж VI-VII вв. Таласские эпитафии относятся ко времени правления тюргешских каганов из «черных родов» -Сулук Чабыт- чора и его сына (716-740 гг.).
Трудно переоценить значение древнетюркских памятников как источника, проливающего яркий свет на разработку вопросов исторической географии раннесредневекового Казахстана.
Особое место в источниковедении занимает арабская, персидская и тюркская литература IX-XVII вв., содержащая значительный по важности и характеру материал по средневековой истории Казахстана.
Активные арабские завоевания на востоке в эпоху арабского халифата, активизация в деле расширения сферы влияния мусульманской синкретической культуры и религии ислама, развитие торговли с отдаленными областями, находившимися вне политических границ мусульманского мира стимулировали накопление информации о соседних и далеких народах и племенах Восточной Европы и Центральной Азии. Специфический интерес арабской средневековой историографии к региону Казахстана был связан также с необходимостью закрепления арабами завоеванных земель в Средней Азии и обеспечения внешней безопасности от воинственных кочевых племен Казахстана.
Наиболее ранние сведения о народах Казахстана появляются в классических арабских исторических сочинениях. Так, произведения ал-Балазури (IX в.) и ат-Табари (IX в.) содержат важные сведения о тюркских народах Жетысу (Семиречье) и Южного Казахстана, оказавших в середине VII- VIII вв. значительную помощь народам Средней Азии в борьбе против арабского нашествия. Имеются данные об арабских завоевательных походах в отдельные районы Южного Казахстана. Крупнейший арабский историк ал- Балазури, иранец по происхождению, является автором сочинения «Книга завоеваний стран» (Китаб футух ал-булдан), одного из ценных источников по истории Центральной Азии. Иранцем был также ат-Табари, перу которого принадлежит значительный труд «История пророков и царей» (Тарих «р-русул ва-л-мулук). Ат-Табари много путешествовал по различным городам Халифата, затем поселился в Багдаде, где прожил до конца жизни, Посвятив себя науке. В дошедшей до нас сокращенной редакции его труда приводятся сведения о предшествовавших арабам народам и излагается История Халифата в летописном порядке. Современник ат-Табари ал-Джахиз (IX в.), уроженец Багдада, человек энциклопедических знаний, первый дал этнографическое описание кочевых тюркских племен Казахстана в книге «Достоинства тюрок» (Манакиб ал-атрак). Ал-Джахиз отбирал те темы, которые в силу различных причин были особо интересны его арабским читателям, хорошо знакомым с тюркскими гулямами гвардии аббасидских халифов. Он описывает военные качества тюрок, те их нравы и обычаи, которые особенно бросались в глаза горожанину-арабу своей необычностью или были важны для политического окружения халифов, ведь визирям Аббасидов достаточно часто приходилось сталкиваться с «тюркскими делами».
К первой половине IX в. относится первое по времени путешествие араба Тамима ибн Бахра через страну кимаков, находившуюся в северо-восточном Казахстане в бассейне Иртыша, в столицу хакана токуз-гузов. Характер путешествия Тамима ибн Бахра неизвестен, возможно, его поездка была связана с какими-то дипломатическими поручениями. Тамим ибн Бахр приводит сведения о расселении, хозяйстве кимаков, упоминает также о пути из Тараза (совр. Жамбыл) в резиденцию царя кимаков.
В том же IX в. известия о племенах, расселявшихся на территории Казахстана, появляются и в арабоязычных географических сочинениях. Самым ранним из сохранившихся произведений такого рода является административно-географический справочник «Книга путей и государств» (Китаб ал- масалик ва-л-мамалик) начальника почты и осведомительной службы Ибн Хордадбеха. Он описал маршруты торговых перевозок, указал расстояния между различными населенными пунктами, перечислил города и поселения вдоль тракта Великого пути, проходившего по Южному Казахстану и Семиречью. Труд Ибн Хордадбеха во многом основывался на архивах почтовой службы халифата, относящихся к значительно более раннему времени. Вероятно, к VIII в. относятся многие сообщаемые им сведения о тюрках, в том числе и часто цитируемый список тюркских племен (токуз-гузы, огузы, карлуки, кимаки, кыпчаки, азгиши,тюргеши и др.). Близкими пo жанру к труду Ибн Хордадбеха являются сочинения ал-Якуби (IX в.) и Кудамы ибн Джафара (X в.). Обширный историко-этнографический материал о тюрках Казахстана содержится в географическом сочинении «Книга стран» (Китаб ал-булдан) историка и географа ал-Якуби. Следует отменить широкую осведомленность и сравнительно высокую точность его сообщений. Особенно важны сведения ал-Якуби о государственности у огузов, карлуков, кимаков, кыргызов, токуз-гузов.
Арабский географ и филолог Кудама ибн Джафар написал географо- административное сочинение «Книга о харадже и искусстве секретаря» (Китаб ал-харадж ва санъат ал-китаба). Он был арамейцем, жил в Басре, занимал высокую должность начальника почты. При составлении своего сочинения он широко использовал официальные документы, к которым имел доступ. В нем имеются сведения об административном делении халифата, важнейших городах, горах, реках, семи климатах (поясах). Значительное внимание уделено почтовым маршрутам и описанию провинций с данными о земельном устройстве и взимаемых налогах. Ценные сведения заключены в ней и о соседних с мусульманскими странами землях; так, содержится фактический материал о тюркских племенах: карлуках, кимаках, огузах, о торговых путях, о маршрутах, городах, поселениях и расстояниях между ними в пределах Южного Казахстана и Семиречья.
Среди рассматриваемого комплекса источников следует назвать и «Кни- ,у рассказов о странах» (Китаб ахбар ал-булдан) арабского географа Ибн ал-Факиха (конец IX - начало X вв.). Он составил свою книгу около 903 г., во многом базируясь на сочинениях предшествующих ему авторов (ал- Джахиз, Ибн Хордадбех, ал-Джейхани). В ней содержится большой историко-географический материал о многих странах Азии и Восточной Европы. Исключительный интерес представляет глава о тюрках, где приводятся ценные сведения о тюрских племенах (карлуках, кимаках, кыпчаках, огу-зах, токуз-гузах и др.), об их странах, городах, торговых путях, расселении, хозяйственной и культурной деятельности. Почти одновременно с Ибн ал- Факихом написал многотомное энциклопедическое сочинение Ибн Русте. Из этого труда сохранился лишь один том с историко-географическим описанием климата. Сочинение Ибн Русте «Книга о драгоценном ожерелье» (Китаб ал-алак ан-насифа) целиком основано на книжных источниках. Автор кропотливо собрал множество ценных фактов из произведений разных путешественников и географов. Большое значение имеют разделы о тюркоязычных племенах и населенных ими землях.
На X в. приходится наивысший расцвет арабской географической литературы. Ярким представителем этой эпохи является арабский географ и путешественник ал-Истахри (X в.), уроженец Центрального Ирана. Его труд «Книга путей и государств» является обработкой и дополнением более раннего, не дошедшего до нас географического труда ал-Балхи. В книге дается описание Аравии, Персидского моря, Магриба, Египта, Сирии, моря Румов, Ирака, Индии, Ирана, моря Хазаров, Армении, Азербайджана, Хоросана и Мавераннахра. Относительно каждой из стран приводятся сведения о границах, городах, расстояниях, маршрутах; сообщаются отдельные подробности о продуктах, торговле, ремесле. Имеются интересные сведения о Восточной Европе, где описываются хазары, буртасы, русы, булгары. Важный фактический материал содержится о тюрских племенах: огузах, кимаках, карлуках, проживавших на территории современного Казахстана. В ней приводится «Карта мира», на которой показаны места локализации тюркских племен.
Труд ал-Истахри, в свою очередь, был отредактирован и дополнен в конце X в. Ибн Хаукалем и назван «Книга путей и государств» (Китаб ал- масалик ва-л-мамалик). Ибн Хаукаль происходил из северной Месопотамии, много путешествовал. Историко-географические сведения о тюрских племенах во многих случаях совпадают с сообщениями ал-Истахри. Интересна лингвистическая характеристика, данная тюркским племенам: по его словам, все они говорят на одном языке. Важной частью трудов ал-Истахри и Ибн Хаукаля являются географические карты «Лик земли» (Сурат ал- ард). Исследование карт вместе с текстом позволяет гораздо лучше уяснить сведения о расселении тюркских племен. В X в. через территорию Казахстана пролегал путь двух арабских путешественников: Ибн Фадлана и Абу Дулафа. Никаких биографических сведений об Ибн Фадлане нет. Ему принадлежит значительное произведение «Записка» (Рисала), в которой описана поездка делегации в составе нескольких человек из столицы арабского халифата к волжским булгарам с целью установления арабо-бул- гарского союза против хазар и укрепления устоев ислама в среде булгар. Посольство отбыло из Багдада в июне 921 г., прибыло к булгарам в мае 922 г. Маршрут шел через Хамадан, Рей, Нишапур, Мерв, Бухару, затем через Хорезм, Устюрт и Яик в Поволжье. Даты и карты обратного маршрута неизвестны. В нем приводятся важные сведения по социальной и духовной истории русов, хазар. Сообщения этнографического, хозяйственного, историко-географического характера касаются целого ряда кочевых тюркских племен: печенегов, башкуртов и особенно огузов, обитавших в западных областях современного Казахстана.
Абу Дулаф был придворным саманидского эмира в Бухаре Насра II. В 942 г. Абу Дулаф совершил поездку в Китай и Индию и у своих современников приобрел славу путешественника. Свои воспоминания о путешествиях Абу Дулаф изложил в двух «Записках» (Рисала), содержащих сведения о хозяйстве, религии и быте огузов, кимаков, карлуков, джикилей. К сообщениям о виденном добавлено немало слышанного без разграничений.
Ценным историческим источником являются сочинения арабского историка и географа ал-Масуди (X в.), родившегося в Багдаде. Основным источником его знаний явились путешествия, захватившие все страны от Индии до Атлантического океана, от Красного моря до Каспийского, и живое общение с представителями самых разнообразных слоев населения. Из 30-томной историко-географической энциклопедии «История времени» (Ахбар аз-заман) до нас дошли лишь в сокращенном виде «Промывальни золота и рудники самоцветов» (Мурудж аз-захаб ва маадин ал-джа- вахир, 943 г.) и географическое сочинение «Книга наставления и пересмотра» (Китаб ат-танбих ва-л-ишраф, 956 г.). В трудах ал-Масуди приведены историко-географические сведения о тюркских племенах (кимаках, огузах, карлуках, барсханах, токуз-гузах, хазарах) и данные по исторической географии раннесредневекового Казахстана. Значительный интерес представляет краткое упоминание исторических событий второй половины IX в. в Западном Казахстане.
Историко-географические данные, основанные на личных наблюдениях, занимают еще более важное место в сочинении ал-Макдиси (X в.). Арабский географ и путешественник, уроженец Иерусалима, он объездил почти все мусульманские страны Востока. Его сочинение «Лучшее разделение для познания климатов» (Ахсан ат-такасим фи марифат ал-акалим), составленное около 985 г., дает полное и систематическое в арабской литературе описание стран и областей, в т. ч. содержит важные сведения о Средней Азии и Южном Казахстане, племенном составе населения, городах и поселениях, торговых путях и предметах торговли, хозяйстве и религиозных воззрениях, языке и обычаях.
Описание тюркоязычных племен Казахстана имеется у испано-арабско- го географа Исхака ибн ал-Хусайна (XI в.) в сочинении «Груды жемчугов с описанием знаменитых городов в любом месте», написанное в Андалусии. Приводимые им сведения в главе о тюрках обнаруживают сходные параллели в информации Гардизи (XI в.), ал-Бируни (XI в.) и ал-Марвази (XII в.). В книге содержатся данные этнографического и историко-географического характера о тюркских народах и, прежде всего, о кимаках. Ценным источником по средневековой истории Казахстана следует назвать сочинение ал-Марвази (XII в.) «Природные свойства животных» (Табаи ал-хай- аван). Автор был врачом при дворе сельджукида Мелик-шаха (1072-1092) и его преемников до начала правления Санджара (1118-1157). В произведениях ал-Марвази содержатся оригинальные этнографические сведения о тюркских народах. Особую ценность представляет сообщение о переселении народов, оказавшем значительное влияние на расселение кимакских, кыпчакских, огузских племен в начале XI в. В середине XII в. арабским ученым-географом ал-Идриси было написано крупнейшее географическое сочинение арабского средневековья «Развлечение истомленного в странствии по областям» (Нузхат ал-муштак фи-хтирак ал-афак). Он родился в Сеуте, учился в Кордове, с юных лет много путешествовал, побывал в Лиссабоне, Англии, Франции, Марокко, Малой Азии. Географическое сочинение было посвящено королю Сицилии Роджеру II (1098-1154). В нем подробно описываются страны Европы, Азии и Африки. Интересные и оригинальные известия этнографического и историко-географического характера сообщает он о народах, населявших Восточную Европу, Кавказ, Среднюю Азию и Казахстан. Приводятся важные сведения о тюркских племенах: кимаках, кыпчаках, огузах, карлуках, тюргешах, азкишах, обитавших на территории средневекового Казахстана, об их расселении, хозяйстве, городах, торговых путях, ремеслах. Нередко данные ал-Идриси, основанные на не дошедших до нас письменных источниках, носят уникальный характер. Так, при описании страны кимаков он использовал книгу, написанную уроженцем восточно-казахстанских степей кимакским царевичем Джанахом ибн Хакан ал-Кимаки (X-XI вв.). Специальный интерес представляют географические карты, содержащиеся в труде ал-Идриси и носящие название «Сурат ал-ард» (Лик земли). Карты насыщены обозначениями географических и экономических объектов, эти особенности делают их весьма ценным дополнительным источником.
Начиная с XIII в. средневековые арабоязычные авторы являются, ско рее, компиляторами, редко описывая современные им состояния и предпочитая пользоваться цитатами из предшествовавших географов и историков, но зато сохраняя ценные сведения ряда недошедших источников. Получает развитие космографическая литература, питая интерес к различного рода экзотике и чудесам. Прямым последователем ал-Идриси является арабский географ Ибн Саид (XIII в.). Его сочинение «О семи климатах», несмотря на значительную зависимость от ранних источников, представляет и самостоятельный интерес для изучения исторической географии Казахстана, Поволжья и Средней Азии вплоть до середины XIII в. Имеются также любопытные сведения о кыпчаках и куманах об их расселении, городских поселениях и религии, К этому кругу источников относятся произведения историка и географа Закария ал-Казвини (XIII в.). Известность автора основана на двух историко-географических трудах, близко между собой связанных, - «Чудеса созданий» (Аджаиб ал-махлукат) и «Памятники городов» (Асар ал-би- лад). Эти труды насыщены фактическим материалом о различных светилах, семи климатах (иклим) земли, морях, реках, горах, минералах, растениях, животных и различной экзотике. Вместе с тем, в них заключены важные историко-этнографические данные о тюркоязычных племенах: огузах, карлуках, джигилях, кимаках, обитавших на территории современного Казахстана в IX-X вв.
Большой космографический труд «Выборка времени и диковинки суши и моря» (Нухбат ад-дахр фи аджаиб ал-барр ва-л-бахр) принадлежит сирийцу ад-Димашки, питавшему симпатии к суфизму и, вероятно, не без влияния этих симпатий в конце жизни удалившемуся в Палестину. Его сочинение в значительной своей части основано на сочинениях арабских авторов традиционного направления IX-XI вв. Вместе с тем, в нем приводятся неизвестные ранее данные о тюркских народах и их расселении, племенном составе кыпчаков, одним из этнических компонентов которых указаны куманы. В XIII в. всеобъемлющий толковый географический словарь «Перечень стран» (Муджам ал-булдан) был создан сирийским ученым Якутом. Он включал все доступные автору сведения по географии, истории, лингвистике, фольклору, материальной и духовной культуре народов как мусульманского круга, так и далеко за его пределами. Достаточно подробны и значительны данные Якута о кочевых тюркских племенах средневекового Казахстана и сопредельных земель до начала XIII в. В словаре имеется также описание монгольского нашествия, передвижения монгольских войск через земли кыпчаков, аланов, булгар и область Саксин. Современником и близким знакомым Якута был видный арабский историк Ибн ал-Асир (XIII в.), родом из Месопотамии. Он путешествовал по Аравии, Сирии, Палестине, в 1188 г. участвовал в сражениях Салах ад-Дина против крестоносцев. Умер в Мосуле. Перу Ибн ал-Асира принадлежит ряд историко-библиографических трудов, в том числе капитальная историческая хроника «Полное описание истории» (Ал-камил фи-т-тарих), в которой изложена история мусульманского мира до монгольского нашествия включительно. Ученый собрал огромный фактический материал, в ряде случаев им использовались письменные источники, недошедшие до нас. Подробно описывается политическая история мусульманских династий и сопредельных им государств (Арабского халифата, Саманидов, Караханидов, Хорезмшахов, каракитаев и др.). Важное значение для истории средневекового Казахстана имеют сведения политического, этнического, этнографического и культурного характера относительно древних тюрков, карлуков, огузов, кыпчаков. Как современник событий, он описал разрушительные последствия монгольского нашествия. Изложение политических событий он доводит до 1232 г.
Современником Ибн ал-Асира был арабоязычный историк ан-Насави, выходец из Хоросана, придворный секретарь и биограф последнего хорезмшаха Джалал ад-Дина. Его сочинение под названием «Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкубирти» (Сират ас-султан Джалал ад-дин Манкубирти), посвященное событиям в государстве хорезмшахов накануне и во время монгольской экспансии, содержит сведения о внутренних и внешних делах Хорезма, имевшего в тот период постоянные контакты с кыпчаками и другими соседними племенами тюрков; в труде отражены факты мирных отношений и вооруженных столкновений кыпчаков казахстанских степей с Хорезмом, а также приведены некоторые данные о внутреннем устройстве кыпчакского общества, его хозяйстве и быте.
Значительное развитие исторической литературы отмечено в Египте в XIV-XV вв. в связи с приходом к власти мамлюкской (кыпчакской) династии и оживления их связей с Золотой Ордой. Создаются капитальные энциклопедии для административных нужд, они включают и историко-географические данные о тюркских династиях, народах и их странах. В Египте уже в XIII в. появляется исторический труд, посвященный биографии султана кыпчакского происхождения Рукн-ад-дина Бейбарса (1260-1277), написанный его секретарем Абд аз-Захиром. В биографическом сочинении приводятся сведения о взаимоотношениях с Золотой Ордой, дается краткий дорожник от Крыма до Итиля, содержатся этнографические сведения о племенном составе населения Крыма, где в то время проживало уже много выходцев из Дешт-и Кыпчака, сообщается о религиозной и идеологической ситуации в Золотой Орде.
Перу видного историка ан-Нувайри (XIV в.) принадлежит энциклопедический свод «Предел желаний относительно дисциплин адаба». Энциклопедия делится на 5 разделов, последний из которых посвящен истории и занимает почти половину всего труда. Историческая часть, в основном, компилятивна, оригинальный характер носят лишь хроники последних лет, повествование доведено до 1331 г. Автор приводит историко-этнографические данные о тюркских народах, дает краткое описание «Страны кыпчаков», сообщает о междоусобицах среди кыпчакских родов, приводит ценный список кыпчакских племен. Не менее интересна и важна энциклопедия «Пути взоров по владениям городов» (Масалик ал-абсар-фи-мамалик ал-амсар), созданная уроженцем Дамаска ал-Омари. В 1347-1351 гг. он занимал пост государственного секретаря при султане ан-Насире. В отдельные тома этого сочинения включены описания всех известных автору государств с востока на запад. Значительный интерес представляют сведения о последствиях монгольского нашествия для судеб Средней Азии, Поволжья и Кавказа, о городах и торговых путях в Дешт-и Кыпчаке, о расселении кыпчаков, их нравах и обычаях. К этой же эпохе относится труд известного арабского путешественника Ибн Баттуты (XIV в.), который провел в путешествиях 25 лет (1325-1349), пройдя более 150 тыс. км. Побывал в Египте, Палестине, Сирии, Ираке, Индии, Бенгалии, Цейлоне, Китае, Афганистане, Центральной Африке. О многочисленных странствиях он поведал в своей книге «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий» (Тухфат ан-нузар фи гараиб ал-амсар ва аджаиб ал- асфар). Ценный материал содержится в описании маршрута от Крыма по южнорусским степям до Волги. Эти земли находились под эгидой Золотой Орды. Из Астрахани ученый проехал в Константинополь, а затем вновь вернулся в Золотую Орду и, побывав в ханской резиденции Сарае, переправился через Волгу, проехал Устюрт, Хорезм, Бухару и Афганистан. Исключительный интерес представляют сведения о хозяйстве, быте, культуре, географии средневековых кыпчаков, расселявшихся на обширной территории Казахстана и южнорусских степей. К плеяде выдающихся арабских историков принадлежит Ибн Хатдун (XIV - нач. XV вв.). В своем историческом труде из трех книг «Книга назиданий и поучительных примеров» (Китаб ал-ибар...), в первой части он излагает свои социальные, философские и политико-экономические взгляды, воззрения на развитие общества и государства, на развитие человеческой цивилизации в целом, включая культуру и хозяйственную деятельность людей. Вторая книга содержит историю древних народов и современных автору восточных мусульманских государств, в том числе Караханидской, Сельджукской, Хорезмшахской, Мамлюкской, монгольской династий, правивших на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Третья - посвящена истории арабов и берберов. Труд Ибн Халдуна дает обильный фактический материал и по раннесредневековой истории тюркских племен: огузов, карлуков, кимаков, кыпчаков. Заметными фигурами в среде египетских историков являются Ибн ал-Фурат (XIV в.), ал-Калкашанди (XIV - нач. XV вв.), ал-Макризи (XIV - нач. XV вв.), Ибн Тагриберди (XV в.), в произведениях которых имеются интересные сведения о раннесредневековых тюркских народах и племенах, обитавших на территории Казахстана.
Говоря о характере этих источников, следует сказать, что большинство средневековых восточных авторов в своих повествованиях зависят друг от друга, подчас более поздние авторы черпают свои сведения в ранних письменных источниках. Средневековые авторы, широко используя метод компиляции, невольно насыщают свои труды различного рода анахронизмами и явными ошибками в атрибуции отдельных фактов. При сопоставлении всех доступных данных о народах и племенах Казахстана и сопредельных регионов, зная, кем были авторы или передатчики этих сообщений, насколько и в чем они зависят друг от друга в передаче информации, в какую эпоху, в каких политических и социальных условиях создавались их произведения, с учетом всей этой информации можно отделить аутентичные сведения от компилированных, заслуживающие доверия - от сомнительных, и в результате получить относительно достоверную историческую картину изучаемой эпохи. Иначе говоря, данные средневековых источников требуют от современного исследователя кропотливой и тщательной источниковедческой работы.
Письменные источники. Сведения по истории К. эпохи древности фиксировались письменно на различных языках: древнеперсидском, древнегреческом, латинском, китайском. Древнейшим письменным источником по истории народов Казахстана являются древнеперсидские надписи царей Дария 1 (522-486 гг. до н.э.) и Ксеркса (486-465 гг. до н.э.), составленный на трех основных языках – древнеперсидском, элансском и аккадском, употреблявшихся в Ахеменидской державе.
Существовали так же и античные источники. Сведения о населении К. в древнюю Грецию поступали через Персию, а так же через греческие колонии в Причерноморье.
Ряд ценных данных по истории Ахеменидского времени содержат свидетельства Ктесия, собранные в его сочинении «История Персии».
Некоторое значение для изучения истории К. представляют собой сочинения греческих историков, описывавших походы Александра Македонского, в числе которых следует назвать Диодора, Помпея, Трога, Полибия. Важным источником для истории Ср. Азии и К. является «География» Страбона (1век до н.э.-1век н.э.).
Определенную роль в изучении истории К. начиная со второго века до н.э. играют китайские источники.. Первые достоверные сведения о народах К. были получены от Чжан Цяня. Руководителя первого китайского посольства в западные области, посланного императором У-ди (140-86 гг. до н.э Среди династийных историй наиболее обширные данные о народах К. и Ср. Азии заключены в историческом труде «Исторические записки» Сыма Цяня (145-86гг до н.э.), в частности, в двух главах раздела «Жизнеописание»: «Повествование о сюнну» и «Повествование о Давани». Труд Сыма Цяня охватывает весь исторически обозримый период от мифических времен до времени жизни выдающегося историка.
+7. Основные черты государственного устройства хунну, усуней, кангюев.
Гос-во усуней . Усуни основали в 177 г. до н.э. собственное государство на территории Семиречья. Во главе гос-ва стоял правитель, носивший титул гуньмо, передававший престол по наследству. Кроме верховного правителя существовали ещё 8 категорий чиновников. Столица усуней Чигучен находилась на берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный город. Источники сообщают, что владение усуней насчитывали 630 тыс. человек и могли выставить 183 тыс. воинов. Хозяйство усуней было комплексным. Они разводили различные виды животных. В земледелии использовались как бочарные, так и орошаемые поля. Усуни разрабатывали месторождение меди, свинца, олова, золота, умели плавить железо, из которого изготавливали предметы обихода и оружие. Из цветного камня и благородных металлов делали украшения. Письменные источники подтверждают также существование у усуней имущественного и социального расслоения, частной собственности на скот.
Государство кангюй . Государство кангюев возникло в III в. до н.э. в среднем течении реки Сырдарьи, в районе Кангхи. Источники скупо освещают историю кангюев. В “Повествовании о западном крае” в “Истории старшего дома Хань” о кангюе говорится, что поселение составляет 120000 семейств, 600000 душ, стрелкового войска 120000 человек. По косвенным данным, управлял ими царь, носивший титул “би” или “ябгу”. Столица – г. Битянь, находился в среднем течении Сырдарьи. Сложным является вопрос об этническом характеренаселения Кангюя. По мнению А.М. Бернштама, кангюйцы были тюркоязычным народом. Б.А. Литвинский считает, что кангюйцы были потомками ирано-язычных саков. Основным занятием кангюев было полукочевое скотоводство. На развитие земледелия указывают находки зерен злаковых, наличие зерновых ям, солома в обмазке пола и сырцовом кирпиче. Обработка почвы производилась каменными мотыгами. Ирригация имела ограниченные размеры. Кангюйцы умели выплавлять железо, делали из него предметы обихода. Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы. В жизни кангюйцев большую роль играла охота. Было развито рыболовство. Определенное значение в хозяйстве играл сбор плодов.
Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э. В 209 г. до н.э. вождь Моде объявил себя сенгиром и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Вначале были разбиты восточные соседи хунну - племена дунху. Вслед за этим хунну подчинили своих западных и южных соседей. Война между хунну и Китаем закончилась в 188г. до н.э. поражением ханьских войск. В 47 г. до н.э. хунну из-за междоусобиц разделились на две части - северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость.// Во главе хуннской державы стоял монарх. Главной формой престолонаследия было завещание. Иерархия чиновников была очень громоздкой и сложной. Всего в хуннском государственном аппарате было 24 высших чиновника. В то же время у древних кочевников появляются и кодексы законов. Так, кодекс, созданный Моде-сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины и уклонение от службы в армии. Часть северных хунну в I в. н.э. проникли на территорию К. и вскоре оказалась между Волгой, Доном и Аральским морем. Здесь образовался новый этнос, который мы будем называть гуннами. Постепенно гунны проникали все дальше на запад, нередко вторгались в пределы Восточно-римской империи. От неорганизованных грабительских набегов гунны переходят к крупным завоеваниям. В 445 г. Аттила стал единоличным правителем. Аттила свои первые удары обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачивать в 448 г. ежегодную дань. Затем, объединив германские племена герулов, остготов и гепидов, начал войну против Западно-Римской империи. Битва, произошедшая в 451 г. между двумя армиями, закончилась поражением Аттилы, но уже в следующем году его войска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы. После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась. Хунну имели хорошо организованное войско. Его основу составляли подвижная и маневренная конница. Существовала частная семейная собственность на скот. Материалы раскопок указывают на имущественное неравенство. Каждый хуннский род владел полосой земли, на которой вел хозяйство. Горные леса считались общей собственностью и находились в пользовании отдельных родов. Хунну, как и другие кочевники Евразии, жили в юртах, зимних жилищах. Одежда хунну изготовлялась в основном из кожи и шерсти. Главную роль в хозяйстве хунну играло скотоводство. Почти все поголовье скота круглогодично содержалось на подножном корме. Среди них известны оседлые племена земледельцев.
+8. Городская культура Казахстана. Историко-культурное значение Великого Шелкового пути.
Сосредоточие городской жизни Юг и Семиречье. Город - центр ремесла, торговли, сельского хозяйства. Устойчивые каноны архитектуры - согдийский культурный комплекс. Распространяется тюркский культурный комплекс - Юг и Мавераннахр. Сложилась своеобразная культура - синтез согдийского и тюркского культурного комплекса. 25 городищ на юге Казахстана, самые крупные Испиджаб, Отрар. В городах выделяются арк (цитадель), шахристан (внутренний город), рабад (пригород). В юго-западном Семиречье 27 городищ. 2 типа домов: квадратные или прямоугольные в плане однокомнатные наземные, двухкомнатные дома, имеется кладовая. Получила развитие местная торговля.
В 15-17в в Казахском ханстве продолжало развиваться городская жизнь. Ибн Рузбихан упоминает о (30 крепостях Туркестана). Это были города:
1 Яссы, Отрар, Сайрам, Сауран – на правобережье Сырдарьи
2 Аркук, Ак-Курган, Узгент - на левом берегу Сырдарьи
3 Сузак, Кумкент - на северных склонах Карату
Культурными и экономическими центрами были лишь 5-6 наиболее крупных из них.
Города в период становления и укрепления казахской государственности играли в жизни населения Казахстана многоплановую роль:
Сыгнак - стал (торговой гаванью) для Восточного Дешт-и Кыпчака. Он был столицей первых казахских правителей.
Яссы (с 16в в Туркестан)- торговый пункт, земледельческого округа. На рубеже 16-17вв стал столицей Казахского ханства. Его отличали мощные оборонительные укрепления. Был главным религиозным центром.
Отрар – являлся крупно-ремесленным центром южно-казахстанских земель. Он в 16 в. долгое время был местом пребывания шайбанидских наместников в Туркестане.
Сауран - был известен в 16 в. системой оборонительных сооружений. Стена Саурана построена из блоков, чередующихся кладкой из сырцовых кирпичей. Ее высота достигает 6 метров на ней видны остатки 4-х круглых башен. За стеной находился ров глубиной до 3 метров, шириной от 20 до 50м.К воротам ведут 20м узкие проходы, образованные выступающими отрезками стен.
Сайрам - было хорошо укрепленной крепостью, крупным торгово-ремесленным центром на юге Казахстана на стыке торговых и военных путей из Мавереннахра в Туркестан и Семиречье. Он являлся административным центром самостоятельного вилайета. Сузак - на северных склонах Каратау был главной опорой, стратегическим пунктом правителей Казахского ханства, хорошей крепостью, торговым и ремесленным центром, вдвинутым в степь.
План города (15-17вв).
Они были выстроены по такому же плану, как и города предшествующего времени.
Хисар - центр. Часть города. Здесь находились правительственные здания, казармы, соборная мечеть, главные рынки, ремесленные мастерские и жилые дома. Территория за хисаром была пригородом, сельской зоной.
Махалла (кварталы)- города состояли из кварталов, каждый из которых имел 6-12 домов. Площадь квартала в среднем не превышала 150кв.м. сред. число домов в квартале-11.В каждом квартале есть2-3 больших многокомнатных дома,1-2 маленьких, одно,2х комнатные, а остальные приблизительно одинаков. Это говорит о том, что здесь не было бедных и богатых, в 1м квартале жили бедные и богатые.
Отрар, Сыгнак, Сузак - в среднем по 5500чел
Сауран- 11000чел. Он имел вдвое больше территории, чем Отрар
Туркестан - 9180
Сайрам - 7560
Карасаман, Икан, Узгет, Карачук, Суткент, Аркук, Котан, Ак-Курган, Карнак - от 1500- 2000 чел.
Таким образом, в Казахстане число городского населения не превышало 70000 чел.
В середине II – века до нашей эры начинает функционировать Шелковый путь. Во II – V вв., Шелковый путь, если начинать с востока, начинался в древней столице Китая и шел в районы Ланчжоу, далее вдоль Нань – Шаня, к западной окраине Великой Китайской стены, к заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разделялась на «Северный путь» и «Южный путь».
В середине VI – VII веков, наиболее оживлённым становится, проходивший из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан. Такое перемещение можно объяснить несколькими причинами: В Семиречье находилась ставка тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию, во – вторых, дорога через Фергану стала опасной из – за междоусобиц, в – третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров.
Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов. В течение столетия он перетерпел изменения: одни участки приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и торговые станции приходили в упадок. Так в VI – VIII веке основное была трасса Сирия – Иран – Средняя Азия – Южный Казахстан – Таласская долина – Чуйская долина – Восточный Туркестан.
Во время существования государства саков, усуней, кангюев во II – веке до нашей эры, когда Шелковый путь активно функционировал, в Казахстан проникает римское стекло, китайский шелк, зеркала и лаковые посуды. В этот период в долине Чу, Таласа и Сырдарьи, формируются городские центры который укрепляются стенами с башнями.
Во второй половине VI – века. Семиречье, Южный Казахстан вошли в состав Тюркского каганата. В конце VI – века происходило оживление Шелкового пути на участке Семиречья и Южного Казахстана. В Семиречье он стимулировал возникновения ряда городских центров, а на юге быстрому росту городов