Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

«Плач Ярославны» из «Слова о полку Игореве»: анализ. Сочинение на тему: Плач Ярославны в поэме Слово о полку Игореве Художественные приемы заболоцкий плач ярославны

Тема: Анализ эпизода из «Слова о полку Игореве». Плач Ярославны.

Цель: Развитие умения писать сочинение-анализ эпизода.

Задачи:

    Обеспечить понимание смысла эпизода

    Научить видеть в тексте лексические и синтаксические средства выразительности и определять их роль в тексте

    Учить составлять сложный план

    Учить определять роль эпизода в структуре произведения

Планируемые образовательные результаты:

    Учащиеся узнают о роли данного эпизода в «Слове»

    Усовершенствуют свои умения видеть средства выразительности языка и определять их роль в тексте

    Расширят свой словарный запас

    Научатся писать сочинение-анализ эпизода

Ход:

    Стадия вызова. Приём «Верное-неверное утверждение».

Учащиеся работают индивидуально с таблицей, затем озвучивают результаты.

Анализ ответов.

О каком отрывке пойдёт речь на уроке?

Как вы думаете, с какой целью мы ещё раз возвращаемся к этому эпизоду?

Объявление темы урока.

2. Стадия содержания.

1)Приём «Ромашка Блума».

Учащиеся внимательно читают эпизод, составляют к нему вопросы:

Уточняющие:

    А не кажется ли тебе…

    Правильно ли я понял…

Интерпретационные:

    Почему?

    Объясните…

Оценочные:

    Что вы думаете по этому поводу?

    Как вы относитесь…

Творческие:

    Что было бы, если…

    Как бы изменилось…

Практические:

    Как можно использовать…

    Как я буду использовать…

Учащиеся задают вопросы друг другу и отвечают.

2)Работа со средствами выразительности в группах.

1 группа – синтаксические средства выразительности.

Задание-карточка.

1)Чем являются с точки зрения синтаксиса 2, 4, 6,8 строфы? (прямая речь)

2) Чем являются с точки зрения синтаксиса слова Ветер, Днепр мой славный, Солнце трижды светлое? Какую роль играют данные средства языка в этом эпизоде? (обращение)

3) Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использует автор в эпизоде? О чём это говорит?

4) Найдите синтаксические повторы. С какой целью они введены?

2 группа – лексические средства выразительности.

Задание-карточка.

Впишите в таблицу примеры тропов из эпизода и укажите их роль, верно выбрав её из подсказок.

Подсказки: Придаёт образность тексту; указывает на важность неодушевлённых явлений; указывает на единство с народным творчеством, а значит, и с народом.

3) Работа с текстом. Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу слова, выражения:

Пленительный образ Ярославны – символ ____________________. Она печалится,________________, _____________________, просит,_________________, скорбит о всех русских воинах. _______________ голос преодолевает ______________, долетает до __________________ .

По глубине чувств, задушевности монолог Ярославны близок к ______________ песне.

4)Проблемный вопрос.

Почему плач Ярославны расположен в 3 части? О чём это говорит?

(Примерный ответ: Женщина – это тыл, поддержка, опора, часто невидимая, но действенная. Именно после плача Ярославны мы видим бегущего из плена князя Игоря.)

5)Составление сложного плана.

1) Подготовленный ученик напоминает о структуре сложного плана.

2) Составление плана.

Примерный план.

1.Вступление. Эпизоды «Слова…»

    Ярославна – героиня 3 части «Слова…»

А) 4 части эпизода.

Б) Чувства Ярославны.

В) Близость к народной песне.

Г) Место в композиции данного эпизода.

    Заключение. Важность эпизода «Плач Ярославны» в «Слове о полку Игореве».

3.Стадия рефлексии.

Приём «Интервью участника событий». О чём бы вы спросили автора «Слова о полку Игореве»?

Домашнее задание: написать сочинение – анализ эпизода, используя материалы урока.

Плач Ярославны , пожалуй, самый поэтичный и красивый эпизод произведения.­ Звучит он не просто как стенания и мольба, а как самое настоящее заклинание, наполненное народными напевами и магическими превращениями в животных.­

­Ярославна переживает о неудачном походе дружины своего супруга князя Игоря . В своей печали она не стесняется своих слез и­ обращается к высшим силам природы – ветру, реке и солнцу. Удивительны ее обращения на равных, Ярославна как бы осуждает и отчитывает высшие силы, как старых добрых друзей, которые не оказали должную помощь поддержку ее мужу. Таким приемом автор указывает на ярко выраженные языческие обычаи, которые имели место в то время, несмотря на принятое уже христианство. Необычайно живописно изображена и природа в плаче. Такие описания как преображение в животных, вполне характерны для фольклорного творчества.

В образе Ярославны успешно сочетается тип верной и преданной супруги, которая ради мужа готова на многое, и в кукушку обернутся, и кровь с ран стереть.­ Также упоминает в своей песне и прославленный подвиг Святослава , как бы говоря, что есть чем гордиться, народу русскому.­ Важно, что женский образ представлен наравне с мужскими. Таким образом, автор подчеркивает уверенность и самодостаточность Ярославны.

Итак, можно заключить, что с помощью представленного образа, автор пытается передать скорбь, и в тоже время решительность всех женщин Руси – жен и матерей.­ Каждое слово Ярославны наполнено светом и надеждой на благополучное окончание противостояния.

Урок № 7. Тема: Анализ эпизода в «Слове о полку Игореве» - «Плач Ярославны».

Цели и задачи урока:

Определить роль плача Ярославны в художественном целом произведения.

Развитие навыков анализа эпизода.

Воспитание культуры понимания художественного произведения.


Ход урока.

I . Проверка дом. задания.

Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...».

II . Сообщение темы и цели.

III . Чтение учителем «Плача Ярославны» на древнерусском языке и в переводе Н. А. Заболоцкого. IV . Слово учителя. Ярославна—типичный образ русской женщины, занимающий значительное место в идейном замысле поэмы. В образе сосредоточены темы мира, семьи, дома, любви и преданности, самопожертвования и безграничной тоски ждущей мужа с ратного дела женщины. Настолько велико волнение Ярославны, что она готова обернутся птицей, лишь бы очутиться рядом с мужем как можно быстрее и омыть его раны. Подобные метаморфозы были свойственны фольклорному творчеству. Для древних притч и песен характерно превращение героев в птиц и животных. Ярославна — дочь своего народа, впитавшая в себя его культуру и традиции, поэтому не удивительно, что говорит она как персонажи песен, плачей и притч своего времени. Мотивы и напевы устного народного творчества слышатся в каждом слове плача Ярославны. Обращение Ярославны к силам природы это еще и способ для автора рассказать о красоте земли русской, где ветер веет в облаках, где солнце «трижды светлое» в любое время года, где возвышаются каменные горы, где есть моря и реки. Во всех этих красотах отразилась великая и необъятная Русь, воплощенная в образе самоотверженной русской женщины. В плаче Ярославны слышатся не только страдание и печаль, в нем каждое слово наполнено любовью, нежностью и надеждой. Лиризм монолога несет примирение чувств, смягчает горечь утрат и поражения. Сердце Ярославны разрывается от скорби, но скорбь ее светлая, полная упования на встречу с мужем. В её лице надеются и верят в счастливый исход событий все русские женщины и весь русский люд.

V . Аналитическая беседа.

Плач Ярославны открывает третью часть поэмы. Как видим, от последствий похода страдает не только Родина, но и близкие люди.

С чьей судьбой сравнивает свою судьбу Ярославна? (С горькой судьбой кукушки).

Почему Ярославна хочет обернуться именно кукушкой?

Учитель. Образ кукушки – посредницы между миром живых и миром мёртвых. Сказочная традиция: кукушка приносит живую и мёртвую воду для оживления героя. Омывание ран князя Игоря водой из реки Каялы). - К кому обращается Ярославна? (К силам природы – ветру, солнцу, Днепру). Учитель. К моменту отраженных в поэме событий Русь приняла христианство, однако, по художественным образам поэмы, по плачу Ярославны видно, что народ еще не забыл своего языческого прошлого и традиции верований предков еще крепки в памяти автора. Обращение к силам природы - яркое подтверждение язычества: ветер, солнце, река - олицетворяют языческих богов. Она то упрекает их в том, что не оказали помощи дружине, то умоляет о поддержке. И в то же время Ярославна с могучими силами природы держится на равных, обращаясь к ним на «ты»: Что ты, Ветер, злобно повеваешь, Что клубишь туманы у реки, Стрелы половецкие вздымаешь,

Мечешь их на русские полки?

Работа с иллюстрацией художника В. Фаворского «Плач Ярославны».

Посмотрим на иллюстрацию с гравюры В. Фаворского.

Какой вы видите Ярославну? (Ярославна стоит в центре на высокой городской стене в г. Путивле. Она простирает свои руки над полями, крестьянскими избами, над всем необъятным миром).

Почему Ярославна плачет именно в это время? (В оригинале время действия обозначается следующим образом: «рано». В переводах возникают образы утра, зари, весны).

Что такое забрало? Почему Ярославна плачет на забрале, на юру? (Забрало – верхняя часть городских стен, по которой можно было ходить. Юр – открытое, многолюдное место. Горе Ярославны разделяет весь народ.).

Где находится Путивль? Почему Ярославна плачет там? (Ярославна не могла ожидать мужа в Путивле: она должна была находиться в Новгороде-Северском, столице княжества Игоря. Автор «Слова о полку Игореве» сознательно искажает действительность с определённой художественной целью. Путивль – город на границе Новгород-Северского княжества).

Как географически соотносятся Дунай, Каяла и Путивль?

Существует ли река Каяла на самом деле? (В летописи нет упоминания о реке, на которой происходило сражение Игоря с половцами. Одна из интерпретаций названия реки: от глагола «каяти» - «сожалеть, оплакивать». Река смерти).

Почему голос Ярославны слышится на Дунае? (Распространение голоса Ярославны по всей Руси. Из Путивля голос Ярославны через русские земли доходит до пограничной реки Дунай. Личное горе (разлука с мужем) приобретает масштаб общего, значимого для всей Руси).

Учитель. В «Слове о полку Игореве» создаётся образ Руси, находящейся на распутье, на пороге гибели. Можно провести параллель между образом Ярославны и образом Руси.

Почему жена Игоря названа по отчеству, а не по имени? (Наименование героини по отчеству. Какая ещё героиня «Слова о полку Игореве» имеет имя? В эпизоде сражения русских с половцами жена Всеволода названа Глебовной. Предпочтение родового имени перед индивидуальным – закономерность всего произведения).

Почему голос Ярославны слышится на Дунае? (Распространение голоса Ярославны по всей Руси. На каком расстоянии друг от друга находятся Дунай и Путивль? Перевод А. Майкова: Игорь слышит голос Ярославны (вместо указания на Дунай). Из Путивля голос Ярославны через русские земли доходит до пограничной реки Дунай. Личное горе (разлука с мужем) приобретает масштаб общего, значимого для всей Руси).

Почему Ярославна в своём плаче не упоминает Всеволода, брата Игоря? (Плач Ярославны посвящён только Игорю, потому что он занимает особое иерархическое положение – является князем Новгород-Северским. Семейные интересы отодвигаются на задний план, когда проблема касается всей Руси).

Учитель. В плаче Ярославны стирается граница между личным и общим, жизнью человека и жизнью рода, жизнью рода и жизнью народа. Но в некоторых эпизодах наблюдается обратная ситуация? Игорь и Всеволод не стали дожидаться остальных князей и отправились в поход одни в погоне за личной славой.

Почему эпизод называется «Плач Ярославны»?

Что такое плач? Как понимается это слово по отношению к данному произведению?

Плач – это когда плачут, проливают слёзы по какому-либо поводу. Одно из значений слова «плач» – «обрядовая жалобная песня» (словарь Ожегова и Шведовой). Плач в «Слове о полку Игореве» - церемониальная (этикетная) форма.

Сколько всего плачей в «Слове о полку Игореве»?

Учитель. Плач русских жён после поражения. Золотое слово Святослава – мужской вариант плача. Плач матери Ростислава, упоминаемый Игорем в разговоре с Донцом (Ростислав – молодой брат Владимира Мономаха).

Остановимся на плаче матери Ростислава и сравним его с плачем Ярославны. В чём отличие? Мать Ростислава плачет по убитому, а Ярославна – по плененному. В плаче матери Ростислава природа скорбит по умершему. В плаче Ярославны природа должна помочь Игорю. В «Слове о полку Игореве» приводится только текст плача Ярославны. Мать Ростислава занимает пассивную позицию: она оплакивает смерть сына. Ярославна активна: она пытается помочь мужу.

Исполняется ли просьба Ярославны? Как связаны два эпизода: плач Ярославны и побег князя Игоря из плена? (Силы природы, к которым обращается Ярославна, помогают Игорю бежать).

Учитель. Чайки и гоголи, чуткие к приближению человека, предупреждают Игоря о приближении погони.

Дятлы стуком указывают Игорю путь к реке. Дятлы обитают в зарослях деревьев, растущих в долинах степных рек.

В чём заключается особенность слова Ярославны? Элементы какого словесного жанра присутствуют в плаче Ярославны? (Плач Ярославны похож на заговор, заклинание, молитву. Слово Ярославны воздействует на действительность, преобразует её).

Учитель. Обращение к силам природы и обращение к русским князьям. И то, и другое заключают в себе призыв к активности, к действию. Побег князя Игоря – это предсказание того, что слово автора тоже достигнет своей цели – русские князья объединяться и спасут Русь.

VI . Слушание плача в исполнении нар. арт. России А. Покровской (фонохрестоматия к учебнику).

VII . Чтение плача учащимися.

VIII . Подведение итогов урока.

Поэма «Слово о полку Игореве» имела идейно-политическое значение, так как содержала в себе призыв к единению земель русских против общих врагов во имя процветания Руси и ради будущих поколений. И не случайно поэма заканчивается на мажорной, оптимистической, победной ноте: Слава всем, кто, не жалея сил. За христиан полки поганых бил! Здрав будь, князь, и вся дружина здрава! Слава князям и дружине слава! Таким образом, плач Ярославны занимает важное место в идейно-художественном содержании поэмы, так как в нем выражены всеобщая народная скорбь о погибших воинах. Безмерным горем рыдающей женщины автор противопоставляет идеи войны и мира, утверждает идею созидания, а не идеи разрушения и истребления, сопутствующие любым войнам. Кроме того, в плаче Ярославны отразились типичные черты характера русской женщины, свойственные не только нашим прародительницам, но и современным женщинам России. Автор создал органичный тип русской женщины, преданной своему мужу и родной стране, жертвенность и любовь которой в дальнейшем нашли отражение в классической русской литературе. IX. Рефлексия.

Назовите, ребята, одно открытие, которое вы сделали для себя в течение урока.

X . Домашнее задание: Выучить наизусть плач Ярославны. Подготовиться к сочинению. Иллюстрация (по желанию).


«Слово о полку Игореве» – один из самых известных дошедших до нас памятников древнерусской литературы. Произведение было написано в 1185 году (по другим данным – на один-два года позже). Его текст представляет особый интерес для потомков, поскольку рисует живую и яркую картину событий того времени.

Переводом «Слова…» с древнерусского языка на современный в разные годы занимались филологи и литераторы, в том числе поэты В.А. Жуковский, К.Д. Бальмонт, Н.А. Заболоцкий, Е.А. Евтушенко. В данной статье отрывки из произведения приводятся в переводе Николая Заболоцкого.

Основу сюжета «Слова…» составляют реальные исторические события. В центре повествования – поход на половцев Игоря Святославовича, князя новгород-северского. Однако отраженный в произведении исторический контекст гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. За отдельным, пусть и масштабным, фрагментом в долгой череде русско-половецких войн стоит идея объединения правителей всех удельных княжеств раздробленной Руси.

Природа в «Слове о полку Игореве»

Тема природы и играет в повествовании значительную роль. Она очеловечена, одухотворена, именно через нее воспроизводятся все людские переживания. Таким образом, это не просто фон, на котором развиваются события, а активный участник действия.

Так, в самом начале «Слова…» происходит редкое явление, которое могло бы стать поворотным в походе Игоря на половцев – солнечное затмение:

Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.

Князь не захотел увидеть в этом дурное предзнаменование, поэтому отдал приказ к продолжению пути. Учитывая испокон веков сложившуюся традицию следования обрядам и верованиям, связанным с природными явлениями, остается только подивиться отваге Игоря Святославовича. Но чем дальше войско продвигается в степь, тем мрачнее, тревожнее становится пейзаж. Животные, по поверьям более тонко предчувствующие приближение беды, всеми силами стараются предотвратить неминуемое:

Птицы, поднимаясь над дубами,
Реют с криком жалобным своим,
По оврагам волки завывают,
Крик орлов доносится из мглы.

И, словно прощальный взмах руки, горько звучат слова:

О Русская земля!
Ты уже за холмом.

«На рассвете, в пятницу, в туманах…» проходит первый бой, который войско Игоря благополучно выигрывает. А вот на следующее утро природа предвещает тяжелую развязку:

Ночь прошла, и кровяные зори
Возвещают бедствие с утра.
Тучи надвигаются от моря
На четыре княжеских шатра.

Сколько крови будет пролито в этом походе, сколько горя наполнит души русского народа! Природа грустит вместе с людьми:

Степь поникла, жалости полна,
И деревья ветви приклонили…
И закрылось небо, и погас
Белый свет над Русскою землею.

Анализ эпизода «Плач Ярославны»

А далеко в Путивле с раннего утра не смолкает плач. Это голос Ярославны, жены князя Игоря. Она стала олицетворением всех русских женщин, мужья, сыны и отцы которых – самые дорогие сердцу люди – уже никогда не вернутся домой. В отчаянии спрашивает она у Ветра, который тоже становится полноправным героем повествования:

Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь?
Мечешь их на русские полки?

Обращается Ярославна и к Солнцу:

Что ж ты войско князя удалого
Жаркими лучами обожгло?

За риторическими вопросами княгини стоит горькое осознание, что погибших уже не возвратить назад. И Ярославна просит Днепр лишь об одном-единственном человеке, князе Игоре:

Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне.

Природа приходит на помощь, вновь принимая активное участие в действии. Именно под ее прикрытием Игорь сбегает из плена:

Вздрогнула земля,
Зашумела трава,
Буйным ветром вежи всколыхнуло…
Но восходит солнце в небеси-
Игорь-князь явился на Руси.

Роль природы в «Слове о полку Игореве»

Описание природы присутствует в большинстве произведений литературы, и в каждом ей отводится определенная роль. В «Слове о полку Игореве» травы и деревья, реки и степи, животные и птицы, Солнце и Ветер не только проявляют чувства, свойственные человеку, но и стремятся прийти на выручку героям.

Солнечное затмение, утренние кровяные зори… Несмотря на то, что русские войска дважды ослушиваются того, что намного мудрее и старше всего рода человеческого, природа все же не карает князя Игоря за непослушание, а помогает его побегу.

Природные богатства нашей необъятной Родины в полной мере нашли свое отражение в замечательном произведении древнерусской литературы – «Слове о полку Игореве». Описание обширных природных просторов раскрывает полноту и мощь, красоту и щедрость русской души, способность к сопереживанию и сочувствию, а также стремление во что бы то ни стало освободить родную землю от посягательств врагов.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Слово о полку Игореве» - литературный памятник древнерусской культуры, в котором рассказывается о неудачном походе князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году.

Плачь Ярославны – это одна из трех частей поэмы, посвященная моменту скорби жены князя Игоря о неудачном исходе сражения, в котором принимала участие его дружина. Этот эпизод признан одним из лучших во всем произведении, а его героиня выступает символом любящей и верной жены.

Образ Ярославны олицетворяет собой тему семьи, мира, дома и бесконечной тоски по мужу, который каждое мгновение рискует погибнуть от вражеского меча. Ее волнение настолько сильно и непреодолимо, что она готова стать птицей, чтобы поскорее оказаться рядом с мужем и залечить его раны. Что характерно, подобные приемы, а именно превращение героев произведений народного творчества в различных птиц и зверей, представляют собой одну из основных черт русского фольклора.

Действие происходит в тот период, когда Русь уже приняла христианство, но в то же время еще продолжает традиции языческой веры. Об этом говорят художественные образы, используемые в произведении. Например, Игорь, заметив черную тень, поднявшуюся над русским ополчением, усомнился в удачном исходе сражения.

Или, к примеру, обращение Ярославны к ветру, к солнцу, к реке, означает ее веру в языческих богов, олицетворяющих названные силы природы. Она разговаривает с ними на равных, то упрекая, то умоляя о поддержке и защите. Кроме того, с помощью данного приема автор показывает красоту русской земли, бескрайность ее полей, яркое солнце, высокие горы, глубокие моря и могучие реки. Вся необъятная и великая Русь воплотилась в этой картине, олицетворенная в образе прекрасной Ярославны. Ее плач несет в себе не только страдание и печаль, но также наполнен нежностью и светлой надеждой.

Монолог героини – это лирическая песня, пронизанная неугасающей надеждой на скорое возвращение князя Игоря с поле боя. И за ее веру и безграничную любовь судьба щедро вознаграждает Ярославну. Мольбы услышаны, и князь Игорь бежит из плена, ведомый чудесной силой на пути к своему дому.

Таким образом, плач Ярославны является важнейшей сюжетной составляющей поэмы «Слово о полку Игореве». Именно в ней содержится вся сила всеобщей народной скорби о павших войнах и утверждается идея созидания и мира.

Вариант 2

12 век для Руси ознаменовался многими событиями, но, в основном, военной направленности. Если говорить о культурном развитии государства, то важно заметить, что именно к этому времени относится замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Вышеназванное произведение имеет четкую структуру, которой подчинены идея, жанровые особенности, средства языка. В «Слове…» нет ничего случайного или лишнего: каждый эпизод важен, он несет определенную смысловую нагрузку.

В данном сочинении речь пойдет об эпизоде, который литературоведы называют «Плач Ярославны». Это своего рода предсказание судьбы любимого лады.

Ярославна олицетворяет собой землю Русскую. И в плаче девушке ярко показано отношение всей земли русской к военным событиям с половцами.

Если говорить о композиционном построении текста, то «Плач» важен как предрешение бегства Игоря из плена. Потому что лада Ярославна обращается к солнцу, ветру, Дунаю, затем, чтобы они помогли ее возлюбленному освободиться от половецких пут, затем, чтобы лада смог быть с любимой вместе.

Если «Плач» изъять из текста, то нарушится его стройность и смысловая завершенность. Ведь главная идея – это призыв к единению.

Также не стоит забывать о таких вещах как художественное пространство и время. В данном случае особое внимание уделяется пространству. Оно то расширяется, то сужается. В «Плаче» же пространство расширено до самых окраин государство русского. Это достигается за счет мастерства автора, за счет того, что он приблизил «Плач» к народной лирической песне.

Важны в «Плаче» и пейзажные зарисовки. По словам литературоведа Д. Лихачева, они призваны быть самостоятельными действующими лицами. Это также свойственно древнерусским текстам того времени, потому что такой прием позволяет показать и подчеркнуть огромность пространства, которое окружает ничтожно маленького человека.

«Слово…» имеет поэтические переложения. Наиболее интересными являются переводы Лихачева Д., и Заболоцкого Н.

Если говорить о «Плаче», то Лихачев приукрашивает текст за счет метафор, а Заболоцкий – за счет сравнений.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение-анализ рассказа Тупейный художник Лескова

    Рассказ Лескова «Тупейный художник» датирован 19 февраля 1883 года. Это знаковая дата, имеющая свой подтекст. Дело в том, что это время, когда был подписан указ об освобождении крепостных.

  • Сочинение Война в романе Толстого Война и мир

    Лев Николаевич в своем произведении поднимает две ключевые темы, которые касаются всего человечества. Тема войны и тема мира. Большинство людей привыкло жить в спокойное время, делать всё возможное и доступное.

  • Сочинение Прыщ в Истории одного города Салтыкова-Щедрина

    История одного города – это очень значимое произведение Салтыкова-Щедрина. Это в своём роде пародия на историю России. Салтыков-Щедрин рассказывает о городе Глупове

  • Образ и характеристика Семена Мармеладова в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

    Федору Михайловичу Достоевскому всегда удавалось наделить второстепенных персонажей своим характером и значимостью.

  • Смысл названия комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    До написания Фонвизиным комедии «Недоросль», это слово использовалось для обозначения человека не достригшего совершеннолетия