Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Салтыков щедрин дикий помещик главная мысль. Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик»: анализ

Анализ сказки "Дикий помещик" Салтыкова-Щедрина

Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 по 1886 годы. В них посатель правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков.

В этой сказке Салтыков-Щедрин размышляет о безграничной власти помещиков, которые всячески измываются над крестьянами, возомнив себя чуть ли не богами. Также писатель говорит о помещичьей глупости и пеобразованности: "был тот помещик глупый, читал газету "Весть"и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое". Бесправное положение крестьянства в царской России Щедрин также оражает в этой сказке: "Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести". Главной же идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина жить не может и не умеет, и работа помещику снилась только лишь в кошмарах. Так в этой сказке помещик, который не имел никакого представления о труде, становится грязным и диким зверем. После того, как его бросили все крестьяне, помещик даже ни разу не умывался: "Да я уж и то сколько дней немытый хожу! ".

Писатель едко высмеивает всю эту нерадивость господского класса. Жизнь помещика без крестьянина далеко не напоминает нормальную человеческую жизнь.

Барин до того одичал, что"с головы до ног оброс волосами, ногти сделались, как железные, он утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Но хвоста ещё не приобрёл". Нарушилась жизнь без крестьян и в самом уезде: "податей никто не вносит, вино в кабаках никто не пьёт"."Нормальная"жизнь наступает в уезде только тогда, когда в него возвращаются мужики. В образе Этого одного помещика Салтыков-Щедрин показал жизнь всех господ в России. И завершающие слова сказки обращены к каждому помещику: "Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит."

Эта сказка полна народных мотивов, близка к русскому фольклору. В ней нет мудрёных слов, а есть простые русские слова: "сказано-сделано", "мужицкие портки"и т.д. Салтыков-Щедрин сочувствует народу. Он верит в то, что мучения крестьян не безконечны, и восторжествует свобода.

Салтыков-Щедрин М., сказка "Дикий помещик"

Жанр: сатирическая сказка

Главные герои сказки "Дикий помещик" и их характеристика

  1. Дикий помещик. Глупый, упертый, упрямый, недалекий, самодур
  2. Мужики. Простые, неказистые, работящие
  3. Капитан-исправник. Верный служака.
  4. Четыре генерала. Любят поиграть в карты и выпить.
  5. Актер Садовский. Разумный человек.
План пересказа сказки "Дикий помещик"
  1. Богатый помещик.
  2. Мольба помещика богу
  3. Штрафы
  4. Мольбы мужиков
  5. Мякинный вихрь
  6. Чистота и свежесть
  7. Актер Садовский
  8. Четыре генерала
  9. Мечты помещика
  10. Капитан-исправник
  11. Одичание помещика
  12. Дружба с медведем
  13. Решение начальства
  14. Рой мужиков
  15. Всеобщее благоденствие.
Кратчайшее содержание сказки "Дикий помещик" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Жил в достатке и довольстве помещик, но не желал мужиков видеть и обложил их штрафами
  2. Помолились мужики богу и унесло их с мякинным вихрем.
  3. Гости помещика называли его глупым, но помещик лишь мечтал и упрямо стоял на своем.
  4. Помещик стал дичать, оброс и стал очень сильным, завел дружбу с медведем
  5. Начальство приказало вернуть мужика и сделать помещику внушение
  6. Поймали рой мужиков, поймали помещика и наступило благоденствие.
Главная мысль сказки "Дикий помещик"
Нет в государстве жизни без мужика.

Чему учит сказка "Дикий помещик"
Сказка учит не брать пример с глупых статей в газетах, а думать своей головой. Учит уважать чужой труд. Учит тому, что труд почетен, а безделье и лень вредны. Учит не быть упрямым, учит прислушиваться к чужому мнению. Учит иметь свою голову на плечах. Учит не быть эгоистом. Учит тому, что труд сделал обезьяну человеком.

Отзыв на сказку "Дикий помещик"
Мне очень нравится эта красивая сказка. Ее главный герой - не просто дикий, а очень глупый помещик, который считал, что все вокруг появляется само собой. Он презирал мужика, но оставшись один не мог себя прокормить, не мог за собой следить, стал дикарем, превратился в животное. Он был слишком упрям, чтобы признавать свои ошибки. Но как ни странно, дикая жизнь помещика вполне устраивала. Зато такое положение вещей не устроило государство, которое тоже без мужиков не могло существовать.

Пословицы к сказке "Дикий помещик"
Глуп совсем, кто не знается ни с кем.
Глупость не порок, а несчастье.
Мужик работает плачучи, а собирает хлеб скачучи.
Мужицкими мозолями и бары сыто живут.
Дурака учить, что мертвого лечить.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Дикий помещик"
Жил был в некоем царстве помещик и всего у него было вдоволь. И крестьян, и земли, и хлеба и скота. Но помещик был глупый, потому что читал "Весть". И вот попросил помещик бога избавить его от мужиков, но бог его просьбе не внял, потому что знал про глупость помещика.
А помещик, видя что мужика все пребывает, прочитал в газете слово "Старайся" и принялся стараться.
Обложил помещик мужиков разными штрафами и поборами, так, что мужику и вздохнуть без штрафа нельзя было. И взмолились уже мужики, чтобы избавил их бог от такого помещика. И внял бог мужицкой молитве. Поднялся мякинный ветер и исчезли мужики.
Вышел помещик на балкон, а воздух вокруг чистый-пречистый. Обрадовался глупец.
Позвал в гости актера Садовского с актерками. А тот как узнал, что помещик мужиков извел, сказал, что он глупый. Ведь теперь ему и умываться никто не подаст. И со словами этими уехал.
Позвал тогда помещик четырех генералов в карты играть.
Приехали генералы, довольны, что мужика нет и что воздух чистый. В карты играют. Только время пришло водку пить, а помещик несет по леденцу, да по прянику.
Вытаращили глаза генералы, что это за угощение, им бы говядинки. Обозвали помещика глупым и разъехались в гневе.
Но помещик решил твердым быть до конца. Разложил пасьянс, он у него сошелся, значит надо продолжать гнуть свою линию. Стал он мечтать как машины из Англии выпишет, да какие сады разведет. Побродит по комнатам, крикнет Сеньку, да вспомнит, что нет того, да спать ляжет.
А во сне ему снится, как его за твердость министром сделали. Проснется, крикнет Сеньку,да опомнится.
А тут к помещику капитан-исправник пожаловал и допрос устроил, куда временнообязанные исчезли и кто теперь подати платить будет. Помещик предложил заплатить рюмкой водки, да печатными пряниками. Но исправник обозвал его глупым и уехал.
Задумался помещик, ведь уже третий человек его глупым назвал. Подумал, неужели из-за него теперь на базаре ни хлеба, ни мяса не стало. И струсил. Стал думать, чем же это пахнет и хорошо если только Чебоксарами. Страшно помещику, но секретная мысль у него мелькает, что может в Чебоксарах он мужика и встретит.
А мыши в это время уже карты его съели, тропинки в саду репейником заросли, в парке дикие звери воют.
Однажды даже медведь к дому пришел, в окно глядит, облизывается. Заплакал помещик, но от принципов отступать не захотел.
И вот пришла осень, ударили морозы. А помещик так одичал, что холода не чувствует. Оброс волосами, ногти у него железными стали, ходит все больше на четвереньках. Даже звуки членораздельные произносить разучился. Только хвостом еще не обзавелся. Выйдет помещик в парк, на дерево залезет, зайца подкараулит, разорвет и съест с потрохами.
И стал помещик очень силен, так что даже с медведем дружбу завел. Только и медведь помещика глупым величает.
А капитан-исправник донесение в губернию отправил и встревожилось губернское начальство. Спрашивает, кто подати будет вносить, да невинными занятиями заниматься. А капитан доносит, что невинные занятия упразднились, а вместо них разбой и грабеж процветает. Вот на днях его самого, какой-то человеко-медведь чуть не задрал.И решило начальство мужика вернуть, а помещику внушение сделать, чтобы он фанфаронство свое прекратил.
Как нарочно мимо рой мужиков пролетал, да на городскую площадь сел. Рой этот тотчас поймали и в уезд послали. И сразу появилось на базаре мука и мясо, податей поступило множество, а в уезде мужицкими портками запахло.
Помещика же изловили, вымыли и остригли. Отобрали газету "Весть" и Сеньку приставили. Жив он и поныне, пасьянс раскладывает, умывается по принуждению, тоскует о своей жизни в лесах и временами мычит.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Дикий помещик"

­Основная мысль

Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” является едкой сатирой на господствующее сословие. Все действо, описанной в ней, происходит будто в рамках одного имения, а на деле, распространяется далеко за пределы целой губернии. Автор занялся написанием подобных “сказок” в свой завершающий период творчества.

В них он со всей уверенностью поднимал темы, волнующие общество второй половины XIX века.

Основная проблема всех его “сказок” – это взаимоотношения между эксплуатируемыми и эксплуататорами.

Так и история о “Диком помещике” имела своей целью высмеять общественный строй, основанный на эксплуатации крестьян. Автор начинает свое произведение как обычную сказку со слов: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…” Такой прием использования традиционных сказочных терминов проявляется практически во всех его сказках.

С первых строк становится ясно, что речь пойдет о человеке глупом и ленивом. Помещик Салтыкова-Щедрина был настолько неблагодарным, что труд своих крестьян расценивал, как нечто обывательское. Ему казалось, что от “мужиков” одни заботы.­ Они слишком

Много едят, тратят много воды, жгут много свечей, засоряют земли. Одним словом, главный герой был всецело недоволен “духом мякинным”.

Как только он от них избавился, стало ему легче дышать и вольно жить.

Но вот незадача: без крестьян и хозяйства не стало. Некому было заниматься плодородными землями, скотиной и садом. Сам он тоже постепенно деградировал, питаясь одними леденцами да пряниками.

Перестал мыться, расчесываться, стал обрастать шерстью, ходить на четвереньках и в конец одичал. По мнению автора, именно благодаря народу у таких помещиков как он были моральные и материальные блага. С исчезновением народа он лишился и этих благ.

Неспроста автор придумал такое имя для своего “помещика” – князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Это истинный дворянин, который гордится своими корнями и ненавидит простых мужиков. Без “холопьего духу” воздух ему кажется чистым-пречистым.

Однако с исчезновением крестьян, исчезают и продукты питания на рынке, а потому ему приходится самому ходить на охоту в лес. К такому труду помещик не приучен. Он всю жизнь только и делал, что лежал себе в поместье и раскладывал гранпасьянс.

На самом деле, описывая все эти детали, Салтыков-Щедрин поэтапно раскрывает основную цель своей сказки. Он осуждает не только помещика за праздный образ жизни, но и долготерпение крестьян, их рабское мировоззрение. Возвращением “мужиков” в свои дома автор выражает веру в торжество свободы.


(No Ratings Yet)


Сочинение на тему: Основная мысль в сказке Дикий помещик, Салтыков-Щедрин

Краткий анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»: идея, проблемы, темы, образ народа

Сказка “Дикий помещик” была опубликована М. Е. Салтыковым-Щедриным в 1869 году. Это произведение – сатира на русского помещика и на простой русский народ. Для того чтобы обойти цензуру писатель выбрал специфический жанр «сказка», в рамках которого описывается заведомая небылица. В произведении автор не дает своим героям имен, как бы намекая на то, что помещик – это собирательный образ всех помещиков на Руси XIX века. А Сенька и остальные мужики – это типичные представители крестьянского сословия. Тема произведения проста: превосходство трудолюбивого и терпеливого народа над бездарными и глупыми дворянами, выраженное в иносказательной манере.

Проблемы, особенности и смысл сказки «Дикий помещик»

Сказки Салтыкова-Щедрина всегда отличает простота, ирония и художественные детали, используя которые автор может абсолютно точно передать характер персонажа “И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”, “жил и на свет глядючи радовался”.

Основная проблема в сказке «Дикий помещик» – это проблема сложной судьбы народа. Помещик в произведении предстает жестоким и безжалостным тираном, который намеревается отобрать у своих крестьян последнее. Но услышав молитвы крестьян о лучшей жизни и желание помещика навсегда избавиться от них, бог осуществляет их молитвы. Помещика перестают беспокоить, а “мужики” избавляются от гнета. Автор показывает, что в мире помещика создателями всех благ выступали крестьяне. Когда они исчезли, он сам превратился в животное, зарос, перестал есть нормальную пищу, так как с базара исчезли все продукты. С исчезновением мужиков ушла яркая, насыщенная жизнь, мир стал неинтересным, тусклым, безвкусным. Даже развлечения, которые приносили помещику удовольствие раньше — игра в пульку или просмотр постановки в театре — уже не казались такими соблазнительными. Мир опустел без крестьянства. Таким образом, в сказке «Дикий помещик» смысл вполне реальный: высшие слои общества угнетают и топчут низшие, но при этом не могут без них оставаться на своей иллюзорной высоте, так как именно «холопы» обеспечивают страну, а вот их барин ничего, кроме проблем, обеспечить не в состоянии.

Образ народа в творчестве Салтыкова-Щедрина

Народ в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина – это трудолюбивые люди, в чьих руках любое дело “спорится”. Именно благодаря им, помещик всегда жил в достатке. Народ предстает перед нами не просто безвольной и безрассудной массой, а людьми умными и проницательными: “Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой”. Также крестьяне наделены таким важным качеством, как чувство справедливости. Они отказались жить под гнетом помещика, который устанавливал им несправедливые и порой безумные ограничения, и попросили бога о помощи.

Сам автор относится с уважением к народу. Это можно проследить на контрасте между тем между тем, как жил помещик после исчезновения крестьянства и во время его возвращения: “ И вдруг опять запахло в том уезде мякиной и овчинами; но в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления…”, — можно утверждать, что народ – это движущая сила общества, фундамент, на котором зиждется существование таких “помещиков”, и своим благополучием они, безусловно, обязаны простому русскому мужику. В этом и заключается смысл финала сказки «Дикий помещик».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Они шли с открытыми головами, с длинными чубами; бороды у них были
отпущены. Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию;
их платья из дорогого сукна износились и болтались на них ветхими
лоскутьями; они не глядели и не кланялись народу. Впереди всех шел Остап.
Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было
тогда в его сердце? Он глядел на него из толпы и не проронил ни одного
движения его. Они приблизились уже к лобному месту. Остап остановился. Ему
первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку
вверх и произнес громко:
- Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали,
нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни
одного слова!
После этого он приблизился к эшафоту.
- Добре, сынку, добре! - сказал тихо Бульба и уставил в землю свою
седую голову.
Палач сдернул с него ветхие лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно
сделанные станки, и.. . Не будем смущать читателей картиною адских мук, от
которых дыбом поднялись бы их волоса. Они были порождение тогдашнего
грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских
подвигов и закалился в ней душою, не чуя человечества. Напрасно некоторые,
немногие, бывшие исключениями из века, являлись противниками сих ужасных
мер. Напрасно король и многие рыцари, просветленные умом и душой,
представляли, что подобная жестокость наказаний может только разжечь мщение
козацкой нации. Но власть короля и умных мнений была ничто перед беспорядком
и дерзкой волею государственных магнатов, которые своею необдуманностью,
непостижимым отсутствием всякой дальновидности, детским самолюбием и
ничтожною гордостью превратили сейм в сатиру на правление. Остап выносил
терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда,
когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их
послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки
отворотили глаза свои, - ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не
дрогнулось лицо его. Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время
гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: "Добре, сынку, добре! "
Но когда подвели его к последним смертным мукам, - казалось, как будто
стала подаваться его сила. И повел он очами вокруг себя: боже, все
неведомые, все чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при
его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или
безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди;
хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил
его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
- Батько! где ты! Слышишь ли ты?
- Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в
одно время вздрогнул.
Часть военных всадников бросилась заботливо рассматривать толпы народа.
Янкель побледнел как смерть, и когда всадники немного отдалились от него, он
со страхом оборотился назад, чтобы взглянуть на Тараса; но Тараса уже возле
него не было: его и след простыл.