Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Что такое синтаксическое значение слова. Синтаксическое значение

Порядок слов в предложении - расположение в нем словоформ - может выполнять следующие функции: 1) коммуникативную (является средством актуального членения предложения и шире - любой актуализации); 2) синтаксическую (выражает синтаксическую организацию предикативной единицы); 3) стилистическую (служит выражением экспрессивных качеств речи).

В коммуникативном плане порядок слов способствует выявлению компонентов высказывания - темы и ремы. В стилистически нейтральной речи тема всегда предшествует реме, а фразовое ударение находится в конце предложения. Например: В двух шагах от цепочки запорошенные снегом следы. Здесь прошел человек (Н. Остр.). Во втором предложении слово здесь оказалось вначале, так как оно повторяет ту информацию, которая уже была дана в предшествующем предложении, и потому заключает в себе тему; следующее сочетание - прошел человек - находится во второй позиции и представляет собой рему, именно она и актуализируется. С точки зрения актуального членения предложения расположение от темы к реме (независимо от того, какие это синтаксические члены предложения) считается прямым порядком слов. И, следовательно, в этом аспекте членения компоненты ремы, выдвигаемые в начало предложения, оказываются инверсированными. Они снабжаются фразовым ударением. Ср.: Человек прошел здесь.

Синтаксическое значение порядка слов выражается в том, что порядок слов служит одним из средств выражения синтаксических отношений между словами в предложении. Например, в предложении Мать любит дочь синтаксическая функция обоих существительных определяется их местом в предложении: в слове мать мы усматриваем форму именительного падежа и приписываем этому слову функцию подлежащего; в слове дочь мы находим форму винительного падежа и определяем это слово как прямое дополнение. При перестановке слов в этом предложении (Дочь любит мать) синтаксическая функция первого существительного переходит ко второму, и наоборот. В так называемых предложениях тождества (в которых отождествляется два представления, обозначенные главными членами предложения) перестановка главных членов влечет за собой изменение их синтаксической роли, например: Киев - мать городов русских и Мать городов русских - Киев; Учиться - наша задача и Наша задача - учиться. Ср. также: Ребенок вернулся больной (больной - именная часть составного сказуемого) и Больной ребенок вернулся (больной - определение); Холодный вечер (холодный - определение, само предложение односоставное номинативное) и Вечер холодный (холодный - сказуемое, предложение двусоставное).

Грамматическое значение имеет также порядок слов в сочетаниях количественного числительного с именем существительным: если числительное поставить после существительного, то создается так называемая категория приблизительности, ср.: присутствует двадцать человек - присутствует человек двадцать.



Стилистическое значение порядка слов заключается в том, что с их перестановкой создаются добавочные смысловые оттенки, усиливается или ослабляется смысловая нагрузка члена предложения. Ср.: Ты мне напомнишь об этом. - Напомнишь мне об этом ты (усиливается смысловая роль подлежащего ты); Я не уверен в его намерениях. - Не уверен я в его намерениях (усиливается смысловая роль сказуемого не уверен); Он вспоминал бабушку, читая эти чудесные сказки. - Бабушку вспоминал он, читая эти чудесные сказки (усиливается смысловая роль дополнения бабушку); Вы мне дали интересную книгу. - Книгу вы мне дали интересную (усиливается смысловая роль дополнения книгу и определения интересную); Я охотно принял это предложение. - Я принял это предложение охотно (усиливается смысловая роль обстоятельства образа действия охотно). Как показывают приведенные примеры, в наиболее выигрышном положении оказывается член предложения, выдвигаемый для его подчеркивания в самое начало или в самый конец предложения.

При значительной свободе порядка слов в простом предложении все же для каждого члена предложения имеется более обычное для него место, определяемое структурой предложения, способом синтаксического выражения данного члена предложения, местом других слов, непосредственно с ним связанных. На этом основании различаются прямой (обычный) порядок слов и обратный (являющийся отступлением от обычного); обратный порядок называется также инверсией. Первый характерен для речи научной и деловой, второй чаще встречается в произведениях художественной литературы.

Порядок слов в предложении - расположение в нем словоформ - может выполнять следующие функции: 1) коммуникативную (является средством актуального членения предложения и шире - любой актуализации); 2) синтаксическую (выражает синтаксическую организацию предикативной единицы); 3) стилистическую (служит выражением экспрессивных качеств речи).

В коммуникативном плане порядок слов способствует выявлению компонентов высказывания - темы и ремы. В стилистически нейтральной речи тема всегда предшествует реме, а фразовое ударение находится в конце предложения. Например: В двух шагах от цепочки запорошенные снегом следы. Здесь прошел человек (Н. Остр.). Во втором предложении слово здесь оказалось вначале, так как оно повторяет ту информацию, которая уже была дана в предшествующем предложении, и потому заключает в себе тему; следующее сочетание - прошел человек - находится во второй позиции и представляет собой рему, именно она и актуализируется. С точки зрения актуального членения предложения расположение от темы к реме (независимо от того, какие это синтаксические члены предложения) считается прямым порядком слов. И, следовательно, в этом аспекте членения компоненты ремы, выдвигаемые в начало предложения, оказываются инверсированными. Они снабжаются фразовым ударением. Ср.: Человек прошел здесь .

Синтаксическое значение порядка слов выражается в том, что порядок слов служит одним из средств выражения синтаксических отношений между словами в предложении. Например, в предложении Мать любит дочь синтаксическая функция обоих существительных определяется их местом в предложении: в слове мать мы усматриваем форму именительного падежа и приписываем этому слову функцию подлежащего; в слове дочь мы находим форму винительного падежа и определяем это слово как прямое дополнение. При перестановке слов в этом предложении (Дочь любит мать ) синтаксическая функция первого существительного переходит ко второму, и наоборот. В так называемых предложениях тождества (в которых отождествляется два представления, обозначенные главными членами предложения) перестановка главных членов влечет за собой изменение их синтаксической роли, например: Киев - мать городов русских и Мать городов русских - Киев; Учиться - наша задача и Наша задача - учиться . Ср. также: Ребенок вернулся больной (больной - именная часть составного сказуемого) и Больной ребенок вернулся (больной - определение); Холодный вечер (холодный - определение, само предложение односоставное номинативное) и Вечер холодный (холодный - сказуемое, предложение двусоставное).

Грамматическое значение имеет также порядок слов в сочетаниях количественного числительного с именем существительным: если числительное поставить после существительного, то создается так называемая категория приблизительности, ср.: присутствует двадцать человек - присутствует человек двадцать .

Стилистическое значение порядка слов заключается в том, что с их перестановкой создаются добавочные смысловые оттенки, усиливается или ослабляется смысловая нагрузка члена предложения. Ср.: Ты мне напомнишь об этом. - Напомнишь мне об этом ты (усиливается смысловая роль подлежащего ты ); Я не уверен в его намерениях. - Не уверен я в его намерениях (усиливается смысловая роль сказуемого не уверен ); Он вспоминал бабушку, читая эти чудесные сказки. - Бабушку вспоминал он, читая эти чудесные сказки (усиливается смысловая роль дополнения бабушку ); Вы мне дали интересную книгу. - Книгу вы мне дали интересную (усиливается смысловая роль дополнения книгу и определения интересную ); Я охотно принял это предложение. - Я принял это предложение охотно (усиливается смысловая роль обстоятельства образа действия охотно ). Как показывают приведенные примеры, в наиболее выигрышном положении оказывается член предложения, выдвигаемый для его подчеркивания в самое начало или в самый конец предложения.

При значительной свободе порядка слов в простом предложении все же для каждого члена предложения имеется более обычное для него место, определяемое структурой предложения, способом синтаксического выражения данного члена предложения, местом других слов, непосредственно с ним связанных. На этом основании различаются прямой (обычный) порядок слов и обратный (являющийся отступлением от обычного); обратный порядок называется также инверсией. Первый характерен для речи научной и деловой, второй чаще встречается в произведениях художественной литературы.

Предложение как единица синтаксиса имеет в своем составе члены предложения, занимающие определенные синтаксические позиции. Это членение предложения с точки зрения его синтаксической структуры есть членение синтаксическое . При таком членении выделяются структурное ядро предложения (подлежащее и сказуемое) и распространяющие его члены.

Однако, реализуясь в речи, предложения в качестве конкретных единиц сообщения оформляются в соответствии с определенным коммуникативным заданием. Целенаправленность сообщения приспосабливает синтаксическую структуру предложения к конкретным нуждам ситуации. Приспособление грамматической структуры предложения в результате включения в ту или иную речевую ситуацию к задачам коммуникации есть актуальное членение предложения.

Актуальное членение создает коммуникативную структуру предложения. С точки зрения ситуации могут быть актуальными разные члены предложения.

В разных вариантах отчетливо выделяются две части: исходный пункт высказывания, который часто бывает известен или может угадываться по ситуации, и вторая часть, которая содержит именно то, что представляет собой главную коммуникативную цель высказывания; последняя чаще всего содержит нечто новое, неизвестное слушателю.

Исходный пункт высказывания называется темой , а компонент, передающий цель сообщения,- ремой. Членение предложения-высказывания на тему и рему и есть актуальное членение.

Как видим, одна и та же грамматическая структура предложения может давать несколько вариантов коммуникативной структуры с помощью актуального членения.

Главным средством передачи разного актуального содержания является порядок слов. Так, актуальное членение может разойтись с грамматическим, поскольку функции словоформ как членов предложения, за исключением некоторых случаев, от перестановки мест не меняются. Последовательность «тема - рема» с точки зрения коммуникативной структуры предложения есть прямой (или объективный) порядок слов. Если рема помещается перед темой, имеем обратный (или субъективный) порядок слов. В последнем случае для сохранения коммуникативной структуры предложения необходимо особое выделение ремы, которое и подчеркивает ее необычное расположение. Вторым средством выражения актуального членения, является интонация .



Наряду с этими выразителями актуального членения используются и дополнительные средства, в частности некоторые разряды частиц : частица не, например, всегда сопутствует реме; частицы а, же обычно выделяют тему; частицы лишь, только сопровождают рему.

Синтаксическое членение предложения фиксирует его формально-грамматическую структуру (главные члены и их распространители), а актуальное членение - структуру коммуникативную (компоненты тема и рема). Обе эти структуры могут накладываться друг на друга, при совпадении темы с группой подлежащего и ремы с группой сказуемого, и расходиться, если, например, подлежащее или какой-либо второстепенный член предложения окажется в позиции ремы.

Регулируются взаимоотношения разных уровней членения прежде всего порядком слов (совместно с интонацией). Порядок слов не имеет различительной функции на уровне синтаксического членения предложения и потому считается свободным, однако на уровне актуального членения порядок слов выступает в различительной функции и поэтому не может быть свободным.

Порядок слов в предложении - расположение в нем словоформ - может выполнять следующие функции: 1) коммуникативную (является средством актуального членения предложения и шире - любой актуализации); 2) синтаксическую (выражает синтаксическую организацию предикативной единицы); 3) стилистическую (служит выражением экспрессивных качеств речи).

В коммуникативном плане порядок слов способствует выявлению компонентов высказывания - темы и ремы. В стилистически нейтральной речи тема всегда предшествует реме, а фразовое ударение находится в конце предложения. С точки зрения актуального членения предложения расположение от темы к реме считается прямым порядком слов. И следовательно, в этом аспекте членения компоненты ремы, выдвигаемые в начало предложения, оказываются инверсированными. Они снабжаются фразовым ударением.

Синтаксическое значение порядка слов выражается в том, что порядок слов служит одним из средств выражения синтаксических отношений между словами в предложении. В так называемых предложениях тождества перестановка главных членов влечет за собой изменение их синтаксической роли.

Грамматическое значение имеет также порядок слов в сочетаниях количественного числительного с именем существительным: если числительное поставить после существительного, то создается так называемая категория приблизительности

Стилистическое значение порядка слов заключается в том, что с их перестановкой создаются добавочные смысловые оттенки, усиливается или ослабляется смысловая нагрузка члена предложения. В наиболее выигрышном положении оказывается член предложения, выдвигаемый для его подчеркивания в самое начало или в самый конец предложения.

При значительной свободе порядка слов в простом предложении все же для каждого члена предложения имеется более обычное для него место, определяемое структурой предложения, способом синтаксического выражения данного члена предложения, местом других слов, непосредственно с ним связанных. На этом основании различаются прямой (обычный) порядок слов и обратный (являющийся отступлением от обычного); обратный порядок называется также инверсией. Первый характерен для речи научной и деловой, второй чаще встречается в произведениях художественной литературы.

Синтаксические значения формы словосо­четания - это те смысловые отношения, которые устанавли­ваются между соединяемыми словами. Все многообразие таких смысловых отношений может быть обобщено в четыре сле­дующих типа.

1. Объектные отношения. Объектными являются от­ношения, которые устанавливаются между словом со значением действия или состояния и словом, обозначающим предмет, охваченный данным действием или состоянием: читать книгу, гордиться успехами, осуждать преступника, занятия спортом, необходимость перестройки.

2. Определительные отношения. Определитель­ными являются отношения, которые устанавливаются между словом со значением предмета и словом, называющим признак предмета: чистая скатерть, новый дом, наши соседи, дом отца, тетрадь для заметок.

3. Обстоятельственные отношения. Обстоя­тельственными являются отношения, которые устанавливаются между словом, обозначающим действие, и словом, называющим разного рода обстоятельства протекания действия (время, место, причину, условие и т. п.): пришел вовремя, уехал из города, не поехал из-за болезни.

4. Комплетивные отношения. Комплетивными являются такие отношения, которые устанавливаются между сло­вами, одно из которых с необходимостью требует по смыслу другого. Например, словосочетание много людей означает людей в большом количестве, начал работать - показывает процесс ра­боты в начальной стадии; слова много, начать и под. с необходи­мостью требуют указания соответственно на предмет, действие.

Названные четыре типа синтаксических отношений могут выражаться разными средствами подчинительной связи. П о д­чинительная связь в словосочетании с точки зре­ния средства ее выражения обобщается в три типа: согласование, управление, примыкание.

§ 93. СОГЛАСОВАНИЕ

Согласование - это такая подчинительная связь, при которой главное слово требует, чтобы зависимое слово было поставлено в тех же (всех или некоторых) грамматических фор­мах, в которых выступает главное слово. Поскольку при согласо­вании в словосочетаниях всегда есть имя существительное, то согласование осуществляется в формах, присущих существи­тельному,- в формах рода, числа и падежа:

ед. ч.. и р.. И. п. ел. ч.. м. р.. П п ед. ч.. м Р- Т. п

больиюй^дом, в старом^парке, за обеденным столом.

Какое слово в словосочетаниях с согласованием является главным, а какое зависимым, определяется на грамматической основе. Главным является то слово, которое можно поставить в любой присущей ему форме, при этом всегда у зави­симого слова окажутся соответствующие согласовательные формы, ср.: хороший учитель - хорошие учителя -о хорошем учителе. Зависимым является то слово, которое в данном словосочетании не может реализовать все присущие ему формы, а реализует лишь только те, которые диктует главное сло­во: невозможно, например, словосочетание ^хорошее учитель.


В тех случаях, когда связью согласования объединяются два существительных, определить главное и зависимое слово на грам­матической основе нельзя. Так, в словосочетании красавец-муж­чина можно в каких угодно формах поставить существительное красавец и для него всегда окажется соответствующая форма су­ществительного мужчина, и наоборот: красавцы-мужчины, о кра­савце-мужчине, красавцам-мужчинам и т. п. В словосочетаниях с согласованием, в которых нельзя на грамматической основе определить главное и зависимое слово, представлена особая разновидность согласования - взаимосогласование.

При взаимосогласовании различать главное и зависимое сло­во можно только по смыслу. Если, например, считать, что слово, называющее более широкое понятие, является главным, а более узкое - зависимым, то в словосочетаниях с взаимосогласова­нием судно-рудовоз, юноша-студент, осетин-извозчик, красавец-мужчина главными являются первые по местоположению слова.

На основе согласования чаще всего сочетаются существитель­ное в роли главного слова и прилагательное, причастие, местои­менное прилагательное в роли зависимых слов: высокий человек, увядший цветок, мой портфель.

На основе взаимосогласования сочетаются существительные: словарь-справочник, грузовик-самосвал, город-герой.

Согласование может быть полным и непол­ным. При полном согласовании согласуемые слова упо добляются во всех формах, при неполном - не во всех формах. Например, в словосочетании город Москва согласование происходит в формах числа и падежа, но нет согласования в роде. Особый случай неполного согласования представлен в словосоче таниях хорошая врач, молодая доцент, где женский род зави симого прилагательного показывает реальный пол (женский) лица, профессия, звание которого обозначаются существительным мужского рода. Такое рассогласование в роде возможно только в нестрогих сферах литературного языка, например в разговорной речи, в официально-деловой речи такие сочетания недопустимы; там правильным будет: хороший врач, молодой доцент, даже если речь идет о женщине.

Основное грамматическое значение формы связи согласования - выражение определи­тельных отношений.

Согласование - связь чисто грамматиче­ская. Это значит: можно ничего не знать о лексическом значении главного слова и знать только его грамматические показатели, чтобы точно сказать, в какую форму должно быть поставлено любое по своему лексическому значению зависимое слово. На­пример, все существительные мужского рода ед. числа в Т. падеже будут иметь при согласовании прилагательные в тех же формах: молодым лесом, скорым поездом и т. д.

Согласование - связь необязательная, т. е. в предложении зависимое слово можно снять, не разрушив струк­туры предложения, ср.: Высокие ели стояли под снегом.- Ели стояли под снегом.

§ 94. УПРАВЛЕНИЕ

Управление - это такая подчинительная связь, при кото­рой для выражения определенных смысловых отношений глав­ное слово требует постановки зависимого слова - существитель­ного- в определенном падеже, с предлогом или без предлога: читать книгу, заниматься спортом, поехать в деревню.

Главным словом при управлении является то, которое можно употребить в любых присущих ему формах, з а-висимое слово при управлении реализует только одну из падежных форм: читать (читаю, читал, читал бы, читай) книгу.

Управление в отличие от согласования является л е к с и к о-г рамматической связью. При управлении выбор зависимого слова определяется не только грамматическими формами главного слова, но и его лексическим значением. Так, чтобы показать, что действие, названное глаголом, распростра­няется на определенный объект (объектные отношения), этот объект при одних глаголах должен быть выражен существитель-

пи в В. падеже без предлога (видеть фильм), при других - в П. падеже с предлогом о (говорить о фильме).

Управление может быть разных типов. В основе выделения типов управления лежат два признака: предсказуемость/непредсказуе­мость форм зависимого слова и обязатель­ность/необязательность зависимого слова.

Предсказуемост ь/н епредсказуемость форм зависимого слова. Если известны главное слово и тип смыслового отношения между главным и зависимым словом, то в одних случаях форма зависимого слова может быть точно предсказана, в других - точная предсказуемость неосуществима. Например, пусть дан глагол видеть, по отношению к которому должен быть указан объект (тип отношений - объектные). В этом случае форма зависимого существительного, называющего объект, точно предсказана: В. падеж без предлога (видеть дом, знако­мого, фильм и т. д.). Пусть дан тот же глагол видеть, по отношению к которому должно быть указано место осуществления действия (тип отношений - обстоятельство места). В этом случае форма зависимого существительного предсказана быть не может: видеть (товарища) в парке, на стадионе, около школы и г. п. Чтобы определить, в какой форме должно быть употреблено суще­ствительное с обстоятельственным значением, мало знать тип отношений, нужны более конкретные сведения о месте действия и сведения о конкретном существительном, которое это место обозначает. Иногда совершенно одинаковые по своей природной сути места обозначаются разными формами существительных, ср.: жить в Крыму и на Чукотке, ехать на Украину и в Армению.

Возможны случаи, когда предсказываются не одна, а две формы, одинаково пригодные для выражения заданного типа отношений, ср.: говорить о книге и говорить про книгу. Примеры подобного рода являются примерами вариантного предсказуемого управления.

Возможны случаи, когда предсказуемость формы зависи­мого слова определяется приставкой главного слова, ср.: ехать в город, на пляж, за реку (форма зависимого слова непред­сказуема), но наехать на изгородь, на гвоздь (всегда только на + -f- В. п., т. е. форма предсказуема).

Обязательность/необязательность зависи­мого слова. Обязательным является такое управляе­мое слово, без обращения к которому нельзя истолковать лек­сическое значение главного слова. Глаголы видеть, читать, писать, делать и многие другие нельзя истолковать, не указав, что они (в отличие от глаголов расти, болеть и под.) обозначают не просто действие, а действие, распространяющееся на опре­деленный объект.

Роль обязательного управляемого слова хорошо видна на та­ком примере. Чтобы истолковать значение глагола продавать, необходимо указать: что, кому и за сколько (какую сумму) про­дают (продать холодильник соседу за пятьдесят рублей). Чтобы истолковать значение глагола отдать, необходимо указать: что и кому отдают (отдать холодильник соседу). Можно видеть, таким образом, что значение глагола продать отличается от значения глагола отдать только тем, что у глагола продать на один обяза­тельный член больше. Можно сказать так: если отдают за опре­деленную сумму, то это и значит продать.

Как ясно из приведенных примеров, число обязательных уп­равляемых слов у разных по значению главных слов различно. Еще несколько примеров. У глагола переехать два обязательных управляемых слова: переехать из города на дачу, у существитель­ного переговоры три: переговоры Англии с Францией о торговле.

В предложении могут употребляться не все управляемые слова. Например, у глагола награждать есть три обязательных управляемых слова: наградить солдата медалью за храбрость. Наряду с предложением, в котором употреблены все три управ­ляемых слова (Генерал наградил солдата медалью за храбрость), возможны и такие предложения: Генерал наградил солдата; Гене-рал наградил солдата медалью; Генерал наградил солдата за храбрость.

Необязательным является такое управляемое слово, которое не требуется для истолкования лексического значения главного слова. Например, обстоятельственное управляемое слово в словосочетании читать (книгу) в комнате (в библиотеке, в лесу) ничего не говорит о лексическом значении глагола читать.

Возможность управления быть как обязательным, так и необя­зательным является важной особенностью, отличающей управле­ние от согласования, которое бывает, как правило, необяза­тельным.

Различные комбинации признаков предсказуемость/непред­сказуемость и обязательность/необязательность дают следующие типы управления:

а) предсказуемое обязательное управле-
ние: читать книгу, заниматься математикой, вынуть из портфе-
ля, подойти к стадиону;

б) предсказуемое необязательное управле-
ние: дом брата, карманы платья;

в) непредсказуемое обязательное управле-
ние: поселиться на даче (в новом доме, у леса);

г) непредсказуемое необязательное управ-
ление: читать (книгу) в комнате, дом у дороги.

Зависимым словом в сочетаниях со связью управления может быть, как уже сказано, только существительное. В роли глав­ного слова могут выступать:

читая книгу, читавший книгу, загоревший на пляже;

Имя существительное: решение задачи, полет космического гбля, стакан молока;

Имя прилагательное: сердитый на сына, полный благород­ии,

Наречие: наедине с природой.

На основе связи управления могут оформляться в словосо-1 и и и следующие типы отношений:

Объектные: рисовать картину, заниматься спортом, общение к искусству, обсуждение доклада;

Определительные: книга для чтения, ботинки для пиджак из кожи, гнездо вороны;

обстоятельственные: гулять в парке, спуститься с

Комплетивные: один из нас, три дома.

ПРИМЫКАНИЕ

Примыкание - это такая подчинительная связь, при рой главное слово не вызывает у зависимого опреде-нных грамматических форм, поскольку зависимое слово является неизменяемым: быстро идти, очень хорошо.

Главное слово при примыкании может быть изменяемым и неизменяемым. Если главное слово является изменяемым, то именно по этому признаку оно определяется как главное: быстро идти (идешь, шел, шел бы). Если оба слова являются неизменяе­мыми, то главным является то слово, которое в предложении может употребляться без зависимбго, а зависимым то, которое в предложении вне сочетания с главным не употребляется, ср.: Он учится очень хорошо, где хорошо - главное слово, потому что можно сказать: Он учится хорошо, а очень - зависимое, потому что нельзя сказать: *Он учится очень.

Если при согласовании и управлении ведущую роль в установ­лении связи играют флексии зависимых слов, в первую очередь прилагательных и существительных, то связь примыкание форми­руется иными средствами, порядком слов и интонацией. В предло­жении Он научился быстро решать задачи наречие быстро зави­сит от инфинитива глагола решать, потому что располагается с ним контактно и интонационно примыкает к нему. Ср.: Он быстро научился решать задачи, где то же наречие осмысляется уже при глаголе научился. Связь примыкание может формироваться и на иной основе: если в предложении есть только одно слово, с которым сочетается зависимое слово, то оно и является показа­телем связи, ср.: Быстро ты сегодня вернулся с работы.

Примыкание, как и управление, в отличие от согласо­вания бывает обязательным и необязательным. Обязательным является примыкание, при котором главное слово своим лексическим значением предсказывает зависимое примыкающее слово. Например, глагол учиться предполагает обозначение того, чему учатся: учиться шить, говорить, писать

и т. п., глагол повернуть предполагает обозначение того, куда поворачивают: повернуть направо. Между обязательным управ лением и обязательным примыканием существуют определен ные соответствия: часто обязательное зависимое слово может был, как управляемым, так и примыкаемым. Например: учиться (немец­кому) языку - учиться говорить (по-немецки), продолжать уче­ние - продолжать учиться.

В роли главного слова в словосочетании с примыканием могут выступать:

Глаголы: стремительно бежать, крепко спать, кончить гово­рить;

Глагольные формы (причастия и деепричастия): стреми­тельно бегая, стремительно бежавший, крепко уснув, крепко спавший, кончив говорить;

Прилагательные: очень яркий, слишком глупый;

Наречия: очень хорошо, невероятно глупо;

Существительные: яйца всмятку, пальто нараспашку. Зависимыми словами при примыкании могут быть:

Наречия: быстро решать, решительно поступить, сделать наспех, успеть вовремя;

Прилагательное или наречие в форме сравнительной сте­пени: бежать быстрее (лани), быть умнее (кого-нибудь);

Деепричастия: говорить не умолкая, работать не уставая,

Инфинитив глагола: кончил работать, перестал смеяться;

Неизменяемое прилагательное: пальто реглан, цвет хаки. На основе связи примыкания формируются следующие отно­шения:

Обстоятельственные: пришел вовремя, сейчас приду, остался там, ярко блестит, очень быстро;

Определительные: пальто реглан, цвет беж;

Комплетивные: стремился уехать, решил заниматься

§ 96. О РАЗЛИЧИЯХ В ПОНИМАНИИ СИНТАКСИЧЕСКИХ ФОРМ СВЯЗИ

Следует подчеркнуть, что в понимании синтаксических форм связи нет и не было единства. Нельзя даже назвать одну наиболее авторитетную точку зрения на эту проблему. Это разнообразие взглядов непосредственно отражается и в вузовских, и в школь ных учебниках. Поэтому следует понять, как изложенная система типов подчинительной связи соотносится с другими.

Традиционно в синтаксисе различается силь­ное и слабое управление. Согласно одной точке зре ния, сильным считается предсказуемое управление, слабым - непредсказуемое. Согласно другой точке зрения, сильным счита ется обязательное управление, слабым - необязательное. При таком подходе различаются сильное и слабое примыкание, поскольку примыкание, как и управление, может быть обязатель­ным и необязательным.

Нужно заметить, что в понимании признака обязательность/ необязательность зависимого компонента также нет единства. Так, например, в отличие от изложенной выше точки зрения обяза­тельным считают не всякий член, необходимый для толкования значения главного слова, а только такой, который всегда сопро­вождает главное слово в предложении. Например, лексическое значение глагола пилить предполагает три члена: он распилил бревно пилой на три части, но сильно управляемым (т. е. обяза­тельным) считается только член с объектным значением - бревно, все другие члены считаются слабоуправляемыми.

Спорным является вопрос о разграничении управления и примыкания. Считается, что в словосочетаниях с обстоятель­ственными отношениями, в которых зависимое слово выражено предложно-падежной формой имени существительного, имеет место не связь управления, а связь примыкания. Тем самым выделяется особый тип примыкания - именное примыкание: гу­лять в парке, читать у окна, ждать около стадиона: Основанием для такого решения является убеждение в том, что в главном слове таких словосочетаний нет ничего, что предопределяло бы выбор формы зависимого слова, и поэтому такие формы рас­сматриваются как самостоятельно существующие. Их особенность в том, что они могут быть соединены со словами разных лексиче­ских значений: гулять в лесу, читать в лесу, встреча в лесу и т. д.

Своеобразие того, что называют именным примыканием, сомнений не вызывает. В нашей системе типов связи это своеобра­зие показано так, что выделена особая разновидность управле­ния - непредсказуемое, необязательное.

§ 97. СЛОЖНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Синтаксические формы связи объединяют слова в пары. Те пары слов, в которых обнаруживает себя синтаксическая форма связи, являются простыми (или элементарными) словосочетания­ми. Простые словосочетания в синтаксической конструкции объединяются в сложные. Для образования сложных словосочетаний не нужно никаких спе­циальных синтаксических форм связи: все необходимое для объединения двух и более простых словосочетаний между собой уже заложено в форме этих простых словосочетаний. Поэтому всякое сложное словосочетание всегда можно разложить на составляющие его простые: читать интересную книгу в кресле у окна = читать книгу -f интересную книгу + читать в кресле + в кресле у окна.

Сложные словосочетания бывают трех ти­пов: с соподчинением; с последовательным подчинением; с со­подчинением и последовательным подчинением одновременно.

Сложным словосочетанием с соподчинен и-е м является такое, в котором одно главное слово имеет при себе несколько зависимых слов, находящихся по отношению к главному в разных смысловых отношениях:

с дачи в город.

В предложении зависимые соподчиненные члены находятся на одной ступени зависимости. Можно сказать, что соподчинен ные члены служат для развития предложения вширь.

Среди словосочетаний с соподчинением особо выделяются такие словосочетания, в которых все соподчиненные главному слову зависимые слова являются обязательными.

Главное слово со всеми обязательными зависимыми словами - это модель обязательных связей слова.

Например, модель обязательного подчинения глагола перели­вать включает соподчиненные зависимые слова, указывающие, что, откуда и куда переливают:

переливать бензин из канистры в бак (машины); переливать

молоко из бидона в кастрюлю; переливать воду из ведра

в бочку;

модель обязательного подчинения существительного соглаше­ние включает соподчиненные слова, указывающие, кто, с кем и о чем согласился:

соглашение Венгрии с Анголой о сотрудничестве.

Сложным словосочетанием с последова тельным подчинением является такое, в котором одно и то же слово является одновременно и главным и зависимым. Например, в словосочетании читать книгу о знаменитых путешест­венниках слово книгу является зависимым от глагола читать, но главным по отношению к слову о путешественниках; в свою очередь, это слово главное по отношению к прилагательному знаменитых. Еще примеры:

В предложении последовательно подчиненные друг другу слова находятся на разных ступенях зависимости. Можно сказать, что они развивают предложение вглубь.

Вполне обычны такие сложные словосочетания, в которых соподчинение и последовательное подчине­ние выступают одновременн о. Примеры таких слож­ных словосочетаний:

провести показательный урок для студентов в базовой школе;

отложить прогулку на лыжах в парке из-за непогоды;

быстро освоить новшГметоды строительства высотных зданий.

Методическое примечание. В школьном учебнике фор­мируются первые понятия о словосочетании (без введения самого тер­мина «словосочетание»). Основное внимание обращается на смысл: на возможность выделить из предложения пары слов, связанных по смыслу, и на возможность установить эти пары с помощью вопросов от слова к слову. Вопросный метод при установлении словосочетания и направления зависимости в нем вполне надежен.