Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Характеристика афродиты. Кто такая богиня афродита в древнегреческой мифологии, чем знаменита

Афродита ("Αφροδίτη, лат. Venus, Венера) – древнегреческая богиня любви и красоты. Первоначально, вероятно, Афродита являлась олицетворением производительных сил природы, но впоследствии черты божества изменились под восточным (финикийским) влиянием, так что Афродита стала во многом родственна финикийской Астарте или сирийской Ашере . Как и Астарту, ее представляли иногда и воинственной богиней и изображали вооруженной, например, на острове Кипре, центре её культа, где во многих местах (Пафе, Идалии, Саламине и др.), она имела древние святилища. От Кипра Афродита получила прозвание Киприды . Она высоко чтилась также на острове Кифере, откуда прозвание её Киферея , в Спарте , Акрокоринфе и др. Афродита – возлюбленная бога Арея (Ареса) и сама называется Арея. С Ареем, как богом ветров, оплодотворяющих землю, она, богиня зиждительных сил, должна была с самого начала находиться в тесной связи. По Гесиоду , она родила от Арея Деймоса и Фобоса («Страх» и «Ужас») и олицетворенное согласие – Гармонию. Поводом к возникновению мифа о происхождении Афродиты из морской пены или половых органов Урана , низвергнутых в море, послужило, вероятно, родство начальных букв её имени с греческим словом Aphros (пена).

Трем царствам, в которых проявляется творческая сила природы, соответствовали и три названия богини: Афродита Urania (Venus coelestis) – небесная Афродита, Афродита Thalassa (Pontia) – морская Афродита, и Афродита Pandemos – богиня, властвующая на земле.

Афродита, плывущая по морю в раковине. Художник Дж. Беццуоли, 1830-е

Как Urania, Афродита – дочь Зевса и Артемиды, которые в двойной форме – мужской и женской – воплощают небесное царство. Как Афродита Pontia, она – богиня моря и в особенности моря спокойного и безмятежного благоприятствующего счастливому плаванию (Euploia). В этом значении чествовалась вместе с Посейдоном , а дельфин считался её священным животным. Наконец, как богиня земли, Афродита имеет своим возлюбленным Адониса , рожденного из дерева и олицетворяющего собою пышный расцвет и умирание природы. Как в мире животном и растительном Афродита Pandemos способствует росту и размножению, так и среди людей она сохраняет подобное значение, являясь покровительницей гетер . Введение культа Афродиты Pandemos в Афинах приписывали герою Тесею . Постоянными спутниками Афродиты, как богини очарования и любви по преимуществу, считались Пифо, Пофос, Гимерос, Хариты , Гименей , но прежде всех Эрот , в котором легенда видела её сына. Римляне отождествили с Афродитой древнеиталийскую богиню Венеру.

Античное искусство с особенной любовью останавливалось на изображении богини красоты. В период первого расцвета художественного гения греков (Фидий) Афродита представлялась в полном одеянии, восседающей на троне или стоящей, но в позднейшую эпоху (Пракситель ) стали изображать ее обнаженной, как бы выходящей из морской пены, и, наконец, еще позже перестали связывать наготу богини с её происхождением, а воплощали в ней идеал красоты женского тела. Черты и выражение лица богини приобрели в позднейших творениях характер изнеженности, сладострастия и кокетства. Прелестный овал лица, улыбка на устах, узкие, томные, дышащие негой глаза – такими чертами рисовалась Афродита пред взорами художников после-фидиевского периода. На знаменитой статуе Праксителя, так называемой Афродита Книдской, полные формы богини ещё дышат здоровьем, но уже на её мюнхенской копии резко выступает черта изнеженности. Большой славой пользовалась в древности статуя Апеллеса – Афродита Anadyomene.

Афродита Милосская. Статуя ок. 130-100 до Р. Х.

Из сохранившихся статуй Афродиты первое место по красоте замысла занимает Афродита Милосская (найдена 1820 г. на острове Милосе, в развалинах театра), чей творец и эпоха создания, не установлены. Афродита изображалась также сидящей в раковине, окруженной толпой нереид , или же в воинственной позе вместе с Ареем (степная живопись Помпей), заигрывающей с Эротом, в сонме наряжающих ее харит, или, наконец, посредницей в любви между Парисом и Еленой . Последнему мифу так же, как и суду Париса , особенно посчастливилось в античном искусстве. В Помпеях художники отдавали предпочтение циклу сказаний об Адонисе. На античных вазах встречается изображение Афродиты среди свадебного обряда наряжания невест.

СС конца V в. до н. э. и особенно в период эллинизма Афродита во всей греческой ойкумене стала в первую очередь олицетворять богиню любви и красоты. А потому её скульпторы любили создавать статуи этой красивейшей богини.

Афродита Книдская

Не всегда Афродиту изображали нагой, как мы привыкли её видеть. Первым кто решился дерзнуть и изобразить богиню обнаженным, был греческий скульптор Пракситель, лучший из ваятелей (350—330 гг. до н. э.). Согласно легенде, натурой мастеру послужила его возлюбленная гетера Фрина, что вызвало большой скандал.
Афиней продолжает: "Но еще более прекрасны были те части тела Фрины, которые не принято показывать, и увидеть ее обнаженной было совсем не просто, потому что обычно она носила плотно облегающий хитон и не пользовалась публичными банями. Но когда вся Греция собралась в Элевсинии на праздник Посейдона, она на глазах у всех сняла с себя одежду, распустила волосы и нагая вошла в море; именно это подсказало Апеллесу сюжет для его Афродиты Анадиомены. Знаменитый скульптор Пракситель также был одним из поклонников Фрины и использовал ее как модель для своей Афродиты Книдской".
Его прославленная мраморная статуя стояла в храме на острове Книде. Плиний, назвавший ее лучшей скульптурой в мире, писал, что многие отправлялись на Книд только для того, чтобы увидеть это гениальное произведение. Глядя на статую, все понимали, почему в знаменитом мифе о суде Париса Афродита победила Афину и Геру.
Как сообщает древнеримский писатель Плиний, Пракситель одновременно изваял две статуи - одну, как было принято, покрытую одеждой, другую - обнаженную. Жители Коса, для которых выполнялся заказ, модерна не поняли, поэтому купили статую в одежде. Об этой работе потом пропал и слух.


«Афродита Браски» . I в. до н. э. Глиптотека . Мюнхен

Статуя изображает полностью обнажённую женщину, прикрывающую лоно правой рукой. Это относит её к категории Venus Pudica (Венера Стыдливая), куда также входят Капитолийская и Медичейская Венеры. Богиня держит в руках ткань, складки которой спускаются на кувшин (с точки зрения конструкции это становится еще одной дополнительной опорой). Высота скульптуры составляла 2 метра, материал — паросский мрамор (Пракситель не любил бронзу).

Предполагают, что статуя была вывезена в Константинополь и там погибла во время восстания Ника в 532 году, когда почти половина города была сожжена и уничтожена. До настоящего времени скульптура дошла до нас только в повторах и копиях (около пятидесяти).


Пракситель. Голова Афродиты Книдской (Афродита Кауфмана). Лувр

Философ Платон под впечатлением от творения Праксителя написал две эпиграммы:

В Книд чрез пучину морскую пришла Киферея-Киприда,
Чтобы взглянуть на свою новую статую там,

И, осмотрев ее всю, на открытом стоящую месте,

Вскрикнула: «Где же нагой видел Пракситель меня?»
Нет, не Пракситель тебя, не резец изваял, а сама ты

Нам показалась такой, как ты была на суде.

Афродита Книдская из коллекции Ватиканского музея является, пожалуй, наиболее верной копией.

К этому же типу относится и Венера Капитолийская .

Палаца Нуово

Афродита Анадиомена

Не меньшей славой пользовалась картина Апеллеса, нарисовавшего Афродиту Анадиомену (выходящую из моря). Леонид Тарентский (III в. до н. э.) так описал эту картину:

Киприду, вставшую из лона вод
И мокрую еще от пены, Апеллес
Не написал здесь, нет! - воспроизвел живой,
Во всей ее пленительной красе. Смотри:
Вот руки подняла, чтоб выжать волосы,
И взор уже сверкает страстью нежною,
И - знак расцвета - грудь кругла, как яблоко.
Афина и жена Кронида говорят:
«О Зевс, побеждены мы будем в споре с ней».

Некоторые ученые считают фреску из Помпей римской копией прославленной греческой картины. Едва ли это соответствует действительности, фреска не походит на описание картины, оставленное в своей прекрасной эпиграмме Леонидом Тарентским (III в. до н.э.). Но я все равно её приведу, поскольку она мне нравится. Особенно цветовая гамма.


Под именем Афродиты Анадиомены известны все статуи этой богини, на которых Афродита изображена выжимающей свои роскошные волосы. В переводе с древнегреческого языка слово Анадиомена (ἀναδυομένη) значит «выныривающая».
Вдохновленный картиной Апеллеса скульптор Полихарм сделал статую Афродиты Анадиомены. Как и произведение Праксителя, она в разнообразных вольных копиях воспроизводилась в течение нескольких столетий.

Афродита, (Анадиомена), римская копия, 1 век до нашей эры


Афродита, выходящая из воды (Анадиомена), римская копия

Афродита Родосская, 2 век до нашей эры

Венера Сиракузская. 2 в. н. э

Афродита Анадиомена, Рим (Aphrodite Chiaramonti)

Ве нера Каллипига (В енера Прекраснозадая)

Оригинал ок. 225 г до н. э., Статуя приподнимает одежду, демонстрируя свои красоты. Найдена в Золотом доме Нерона. Спиралеобразное построение композиции позволяет фигуре выглядеть одинаково выигрышно с любой точки. Хранится в Национальном археологическом музее Неаполя с 1802 г, дар папы Бенедикта XVII. В период викторианский считалась крайне неприличной (одному английскому художнику потребовалось специальное разрешение на то, чтобы ему позволили её зарисовать в альбом).

Венера из Арля (Венера Арлезианская)
Хранится в Лувре, была найдена в 1651 г на развалинах античного театра Арля (Франция) в виде трёх разрозненных фрагментов. Голова была отделена от тела, а руки утрачены. В нынешний вид её привел Франсуа Жирардон. По-видимому, «Венера из Арля» восходит ко второй знаменитой Афродите работы Праксителя — Афродите Косской.

Афродита в садах (Aphrodite I en Kipois)
Дошла до нас только в не всегда внятных репликах. Работа ученика Фидия — Алкамена представляла собой спокойно стоящую богиню, слегка склонившую голову и изящным движением руки откидывающую с лица покрывало; в другой руке она держала яблоко, дар Париса.. Время создания статуи — 2-я пол. 5 в. до н. э., древность ощущается и в том, что богиня не разоблачена окончательно, пусть одеяния и облегают её достаточно откровенно. В Аттике даже существовал особый культ Афродиты Урании в Садах. Афродита представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «Афродита в садах», «священносадовая», «Афродита в стеблях», «Афродита на лугах».


К типу Афродита в садах относится статуя Венера-Прародительница . Она выступает здесь как прародительница правящего рода Юлиев. Именно ей Цезарь поставил на Форуме. Иногда также по месту находки называется "Aphrodite Frejus". Относится к типу "Афродиты в садах", избранного, видимо, благодаря заметной скромности и целомудрию, отличавших статую 5-го века от изображений богини в другой функции.

Венера Медичи (Медицейская)
Была раскопана в 1677 г. на портике Октавиана в Риме в виде 11 фрагментов. Римская копия с оригинала Клеомена 1 в. до н. э.С неё Сандро Боттичелли взял позу своей рождающейся Афродиты.

Венера Милосская
Была найдена в 1820 г. на Милосе, одном из Кикладских островов Эгейского моря, от которого получила свое название. Руки ее были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти ее в свою страну, и турками, которые имели то же намерение. Венера Милосская - самая известная из всех статуй в мире. Хранится в Лувре. Надпись гласит, что сделал ее Александр - или Агесандр, неразборчиво. Ок. 130-120 г. до н.э. Пропорции Венеры Милосской - 86х69х93 при росте 164 (в пересчете на рост 175 пропорции 93х74х99).

Афродита, Пан и Эрос
Скульптура с острова Делос. Ок. 100 г до н. э. Национальный археологический музей Афин.

Купающаяся Венера, онаже Венера Дайдоласа
Представлена в копиях. Оригинал был создан во 2-й пол. 3 в. до н.э.

Ватикан

Она же из Вифинии
Венера Мазарини
Относящаяся примерно к 100-200 гг. г.э. эта римская копия была найдена на территории Рима около 1509 г. (спорно). Точно так же спорен тот факт, что когда-то эта скульптура принадлежала знаменитому кардиналу Мазарини, что не помешало ей получить подобное прозвание. Выделяется, пожалуй, тем, что она - одна из немногих, обладающих именем и находящихся на территории США. Музей Гетти.

Венера Эквилинская
Была откопана в Риме в 1874 г., и с того момента находится в Капитолийских музеях (1 в. до н.э.). Есть вариант и в Лувре. Руки ей восстанавливать не стали. Английский художник Edward Poynter попытался реконструировать их хотя бы визуально в своей картине "Diadumene ", предположив, что статуя изображала женщину, подбирающую волосы перед купанием. Предположение основывается на том, что сзади на голове богини виден остаток от руки - мизинец. Следует также упоминуть версию, что эта статуя является изображением Клеопатры - поскольку на вазе, на которую накинуты драпировки, изображена кобра - атрибут египетской царицы

Афродита Синуэсская
Найденная в 1911 г. в местечке Мондрагоне (античный город Синуэсса) при возделывании виноградника, эта статуя, которую относят к 4 в. до н.э. в настоящий момент находится в Неаполе, Национальном музее.

Венера из Капуи
Вариант того, как могла бы выглядеть Венера Милосская. Одной ногой богиня в этом варианте опирается на шлем, что, видимо, должно выразить идею об ее победоносном могуществе - идею о том, что против ее власти ничто не может устоять (Афродита-Никифорос, т.е. Победительница). В руке, предположительно, она держала полированный щит, в который смотрелась, как в зеркало. Хранится в Неаполе. Считается, что эта статуя может быть копией произведения Лисиппа. 330 - 320 гг. до н.э.

Венера Таврическая Стату
я, найденная в окрестностях Рима в 1718 г и приобретенная Петром I, экспонируется в Эрмитаже и представляет собой переработанный тип Афродиты Книдской. Согласно письменным источникам, папа, который запретил вывозить древности из Италии, в конце концов, обменял её на мощи св. Бригитты, возвращенные Петром. Имя «Таврическая» статуя приобрела от названия Таврического сада, в котором по прибытии была выставлена.


Венера Хвощинского
Вторая из находящихся в России Венер хранится на Волхонке, в ГМИИ им. Пушкина и также восходит к праксителевской Афродите Книдской. Своё прозвание она получила по имени приобретшего её собирателя.

Афродита рождается из пены морской. Афродита, одна из самых почитаемых богинь Олимпа, родилась из белоснежной пены морских волн около острова Кипр [поэтому называют ее Киприда, «Рожденная на Кипре»] , а оттуда подплыла к священному острову Кифера [от названия этого острова пошло еще одно ее прозвище — Киферея] . На прекрасной раковине добралась она до берега. Окружили богиню юные оры, богини времен года, нарядили ее в златотканую одежду, увенчали венком из цветов. Где только ни ступала Афродита — там все расцветало, а воздух наполнялся благоуханием.

Прекрасна Афродита! Дивным светом любви горят ее очи, глубокие, как море, из которого она вышла; кожа ее бела и нежна, как морская пена, родившая ее. Высокая, стройная, золотоволосая, сияет Афродита своей красотой среди богов Олимпа. Богиня любви и красоты, царит Афродита над всем миром, и даже боги подвластны ей. Только Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу.

Афродита будит любовь в сердцах богов и простых смертных, в сердцах животных и птиц. Когда идет она по земле, за ней попарно следуют все животные, и в этом их шествии олень безопасно идет рядом с кровожадным волком, а свирепые львы припадают к ногам богини, как играющие щенята. Дает она красоту и юность девушкам, благословляет счастливые браки. В благодарность за свой брак девушки перед свадьбой приносили в жертву Афродите вытканные ими самими пояса.

Но не только девушки молятся Афродите. Овдовевшие женщины тоже почитают ее и просят о том, чтобы она позволила им вступить в новый брак. Милостива богиня, и часто снисходит она к просьбам смертных. Ведь, хотя самим бракосочетанием занимается Гименей, связывающий пары своими прочными узами, именно Афродита возбуждает в людях ту любовь, которая заканчивается их бракосочетанием.

Прозвища Афродиты.

На золотой колеснице, запряженной воробушками, мчится она на землю с Олимпа, и все люди с нетерпением ждут ее помощи в своих любовных делах.

Афродита покровительствовала всякой любви. Если то была любовь грубая, необузданная, то она находилась в ведении Афродиты Пандемос («Всенародной»); если же это было возвышенное чувство, то ему покровительствовала Афродита Урания («Небесная»).

Прекрасно чувство, внушаемое людям Афродитой, и потому многие ее прозвища были ласковыми, отражали ее красоту. Ее называли «золотой», «фиалковенчанной», «сладкоумильной», «прекрасноокой», «пестротронной».

Пигмалион. Тем, кто верно служит ей, дарит Афродита счастье. Вот что произошло с Пигмалионом, царем острова Кипр. Был он еще и скульптором и любил только искусство, женщин избегал, жил очень уединенно. Многие кипрские девушки испытывали к нему нежную и преданную любовь, да только сам он не обращал внимания ни на одну из них. Тогда взмолились девушки к Афродите: «О золотая Киприда! Накажи этого гордеца! Пусть сам он испытает те муки, которые приходится терпеть из-за него нам!»

Однажды изваял Пигмалион из блестящей слоновой кости изображение девушки необычайной красоты. Казалось, что она дышит, что вот-вот сойдет с места и заговорит. Часами смотрел мастер на свое творение и влюбился в созданную им самим статую. Он дарил ей драгоценные украшения, одевал в роскошные одежды... Часто шептал художник: «О, если бы ты была живая — как был бы я счастлив!»

Афродита оживляет статую. Наступили дни праздника Афродиты. Принес Пигмалион богатые жертвы богине и взмолился, чтобы послала она ему в жены женщину столь же прекрасную, как его статуя. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя: приняла прекраснокудрая богиня жертву Пигмалиона. Вернулся Пигмалион домой, подошел к статуе и вдруг заметил, что порозовела слоновая кость, будто бы заструилась по жилам статуи алая кровь; коснулся ее рукой — теплым стало тело: бьется сердце статуи, жизнью светятся глаза. Ожила статуя! Назвали ее Галатея, счастливым сделала их брак Афродита, а они всю жизнь славили величие богини, подарившей им счастье.

Мирра, Адонис и Артемида. Афродита дарила счастье любящим и любимым, однако сама она знала и несчастную любовь. Некогда почитать Афродиту отказалась Мирра, дочь одного из царей. Разгневанная богиня жестоко наказала ее — внушила преступную любовь к ее родному отцу. Он был обманут и поддался соблазну, а когда узнал, что с нем была не посторонняя девушка, а родная дочь, проклял ее. Боги сжалились над Миррой и превратили в дерево, которое дает благовонную смолу. Вот из треснувшего ствола этого дерева и появился на свет прекрасный младенец Адонис.

Афродита положила его в ларец и отдала на воспитание Персефоне. Прошло время. Ребенок вырос, но богиня преисподней, очарованная его красой, не захотела вернуть его Афродите. Пришлось богиням обратиться за решением спора к самому Зевсу. Отец богов и людей, выслушав спорщиц, постановил: треть года Адонис находится с Персефоной, треть — с Афродитой, треть — с кем пожелает он сам. Так Адонис стал спутником и возлюбленным Афродиты.

Однако счастье их длилось недолго. Адонис чем-то прогневил Артемиду, и во время охоты его смертельно ранил огромный кабан. Из крови Адониса выросли роза, а из тех слез, что пролила оплакивающая его Афродита — анемоны.

Поклонение Афродите.

Люди приносили жертвы Афродите Понтии («Морской»), надеясь, что она защитит их во время морских путешествий, и Афродите Лимении («Портовой»), покровительнице гаваней и стоящих в них кораблей.

Афродите были посвящены многие животные и растения. Как богине любви и плодородия, ей принадлежали петухи, голуби, воробьи и зайцы, то есть те существа, которые, по мнению греков, были самыми плодовитыми; как морской богине ей служили дельфины. Из растений Афродите были посвящены многие цветы, в том числе фиалки, розы, анемоны, маки — цветы дарят любимым и по сей день; а из плодов — яблоко, плод, который в древних брачных обрядах невеста подавала жениху.

Обнаженная Афродита.

Так как Афродита была богиней красоты, ее (единственную из всех великих олимпийских богинь!) довольно часто изображали обнаженной. Как думали греки, в отличие от Артемиды, которая сгубила случайно увидевшего ее наготу Актеона, или от Афины, которая за то же самое поразила слепотой сына одной из своих нимф, Тиресия, - Афродита относилась благосклонно к изображению ее в таком виде. Да это и понятно — ведь невозможно было осознать всю красоту богини, когда она была одета в просторные и бесформенные греческие одежды.

Первым осмелился изобразить нагую Афродиту греческий скульптор Пракситель, человек, безмерно влюбленный в красоту женского тела. Говорят, что Афродиту он ваял из мрамора больше десяти раз, и среди этих его статуй была Афродита Книдская — статуя, ради которой в древности в Книд, где она находилась, приезжали тысячи людей — только бы ее посмотреть.

Кто такая Афродита? Самая прекрасная из всех олимпийских богинь, перед чарами которой были бессильны люди и бессмертные боги. Олицетворение любви, весны и бесконечной юности. Поэты воспевали ее красоту, а художники пытались запечатлеть на своих бессмертных творениях. С именем Афродиты связано множество преданий и легенд, о которых мы узнаем в статье.

Афродита - что это за божество?

Афродита - одна из самых почитаемых и любимых Важность ее может подтвердить то, что она входила в ряд двенадцати великих олимпийцев. Афродита - это, в первую очередь, богиня любви и красоты. Также она является покровительницей брака и деторождения, олицетворением вечной весны. Силам Афродиты были послушны не только люди, но и бессмертные боги, за исключением Афины, Артемиды и Гестии. Женщин она благословляет красотой и дарит им счастливый брак, а в сердцах мужчин разжигает огонь истинной и вечной любви.

Мифы о происхождении и жизни богини

Греческая богиня Афродита фигурирует и в мифе о Пигмалионе. По легенде, он был талантливым скульптором, изваявшим статую прекрасной девушки. Чем больше любовался он ею, тем сильнее влюблялся. Когда чувство его стало настолько сильным, что он уже не мог с ним справиться, то начал просить Афродиту, чтобы она подарила ему жену, похожую на его скульптуру. В ответ на мольбы богиня оживила прекрасную статую. Эта девушка и стала его женой.

Интересен миф о том, как муж богини Гефест узнал о ее связи с Аресом. Рассердившись, он выковал золотую сеть, чрезвычайно крепкую, но тонкую и невесомую, как паутина, и тайком прикрепил ее к кровати. Затем он сказал жене, что собирается отлучиться на несколько дней. Недолго думая, Афродита позвала к себе Ареса. Утром любовники обнаружили, что оцеплены сетью и не могут освободиться. Вскоре появился Гефест. Арес освободился, лишь пообещав заплатить богатый выкуп, чего, впрочем, он так и не сделал.

Отношения Афродиты и смертных

У Афродиты было много любовников среди богов. Но и со смертными у нее были очень близкие отношения. Одним из наиболее известных мифов является история о чувстве богини и молодого юноши Адониса. Он был, пожалуй, самой сильной любовью Афродиты. Адонис был талантливым охотником, единственным мужчиной, с которым богиня забывала о своей красе. Она боялась за его жизнь и просила избегать хищных зверей. Но однажды на Адониса напал вепрь, натравленный на него ревнивым Аресом. Богиня любви и красоты не могла помочь своему избраннику, и Адонис погиб. Из крови его выросли прекрасные цветы - анемоны.

Афродита покровительствовала любящим, но в то же время жестоко мстила тем, кто отвергал ее помощь. К примеру, на дочь жреца Мирру, не желавшую исполнять обряды в честь богини, она наслала противоестественную страсть к ее отцу. Нарцисса, отвергнувшего любовь нимфы Эхо, она покарала смертью.

Аналоги Афродиты в других культурах

Зная, кто такая Афродита, можно перечислить богинь из других мифологий, соответствующих ей. Так, например, у древних римлян покровительницей любви была Венера. У древних египтян ее аналогом была Исида, а у финикийцев - Иштар.

В славянской мифологии богинь, полностью соответствующих Афродите, не было. Но можно отождествить ее с Мокошью, олицетворяющей плодородие. По мнению некоторых мифологов, в славянском пантеоне была и своя богиня любви, покровительница семьи - Лада. Впрочем, большинство авторитетных ученых считают ее фикцией.

Прекраснейшая в кругу олимпийских богов

Образ этой богини удивительно притягателен, и не в последнюю очередь - своей двойственностью. Она и благосклонно покровительствует влюбленным и жестоко мстит тем, кто отрицает это высокое и светлое чувство. Это и воплощение греха, и образец чистейшей красоты.

Так кто такая Афродита: красота или пошлость, одухотворенность или чувственность? Можно сказать, что Афродита - это сама любовь во всех ее проявлениях, земная и возвышенная одновременно. И по сей день она остается прекраснейшей богиней в истории человечества.

Рождение богини Афродиты (Венеры). - Туалет богини Венеры. - Тип и отличительные признаки богини Афродиты (Венеры). - Афродита небесная и Афродита земная. - Миф о скульпторе Пигмалионе и его статуе. - Афродита Книдская. - Афродита Анадиомена. - Венера Милосская.

Рождение богини Афродиты (Венеры)

Рожденная из морской пены, окрашенной кровью раненого бога Кроноса (Урана), богиня красоты и любви Афродита (в римской мифологии - богиня Венера ) была сперва вынесена морскими волнами на берег острова Кифера, а затем на остров Кипр. Остров Кипр стал любимым местопребыванием богини любви .

Согласно мифам древней Греции, всюду, где бы богиня Афродита ни появлялась, под ее ногами вырастали прекрасные цветы. Обаянию красоты богини Афродиты (Венеры) покорялись все боги, люди и даже звери.

Существует несколько разноречивых мифов о рождении богини Афродиты. Но художники, изображая рождение богини красоты, представляют Афродиту всегда выходящей из морской пены. Древние греки производили имя богини любви от слова ἀφρός [афро́с], что в переводе с древнегреческого языка значит «морская пена».

На античных картинах богиня Афродита (Венера) обыкновенно лежит в простой морской раковине.

На античных монетах богиня Афродита (Венера) изображается на колеснице, везомой тритонами. На многочисленных барельефах богиня Афродита является в сопровождении морских коней или морских кентавров.

В XVIII веке французские художники, и главным образом - Буше, любили изображать этот поэтический миф о рождении Афродиты на плафонах и декоративных картинах.

Рубенс написал замечательную по свежести колорита и блеску красок картину «Праздник Венеры», она находится в Венском музее.

Из произведений новейших художников большой известностью пользуется картина Бугеро «Рождение Венеры».

Туалет богини Венеры

Туалет богини Венеры - излюбленный сюжет для художников и поэтов.

Горы, или Часы, занимаются воспитанием прелестной богини любви. Грации присутствуют при туалете Венеры и всячески помогают богине красоты.

«Венера - самая красивая из всех богинь, вечно юная, вечно пленительная, прекрасные очи богини Венеры сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви, и даже гордая Юнона, желая вернуть любовь Юпитера, просит богиню Венеру одолжить ей этот пояс. Золотые украшения богини Венеры горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают» (Готфрид Мюллер).

Множество картин изображает туалет Венеры и прислуживающих ей Граций. Все лучшие художники позднейших времен писали на эту мифологическую тему, в том числе Буше, Прудон, Рубенс, Альбано, Тициан и много других.

Тип и отличительные признаки богини Афродиты (Венеры)

Культ богини Афродиты, по мнению многих ученых исследователей, был занесен в древнюю Грецию из Сирии, где почитали подобную же богиню любви под именем Астарты.

Когда древнегреческое искусство перешло от грубых и бесформенных примитивных изображений богини Афродиты к более совершенным, оно стало стремиться к созданию идеального типа богини красоты, в котором бы соединялись и воплощались все обаятельные качества и красота, какими так щедро наделило богиню Афродиту воображение древних греков, этих страстных поклонников красоты.

Богиню Афродиту стали изображать сидящей на троне. Афродита обыкновенно покрыта длинной одеждой, складки которой, мягко ниспадая, отличаются особенным изяществом. Вообще, отличительный признак всех статуй Афродиты есть именно изящество, элегантность драпировок и движений.

Во всех произведениях школы Фидия и его последователей в типе богини Афродиты выражена, главным образом, женственность ее натуры. Чувство любви, которое Афродита должна возбуждать, есть чувство чистое и продолжительное, не имеющее ничего общего с вспышками чувственными. И только позднейшее аттическое искусство стало трактовать и видеть в богине Афродите именно только олицетворение женской красоты и чувственной любви, а не могущественную богиню, покоряющую силой своей прелести и женственности всю вселенную.

Вот что говорит римский поэт Овидий о всемогуществе богини Афродиты: «Богиня Венера дает оплодотворенные семена растениям. Венера первая соединила общественной и семейной жизнью людей, раньше отличавшихся грубостью и жестокостью. Богиня Венера научила каждое живое существо искать союза с другими существами. Венере обязаны мы размножением птиц и животных. Благодаря могуществу богини Венеры живут и размножаются рыбы и все живущие в безбрежных морях и других водах (Венера Морская). Богиня Венера первая придала людям более мягкую, приятную внешность, она же ввела украшения и заботы о наружности».

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.