Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Человек и деньги: какую роль они играют в нашей жизни? Роль денег в нашей жизни - сочинение Что такое деньги в жизни человека.

Роль денег в жизни человека!

Деньги и человек!

Деньги. Многие думают, что деньги это товар. Это не совсем точное определение понятия деньги. Деньги это одно из величайших изобретений человечества. Самое главная функция денег (свойство, назначение денег) это функция оперативного обмена товарами и услугами между людьми, организациями, государствами. Таким образом, деньги это инструмент для осуществления функций обмена товарами и услугами.

В связи с востребованностью денег в обществе, деньги сами являются товаром. Деньги это специфический товар, который одновременно является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

Сегодня существуют близкие друг к другу понятия: деньги и денежная система.

В связи с этим обычно выделяют такие функции денег как:

Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров. Однако стоимость товара так же зависит от состояния денежной системы и ее параметров, в том числе от количества денег. Стоимость зависит и от состояния экономики в целом (экономический кризис может привести к инфляции или обвалу цен).

Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временные и пространственные ограничения при обмене.

Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.

Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.

Мировые деньги. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.

Деньги и человек. История денег.

Деньги и человек. Считается, что история денег измеряется несколькими тысячелетиями. Это не так много с точки зрения развития человеческой культуры в целом. Предполагается, что до появления денег имел место бартер, то есть прямой безденежный обмен товарами.

Деньги и человек. В различных регионах мира использовали в качестве первых денег различные вещи (товарные деньги):

На островах Океании, и у ряда племён индейцев Южной Америки деньгами служили ракушки и жемчужины;

В Новой Зеландии в качестве денег использовались камни с отверстиями в середине;

Во многих странах в качестве денег использовался скот, меха и шкуры животных, эти формы денег были наиболее древними и распространёнными;

Позднее в качестве денег стали использовать бруски, слитки, обрубки из металлов.

Деньги. История денег. Постепенно роль денег перешла к металлам, как наиболее ценным материалам используемым для изготовления орудий труда. Вероятно, сначала это были металлические предметы (наконечники стрел и копий, гвозди, утварь), затем слитки разной формы. С VII века до н. э. в обращении появляются чеканные монеты. Быстрое распространение монет связано с удобством их хранения, дробления и соединения, относительной большой стоимостью при небольшом весе и объёме, что очень удобно для обмена.

Деньги. История денег. До капитализма роль денег выполняли медь, бронза, серебро. Лишь в некоторых странах (в Ассирии и Египте) ещё за 2 тысячелетия до н. э. для денег использовали золото. С развитием товарного производства стремительно увеличилась стоимость и количество ежедневных торговых операций. Потребовалось увеличение стоимости обменного эквивалента. Повсеместно золото и серебро стали денежными товарами, как товары с большой стоимостью при небольшом весе и объёме.

Деньги. История денег. Бумага как материал для изготовления денег стала использоваться в первые в Китае в 910 году нашей эры.

Деньги. История денег. Самые ранние в мире выпуски бумажных банкнот были осуществлены в Стокгольме в 1661 году.

Деньги. История денег. В России первые бумажные деньги (ассигнации) были введены при Екатерине II (1769 год).

Деньги. История денег. Мировые деньги. Международные деньги. Вплоть до XX века роль мировых денег играли благородные металлы (в первую очередь золото в форме монет или слитков), иногда, драгоценные камни. В наши дни эту роль обычно выполняют некоторые национальные валюты - доллар США, фунт стерлингов, евро и иена, хотя экономические субъекты могут использовать в международных сделках иные валюты. В некоторых странах законы запрещают использовать для сделок внутри страны иностранную валюту, в других это не запрещено. Евро является примером объединения валютных систем ряда стран, которое позволило решить проблему межгосударственных платежей между этими странами путём перехода на единую валюту.

Деньги и человек. Закон денежного обращения (экономический закон, который определяет количество денег, необходимых для обращения):

К= (Z т.п.р.- Z т.д.п.+ Z т.п.п.- Z в.п .) / С о.д.е.

,где:

К - количество денег в обращении;

Z т.п.р. - сумма цен товаров, подлежащих реализации;

Z т.д.п. - сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;

Z т.п.п. - сумма цен товаров, проданных в прошлые периоды, сроки платежей по которым наступили;

Z в.п. - сумма взаимопогашенных платежей;

С о.д.е. - скорость оборота денежной единицы.

Деньги и человек. Денежная масса это совокупность наличных денег, находящихся в обращении и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство.

Деньги и человек. Денежная база это совокупность обязательств центрального банка, который на уровне государства (либо межгосударственных союзов, договоров) регулирует количество денег находящихся в обращении.

Деньги и человек. Психология денег.

Психология денег это направление психологии, изучающее влияние денежных факторов на поведение человека, в частности на принятие решений.

Психология денег. Объективно психологические аспекты влияния денег на поведение человека тесно связаны с экономикой и нейроэкономикой. Экспериментальные исследования показывают, что поведение человека в ситуациях, в которых он оперирует деньгами, достаточно предсказуемо, хотя в некоторых случаях такие предсказания расходятся с положениями классических экономических теорий. Хотя тема «человек и деньги» долгое время считалась уделом наук о культуре, последние исследования показывают, что биологические механизмы мозга играют в ней не последнюю роль. Оказалось, что операции мозга во многом сходны с процессами в экономических системах. Исследователи полагают, что изучение психологии денег поможет улучшить жизнь человека и в конечном итоге сделать его счастливее.

Деньги и человек. Деньги в культуре и экономике.

Деньги и человек. Несмотря, на безусловно важную роль денег в жизни человека, связанные с ними психологические эффекты мало изучались в XX веке. Исследователи 20-го столетия сосредотачивались на социологических и антропологических аспектах денег (например, Belk and Wallendorf, 1990). Ученые же, работающие в области экспериментальной психологии и нейронаук, этой проблемой практически не занимались, так как считалось, что у мозга нет отделов, специализированных для обработки информации, связанной с деньгами. Предполагалось, что, так как деньги появились в хождении относительно недавно (несколько тысячелетий назад), эволюция структур мозга не могла отразить это нововведение. Отсюда делался вывод, что деньги должны быть предметом наук, изучающих человеческую культуру, а не предметом экспериментальной психологии и нейронаук. Критика этого утверждения основывается на том, что не обязательно иметь особый отдел мозга, чтобы оперировать с денежными понятиями (например, так же, как и работать с персональным компьютером) - а значит психология денег может быть частным случаем так называемой «психологии игр» (которая основывается на теории игр, оперирующей ресурсами и стратегиями их добычи). Деньги это лишь пример такого человеческого ресурса.

Деньги и человек. Экономика - наука, посвященная в том числе изучению денег, долгое время была теоретической дисциплиной, построенной на математике (Davis, 2006). Эта традиция начала постепенно ломаться с развитием новых разделов классических научных дисциплин: экономической психологии (Webley et al., 2001), поведенческой экономики (Altman, 2006) и экспериментальной экономики (Kagel and Roth, 1995).

Деньги. Психология денег. Уже первые психологические исследования действий человека в экономике показали, что поведение человека в ситуациях, в которых он принимает решения, связанные с деньгами, вполне предсказуемо, хотя может и не соответствовать схемам классических экономических теорий (Furnham and Argyle, 1998).

Деньги. Деньги и человек. Среди предсказуемых психологических эффектов были выявлены следующие:

Денежная иллюзия это тенденция человека воспринимать номинальное, а не реальное количество денег, то есть не делать поправку на инфляцию (E. Shafir et al., 1997; Fehr and Tyran, 2001).

Денежный консерватизм это сопротивление любым денежным реформам, даже если они полезны. Примером может служить сопротивление введению монеты в один доллар в США (Caskey and St Laurent, 1994).

Денежное табу это культурные ограничения на денежный обмен, даже если такой обмен желателен с экономической точки зрения.

Выявление этих психологических закономерностей послужило стимулом к дальнейшим исследованиям в области экспериментальной психологии.

Деньги и человек. В опубликованном в 2006 году исследовании (Vohs et al., 2006) сообщается, что простое упоминание денег или использование их в качестве элемента психологического эксперимента (например, чтение вслух или про себя фраз, о деньгах) оказывает существенное влияние на поведение и цели испытуемых. В принятии решений испытуемые начинают ориентироваться на собственное мнение, то есть стремятся к самодостаточности (self-sufficiency). Похожие результаты наблюдали и другие исследователи (Bargh et al., 2001), которые показали, что испытуемым достаточно прочитать несколько слов, обозначающих достижения, чтобы превзойти контрольную группу в разгадывании головоломок.

Деньги и человек. Параллельно с психологическими исследованиями начала развиваться нейроэкономика (Glimcher, 2003), которая утверждает, что такие функции мозга как мотивация и принятие решений подобны решению аналогичных задач в экономических системах. Было, например, показано, что разные отделы мозга активируются при манипуляции аналогами экономических факторов, например: временем между выполнением задачи и получением за нее оплаты либо величиной оплаты.

Роль денег в жизни человека. Деньги это средство управления социальными процессами.

Деньги со времён своего возникновения играют немаловажную роль в жизни людей, нередко выступая спусковым механизмом зла. На протяжении многих веков в истории человечества осталось немало кровавых следов: из-за денег начинались войны, ради получения богатства люди нередко готовы на различные жертвы и преступления. В силу этого деньги в большей мере ассоциируются со злом, и такое отношение к ним в корне неверно, ведь от того, как люди относятся к окружающим их вещам, зависит и то, какой смысл эти вещи будут вносить в их жизнь. Если видеть в деньгах только зло, то они и будут нести негативные эмоции, и вряд ли тот, кто обладает таким отношением к деньгам, сможет стать финансово успешным человеком. Как у монеты две стороны, так и у роли денег в жизни человека есть как позитивные, так и негативные моменты, о каждых из которых не стоит забывать.

Люди часто вдаются в крайности, выбирая исключительно одностороннее отношение к деньгам. Успешный миллионер вряд ли станет думать, что деньги – зло, независимо от того, как он использует свои финансы. Но в крайностях нет правды. Поставив деньги во главу всего в своей жизни, люди зачастую способны лишиться всех иных, порой гораздо более ценных жизненных благ. В погоне за деньгами, за их заработком люди не замечают, как утекает время, которое они так редко проводят с близкими и любимыми, не замечают, как отделяются от них, и в итоге теряют важные дружеские и семейные отношения. Оказавшись на финансовых вершинах, такие люди неожиданно осознают, что остались там совершенно одни, и вся гонка за деньгами, в которых они видели главный источник своего счастья, оказалась не более чем погоня за призрачным замком, а сами деньги стали их проклятием, а не радужной мечтой. Другие же, обладая множеством денег, которые им достались легко и без хлопот, порой настолько бездарно их растрачивают, что также остаются лишёнными ощущения счастья, ведь получаемые с лёгкостью удовольствия быстро надоедают и не несут никакой радости.

Многие видят в деньгах главное средство достижения любых целей, но и в этом также стоит избегать крайностей. Наверное, все хорошо помнят популярные фразы о том, что за деньги можно купить только лекарства, но не здоровье, и уж тем более не любовь и не счастье. Но от наличия денег и нейтрального к ним отношения может во многом зависеть степень свободы человека и его возможности для покорения новых горизонтов. Богатство заключается не столько в накопленных финансовых капиталах, как в умении грамотно ими распоряжаться, в умении жить так, как хочется, а не так, как это необходимо для покорения высоких финансовых вершин. Вряд ли погоня за деньгами как единственная важная жизненная цель сможет принести радость.

Стоит всегда помнить главную заповедь в отношении денег, которая определяет их истинный смысл. Деньги – не главная жизненная цель, а богатство – не идея-фикс. Это лишь часть возможностей для достижения иных целей, а по-настоящему богат лишь тот, кому для счастья хватает того, что у него есть, и при этом не требуются миллионы.

    Похожие записи

Тема денег – одна из самых больных тем современного общества, сопровождающаяся психозами, конфликтами и душевными расстройствами. Долгое время связь «человек-деньги» рассматривалась с точки зрения наук о культуре, но последние исследования подтвердили, что в данной цепочке имеют место биологические механизмы работы мозга. Так появилась пока молодая отрасль науки – . А в связи с быстроразвивающейся болезнью века – депрессией, психотерапевтам еще предстоит открыть различные формы «денежного безумия». Что символизируют деньги в нашей жизни и на что мы готовы пойти ради них? Рассмотрим точки зрения психологов, антропологов и социологов.

Значение и смысл денег

В моем детстве не было предвзятого отношения к деньгам, впрочем, и денег как таковых не было, а были сберкнижки и социальные гарантии. Все мои подруги носили одинаковые хлопчатобумажные платьица, мечтая о джинсах фирмы «Адидас», но шили «бананы» и радовались покупке «мальвин». О деньгах не задумывались: будешь хорошо учиться – получишь хорошую работу, а на работе отличишься – имеешь шанс на квартиру и машину. Что мы тогда знали о магии этих зеленых и оранжевых шуршащих бумажек?

А когда-то и совсем не было денежных знаков, люди обменивались товаром, предметами быта и продуктами. По мнению психологов, деньги сами по себе ничего не значат, важно то, что стоит за ними. Homo sapiens наделяет монеты властью, ошибочно предполагая, что презренный металл подчиняет его себе. На самом деле, это иллюзия, человек сам приписывает эту способность деньгам. Смысл денег – в личном к ним отношении. Экономическое сознание россиян – быстроменяющийся процесс, ускользающий от объективной оценки, поэтому антропологам непросто завершить теорию его формирования.

Вместе с социальными и финансовыми установками на протяжении многих веков в России менялось поведение и привычки граждан. Изменения зависели от ритма труда, форм отдыха, степени потребления, распределения статей расходов и доходов и соответственно, от социально-экономических ролей внутри семьи. Идеология бытовой скромности и усиленного труда на благо общества, бытующая в Советском Союзе, сменяется после перестройки тенденциями все большего потребления с акцентом на профессионализм и высокие заработки. Сменились и ценности: постсоветское пристрастие к дорогой и качественной одежде, новомодной технике и предметам роскоши постепенно заменяется на вложение средств в образование, укрепление здоровья каждого из членов семьи, занятия спортом и путешествия. Социальное положение человека, зависящее ранее от его профессии, теперь определяется характером его досуга. Впечатление о человеке, складывается, по тому, какие клубы он посещает и на каких островах отдыхает.


Количество денег разделило общество на несколько слоев: класс богатых, средний класс и нововведение времени - «новые бедные». Последние в бывших соцстранах хорошо образованы, когда-то имели постоянную работу, надеясь на обеспеченную старость, но после реформ потеряли все, так и не сумев восстановить свою статусность. По данным Всемирного банка (World Bank, 2000) в России каждый пятый житель – бедняк, живущий на 2,15$ в день. К среднему классу относятся – учителя, врачи, менеджеры среднего звена, работники торговли, все те, на ком держится мир. Это работяги, сумевшие после реформирования удержаться на плаву, освоить новые возможности, переквалифицироваться, поменять рабочие места, порой совмещая разные должности. Наряду с экономическими реформами в России менялось отношение к труду и заработкам. Значение денег стало определенным для каждого класса: для одних – это символ власти и всемогущества, для других – средство выживания.

Психология денег

Психология денег – еще малоизученная дисциплина. Переменчивые тенденции и расслоение общества пока не позволяют создать единую для всех картину. По мнению большинства психологов, деньги являются индикатором значимости, дают возможность не только выжить, но и самовыражаться. Человек заявляет о себе через материальные вещи. Символом социального благополучия являются те предметы, которые видно, поэтому, на вопрос: «кто я?» отвечают часами «Ролекс», пиджаком Dolce & Gabbana, автомобилем Mercedes - Benz, отпуском на Лазурном берегу. Если в западных странах о человеке, в основном, судят по наличию недвижимости, яхт, автомобилей, то среднестатистический русский сообщает о себе посредством одежды. Именно поэтому мы ходим на высоких каблуках за картошкой, а в норковых шубках в баню. От внутренней культуры и самооценки зависит то, какую атрибутику человек предпочтет – пестрый карнавальный костюм или практичные джинсы.

Не смотря на то, что деньги публично презирают, все же рассматривают их как одну из самых важных вещей на свете. При этом вопрос о зарплате замалчивается и считается одним из самых неприличных. С деньгами связано самое большое количество неврозов, хотя сами по себе они такой же артефакт как велосипед или радио, ни больше, ни меньше, но функции банкнот многообразны. Они могут использоваться как для выражения недоверия, так и способствовать здравому, конструктивному поведению. Деньги часто используют для установления контроля, искупления вины, в качестве компенсации за причиненный ущерб, очерчивания границ в отношениях, выражения эмоций. Денежное напряжение сопровождается любовью и ненавистью, жадностью и щедростью, завистью и жертвенностью. Ради денег люди готовы идти как на самые тяжкие преступления, так и на героические подвиги. Смотря, какой смысл в них вложен.

Профанный и сакральный смысл денег

На первый взгляд, дензнаки понимаются как средство обмена, но присмотревшись к поведению коллекционеров, благотворителей, дарителей подарков можно констатировать некий сакральный смысл. Зарубежные исследователи Рассел Белк и Мелани Валлендорф (Belk & Wallendorf, 1990) выделяют профанный и сакральный смысл денег. Профанные склонны служить их обмену на материальные объекты. Священные объекты не подлежат обмену на деньги, иначе они теряют свой сакральный статус. Священной также может считаться добровольная бесплатная работа на пользу общества. Так плата за воспитание детей не приемлема, поскольку профанирует священный долг. К области сакрального относятся: работа, выполненная со страсть, подарки, бескорыстная помощь, предметы, полученные по наследству, личные коллекции. Цель сакрализации – наделение объектов особым смыслом, неподвластным прагматичному пониманию. Однако сакральное может переходить в профанное в случае передаривания или обмена подарка, например. Деньги могут олицетворять добро и зло, иметь тайный и явный смысл, оказывать влияние как на духовное развитие человека, так и на нравственную деградацию.

Гендерные различия по отношению к деньгам

Роль женщины со времен революции значительно изменилась. Если раньше домашние обязанности ценились за продуктивность (шитье, вязание, стряпня), то в советские времена, когда продукты народного потребления заполонили прилавки, стали «непроизводительными» и обесценились. Мужчина работал в публичной сфере, производил и увеличивал национальное благосостояние, поэтому его труд ценился и оплачивался по достоинству. В то время как женщина, олицетворяющая заботливую мать и жену, ничего не производила и рассматривалась как бесполезный профанный потребитель.

По результатам исследований американского социолога Вивиана Зелицера, труд мужчины вне дома видится как сакральный акт «добывания хлеба насущного». Заработки женщины, ведущей домашнее хозяйство: шитье, продажа сельхозпродуктов, уборка и т.п., воспринимаются как профанные. Противоречие между социальными расстановками и экономической ситуацией вызвало идеологическое давление на женщин. Научившись за годы войны управлять тракторами, строить мосты и руководить людьми, женщины были вынуждены изменить свой статус в обществе, доказав свое сакральное значение.

Образ заботливой матери и хозяйки заменяется на публичный образ женщины, обеспечивающей производство и принимающей важные решения. Но патриархальный уклад отразился в том, что современные женщины видят свою экономическую роль скорее в расходовании денег, чем в их зарабатывании, для них деньги нечто большее, чем инструмент власти и престижа. Мужчины, наоборот, утвердившись в роли добытчика, имеют власть ими распоряжаться. Обе эти установки в равной мере приводят к внутренним и внешним конфликтам между ними.

Эмоциональная основа денежной патологии

Отношение к деньгам сегодня отличается у россиян повышенной тревожностью. Социологи и психологи предлагают несколько причин для объяснения. Процессы ломки и изменений всегда были связаны с путанностью в сознании и нарушением привычного порядка. Перестройка и кризисы стирают традиции экономических установок, вызывают беспокойство по поводу материального положения и приводят к когнитивному диссонансу. В то же время, пережитые в детстве бедность, финансовый кризис становятся стимулом для накопления денег и попыткой контролировать жизнь с их помощью.

З. Фрейд в работе «Характер и анальный эротизм» заметил, что отношение человека к деньгам определяется детскими особенностями развития стадий сексуального влечения. Ребенок испытывает удовольствие от испражнения. Сначала родители несказанно радуются дефекации младенца и выражают восторг: «молодец!» Около двух лет взрослые начинают приучать его к горшку, выказывая тем самым или одобрение после испражнения или недовольство и наказание, если малыш отказывается это делать. Этот возраст совпадает с этапом развития у ребенка независимости и самостоятельности, вызывая конфликт между ним и взрослым.

Непоследовательность ожиданий родителей, ранее радовавшихся «подарку» малыша, теперь же относящиеся к нему как к чему-то отвратительному и грязному (стараются поскорее выбросить), приводит к запорам. Согласно психоаналитической теории, дети, чьи родители радовались фекалиям и хвалили их, вырастают транжирами и с удовольствием делают подарки. Те, кто попадал родителям в немилость, страдают «финансовыми запорами», придерживают деньги и скупятся на подарки. Многие люди предпочитают тратить деньги в те периоды, когда ждут одобрения и любви, дабы спастись от одиночества.

Не в деньгах счастье

Американец А. Фарнэм разработал опросник, пытаясь выяснить круг ценностей, связанных с деньгами. В результате было выявлено шесть фактов взаимосвязи: зависимость, власть/использование, планирование, безопасность/консерватизм, неадекватность, усилие/способность. Также было установлено, что потребности в свободе, власти, безопасности и любви не могут быть полностью удовлетворены. Но многие люди ошибочно считают, что удовлетворение этих нужд связано с нехваткой денег, поэтому они удваивают усилия, чтобы заработать больше. В результате замкнутый круг сжимается еще сильнее, вызывая тяжелую патологию.

Сегодня наше общество изменилось – из производителей мы превратились в активных потребителей. В связи с этим современный психолог А. Фенько предприняла попытку проанализировать ситуацию в нашей стране, подтвердив, что поговорка «не в деньгах счастье» обоснована только для благополучных стран Запада. Наличие денег напрямую сказывается на эмоциональном состоянии человека. Успокаивает лишь то, что безразличными к деньгам в развитых странах остаются представители среднего класса, который в России так и остается неразвитым. А пока сохраняется разрыв между богатыми и бедными «денежное безумие» цветет буйным цветом.

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не может себе отказать в удовольствиях, которые предлагает жизнь. Всем хочется хорошо одеваться, вкусно питаться, жить в хорошей квартире и ездить на хорошей машине.

Многие блюстители нравственности, повторяя избитую истину о том, что не в деньгах счастье, несколько лукавят.

Удивляет, что особенно рьяно отстаивают данную позицию те, кто или у кого:

  • Зарплата не ниже 70 000 руб./месяц, а на меньшее они не согласны.
  • Считает, что им нужно немереное количество денег для очень важных дел, целесообразность и полезность которых стоит под большим знаком вопроса.
  • Уверены, что другие люди могут обойтись мизером или достойны гораздо более скромных средств, чем они. Крайне идиотическая установка, одно время сильно процветавшая в обществе, а сейчас, к счастью, ослабившая хватку людских мозгов – мнение, что кто-то что-то обязан делать за бесплатно, при этом даже «спасибо» говорить необязательно.
  • Имеют кучу движимого и недвижимого имущества, жируют, кайфуют, отрываясь на деньги, заработанные сомнительными способами. Такие люди (если их можно назвать людьми) вбили себе в голову, что только они – пупы земли, достойные жить хорошо, а остальные люди из «низшего» общества. Вот людям из «низшего» общества они и говорят, что счастье не в материальных благах, хотя сами без этих благ своего счастья и своей жизни не представляют.
  • Глубоко верующие люди.

Речь в этой статье пойдет не о вышеперечисленных категориях граждан. Здесь приведены рассуждения о значении денег в современном обществе и для отдельно взятой личности в контексте жизненной необходимости. Рассказано, что есть деньги для среднестатистического человека, какие возможности они дают и как можно рационально распоряжаться ими. Итак.

Деньги. Что известно о них?

История денег начинается еще до нашей эры, в период расцвета великих цивилизаций. Раньше люди просто менялись нужными вещами по принципу «ты – мне, я – тебе», но потом появились денежные знаки, на определенное количество которых можно было стать обладателем желанной вещи.

Деньги – это система мер, предназначенная для установки материальной, моральной или интеллектуальной (научной) ценности чего-либо или кого-либо. Сейчас за деньги можно стать обладателем чего угодно: все продается и все покупается. Хорошо это или плохо, сказать однозначно нельзя. С одной стороны, вспоминая недавнее советское прошлое, видно: люди жили коммунистическими принципами и боролись за идею, считали, что социализм уничтожит зло на Земле, что всем всего должно быть поровну и т.д. Да, при советском устройстве экономики было позволительно и даже необходимо так думать и пропагандировать эти догмы в обществе.

Но времена изменились: на смену коммунизму пришел рыночный, а порой и бандитский капитализм (к сожалению). Тут уже без денег, как говорится, ни туда и ни сюда. Просто беда общества сейчас в том, что появилась огромная пропасть (и даже бездна) между богатыми и бедными. Есть средний класс, но его мало. Или безумно богатые, или нищие. Две крайности. Так быть не должно. Когда все люди смогут жить достойно, но без излишеств, а чиновники перестанут воровать – это философский и риторический вопрос.

Значение денег для современного человека

Некоторым людям очень трудно доказать, что деньги и нравственные качества совместимы . Все зависит от воспитания и от ценностей, которые были привиты человеку, а также от трудолюбия и упорства. Если человек заработал деньги своим многолетним кропотливым трудом и смог приобрести какие-то материальные блага, в этом ничего нет плохого. Наоборот – это прекрасно, что гражданин добивается всего сам и не ждет ни от кого помощи, в том числе и от государства. А вот людская зависть – это дурная и не приносящая пользы вещь.

Деньги дают человеку:

  1. Достаток: можно купить все необходимое и желаемое.
  2. Независимость: приобретать и делать, что хочется.
  3. Возможности: жить по средствам, позволяя себе чуть или много большее.
  4. Статус: определенные деньги позволяют приобретать и делать определенные вещи, входить в определенные круги.
  5. Уверенность: в жизни бывают всякие ситуации и сложности, но 95% из них можно решить с помощью денег.
  6. Свободу: выбора, желаний, стремлений.

Морально-нравственные ценности были и останутся ими, но лучше, когда есть, на что купить еду, квартиру, одежду, лекарства, чем быть голодным, без жилья, раздетым и без жизненно необходимого лечения. Достойному и умному человеку деньги могут дать возможность самореализации и самосовершенствования, возможности для развития и самоутверждения (в хорошем смысле). Можно заняться благотворительностью, спортом, приобрести инвентарь и расходные материалы для своего хобби. Например, по самым скромным подсчетам, начать кататься на лыжах для одного человека стоит 10 000 российских рублей: сюда входят сами лыжи, палки к ним, крепления, лыжные ботинки, т.е. самое необходимое снаряжение. Если у работника зарплата 20 000 руб., то маловероятно, что половину ее он отдаст магазину спорттоваров ради своего стремления быть лыжником. Вот и приходится бедняге только мечтать о лыжах, тяжко вздыхая по ночам и чувствуя себя неполноценным.

Понятно, что вопрос о зарплате размером в 20 тысяч скорее надо задавать политикам, нежели обычным людям, но только на таком грустном примере о лыжах понимается необходимость денег (и, желательно, не совсем маленьких) в жизни.

А сколько браков распадалось из-за отсутствия денег! Например, семье негде жить. Если нет возможности купить отдельную квартиру, и приходится жить с родителями, может возникать и провоцироваться множество конфликтных ситуаций: как между супругами, так и между родителями и супругами. Так что, любовь – это хорошо, но материальную основу перед созданием семьи обязательно надо иметь.

Рациональное расходование денег

Рациональность и достаток – понятия для каждого свои. Кому-то и 500 000 в месяц не хватает, а кто-то на 30 000 умудряется жить и откладывать на что-нибудь желаемое. Однако есть общие принципы рационального использования денежных благ:

  • Четко понимать, сколько денег нужно на предметы жизненной необходимости. К таким предметам относятся еда, квартплата, расходы на проезд, лекарства, плата за обучение (если есть);
  • Сколько средств можно потратить на любимое занятие;
  • Сколько возможно откладывать в месяц на желаемую вещь (когда надо копить и сразу приобрести что-то нет возможности).

Можно закончить статью той фразой, с которой она начиналась: «Не в деньгах счастье». Только с обязательным продолжением: «но с ними как-то легче осознавать, что счастье не в них». Деньги не принесут 100%-го счастья, но могут сделать человека чуточку счастливее.

Деньги не оставляют равнодушным никого. Одни убеждены, что будь у них больше денег, жизнь их стала бы намного лучше, и они смогли бы обрести счастье. Другие, у кого денег много, по-видимому, постоянно озабочены тем, как добыть их еще больше, как потратить и не потерять. Деньги не оставляют равнодушным никого, и вряд ли можно найти человека, который был бы удовлетворен тем, сколько денег он имеет и как их использует. У бедных совсем иные заботы, чем у богатых, но семейные конфликты, порождаемые деньгами, в разных социально-экономических слоях часто очень похожи. Для большинства из нас деньги так прочно вплетены в жизнь, что связанные с ними проблемы влияют и на наше здоровье, и на наши интимные взаимоотношения, и на отношения с нашими детьми и родителями. Деньги влияют на наше пищеварение, деньги у нас на уме, когда мы занимаемся каким-либо делом. Это проблема, которая всегда с нами.

Мысль о том, что по мере удовлетворения наших желаний они не ослабевают, на первый взгляд, кажется противоречащей здравому смыслу. Однако кто может утверждать, что огорчение от неудовлетворенного острого желания отправиться в отпуск на горнолыжный курорт окажется слабее мук голода? Вероятно, так уж устроен человек: как только удовлетворяются его главные жизненные потребности, тут же появляются новые. По-видимому, мы не только стремимся удовлетворять наши желания, но еще и создаем новые объекты вожделений. В книге “Общество процветания” экономист Джон Кеннет Гэлбрейт указывает, что этот аспект нашего экономического устройства -- один из главных факторов, отличающих его от всех других экономических систем, известных в истории. “Невозможно выступать в защиту производства как средства удовлетворения потребностей, если это производство создает новые потребности, -- пишет он. -- Производство всего лишь заполняет пустоту, которую само же и создает... Именно процесс удовлетворения потребностей рождает новые потребности... Тот, кто настаивает на важном значении производства для удовлетворения этих потребностей, -- не кто иной как наблюдатель, восхваляющий белку за ее старания обогнать колесо, которое она сама же и раскручивает”. Далее Гэлбрейт говорит, что экономисты не сумели обратить должного внимания на то, какое значение имеет в наше время данный процесс создания потребностей. Все еще считается, что потребности возникают сами по себе, и экономисты по-прежнему, не испытывая никаких сомнений, изыскивают средства удовлетворения этих потребностей. Он утверждает, что из-за такой своей слепоты экономисты уподобляются “благотворителю, которого давным-давно убедили, что в городских больницах не хватает мест. Он по-прежнему выпрашивает у прохожих деньги на открытие новых мест в больницах, не желая замечать, что городской врач ловко сшибает пешеходов своим автомобилем, чтобы больничные койки не пустовали”. Создавая новые потребности, мы рождаем и новые конфликты. В романе Стивена Кинга “Предметы первой необходимости” демон приезжает в маленький городок в штате Мэн и открывает магазин. Он торгует вещами, специально созданными, чтобы удовлетворять тайные подспудные вожделения всех жителей городка. Каждый из горожан сразу понимает, что тот или иной предмет предназначен для удовлетворения его острой потребности, даже если та вообще не существовала, пока он не взглянул на предмет. Один из персонажей романа видит удочку -- в точности такую же, какая была у его любимого отца. Другая обнаруживает портрет Элвиса Пресли, доводящий ее до вершин блаженства, близких к оргазму. Азартный игрок покупает игрушку, предсказывающую, какая лошадь победит на скачках. Брать деньги за все эти предметы демон отказывается. Он предпочитает “торговаться”. Однако такая торговля приводит к тому, что жизнь каждого человека подвергается опасности, и он теряет все, что имел.

Демон Кинга создает предметы первой необходимости, подобно “демонам” Гэлбрейта, рождающим искусственные потребности. Однако настоящие демоны -- это не дьявол и не фабрики, создающие вещи, которые возбуждают у нас желания, неведомые нам, до тех пор, пока мы не узнаем о существовании этих вещей. Демоны живут в нас самих; они олицетворяют вожделения, не поддающиеся контролю, жажду удовлетворения потребностей, а их удовлетворение, в свою очередь, порождает новую жажду. В сегодняшнем обществе в качестве разменной монеты, служащей удовлетворению всех этих вожделений, выступают деньги -- энергия, движущая миром. В жажде денег находят свое отражение желание иметь “порше” (именно “порше”, а не просто автомобиль, на котором можно ездить); потребность обладать загородным домом (именно загородным домом, а не просто крышей над головой); потребность лакомиться пирожными и сластями (а не просто утоление голода). Жажда денег -- искусственная потребность, которая олицетворяет все остальные искусственные потребности -- быть стройной и красивой, а не просто здоровой и сильной; быть влиятельным и вызывать восхищение, а не просто иметь хорошую работу; потребность глубокомысленно общаться, а не просто приятно проводить время. Все это -- искусственные потребности, и символическая жажда денег олицетворяет непреодолимое желание их удовлетворения. Для приобретения всех этих вещей мы предлагаем взамен свои тела, свое время, свою любовь и свое душевное спокойствие.