Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Открытый урок отрывок айтматов белый пароход. По повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» Тема: Главное в человеческой жизни

Вчерашние не могут знать, что происходит сегодня, но сегодняшние знают, что происходило вчера, а завтра сегодняшние станут вчерашними.

Ч.Айтматов

Слайд 2

Чингиз Айтматов родился 12 декабря 1928 в аие Шекер (Киргизия). Под влиянием семьи будущий писатель с детства приобщился к русской культуре, русскому языку и литературе.

Слайд 3

В 1937 отец был репрессирован, будущий писатель воспитывался у бабушки. Чингизу пришлось столкнуться с подлинной народной жизнью: его трудовой стаж начался в десять лет, а с четырнадцати лет ему пришлось работать секретарем аилсовета, решая самые сложные вопросы жизни большого села.

Слайд 4

Окончив восемь классов, он поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием, и был принят без экзаменов в сельскохозяйственный институт. В студенческие годы он писал небольшие заметки, статьи, очерки, публикуя их в газетах. После института работал зоотехником, продолжая писать.

Слайд 6

Широкую известность молодому писателю принесла повесть "Джамиля" (1958), позднее вошедшая в книгу "Повести гор и степей" (Ленинская премия, 1963). В 1961 вышла повесть "Тополек мой в красной косынке". Затем последовали повести "Первый учитель" (1962), "Материнское поле" (1965), "Прощай, Гульсары!" (1966), "Белый пароход" (1970) и др.

Слайд 7

Первый роман, написанный Айтматовым, - "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок", 1980). В 1988 был опубликован известный роман "Плаха".

Слайд 8

По окончании Высших литературных курсов Айтматов работал журналистом в г.Фрунзе, редактором журнала «Литературный Киргизстан». В 1960–1980-е годы был депутатом Верховного Совета СССР, делегатом съезда КПСС, входил в редколлегии «Нового мира» и «Литературной газеты». За свои произведения Айтматов был трижды удостоен Государственной премии СССР (1968, 1980, 1983).

Слайд 9

В 1963 был издан сборник Айтматова "Повести гор и степей", за который он получил Ленинскую премию. Вошедшие в книгу повести "Тополек мой в красной косынке", "Первый учитель", "Материнское поле" повествовали о сложных психологических и житейских коллизиях, происходящих в жизни простых деревенских людей в их столкновении с новой жизнью.

Слайд 10

В повести "Джамиля", героем-повествователем которой был 15-летний подросток, проявилась главная особенность прозы Айтматова: сочетание напряженного драматизма в описании характеров и ситуаций с лирическим строем в описании природы и обычаев народа.

Слайд 11

В повести "Прощай, Гульсары!" создан мощный эпический фон, ставший еще одной важной приметой творчества Айтматова, использовались мотивы и сюжеты киргизского эпоса Карагул и Коджоджан.

Слайд 12

В повести Белый пароход (1970) Айтматов создавал своеобразный «авторский эпос», эти мифологические, эпические мотивы стали основой повести "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977). стилизованный под эпос народный.

Слайд 13

В 1988–1990 Айтматов был главным редактором журнала «Иностранная литература».

Слайд 14

Ч. Айтматов смог сделать и дипломатическую карьеру: был послом СССР в Люксембурге. В настоящее время является послом Кыргызстана в Бельгии, не оставляя при этом литературной деятельности (роман "Тавро Кассандры, 1994).

Слайд 15

Писатель скончался 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.

Слайд 16

Творчество

Чингиз Айтматов – одна из самых замечательных фигур современной советской литературы. Это писатель глубоко национальный, но с первых же шагов в литературе он стал известен во всем Союзе, как и за рубежом.




В 1937 отец был репрессирован, будущий писатель воспитывался у бабушки. Чингизу пришлось столкнуться с подлинной народной жизнью: его трудовой стаж начался в десять лет, а с четырнадцати лет ему пришлось работать секретарем аилсовета, решая самые сложные вопросы жизни большого села.


Окончив восемь классов, он поступил в Джамбульский зоотехником, который окончил с отличием, и был принят без экзаменов в сельскохозяйственный институт. В студенческие годы он писал небольшие заметки, статьи, очерки, публикуя их в газетах. После института работал зоотехником, продолжая писать.


В 1956 приехал учиться в Москву на Высшие литературные курсы, которые многое ему дали. Вернувшись в Киргизию, стал редактором журнала "Лите ратурный Киргизстан", пять лет был собственным корреспондентом газеты "Правда" в Киргизии.


Широкую известность молодому писателю принесла повесть "Джамиля" (1958), позднее вошедшая в книгу "Повести гор и степей" (Ленинская премия, 1963). В 1961 вышла повесть "Тополек мой в красной косынке". Затем последовали повести "Первый учитель" (1962), "Материнское поле" (1965), "Прощай, Гульсары!" (1966), "Белый пароход" (1970) и др.


Первый роман, написанный Айтматовым, - "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок", 1980). В 1988 был опубликован известный роман "Плаха".


По окончании Высших литературных курсов Айтматов работал журналистом в г.Фрунзе, редактором журнала «Литературный Киргизстан». В 1960– 1980-е годы был депутатом Верховного Совета СССР, делегатом съезда КПСС, входил в редколлегии «Нового мира» и «Литературной газеты». За свои произведения Айтматов был трижды удостоен Государственной премии СССР (1968, 1980, 1983).


В 1963 был издан сборник Айтматова "Повести гор и степей", за который он получил Ленинскую премию. Вошедшие в книгу повести "Тополек мой в красной косынке", "Первый учитель", "Материнское поле" повествовали о сложных психологических и житейских коллизиях, происходящих в жизни простых деревенских людей в их столкновении с новой жизнью.


В повести "Джамиля", героем- повествователем которой был 15-летний подросток, проявилась главная особенность прозы Айтматова: сочетание напряженного драматизма в описании характеров и ситуаций с лирическим строем в описании природы и обычаев народа.


В повести "Прощай, Гульсары!" создан мощный эпический фон, ставший еще одной важной приметой творчества Айтматова, использовались мотивы и сюжеты киргизского эпоса Карагул и Коджоджан.


В повести Белый пароход (1970) Айтматов создавал своеобразный «авторский эпос», эти мифологические, эпические мотивы стали основой повести "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977). стилизованный под эпос народный.




Ч. Айтматов смог сделать и дипломатическую карьеру: был послом СССР в Люксембурге. В настоящее время является послом Кыргызстана в Бельгии, не оставляя при этом литературной деятельности (роман "Тавро Кассандры, 1994)








Литературные критики выделили три периода в творческом развитии Ч.Айтматова. Джамиля, Верблюжий глаз, Тополек мой в красной косынке, Первый учитель- произведения первого эта- па. Второй образуют повести Материнское поле (1963 г.) и Прощай, Гульсары! (1966 г.). Третий же начинается с Белого парохода (1970 г.). Это также Ранние журавли, Пегий пес, бегущий краем моря и роман Буранный полустанок.



Цели: вместе с детьми осмыслить прочитанное произведение Айтматова; продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природы; учить подбирать ключевые эпизоды, цитаты для характеристики героев; - развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся, устную речь; формировать интерес к нравственным вопросам, «вечным» проблемам, учить чувствовать слово.


I. Вводная часть Краткое сообщение ученика о жизни и творчестве Ч. Айтматова (В своих лучших произведениях «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря», «Белый пароход», «Буранный полустанок», «Плаха» писатель говорит о нравственных проблемах общества. Все произведения находят живой отклик в душах читателей разных стран. Они объединяют добрых людей, делают их близкими друг другу в чем-то важном, делают людей духовно богаче. Проза киргизского писателя открывает и помогает осознать целый мир человеческих чувств, нравственных поисков).(Ученики некоторые произведения еще не проходили).


2. Обращение к высказыванию писателя (читает учитель). «Искусство должно призывать к радости, жизнеутверждению, оптимизму. Но также верно и то, что искусство должно ввергать человека в глубокие раздумья и потрясения, вызывать в нем полезные чувства сострадания, протеста против зла, давать ему повод сокрушаться, печалиться и жаждать восстановить, отстоять то лучшее в жизни, что оказалось попранным, погубленным…»




II. Сравнительная характеристика Момуна и Оразкула. - Ч.Айтматов во многих своих произведениях прибегает к резким противопоставлениям героев. Такой прием позволяет ярче нарисовать персонажи. Есть ли в повести такие герои? (Момун,Орозкул) 1. Ученики читают определения (запись на доске) великодушный самодовольный надежный эгоистичный трудолюбивый невежественный бескорыстный грубый добрый жестокий приветливый хвастливый скромный мстительный бесхитростный Выясняем, какие из них подходят для характеристики Момуна, а какие для объездчика Орозкула. Детьми приводятся примеры (аналитический пересказ, чтение эпизодов и ситуаций), в которых наиболее ярко проявились в характерах героев эти черты.


2. Беседа - Момуна «много мудрые» люди называют Расторопным. Что означает это слово? (Расторопный – быстрый и ловкий в деле). - Нет ли в этом прозвище какой-то насмешки? Справедливо это по отношению к Момуну? - Почему люди воспринимают доброту старика как чудаковатость, а может, даже глупость? (Доброту люди расценивают как неблагодарное свойство человека. Доброта не ценилась) - Был ли у вас при чтении повести момент, когда вы посочувствовали даже такому герою, как Орозкул, увидели в нем проблеск чего-то человеческого? (Когда пьяный объездчик плачет о своей судьбе. Он все же изредка ощущает свое нравственное убожество).




Момун Оразкул «Мы бугинцы, и в родстве от самой прародительн пиццы нашей – Рогатой Матери – оленихи. А она, пречудная Мать-олениха, завещала нам дружбу и в жизни, и в памяти». «Что тебе? Ты хочешь, чтобы я сделал для тебя что-то? Так я сейчас, ты мне только скажи, в чем твоя нужда?» «Э-э, сын мой, худо, когда люди не умом блещут, а богатством!» «Э-э, сын мой, еще в древности люди говорили, что богатство рождает гордыню, гордыня – безрассудство». «Э-э, сын мой, худо, когда певцы состязаются в славословии, из певцов они превращаются во врагов песни!» «Э-э, сын мой, а там, где деньги, слову доброму не место, красоте не место!» «Как просто вдруг стать счастливым и принести счастье другому! Вот так бы и жить всегда». «Уехать бы в город. Там умеют уважать человека по должности. Раз положено – значит, обязан уважать. Большая должность – больше уважения». «Красотой сыт не будешь». «Запрещена охота там, где маралы водятся. А у нас они не водятся. И мы за них не отвечаем. Ясно?» «Я и не такие головы могу размозжить! И не такие рога обломаю». «Эх, пулемет бы!» (глядя на стаю кричащих галок) «Ну и пусть. Пусть! Мне плохо, почему ей должно быть хорошо?» (предвкушая расправу над женой) «Ух, нет у меня большей власти, не таких бы крутил в бараний рог! Не таких заставил бы ползать в пыли». Составление 3. Цитатной характеристики героев


Аналитическая беседа - Как живется мальчику среди взрослых? Почему так часто ему хочется «уйти куда- нибудь или улететь»? (Мальчику всего 7 лет. Но он уже узнал, что такое жестокость, равнодушие, несправедливость, неблагодарность. Он растет, брошенный отцом и матерью, на попечении деда и неродной бабки. Та постоянно попрекает его и напоминает, что он чужой. Мальчику жаль деда, тетку Бекей.) - Какие вопросы волнуют мальчика? Что он пытается понять? («Почему люди так живут? Почему одни злые, а другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые? Почему есть такие, которых все боятся, и такие, которых никто не боится? Почему у одних есть дети, у других нет? Почему одни люди могут не выдавать жалованье другим?» Вопросы остаются без ответа, и мальчик страдает, затаив обиду. Мальчик не может понять, почему все прощают обиды Оразкулу. Он уверен, что таких людей надо наказывать). - В чем суть мечты мальчика о Белом пароходе? (Это мечта о добрых, любящих людях, об отце и о матери, о справедливости и счастье). - Какие определения вы подобрали бы для характеристики этого героя? (Чуткий, впечатлительный, доверчивый, светлый, дружелюбный, умеющий фантазировать и т.д. Он многому хорошему научился у деда). - Что мальчика заставило сделаться рыбой и уплыть? (Он уплывает «рыбой» в знак протеста против бессердечности взрослых людей. Для мальчика расправа с Матерью-оленихой, в которой участвовал и Момун, стало крушением мира. Его мучило сознание собственной беспомощности, то, что он не в силах был ничего поделать с этими людьми). Образ мальчика




IV. Осмысление заключительных слов повести. 1. Чтение отрывка учителем. - Почему, несмотря на трагический конец повести, в нашей душе рождается светлое чувство? (Мечта мальчика осуществилась: он хотел приплыть к Белому пароходу, рассказать людям о своей жизни, о Расторопном Момуне, о своей вере в Рогатую Мать- Олениху, в красоту, добро и справедливость. Писатель выполнил волю мальчика, повторяя его слова: «Здравствуй, Белый пароход, это я!» В этих словах – победа всего светлого в жизни).


V. Итог урока. - В начале урока вы ответили на вопрос, что же главное в человеческой жизни. Могли бы вы сейчас дополнить свой ответ? (Это совесть. Детская совесть в человеке). - А что такое совесть? (Совесть – это чувство ответственности за свое поведение перед людьми).


Вывод учителя. - Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это чувство называется совестью. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. Совесть объединяет в человеке добро, сердечность, веру и надежду.

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 7 «А» классе

42 гимназии Приморского района

Санкт-Петербурга

Учитель: Темченко Наталия Александровна

Тема: Легенда о Рогатой матери-оленихе из повести Ч. Айтматова «Белый пароход».

Задачи урока:

  1. Найти ответ на вопрос о том, каковы взаимоотношения природы и человека в данном тексте.
  2. Поразмышлять о проблемах нравственности, которые возникают в связи с этой легендой.
  3. Использовать различные формы работы с целью подготовки к написанию сочинения-миниатюры в жанре той же нравственной темы.

Темы сочинений:

  1. Монолог Рогатой матери-оленихи, которая обиделась на людей и увела из этих мест оленей.
  2. «…худо, когда не умом люди блещут, а богатством!»
  3. «…богатство рождает гордыню, гордыня – безрассудство».
  4. «…там, где деньги, слову доброму не место, красоте не место».

План урока:

  1. Кадры из диафильма о Чингизе Айтматове, где говорится о «Белом пароходе».
  2. Слово учителя: Мы с вами уже говорили о мальчике и дед Момуне, узнали о сказке

про белый пароход. Сегодня наша задача познакомиться с легендой о Рогатой матери-оленихе и подготовиться к написанию классного сочинения на темы, которые вы видите на доске.

Вглядимся в линогравюру 1976 года А. С. Осташева, на которой изображен мальчик.

Опишите его лицо .

Ковалева Света: Это лицо ребенка, у которого взрослые глаза.

Дружко Юля: Грустное и серьезное лицо ребенка, который знает что-то лучше, чем взрослые.

Учитель: Почему эта легенда самая любимая у деда Момуна и его внука? На этот

вопрос мы ответим в конце урока. А теперь прочитаем выразительно первый абзац . Его тема – первый пункт плана в тетради.

  1. Киргизское племя на берегу большой и холодной реки Энесай.

Учитель: Прочитайте наиболее важные цитаты из отрывка на тему:

  1. Разные народы на этой реке жили в постоянной вражде.

Ильин Валера: «Человек не жалел человека. Человек истреблял человека…»

Глебовская Анна: «…некому стало хлеб сеять, скот умножать, на охоту ходить…»

Петров Олег: «Легче стало жить грабежом: пришел, убил, забрал».

Учитель: Выпишите в тетрадь действия человека под знаком «+» и « − ».

Чихиркин Сергей: « − »: «жгли жилища», «угоняли скот», «убивали людей».

Дружко Оксана: «+»: «хлеб сеять», «скот умножать», «на охоту ходить».

Учитель: Найдите в тексте вывод.

Сорокин Володя: «Помутился разум у людей».

Учитель: Соедините текст с современностью.

Дружко Оксана: Очень похоже на Чечню, там ведь тоже льется кровь, нет мирной жизни.

Учитель: Отметьте отношение природы к человеку.

Потапенко Валя: Она протестует: появилась странная птица с человеческим голосом, которая пела и плакала жалобно: «Быть великой беде!» Но люди ее не понимали.

  • Пересказ эпизода.

3. Похороны киргизского вождя

  • Прочитайте сцену «Нападение врагов на племя». Выпишите опорные слова.

4. Нападение врагов на племя.

Реплики ребят:

  • невиданное побоище (эпитет)
  • убивали всех подряд
  • покончить с дерзким племенем киргизов
  • чтобы «время занесло сыпучим песком следы прошлого» (метафора)

Учитель: Найдите в тексте главную авторскую мысль. Запишите в тетрадь.

Кузнецов Женя: Человека долго рожать и растить, а убить – скорее скорого.

Учитель: Какова реакция врагов на поголовное убийство?

Лиепин Саша: Радуются богатству, празднуют победу, нет угрызений совести.

Учитель: Как вы думаете, почему выжили мальчик и девочка из племени киргизов?

Никонов Никита: Убежали тайком от родителей в лес драть лыки на лукошки.

Макарова Катя: Природа против того, чтобы племя исчезло с лица земли.

Учитель: А теперь – устное словесное рисование : портреты детей, их поступки, жесты, когда они узнали о трагедии.

Захарченко Таня: Они застыли от ужаса, потом бросились к родной юрте. Мальчик схватил окровавленную руку мертвого отца, стоит с широко открытыми глазами. Девочка, рыдая, упала на мать.

Лебедева Света: Они мечутся по стойбищу, кругом трупы. Дети застыли, прижавшись друг к другу. Потом побежали, взявшись за руки, вслед за врагами прочь от страшного места.

  • Пересказ эпизода.

Учитель: Перескажите эпизод «Дети у врагов»

5. Дети у врагов.

Марьенков Сергей: Они добежали до места, где враги празднуют победу над киргизами. В центре красная юрта…

Учитель: Красный цвет – цвет крови и власти.

Марьенков Сергей: Рядом с юртой стража с серебряными топорами. А еще в юрте белая, как снег кошма.

Учитель: Помните, белый – цвет скорби, да и смерти тоже.

Марьенков Сергей: Хан презирает своих людей, считает, что это он победил киргизов, и велит Рябой Хромой Старухе убить детей.

Учитель: Поразмышляйте над тем, почему он поручает это не мужчине, а старухе.

Захарченко Таня: Возможно, потому, что женщина добрее мужчины. Ведь одна «сердобольная женщина» из его племени «успела сунуть детям по куску вареной конины». Женщина дарит жизнь, убийство ей чуждо. А хан хотел убить не только детей, чтобы они не отомстили за родичей, но и жалость женщин к детям чужого племени.

VI. Анализ эпизода.

Учитель: Прочитайте выразительно диалог старухи и реки Энесай, старухи и оленихи. Выскажите свое мнение о том, почему Старуха хочет столкнуть детей в реку Энесай?

6. Диалог Старухи и реки Энесай.

Ковалева Света: Боится ослушаться хана, жалеет детей. Это быстрая смерть.

Ковалева Катя: Возвращает детей природе. Знает жестокость людей, их жадность, поэтому предпочитает их раннюю смерть разочарованию детей в жестоком мире.

Марьенков Сергей: Не хочет, чтобы они стали жестокими, как взрослые.

Учитель: Мы знаем, что у главного героя повести «Белый пароход» тоже чистая душа и доброе сердце. Дети – всегда символ доброты и чистой совести мира. (запись этого в тетрадь)

Какие другие тексты напоминает обращение старухи к Энесаю?

Захарченко Таня: Она обращается к реке как к живому существу, словно королевич Елисей к Солнцу, Месяцу и Ветру в сказке Пушкина.

Учитель: Энесай (Енисей) – река в Сибири. А это богатый край, но этим детям, двум маленьким песчинкам, нет места в жестоком и алчном мире взрослых. Но за ребятишек вступилась сама мать-природа в лице Рогатой матери-оленихи. Она потеряла двух оленят, но не озлобилась на людей, а хочет спасти человеческих детенышей.

Процитируйте портрет Оленихи. Что он символизирует?

Глебовская Аня: Это символ природы и красоты.

Потапенко Валя: Символ материнской любви.

Учитель: В чем убеждена Старуха и во что верит Олениха?

Анисимова Юля: Старуха считает, что дети вырастут и убьют оленей. Олениха ей возражает: «Я им буду матерью, а они – моими детьми… Разве они станут убивать своих братьев и сестер?»

Учитель: Олениха, то есть мать-природа, не только спасает детей от смерти, но дает им шанс начать новую жизнь, полную гармонии и любви, среди людей, которые близки к природе, ее истокам.

  • Пересказ эпизода.

7. Обретение новой родины.

Анисимова Юля: Олениха уводит детей к Иссык-Кулю. Это долгий путь, во время которого она спасает ребятишек и от волков, и от людей.

Ефимов Дима: Я думаю, это не случайно, ведь есть поговорка, что «человек человеку волк». Это о тех людях, от которых Олениха увела детей.

Учитель: Процитируйте пейзаж озера.

Ремизова Саша: «снежные хребты», «зеленый лес», «море плещется», «белые волны на синей воде», «ветры гонят их». Очень красиво, много эпитетов, цветовых прилагательных. Даже гипербола встретилась: « С одного края» моря =озера «солнце восходит, а на другом еще ночь».

Учитель: Какой завет дала детям Олениха? Как должны жить они и их потомки?

Пальчиков Илья: «землю пахать, рыбу ловить, скот разводить». «Живите здесь с миром тысячи лет. Да продлится ваш род и умножится. Да не забудут потомки ваши речь, которую вы сюда принесли, пусть им сладко будет говорить и петь на своем языке. Живите, как должны жить люди. А я буду с вами и с детьми ваших детей во все времена…»

Учитель: Жить как люди означает:

  • трудиться
  • жить в мире и согласии
  • хранить язык и обычаи предков
  • жить в гармонии с природой.

Природа – их хранительница, символ материнской любви, мудрости и заботы.

(записывают в тетрадь)

Учитель: Как Рогатая мать-олениха еще раз помогла этим детям?

Полякова Надя: Когда девочка стала женщиной и мучилась в родах, разбушевался Иссык-Куль, прибежала Олениха с колыбелью – бешиком, на которой звенел серебряный колокольчик. И сразу родился мальчик, которого назвали Бугубаем в честь Оленихи. Отсюда пошел род бугинцев, для которых Рогатая мать-олениха – святыня, прародительница племени, его добрый ангел – хранитель.

Учитель: Как почитали ее бугинцы?

Пальчиков Илья: На юртах вышивался знак – рога марала. Кроме того,

  • в бою бугинцы, защищая землю, кричали «Бугу!» и всегда побеждали. Так они защищали землю, детей и оленей.
  • Состязались в скачках («Бугу!»)
  • Почитали белых маралов, уступали им дорогу, сходя с лошади (уважали традицию)
  • Красоту любимой девушки сравнивали с красотой белого марала.

Учитель: Почему Рогатая мать-олениха обиделась и ушла из этих мест с маралами?

Ремизова Саша: На поминках одного богатого бугинца его наследники нарушили закон предков: убили белого марала, а его рога водрузили на могилу отца. Кроме того, они посмеялись над стариками («Кто посмел поднять руку на потомство Рогатой матери-оленихи?») Они посадили их на коней задом наперед и прогнали с позором прочь. А до этого еще отхлестали стариков плетками.

Учитель: Какие древние законы были нарушены?

Касьяненко Женя: Они

  • подняли руку на стариков
  • унизили их
  • нарушили закон гостеприимства
  • не вняли советам старцев.

А потом они стали убивать маралов, не стесняясь, продавать их рога, запасасть их впрок.

Учитель: Чем руководствовались эти люди? Как комментирует это автор? Запишите это в тетрадь.

Ковалева Катя:

«Пусть знают люди, какие богатые и щедрые наследники остались после умершего, как они почитают его память».

«Э-э, сын мой, худо, когда люди не умом блещут, а богатством!»

Сорокин Володя:

«Где еще увидишь под солнцем такую счастливую жизнь, такие поминки?»

«Э-э, сын мой, худо, когда певцы состязаются в славословии, из певцов они превращаются во врагов песни»

Захарченко Таня:

«Очень хотелось кичливым сыновьям богача затмить других,…чтобы слава о них пошла по всей земле»

«Э-э, сын мой, еще в древности люди говорили, что богатство рождает гордыню, гордыня – безрассудство».

Глебовская Анна:

«Появились такие люди из рода Рогатой матери-оленихи, что сделали своим ремеслом добычу маральих рогов и продажу их за деньги».

«Э-э, мой сын, а там, где деньги, слову доброму не место, красоте не место».

Учитель: Какое наказание придумала Олениха бугинцам?

Никонов Никита: Она мать, поэтому зла пожелать не может, но она ушла с маралами в другую страну. Уходя, она не проклинала людей, но обещала, что не вернется.

Чихиркин Сергей: С ее уходом не стало хранительницы и святыни у бугинцев. Не будет им теперь удачи, пока люди не опомнятся, не покаются в грехах, не станут жить в гармонии с природой и между собой.

Учитель: Рассмотрите линогравюру 1976 года А. И. Величко. Что вам в ней нравится?

Дружко Юля: Рога оленей как крона деревьев, с которой даже цветы свисают.

Дружко Оксана: Мальчик обнимает олененка, как своего брата или друга.

Ремизова Саша: Много белого фона, может быть, потому, что это символ добра, света, любви и гармонии.

Учитель: Жаль, что это только в мечтах мальчика, да еще в старые добрые времена было возможно.

Задание: Написать сочинение-миниатюру по предложенным темам.

Пересказ эпизода «Похороны киргизского вождя».

Макарова Катя: Он ходил в походы, рубился в сечах. Теперь в легенде подробно описывают обряд похорон: тело несут над Энесаем (материнским руслом), чтобы «душа… пропела последний раз песнь об Энесае»…

Никонов Никита: В этой песне чувствуется единство человека и природы: «река шире, земля родней (о природе), горе глубже, воля вольней (о человеке)».

Макарова Катя: Говорятся слова на погребальной сопке: «Вот твоя река . Вот твое небо. Вот мы , рожденные от одного с тобой корня . Мы все пришли проводить тебя. Спи спокойно». Получается, что человек после смерти возвращается в лоно матери-природы.

Сорокин Володя: На могиле батыра устанавливается каменная глыба, похожая на ту, что изображена за спиной мальчика на линогравюре.

Анисимова Юля: Каждая семья прощается с батыром у своей юрты, висят белые флаги скорби. Ведь это беда всего племени.

Ипатов Сергей: С ним будут зарыты доспехи, щит и копье, конь с погребальной попоной. Звучат трубы и барабаны.

Кузнецов Женя: Плакальщицы распустили волосы, а джигиты опустились на колено, чтобы поднять на плечи бренное тело.

Ипатов Сергей: А еще будут принесены в жертву девять кобылиц, девять быков и девятью девять овец.

Учитель: Все это обряды язычников, которые поклоняются многим богам, олицетворяющим природу. И прежде всего это поклонение Энесаю (Енисею), что в переводе означает «материнское русло».


Тема: Ч. Айтматов «Белый пароход»

Цель: через изучение повести Ч. Айтматова «Белый пароход» понять, в чем заключается истинная доброта человека, мечта человека.

Задачи:

    осмыслить прочитанную повесть Ч. Айтматова; раскрыть внутренний мир героев повести; продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природы.

    развивать эмоционально-образное, критическое мышление, устную речь, внимание; развивать навыки анализа текста, умения работать самостоятельно; развивать умения и навыки цитатной характеристики литературных героев; развивать навыки сценического мастерства.

    воспитывать высокие нравственные качества: доброту, высшую справедливость, любовь к природе, к животным, уважение к человеку, его внутреннему миру.

Оборудование: презентация PowerPoint «Жизнь и творчество Ч.Айтматова», презентация PowerPoint по теме урока, художественный фильм «Белый пароход», цветные стикеры, таблицы, ватман, маркеры.

Эпиграф урока: «…И не забывайте совершать добрые поступки, тогда люди вас не забудут. В этом смысл жизни.»

Ход урока:

этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценивание

Ресурсы

1

1 .Организационный момент: установка на внимание, приветствие, деление на группы

2. Целеполагание:

Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на уроке.

С чего вы начнёте?

С помощью цветных стикеров распределяются на 4 группы.

Оформление записей в тетрадях.

Определение целей и задач урока.

Стикеры 4-х цветов.

Рабочие тетради.

Презентация PowerPoint . Слайды «Тема, Цель, Задачи, Ожидаемые результаты, Эпиграф урока»

2

Стадия вызова: проверка и прослушивание подготовленных заданий дома

1.Представление презентации «Жизнь и творчество Ч.Айтматова» -

2.Сообщение об истории создания повести «Белый пароход» -

Оценивание цветными стикерами:

зеленый –«понял», желтый-«не совсем понял», красный-«совсем не понял»

Цветные стикеры, презентация PowerPoint

3

Стадия осмысления:

1. Проводит словарную работу: определение значения слов «добро», «доброта».

2. Проводит беседу по прочитанной повести.

3.Организует работу в группах

4.Просмотр фрагментов худфильмаБ.Шамшиева «Белый пароход»:легенда о матери-оленихе.

Проводит беседу.

5.Работа в группах

6. Ролевая игра «Суд»

7. Творческая работа: каждая группа придумывает важный совет, помогающий избежать зла; учитель тоже участвует

1.Встают вкруг, берутся за руки и говорят друг другу добрые слова.

2.Работа в группах:

1группа-работают с Толковым словарем;

2-3группы-записывают ассоциации;

4группа-делают вывод.

Отвечают на вопросы

Работа в группах:

1группа-составить цитатную характеристику героев;

2-4группы- составить сравнительные портретные характеристики героев.

Просматривают худ фльм.

Отвечают на вопросы

Работа в группах: подготовить сообщения на вопросы по образу мальчика

Участвуют в ролевой игре «Суд»: судья, мальчик, дед Момун, Орозкул, тетка Бекей, Кулубек, от автора

Групповая работа: каждая группа придумывает 1 важный совет, записывают на слайд

Взаимооценива\ние

Взаимооценива

ние

Взаимооценива

ние

Оценивание учеников-актеров

Толковый словарь, ассоциативные карты

Слайд «Вспомним прочитанное!»

Слайд «Сравним литературных героев!»

Худфильм.

Слайд «Побеседуем!»

Слайд «Какой он? Мальчик?»

Слайд «5 важных советов»

3

Рефлексия

1. Дает задание группам: написать синквейн на ключевые слова урока.

2. Дает задание: написать свою рефлексию сегодняшнего урока

Проводят рефлексию:

1-2 группы – «мечта»,

3-4 группы -«добро».

Проводят свою рефлексию – заполняют карточки

Самооценивание

Слайд «Проведем рефлексию!»

Карточки «Моя рефлексия сегодняшнего урока»

4

Оценивание

Проводят самооценивание -заполняют таблицы с дескрипторами, выставляют оценки

Самооценивание

Слайд

«Оценим свои знания и умения на уроке»

Дескрипторы

5

Домашнее задание

Дает домашнее задание:

написать сочинение «Доброта – признак силы, а не слабости…»;

Записывают домашнее задание

Слайд «Домашнее задание»