Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

«Душевная трагедия Катерины» по драме Островского «Гроза. В чем трагедия катерины по драме островского гроза

Одним из шедевров русской драматургии по праву считается пьеса А.Н. Островского «Гроза», которую сам автор оценивал как творческую удачу.
Главный конфликт «Грозы» - это столкновение пробуждающейся личности в условиях «темного царства» с его догмами, деспотизмом и фальшью. Этой личностью была Катерина.
Ее жизнь немыслима без солнечных восходов и закатов, росистых трав на цветущих лугах, полетов птиц, порхания бабочек с цветка на цветок. С нею заодно и красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой простор. Через всю пьесу проходит светлый образ птицы, поднявшейся к голубым просторам небес. Это образ одухотворенной души, поднявшейся на высоты духовного совершенства. И сама Катерина мечтает стать птицей: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Нужно обратить особое внимание на то, как молится Катерина, «какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится», что-то иконописное есть в этом лице, от которого исходит светлое сияние, ее молитва - светлый праздник души, это ангельские хоры в столпе солнечного света, льющегося из купола, перекликающиеся с пением странниц, щебетанием птиц. «Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится».
Всю радость жизни Катерина переживает в храме, в саду, среди трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы. В мечтах юной Катерины есть отзвук христианской легенды о рае, божественном саде, возделывать который было завещано первородным людям. Жили они, как птицы небесные, и труд их был трудом свободных и вольных людей. Они были бессмертны, и время не имело над ними губительной власти: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю... Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много». Позднее, в трудную минуту жизни, Катерина сетует: «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы... с василька на василек, по ветру, как бабочка».
В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь, от нее героиня ждет слишком многого. Женщина гордая, волевая, она отдана замуж за слабого, безвольного, находящегося в полном подчинении у матери Тихона. Натура одухотворенная, светлая, мечтательная, она попала в атмосферу лжи, жестоких законов, полюбила «бескрылого», несамостоятельного Бориса, любовь к которому не утолила ее тоску. Катерина чувствует свою вину перед Тихоном и Кабанихой, и не столько перед ними, сколько перед всем миром, перед царством добра. Ей кажется, что вся вселенная оскорблена ее падением. Только полнокровная и духовная личность может так ощущать свое единство с мирозданием и обладать столь высоким чувством ответственности перед высшей правдой и гармонией, которая в нем заключена. Решение покончить с собой приходит к Катерине вместе с внутренним оправданием, ощущением свободы и безгреховности после пережитых ею нравственных бурь. К концу драмы исчезает страх геенны огненной, и героиня считает себя вправе предстать перед высшим нравственным судом. «Смерть по грехам страшна», - говорят в народе.
Но вместе с одухотворенностью в Катерине живут и слабости. Она с детских лет привыкла к мечтаниям и наслаждению красотами природы и не привыкла к оскорблениям, с которыми она встретилась позднее в «темном царстве». До ее падения у нее не было никакого сомнения, что она после смерти попадет в рай, и она не задумывалась о страшных муках в аду. Катерина не замечала своей гордости, и это погубило ее после того, как она столкнулась с трудностями жизни. С первого взгляда кажется, что она совершила подвиг, на самом же деле она уклонилась от него. Нам кажется, что добровольно уйти из жизни - это страшно, на самом же деле это во много раз легче, чем переносить страдания и оскорбления людей и бороться со всеми трудностями жизни, что и есть настоящий подвиг; ибо в Библии сказано: «Претерпевший же до конца, спасется». Все грехи прощаются тому, кто искренне раскаивается в них: «Покайтесь, и помилованы будете». Только один грех не прощается человеку - это самоубийство.
Пьеса очень близка нашему времени, хотя и была написана более века назад, так как в наш век с пристрастием к спиртному, наркотикам участились случаи самоубийств, и многие забыли о душе и любви. Господь говорил: «Многие прейдут под именем беззакония, во многих охладеет любовь». И мы видим это в распространении многочисленных религий и популярности экстрасенсорики, «которые приходят к нам в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные». Немногие сейчас заботятся о своей душе, а больше о теле, как бы больше поесть и попить да посмотреть что-то интересное по телевизору. Так проходит наша скучная, однообразная жизнь, и только некоторые из нас по-настоящему задумываются о ней, только ближе к старости мы начинаем понимать, что не сделали ничего полезного никому и прожили жизнь напрасно. Апостол Павел говорил о человеческом теле: «Земля есть и в землю отыдеши», но душа бессмертна, и нужно задуматься, куда она попадет - в рай или ад.

В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60~х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назревают революционные выступления народа. Они направлены на. улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию. На примере образа Катерины изображена борьба всего народа против «темного царства» и его патриархальных порядков.

Главным персонажем в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является Катерина. Ее протест против «кабановских» порядков, борьбу за свое счастье и изображает в драме автор.

Катерина выросла в доме небогатого купца, там возмужала духовно и морально. Катерина была незаурядной личностью, и в чертах ее лица была какая-то необычайная прелесть. Вся она «дышала» русской, истинно народной красотой; вот как говорит о ней Борис: «Какая-то у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

До своего замужества Катерина «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», занималась чем хотела и когда хотела, никто и никогда не заставлял ее и не принуждал делать то, что ей, Катерине, не хотелось.

Ее духовный мир был очень богат и многообразен. Катерина была очень поэтической натурой с богатым воображением. В ее разговорах мы слышим народную мудрость и народные высказывания. Ее душа стремилась к полету;, «Отчего люди не летают как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Душа Катерины «воспитывалась» и на рассказах богомолок, которые каждый день были в доме, и на шитье по бархату (шитье воспитало ее и привело в мир красоты и добра, в мир искусства).

После замужества резко изменилась жизнь Катерины. В доме Кабановых Катерина была одна, ее мир, ее душу ник то не то не мог понять, Это одиночество было первым, шагом к трагедии. Резко изменилось и отношение домашних к героине. Дом Кабановых придерживался таких же порядков и обычаев, как родительский дом Катерины, но здесь «все как будто из-под неволи». Жестокие порядки Кабанихи притупили в Катерине стремление к возвышенному, с этих пор душа героини падала в бездну.

Еще одна боль Катерины - непонимание ее мужем. Тихон был добрым, ранимым человеком, очень слабым по сравнению с Катериной, у него не было никогда своего мнения - он подчинялся мнению другого, более сильного человека. Тихон не мог понять стремления своей жены: «Не разберу я тебя, Катя». Это непонимание приблизило Катерину еще на один шаг к катастрофе.

Трагедией для Катерины стала и любовь к Борису. По словам Добролюбова, Борис был таким же как и Тихон, только образованным. Из-за своей образованности он и попал в поле зрения Катерины. Из всей толпы «темного царства» она выбрала его, отличавшегося немного от остальных. Однако Борис оказался еще хуже Тихона, он печется только о себе: он думает только о том, что скажут о нем окружающие. Он бросает Катерину на произвол судьбы, на расправу «темного царства»: «Ну, бог с тобой! Только одно и надо просить у бога, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай!».

Катерина же искренне любит Бориса, беспокоится о нем: «Что-то он теперь, бедный, делает?.. За что я его в беду ввела? Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье - ему вечный позор!».

Нравы города Калинова, его грубость да «бедность нагольная» были не приемлемы для Катерины: «Коль захочу, так и уйду, куда глаза глядят. Никто не остановит меня, уж таков

Характер у меня».

Высокую оценку произведению дал Добролюбов. Катерину он назвал «лучом света в «темном царстве». В ее трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В образе Катерины Добролюбов видит воплощение «русской живой натуры». Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. Поступок Катерины неоднозначен.

Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» является прекрасным образом русской женщины в русской литературе.

Драма А.Н. Островского «Гроза» - самое значительное произведение драматурга - появилась в 1860 году, в пору, когда ломались устои крепостничества и в душной российской атмосфере действительно собиралась гроза.

В основе произведения - конфликт молодой женщины Катерины с «темным царством», царством самодуров, деспотов, невежд. Понять, почему возник этот конфликт, почему конец драмы столь трагичен, можно, лишь заглянув в душу Катерины.

Со слов Катерины мы узнаем о ее жизни в девичестве: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству, «наряжала, как куклу». Жизнь в родном доме была свободной: девушка рано вставала, шла умыться к роднику, поливала ключевой водой цветы, которых было много в доме, шла с матерью в церковь, а потом занималась рукоделием и слушала рассказы странниц, которыми вечно был полон дом.

От природы Катерина - натура цельная, страстная, мечтательная. Она всей душой искренне принимает веру. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится!» На службе и в снах она часто улетала на небо, парила над облаками, общалась с ангелами. Ей случалось подняться среди ночи и до утра молиться и плакать. О чем она молилась, о чем плакала - она и сама не знала. Всего того, что противоречило ее представлению о жизни, она просто не замечала, уносясь в мечтах на небо.

При всей своей набожности Катерина наделена от природы сильным характером и свободолюбием. Однажды, в возрасте шести лет, обидевшись на что-то, она ночью убежала на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега! Еще одной важной деталью ее жизни было то, что она жила в своем мире, отгороженном от реальной действительности. Жизнь ее была чиста и целостна, душа пребывала в покое. Наивная, добрая, набожная девушка с задатками сильной, целостной, свободолюбивой личности - вот что такое Катерина до замужества.

Замужество меняет все. Хотя Катерине в каком-то смысле даже повезло: ее муж хоть и подчинен матери, но жену не обижает и даже по-своему защищает. Отчего же мы с самого начала пьесы понимаем, что душа Катерины страдает и мечется?

Первое, чего лишилась Катерина, выйдя замуж, - свободы. В доме, не ставшем для нее родным, ей тяжело от самой необходимости жить в замкнутом пространстве, быть запертой в четырех стенах, ограниченной лишь кругом домашних забот. Катерина уважает себя, и домостроевские замашки Кабанихи постоянно ранят ее чувствительную душу. Она не умеет не замечать их и не реагировать на них, она не хочет и не может молчать, выслушивая незаслуженные попреки. Отстаивая собственное достоинство, Катерина разговаривает со свекровью на «ты», как с равной себе.

После постоянного общения с природой, которым было наполнено ее детство, для Катерины невыносимо затворническое существование, полное обмана, лицемерия, жестокости, бесправия, подчинения чужой воле, ей душно и скучно в доме свекрови.

К тому же замуж ее выдали очень рано, без любви, она, по словам Вари, не нагулялась в девках, сердце ее «не уходилось». Но по мнению самой Катерины, оно и не «уходится» никогда: «слишком горячей родилась». Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик, ни на кого тебя не променяю». Но любить искренне и открыто, как того просит душа, в «темном царстве» не принято: Кабаниха одергивает невестку: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». Катерина признается Варваре: «Да здесь все как будто из-под неволи».

Глотком свободы становится для нее чувство к Борису, вспыхнувшее с первого взгляда и ставшее причиной ее нескончаемых душевных страданий. Для набожной женщины сами помыслы о любви к чужому мужчине греховны. Отсюда подавленность Катерины, страх, предчувствие близкой гибели. Внешне она еще ничего не совершила, но уже преступила свой внутренний нравственный закон и терзается чувством вины. Вот почему она уже не испытывает восторга от посещения церкви, не может по-прежнему молиться, не в состоянии сосредоточиться на своих мыслях. Тревожные думы, бередящие душу, не дают ей любоваться природой. Изменились и ее сны. Вместо райских кущ видится ей кто-то, кто обнимает ее горячо-горячо и уводит куда-то, и она за ним идет. Внутренне она уже согрешила и осознает свою любовь как «страшный грех», а потому боится умереть вдруг, без покаяния, предстать перед Богом «как... есть, со всеми... грехами, со всеми помыслами лукавыми».

Ей тяжело дома, ей хочется бежать от свекрови, которая все время унижает ее человеческое достоинство, от тоски она готова что-то сделать с собой. Борясь со своими чувствами, как утопающий, хватающийся за соломинку, она просит мужа не оставлять ее одну. Но тот говорит, что сам устал от жизни в маменькином доме и хочет погулять на воле. Нет у Катерины и детей, а они могли бы скрасить ее одиночество и стать ее опорой: «Деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать - ангелы ведь это».

Так Катерина остается одна. Варя не понимает ее, считает слишком мудреной, выступает в роли искусительницы, передавая ключ от калитки и обещая прислать Бориса. По ней - делай что хочешь, лишь бы все было шито-крыто. Когда-то и она, как Катерина, не умела врать, но жизнь научила ее и вранью, и лицемерию.

Почему в борьбе мотивов: увидеть Бориса или выкинуть ключ -побеждает первое желание «будь что будет, а Бориса я увижу!»? Катерина не лукавила даже перед самой собой, она знала, что идет на грех, но, видимо, настолько непереносимой стала для нее ее жизнь, что она решает: «Мне хоть умереть, да увидеть его». И на первом свидании Катерина говорит Борису: «Ты меня загубил!»; «Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь!»

Жить со столь тяжким грехом на душе Катерина не может. Потому-то она так боится грозы. Она для нее - проявление гнева Божьего. Быть убитой грозой (а она уверена, что та обязательно убьет ее) и предстать перед Богом, не раскаявшись, кажется ей невозможным. Ее собственный суд над собой для нее невыносим. Сокрушены ее внутренние устои. Тут не просто «семейный обман» - произошла нравственная катастрофа, нарушены казавшиеся Катерине вечными моральные нормы. Единственным способом спасения своей души считает она покаяние. Но ее публичное признание не нужно никому, даже мужу: «Не надо, не надо! не говори! Что ты! Матушка здесь!»

В представлении обывателей ее страдания и не трагедия вовсе: мало ли случаев, когда жена погуливает в отсутствие мужа. К тому же Тихон любит Катерину и прощает ей все. Но она не в состоянии простить саму себя, и оттого жизнь превращается для нее в постоянную муку, одна смерть кажется ей избавлением.

Катерина не стала бы Катериной, получившей литературное бессмертие, если бы у нее все было «шито-крыто». Так же как нестрашен для нее суд людской, так невозможна для нее никакая сделка с совестью. «Нет, мне что домой, что в могилу - все равно... В могиле лучше».

Душевная драма Катерины заканчивается трагедией. Такое наказание за свой грех назначила сама себе эта решительная, цельная, русская натура. И если на минутку забыть, что пьеса написана полтора столетия назад, то можно увидеть, что подобная драма могла случиться не только в ту отдаленную эпоху, она возможна во все времена. Потому что это драма свободолюбивой личности, которая не может развернуться в невыносимом для себя окружающем мире насилия, прежде всего над человеком. Это драма нравственной личности в мире окружающей безнравственности. В самой невозможности для человека примирить эти противоречащие начала я и вижу причину драмы Катерины.

Основным конфликтом пьесы Островского « » является борьба старого, архаичного и нового. Но нельзя упускать также и личностный конфликт между человеческими чувствами и человеческими принципами.

В один из дней в «темном царстве» - месте, где правит тирания и страх, появляется совершенно другой человек, который отличается от всех своей честностью, открытостью и преданностью. Этим человеком была главная героиня произведения Катерина. Именно непохожесть на других стала причиной жизненной трагедии девушки.

В Островский показал нам чистый и непорочный характер русской женщины. Женщины, которую отличает горячее сердце и твердый характер.

Пьеса начинается описание красот Волги. Красота и нетронутость природы стали фоном, на котором развивалась трагедия главной героине. Вроде бы все в Калинове спокойно, жизнь идет своим чередом, если бы сила общественного мнения, которая подтолкнула Катерину к обрыву.

Будучи сильной личностью, главная героиня сначала не обращает внимания на общественную молву, ей все равно, что про нее говорят и думают. Она не боится людского суда. Но, к сожалению, людской суд для Катерины стал невыносим. Она говорит: «Все и ходят за мной целый день, и смеются мне прямо в глаза...».

Трагедия главной героини случается на глазах у жителей Калинова. Она признается публично в измене мужу, она сводит счеты с жизнью у всех на виду.

Островский показывает нам Катерину, как очень чуткую натуру с богатым внутренним миром. На страницах произведения мы видим главную героиню в различных эмоциональных состояниях. Она, то грустить, то радуется, то тоскует, то находится в смятении чувств, то в порыве страсти. Катерина словно возрождается, влюбляясь в Бориса. Конечно же, она пытается гнать от себя любовные мысли, она не готова предать своего мужа, но потом признается сама себе, что образ Бориса постоянно находится перед ее глазами. В конечном итоге, главная героиня остается верна своим принципам. Она продолжает терпеть издевательства Кабанихи.

В сцене прощания с Тихоном, Катерине снова пришлось испытать силу своего терпения. Девушка была обижена отношением своего мужа, ведь в его речах были слышны слова его матери. В этот момент Катерина почувствовала, что произойдет непоправимое после отъезда Тихона.

В эпизоде с ключом девушка пытается разобраться в своих чувствах. Но понимает, что себя не обмануть. В этом мы видим всю силу характера Катерины. Она не хочет и не может притворяться, быть не честной с собой. Девушка сетует на горечь своего положения. Именно оно и подтолкнуло Катерину на решительные действия. Главная героиня принимает окончательное решение быть с Борисом, а последствия ее уже не волнуют.

Находясь у калитки в сад, Катерина все еще сомневается в правильности своего поступка, но потом идет по зову своего сердца.

Главная героиня не испугалась общественной молвы. Она публично заявила о своей измене мужу. Катерина понимала всю греховность своего поступка, но готова была переступить через свои принципы и быть с любимым человеком.

В финале пьесы Катерина погибает. Ее поступок можно оценивать по-разному. Она не смогла реализовать свою мечту – быть с любимым человеком, но смогла показать всю трагедию «темного царства», что погубило ее.

Катерина смогла предать свои принципы ради любви. Для нас она никогда не будет падшей женщиной. Мы запомним ее как человека, который боролся за свою мечту пусть даже таким образом.

Драма «Гроза» была написана в 1859 году. Это было переломное время для России. Патриархальные порядки, для которых «отсутсвие всякого закона, всякой логики- вот закон и логика этой жизни», начали рушиться. На смену им приходят новые веяния, новые мысли, новые люди. Но Островский в пьесе «Гроза» показал, насколько силен еще старозаветный уклад жизни, как еще очень немногие выказывают протест патриархальному строю. По словам Добролюбова, «Островский обладает глубоким понимаем русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны.» В пьесе очень четко описаны быт и нравы города Калинова и очень красочно обрисованы образы главных героев.
Но среди всех образов выделяется один – Катерины, который Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве».
Катерина – молодая женщины, которая обладает силой духа, стойким характером, но в то же время поэтична и наивна.
Катерина выросла в атмосфере любви и понимания. «Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу», - вспоминает она о своем детстве. Это время ассоциируется у нее со свободой, со счастьем – «я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Ее ни в чем не ограничивали – «что хочу бывало, то и делала».
И вот из этого спокойного, незаметного, тихого мира Катерина попадает в дом Кабановой, где «все как будто из-под неволи». «В доме ее матери было то же, что и у Кабановых», - заметил Добролюбов. Но отсутствие свободы делает ее жизнь совершенно невыносимой. У Катерины богатый внутренний мир, этим она восполняла одноообразие дней, но в доме у Кабановой даже ее вображение не приходит ей на помощь. Как замечает Добролюбов, «в сумрачной обстановке новой семьи начала чувствовать Катерина недостаточность внешности, которою думала довольствоваться прежде. Под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как нет свободы ее чуствам.» Она скучает, ей одиноко, ей противен этот дом, но она терпит. Катерина будет терпеть, пока может, пока она в состоянии выносить «напраслину» и тиранию свекрови, пока еще способна находить утешенеие в церкви, в религии. «А уж коли очень мне здесь опостылит, так не удержат меня здесь никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь», - горячо заявлет Катерина.Вообще, горячность – черта, присущая Катерине. «Уж такая я зародилась горячая», -говорит она. И именно это качество не дает ей смириться со своим положением в доме. Поэтому она начинает борьбу.
Катерина из всех героев выделяется своей силой: силой духа, силой воли, силой характера. Она единственная, кто смеет возражать Кабанихе.Ее слова-протест обессиливают Кабанову, но это только то немного, что может сделать Катерина в одиночку. Несмотря на свою силу, Катерина еще очень слаба, чтобы бороться с патриархальным укладом жизни сама.
Она еще бессильна перед домостройскими порядками. Но за себя она постоит. Она не позволит себя унизить. Катерина остаивает свое человеческое достоинство со свойственными ей силой и горячностью. «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» -восклицает она на попытку Кабанихи унизить ее. Ее оскорбленное чувство собственного достоинства не дает ей промолчать на обидное слово. Она возражает, но это возражение пока единственное, что она может сделать для собственной защиты.
Но вместе с силой в характере Катерины сочетаются также нежность, поэтичность, религиозность, мечтательность. И все эти черты искренние, а не лживые и лицемерные, как у «темного царства». Если Катерина верит в Бога, то эта вера чиста. Она видит в религии успокоение, утешение. Церковь – спасение для нее от гнета и тирании Кабановой. Вот как Катерина отзывается о церкви: «Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу ничего, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». Она очень поэтичная девушка. Ее речь льется. Образы, возникающие у нее, красочны и богаты. Вообще, Катерина – нежная, непосредственная, наивная. Но именно это и помогает ей терпеть Кабанову и ее порядки. Добролюбов сказла о Катерине: «Катерина... может быть уподоблена большой многоводной реке: она течет, как требует ее природное свойство; характер ее течения изменяется сообразно с местностью, через которую она проходит, но течение не останавливается; ровное дно, хорошее – она течет спокойно, камни большие встретились – она через них перескакивает, обрыв – льется каскадом, запружают ее – она бушует и прорывается в другом месте». И в спокойной жизни Катерины появился такой «прорыв». Им стал Борис. По словам Доборолюбова, «чувство любви к человеку, желание найти родственный отзыв в другом сердце, потребность нежноых наслаждений естественным образом открылись в молодой женщине и изменили ее прежние, неопредленные и бесплотные мечты.» Но помимо простого стремления к любви, Катерина хотела найти в Борисе опору и поддержку, которую она не находила в муже, и возможность вырваться из ужасной среды «диких и кабановых». Борис – первая настоящая любовь в жизни Катерины. «Молоду тебя замуж отдали, погулять тебе в девках не пришлось», - замечает Варвара. Катерина вышла замуж не любя Тихона, но она пытается сделать это. Однако муж ее оказался ничтожеством, он не понимает Катерину. Это безвольный, бесхарактерный человек, который сам стремится вырваться из-под железной руки матери – ему не до жены. Катерина пытается дать ему клятву: она не смогла бы переступить через данное себе и мужу слово, но ее верность Тихону не нужна. Остается еще одна преграда –спасение – собственная совесть и страх перед божьим судом. В Катерине происходит внутренняя борьба между чувством к борису и долгом перед мужем. Катерине труднее всего переступить через долг к Тихону, но ничто не может удержать ее стремления к счастью. «Да может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выйдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела восопльзоваться. Да что я говорю-тоб что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!» - уговаривает себя Катерина. Поборов себя, она понимает, что ей уже ничего не страшно «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Она пожертвовала всем ради Бориса, но оказалось, что он такой же безвольный, как ее муж.
И, когда Катерина под влиянием обстоятельств признается в своем грехе, ей не на кого опереться, незачем жить. Ей «что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше...» катерина бросается в Волгу, тем самым протестуя против быта по «Домострою», угнетенного положения женщины в семье, в обществе. «И дело кончено: она не будет более жертвой бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти, с бесхарактерным и противным ей мужем. Она освобождена!.. Грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход».
Трагичен конец Катерины, но он служит призывом к борьбе с саможурством. Трагедия Катерины – «протест против кабановский понятий о нравственности, протест, доведенный до конца...» Так Добролюбов определил значение образа Катерины. Трагедия Катерины в том, что она не находит в обществе подобных себе по силе характера и стремлениям людей. Катерина бросает вызов обществу «диких и кабановых» и своим трагичным концом вызывает еще большее уважение к своему образу, так как только сильный характер может решиться на такое.