Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Сенегал культура. Традиции и обычаи Сенегала

Сенегал, государство в Западной Африке

Сенегал (Senegal), Республика Сенегал, государство в Западной Африке. Среди немногочисленных памятников средневековой художественной культуры на территории Сенегал - могильники в виде круглых насыпей, ювелирные украшения и керамика с простейшим процарапанным и штампованным орнаментом (вероятно, XII-XIV вв.). Среди типичных для Сенегала видов жилища - круглые хижины из ветвей, часто обмазанных глиной, с конической травяной кровлей, прямоугольные глинобитные хижины с травяной четырехскатной кровлей, глинобитные дома сложного плана, а также постройки на деревянном каркасе, выступающим на фасаде в виде пилястр (в городах). Для многочисленных глинобитных мечетей характерны подковообразные арки, ступенчатые зубцы, венчающие стены (мечеть в Тубе, 1931-63). Современное строительство, проникнутое духом французского функционализма , сосредоточено в столице Сенегала - Дакаре. Станковые скульптура и живопись Сенегала развиваются с середины XX в., особенно интенсивно после провозглашения независимости государства (1960). Ведущее положение занимает "дакарская школа живописи", возникновение которой связано с деятельностью Школы искусства в Дакаре (основана в 1960). Произведения мастеров дакарской школы (Папы Ибра Талла, Ибу Диуфа) отличаются орнаментальным рисунком , повышенной декоративностью, обращением к фольклорным образам. Эти черты свойственны и графике (Амаду Йеро Ба), иногда принимающей заострённо-публицистическую направленность. Развиты традиционные художественные ремёсла: изготовление масок из дерева и слоновой кости, резьба по дереву (мебель, предметы обихода), гончарство (посуда с геометрическим орнаментом), плетение (корзины, циновки с красными и чёрными узорами], филигранные работы по золоту.

Культурные традиции Сенегала. Мода

Столица Сенегала, Дакар, некогда считался самым европейским городом Черной Африки. Но с тех пор, как сорок с лишним лет назад французы оставили страну, чем дальше, тем явственней в облике Дакара проступают африканские черты - включая и не самые приятные - грязь, нищета, перенаселенность… При всем том, даже в совсем бедных районах бросается в глаза - люди огромное внимание уделяют своей внешности. Сенегалец может носить заношенные до дыр штаны и рубашку, но они обязательно будут свежевыстиранными. И это мужчины, а уж сенегальские женщины - они не только, как принято считать, первые красавицы Африки, но и первые модницы. У сенегальских женщин стремление к красоте - в крови. Все они стараются одеться помоднее и покрасивее. И это не зависит ни от возраста, ни от того, состоятельны они или бедны.

Спрос, как известно, рождает предложение. В Дакаре - а это как-никак многомиллионный столичный город - работают десятки (если не сотни) дизайнеров одежды. Случайно выяснилось, что одну из них зовут Дашей, так что мы просто не могли с нею не познакомиться. Как получилось, что африканской девочке родители дали такое имя, Даша сама толком не знает. Даша: "Вообще-то тюрбан нельзя назвать принадлежностью сенегальского костюма… Дело в том, что мусульманкам положено покрывать голову - без этого им даже выходить на улицу нельзя. А тюрбан красиво сочетается с платьем. Так и возникла общеафриканская мода носить тюрбан. Тюрбан замечателен тем, что ему можно придать любую форму".

Даша родом из Бенина, уже двадцать один год живет в Сенегале, а паспорт у нее французский. Искусство модельера она постигала, работая в Соединенных Штатах и во Франции. Отсюда и космополитичность ее авторского стиля. "Меня нельзя назвать типичным представителем сенегальской индустрии моды. В последних коллекциях я много использую общеафриканскую символику, стараюсь вписать ее в более широкий контекст, сделать понятной людям, живущим за пределами Африки. Мне кажется, мода должна быть обращена ко всем - в том смысле, что я делаю одежду в Сенегале, а носить ее сможет кто угодно - те же русские, например".

Изделия сенегальского модельера с удовольствием покупают французы, и одно время Даша выполняла заказы парижских магазинов. Но ее небольшая пошивочная мастерская не смогла выдержать заданные западными партнерами темпы и объемы поставок. У Даши работают девять человек - только мужчины. Она пробовала нанимать портних, но быстро отказалась от этой затеи - сенегальские женщины слишком любят посудачить, так что за день они едва успевают прострочить с десяток швов. Портные-мужчины относятся к делу куда серьезнее…

Авторские коллекции, которые модельер выпускает раз в два-три года, стабильного дохода, понятно, приносить не могут. Заработок Даше дают заказы на униформу для официантов, охранников, персонала отелей. Но все же Даша прежде всего художник и большую часть творческих сил вкладывает в создание коллекционной одежды - такой, какую можно надеть в любой стране мира, что называется, и в пир, и в мир, и в добрые люди. При этом все ее вещи - одни более отчетливо, другие под сурдинку - говорят: "Мы из Африки". Даша: "С первого взгляда вы и не скажете, что этот символ - африканский. Нечто похожее можно найти и в Полинезии. То же и с этим символом… Каждый волен толковать их, как ему заблагорассудится, вкладывать в них свое содержание…" Помимо одежды Даша разрабатывает дизайн различных аксессуаров для дома в том же узнаваемом стиле. Даша: "Например, подстаканник… Дно его сделано в форме одного из моих любимых символов - канаги. Канага вообще-то - гвинейское божество. Я взяла традиционное его изображение и стилизовала".

Как всякий модельер, Даша стремиться создавать не просто одежду, а законченные ансамбли. Стефани Сильо, ювелир: "Мы с Дашей сейчас разрабатываем линию украшений - они будут на моделях во время показов ее новой коллекции… Я использую стеклянные бусины, которые легко найти на любом африканском рынке, особенно в Западной Африке. Они бывают самые разные: зеленые, красные, желтые… Цвета всегда такие насыщенные…" Украшения и аксессуары, дополняющие Дашины наряды, и по стилю, и по месту изготовления бесспорно африканского происхождения.

А вот яркие, хорошо узнаваемые ткани, как правило, оказываются вовсе не африканскими. Большую их часть завозят на континент из Индонезии и Шри-Ланки - стран с традиционно развитой текстильной промышленностью. Азиатские производители еще в середине прошлого века поняли, что рынок Черного континента практически неисчерпаем, и стали выпускать ткани, отвечающие вкусам африканцев. За образец они взяли несколько десятков распространенных в Африке орнаментов - в результате одежда сенегальцев и кенийцев, камерунцев и мадагаскарцев теперь отличается только фасоном, но не рисунком. Тоже своего рода глобализация…

Даша: "В Сенегале работает много дизайнеров одежды, модельеров. Но большинство из них не замыкаются в рамках сенегальской культуры. Как и я сама, они всего лишь отталкиваются от сенегальской культуры, пытаются, так сказать, открыть африканскую моду всему миру". Впрочем, в Сенегале, как и в других странах Африки, многие женщины сохраняют верность привычной, традиционной одежде. Ее, как правило, носят в деревнях. По африканскому платью в столичном же Дакаре можно сразу узнать вчерашнюю провинциалку - либо даму, принадлежащую к самым обеспеченным слоям общества. Запросы богатых клиенток удовлетворяют модельеры, которые, в отличие от Даши, целиком ориентированы на африканскую аудиторию.

Даша: "Мадам Дюма Дьян, которой принадлежит дом моделей "Шалимар", работает в традиционном стиле. Вот уже многие годы у нее одеваются первые леди многих африканских государств". Если Даша в своих моделях делает упор на изящество и демократизм, то тут господствует откровенная роскошь. Простым тканям - льну, хлопку, синтетике, с которыми работает Даша, - в платьях от госпожи Дьян места, безусловно, нет. Все они шьются из самого дорого шелка. Немудреный наряд стоит как минимум пятьсот долларов, и это неудивительно - дюжина мастеров трудится над ним почти неделю. В таком платье не потанцуешь и не пройдешься босиком по подиуму - в нем даже не отправишься вечером в ресторан. Годится оно разве что для великосветского раута или правительственного приема. Мадам Дюма Дьян, как и Даша, не расширяет свой бизнес, довольствуясь единственным бутиком - но не из-за недостатка средств, а по другим соображениям. Дюма Дьян, модельер: "Конечно, открыв больше бутиков, мы бы больше зарабатывали. У нас были ателье и магазины в Камеруне и Кот д`Ивуаре, но я очень скоро поняла, что не могу в должной мере контролировать их работу, а это сказывается на качестве вещей. Для меня важнее всего как раз качество, репутация нашей марки, а прибыль - это на втором месте". Репутацию, а с нею, естественно, и доходы дому "Шалимар" сохранять удается - и не только в Африке. Постоянные клиенты имеются у него и в Европе, и в США.

Журнал "Вокруг света"

Культура Сенегала представляет собой прекрасную смесь французских культурных традиций и традиционной африканской культуры, а именно, культуры народа волоф. Еще одним фактором, влияющим на культуру Сенегала, являются религиозные практики жителей страны.

Искусство Сенегала

Искусство и ремесла в Сенегале обладают вековыми традициями. Они включают плетение ткани, вышивание, гончарство, изготовление ювелирных изделий из разных металлов, например, из стали, железа, бронзы, золота, серебра и меди, или даже дерева и бусин, семян и глины. Другими популярными формами искусства являются резьба по дереву, вырезание масок, рисование по стеклу, и ваяние статуй из таких материалов, как дерево и камень.

Похоронные традиции Сенегала

В Сенегале, после смерти, тело должно быть похоронено в течение 6 часов после смерти, но если это в конце дня, он может быть перенесен на следующий дня.

Организация похорон осуществляется членами семьи или уважаемыми членами общины, которые хорошо разбираются в необходимых ритуалах. Тело, моют и протирают духами, затем его заворачивают в семь метров ткани. Перкаль ткань просто тесно сплетенные, с полотняным переплетением ткани с плотностью ткани не менее 200. В то время как уроженцы страны получают такое лечение, западники обычно кладут в гроб и одевают в Западную одежду.

Потом тело отвезят в мечеть для молитвы. Если не возможности перевоза в мечеть, то умерший остается там в доме, пока не доставлен к месту захоронения. Когда время для захоронения приходит, мужчины берут тело и несут его на могилу, а женщины остаются с другими провожающими.

После захоронения раздают Кольские орехи провожающим и обычно готовят еду. Посетители, платят дань уважения к скорбящим и дают деньги семье, чтобы помочь оплатить расходы на похороны.

Женщины должны публично сетовать на похороны в Сенегале.

После похорон, вдова должна быть изолированы в течение четырех с половиной месяцев, в течение которых она не может ничего сделать, чтобы привести себя в хороший вид, и будет молиться за умершего. Это к тому, что если она беременна, ее муж узнает, что ребенок от него. Если женщина работала, ее работа охраняется законом в течение этого времени. Вдовцам не обязательно изолировать себя таким же образом, хотя они выглядят тоскливо и мрачно на несколько месяцев.

Музыка Сенегала

Основной музыкальный жанр Сенегала называется «сабар», он всегда сопровождается танцами. Более того, большинство музыкальных традиций страны основано на танцах, в том смысле, что они создаются для танцев. Другими стилями музыки являются «нгуел» и «уанго». Популярными музыкальными инструментами страны являются разные виды барабанов, например: «неунде», «тхиол», «джембе», «калабас», и «рити». Помимо перечисленного, также популярен инструмент, похожий на ксилофон, называемый «балафон».

Сандага Безумие Маски

Крупнейший рынок в Дакаре, столице Сенегал, называется Сандага безумие -- метко названный характеризующий его атмосферу хаоса. Трехэтажный рынок является большой туристической массой, поэтому остерегайтесь карманников и мошенников. Внутри рынка, можно найти традиционные африканские маски, когда вы найдете их, торгуйтесь - это нормальная практика на большинстве рынков в Сенегале. Эти маски можно купить со скидкой, поскольку они стареют, и производителям будут выставлять новые маски на солнце, чтобы произвести впечатление в возрасте. Если вы видите маски у входа рынка, продолжайте идти.


Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (20.11 - 03.12.2020)

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12.2020 - 09.01.2021)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ И ДЖИБУТИ (02.01 - 15.01.2021)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо + плавание с китовыми акулами

СЕВЕРНЫЙ СУДАН (03.01. - 11.01.21)
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (17.01 - 27.01.2021)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2021)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 01.04 - 13.04.2021)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите [email protected] или [email protected]

Africa Tur → Справочные материалы → ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА → Население и культура Сенегала

Население и культура Сенегала

Территорию Сенегала издавна населяли народы негроидной расы.

Современные народы Сенегала заметно различаются между собой как по особенностям социальной организации, так и по методам ведения хозяйства. У волоф и тукулер, чьи этнические территории лежали ближе к торговым путям бассейна р. Нигер, уже в раннем средневековье сформировалось классовое общество с кастовой иерархией. Этому способствовала и постепенная исламизация. У тукулер, живущих в долине Сенегала, из года в год обрабатывающих пойменные участки, сложилась редко наблюдаемая в Тропической Африке частная собственность на землю. Богарное же земледелие у тукулер, как и у волоф и мандинго, основывалось на огневой переложной системе и общинном землевладении. Эти земледельческие народы и сейчас почти не занимаются скотоводством.

Процесс развития товарно-денежных отношений и разложения деревенской общины захватил волоф и тукулер более других народов Сенегала. Волоф и тукулер многочисленны в городах, где они играют ведущую роль в политической и культурной жизни страны.

Близкие к волоф по языку земледельцы серер и диола отстали от своих соседей по уровню социальной организации. К началу колонизации диола представляли собой группу родоплеменных объединений, обитавших изолированно в лесах нижнего Казаманса. Серер находились на переходной стадии от родовой к соседской общине. И те и другие не восприняли ислам и сохранили традиционные верования. В колониальный период товарная культура арахиса у серер и диола распространялась гораздо медленнее, чем у волоф. В то же время методы ведения хозяйства у серер и диола лучше приспособлены к особенностям среды их обитания. Переложное земледелие волоф целиком основано на использовании естественного плодородия почв и естественном его восстановлении. Система обработки земли у серер, сочетающая зачатки севооборота и внесение в почву органических удобрений путем выпаса скота (в отличие от волоф серер держат крупный рогатый скот), представляет известную ступень в интенсификации земледелия. Что касается диола, то они издревле занимались рисосеянием по долинам рек, достигнув немалого совершенства в искусственном орошении.

Земледельцы мандинго, проникшие на территорию современного Сенегала в XIII-XIV вв. в период процветания древнего государства Мали, по методам хозяйства и социальной организации близки к волоф, но принадлежат к иной языковой подгруппе нигерокордофанской семьи.

Скотоводы фульбе, появившиеся в пределах Сенегала в X-XI вв., позднее распались на несколько этнических групп. Завоевав в XVI в. долину р. Сенегал, часть фульбе перешла к оседлости, образовав прослойку знати, собиравшей дань с коренного населения; другая часть проникла в приморскую полосу на территорию, заселенную волоф, и ассимилировалась с последними, сохранив свое основное занятие. Фульбе Казаманса, смешавшись с мандинго, перешли к оседлому земледелию. Менее других изменились фульбе, живущие в пустыне Ферло и до сего времени занимающиеся полукочевым скотоводством.

В колониальный период в Сенегале появилась значительная прослойка европейцев, проживавших преимущественно в Дакаре, и ливанцев, занимавшихся мелкой торговлей в городах и селениях западного Сенегала.

За последнюю четверть века численность населения страны увеличилась более чем вдвое. В 50х годах ежегодный прирост населения Сенегала превышал 5 %, преимущественно за счет миграции из соседних более отсталых в экономическом отношении стран. Кроме переселенцев в Сенегал ежегодно устремлялись для работы на плантациях арахиса десятки тысяч отходников из Мали, Гвинеи, Мавритании. После распада Французской Западной Африки приток мигрантов в Сенегал резко сократился, в то же время выросла эмиграция сенегальцев в Европу в поисках заработка.

Внутренняя миграция населения - из одной части страны в другую -связана с неравномерным развитием районов. Из экономически отсталых областей (долина р. Сенегал, восточная часть страны) мигранты направляются в поисках денежного дохода в район производства арахиса и в города. Тем самым сохраняется сложившаяся еще в доколониальный период под влиянием природных различий концентрация населения в западной части междуречья Сенегала и Гамбии.

В подавляющем большинстве города Сенегала возникли как центры колонизации в районах производства арахиса. В 60х годах в городах с численностью населения более 20 тыс. человек проживало свыше г/5 населения страны.

Экономический центр и столица страны - Дакар, где проживает около 798,7 тыс. человек (с пригородами), т. е. почти 15% всего населения. Гипертрофия

Дакара по отношению ко всей стране связана с тем, что в колониальный период он играл роль экономического и административного центра всей Французской Западной Африки, а в последующие годы именно в нем сосредоточилось большинство промышленных и других предприятий. Значительно уступает Дакару по численности населения и по многообразию хозяйственных функций группа средних городов Сенегала - Каолак, Тиес, Рюфиск, СенЛуи, Зигиншор, Диурбель - с населением более 20 тыс. человек. Они развивались как торгово-транспортные и административные центры с зачатками промышленности, обслуживавшие прилегающие районы. Группу малых городов образуют города с числом жителей от 5 до 20 тыс. человек, сложившиеся в колониальный период как сугубо местные торгово-транспортные центры.

В условиях ограниченности местного спроса на рабочую силу устойчивый рост миграции из сельских местностей в города создал в последних застойное перенаселение. В результате в городах, особенно в Дакаре, десятки тысяч людей живут случайными заработками.

Народы Сенегала имеют богатые культурные традиции. Из поколения в поколение передают они свое устное творчество - сказы, басни, песни, полные мудрости, доброты и. фантазии. Его носителями и хранителями являются народные сказители - гриоты. Фольклор находит отражение в произведениях современных талантливых писателей.

В искусстве и литературе все более усиливается демократическая струя. Сказки Бираго Диопа, стихи Давида Диопа, романы Сембена Усмана посвящены простым труженикам - крестьянам, рабочим, ремесленникам, их тяжелому положению и борьбе за свои права. Ряд произведений издан на русском языке. Все более широкую известность приобретает сенегальская живопись. Картины молодого художника Мустафы Вада экспонировались во Франции, Испании, СССР.

В стране зарождается национальное киноискусство. Фильмы Сембена Усмана, Абабакара Самба, Полена Виэйры посвящены актуальным проблемам развития страны, зачастую носят остро сатирический характер. Они получили широкое признание на многих международных кинофестивалях, в том числе в Москве и Ташкенте. После провозглашения независимости страны ее столица Дакар превращается в культурный центр, значение которого выходит далеко за пределы Сенегала.

В социальном отношении население Сенегала разнородно. В нем преобладает крестьянство; оно состоит из нескольких групп, расположенных на разных ступенях социальной лестницы. Значительное число крестьян - полуобщинники, зачастую объединенные государственными сбытовыми кооперативами. Другую группу образуют наемные сельскохозяйственные рабочие, многие из которых имеют только сезонную работу. Растет прослойка зажиточных крестьян, использующих наемный труд. Значительное политическое влияние в стране имеют крупные феодалы в лице марабутов - духовных руководителей мусульманских сект.

Наемным трудом в стране занято 130-150 тыс. человек, из которых 55-60% - промышленные рабочие. Большая часть кадровых промышленных рабочих сосредоточена на предприятиях в районе Дакара и Тиеса.

В городах образовалась прослойка буржуазии. Наиболее многочисленную ее часть составляют мелкие торговцы и предприниматели. За последние 15 лет численно возросла « бюрократическая» буржуазия, состоящая из различных администраторов и чиновников.

Руководящие буржуазные круги страны стремятся упрочить свое политическое влияние. Официальной доктриной их стали теории « африканского социализма» и « негритюда», наиболее полно разработанные JI. С. Сенгором. Эти теории абсолютизируют своеобразие африканской культуры, образа жизни и психологического склада африканцев, пропагандируют « особый сенегальский» путь к социализму. В своей практической деятельности правящие круги поддерживают тесные связи с империалистической буржуазией, привлекают в страну иностранный капитал и поощряют частное национальное предпринимательство.

Основные моменты

Для Сенегала характерен субэкваториальный тип климата: температура воздуха везде примерно одинакова и в разные сезоны колеблется от 23 до 28 °C, так что понятия «зима» и «лето» здесь весьма условны. Наиболее влажный район - юг атлантического побережья, где за год выпадает до 2000 мм осадков, гораздо суше на севере - 250 мм. Количество осадков может резко меняться от года к году (например, в районе столицы Дакара - от 235 до 1485 мм). Режимом осадков определяется смена сезонов года: с ноября по апрель дует сухой северо-восточный пассат из Сахары, а с мая по октябрь влажный юго-западный муссон приносит обильные дожди. Сезон дождей на юге длится 5–7 месяцев, а на севере - лишь 2–3 месяца.

Растительность почти на всей территории сильно изменена земледелием и скотоводством. На более влажном юге сохранились листопадные леса, а на севере и в центральных частях страны - кустарниковые саванны и полупустыни (в основном - в границах национальных парков, крупнейший из которых - Ниоколо-Коба), где можно встретить типичных для Сенегала животных, в том числе слонов, жирафов, буйволов и бегемотов.

Население Сенегала – 15 411 614 чел. (2016 г.) – составляют представители негроидной расы. Народы волоф и тукулер, живущие в долине реки Сенегал на севере, исповедуют преимущественно ислам и заняты земледелием (эти народы многочисленны и в городах); земледельческими народами (основа сельского хозяйства страны в целом - выращивание арахиса, по экспорту которого Сенегал занимает первое место в мире) являются также серер, диола и мандиго; фульбе, напротив, заняты в основном скотоводством. Быт и культура коренных жителей представляют большой интерес для посещающих страну туристов.

Дакар – крупный порт, находящийся на крайней западной точке Африки - на Зеленом Мысе, крупнейший в стране промышленный и университетский центр. Возле морского порта расположен самый старый в городе деловой квартал, к которому с запада примыкают торговые улицы со множеством мастерских и магазинчиков местных ремесленников. На побережье раскинулся фешенебельный квартал Фанн с резиденциями посольств, виллами и комфортабельными отелями. Дакар известен и тем, что здесь заканчивается маршрут знаменитого международного авторалли «Париж–Дакар».

Природа

Большая часть территории Сенегала покрыта саванной растительностью (акации, баобабы, бородач, слоновая трава, бамбук, пальма ронье, тамаринд). Встречается арабская акация, дающая гуммиарабик (смола). Северные области представляют собой зону т.н. сахеля (опустыненная саванна). В юго-западной части страны сохранились смешанные листопадно-вечнозеленые леса, в которых растут акажа (красное дерево), бавольник, карите (масляное дерево), лианы, пальма дум, рожковое дерево. Из крупных животных встречаются антилопы, гепарды, гиены, кабаны, леопарды и шакалы. Распространены также зайцы, обезьяны, много грызунов. Разнообразны орнитофауна (аисты, гуси, грифы, дрофы, журавли, кулики, куропатки, орлы, попугаи, птицы-носороги, страусы, ткачики, утки, фламинго, цесарки), пресмыкающиеся (в т. ч. вараны, кобры и питоны), а также мир насекомых (комары, муха цеце, саранча, термиты). Насчитывается шесть национальных парков. В прибрежных водах и реках много рыбы (акулы, дорадо, макрель, морской окунь, осьминоги, сардинелла, сельдь, сом, тунец) и ракообразных моллюсков.

Полезные ископаемые – алмазы, бокситы, железо, золото, известняк, ильменит, медь, мрамор, каменная соль, нефть, природный газ, рутил, титан, торф, фосфаты, цирконий.

Культура

Зарождение изобразительного искусства на территории современного Сенегала началось до н.э.: в массивных насыпных курганах из песка (8–6 вв. до н. э., центральные области) археологами обнаружены керамика, оружие, а также украшения из золота и металлов. Богатой коллекцией африканского традиционного искусства располагает Музей фундаментального института Черной Африки (г.Дакар, осн. в 1936).

Профессиональное изобразительное искусство развивается с 1950-х. В г.Дакар в 1972 открылась Школа изящных искусств, в которой преподавали мастера, получившие художественное образование во Франции, а также французский этнограф и художник П.Лодс. Художники Сенегала – Амаду Йеро Ба, Папа Сиди Диоп, Ибу Диуф, Ибрахим Ндиай, Папа Ибра Талл. Выставки сенегальских художников проходили в Москве в 1965, 1970 и 1975. Известный сенегальский художник и дизайнер Уму Си с 2004 принимает участие в континентальном проекте по созданию первой африканской оперы под названием «Опера Сахеля» – он работает над художественным оформлением и костюмами к опере.

Из ремесел и художественных промыслов распространены гончарство, резьба по дереву (изготовление мебели и домашней утвари), кожевенное производство, плетение (ритуальных масок, ярко раскрашенных поясов, сумок и циновок), а также ткачество, в т.ч. изготовление ковров. Особо выделяется ювелирный промысел, большой популярностью пользуются серебряные и золотые изделия мастеров народа волоф.

Основана на богатых традициях устного творчества (мифы, песни, пословицы и сказки) местных народов. Фольклор тесно связан с искусством гриотов (общее название профессиональных сказителей и музыкантов-певцов в Западной Африке). Современная литература Сенегала развивается на французском языке и местных языках народов волоф, диола, малинке, серер, сонинке и фульбе.

Первое литературное произведение – повесть «Сила – Доброта» Бакари Диалло, изданная в 1926. Становление национальной литературы тесно связано с творчеством Леопольда Седара Сенгора, одного из создателей в 1930-е движения негритюд (провозглашение самобытности и единства негро-африканской культуры, необходимости обращения к истокам и изучения собственных культурных ценностей). Сенгор начал печататься в 1934 в Париже. Первый сборник его стихов – Песни в сумраке – издан в 1945. Участие в движении французского Сопротивления нашло отражение в лирико-публицистическом цикле Сенгора Черные жертвы (1948). Другие его произведения – сборник Эфиопские мотивы, поэма Элегия ветрам, цикл стихов Осенние письма. Произведения Сенгора изданы во многих странах. В 2006 будет отмечаться 100-летие со дня рождения поэта. Другие поэты Сенегала – Амаду Мустафа Вад, Ламин Диакхате, Амаду Траоре Диоп, Давид Диоп, Усман Сембен (первым из национальных литераторов получил международное признание), Малик Фалл.

Основоположник сенегальской прозы – Усман Д.Сосе. Его первый роман, «Карим», вышел в свет в 1935. Писатели Сенегала – Нафиссату Диалло, Бираго Диоп, Шейх Хамиду Кана, Абдулай Саджи, Усман Сембен, Аминат Соу Фалл и др. Некоторые произведения Сенгора и Сембена были переведены на русский язык и изданы в Советском Союзе.

В мае 2005 французская литературная ассоциация «Новые Плеяды» учредила международную премию имени Л.Сенгора. Почетной наградой ежегодно будет отмечаться поэт, чьи произведения «со всей полнотой демонстрируют богатство и огромные возможности французского языка».

Национальная музыка имеет древние традиции. Она сформировалась на основе музыки местных народов и тесно связана с искусством гриотов, испытала также значительное влияние арабской и европейской музыкальной культуры. Во второй пол. 20 в. сказалось влияние американской поп-музыки, появились и широко распространились новые стили.

Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы тесно связаны с повседневной жизнью местных народов. Музыкальный инструментарий – разнообразные балафоны, барабаны (джембе, тама, палиела – у народа тукулер, на нем играют исключительно женщины), гнагнур, колокольчики, ксилофоны (кора и др.), однострунные музыкальные луки, погремушки, рога, трещотки и флейты. Развито пение, песни отличаются многообразием жанров. Особо выделяется ритуальное пение, которое сопровождается музыкой и танцами.

Сенегал стал инициатором и организатором проведения в 1966 г. 1-го Всемирного фестиваля негро-африканского искусства (ФЕСМАН). За пределами страны известно имя певца Юссу Ндура. В феврале 2004 несколько сенегальских фольклорных групп и музыкальных коллективов приняли участие в 1-м международном фестивале музыки кочевых народов, который проходил в г.Нуакшот (Мавритания). В ноябре 2004 сенегальский певец и музыкант Абду Гите Сек стал одним из трех финалистов престижного международного конкурса «Музыка мира», который проводится радиостанцией «Радио Франс Интернасьональ» с 1981 с целью содействовать развитию национальной музыки в странах Африки, Карибского бассейна и зоны Индийского океана. Песни Абду Гите Сек являются соединением сенегальских ритмов и западного рока. Франко-сенегальская группа под названием «Вок», в которой он работал, была лауреатом премии «Музыка мира» в 2000. В 2003 эта премия была присуждена тоже сенегальскому музыканту – Дидье Авади, который руководит рэп-группой «Позитив Блэк Сулл».

Из современных музыкантов и певцов пользуются популярностью также Бааба Маал (руководитель группы «Даанде Ленол» («Голос людей»), исполняющей традиционную музыку народов волоф и мандинго, а также музыку в стиле «фанк» и «регги») и гриот Мансур Сек. В г.Сен-Луи проводятся фестивали джазовой музыки. Летом 2005 в г.Дакар состоялось двухдневное шоу мировых звезд музыки под названием «Африка лайв», сборы от которого были перечислены в фонд борьбы с малярией.

Сенегальский композитор Гу Ба принимает участие в континентальном проекте по созданию первой африканской оперы под названием «Опера Сахеля» (он пишет музыку в соавторстве с композиторами из Нигерии, Гвинеи-Бисау и Коморских Островов). Проект, оцененный в 6 млн. долл. США, финансируется за счет нидерландского Фонда принца Клауса. Завершение работы над музыкой к опере планируется к июню 2006. Хореографическое решение будущего спектакля доверено известной сенегальской танцовщице Жермэн Аконьи.

В декабре 2006 в Сенегале откроется очередной Всемирный фестиваль негро-африканского искусства (ФЕСМАН-3). Стоимость его организации оценивается в 7,5 млрд. франков КФА (200 млн. долл. США), что в 3 раза больше суммы, потраченной на проведение 1-го фестиваля.

Современное национальное театральное искусство формируется на основе богатого традиционного творчества. Существенное влияние на него оказало творчество гриотов, устраивавших представления-импровизации. Сенегал был одной из первых стран в Западной Африке, где появились школьные театры. Открытая в 1930-е в г.Дакар французская театральная школа У.Понти стала центром создания африканского драматического театра. В ней обучались не только студенты из Сенегала, но и др. стран Западной Африки (Бенина, Кот-д"Ивуара, Мали), ставшие позже видными театральными деятелями. В 1950-е в г.Дакар действовала консерватория музыки и драматического искусства. Пьесы ставились на французском языке.

В 1961 создан Национальный ансамбль балета Сенегала, которым руководил Морис Сонар Сенгор. Труппа выезжала с гастролями в страны Западной Европы, а в 1965 и 1970 выступала в Москве. Создавались любительские театральные коллективы. Первый профессиональный театр создан в Дакаре в 1965 и получил название «Театр им. Даниеля Сорано». Его также возглавил М.С.Сенгор. В театре, кроме пьес местных авторов и зарубежной классики, был поставлен Ревизор Н.В.Гоголя, а в «Негро-театре» (также находится в столице) – пьеса Медведь А.П.Чехова. Сенегальские драматурги – Амаду Сиссе Диа, Абду Анта Ка, Шейх Ндао, режиссеры – Р.Эрмантье и др.

Его возникновение связано с деятельностью «Африканской киногруппы», созданной в 1955 сенегальскими студентами (П.Вьейра, Ж.М.Кан, Р.Керистан и М.Сарр), обучавшихся в Парижском киноинституте. Они сняли первый сенегальский документальный фильм под названием Африканцы на Сене (1955). Первый художественный фильм – Чернокожая из … – был снят режиссером (он же известный поэт и прозаик) Сембеном в 1966. Этот фильм считается одним из первых африканских игровых фильмов, а Сембена часто называют «отцом африканского кинематографа». Он снял также фильмы Эмитай (1971), Хала (1975), Седдо (1977) и др. Сембен проходил стажировку на киностудии им. Горького у известных советских режиссеров Сергея Герасимова и Марка Донского. В мае 2005 в рамках Каннского международного фестиваля он провел мастер-класс, вызвавший большой интерес, как у специалистов, так и у зрителей. Другие кинорежиссеры – Б.Де Бей, П.Вьейра, У.Мбай, А.Самба Макарама, Б.Сенгор, Дж.Диоп Мамбетти, Т.Соу, М.Дж. Траоре. В г.Дакар проводится кинофестиваль африканских фильмов.

Традиционные жилища у местных народов встречаются нескольких типов. В западных областях ставят глинобитные хижины квадратной формы под 4-скатной кровлей из травы. На востоке страны распространены круглые жилища из сплетенных ветвей, крытые травяной крышей в форме конуса, а также прямоугольные в плане хижины с навесами. Жители юга строят в основном круглые, прямоугольные или квадратные глинобитные дома, часто строительным материалом выступают скатанные вручную блоки из банко – смесь глины и соломы. Встречаются также жилища овальной формы, окруженные верандой. Стены их украшают росписями красного и синего цвета.

Особый пласт архитектуры – строительство мечетей. В современных городах дома возводят из кирпича и железобетонных конструкций. Деловые кварталы городов застроены многоэтажными зданиями.

Сенегал – одно из наиболее исламизированных государств на африканском континенте. Мусульмане (исповедуют ислам суннитского направления) составляют ок. 90% населения, христиане (большинство исповедует католицизм) – 5%, ок. 5% (в основном жители южных областей) придерживаются традиционных африканских верований (анимализм, фетишизм, культ предков, сил природы и др.) – 2003. Насчитывается также небольшое число приверженцев бахаизма.

Проникновение ислама началось в первой пол. 11 в. в период существования на территории Сенегала государственного образования Текрур. Он стал первой страной в Западной Африке, подвергшейся исламизации. Особенно большим влиянием среди сенегальских мусульман пользуются суфийские ордены (тарикаты) Тиджанийя, Муридийя и Кадирийя. Распространение христианства началось в 17 в. Для Сенегала характерна религиозная терпимость.

История

Приблизительно в XI веке ислам, принесённый арабскими и берберскими завоевателями, стал доминирующей религией в регионе. В XIV веке там находились несколько королевств, наиболее могущественным из которых была империя Джолоф. В течение долгого времени на сенегальском острове Горе находился крупнейший центр работорговли.

С XV века на побережье Сенегала стали появляться европейцы - первыми в 1435 были португальцы. В 1633 французы основали Сенегальскую компанию и в 1638 в устье реки Сенегал - факторию (с 1659 - город Сен-Луи).

В 17-м - 1-й половине 18-го веков в африкано-европейской торговле, которую держали в своих руках правители африканских государств, всё большее значение приобретает вывоз рабов. Используя огнестрельное оружие, африканские правители во главе своих дружин совершали набеги на соседей, с целью захвата пленников для последующей их продажи европейцам.

Во второй половине 19-го века французы начали освоение внутренних районов Сенегала. В 1860 предводитель крупнейшего племени Сенегала, Хаджи Омар, признал протекторат Франции. К 1890 все племена Сенегала подчинились французам.

Французы экспортировали из Сенегала арахис, в небольших количествах добывалось золото. В 1885 была построена железная дорога Сен-Луи - Дакар, затем железнодорожная магистраль от Дакара в соседнюю французскую колонию Мали (в 1909-23).

Жителям четырех районов на западе Сенегала были предоставлены права французских граждан, от них стал избираться один депутат в парламент Франции (первый депутат-негр был избран в 1914). Были созданы учебные заведения, готовившие из негров кадры для колониальной администрации всей Французской Западной Африки. Из африканского населения стали формироваться части французской армии - батальоны сенегальских стрелков.

В 1895-1958 годах Сенегал находился в составе Французской Западной Африки (ФЗА), объединившей территории в западной части континента. В 1902 году Дакар стал столицей ФЗА.

По окончании Второй мировой войны в стране активизировалось национально-освободительное движение. 25 ноября 1958 года Сенегал был провозглашен самоуправляющейся республикой в составе Французского Сообщества. В 1959 году Сенегал и Французский Судан (Мали) объединились, образовав Федерацию Мали, которая получила независимость: 4 апреля 1960 было подписано соглашение о предоставлении ей независимости, которая была официально провозглашена 20 июня 1960 года. Вследствие политических конфликтов, Федерация распалась, после чего, 20 августа 1960 года, Сенегал и Французский Судан (переименовавшийся в Мали) объявили о своей независимости.

После получения независимости Сенегалом стал править Прогрессивный Союз Сенегала (с 1976 переименован в Социалистическую партию Сенегала). Было объявлено о строительстве в Сенегале «африканского социализма».

В 1976 принята поправка к конституции, разрешающая деятельность в Сенегале трёх политических партий - Социалистической, Демократической и Африканской партии Независимости (марксистско-ленинской). Нелегально существовала ещё одна марксистско-ленинская партия - Независимости и Труда.

В 1982 году вместе с Гамбией образовалась номинальная конфедерация Сенегамбия, однако реальной интеграции не получилось, и в 1989 году она распалась.

Сепаратистские группы Казаманса на юге страны, заявившие о себе в 1982 году, несмотря на переговоры с правительством, продолжают нерегулярную деятельность. Сенегал, кроме того, имеет долгую историю участия в миротворческих миссиях.

Политика

Президентская республика. Действует конституция, одобренная общенациональным референдумом от 7 января 2001. Главой государства и главнокомандующим вооруженными силами является президент, который избирается путем всеобщих прямых выборов (при тайном голосовании) на 5-летний срок. Президент может быть избран на этот пост не более двух раз. Законодательную власть осуществляет парламент (Национальное собрание), который состоит из 120 депутатов (65 из них избираются по территориальным округам, 55 – по партийным спискам). Депутаты парламента избираются на всеобщих прямых выборах при тайном голосовании. Срок его полномочий – 5 лет; он может быть распущен президентом не ранее, чем через 2 года после парламентских выборов.

Государственный флаг. Прямоугольное полотнище, состоящее из трех вертикальных одинакового размера полос зеленого (у древка), желтого и красного цвета. В центре желтой полосы помещено изображение пятиконечной звезды зеленого цвета.

В основе внешней политики – политика неприсоединения. Главный внешнеполитический партнер – Франция. Сенегал поддерживает добрососедские отношения с Гамбией, Гвинеей и Гвинеей-Бисау, в т.ч. в рамках Организации по эффективному использованию ресурсов р.Гамбия. Отношения между Сенегалом и Гамбией осложнены из-за контрабандных перевозок через гамбийскую территорию промышленных товаров (там установлены более низкие таможенные пошлины на многие импортные товары), а также из-за наплыва большого числа сенегальских беженцев, переместившихся в Гамбию в кон. 1990-х в результате конфликта в Казамансе. До 2005 успешно реализовывалась программа сотрудничества с Тайванем, признанного Сенегалом в 1996. В 1996–2005 Тайвань выделил на поддержание связей и прямую финансовую помощь Сенегалу ок. 150 млн. долл. США. В нач. ноября 2005 Сенегал прекратил дипломатические отношения с Тайванем и возобновил их с КНР (они были разорваны в 1996 после признания Сенегалом Тайваня).

Экономика

Сенегал принадлежит к группе наименее развитых стран. Основа экономики – аграрный сектор. Является одним из стабильно развивающихся государств Западной Африки. Сенегал зависит от иностранной помощи.

В сельском хозяйстве занято более 75 % работающих. Продукция - арахис, просо, кукуруза, сорго, рис, хлопок. Разводится скот и птица, ведётся рыболовство.

В промышленном секторе - добыча фосфатов, а также железной руды, циркония и золота.

Экспортные товары - рыба, арахис, фосфаты, хлопок.