Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Методические рекомендации по использованию умк по географии. Методические рекомендации по умк Особенностями нового комплекса являются


УМК: общие положения Данные рекомендации разработаны на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», ГОСТ Издания. Основные виды. Термины и определения (далее ГОСТ), федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации, срокам обучения дополнительных пред профессиональных программ в области искусств, «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от /06-ГИ.


УМК: общие положения Рекомендации разработаны с целью создания условий для эффективного учебно-методического обеспечения реализации дополнительных пред профессиональных и общеразвивающих программ в области искусств. Задачи: определение места и роли УМК в эффективном обеспечении реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств; формирование понятийного словаря; систематизация основных требований к УМК, его структуре и содержанию; информационная и научно-методическая поддержка процессов сохранения, обобщения и передачи лучшего педагогического опыта.


УМК: общие положения Согласно пункту 3 Положения о лицензировании (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. 966): П.3 «Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению».


УМК: общие положения К лицензионным требованиям, в том числе, относится: - наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". - наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих федеральным государственным требованиям и в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"


УМК: общие положения Основной характеристикой образования в образовательной организации является образовательная программа - комплекс, который представлен, в том числе учебным планом, программами учебных предметов, оценочными и методическими материалами. Содержание образовательной программы раскрыто в учебном плане, включающем комплекс учебных предметов. Реализация дополнительных образовательных программ невозможна без учебно-методического обеспечения, а именно: наличия учебников и учебных пособий раздаточного материала, дидактических, информационных и справочных материалов, тематических учебных и методических пособий, специальной и методической литературы и т.п. Поэтому одним из важных направлений организации образовательной деятельности в детских школах искусств (далее - ДШИ) является создание учебно-методического комплекса по учебному предмету.


УМК: общие положения Учебно-методический комплекс (далее – УМК) - это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом. Разработка УМК учебного предмета является одним из элементов профессиональной деятельности преподавателя. УМК разрабатывается по всем учебным предметам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне определенных требований.


УМК: общие положения Целями разработки УМК является: обеспечение полноты и качества реализации программы учебного предмета, достижения планируемых результатов ее освоения в соответствии с федеральными государственными требованиями, рекомендациями по организации методической и образовательной деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, создание механизмов, технологий, методик оснащения педагогического процесса в детских школах искусств.


УМК: общие положения Задачи УМК: организационно-методическое обеспечение учебного процесса, направленного на эффективное освоение знаний, умений, навыков; создание условий для выявления и развития творческих способностей обучающихся, реализации индивидуального подхода в образовательном процессе; создание комфортной развивающей образовательной среды.


Образовательная программа как ключевой документ, на основе которого разрабатывается УМК. П.3 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ 273) Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, данный комплекс представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов


Примерные программы учебных предметов Министерством культуры Российской Федерации разработаны примерные программы учебных предметов, на основании которых детские школы искусств могут разработать свои программы, являющиеся одним из основных элементов дополнительных пред профессиональных и общеразвивающих программ в области искусств.


Рецензия Учебные программы должны иметь экспертную оценку, которая осуществляется в форме рецензирования экспертом - специалистом в соответствующей области. При этом рекомендуется: две рецензии на пред профессиональную программу: внешняя – от эксперта из другой образовательной организации, внутренняя рецензия – от ведущего преподавателя ДШИ. Для дополнительных общеразвивающих программ достаточно внутренней рецензии.


Адаптированные программы Детские школы искусств также могут реализовывать дополнительные адаптированные (пред профессиональные и общеразвивающие) образовательные программы. ФЗ 273 (п.28 ст. 2): «адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».


Разработка программ в рамках осуществления экспериментальной и инновационной деятельности: Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно- методического, организационного, правового, финансово- экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ. При реализации инновационной программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральными государственными требованиями.


Общая характеристика УМК и принципы его формирования Учебно-методический комплекс (УМК) и его компоненты должны: предусматривать логически последовательное изложение учебного материала; предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике; соответствовать современным научным представлениям в предметной области; обеспечивать межпредметные связи; обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся.




Учебники, учебные пособия, сборники упражнений, репертуарные сборники, сборники контрольных работ, хрестоматии, рабочие тетради Учебные Учебно-методические пособия, «школы обучения» Учебно- методические Методические рекомендации, методические разработки, методические пособия Методические УМК: компоненты, виды






Учебная программа по предмету Примерная программа учебного предмета дополнительного образования детей в области искусства разрабатывается в соответствии с федеральными государственными требованиями (предпрофессиональная программа) и рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусства (общеразвивающие программы). Примерные программы разработаны и опубликованы на сайте Министерства культуры Российской Федерации и рекомендуются в качестве основы при создании учебных программ по предметам в детских школах искусств. Учебная программа по предмету в детской школе искусств разрабатывается преподавателем (или группой разработчиков) на основе соответствующих требований и рекомендаций, с учетом опыта и специфики данного учреждения, в рамках ресурсов и концепции развития школы.


Учебник и учебные пособия Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (предмета), ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания (ГОСТ Издания. Основные виды. Термины и определения).



Учебник и учебные пособия Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (ГОСТ Р)







Учебно-наглядные пособия Наглядное пособие - учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (ГОСТ). Наглядное пособие учебное, практическое, справочное пособие, в котором основными средством передачи содержания являются изобразительные, наглядные средства.пособие


Учебно-наглядные пособия Учебно-наглядное издание - учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению или преподаванию определенного предмета, содержание которого выражено изобразительно- графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основными разновидностями учебно- наглядных изданий являются альбомы и атласы. Альбом - учебно-наглядное издание, книжное или комплектное листовое изоиздание, имеющее обычно пояснительный текст, служащее для учебных целей (ГОСТ). Атлас - учебно-практическое издание, альбом, содержащий изображения различных объектов (карты, чертежи, рисунки и пр.), служащий для учебных целей (ГОСТ).


Учебно-наглядные пособия К средствам обучения относят печатные пособия – таблицы, плакаты, картины, фотографии, а также раздаточный материал – дидактические карточки, учебные модели, видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.




Учебно-методическое пособия Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета, его раздела, части или методике (ГОСТ). Учебно-методическое пособие может содержать систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения учебного предмета, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний (контрольных, итоговых работ), изложенных в форме, удобной для изучения и усвоения.




Методические рекомендации Методические рекомендации (указания) – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом) Методические рекомендации могут содержать изложение одной или нескольких методик, методических принципов, подходов, способов, сложившихся на основе положительного педагогического опыта. Их задача – предложить педагогическому сообществу наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий, дидактических приемов применительно к определенному виду учебной, творческой деятельности


Методические рекомендации В методических рекомендациях обязательно наличие практических иллюстраций (примеров), взятых из конкретного педагогического опыта. Методические рекомендации должны иметь определенную направленность и точную адресность (указание, кому они адресованы: педагогам, концертмейстерам, методистам и т.д.), что регламентирует терминологию, стиль изложения, объем методических рекомендаций.


Методические разработки Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДШИ), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими указаниями по его организации. Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.


Методическое пособие Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе ДШИ и содержащий рекомендации по его использованию и развитию. Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты.


Учебно-библиографические издания Учебно- вспомогательное библиографическое пособие – рекомендательное библиографическое пособие, предназначенное для обеспечения учебной деятельности Учебно- вспомогательное библиографическое пособие – рекомендательное библиографическое пособие, предназначенное для обеспечения учебной деятельности Учебный библиографический справочник – учебно-библиографическое издание, справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы Учебный библиографический справочник – учебно-библиографическое издание, справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы


Электронные средства обучения Электронные средства обучения - компьютерные, педагогические программные средства, предназначенные для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащие, в том числе для индивидуального обучения, а также позволяющие тестировать полученные знания и умения обучаемого.


Электронные средства обучения По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных средств учебного назначения: электронный аналог печатного учебного издания - электронное средство учебного назначения, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.); электронное приложение к печатному учебному изданию- электронное средство, являющееся дополнением к печатному изданию, содержащее интерактивные дидактические материалы, аудиовизуальные видеоиллюстрации самостоятельное электронное средство учебного назначения - электронное издание, не имеющее печатных аналогов.


Электронные средства обучения электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку текстовое (символьное) электронное издание электронное издание, содержащее преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки изобразительное электронное издание электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения; звуковое электронное издание


Электронные средства обучения самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода программный продукт электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами. мультимедийное электронное издание Система средств научной организации труда педагога и обучающихся 1 этап: педагог анализирует конкретные задачи, характер и объём информации, подлежащей усвоению, исходный уровень подготовки обучающихся. 2 этап: педагог приступает к разработке и созданию методических рекомендаций, подборке материалов по индивидуальному сопровождению развития обучающихся, разработке анкет, памяток для обучающихся и родителей, разработке сценариев массовых мероприятий и дел, игровых методик. 3 этап совершенствования и развития УМК: педагог создаёт учебные и методические пособия, пакет материалов, обеспечивающих индивидуальную поддержку обучающемуся в освоении образовательной программы.


Заключение Каждый педагог вправе подойти к составлению УМК творчески, разработать его содержание по своему усмотрению, в соответствии с уровнем подготовки обучающихся и их образовательных потребностей. УМК может быть разработан педагогом или коллективом педагогов в зависимости от специфики структурного подразделения и вида дополнительной образовательной программы. УМК предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса.

в 2011-2012 учебном году

Задача современной образовательной системы - не загружать ученика фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию. Это особенно важно в условиях, когда идет быстрая смена информации. И традиционные учебники просто не смогут отражать происходящие перемены. Отсюда и новое отношение к роли учебника - как навигатору получения знаний.

Учебно-методический комплект – это новый подход к формированию учебных ресурсов и материалов для школы, сформированный за последние десять лет. Он должен … быть гибким к обновлениям, иметь параметры настройки на различный уровень ресурсного обеспечения школы и индивидуальный выбор ученика, а также быть партнером в решении социокультурных и воспитательных задач образовательного процесса.

Его основные качества:

Комплексность учебно-методических материалов, направленных на реализацию ступени образовательного стандарта по предметной области: каждый элемент комплекта дополняет содержание и функциональные возможности другого. Все виды учебных и методических материалов должны иметь отражение в комплекте: бумажные издания, электронные приложения мультимедиа объектов на CD, цифровое приложение виде объектов на DVD, сайт-представительство УМК авторским коллективом с Hot-box методической поддержки;

Полнота охвата этими материалами ступени образовательного стандарта по предмету и целостность представления. Все дидактические единицы предмета в данной ступени образовательного стандарта имеют обязательное отражение в материалах УМК на различных уровнях реализации: минимальный, расширенный, углубленный для представления содержания предмета и простейший, стандартный и развернутый для практико-инструментального наполнения предмета;

Доступность УМК школе любой технической комплектации и для учителя (адаптируемость и навигационная характеристика).

Основные компоненты УМК:

Учебный план - документ, определяющий список учебных дисциплин, изучаемых в учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на изучение дисциплины;

Учебная программа - нормативный документ, определяющий цели обучения, содержание обучения и требования к уровню подготовки обучающихся.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий, о своей родине-России во всем ее разнообразии и целостности, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального пользования;

Овладение умениями ориентироваться на местности, использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

Развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Изучение географии в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

1. Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях.

2. Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран.

4.Воспитание толерантности, уважения к другим народам и культурам, патриотизма.

5.Понимание географической специфики крупных регионов и стран мира.

6. Нахождение и применение географической информации для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни.

На изучение географии на профильном уровне федеральный базисный учебный план отводит 210 учебных часов за два года обучения, т. е. в 10-м и 11-м классах.

Для профилирования географии в старших классах имеется значительный объем резервного времени, который составляет 30 часов и предусматривает вариативность включения географии в социально-экономический и естественно-географический профили.

Это обусловлено тем, что география - особый учебный предмет, который объединяет в своем содержании основы физической и социально-экономической географии, т. е. естественно-научный и обществоведческий блоки.

В этой связи при организации профильного обучения определенной специализации резервное время может перераспределяться между отдельными модулями содержания для более глубокого их изучения (Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «география» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», 2006 г.).

Подробная информация о современных УМК с аннотациями и справочным материалом изложена в Интернет-справочнике.

Сайт с примерными программами: www.mon . Обращаем особое внимание учителей – предметников на эффективное использование учебного, учебно – наглядного и лабораторного оборудования, приобретенного в рамках ПНПО.

Для создания единого образовательного пространства в географическом образовании рекомендуется из федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011- 2012 учебный год использовать следующие УМК:

(Утвержден приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2080.

Сайт в Интернете - /asp/default.asp

Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии учебников

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Завершенная предметная линия | | |

786. Алексеев А.И., Болысов С.И., Николина В.В. и др. География. 6 кл. [Просвещение]

787. Алексеев А.И., Болысов С.И., Николина В.В. и др. /Под ред. Алексеева А.И. География. 7 кл. [Просвещение]

788. Алексеев А.И., Болысов С.И., Николина В.В. и др. /Под ред. Алексеева А.И. География. 8 кл. [Просвещение]

789. Алексеев А.И., Болысов С.И., Николина В.В. и др. /Под ред. Алексеева А.И. География. 9 кл. [Просвещение]

УМК: "Полярная звезда (6-9)"

Новый учебно-методический комплект «Полярная звезда» создан с целью реализации современных требований к географическому образованию в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта образования. Содержательная основа авторской концепции - рассмотрение всех тем курса с точки зрения Человека - россиянина, жителя планеты, члена постиндустриального, информационного общества. Учебники линии ориентированы на обеспечение будущей личностной и социальной успешности и воспитание патриотизма и доступны для детей разных способностей.

В учебнике ученик и учитель найдут все необходимое - все виды заданий (включая тестовые): репродуктивные, практические, творческие (включая проекты); мини-атлас в Приложении (только в «Полярной звезде» - необходимый набор карт непосредственно в учебнике). Даже не имея географического атласа, ученик сможет найти на картах Приложения все упомянутые в учебнике географические названия и выполнить все задания практического блока, в котором есть специальная рубрика «Откройте атлас».

Для ученика дано подробное руководство «Как учиться с «Полярной звездой», а также «технология» самостоятельной работы, алгоритм действий в рубриках «Шаг за шагом», «Читаем карту», «Анализируем диаграмму». Выделена специально структурированная, графически оформленная система повторения и подготовки - «Легкий экзамен». Маршрут «Легкий экзамен» идет параллельно тексту и предполагает «остановки» на «точках»: определениях, утверждениях (их отбор основан на содержании экзаменационных вопросов) и промежуточных выводах. Это позволяет оперативно и постоянно прокручивать (повторять) основное ядро. Предназначен для подготовки к ответу на уроке, контрольной, экзамену.

Обилие и разнообразие заданий, как в учебнике, так и во входящем в УМК тренажере, обеспечивают возможность закрепления знаний, умений и навыков при работе с картой и выполнении практических работ и творческих заданий (в том числе с привлечением регионального материала) и позволяют изучать этот курс 2 часа в неделю (70 часов).

В УМК, кроме учебника, входят: для учителя - методические рекомендации с тематическим планированием (в 6 классе два варианта - 1 час и 2 часа в неделю), сборник материалов для текущего контроля; для ученика - тренажер с контурными картами и заданиями.

Программа
1) Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. География. Программы общеобразовательных учреждений: 6-9, 10-11 кл.

Пособие
2) Николина В.В. География. 6 кл. Методические рекомендации. Пособие для учителя. (Полярная звезда)
3) Махов С.И., Махова И.П. География. Поурочные разработки. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда)
4) Николина В.В. География. Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителя (Полярная звезда)
5) Николина В.В. География. Поурочные разработки. 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда)
6) Гусева Е.Е. "Конструктор" текущего контроля. 6 кл. Пособие для учителя. (Полярная звезда)
7) Гусева Е.Е. "Конструктор" текущего контроля. 7 кл. Пособие для учителя. (Полярная звезда)

Рабочая тетрадь
8) Николина В.В. География. 6 кл. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
9) Николина В.В. География. 7 кл. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда)
10) Николина В.В. География. 8 кл. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда)
11) Николина В.В. География. Мой тренажер. 9 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда)

Электронное издание
12) Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. География. 6-9 классы. 10-11 классы. Программы

13) Николина В.В. География. 6 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя.

Завершенная предметная линия | Серия: Академический школьный учебник | Комплект: "Сферы"

802. Лобжанидзе А.А. /Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. География. 6 кл. [Просвещение]

803. Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. /Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. География. 7 кл. [Просвещение]

804. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. 8 кл. [Просвещение]

805. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. 9 кл. [Просвещение]

УМК: "Сферы-География (6-9)". Руководитель авторского коллектива Дронов В.П.

Линия УМК «Сферы» включает в себя различные виды изданий для всех классов основной и средней (полной) школы, необходимые для рациональной организации

учебного процесса в соответствии с современными тенденциями в содержании географического образования и методики преподавания географии в школе.

УМК «Сферы» сориентированы на усвоение школьниками базовых географических знаний и в большой степени на формирование и отработку навыков самостоятельного получения учащимися необходимой информации, ее анализа и интерпретации. УМК «Сферы» обеспечивает создание единого информационного пространства на основе взаимодействия всех его составных частей, позволяя индивидуализировать процесс обучения.

Особенностями нового комплекса являются:

– наличие полного комплекта пособий на бумажных и электронных носителях, обеспечивающих комплексность и преемственность школьного географического образования; школьников на системное использование всех компонентов УМК на основе активных методик в обучении;

– единый методический, информационный и дизайнерский подход к представлению учебного материала;

– наличие «навигационной» системы, позволяющей осуществить единую технологию обучения в соответствии с психологическими особенностями современных школьников;

– практическая направленность, способствующая использованию полученных знаний и умений в реальной повседневной жизни.

Линия УМК «Сферы» по географии состоит из пяти учебно-методических комплектов для общеобразовательных школ:

География. Планета Земля. 6 класс

География. Земля и люди. 7 класс

География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс

География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс

География. Современный мир. 10 класс.

УМК «Сферы» по географии включает:

– Учебник

– Электронное приложение к учебнику (CD-ROM)

– Тетрадь-тренажер

– Тетрадь-практикум

– Тетрадь-экзаменатор

– Иллюстрированный учебный атлас

– Контурные карты (с заданиями)

– Интерактивное картографическое пособие

– Аудиокурс

– Навигатор

Программа

1) Дронов В.П., Мишняева Е.Ю. Под редакцией Дронова В.П. Навигатор для 6-9

классов
2) Лобжанидзе А.А. Программа курса географии для 6 класса средних общеобразовательных учреждений «География. Планета Земля». (68 и 34 учебных часов)
3) Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. Программа курса географии для 7 класса общеобразовательных учреждений "География. Земля и Люди". (68 учебных часов)
4) Савельева Л.Е., Дронов В.П. Программа курса географии для 8 и 9 классов общеобразовательных учреждений "География. Россия: Природа, население, хозяйство". (136 учебных часов)

Планирование
5) Тематическое и поурочное планирование «География. Планета Земля. 6 класс»

6) Тематическое и поурочное планирование «География. Земля и люди. 7 класс»
7) Тарасова Н.В. Под редакцией Дронова В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. Поурочное тематическое планирование. 8 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. (Сферы)
8) Ольховская Н.В. «География. Россия: природа, население, хозяйство» для 9 класса общеобразовательных учреждений. Поурочное тематическое планирование

Пособие
9) Бахчиева О.А. и др. Под редакцией Дронова В.П. География. Планета Земля. Методические рекомендации. 6 кл.

Тетрадь-тренажер
10) Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. 6 кл.
11) Банников С.В., Котляр О.Г. Земля и люди. Тетрадь-тренажер. 7 кл.
12) Банников С.В., Мишняева Е.Ю., Тарасова Н.В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажер. 8 кл. Банников С.В.
13) Ходова Е.С., Ольховая Н.В. География Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажёр. 9 класс

Тетрадь-практикум
14) Котляр О.Г., Мишняева Е.Ю. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 6 кл.
15) Ходова Е.С. География. Земля и люди. Тетрадь-практикум. 7 кл.

Тетрадь-экзаменатор
16) Барабанов В.В. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 6 кл.
17) Барабанов В.В., Дюкова С.Е. Земля и люди. Тетрадь-экзаменатор. 7 кл.
18) Барабанов В.В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. 8 кл.
19) Барабанов В.В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. 9 кл.

Карты, атласы.
20) Мишняева Е.Ю. Атлас. География. Планета земля. 6 кл.
21) Савельева Л.Е., Котляр О.Г., Григорьева М.А. Атлас. География. Планета земля. 6 кл.
22) Кузнецов А.П. Земля и люди. Атлас. 7 кл.
23) Атлас "География. России: природа, население, хозяйство" для 8-9 классов.
24) Котляр О.Г. Планета Земля. Контурные карты. 6 кл.
25) Мишняева Е.Ю. Земля и люди. Контурные карты. 7 кл.
26) Дронов В.П., Котляр О.Г. География. Россия: природа, население, хозяйство. Контурные карты. 8 кл..
27) Дронов В.П., Котляр О.Г. География. Россия: природа, население, хозяйство. Контурные карты. 9 класс.

Электронное приложение
28) Дронов В.П. География. Планета Земля. Электронное приложение к учебнику. 6 кл.
29) География. Земля и люди. Электронное приложение. 7 кл.
30) География. Россия: природа, население, хозяйство. Электронное приложение к учебнику. 8 кл.

Электронное пособие
31) География. Планета Земля. Интерактивное картографическое пособие. 6 кл.
32) География. Мир. Электронное картографическое пособие

Завершенная предметная линия | Серия: Линия классических учебников географии |

790. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. 6 кл. [Дрофа]

791. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География. 7 кл. [Дрофа]

792. Баринова И.И. География России. 8 кл. [Дрофа]

793. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 кл. [Дрофа]

УМК: Линия классических учебников по географии. Основное общее образование (5-9 кл.)

Основу учебно-методического комплекта по географии составляют линии учебников Федерального перечня. Их дополняют методические пособия к учебникам, в которых представлено поурочное планирование и методические рекомендации по работе с учебниками, рабочие тетради для учащихся, рабочие тетради для учителя, рекомендации к планированию уроков по учебникам, атласы и контурные карты. Выпускаются своевременно обновляемые программы, программно-методические материалы, экзаменационные сборники, а также сборники тестов, контрольных и проверочных работ.

При использовании в образовательном процессе всех составляющих учебно-методического комплекта школьники осваивают не только предусмотренный программой объем знаний по предмету, но и методологию географической науки и могут анализировать разнообразные источники географической информации и применять усвоенный материал в повседневной жизни.

Все учебники богато иллюстрированы, содержат много карт и схем, что значительно облегчает восприятие учениками как материала учебников, так и объяснений учителя. Многие вопросы и задания учебников носят творческий характер. Учитель имеет возможность варьировать уровень сложности заданий в зависимости от уровня подготовки и наклонностей ученика, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению.

В настоящее время издательство «Дрофа» предлагает три завершенные линии учебников географии для основной школы.

Программа
1) Курчина С.В. География. Программы. 6-10 кл.

Планирование
2) Бахчиева О.А., Ким, Баринова «Тематическое планирование. География». 6–9 классы
3) Душина И.В. «География материков и океанов». 7 кл. Рекомендации к планированию уроков по учеб. «География. Наш дом - Земля»
4) Баринова И.И. «География России. Природа». 8 кл. Рекомендации к планированию уроков по учебнику «География России. Природа. 8 класс»
5) Дронов В.П., Ром Я.В. «География России. Население и хозяйство». 9 класс. Рекомендации к планированию уроков по учебнику Дронова В.П., Рома В.Я. «География России. Население и хозяйство. 9 класс»

Пособие
6) Бахчиева О.А. «Начальный курс географии». 6 класс. Методическое пособие

7) Бахчиева О.А. «Книга для учителя. География». 6 кл. Метод. пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс»
8) Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. «География материков и океанов». 7 класс. Методическое пособие
9) Баринова И.И., Ром В.Я. «География России». 8-9 классы. Методическое пособие
10) Сиротин В.И. «География. Сборник заданий и упражнений по географии». 6-10 классы
11) Зотова А.М. «Игры на уроках географии». 6-7 классы

Рабочая тетрадь
12) Душина И.В. «География материков и океанов». 7 класс. Рабочая тетрадь для учителя
13) Баринова И.И. «География России. Природа». 8 класс. Рабочая тетрадь для учителя
14) Дронов В.П., Ром В.Я. «География России. Население и хозяйство». 9 класс. Рабочая тетрадь для учителя
15) Шатных А.В. «Начальный курс географии». 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Начальный курс географии. 6 класс»
16) Душина И.В. «География материков и океанов». 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «География материков и океанов. 7 класс»
17) Баринова И.И. «География России. Природа». 8 кл. Рабочая тетрадь к учебнику Бариновой И.И. «География России. Природа»
18) Баринова И.И. «География России. Природа. 8 класс. Рабочая тетрадь» (с тестовыми заданиями ЕГЭ)
19) Дронов В.П. «География России. Население и хозяйство». 9 кл. Рабочая тетрадь к учебнику «География России Население и хозяйство»
20) Сиротин В.И. «География материков и океанов». 7 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт
21) Сиротин В.И. «География России. Природа. Население». 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт
22) Сиротин В.И. «География России. Население и хозяйство». 9 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт.

Карты, атласы
23) «Географический атлас школьника». 6-11 кл.
24) «География». 6 класс. Атлас
25) «Атлас по географии для 6 класса. Универсальный»
26) «География». 7 класс. Атлас
27) «Атлас по географии для 7 класса. Универсальный»
28) «География». 8 класс. Атлас
29) «Атлас по географии для 8 класса. Универсальный» «Атлас по географии для 8 класса. Универсальный»
30) «География». 9 класс. Атлас
31) «Атлас по географии для 9 класса. Универсальный»
32) «География». 6 класс. Контурные карты
33) «География». 7 класс. Контурные карты.
34) «География». 8 класс. Контурные карты
35) «География». 9 класс. Контурные карты

Пособие
36) Сиротин В.И., Панасенкова О.А., Карташева Т.А. «Раздаточные материалы по географии с контурными картами». 6 класс
37) Сиротин В.И. «География материков и океанов». 7 класс. Задания и упражнения для работы с контурными картами
38) Сиротин В.И. «География России. Природа и население». 8 класс. Задания и

упражнения для работы с контурными картами
39) Сиротин В.И. «География России. Население и хозяйство». 9 класс. Задания и упражнения для работы с контурными картами
40) Сиротин В.И. «Тетрадь для оценки качества знаний по географии». 6 класс
41) Сиротин В.И. «Тетрадь для оценки качества знаний по географии». 7 класс
42) Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. 8 класс
43) Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. 9 класс
44) Ром В.Я. «Новое в России: цифры и факты». Дополнительные главы к учебнику «География России. Население и хозяйство. 9 класс»
45) Сиротин В.И. «Правильные ответы на вопросы учебника Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. «Начальный курс географии. 6 класс»
46) Сиротин В.И. «Правильные ответы на вопросы учебника Коринской В.А. и др. «География материков и океанов. 7 класс»
47) Баринова И.И. «Правильные ответы на вопросы учебника И.И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс»

Электронное пособие
48) Интерактивные наглядные пособия по географии
49) Комплект демонстрационных пособий по географии

Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования.

Завершенная предметная линия

| |

798. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. 6 кл. [Дрофа]

799. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. /Под ред. Дронова В.П. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл. [Дрофа]

800. Дронов В.П. и др. География России. 8 кл. [Дрофа]

801. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я. и др. География России. 9 кл. [Дрофа]


УМК: Линия под редакцией В. П. Дронова

Эту линию составляют учебники, рассматривающие географию через призму общечеловеческих ценностей. Линия учебников, отражающих идею гуманизации образования и написанных в соответствии с Концепцией модернизации географического образования и федеральным компонентом стандарта (линия под редакцией В. П. Дронова) главным объектом изучения становится человек, его место на планете Земля.

Содержание учебника отражает требования Концепции модернизации географического образования и содержит сведения о Земле как планете. Учебник отлично иллюстрирован, его методический аппарат включает не только вопросы и задания после параграфов, но и вопросы внутри текста, к рисункам, к темам, что соответствует деятельностному подходу к формированию знаний и умений учащихся.

Учебник продолжает линию учебников под редакцией В.П. Дронова и полностью соответствует федеральному компоненту образовательного стандарта по географии. Учебник содержит общие сведения о планете, о строении и особенностях ее оболочек; в нем учтен страноведческий подход к изучению географии - представлены описания многих стран мира, в том числе стран ближнего зарубежья.

Комплексный учебник по курсу «География России» в двух книгах для 8-9 классов является победителем конкурса Национального фонда подготовки кадров (НФПК). Авторы классических учебников издательства «Дрофа» совместно создали данный курс. В 8 классе рассматриваются географическое положение, природа, население и отрасли хозяйства, ориентированные на природные ресурсы. Учебник для 9 класса содержит сведения об отраслях хозяйства, а также об отдельных регионах нашей страны. В учебнике использованы лучшие методические наработки из раздельных курсов географии России. На него легче будет перейти тем учителям, которые работали по раздельным учебникам, написанным членами авторского коллектива.

Программа

Планирование

Пособие
3) Савельева Л.Е., Дронов В.П. «География. Землеведение». 6 класс. Методическое пособие
4) Кузнецов А.П. "География. Землеведение. 6 класс. Книга для учителя"
5) Баринова И.И., Ром В.Я. "География России. 8-9 классы. Методическое пособие"

Рабочая тетрадь
6) Дронов В.П., Савельева Л.Е. «География. Землеведение». 6 класс. Рабочая тетрадь
7) Душина И.В. "География. Материки, океаны, народы и страны" 7 класс
8) Баринова И.И., Дронов В.П. «География России. Природа, население и хозяйство». 8 класс. Рабочая тетрадь
9) Баринова И.И., Дронов В.П. "География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Рабочая тетрадь"

Карты, атласы
10) «География». 6 класс. Атлас
11) «Атлас по географии для 6 класса. Универсальный»
12) «География». 7 класс. Атлас
13) «Атлас по географии для 7 класса. Универсальный»
14) «География». 8 класс. Атлас
15) «Атлас по географии для 8 класса. Универсальный»
16) «География». 9 класс. Атлас
17) «Атлас по географии для 9 класса. Универсальный»
18) «География». 6 класс. Контурные карты
19) «География». 7 класс. Контурные карты
20) «География». 9 класс. Контурные карты

Электронное пособие
21) Интерактивные наглядные пособия по географии
22) Комплект демонстрационных пособий по географии

Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования.

Завершенная предметная линия

| Серия: Линия, реализующая новый комплексно-страноведческий подход к преподаванию географии |

806. Климанова О.А., Белова М.Н., Ким Э.В. и др. География. 6 кл. [Дрофа]

807. Климанова О.А. и др. География. 7 кл. [Дрофа]

808. Алексеев А.И. и др. География России. 8 кл. [Дрофа]

809. Алексеев А. И и др. География России. 9 кл. [Дрофа]

УМК: Линия под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева

Линия учебников, написанных в соответствии с Концепцией модернизации географического образования и федеральным компонентом стандарта и реализующих принцип личностно-ориентированного деятельностного подхода к усвоению учебного материала (линия под редакцией Климановой О.А. и Алексеева А.И.).

Авторы учебников этой линии изложили учебный материал так, чтобы его усвоение происходило в ходе разнообразной учебной деятельности. Такая организация процесса обучения способствует лучшему пониманию материала, его запоминанию и последующему применению. Все учебники линии построены по единой схеме: вывод после каждого параграфа и в конце темы; после каждого параграфа - список слов и выражений, которые нужно запомнить, и вопросы трех уровней сложности, способствующие реализации дифференцированного личностно-ориентированного подхода к ученикам.

Учебник для 6 класса написан с учетом положений Концепции модернизации географического образования. Новшество учебника - уроки-практикумы, главная цель которых сформировать у учащихся важнейшие географические умения: определять координаты, составлять простейший план местности, читать географическую карту и т.д. Текст учебника построен по принципу ответов на познавательные вопросы, многие из которых дети задают своим родителям.

Структура учебников для 6 и 7 классов одинакова: вывод и список ключевых слов после параграфов и тем, три уровня вопросов, уроки-практикумы, деление материала параграфов на блоки по принципу ответов на познавательные вопросы. Новизна учебника для 7 класса - характеристика большого количества стран. Он рассчитан на изучение в течение 70 ч (2 ч в неделю).

В этих учебниках реализован комплексный подход к изучению курса «География России». Учебники написаны коллективом авторов, среди которых есть как ведущие ученые-географы, так и руководители крупных методических объединений, что обеспечило сочетание высокого научного уровня с разнообразным методическим аппаратом.

В 2007 г. учебники вышли в обновленном виде.

Программа
1) Овсянникова Е.В. "География". 6-11кл. Программы

Планирование
2) Климанова О.А., Алексеев А.И., Дронов В.П. «Тематическое планирование. География». 6-9 классы
3) Ким Э.В., Петрушина Н.П. География России. 8 класс. Рекомендации к планированию уроков
4) Ким Э.В., Петрушина Н.П. География России. 9 класс. Рекомендации к планированию уроков
Пособие
5) Кузнецов А.П. «Книга для учителя к учебнику под ред. О.А. Климановой "География. Землеведение. 6 класс"»
6) Румянцев А.В., Ким Э.В., Климанова О.А. «География. Землеведение». 6 класс. Методическое пособие
7) Климанова О.А., Ким Э.В., Румянцев А.В. "География. Страноведение. 7 класс. Методическое пособие."
8) Евдокимов М.Ю., Сиротин В.И., Терещенкова В.Г. «География России». 8-9 классы. Методическое пособие

Рабочая тетрадь
9) Ким Э.В., Петрушина Н.П. «География России. Природа и население». 8 класс. Рабочая тетрадь для учителя
10) Ким Э.В., Петрушина Н.П. «География России. Хозяйство и географические районы». 9 класс. Рабочая тетрадь для учителя
11) Румянцев А.В., Ким Э.В., Климанова О.А. «География. Землеведение». 6 класс. Рабочая тетрадь
12) Румянцев А.В., Ким Э.В., Климанова О.А. «География. Страноведение». 7 класс. Рабочая тетрадь
13) Румянцев А.В. "География. Страноведение. 7 класс. Рабочая тетрадь" (С тестовыми заданиями ЕГЭ)
14) Ким Э.И., Марченко Н.А., Низовцев В.А. География России. Природа и население. 8 класс. Рабочая тетрадь
15) Ким Э.В. "География России. 8 кл. Рабочая тетрадь" (С тестовыми заданиями ЕГЭ)
16) Ким Э.И., Марченко Н.А., Низовцев В.А. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Рабочая тетрадь.

Карты, атласы
17) «География. Землеведение». 6 класс. Атлас
18) «География». 6 класс. Атлас
19) «Атлас по географии для 6 класса. Универсальный»
20) «География. Страноведение». 7 класс. Атлас
21) «География». 7 класс. Атлас
22) «Атлас по географии для 7 класса. Универсальный»
23) «География». 8 класс. Атлас
24) «География России». Часть I. «Природа и население». 8 класс. Атлас
25) «Атлас по географии для 8 класса. Универсальный»
26) «География». 9 класс. Атлас
27) «География России». Часть II. «Хозяйство и географические районы». 9 класс. Атлас
28) «Атлас по географии для 9 класса. Универсальный»
29) «География. Землеведение». 6 класс. Контурные карты
30) «География. Страноведение». 7 класс. Контурные карты
31) «География. Россия. Природа и население». 8 класс. Ч. 1. Контурные карты
32) «География. Россия. Хозяйство и географические районы». 9 класс. В 2 ч. Контурные карты
33) «География». 6 класс. Контурные карты
34) «География». 7 класс. Контурные карты
35) «География». 8 класс. Контурные карты
36) «География». 9 класс. Контурные карты

Словари, справочные материалы
37) Мирутенко М.В. «География». Школьная энциклопедия

Пособие
38) Низовцев В.А. «Правильные ответы на вопросы учебника под ред. А.И. Алексеева «География России. Природа и население. 8 класс»
39) Марченко Н.А. «Правильные ответы на вопросы учеб. под ред. А.И. Алексеева «География России. Хозяйство и геогр. районы. 9 кл.»

Электронное пособие
40) Интерактивные наглядные пособия по географии
41) Комплект демонстрационных пособий по географии

Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования.
Завершенная предметная линия | Вертикаль: Домогацких Е.М. |

794. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 6 кл. [Русское слово]

795. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 7 кл. [Русское слово]

796. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 8 кл. [Русское слово]

797. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География. 9 кл. [Русское слово]

УМК: "Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И."

Программа
2) Программа. География. Начальный курс. 6 кл.
3) Программа. География. Материки и океаны. 7 кл.
4) Программа. География России. 8-9 кл. Часть 1. Природа России

Рабочая тетрадь
5) Домогацких Е.М. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс
6) Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии. 7 кл.
7) Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии. 9 кл.

Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования.

Завершенная предметная линия

| |

810. Летягин А.А. /Под ред. Дронова В.П. География. 6 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ]

811. Душина И.В., Смоктунович Т.Л. /Под ред. Дронова В.П. География. 7 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ]

812. Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. /Под ред. Дронова В.П. География. 8 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ]

813. Таможняя Е.А., Толкунова С.Г. /Под ред. Дронова В.П. География. 9 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ]

УМК: "География (6-9) (Вентана-Граф)"

В УМК отражены современные требования к географическому образованию школьников.

Главные отличительные особенности линии:

Учебный материал обеспечивает комплексность и преемственность всех уровней школьного образования;

Переход от раздельного изучения физической и социально – экономической географии к интегрированному курсу, что соответствует тенденциям развития современной географической науки;

Расширена информация о современных методах географических исследований (средства глобальной системы навигации), источниках географической информации (космические снимки), роли географии в обществе, приводится список интернет-ресурсов;

Усилены гуманистический и культурологический подходы к раскрытию учебного материала, приводится много примеров географических объектов, в том числе и российских, входящих в список Всемирного природного и культурного наследия;

Большое внимание уделяется практическим видам деятельности, содержание практических работ разработано с учетом новых требований к результатам обучения, применению географических знаний и умений в повседневной жизни;

Значительное количество тем ориентирует учащихся на изучение родного края, введены вопросы и задания, требующие применения полученных знаний к анализу ситуации в своей местности;

Единый подход к подаче материала, оформлению и методике объединяет все учебники.

Программа
1) Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А. География.

Программа для 6-11 классов
Планирование

2) Летягин А.А. География. Примерное поурочное планирование. Методическое пособие. 6 кл.
3) Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. Примерное поурочное планирование. 8 кл.
4) Таможняя Е.А., Беловолова Е.А. География России. Хозяйство. Природно-хозяйственные регионы. Примерное поурочное планирование. Методическое пособие. 9 кл.

Пособие
5) Летягин А.А. География. 6 кл. Примерное поурочное планирование. Методическое пособие
6) Душина И.В. География. Органайзер для учителя. Сценарии уроков. Методическое пособие. 7 кл.
7) Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. 8 кл. Примерное поурочное планирование. Методическое пособие
8) Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии» (6─9 классы)

Рабочая тетрадь
9) Летягин А.А., Молоканова Т.В., Гимбицкая Л.А. География. 6 кл. Рабочая тетрадь
10) Смирнова Е.В., Александрова Е.А., Алейников А.А. География. 6 кл. Тетрадь для практических работ
11) Душина И.В., Смоктунович Т.Л. География. 7 кл. Рабочая тетрадь

Пособие
12) Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. 8 кл. Тестовые задания. Учебное пособие

Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования.

Завершенная предметная линия

814. Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География. 6 кл. [Мнемозина]

815. Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География. 7 кл. [Мнемозина]

816. Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География. 8 кл. [Мнемозина]

817. Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География. 9 кл. [Мнемозина]

УМК: "География (6-9) (Мнемозина)"

Программа
1) Петрова Н.Н. География. 6-9 кл. Программа для общеобразовательных учреждений

Обучение в школе 2-ой ступени завершается государственной итоговой аттестацией (ГИА) за курс основной школы. Чтобы подготовиться к успешной сдаче экзамена, учителю необходимо изучить структуру заданий, постоянно следить за изменениями критериев оценки знаний и отрабатывать ключевые умения. Подготовка к такой форме экзамена должна быть очень серьёзной, базироваться на систематическом повторении и отработке умения выполнять тестовые задания. Новая форма аттестации учащихся за курс основной школы предполагает подбор специальных заданий, гарантирующих успешную сдачу экзамена. Завершая вторую ступень обучения, учитель должен очень серьёзно подойти к выбору УМК для старших классов. Определяющими принципами являются преемственность в изучении учебного материала и эффективность подготовки к итоговой аттестации за курс средней школы.

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ География

Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования.

Завершенная предметная линия

| Серия: Академический школьный учебник | Вертикаль: География ("Полярная звезда") |

1225. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). 10-11 кл. [Просвещение]

УМК: Полярная звезда (10-11) (Базовый)

Основная идея УМК «Полярная звезда» - «География для Человека: умение ориентироваться на Земле и в мире - для каждого». УМК поддерживает идею формирования базовых и предметных компетенций на основе деятельностного подхода в обучении, а также усиления блока прикладных знаний. Одна из целей - переориентация географического образования с передачи географических знаний на содействие становлению личностного поиска, связанного с практической ориентированностью учебных курсов, созидательной творческой деятельностью учащихся, ценностного отношения к окружающей действительности, к себе, другим людям.

Хорошо известный в школе учебник реализует базовый уровень содержания федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии.
Он продолжает лучшие традиции создания отечественных учебных книг по курсу "Экономическая и социальная география мира".

Программа
1) Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы, 10-11 классы.

Пособие
2) Верещагина Н.О., Сухоруков В.Д. География. Поурочные разработки. 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда)

Дидактический материал
3) Гдалин Д.А., Гладкий Ю.Н., Махов С.И. География. "Конструктор" текущего контроля. 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда)

Электронное издание
4) Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. География. 6-9 классы. 10-11 классы. Программы

Завершенная предметная линия

1229. Максаковский В.П. География (базовый уровень). 10 кл. [Просвещение]

УМК: Максаковский В.П. (10) (Базовый)

Учебно-методический комплект по экономической и социальной географии мира для 10 класса состоит из учебника, рабочей тетради, книги для учащихся, методического пособия. Соответствует базовому уровню содержания.

Значительно переработанный учебник учитывает не только богатый отечественный, но и мировой опыт создания школьных учебников по географии, что нашло отражение в его научном содержании, методическом аппарате и самой модели книги.

Основной текст учебника сопровождают специально подобранные блоки карт, графиков, статистических таблиц и фотоиллюстраций.

Рабочая тетрадь содержит вопросы, тесты, контурные карты, а также предлагает составление таблиц и анализ графиков.

Программа
1) Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-9 классы, 10-11 классы.

Планирование
2) Тематическое планирование
Пособие
3) Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира, 10 кл. Методическое пособие

Рабочая тетрадь
4) Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира, 10 кл. Рабочая тетрадь. 10 кл.

Завершенная предметная линия

1227. Ким Э.В., Кузнецов А.П. География (базовый уровень). 10 кл. [Дрофа]

УМК: Ким Э.В., Кузнецов А.П. География (Б)

Рабочая тетрадь
1) Сиротин В.И. «Экономическая и социальная география мира». 10 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт

Карты, атласы
2) «Атлас по географии для 10 класса. Универсальный»

Завершенная предметная линия

1230. Холина В.Н. География (профильный уровень). 10 кл. [Дрофа]

1231. Холина В.Н. География (профильный уровень). 11 кл. [Дрофа]

УМК: Холина В. Н. География. Профильное обучение. Профильный уровень

Данный курс представляет инновационный учебно-методический комплект «Общественная география» - победитель конкурса НФПК «Информатизация образования».

В УМК входят учебники для 10 и 11 классов, рабочие тетради, атлас, методическое пособие, мультимедиа-диск.

Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. Особое внимание авторы уделили практической значимости излагаемого материала в будущей профессиональной деятельности.

Учебно-методический комплект по географии человеческой деятельности предназначен для школ гуманитарного профиля. Комплект заинтересует всех, кто хотел бы узнать о географических аспектах основных проблем окружающего мира, о пространственной логике размещения хозяйства и развития общества.
Материал для проведения самостоятельных и практических работ (таблицы, карты, задания по каждой теме) позволит учителю строить работу в диалоге с учеником.
Разнообразные практические задания рабочей тетради рассчитаны на умение школьников работать с картами, графиками, таблицами, диаграммами. В тетради содержатся вопросы и задания по всем курсам школьной географии, которые помогут учащимся и абитуриентам при подготовке к экзаменам.
В помощь учителю предлагаются методические рекомендации по преподаванию курса и организации работы на уроке.

Пособие
1) Холина В.Н. «География». 10-11 классы. Книга для учителя
2) Хабибуллин Р.Х. «Раздаточные материалы по географии». 10 класс

Рабочая тетрадь
3) Холина В.Н. «География». 10 класс. Рабочая тетрадь
4) Холина В.Н. «География». 11 класс. Рабочая тетрадь

Электронное приложение
5) Мультимедийное приложение к учебникам. 10-11 класс

Карты, атласы
6) «Атлас по географии для 10 класса. Универсальный»

Завершенная предметная линия

| Серия: Гуманитарный академический проект | Вертикаль: Домогацких Е.М. |

1226. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География (базовый и профильный уровни). 10 кл. [Русское слово]

УМК: "Экономическая и социальная география мира"

Учебник завершает линию учебников по географии. Он посвящен территориальной организации общества и хозяйства, дает характеристику важнейшим процессам и тенденциям в развитии мирового хозяйства ХХ - начала ХХI в. В нем выделяют основные демографические, экологические и иные проблемы, характерные для современного этапа развития цивилизации.

Программа
1) Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Программы общеобразовательных учреждений: География: 6-10 классы
2) Домогацких Е.М. Программа курса «Экономическая и социальная география мира». 10-11 классы

Рабочая тетрадь
3) Домогацких Е.М. Рабочая тетрадь по географии. 10 (11) класс. Ч. 1
4) Домогацких Е.М. Рабочая тетрадь по географии. 10 (11) класс. Ч. 2

Аудиоучебник
5) Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Аудиоучебник. Ч. 1
6) Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Аудиоучебник. Ч. 2

Завершенная предметная линия

1228. Лопатников Д.Л. География (базовый и профильный уровни). 10-11 кл. [Мнемозина

УМК: Лопатников Д.Л. (10-11)

Завершенная предметная линия | Вертикаль: География (под общей ред. Дронова В.П.) |

1224. Бахчиева О.А. /Под ред. Дронова В.П. География (базовый уровень). 10 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ]

УМК: "География. 10"

Учебники по географии Издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ» под общей редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук Дронова В.П. представляют собой последовательную линию учебников с 6 по 10 (11) классы.

Линия учебников по географии разработана единым авторским коллективом - преподавателями кафедры методики обучения географии МПГУ, руководителем проекта является к.п.н., профессор кафедры Душина И.В.

Структура и содержание новой линии учебников соответствуют "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования по географии.

Программа
1) Бахчиева О.А., Душина И.В., Летягин А.А. Под ред. Дронова В.П. "География" 6-11 кл. Программа

Планирование
2) Бахчиева О.А. Примерное поурочное планирование. 10 класс

Пособие
3) Розанов Л.Л. География Розанов Л.Л. Геоэкология. 10-11 кл. Книга для учителя
4) Чичерина О.В., Соловьева Ю.А. География. 10-11 кл. Учебное пособие. Школьный курс за 100 часов

Непременным условием профессиональной компетенции учителя является владение современными информационными ресурсами и информационными технологиями обучения. Информатизация образования – основной ресурс качества географического образования в школе. Основной ресурс потому, что таковы свойства цифровой информации: полноценное представление любых видов информации, мгновенное копирование, передача информации на любое расстояние, простота редактирования, «вечность».

При выборе учебников для школы третьей ступени необходимо учитывать концепции каждого из УМК и сохранение преемственности в обучении. Особо следует обратить внимание на ориентацию на базовый и профильный уровни. Итоговая аттестация за курс средней школы по географии в форме и по материалам ЕГЭ за курс требует специальной рассредоточенной и эффективной подготовки школьников. Целесообразнымявляется использование результатов ЕГЭ в практической работе. Аналитические материалы должны стать основой для корректировки работы учителей и устранения пробелов в подготовке школьников. В целях повышения качества обучения в образовательных учреждениях города необходимо совершенствовать оснащение учебного процесса. Кроме учебных пособий, уроки географии должны быть оснащены современными средствами обучения (интерактивные доски, медиаверсии учебников, компьютерные обучающие и контролирующие программы).

поАнализ

Классов. Выводы, рекомендации : план работы методического совета на 2011 -2012 учебный год выполнен полностью. Методическому совету школы... удовлетворительной. На следующий учебный год поставлены задачи по улучшению работы с использованием ИКТ, большее...

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

АМУРСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АДМИРАЛА Г. И. НЕВЕЛЬСКОГО»

по составлению учебно-методического комплекса дисциплины

Благовещенск, 2013

Методические рекомендации предназначены для преподавателей Амурского филиала, разрабатывающих методическое обеспечение внедрения и реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) и методического сопровождения разработки рабочих учебных программ дисциплин и профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП).

Методические указания разработаны в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования нового поколения.

Составитель:

В., начальник учебно-методического отдела

Введение

1. Структура, порядок составления, согласования и утверждения учебно-методического комплекса по дисциплине.

2.1. Общие положения

2.2. Порядок составления, согласования и утверждения рабочей программы

2.3. Структура и содержание рабочей программы

2.4. Дополнения и изменения в рабочей программе

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации, установленными ФГОС).

Методические материалы и указания должны формироваться с учётом положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Ответственность за содержание и представление материалов УМК дисциплины возлагается на составителя (группу составителей) и руководителя отделения, на котором реализуется данная программа.

Контроль соответствия УМК дисциплины ФГОС и рабочему плану направления или специальности осуществляет научно-методический совет колледжа.

УМК дисциплины предназначен для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению всех дисциплин, входящих в учебные планы специальностей, реализуемых в колледже по всем направлениям подготовки. УМК доступен преподавателям и студентам в виде текста на сайте, материалов в библиотеке и методическом кабинете колледжа.

1. Структура, порядок составления, согласования и утверждения учебно-методического комплекса дисциплины

Учебно-методический комплекс – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению курсантами (студентами) учебного материала, входящего в рабочую программу дисциплины (блока дисциплин), предусмотренную планом подготовки курсантов (студенто) в по одной из специальностей (направлений подготовки).


В структуру УМК включают следующие материалы:

1. Титульный лист УМК дисциплины.

2. Извлечение из ФГОС СПО по специальности (направлению подготовки).

3. Рабочая программа по дисциплине.

4. Карту обеспеченности дисциплины учебно-методической литературой.

5. Банк контрольных заданий и вопросов (тестов) по отдельным модулям и в целом по дисциплине.

6. Комплект экзаменационных билетов.

7. Методические указания для различных форм учебных занятий по дисциплине.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

9. Методические указания по выполнению учебно-исследовательских (контрольных, рефератов, курсовых, дипломных) работ, предусмотренных учебным планом.

10. Инновации в преподавании дисциплины.

11. Прикладные компьютерные разработки по дисциплине (если это предусмотрено учебным планом), в том числе – электронные учебники, прикладные компьютерные программы, деловые игры , хрестоматийный материал и др.

12. Глоссарий.

13. Ридеры (тексты для чтения), являющиеся составным элементом отдельных дисциплин.

14. Наглядные средства обучения (перечень).

15. Образцы работ, выполненные при изучении дисциплины (рефераты, контрольные и творческие работы, проекты и др.).

УМК дисциплины составляет преподаватель (группа преподавателей), руководствуясь документами, указанными во введении. Если дисциплина входит в планы сразу нескольких основных образовательных программ с одинаковыми требованиями ФГОС СПО и учебных планов, то разрабатывается один унифицированный УМК дисциплины по этим специальностям (направлениям). Для очной, заочной форм обучения составляется единый УМК дисциплины. Для курсантов (студентов), обучающихся по сокращённой программе обучения , составляется отдельный УМК дисциплины.

Разработка материалов УМК дисциплины включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя, срок разработки УМК устанавливается на заседании предметно-цикловой комиссии и фиксируется в её протоколе.

Разработка УМК дисциплины включает этапы:

Разработка учебной программы по дисциплине, входящей в учебный план подготовки курсантов (студентов) по соответствующей специальности (направлению) подготовки;

Разработка учебных материалов: конспекта лекций , технологии проведения практических занятий, методических указаний по курсовым и выпускным квалификационным работам;

Оформление УМК дисциплины;

Апробация материалов УМК дисциплины в учебном процессе;

Корректировка материалов УМК дисциплины.

Порядок утверждения и согласования УМК дисциплины:

Рассмотрение на заседании предметно-цикловой комиссии;

Согласование с заместителем директора филиала по учебной работе;

Утверждение УМК дисциплины заместителем директора филиала по учебной работе.

Все печатные документы УМК должны храниться в одной или нескольких папках архивного типа, оформленных по единому образцу. Электронный вариант УМК дисциплины хранится в той же папке.

Срок действия утверждённого УМК дисциплины определяется сроком действия ФГОС СПО по направлению (специальности) и обновляется по мере необходимости. Все изменения и дополнения согласуются в установленном порядке, как правило, до конца учебного года и вводятся в действие с сентября нового учебного года.

1 ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ УМКД

Титульный лист должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению документов и содержать:

Наименование отраслевого органа, в введении которого находится учебное заведение;

Наименование учебного заведения;

Наименование учебной дисциплины;

Код и наименование специальности/направления;

Дата рассмотрения и утверждения УМКД на заседании предметно-цикловой комиссии;

Согласование с научно-методическим советом филиала;

Год и место разработки УМКД.

Оборотная сторона титульного листа содержит перечень документов, входящих в УМКД (Приложение 1).

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Общие положения

Рабочая программа учебной дисциплины – базовый методический документ, регламентирующий содержание и структуру, её место и значение в системе подготовки специалиста данного профиля, и составляет основу УМК дисциплины. Это основной рабочий документ преподавателя, определяющий содержание, объём и порядок изучения учебной дисциплины, а также формы(виды) контроля знаний курсантов (студентов) по данной дисциплине (промежуточный, текущий, итоговый: реферат, контрольная работа , тест, зачёт, экзамен).

Рабочая программа разрабатывается в соответствии с обязательным минимумом содержания дисциплины, отражённым в ФГОС, для каждого направления (специальности) с указанием уровня подготовки. Для дисциплин гуманитарного, естественнонаучного и общепрофессионального циклов допускается разработка одной учебной программы для нескольких направлений и специальностей. В этом случае на титульном листе программы делается соответствующая запись.

Наличие утверждённой рабочей программы учебной дисциплины является обязательным условием для организации и осуществления образовательного процесса

в колледже.

Рабочая программа составляется в двух экземплярах и после утверждения хранится (в составе УМК дисциплины) у заместителя директора по учебной работе – один экземпляр, второй – в делах отделения, где работает составитель.

Обучение курса осуществляется на основе Учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД), целью которого является повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ФГОС ВПО.

Содержание и наполнение предлагаемого комплекса обусловлено специальным характером курса и его местом в системе дисциплин учебного плана. Предлагаемая программа ориентируется на принцип преемственности и последовательности усвоения базового материала. Используемая терминология и категориальный аппарат требуют заметного переосмысления понятий, переоценки их значимости, что помогает осознанию основных методологических положений курса в целом.

Реализация заданного программой принципа предполагает и использование различных методов преподавания и форм работы со студентами. Содержание предлагаемой программы, ее объем, и характер обусловливают, в свою очередь, необходимость оптимизации учебного процесса не только в плане отбора материала обучения, но и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы. Одновременно возрастает удельный вес и изменяется статус самостоятельной работы студентов, которая видится полноценным и обязательным видом их учебно-познавательной деятельности.

Все материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Экономическая теория» доступны для студентов и расположены на электронной платформе LMS Blacckboard, а также в печатном виде хранятся на кафедре экономической теории.

Приступая к изучению курса, студенту необходимо будет ознакомиться с данными изданиями.

1) рабочая учебная программа дает общее представление о предмете изучения, цели и включает основные темы, разделенные на разделов, список основной и дополнительной литературы.

2) краткий конспект лекций содержащий тексты лекций, проблемные вопросы, словарь основных терминов и понятий, поможет в подготовке к практическим занятиям, к опросам и контрольным работам, а также экзамену.

4) методические рекомендации по самостоятельной работе студентов позволяют иметь представление о содержании самостоятельной работы, включая подготовку к семинарским (практическим занятиям), планы занятий. В методическом пособии указаны сроки сдачи внеаудиторных работ, выполняемых самостоятельно; приводятся критерии оценки, примерные нормы времени на выполнение работ, приводятся требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы, дается характеристика и описание заданий, рекомендуемая литература (основная и дополнительная) и т.д.

Учебно-методический комплекс призван помочь студенту понять специфику изучаемого материала, а в конечном итоге – максимально полно и качественно его освоить. Студент внимательно читает и осмысливает тот раздел, задания которого ему необходимо выполнить. Выполнение всех заданий, определяемых содержанием курса, также предполагает работу с дополнительными источниками. Прежде чем осуществить этот шаг, студенту следует обратиться к основной учебной литературе, ознакомление с материалом которой позволит ему сформировать общее представление о существе интересующего вопроса. Для этого студент должен осознать предназначение комплекса: его структуру, цели и задачи, что облегчит студенту изучение курса дисциплины «Экономическая теория» и поможет успешно сдать экзамен.