Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Сочинение по роману "Дубровский" А.Пушкина: защита человеческой личности. Исследование ученика как герои романа понимают слова честь и бесчестие Примеры где дубровский шел дорогой чести

Жанна Валерьевна ТЕМНИКОВА - учитель русского языка и литературы гимназии № 57, г. Курган.

Честь и бесчестие как нравственная коллизия в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

Эпиграф урока: “Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное” (А.С. Пушкин. «Опровержения на критику»).

На доске:

Честь - 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека.

2. Хорошая, незапятнанная репутация человека, доброе имя.

3. Целомудрие, непорочность.

4. Почёт, уважение.

Бесчестье - поругание чести, оскорбление.

Целомудрие - строгая нравственность, чистота души.

Пояснение. Перед этим уроком на занятиях, посвящённых изучению романа Пушкина «Дубровский», ребята познакомились с особенностями жанра романа, с основным конфликтом, героями. Дома они готовили ответы на вопросы (по группам), которые будут рассматриваться на данном уроке.

Вступительное слово. Сегодня на уроке мы поговорим о нравственной основе романа Пушкина «Дубровский». Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова самого автора: “Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное” .

Наша задача - выяснить, как герои Пушкина понимают слова “честь” и “бесчестие”, как они отстаивают своё достоинство и к чему, в конечном счёте, приводит столкновение их взглядов на жизнь.

Вначале выясним значение слов “честь” и “бесчестие”. Посмотрим, какие определения даёт Ожегов в своём толковом словаре (на доске).

Как видим, у слов “честь” несколько значений, а у слова “бесчестие” лишь одно. Почему так? Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живёт общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами.

Но человеку иногда достаточно один раз оступиться (то есть отказаться от своего слова, предать, оклеветать кого-либо), и вот он уже прослыл бесчестным человеком. Возвратить честь сложно, а порой - невозможно. Поэтому говорят: “Береги честь смолоду”, с самого начала жизни.

Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов А.С. Пушкина. Он считал, что чистота нравов народа основана именно “на уважении к личной чести гражданина”.

В романе «Дубровский» главный герой - Владимир - представлен благородным защитником этой идеи. Но ведь человек не рождается сразу честным или бесчестным.

- От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

(От воспитания, от примера близких людей.)

Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характеров Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Троекуров Кирила Петрович

- Чем знаменит был Троекуров Кирила Петрович?

(Богатством, знатным родом и связями, которые придавали ему большой вес в губернии.)

- Какую характеристику Троекурову даёт Пушкин в начале романа?

(Барская праздность, избалованность всем, любовь к буйным увеселениям, необразованность, ограниченный ум, надменность, своенравие.)

- Можно ли, судя по такой характеристике, говорить о Троекурове как о приятном в общении человеке?

- Как относятся к нему соседи? Губернские чиновники?

(Угождают его прихотям, трепещут перед ним, не смеют высказать своего мнения или проявить недовольство.)

- Доволен ли таким положением Троекуров? Почему?

(Да, потому что это соответствует его представлениям о чести.)

- И что понимает он под словом “честь”?

(Почёт и уважение, которые имеет человек благодаря богатству, а моральные качества в расчёт не принимаются.)

Теперь обратимся к другому персонажу романа - Андрею Гавриловичу Дубровскому .

- Какие черты характера этого героя подчёркивает Пушкин?

(Независимость, смелость, нетерпеливость, решительность.)

- Каково его материальное и социальное положение?

(Обедневший помещик, отставной поручик гвардии; у него есть старое дворянское имя, но нет связей и богатства.)

- Почему же Троекуров привязался к Дубровскому и далее ценит его дружбу?

(Они старые товарищи, сходны характерами и наклонностями. Троекуров понимает, что Дубровский не будет лебезить перед ним, как другие. Ему в какой-то степени нравится гордость Дубровского, который даже выступает против свадьбы Владимира и Маши.)

- Сделайте вывод: каковы представления о чести у А.Г. Дубровского?

(Незапятнанная репутация, доброе имя, высокие моральные качества. Неслучайно Пушкин говорит о нём - “беден и независим”.)

Таким образом, перед нами два человека, которые различаются не только общественным положением, характерами, но и взглядами на такое нравственное понятие, как честь, человеческое достоинство.

Сам Пушкин считал, что “есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное”. Но, к сожалению, в глазах общества достоинством чаще всего является именно богатство человека, власть и связи, а гордые Дубровские остаются вне общего закона. Им “позволяют” проявлять свой характер в “разумных пределах”.

Однако бесконечно оставаться “вне общего закона”, по мысли Пушкина, невозможно. Рано или поздно приходится выбирать: встать на защиту своей чести или, закрыв глаза на оскорбление, принять правила, по которым живёт общество.

Согласие между надменным Троекуровым и его бедным другом и соседом взорвано ссорой. Наши симпатии, безусловно, на стороне Дубровского.

- Но подумайте, кто виноват в ссоре, произошедшей на псарне? Кто прав?

(Здесь нет правых:

Андрей Гаврилович, “горячий охотник”, из зависти позволяет себе высказать слишком резкое замечание в адрес хозяина;

Псарь Парамошка, чувствуя, что может польстить Троекурову и развеселить его, дерзко отвечает бедному помещику, намеренно стараясь его обидеть;

Троекурову же и в голову не приходит мысль о том, что “дерзкое замечание холопа” может оскорбить кого-то из его гостей, и он громко смеётся.)

Мы знаем, каковы были последствия ссоры двух старых друзей: Троекуров, желая отомстить, добивается, с помощью Шабашкина, несправедливого судебного решения: Кистенёвка, поместье Дубровского, которым тот владеет на законных основаниях, переходит к Кириле Петровичу. Сам Дубровский, чув­ствуя своё бессилие и поражённый свершившейся несправедливостью, сходит с ума.

- Доволен ли Троекуров таким исходом? Этого ли он добивался?

Человечность, сострадание проснулись даже в грубом сердце Троекурова, но, как мы помним, реальные законы жизни оказались сильнее. И наследником конфликта, начало которому положил старый Дубровский, становится его сын.

Главный герой романа - Владимир Дубровский .

- Опишите жизнь и мечты Владимира в столице (гл. III).

- Несмотря на внешнюю беспечность, Владимир Дубровский очень похож на своего отца. Чем?

(Честен, независим, способен на добрые поступки, горд, превыше всего ценит честь.)

- Почему Владимир не мог спасти отца?

(Душевные порывы Владимира часто не совпадают с жизненными требованиями. Чтобы вернуть душевное здоровье отцу, сын должен был заняться тяжбой, но он, как человек порядочный, считал своё дело правым и не предпринял никаких шагов. Всё это и приводит к печальному исходу.)

- Почему Дубровский становится разбойником? Что им движет?

(Чувство оскорблённого человеческого достоинства и семейной чести, месть за отца.)

- Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий. Показателен в этом отношении рассказ помещицы Глобовой.)

Прочитайте отрывок из главы IX. Как рассказ Глобовой характеризует Дубровского?

(Как человека справедливого, человека чести.)

- Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?

(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)

Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остаётся справедливым человеком. Но почему же он не мстит за отца, за оскорблённую семейную честь? Мало того, почему он, в конце концов, отказывается от мести?

(Ради любви к Маше Троекуровой.)

Прочитаем его собственное объяснение в главе XII. Здесь можно обратить внимание учащихся на стиль: отличается ли речь Владимира Дубровского от языка повествования? Ребята обычно отмечают искусственность речи главного героя, её выспренность. Пушкин как бы подчёркивает его оторванность от жизни.

Человечность в Дубровском победила ненависть к Троекурову.

Маша Троекурова

- Достойна ли Маша такой жертвы со стороны Владимира?

- Под влиянием чего формировался её характер (гл. VIII) ?

(Французских романов.)

- Какие черты присущи Маше?

(Мечтательность, женственность, способна на сильное чувство.)

- Унаследовала ли Марья Кирилловна нрав своего отца?

(Она не груба, не вспыльчива, не жестока, может быть, несколько упряма.)

И всё-таки Маша - истинная дочь своего сословия. Ей свойственны предрассудки аристократии, например, пренебрежительное равнодушие к низшему сословию.

- Вспомните, когда Маша обращает внимание на Дефоржа не только как на учителя брата, а как на человека?

(История с медведем. Храбрость, гордое самолюбие, спокойствие превратили Дефоржа в глазах Маши в героя романа.)

- Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало?

(Дубровский - разбойник. Обратиться к нему за помощью - значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником - бесчестие. Брак с Верейским - личная трагедия, но доброе имя сохранится.)

- Почему Маша отказывается от свободы, которую ей предлагает Дубровский? Прочитаем ответ героини и прокомментируем её слова.

(Маша дала клятву перед Богом, она - жена Верейского. Нарушить слово - отступить от строгой морали. Она подчиняется судьбе, убив в себе чувства: как раньше замирал её голос в мольбе, так теперь замерла её душа.)

Подведём итоги нашей беседы.

- Как понимают герои Пушкина честь и бесчестие?

Примерные ответы.

Троекуров: бесчестие, когда кто-то позволяет себе поступать по-своему, не прислушиваясь к твоему мнению, значит, не оказывая должного почёта и уважения; бесчестие - стерпеть от менее богатого и знатного помещика замечание, тем самым уронить свой авторитет.

А.Г. Дубровский: бесчестие - терпеть оскорбления от богатых самодуров, проглатывать обиды, не защищать своё человеческое достоинство.

Владимир Дубровский: бесчестие - оставить без отмщения, без наказания неправедный поступок, стерпеть беззаконие.

Маша: бесчестие - идти против общественной морали, руководствуясь чувством, желанием.

Как видим, каждый верен своему понятию чести.

- Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?

(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всём желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности обществом ценится меньше достоинства знатности рода.)

Домашнее задание (на выбор):

1. Подготовить устный рассказ «Понимание чести и бесчестия героями романа».

2. Письменная работа в тетрадях «Как, по-вашему, понимаются честь и бесчестие сегодня?»

Этот урок стал лишь началом трудного разговора о личном достоинстве человека, о чести, справедливости и милосердии. В следующих классах мы познакомимся с разными точками зрения других писателей XIX века на нравственные проблемы.

Литература

1. История русской литературы XIX века. 1800–1830-е годы / Под ред. В.Н. Аношкиной, С.М. Петрова.

2. Кутузов А.Г., Гутов А.Г., Колосс Л.В. Как войти в мир литературы. 6 класс / Методическое пособие. М., 2000.

Эпиграф урока: (А. С. Пушкин. «Опровержения на критику»).

На доске:

Честь - 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека.

2. Хорошая, незапятнанная репутация человека, доброе имя.

3. Целомудрие, непорочность.

4. Почёт, уважение.

Бесчестье - поругание чести, оскорбление.

Целомудрие - строгая нравственность, чистота души.

Пояснение. Перед этим уроком на занятиях, посвящённых изучению романа Пушкина «Дубровский», ребята познакомились с особенностями жанра романа, с основным конфликтом, героями. Дома они готовили ответы на вопросы (по группам), которые будут рассматриваться на данном уроке.

Вступительное слово. Сегодня на уроке мы поговорим о нравственной основе романа Пушкина «Дубровский». Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова самого автора: “Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное” .

Наша задача - выяснить, как герои Пушкина понимают слова “честь” и “бесчестие”, как они отстаивают своё достоинство и к чему, в конечном счёте, приводит столкновение их взглядов на жизнь.

Вначале выясним значение слов “честь” и “бесчестие”. Посмотрим, какие определения даёт Ожегов в своём толковом словаре (на доске).

Как видим, у слов “честь” несколько значений, а у слова “бесчестие” лишь одно. Почему так? Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живёт общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами.

Но человеку иногда достаточно один раз оступиться (то есть отказаться от своего слова, предать, оклеветать кого-либо), и вот он уже прослыл бесчестным человеком. Возвратить честь сложно, а порой - невозможно. Поэтому говорят: “Береги честь смолоду”, с самого начала жизни.

Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов А. С. Пушкина. Он считал, что чистота нравов народа основана именно “на уважении к личной чести гражданина”.

В романе «Дубровский» главный герой - Владимир - представлен благородным защитником этой идеи. Но ведь человек не рождается сразу честным или бесчестным.

- От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

(От воспитания, от примера близких людей.)

Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характеров Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Троекуров Кирила Петрович

- Чем знаменит был Троекуров Кирила Петрович?

(Богатством, знатным родом и связями, которые придавали ему большой вес в губернии.)

- Какую характеристику Троекурову даёт Пушкин в начале романа?

(Барская праздность, избалованность всем, любовь к буйным увеселениям, необразованность, ограниченный ум, надменность, своенравие.)

- Можно ли, судя по такой характеристике, говорить о Троекурове как о приятном в общении человеке?

- Как относятся к нему соседи? Губернские чиновники?

(Угождают его прихотям, трепещут перед ним, не смеют высказать своего мнения или проявить недовольство.)

- Доволен ли таким положением Троекуров? Почему?

(Да, потому что это соответствует его представлениям о чести.)

- И что понимает он под словом “честь”?

(Почёт и уважение, которые имеет человек благодаря богатству, а моральные качества в расчёт не принимаются.)

Теперь обратимся к другому персонажу романа - Андрею Гавриловичу Дубровскому .

- Какие черты характера этого героя подчёркивает Пушкин?

(Независимость, смелость, нетерпеливость, решительность.)

- Каково его материальное и социальное положение?

(Обедневший помещик, отставной поручик гвардии; у него есть старое дворянское имя, но нет связей и богатства.)

- Почему же Троекуров привязался к Дубровскому и далее ценит его дружбу?

(Они старые товарищи, сходны характерами и наклонностями. Троекуров понимает, что Дубровский не будет лебезить перед ним, как другие. Ему в какой-то степени нравится гордость Дубровского, который даже выступает против свадьбы Владимира и Маши.)

- Сделайте вывод: каковы представления о чести у А. Г. Дубровского?

(Незапятнанная репутация, доброе имя, высокие моральные качества. Неслучайно Пушкин говорит о нём - “беден и независим”.)

Таким образом, перед нами два человека, которые различаются не только общественным положением, характерами, но и взглядами на такое нравственное понятие, как честь, человеческое достоинство.

Сам Пушкин считал, что “есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное”. Но, к сожалению, в глазах общества достоинством чаще всего является именно богатство человека, власть и связи, а гордые Дубровские остаются вне общего закона. Им “позволяют” проявлять свой характер в “разумных пределах”.

Однако бесконечно оставаться “вне общего закона”, по мысли Пушкина, невозможно. Рано или поздно приходится выбирать: встать на защиту своей чести или, закрыв глаза на оскорбление, принять правила, по которым живёт общество.

Согласие между надменным Троекуровым и его бедным другом и соседом взорвано ссорой. Наши симпатии, безусловно, на стороне Дубровского.

- Но подумайте, кто виноват в ссоре, произошедшей на псарне? Кто прав?

(Здесь нет правых:

Андрей Гаврилович, “горячий охотник”, из зависти позволяет себе высказать слишком резкое замечание в адрес хозяина;

Псарь Парамошка, чувствуя, что может польстить Троекурову и развеселить его, дерзко отвечает бедному помещику, намеренно стараясь его обидеть;

Троекурову же и в голову не приходит мысль о том, что “дерзкое замечание холопа” может оскорбить кого-то из его гостей, и он громко смеётся.)

Мы знаем, каковы были последствия ссоры двух старых друзей: Троекуров, желая отомстить, добивается, с помощью Шабашкина, несправедливого судебного решения: Кистенёвка, поместье Дубровского, которым тот владеет на законных основаниях, переходит к Кириле Петровичу. Сам Дубровский, чув­ствуя своё бессилие и поражённый свершившейся несправедливостью, сходит с ума.

- Доволен ли Троекуров таким исходом? Этого ли он добивался?

Человечность, сострадание проснулись даже в грубом сердце Троекурова, но, как мы помним, реальные законы жизни оказались сильнее. И наследником конфликта, начало которому положил старый Дубровский, становится его сын.

Главный герой романа - Владимир Дубровский .

- Опишите жизнь и мечты Владимира в столице (гл. III).

- Несмотря на внешнюю беспечность, Владимир Дубровский очень похож на своего отца. Чем?

(Честен, независим, способен на добрые поступки, горд, превыше всего ценит честь.)

- Почему Владимир не мог спасти отца?

(Душевные порывы Владимира часто не совпадают с жизненными требованиями. Чтобы вернуть душевное здоровье отцу, сын должен был заняться тяжбой, но он, как человек порядочный, считал своё дело правым и не предпринял никаких шагов. Всё это и приводит к печальному исходу.)

- Почему Дубровский становится разбойником? Что им движет?

(Чувство оскорблённого человеческого достоинства и семейной чести, месть за отца.)

- Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий. Показателен в этом отношении рассказ помещицы Глобовой.)

Прочитайте отрывок из главы IX. Как рассказ Глобовой характеризует Дубровского?

(Как человека справедливого, человека чести.)

- Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?

(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)

Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остаётся справедливым человеком. Но почему же он не мстит за отца, за оскорблённую семейную честь? Мало того, почему он, в конце концов, отказывается от мести?

(Ради любви к Маше Троекуровой.)

Прочитаем его собственное объяснение в главе XII. Здесь можно обратить внимание учащихся на стиль: отличается ли речь Владимира Дубровского от языка повествования? Ребята обычно отмечают искусственность речи главного героя, её выспренность. Пушкин как бы подчёркивает его оторванность от жизни.

Человечность в Дубровском победила ненависть к Троекурову.

Маша Троекурова

- Достойна ли Маша такой жертвы со стороны Владимира?

- Под влиянием чего формировался её характер (гл. VIII) ?

(Французских романов.)

- Какие черты присущи Маше?

(Мечтательность, женственность, способна на сильное чувство.)

- Унаследовала ли Марья Кирилловна нрав своего отца?

(Она не груба, не вспыльчива, не жестока, может быть, несколько упряма.)

И всё-таки Маша - истинная дочь своего сословия. Ей свойственны предрассудки аристократии, например, пренебрежительное равнодушие к низшему сословию.

- Вспомните, когда Маша обращает внимание на Дефоржа не только как на учителя брата, а как на человека?

(История с медведем. Храбрость, гордое самолюбие, спокойствие превратили Дефоржа в глазах Маши в героя романа.)

- Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало?

(Дубровский - разбойник. Обратиться к нему за помощью - значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником - бесчестие. Брак с Верейским - личная трагедия, но доброе имя сохранится.)

- Почему Маша отказывается от свободы, которую ей предлагает Дубровский? Прочитаем ответ героини и прокомментируем её слова.

(Маша дала клятву перед Богом, она - жена Верейского. Нарушить слово - отступить от строгой морали. Она подчиняется судьбе, убив в себе чувства: как раньше замирал её голос в мольбе, так теперь замерла её душа.)

Подведём Итоги нашей беседы.

- Как понимают герои Пушкина честь и бесчестие?

Примерные ответы.

Троекуров: бесчестие, когда кто-то позволяет себе поступать по-своему, не прислушиваясь к твоему мнению, значит, не оказывая должного почёта и уважения; бесчестие - стерпеть от менее богатого и знатного помещика замечание, тем самым уронить свой авторитет.

А. Г. Дубровский: бесчестие - терпеть оскорбления от богатых самодуров, проглатывать обиды, не защищать своё человеческое достоинство.

Владимир Дубровский: бесчестие - оставить без отмщения, без наказания неправедный поступок, стерпеть беззаконие.

Маша: бесчестие - идти против общественной морали, руководствуясь чувством, желанием.

Как видим, каждый верен своему понятию чести.

- Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?

(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всём желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности обществом ценится меньше достоинства знатности рода.)

Домашнее задание (на выбор):

1. Подготовить устный рассказ «Понимание чести и бесчестия героями романа».

2. Письменная работа в тетрадях «Как, по-вашему, понимаются честь и бесчестие сегодня?»

Этот урок стал лишь началом трудного разговора о личном достоинстве человека, о чести, справедливости и милосердии. В следующих классах мы познакомимся с разными точками зрения других писателей XIX века на нравственные проблемы.

Литература

1. История русской литературы XIX века. 1800–1830-е годы / Под ред. В. Н. Аношкиной, С. М. Петрова.

2. Кутузов А. Г., Гутов А. Г., Колосс Л. В. Как войти в мир литературы. 6 класс / Методическое пособие. М., 2000.

«Повести Пушкина» - Где А.С. Пушкин создал «Повести Белкина»? Биография А.С. Пушкина 50. Наталия Николаевна Гончарова. Сказки А.С. Пушкина 50. Царскосельский лицей. «Выстрел». ГБОУ АО «Астраханский технический лицей». Сказки А.С. Пушкина 30. Три года. Сказки А.С. Пушкина 40. Царь. Выбери вопрос! Бородино. 7. Биография А.С. Пушкина 10.

«Пушкин Барышня-крестьянка» - Лиза-Бетси-Акулина. Лиза - Бетси. Григорий Иванович Муромский. Станционный смотритель. Гробовщик. И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему. Образы главных героев. «Повести Белкина». Жеманная, накрашенная и напудренная. Дочь Муромского. Образ повествователя. Прилучино. Пейзаж.

«Повесть Пушкина Метель» - «Повести Белкина». Чем закончится похищение Марьи Гавриловны? Кто является главным героем повести «Метель» ? Беседа. Так что же было на самом деле в церкви? Какие исторические события заслоняют собой историю Марьи Гавриловны и Владимира? Цель урока: раскрыть сюжет художественного произведения. Когда игра кончается и становится страшно за героев?

«Пушкин Повести Белкина» - Устно: Проанализировать финал повести. Библейская притча. «Написал я прозою 5 повестей...». Минский в доме смотрителя. Пушкин с трудом находит своего читателя. Почти ровесники. Что может сделать человека «маленьким»? Болдинская осень – необычайно плодотворный период творчества А.С. Пушкина. Станционный смотритель Самсон Вырин.

Станционный смотритель. В Выре, может быть. В красном углу - стол смотрителя. В гостях у станционного смотрителя. Музей создан по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и архивным документам. А.С.Пушкин увидел героев своих произведений. До Петербурга 69 верст". Здесь отдыхали ямщики, ожидая очереди на выезд.

«Дубровский урок» - Похороны Андрея Гавриловича Дубровского. Гриша. Восстановите последовательность эпизодов в романе: Архип. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского. Антон. Тимошка. Письмо Маши князю Верейскому. Ссора Дубровского и Троекурова. Суд. Саша прячет кольцо в дупле. Агафья. Орина Егоровна Бузырёва. Пожар.

Всего в теме 29 презентаций

­Честь и бесчестие

А. С. Пушкин когда-то сказал такую фразу: “Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное”. В полной мере он ее раскрыл в своем авантюрно-приключенческом романе “Дубровский”. Это не просто роман, а правдоподобная история о драматичной судьбе бедного дворянина и его сына. В центре сюжета два семейства – Троекуровы и Дубровские.

Когда-то главы семейств были хорошими друзьями, но после пары обидных фраз они отдалились и стали лютыми врагами.

Андрей Гаврилович Дубровский был человеком

Чести и совести. Он не был так богат, как Троекуров, но и требований завышенных к своим крестьянам и окружающим не предъявлял. Сын Дубровского обучался в Петербурге в элитном военном училище.

Он ни в чем не нуждался и жил на широкую ногу, что свидетельствует о широте души Андрея Гавриловича. Оппонентом честного дворянина был алчный и жестокий барин Кирила Петрович Троекуров. Его дети тоже ни в чем не знали отказа, но он полностью распоряжался их жизнью и во всем устанавливал свои порядки.

Соседи побаивались Кирилу Петровича, так как от крестьян слышали много о его самодурстве и своеволии. Никто не смел ему перечить, а если кто-нибудь и вставал у него на пути, то до конца жизни раскаивался. Один Андрей Гаврилович не пресмыкался перед этим “властителем жизни” и говорил правду в лицо.

Троекурова задевало обывательское отношение соседа, и он решил его проучить. Воспользовавшись своими связями в суде, он подстроил так, что у Андрея Гавриловича отобрали имение, а его признали новым владельцем. После этого бедный Дубровский перенес удар и умер.

Фактически этот добропорядочный человек пострадал из-за того, что не стал отступать от своих принципов чести и стоял до конца на своем. Во время суда Троекуров надеялся увидеть раскаяние на лице оппонента, а увидел только злость и недоумение. Сын Дубровского не уступал отцу в смелости. Не желая терпеть обиду, он сделался лесным разбойником и держал лживых помещиков в страхе.

Помогали ему в этом верные крестьяне, не пожелавшие идти в услужение к Троекурову. Хорошо описывает смелость этого молодого человека один случай, приключившийся с ним в доме Кирилы Петровича.

Когда барин по традиции решил испытать гостя на прочность и запер в комнате с голодным медведем, ни один мускул на его лице не дрогнул. Он просто вытащил пистолет и застрелил зверя. Но тогда еще Троекуров не мог догадываться, что под его крышей поселился не кто иной, как сын Дубровского. О своем истинном происхождении он признался только Марье Кириловне, которую всем сердцем полюбил.

У этой героини тоже были высокие моральные принципы. Несмотря на то, что Дубровский был ей мил, она не стала противиться воле отца и вышла замуж за пожилого князя Верейского. Честь и чувство долга для нее оказались превыше всего, даже превыше любви.

В своем романе А. С. Пушкин говорит о вечных ценностях, которые остаются актуальными и на сегодняшний день. Такие понятия как верность своему слову, незапятнанная репутация, доброе имя всегда были в цене, а безмерное честолюбие и властность всегда вызывали неприязнь.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. ­Болезнь и смерть отца Дубровского За короткий период своего творчества А. С. Пушкин пополнил русскую литературу огромным количеством жизненных книг. Одним из таких произведений стала неоконченная повесть “Дубровский”, опубликованная в 1841 году. Для того чтобы понять, как главный герой лишился всего и остался совсем один в этом необъятном мире, нужно начать с предыстории и с […]...
  2. ­Дубровский – разбойник или жертва? Роман “Дубровский” был написан А. С. Пушкиным в самый разгар классовой борьбы. Главный герой, Владимир Андреевич, был человеком отважным и преисполненным чувства долга. Он давно не жил дома, так как проходил обучение и службу в Петербурге. Отец Владимира была небогатым помещиком, владеющим Кистеневкой и целым селением крестьян. По своей неосмотрительности […]...
  3. Забавы и развлечения русского барина В романе “Дубровский” А. С. Пушкина особое внимание уделяется образу жизни и нравам помещичьего общества. Роман повествует о жизни двух дружественных и соседских семей – Троекуровых и Дубровских. Отцы семейства когда-то служили вместе и теперь вот проживали по соседству. В отличие от Дубровского Андрея Гавриловича, скромного и небогатого поручика в […]...
  4. ­Дубровский и Маша Троекурова На страницах повести А. С. Пушкина мы знакомимся с двумя яркими персонажами, которые стали жертвами судьбы, а точнее конфликта их родителей. Дубровский и Маша Троекурова предназначены были друг для друга с самого детства. У них было много общего. Оба рано остались без матери, оба воспитывались отцами и были из уважаемых дворянских […]...
  5. ­Два помещика В основу романа (повести) А. С. Пушкина “Дубровский” легла правдоподобная история вражды двух помещиков – Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Такии ситуации были не редкостью в те времена, так как более влиятельные и богатые помещики часто разоряли дворян с шатким материальным положением. Чем влиятельнее был помещик, тем сильнее он был способнее […]...
  6. ­Кто прав, а кто виноват Написанный А. С. Пушкиным в 1832 году роман “Дубровский” раскрыл актуальную на тот момент проблему дворянства. В этом произведении автор показал и разницу между теми или иными помещиками, и взаимоотношения помещиков и крестьян, и крестьянский бунт, и встречавшееся порой единство интересов помещиков и крестьян, и любовь, развившуюся на фоне двух […]...
  7. ­Спицын в медвежьей комнате Антон Пафнутьич Спицын появляется ближе к середине повести. Это второстепенный персонаж, который, однако, играет немаловажную роль в несчастии Дубровского Андрея Гавриловича, а потому для его сына Владимира представляет особый интерес. Владимир давно для себя решил, что будет мстить за смерть отца и потерю Кистеневки. Всех чиновников, кто каким-либо образом были замешаны […]...
  8. ­Благородный разбойник В литературе образ благородного разбойника довольно популярен. Как правило, люди становятся на такой путь, когда, по какой-то причине, становятся лишними в обществе. Их либо предали друзья, либо от них отвернулись близкие люди, и они не могут ничего добиться законным путем. В случае с небезызвестной повестью Пушкина “Дубровский”, главный герой выбрал разбойничий путь, потому […]...
  9. Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврило­вич Дубровский – типичные представители помест­ного дворянства дореволюционной России первой по­ловины 19 века. У них много общего. Оба они в моло­дые годы служили царю и получили офицерский чин. Оба женились по любви, а затем рано овдовели. У обоих родилось по одному наследнику. У Дубровско­го – сын Владимир, у Троекурова – […]...
  10. Почему Дубровский стал разбойником Роман “Дубровский” был написан А. С. Пушкиным в 1832 году. В ту пору авантюрно-приключенческий жанр был очень популярен. Появлялось много произведений, где честность противопоставлялась лжи, любовь – ненависти, жадность – щедрости. Как правило, все они имели счастливую развязку. Однако Пушкин не мог уместить свою работу в жесткие рамки. Глубина проблем его […]...
  11. ­Самодурство Троекурова А. С. Пушкин – величайший русский поэт и драматург. На его счету огромное количество произведений, многие из которых стали “жемчужинами” русской литературы. Так как автор жил и творил в первой половине XIX века, то во многих его работах упоминается тема крепостного права. Так, в романе “Дубровский” описываются взаимоотношения между разными сословиями дворян, между […]...
  12. ­Дружба и вражда Роман А. С. Пушкина “Дубровский” был написан в первой половине 19-го века, когда особенно остро стояла социальная проблема классового разделения. Люди, относившие себя к дворянам, составляли одну ячейку, а крестьяне – вторую. Но была и такая категория, как разорившиеся дворяне. К ним можно отнести семью главного героя этого небезызвестного пушкинского произведения. Дубровские […]...
  13. ­Любовь В своем творчестве А. С. Пушкин особое место отводил теме любви, но чаще это была печальная любовь, связанная с разлукой или несвоевременным принятием решения. В повести “Дубровский” Главный герой является бунтарем по натуре. С одной стороны, он хорошо воспитан и образован. С другой стороны, в нем сидит дух свободолюбия и справедливости. Мы видим, как […]...
  14. Мне кажется, что князь Верейский умер, оставив Машу Троекурову вдовой, потому что князь был уже стар и ему оставалось жить не долго. Маша снова встретила Владимира Дубровского, но не вышла за него замуж, потому что она его почти не любила, а чувства, которые были, они уже остыли. Дубровского распознали в обличии француза и сослали в […]...
  15. Роман А. С. ПушкинА “Дубровский”: краткое содержание Несмотря на то, что Пушкин происходил из дворянского сословия, он всегда живо интересовался судьбой простого народа и его историей. Особенно поэта интересовали те страницы народной истории, что были связаны с бунтами и восстаниями против помещиков. Так, уже находясь в Михайловской ссылке, в 1824 году, Пушкин создает стилизации под […]...
  16. ­Жизнь в Петербурге Владимира Дубровского Роман (повесть) Александра Сергеевича Пушкина разворачивает перед читателем трагическую историю жизни и любви молодого дворянина Владимира Дубровского. В детском возрасте, оставшись без матери, Владимир был отправлен на учебу в Кадетский корпус в Петербург, где получил достойное воспитание и образование. Отец ему ни в чем не отказывал, хоть и был разорившимся […]...
  17. Владимир Дубровский мало знал своего отца – в раннем возрасте потеряв мать, он был отправлен на воспитание в кадетский корпус. Однако ему были хо­рошо известны суммы, которые отец тратил на него, так как получал он “из дому более, нежели должен был ожидать”. Поэтому когда, приехав в родную Кистеневку, Владимир узнает причину, по которой отец лишился […]...
  18. ­Честь и бесчестие Практически у всех героев романа “Преступление и наказание” сложный и полный испытаний путь, который может привести либо к перерождению, либо к духовной смерти. Автор писал это произведение на пике сложного для страны времени, а именно во время перехода к капиталистическому образу жизни, когда все можно было купить и продать. Главный герой Родион […]...
  19. ­Честь и бесчестие Главный герой произведения И. С. Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров – человек, пропагандирующий “новые” социальные устои и отрицающий все старое. Автор для более корректного описания своего героя придумал новое устойчивое выражение – нигилизм. Это понятие вошло в русскую литературу сразу с появлением романа, то есть во второй половине 19-го века. Став […]...
  20. Троекуров Троекуров Кирила Петрович – один из главных отрицательных персонажей в романе А. С. Пушкина “Дубровский”, богатый помещик-самодур, отец Маши Троекуровой. Троекуров настолько избалован деньгами и своим знатным положением, что ведет себя распущено и вольготно. Он осознает свою власть над людьми и любит помыкать ими. Все соседи его побаиваются, кроме отставного поручика Дубровского. Тот с […]...
  21. А. С. Пушкин всю свою жизнь ненавидел подлость, несправедливость и самодурство. Своими произведениями он боролся против них, Особенно ярко это проявляется в его романе “Дубровский”. В этом романе Пушкин противопоставляет двух дворян-помещиков: благородного и интеллигентного Дубровского и жестокого, властного тирана Троекурова. Именно из-за самодурства Троекурова умирает Дубровский, а его имение переходит его противнику. Владимир Дубровский, […]...
  22. Спицын Антон Пафнутьич Спицын – второстепенный персонаж в романе А. С. Пушкина “Дубровский”, знакомый помещик Троекурова, лжесвидетель. Это толстый мужчина лет 50, который под присягой давал лживые показания против Дубровских. Когда разгорелся конфликт между Троекуровым и Дубровским-старшим, Троекуров решил отобрать Кистеневку у бывшего друга незаконными путями. Тут-то и появился Антон Пафнутьич. Он без зазрения совести […]...
  23. Расскажите о дружбе старшего Дубровского и Троекурова. Что ее породило? Почему она так тра­гически прервалась? Дружба Андрея Гавриловича Дуб­ровского и Кирилы Петровича Троекуро­ва существенно отличалась от взаимо­отношений богатого и могущественного барина с другими его соседями-помещиками и знакомыми. Они некогда были то­варищами по службе. Один из них вышел в отставку в чине поручика гвардии, другой – […]...
  24. Кирила Петрович Троекуров живет в одном из своих поместий. Это богатый и знатный барин, отличающийся надменным и своенравным характером. Соседи стараются во всем ему угождать. Сам же Троекуров уважает лишь своего бывшего товарища по службе – обедневшего соседа Андрея Гавриловича Дубровского. Троекуров и Дубровский давно овдовели. Троекуров воспитывает дочь Машу, у Дубровского есть сын Владимир, […]...
  25. Владимир Дубровский Владимир Дубровский – один из наиболее смелых, мужественных и благородных героев в творчестве А. С. Пушкина, центральный персонаж разбойничьего романа “Дубровский”. Владимир – единственный сын Андрея Гавриловича, потомственный дворянин, молодой, образованный корнет и выпускник Кадетского корпуса. Ему было 23 года, когда он узнал о том, что его отца незаконно лишили родового имения. После […]...
  26. Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров когда-то были товарищами по службе. Оба они женились по любви, но овдовели. У Дубровского остался сын Владимир, а у Троекурова – дочь Маша. Троекуров и Дубровский были ровесниками. Кирила Петрович был богат, имел связи, даже губернские чиновники трепетали при его имени. Никто не посмел бы не явиться “с […]...
  27. В день храмового праздника, 1 октября Троекуров собирает гостей. Антон Пафнутьевич Спицын приезжает с опозданием, объясняя, что из опасения перед разбойниками Дубровского сделал большой круг. У него были основания опасаться Владимира, ведь это он дал под присягой показания, что Дубровские владеют Кистеневкой незаконно. Спицын имеет с собой большую сумму денег, которую прячет в специальном поясе. […]...
  28. ­Честь и бесчестие В 1902 году Максим Горький создал новую разновидность социальной драмы, в которой показал сознание людей, оказавшихся “на дне”. Пьеса сразу же вышла на сцену МХТ, и каждый раз проходила с успехом. Главные действующие лица – это люди по тем или иным причинам оказавшиеся в убогой ночлежке. Одни лишились постоянной работы, другие положения […]...
  29. Андрей Дубровский Андрей Гаврилович Дубровский – один из поместных дворян в романе “Дубровский”, отец главного героя Владимира Дубровского, отставной поручик гвардии, друг и сосед Троекурова. Несмотря на то, что он с Троекуровым ровесник, рожден в одном сословии, воспитан в одном духе, этот помещик иначе относится к крепостным, имеет другие интересы и наклонности. Он не прозябает […]...
  30. В романе “Дубровский” А. С. Пушкин яркими красками рисует типичный быт и низменные прихоти богатого барина: “Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему больной вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; […]...
  31. Роман А. С. ПушкинА “Дубровский”, одно из основных произведений классической русской литературы, был создан в 1832-1833 годы. Время его действия – начало 19 века. Пушкин описывает быт и жизнь русского провинциального дворянства, нравы того времени. Два мира – помещичий и крестьянский – противопоставлены друг другу. Провинциальный помещик Владимир Дубровский, потеряв отца, Андрея Гавриловича, из-за самодурства […]...
  32. Роман А. С. Пушкина “Дубровский” был написан в 1832 году. В нем писатель показывает жизнь русского дворянства начала 19 века. В центре повествования находится жизнь двух дворянских семей – Троекуровых и Дубровских. Кирилла Петрович Троекуров – русский барин, самодур. Он привык, что все подчиняются ему и пляшут под его дудку. Троекурова боялись и избегали его […]...
  33. Во все времена были люди, которые смирялись с силой и неизбежностью обстоятельств и готовы были с опущенной головой принять судьбу такой, какая она есть. Но и во все времена жили люди, готовые бороться за свое счастье, люди, не желающие терпеть несправедливость, люди, которым уже нечего терять. С такими людьми мы можем познакомиться на страницах романа […]...
  34. Молодое поколение в повести А. С. Пушкина “Дуб­ровский” представлено детьми главных героев – Ма­шей Троекуровой и Владимиром Дубровским. Несмотря на то что Маша растет в семье деспотично­го, взбалмошного, тщеславного человека, воплотившего “все пороки человека необразованного”, она добра, про­ста, наивна. Предоставленная самой себе, Маша все дни напролет читает французские романы и мечтает о любви настоящего рыцаря. […]...
  35. Идея защиты личности в романе “Дубровский” красной линией проходит через все произведение. Автор показывает сложные жизненные ситуации, а также сильных людей, которые не боятся отстаивать свои интересы и пресекать несправедливость. Роман имеет глубокий сюжет, актуальный во все времена, раскрывающий незаурядные личности героев. А. С. Пушкин показывает Троекурова избалованным барином со множеством вредных привычек, хотя и […]...
  36. В повести “Дубровский” Пушкин изображает два типа дворян. Они, по большому счету, являются воплощением добра и зла. С одной стороны, писатель рисует Андрея Гавриловича Дубровского – благородного дворянина. Это образ просвещенного человека. Он образован, умен, честен и благороден. По мысли Пушкина, оттого, что этот герой образован, он обладает лучшими качествами ума и сердца. Со всей […]...
  37. Князь Верейский Князь Верейский – второстепенный персонаж в романе А. С. Пушкина “Дубровский”, пятидесятилетний старик, друг Кирила Петровича Троекурова. Несмотря на то, что князю было около 50 лет, он казался намного старше. Его здоровье было изнурено всякого рода излишествами. Однако наружность у него была приятная, особенно для женщин, с которыми он был так любезен в […]...
  38. А. С. Пушкин – величайший русский поэт-реалист. Я прочитала много его произведений, но моим самым любимым является повесть “Дубровский”. В ней, на мой взгляд, очень хорошо раскрывается тема отношений между родителями и детьми, а именно – между Кириллом Петровичем Троекуровым и его дочерью Машей Троекуровой. Главная тема повести – отношения дворянства и народа, но эта […]...
  39. Благородство против подлости (по роману А. С. Пушкина “Дубровский”) А. С. Пушкин, всю жизнь ненавидевший несправедли­вость, пустоту и “дикость” дворянства, в романе “Дуб­ровский” выдвинул на первый план одного из предста­вителей провинциального дворянства – честолюбиво­го, благородного повстанца, пострадавшего от своего же сословия, молодого Дубровского. Самодурство и деспотизм знатного боярина Троеку­рова приводит к тому, что старый барин […]...
  40. Когда – то жил в своем имении богатый помещик, которого звали Кирилла Петрович Троекуров. Ему стараются льстить и всячески угождать. И поэтому его немного боятся. У него был сосед, которого звали Андрей Гаврилович Дубровский. Они вместе служили, и после службы были друзьями. Жен их не стало, и у них остались дети. У Троекурова дочь Маша, […]...


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Задание №1. Определить кому из героев романа А.С. Пушкина «Дубровский» принадлежат слова. Оцените поступок каждого из персонажей. 1) «… а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин». 2) «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». 3) «…Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства». 4) «… Я согласилась, я дала клятву,- возразила она с твердостию,- князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты... Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас». Честь и бесчестие как нравственная проблема романа А.С. Пушкина "Дубровский". Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь – мы не знаем.А.П. Чехов. Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное.А.С. Пушкин. ЧЕСТЬ, –и, о чести, в чести и в чести, ж.1.Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей–н. чести). Задеть чью–н. ч. Суд чести (офицерский).2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду (посл.). Ч. фабричной марки. Ч. мундира (о чьём–н. официальном авторитете, репутации; ирон.).3. Целомудрие, непорочность. Девичья ч.4. Почёт, уважение. Ч. по труду. Воздать ч. кому–н. Ч. и слава героям! БЕСЧЕСТЬЕ, –я, ср. (устар.). Поругание чести, оскорбление. Нанести б. кому–н. ЦЕЛОМУДРИЕ, - –я, ср. Строгая нравственность, чистота души. Кирила Петрович Троекуров «… В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение…». «…выказывал все пороки человека необразованного…» «…принимал знаки подобострастия как надлежащую дань…» Запись в тетрадиДля К.П. Троекурова честь – это почёт и уважение, которые имеет человек благодаря богатству. Андрей Гаврилович Дубровский «…беден и независим…» «….прямо высказывал своё мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина…» «… а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин…» Андрей Гаврилович Дубровский Запись в тетрадиДля А.Г. Дубровского честь – это незапятнанная репутация, доброе имя, высокие моральные качества. «Дубровский». Глава 1. На псарне у Троекурова. Художник Д. Шмаринов. 1973 «Дубровский». Глава 4. Смерть отца Дубровского. Художник Д. Шмаринов. 1973 «…Между ими попался ему пакет с надписью: письма моей жены. С сильным движением чувства Владимир принялся за них…» Владимир Дубровский «…Нет! Нет! Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня…» «Дубровский». Глава 12. В беседке у ручья. Художник Б. Кустодиев. 1919 Владимир Дубровский Запись в тетрадиДля Владимира Дубровского честь – это благородство, справедливость, человечность, доброе имя, высокие моральные качества. Маша Троекурова «…перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах. Таким образом совершила она своё воспитание…» «учитель был для нее род слуги или мастерового... » «… ее сердце не было равнодушно к достоинствам молодого француза…» Маша Троекурова «Поздно, я обвенчана… я дала клятву…» Запись в тетрадиДля Маши Троекуровой честь – это слово данное перед Богом, доброе имя, строгая мораль. Честь и бесчестие как нравственная проблема романа А.С. Пушкина "Дубровский". Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное.А.С. Пушкин. Домашнее задание (на выбор):1. Подготовить устный рассказ «Понимание чести и бесчестия героями романа».2. Письменная работа в тетрадях «Как, по-вашему, понимаются честь и бесчестие сегодня?»  Борис Гребенщиков - советский и российский поэт и музыкант, лидер рок-группы «Аквариум» Почитатели и последователи творчества А.С. Пушкина… Эдуард Францевич Направник опера «Дубровский», 1894г.