Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Отношение к крепостному праву недоросль. Сочинение: Почему комедию Фонвизина Недоросль, обличающую крепостное право, называют комедией воспитания

Широко образованный , видный политический деятель, Фонвизин в своих произведениях не только выступил как выразитель передовых идей общественно-политической жизни России того времени, но и внес неоценимый вклад в сокровищницу русской литературы. Фонвизин первым из русских писателей и драматургов выступил с обличением крепостничества. В своей бессмертной “Недоросль” он очень выразительно изобразил неограниченный произвол помещичьей власти, который принял уродливые формы в период усиления самодержавно-крепостнического строя при Екатерине II. Согласно правилам классицизма, события в комедии происходят в течение одних суток в одном месте - усадьбе помещицы Простаковой. Имена героев чрезвычайно красноречивы, они многое могут рассказать о своих носителях: Правдин, Стародум, Вральман, Скотинин. Неограниченный произвол помещичьей власти в коме-дйи “Недоросль” изображен ярко и выразительно. К. В. Пигарев писал, что “Фонвизин верно угадал и вопло-тил в отрицательных образах своей комедии сущность социальной силы крепостничества, показал типические черты русских крепостников вообще, независимо от занимаемого ими общественного положения”.

Властность, жестокость, невежество, ограниченность помещиков Фонвизин ярче всего раскрыл в отрицательных образах комедии: “Госпожой бесчеловечной, коей злонравие в благоучреж-денном государстве терпимо быть не может”, “презренной фурией” называет крепостницу Простакову Правдин. Что же это за особа? Все поведение Простаковой антисоциально, она - страшная эгоистка, привыкла беспокоиться только о своей выгоде. Множество раз на протяжении всей комедии Простакова демонстрирует свое бесчеловечное отношение к крепостным, которых она и за людей-то не считает, поскольку обращается с ними, как с животными: “А ты, скот, подойди поближе”, “А ты разве девка, собачья ты дочь?

Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет?” Помещица уверена в собственной безнаказанности, за малейшую провинность она готова “прибить до смерти” своих слуг. В своем доме Простакова - властный и жестокий деспот, и не только для крепостных. Мастерски помыкая своим © A L L S o c h. r u безвольным мужем, Простакова называет его то “рохлей”, то “уродом”. Она привыкла к его безропотному подчинению. Уродливые формы принимает у Простаковой и ее страстная любовь к единственному сыну - шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке.

Настойчиво и планомерно она передает ему свои главные заповеди жизни: “Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми”, “Не учись этой дурацкой науке”. Сама невежественная и безграмотная настолько, что не может прочесть письма, Простакова понимает, что ее сыну без образования ход на государственную службу закрыт. Она на-’ нимает учителей, просит Мйтрофана немного поучиться, но он перенимает ее враждебное отношение к образованию и просвещению.

“Без наук люди живут и жили”, - уверены Простаковы. Родной брат Простаковой Тарас Скотинин не только не менее дик, ограничен и безнравственен, чем его сестра, но и так же жесток и деспотичен с крепостными, над которыми он не только издевается, но и “мастерски обдирает”. Самое ценное и дорогое у Скотинина в жизни - свиньи.

Этим животным живется у помещика куда лучше, чем людям. Пороки крепостных помещиков, их невежество, жадность, корыстолюбие, эгоизм, самолюбование видны как на ладони, поскольку эти люди сами не считают нужным скрывать их. Они считают, что их власть безгранична и непререкаема. Однако Фонвизин в своей комедии выразительно показал, что крепостное право не только крестьян превращает в безропотных рабов, но и оглупляет и отупляет самих помещиков.

Положительные образы представителей передового дво-рмнетии (Стародум, Правдин, Софья, Милон) противопоставлены в комедии крепостникам-самодурам. Они образованны, умны, обаятельны, человечны. Стародум - настоящий патриот, для которого главное - служение отчизне. Он честен и умен, не терпит лицемерия, готов бороться с несправедливостью.

Стародум требует ограничения произвола царя и помещиков, резко выступая против “двора”, где “по прямой дороге почти никто не ездит” и где “водятся премелкие души”. Отношение Старо дума к крепостничеству выражено в словах: “Угнетать рабством себе подобных беззаконно”. Волнуют его и проблемы воспитания дворянских детей: “Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Лет через пятнадцать и выходит вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин”. Правдин в комедии является единомышленником Стародума, он во всем поддерживает его передовые взгляды.

Именно с помощью этого Фонвизин подсказывает один из возможных способов ограничения произвола помещичьей власти. Правдин - государственный чиновник. Убедившись в неспособности Простаковой по-человечески управлять имением, он берет его под опеку.

Таким образом, мы видим что Фонвизин в своей комедии с помощью сатиры обличал произвол и деспотизм русского крепостничества. Ему удалось создать выразительные портреты крепостников-помещиков, противопоставив их как передовому прогрессивному дворянству, так и представителям народа.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” . Литературные сочинения!

Интегрированный урок (литература, история)
Осуждение крепостничества в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"»

Цели:

    углубить понятия учащихся о крепостном праве;

    сформировать представление о положении крепостного крестьянина;

    проанализировать образы помещиков-крепостников.

    воспитывать чувство неприязни к угнетению человека человеком, к невежеству.

Методические приемы:

рассказ учителя, словарная работа, доклады-сообщения учеников, комментированное чтение
Оформление:

1. Запись на доске эпиграфов:

1. “Волшебный край, там в стары годы
Сатиры смелой властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы”
(А.С.Пушкин, “Евгений Онегин”).
2. “... сатирик превосходный
Невежество казнил в комедии
Народной...”

(А.С.Пушкин. Послание к цензору).

2. Портрет Д.Фонвизина работы Фогеля 1875 г.

3. Словарная работа: запись на доске или раздаточный материал (на выбор учителя )

Сатира -

1. Обличающая, бичующая ирония.

2.Литературное произведение, обличающее отрицательные явления действительности!

Крепостное право – форма зависимости крестьянина от помещика, владельца земли

Крепостное право - форма зависимости крестьянина от помещика, владельца земли.

Главные элементы крепостного права.

    Прикрепление крестьянина к обрабатываемому им участку земли; без согласия помещика крестьянин не мог переменить своего местожительства;

    Обложение крестьянина в пользу помещика натуральными и денежными
    повинностями;

    Право помещика подвергать крестьянина телесному наказанию и штрафам.

4. Репродукции картин:

А.Г.Венецианов “Утро помещицы”, В.В.Пукирев “Неравный брак”, П.А.Федотов “Сватовство майора”, Н.В.Неврев “Торг”, “Помещичья усадьба”.

1. Ход урока

Ребята! У нас сегодня интегрированный урок. Одну тему мы рассмотрим со стороны двух наук: литературы, истории. Тема нашего урока “Осуждение крепостничества в комедии “Недоросль”. Обратимся к эпиграфам. Выберите один и запишите в тетрадь (учащиеся записывают в тетрадь тему урока, эпиграф). О XVIII веке говорят: “Столетие безумно и мудро” и до конца оно не разгадано. Почему? С одной стороны, в России господствует крепостное право, с другой – происходит культурный переворот.

Послушаем, что нам расскажет об этом учитель истории.

Учитель истории.

(Раздаточный материал - по ходу объяснения ученики следят и заполняют пробелы в таблице, ученикам раздаются таблицы по усмотрению учителя можно не заполнять разные столбцы таблицы)

Этапы закрепощения крестьян

Год

Указ

Содержание указа

1497

Судебник Ивана III”

    Ограничен срок Перехода крестьян - “Юрьев день”

1550

Судебник”

    Подтверждение положения о Юрьевом дне

1581

Указ “О заповедных летах”

    Временный запрет перехода в Юрьев день

1597

Указ об “урочных летах”

    Пятилетний сыск беглых крестьян

1607

Об увеличении срока сыска беглых крестьян”

    Срок сыска увеличили до 15 лет

    Штраф 10 руб. за принятие беглого

    Изменился смысл понятия “пожилое” -штраф за держание у себя беглого

    Обязательный сыск беглых крестьян

1649

Соборное уложение”

    Наследственное прикрепление крестьянина к земле и феодалу

    Окончательное закрепощение крестьянства

Учитель сам выбирает, из каких столбцов следует удалить информацию

Крепостное право в 18 в.

Год

Император

Мероприятие, указы

1708

1721

Петр I

    Введена подушная подать

    Разрешена покупка крестьян заводами, с 1744 г. не только поштучно, но и целыми семьями

1747

Елизавета Петровна

    Разрешено продавать крестьян в рекруты и ссылать на поселение в Сибирь

1785 г.

Екатерина II

    Жалованная грамота дворянству”

Вторая половина 18 в.

Екатерина II

    Раздача крестьян дворянам

    Крестьянам запрещено жаловаться на помещика

Делается аспект на определении крепостного права и этапах закрепощения крестьян (1497г. … 1649г.)

Окончательное укрепление крепостного права происходит при приемниках Петра 1.

18 век - это время окончательного закрепления крестьян за своими помещиками. Этому во многом способствовало законодательство Елизаветы Петровны, Петра III и, особо, Екатерины II. Каково же было положение крестьян?

В 1742 и 1762 годах по 2 и 3 ревизии постепенно попали в крепостную зависимость разные мелкие разряды лиц, прежде свободных, - незаконнорожденные, вольноотпущенники, не помнящие родства и другие бродяги, дети солдат, заштатные церковнослужители, приемыши, плененные инородцы и т.п.

Таким образом, в 18 веке происходит расширение круга зависимых людей.

Существенной чертой крепостного права, как его понимали люди 18 века, был взгляд на крепостного крестьянина как на личную полную собственность владельца. По закону власть владельца над крепостной душой слагалась из двух элементов: землевладелец - ближайший управитель крепостного, во-вторых, кредитор и собственник труда крепостного крестьянина, (помещик надзирал, судил, наказывал, облагал работой крестьянина). С 18 века помещики присвоили себе уголовную юрисдикцию над крестьянами с правом подвергать их соответствующему вине наказанию. (Указ 1760 года разрешил ссылать крестьян в Сибирь). В “Жалованной грамоте дворянству” 1785 года Екатерина II не выделила крестьян из общего состава недвижимого дворянского имущества, т.е. признала крестьян частью сельскохозяйственного помещичьего инвентаря.

В 18 веке помещики четко уяснили, что крестьянин является их полной собственностью. Это выражалось в следующем: помещик был полным распорядителем крестьянского мира, он творил здесь суд и расправу, смотрел за благочинием и порядком, устраивал все хозяйственные и общественные отношения крестьян, мог продавать своих крестьян как товар. Обращение к картине Н.В.Неврева “Торг”

Одним из примеров подобного обращения с крестьянами был граф Петр Александрович Румянцев.

Румянцев установил строгие наказания за проступки и преступления крестьян. Такими наказаниями служили денежные штрафы от 2 коп. до 5 руб., цепь, палки и плеть.

Румянцев не любил розг, предпочитая им палки, которые производят более сильное впечатление на наказуемого.

Строгие наказания, назначенные Румянцевым, являются решительным баловством в сравнении с взысканиями, какие устанавливали другие землевладельцы. Вот как описывает неизвестный помещик в "Журнале домового управления" расправы над крестьянами. “За нехождение в церковь без уважительной причины виновный платил 10 коп. в пользу храма; за самую малую кражу крепостной крестьянин наказывался отнятием всего движимого имущества, телесным наказанием, отдачей в солдаты без доклада барину. За оскорбление, нанесенное дворянину, крепостной наказывался батогами по желанию последнего, "пока тот доволен будет"; в пользу своего землевладельца он платил еще 2 руб. штрафу”. На крепостных за каждую мелочь сыпались плети сотнями, розги - тысячами ударов; было строго дифференцировано отношение удара плетью к удару розгой: удар плетью равняется 170 розгам. Всякий праздник дворовые должны были являться в дом господина на поклон; за неявку назначена тысяча розог. Если крепостной говел, но не приобщался, он наказывался за то 5 тыс. розог. Наказанный тяжко мог ложиться в господский госпиталь; впрочем, было определено точно, сколько дней каждый наказанный мог лежать: срок зависел от количества ударов. Наказанный 100 плетьми или 17 тыс. розог мог лежать неделю; получивший не более чем 10 тыс. розог - полнедели. Кто лежал более, того лишали хлеба и вычитали соответствующую долю его месячного жалования.

Ярким примером ужаснейшего обращения с крестьянами была Дарья Николаевна Салтыкова, (Салтычиха - как ее прозвали в народе)

Послушаем сообщение о ней.

Сообщение ученика.

Учитель истории.

Итак, мы выяснили, что на протяжении нескольких столетий шел процесс закрепощения крестьян. 18 век стал особой вехой в этом событии, помещики имели неограниченную власть над своими крестьянами, тяжелые истязания нередко оканчивались смертью крепостного. Истязания крепостных, кончавшиеся смертью несчастных жертв барского произвола, сходили с рук мучителям.

Все это вызывало недовольство среди простого населения, повсеместно вспыхивали крестьянские волнения, и даже либерально настроенная интеллигенция стала высказывать слова протеста.

Учитель литературы

Столетие безумно, так как господствовало крепостное право, но вместе с тем, оно отмечено небывалым подъемом развития науки, искусства.

Среди искусств, поучивших развитие в XVIII в., особое внимание стоит уделить литературе. Новая русская литература началась с сатир Антиоха Кантемира, реформатора Русского стихосложения Василия Тредиаковского, Михаила Ломоносова, Радищева, Фонвизина. Самым большим событием в литературе накануне XIX века стало появление комедии “Недоросль”. Заслуга Фонвизина в том, что он один из первых, вслед за Радищевым, осудил крепостное право в своей комедии, которая надолго пережила свое время.

Скажите, через какие образы автор показывает свое отношение к крепостничеству? (Через образы помещиков-крепостников: Простаковых, Скотинина). Мы можем себе представить, как выглядела усадьба помещиков. Обращение к репродукции картины “Помещичья усадьба”.

Опишите, какая обстановка царит в доме Простаковых. Покажите на примерах, обращаясь к тексту, как она ведет себя со своими близкими: с мужем, с Софьей, братом, как ведет себя с учителями Митрофанушки;

(Муж у нее под каблуком, она им помыкает. К Софье относится бесцеремонно, не доверяет ей (д.1, яв.6) Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится неуважительно, кормит плохо).

Простакова - полновластная хозяйка имения. Никто в доме не может ни слова сказать, ни шагу ступить без ее согласия. Властно, грубо она относится ко всем. И даже к Стародуму, пока не узнает, кто он такой.

Каково положение слуг (дворовых) в ее доме?

(Ужасно. Она особенно отвратительна с ними. Обзывает их, ругает, оскорбляет, бьет.)

К Тришке: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. (д.1, яв.2, 4)

К Еремеевне: бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши...

Ты еще, старая ведьма, разревелась...

...А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет! Палашка где? Лежит! Ах, она бестия! Лежит, как будто благородная.(д.З, яв.4)

Еремееевна о себе: Сорок лет служу, а милость вся та же. По пяти рублей за год, да по пяти пощечин в день (д. 3,яв. 6);

К Стародуму: Я, братец, с тобой лаяться не стану. От роду, батюшка ни с кем не бранилась. У меня такой нрав. Хоть разругай, век слова не скажу. (д.З, явл.5)

Простакова о себе: Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи (д. 1, яв.З).

Как теленок, мой батюшка. Все сама управляюсь, батюшка: то дерусь, то бранюсь; на том дом и держится. (д.2, яв.5)

Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи...(д.З, яв.З - дерется со Скотининым). Сердце взяло, дай додраться! (Милон их разнял). ...Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти! (д.5, яв.2)

Ах, я собачья дочь! Что я наделала! (д.5, яв.З)

Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники, нет воры! Век не прощу, не прошу этой насмешки. (д.5.яв.4)

Кутейкин Цыфиркину: Слыхал ли ты, братец, каково житье-то здешних челядинцам, даром, что ты служивый. (д.З, яв.6).

Мы можем только догадываться, что ждет бедных слуг. Фонвизин щадит зрителей и не показывает сцен расправы над людьми. Но в “Журналах домового управления” об этом сказано подробно и достоверно.

Простакова как-нибудь оправдывает свою жестокость?

(Да. Она говорит Стародуму: Разве я не властна в своих людях?)

Скотинин: Дворянин когда захочет, волен поколотить слугу (д.5,яв.4)

Она обосновывает деспотизм существующими законами, правами дворянского класса. Простакова убеждена, что это дворянское звание дает ей право не считать крепостных за людей.

Скажите, она кого-нибудь любит?

(Да, Митрофанушку, своего сына. Заботится о нем, ласкова с ним, заступается за него, нанимает учителей).

Как Простакова относится к образованию? Для чего она нанимает учителей?

(“Без наук люди живут и жили”- говорит помещица).

Сама она крайне невежественная, безграмотная женщина. Однако она живет в тo время, которому предшествовали петровские реформы, когда уже и до таких дворян, как она, доходят новые веяния. Простакова вынуждена пригласить к сыну учителей, хотя не считает образование необходимостью и смотрит на обучение как на тяжелую повинность.

Она присутствует на уроках и во всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит...”- говорит она Цыфиркину.

При решении задачи о деньгах она советует сыну: “...Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу пустота. Денег нет - что считать? Деньги есть - сочтем без Пафнутьича хорошенько.(д.З, яв.7)

Простакова о географии: “...Да извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. (д.4, яв.8)

П. Стародуму: “ Батюшка мой, да что за радость и выучиться?

Вывод: Простакова невежественная, необразованная женщина, очень властная, деспотичная, жестокая по отношению к людям, беспощадная крепостница. Она еще скупа, лицемерна, и вместе с тем труслива.

Каким растет Митрофанушка? (похожий на мать)

Как он относится к окружающим?

К Еремеевне: Ну, еще слово молви, стара хрычовка! (д.2, яв.4)

К Скотинину: Что ты так ощетиниться изволил? ….. Что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай.

К Учителям: Пострел их побери. (д.2., яв.5)

С Еремеевной плохо разговаривает. (д.2., яв.5)

К Цыфиркину: Ну, давай доску, гарнизонная крыса!

Цыфиркин о Митрофане: Ваше благородие! Завсегда без дела лаяться изволите.

Вывод: Вслед за матерью ведет себя грубо и жестоко. Учителя для него - враги, а слуги - это не люди. Эти черты характера добавляются крайним невежеством. Он бессердечен, эгоистичен и груб. В некотором отношении он пошел дальше матери. Он отлично понимает, кому и как надо угодить (сон). Мать любит его (пусть по-своему), а Митрофан только прикидывается любящим.

В чем мать видит счастье для сына? (В богатстве и праздности).

Можем ли мы сказать, что яркие и индивидуальные качества этой помещицы приобретают характер широкого обобщения? (Да, конечно.)

- Кто еще из героев представляет крепостников- помещиков? (Скотинин, Простаков).

Похож ли Скотинин на свою сестру?

Простаковой: “Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата.

У меня в этом, сестрица, один обычай с тобой” (д.1, яв.4)

...Сколько меня соседи не обижали, сколько убытку не делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян, так и концы в воду”.

Простаков: “То правда, братец, весь околоток говорит, что ты мастерски собираешь оброк”.

Простакова: “Хоть бы ты, братец, нас поучил, а мы никак не умеем. С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда! (д. 1, яв.5)

Митрофану: “Ах, ты, чушка проклятая!” (д.2,яв.4)

Простаковой: “Отвяжись, сестра! Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь”

На слова Милона: “Разве она вам не сестра?”, Скотинин отвечает: “ Что греха таить, одного помету; да вишь как развизжалась”. (д.3, яв.3)

Сообщение ученика о Скотинине (обобщение)

Сообщение ученика о Простакове (обобщение)

В чем секрет комедии, секрет ее бессмертия?

Поднимает тему образования и воспитания;

Высмеивает невежественных и жестоких крепостников-помещиков.

Итак, автор создал сатирические образы помещиков – крепостников, он обличил крепостное право, показал какое губительное воздействие, оно оказывает на помещика и крепостного (Еремеевна). Он показал, что угнетать рабством себе подобных беззаконно.

2. Домашнее задание.

Написать творческую работу. “Портрет помещика – крепостника “ Вот злонравия достойные пло

Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостное право, называют комедией воспитания?

Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» написана в 1782 году. XVIII век в культуре был ознаменован эпохой Просвещения. Это было время, когда ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм - одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, являлось воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели.

Основные проблемы комедии «Недоросль» – это проблема жестокого отношения помещиков к своим крестьянам и проблема воспитания молодого поколения и «дикого невежества старого поколения» (В. Г. Белинский). Однако, комедию, обличающую крепостное право, называют комедией воспитания.

Причиной этого является тесная связь первых двух проблем. Именно проблема воспитания и невежества выступает причиной злонравия героев пьесы. Бессердечие, деспотизм, нежелание признавать за крепостным никаких прав на равенство с «благородными» характеризует отношение диких помещиков к своим людям. Одна из самых преданных крепостных Простаковой – мамка Еремеевна – служит ей вот уже сорок лет, а получает в качестве вознаграждения за свою службу «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день». Причину злонравия своих героев Д.И.Фонвизин видит в их невежестве, «в собственном их развращении». «Не умел грамоте» отец Простаковой и Скотинина, «ни от кого слышать не хотел» о ней их дядя Вавила Фалалеич; «от роду ничего не читывал» Скотинин-младший. Пренебрежение к науке дети получали в наследство от отцов. «Без наук люди живут и жили», ученье вздор», главное уметь «достаточек нажить и сохранить» - к этому сводится житейская философия невежественного дворянства. И в руках этого дворянства находится воспитание молодого поколения дворян.

Основной идеей произведения является вопрос об истинном, идеальном воспитании. Этот вопрос поднимается на фоне воспитания Митрофана и описания его учителей. «Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арифметике учит его один отставной сержант Цыфиркин. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман.» Но учителя мальчика ничему не учили, так как сами были необразованны и ленивы. На самом же деле - это была лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой.

По мнению Фонвизина, важной частью воспитания является не только развитие ума, но и нравственных чувств. Размышления об истинном воспитании высказывает герой-резонёр Стародум в разговоре с Софьей. Он рассуждает на эту тему глобально, видя источники проблем воспитания в самой власти: «Идеальный государь прежде всего нуждается в просвещённых поданных и сам должен заботиться о своей нравственности, думать о хорошем воспитании». Фонвизин боролся за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями страны.

Тема воспитания в комедии напрямую связана с важнейшими проблемами XVIII века. Фонвизин считал, что идеальное воспитание может способствовать распространению нравственности и человеческого отношения, гуманности помещиков к крестьянам.

И в этом смысле комедия «Недоросль» для современников Фонвизина была поучительна и назидательна, была настоящим «руководителем» в воспитании.

Стиль: взаимодействие неск художествен напрвлений. 1. классицизм – любовн интрига как двигатель сюжета, деление на +ых и –ых героев,одномерность хар-ки героя, говорящ фамилии(\Драматург наделяет своих персонажей именами и фамилиями, указывающими на их основные черты. Так, Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Фамилия Простакова произошла, от слова «простак», означающего во времена Фонвизина «малоумный», «оплошливый». Столь же красноречивы и фамилии других персонажей пьесы: Скотинин, Вральман, Стародум, Правдин, Цыфиркин.), сохранен классицистический принцип «трех единств»: единства места, единства времени и единства действия. События происходят в доме помещицы Простаковой в течение суток. В пьесе пять действий. Сюжет комедии основан на традиционной любовной интриге – взаимоотношениях Софьи с претендентами на ее руку и сердце (Милоном, Скотининым и Митрофаном).

2. черты зарождавшегося просветитенльского реализма – любовн интрига на 2 плане, на 1 плане проблемы реальной десйствительности, ложный любовный трегольник (Скотинин, Софь, Метрофан), изображение некоторых персонажей усложняется, делается психологически неоднозначным (г-жа Простакова как беспокоющ деспот. любовь к сыну).. Однако «отрицательные» герои у Фонвизина уже многогранны, он пытается избежать схематизма в обрисовке персонажей. Так, Митрофанушка в «Недоросле» не только невежествен, но и груб, труслив, злонравен. В финале он фактически отрекается от собственной матери, потерпевшей полную неудачу в своих намерениях. Госпожа Простакова бросается к сыну, пытаясь найти у него поддержку и утешение, а в ответ слышит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» В определенном смысле многогранен и характер самой помещицы. Госпожа Простакова изображена в пьесе в различных ипостасях: это и жестокая в своих отношениях с крепостными помещица, и властная жена, и мать, слепо любящая свое чадо. Более широкое, чем обычно, изображение бытового фона пьесы за счет внесценических и эпизодических персонажей. Крепостная девка Палашка не работает, тк болеет. «Ах она бесстыжая лежит будто благородная»(внесценич персонаж. проблемы крепостн права). индивидуализация языка, особенно –ых персонажей. Жизненная достоверность комедии, многогранность характеров во многом создаются благодаря речи героев. Так, в речи помещицы Простаковой часто встречаются грубые, бранные, оскорбительные выражения. «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится», – доверительно сообщает она Правдину. «Скот», «вор», «воровская харя», «каналья», «бестия», «собачья дочь» – таковы ее обращения к дворовым. Мужа она считает «уродом» и «рохлей». Ласковые, заискивающие интонации, передающие материнскую любовь, появляются у нее лишь при общении с сыном: «друг мой сердешный», «душенька». Речь Скотинина также ярко очерчивает круг его интересов: «Ну будь я свиной сын, если…», «Я и своих поросят завести хочу», «коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку». Исследователи неоднократно отмечали, что уподобление героя животному – один из основных приемов создания сатирических персонажей. Этим приемом активно пользуется и Фонвизин в своей комедии, подчеркивая животное начало всех «отрицательных» героев «Недоросля». Символический характер обретает реплика Скотинина о самом себе: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой». Речь учителей Митрофана также отражает их личность и жизненные обстоятельства. Так, недоучившийся семинарист Кутейкин часто использует в своей речи слова высокого стиля, церковнославянизмы: «трапеза», «персты», «притча во языцех». Отставной сержант Кутейкин своими репликами напоминает нам о военной службе: «Желаем вашему благородию здравствовать…». Немец Вральман, обучающий Митрофана французскому языку, также открывает нам в своих репликах следы своей бывшей «профессии» (ранее он был кучером у Стародума): «конь», «лошатки», «карета». Яркой и колоритной является речь Еремеевны, кормилицы Митрофана. В ее репликах присутствуют устойчивые обороты («дым столбом», «насилу ноги унесла»), повторы («венчаться, мой батюшка, венчаться»), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («головушка», «братец»).

«Не хочу учиться, хочу жениться».

ИЗ АЛИНИНОЙ ШПОРЫ. Литра 18века - литра эпохи просвещения, гл ее пафос - идея нравст, умств развития, активно просвещение личности.18век - век активного гос.строительства. Гл. тема - просветительская.

Худ строй лит 19 в - движенье от классицизма с его идеей нормативности, образцовасти, подрожатальности к сентиментализму и романтизму, где интерес к внутр миру и свободе творчества.

В 60-70-е гг. –серьезные изм-ния на всех уровнях лит-ры, разруш-ся клссицизм, измен-ся идеология, на первый план выходят идеи Просвещения – свобода, равенство, братство, происх-т борьба с церковью, вера в просвещенную монархию, в науку (именно наука деалет ч-ка лучше). В России рус. Просвещ-ие развивалось параллельно с класс-змом, тесно связано с гос-военными политич. проблемами.

Наивысшего развития Просвещ. получ. в тв-ве Радищева, Крылова, Фонвизина.

Ведется спор о том, когда была начата работа над "Нед"1766г. Своеобразным праобразом коллизий пьесы Нед была комедия Екатерины 2 "О,время".

"Нед" определяется не только темой образов и воспит, но и более общей темой - какое место должно занимать дворянство в совр обществе. В пьесе показанан переломный момент - момент, когда герои получают право выбора между обязат обществ долгом и жизнью "для себя". В пьесе активно обсуждается "указ о вольн дворянства" 1761г.

Более частные проблемы, затрагиваемые в пьесе - осуждение невежества, непросвещ части дворянства, кот Фон считает разрушающей человеческую личность, нисводящую чел до уровня живаотного, это проявляется в приеме (Тарас Скотинин, сравнение Простаковой с животн).

Само воспитание и образование понимае Фонвизин - многоаспектно, он разграничивает образование ума и нравственного развития и считает нравств развитие более важным, значительным, формирующим личность.

Тема воспитанья полностью важна в пьесе, что связано с характеристикой не только Митрофанушки, но и др персонажей: госпожи Простаковой, Скотинина с одной стороны и Стародума, Софьи с другой.

Более осторожно Фонвизин говорит о проблеме злоупотребеления крепостного права, он подчеркивает, что креп право изживает себя экономически, но в большей степени креп право не состовляет нравственную сторону, Фонв показывает его разлагающее действие как на господ, так и на слуг.

Проблема идеальной монархии: Фонв осуждает злоупотребленья двора Екатерины, но при этом высоко ставит само понятие идеального монарха, высоко ставящего закон, личному власть разуму и закону (5 дейст).

Комедия «Недоросль» - вершина тв-ва Фонвиз. Сочетает в себе черты класс-зма и новаторские черты.

Следование традициям классзма прояв-ся в: том, что комедия сохраняет все признаки «низкого» жанра. Это первая социально – политическая комедия на сцене.В пьесе высмив-ся пороки (грубость, глупость, жестокость, необраз-ность), к-ые требуют немедленного исправления. Проблема воспит-ия – центр. в идеях просвещ-ия в комедиях Фон-на. Конкретности изображ-мой дейст-сти соответ-ет и язык произ-ния (одно из правил класс-ма), речь Простаковой в отн-нии к слугам грубая, в отн-ии к сыну – ласковая. «Правильный», «книжный» язык – основа речи положит. персонажей. Соблюд-ся правило 3-х единств, дей-е в усадьбе госпожи Простаковой, ед-во дей-я подчинено автор. задаче – решении проблемы истинного воспит-ия. В комедии непросвещенные, необраз-ные персонажи (Простаковы, Скотинин, Митрофанушка) противопоставлены образ-ным, просвещенным (Стародум, Софья, Правдин). Деление персонажей на полжит. и отрицат – одно из правил класс-зма.

Новат-во. Фон-ну важно не просто поставить проблему воспит-я, но и показать, как обст-ва влияют на формир-ие хар-ра, личности. В «Недоросле» заложены основы реалистич-го отображ-ия дейст-сти, автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, жестокость, безнаказанность и невежество Простаковых и Скотининых. В отличие от классицистич. произ-ний «Недоросль» произ-ие многотемное. Его осн. проблемы тесно связаны друг с другом: проблемы воспит-я связ. с проблемами крепостного парва и гос. власти. Для разоблачения пороков автор исп-ет такие приемы как говорящие фамилии, саморазоблачение героев. В уста положит. героев Фон-н вклад-ет критику развращенного века, бездельников-вельмож, невежественных помещиков. Тема служения Отечеству, торжества справ-сти т/ж проведена через положит. образы. Язык служит также раскрытию образов:книжный язык положен в основу, в речи Стародума встречаются архаизмы.Для Правдина характерны канцеляризмы, у молодых людей- Софьи и Милона – сентиментальные обороты.

Новат-во и в сис-ме образов: Фон-н вводит героев из низшего сословия (Тришка, Еремеевна, учителя Кутейкин и Цыфиркин). Кроме того Фон-н пыт-ся дать краткую предисторию персонажей, раскрыть разные грани хар-ов некот-ых из них. Простакова в начале комедии – жестокая помещица, в финале – несчастная мать, отвергнутая собств. сыном.

2. Роман И.А. Гончарова «Обломов». Критическая литература о романе и особенностях таланта Гончарова-художника.

Иван Александрович Гончаров ()

В начале 50-60х годов XIX века началась ломка всех старых устоев патриархальной России. Страна прощалась с косностью, застоем, бездействием, но теряла теплоту отношений между людьми, уважение к традициям.

В 1859 - роман “Обломов”, писал в течение десяти лет.

Главный герой романа - Илья Ильич Обломов: 32 - 33 лет от роду, среднего роста, приятной наружности, с отсутствием всякой идеи и сосредоточенности. Во всем лице - свет беспечности.

В простом сюжете романа глубоко и правдиво отразилась русская действительность. Роман интересен тем, что образ Ильи Ильича Обломова мы можем отождествлять с определенным типом людей, живших в России в то время. Гончаров вводит своего героя в разные ситуации, чтобы в максимальной степени показать все недостатки и преимущества обломовского типа. Илья Ильич проходит испытание и дружбой, и любовью. Наиболее ярко характер главного героя раскрывается в его отношениях с Ольгой Ильинской. Любовь буквально преображает Илью Ильича, выявляет его лучшие качества. Любовь их продолжается до тех пор, пока Илье не приходится столкнуться с реальной жизнью, пока от него не требуется решительных действий, пока Ольга не понимает, что она любит будущего Обломова. Ни дружба, ни даже такая чистая, искренняя любовь не смогли заставить Обломова отказаться от своих идеалов: мирной, покойной, беззаботной жизни, плотной еды и безмятежного сна. “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” - восклицает Ольга при прощании. “Есть... Обломовщина!” - чуть слышно прошептал он.

На широкий и мягкий характер оказали влияние:

1) среднерусская природа Обломовки. Природа здесь, как ласковая мать, заботится о тишине, размеренном спокойствии всей жизни человека.

2) особый “лад” крестьянской жизни с ритмичной чередой будней и праздников.

3) воспитание. Родители Обломова понимали важность и необходимость образования, однако видели в нем только средство продвижения по службе.

4) чрезмерная любовь и ласка матери. Няня нашептывала ему о стороне, “где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока и где никто круглый год ничего не делает”. Будучи взрослым он о ней мечтает.

5) труд был главным врагом обитателей Обломовки. Они “сносили его как наказание, и где был случай, всегда от него избавлялись. Стремление к самостоятельности останавливалась криками родителей: “А слуги на что?”.

Гончаров раскрыл социально- психологические причины “обломовщины” и выявил многие важные черты русского национального характера.

Добролюбов “Что такое обломовщина?”.

1)В типе Обломова и во всей этой обломовщине – больше, чем просто талант, это знамение времени.

2) Главные черты обломовского характера - в совершенной инертности. Причина - в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению - он барин; "у него есть Захар и еще триста Захаров", Привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других - повергла его в жалкое состояние нравственного рабства.

3) Обломовщина в литературе:

Обломов- лицо не совсем новое в нашей литературе: Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин - это тоже Обломовы. Н. А. Добролюбов писал: “Обломов - это коренной, народный наш тип, от которого не мог отделиться ни один из наших серьезных художников».

И. А. Гончаров писал своего «Обломова», находясь под сильным влиянием В. Г. Белинского. Большая «программная» часть романа - обличение социального зла «обломовщины» - заслоняет другую, не менее важную часть - о любви, об отношениях мужчины и женщины, о браке. Художник пересилил в Гончарове публициста и обличителя социальной болезни.

Белинский о Гончарове вообще.

"Взгляд на русскую литературу 1847"(48) состоит из 2 ст:

-"Общая оценка и истоки "нат.шк";

- "О конкретных произведениях писателей "нат.шк".

Во второй ст рассматривается Герцен, гончаров, Тургенев, Григорович, Даль, Дружинин, достоевский. Дается сопоставительный анализ "Обыкновенной истории" Гончарова и "Кто виноват?" Герцена (Герцен-мыслитель, Гончаров-художник; другой образ женщины-не приторно-сентиментальный; большое внимание Адуеву-мл.-по типу - романтик, неспособный к дружбе, любви)

А. В. Дружинин "Обломов", роман Гончарова"Характер Ильи отражает существенные стороны русской жизни, Но, напрасно многие люди усиливаются презирать Обломова, он любезен всем нам и стоит беспредельной любви.

Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков в роде Обломова.

Обломовщина – ранний этап развития страны (детство).Дружининский подход к осмыслению Обломова и обломовщины не стал популярным в XIX веке.

Но в 20 веке Пришвин об Обломове:

его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя.

Еще писали: Ю. И. Айхенвальд.“Силуэты русских писателей” - Гончаров (о романе Обломов - отрывок)

эта обыкновенная история человеческой судьбы, человеческой жизни и смерти - вот что наиболее привлекает в знаменитом романе.

Д. И. Писарев.(Из статьи “Обломов”). 1859 г.Редкий роман обнаруживал в своем авторе такую силу анализа, такое полное и тонкое знание человеческой природы вообще и женской в особенности…

Н. О. Лосский.(Из статьи “Характер русского народа”). 1957 г.Обломовщина - оборотная сторона высоких свойств русского человека - стремления к полному совершенству и чуткости к недостаткам нашей действительности…

Д. С. Мережковский.(Из статьи “Вечные спутники. Гончаров”). 1890 г.Все замечали, да и сам автор сознается, что немец Штольц - неудачная, выдуманная фигура. Чувствуешь утомление от длинных и холодных разговоров его с Ольгой. Он тем более теряет в наших глазах, что стоит рядом с Обломовым, как автомат с живым человеком…

Крепостное право было настоящей трагедией для всего русского народа. Помещик был для крепостного и хозяином, и судьей, и палачом, если нужно. Торговля и обмен людьми в XVIII веке шли бойко... Именно такую - «крепостническую» Россию изобразил в комедии «Недоросль», написанной в 1782 году, Денис Иванович Фонвизин. В ней драматург показал подлинное лицо крепостничества и главных его носителей - помещиков. Жадные и жестокие помещики Простаковы и Скотинины смотрят на крепостных как на рабочий скот. У Простаковой «беда» - она ничего не может содрать с крестьян сверх того, что уже отняла. Ее сын - недоросль Митрофанушка - под стать своей упрямой и глупой матушке. Три учителя вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Пожалуй, Митрофан даже более страшен, чем его родители и дядя. У тех были хоть какие-то привязанности (хотя бы к свиньям, как у Скотинина). Митрофан же никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Помещик Простаков полностью подчиняется жене и не смеет сказать ей ни слова против. Тяжела жизнь и у сироты Софьи, живущей в доме этих господ, - она обещана в жены Скотинину. Крепостная Еремеевна старается угождать своей хозяйке, а взамен получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Простакова не жалеет никого из своих крестьян. Когда ей сообщают, что дворовая девка Палашка лежит в бреду, крепостница кричит: «Бредит, бестия! Как будто благородная!» И сколько же таких помещиц было на Руси! Вспомним хотя бы печально известную помещицу Дарью Салтыкову, запоровшую до смерти около сотни своих крестьян. Неизвестно, порола ли собственноручно Простакова, но ее бесчеловечность в отношениях даже с близкими людьми говорит о том, что она вполне могла это делать. Простакова так привыкла к безнаказанности, что даже с Софьей хочет поступить как с крепостной, принудить ее к браку с Митрофаном, узнав, что девушка унаследует десять тысяч рублей. Простакову останавливает только сила, да она и понимает-то лишь язык силы. В последний момент, когда Софью пытаются тайно увезти, чтобы обвенчать с Митрофаном, Стародум спасает свою племянницу и лишает помещицу ее власти, говоря: «Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно». В финале комедии зло наказано, а добро торжествует. Фонвизин словно показывает правительству, как надо поступать с жестокосердными помещиками. Писатель полагал, что крепостное право тормозит экономическое и культурное развитие России и высказал свое резко отрицательное отношение к крепостникам, живущим за счет крестьян. А. С. Пушкин высоко ценил благородную деятельность Фонвизина, назвав его «сатиры смелым властелином» и «другом свободы».