Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Образы крепостных в рассказе муму тургенева. Крепостное право и личность (по рассказу И

Детство и начало литературного пути Ивана Сергеевича Тургенева. Определение понятий "крепостное право" и "личность". История написания рассказа "Муму". Характеристика героев произведения на основе сопоставления словесного и графического образов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2

Рамонского муниципального района

Воронежской области

План-конспект урока

На тему: Крепостное право и личность (по рассказу И.С. Тургенева «Муму»)

Подготовил:

учитель русского языка и литературы

Т.А. Шепеленко

Одним из самых сложных для понимания произведений, которое включено в программу 5 класса, является рассказ И.С. Тургенева «Муму». Пятиклассникам оценить всю глубину и серьезность произведения бывает очень трудно. Ребятам прежде всего жаль несчастную собачку Муму, они жалеют и в то же время восхищаются богатырской силой глухонемого Герасима, кто-то осуждает его за то, что он утопил Муму, не попытавшись противостоять барыне. То есть, прежде всего, - это эмоции. А вся сложность этого произведения и состоит в том, чтобы, откинув эмоции, увидеть в глухонемом Герасиме символ крепостной России - такой же сильной, могучей и неспособной говорить, противостоять.

Данный урок является последним в изучении этого произведения. Подводятся итоги, делаются выводы, вспоминаются факты биографии писателя.

Цель:

1) Образовательная:

Повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству;

Вспомнить об истории создания рассказа «Муму»;

Рассмотреть героев и их поступки.

2) Развивающая:

Формировать умение анализировать текст художественного произведения;

Развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя - обобщать, делать выводы;

Формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;

Учить сжато излагать повествовательный текст;

Развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

Продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

3) Воспитательная:

Воспитание общечеловеческих ценностей;

Умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

Ход урока

Добрый день, ребята. Мы с вами прочитали рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». На нашем уроке мы заканчиваем разговор об этом удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении великого русского писателя второй половины 19 века Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». Сегодня нам предстоит решить нелегкую проблему, которая заключается в таких понятиях: крепостное право и личность. Запишем тему урока в тетради.

Для начала нам необходимо определить значение этих понятий. Дома по толковому словарю С.И.Ожегова значение этих слов посмотрели и записали в тетради наши одноклассники. Давайте прочитаем их. (Заранее подготовленные ученики читают определения).

Крепостное право - исторический строй в России, форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В Западной Европе (где в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы, французские и итальянские сервы) элементы крепостного права исчезли в XVI-XVIII вв. В Центральной и Восточной Европе в эти же века распространились суровые формы крепостного права; здесь крепостное право отменено в ходе реформ конце XVIII-XIX вв. В России в общегосударственном масштабе крепостное право оформлялось Судебником 1497, указами о заповедных летах и урочных летах и окончательно - Соборным уложением 1649. В XVII-XVIII вв. всё несвободное население слилось в крепостное крестьянство. Отменено крестьянской реформой 1861).

Крепостной человек - Крепостной - 1. Относящийся к общественному строю, при котором помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность прикрепленных к земле и принадлежащих ему крестьян. 2. Крепостной крестьянин.

Личность - человек как носитель каких-нибудь свойств.

Рассказ «Муму» написан в 1851 году, за девять лет до 1861 года, когда было отменено крепостное право. Запишем в тетради:

1852 год - рассказ «Муму», 1861 год - отмена крепостного права.

Что же такое крепостное право?

(Сообщение заранее подготовленного ученика)

Все население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьянство. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями.

Дворяне имели право владеть землей и людьми - крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.

Что вы знаете о крепостных крестьянах? (Ответы детей)

Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, в том числе разделять семьи; например, продать мать одному помещику, а ее детей - другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была узаконенная форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Часто дворяне жили в принадлежащих им деревнях, но бывало так, что дворяне путешествовали, жили в городе или за границей, а в деревне хозяйничал управляющий. Если дворянская семья жила в собственном доме в городе, ее обслуживала многочисленная дворня, то есть крепостные, жившие с хозяевами в городе.

Ребята, а к какому сословию принадлежал И.С.Тургенев?

(Ответы детей)

Иван Сергеевич Тургенев родился в Орловской губернии. Село Спасское-Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска. Уездного города Орловской губернии. Огромное барское поместье, в березовой роще, с усадьбой в виде подковы, с церковью, с домом в сорок комнат, бесконечными службами, оранжереями, винными подвалами, кладовыми, конюшнями, с парком и фруктовым садом.

Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, мать будущего писателя. Какие сведения о ней вам известны?

Ученик: Мать Тургенева, Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие. Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Но неожиданно дядя умер, оставив племяннице огромные поместья и почти пять тысяч крепостных.

Ей было уже под тридцать лет, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев для закупки лошадей с ее завода. Какие сведения об отце Ивана Сергеевича нам известны?

Ученик: Это был молодой офицер, который происходил из старинного дворянского рода, к тому времени оскудевшего. Он был красив, изящен, умен.

Варвара Петровна сразу влюбилась в молодого офицера. В 1816 году состоялась их свадьба. Через год у них родился сын Николай, а затем сын Иван. А что вспоминает Тургенев о своем детстве?

Ученик: Воспитанием детей занималась преимущественно Варвара Петровна. Перенесенные в свое время в доме отчима и дяди страдания отразились на ее характере. Своенравная, капризная, к детям своим она относилась неровно. «Мне нечем помянуть моего детства, - говорил много лет спустя Тургенев. - Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк - одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». «Записки охотника», рассказ «Муму» - вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.

Итак, обратимся к рассказу. Для начала нам необходимо вспомнить атмосферу барского дома и его хозяйку - барыню.

Как выглядит дом барыни? (В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом).

Нарисуйте словесный портрет барыни. (Старая женщина, в белом чепце, возможно, с пенсне). Крепостной право личность муму

Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа? (Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи).

Если обобщить наши наблюдения, какой вывод можно сделать? Кто же такая барыня и какова атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать).

Тургенев показывает нам властную и капризную старуху. Но она не является главной героиней рассказа. А кто же является главным героем? (Герасим).

Нам предстоит поработать в группах и ответить на некоторые вопросы.

(Работа в группах)

Примерный ответ детей 1 группы: Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди. Герасим был высокий мужик богатырского сложения, глухонемой от рождения. Автор пишет: «Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и, не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж…»

По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о его неутомимости и трудолюбии.

2 группа: «Что такое сравнение? Найдите сравнения в описании работы Герасима».

Примерный ответ детей 2 группы: Сравнение - изображение одного явления с помощью сопоставления с другим. Примеры сравнений: «…как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей»; Тургенев сравнивает Герасима с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо»; Герасим в городе чувствует себя «как пойманный зверь»; Герасим «смахивал на степенного гусака»; когда Герасим работал, то «топор звенел как стекло, и летели во все стороны осколки и поленья…»

3 группа: «Что такое гипербола? Найдите в тексте примеры гипербол. Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?»

Примерный ответ детей 3 группы: Гипербола - это сильное преувеличение. Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы». Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой». Двух коров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води». Герасим сильный, он любит трудиться, аккуратный, всё всегда делает основательно.

4 группа: «Найдите в тексте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье героя?»

Примерный ответ детей 4 группы: Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней. «…Он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика - стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили». Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.

Обратимся к иллюстрациям, которые вы подготовили. (Работа с иллюстрациями учеников. Многие ученики изобразили Герасима. Они аргументируют свои ответы).

Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме? Каким человеком он был? Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить ему речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде - с метлой и бочкой - кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Он один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни.

Прочитав рассказ до конца, мы увидим, что не все приказания барыни исполнит Герасим. Однажды он уйдет от неё. Мог ли Герасим вернуться в дом барыни после того, как исполнит ее жестокое приказание? (Нет. Герасим не смог простить барыню и вернуться в ее дом. Он исполняет ее жестокое приказание, но не прощает ее).

Барыня, зная, как привязан Герасим к Муму, отдает жестокий приказ, не задумываясь о том, как себя будет чувствовать Герасим. Но ее и не волновало это. Ведь он был для нее обычным крепостным, а значит - она могла делать с ним и его судьбой что угодно.

Вернемся к теме нашего урока и попробуем ответить на вопрос: совместимы ли понятия «личность» и «крепостное право». (Нет. Крепостное право - это зависимость, а личность - это свобода . Герасим выбирает свободу ).

Тургенев не просто так изображает Герасима немым от рождения. В лице Герасима он олицетворяет русский народ, бесправный молчаливый народ в условиях крепостного права. Но Герасим своим уходом доказывает, что и молчаливый народ может протестовать и иметь свое мнение.

Представьте, что нам предстоит составить «лестницу» и расположить на ней героев. На какую ступень мы поставим барыню, а на какую Герасима? (Герасима мы поставим на более высокую ступень, чем барыню).

Скажите, какие выводы вы сделали для себя? (В любой ситуации надо оставаться человеком. Стремиться совершенствовать себя, любить окружающих, помогать им).

Выставление оценок. Подведение итогов урока.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Рассмотрение классификации методов (чтение произведения, анализ, комментирование, творчество по мотивам прочитанного) и приемов обучения литературе. Характеристика исследовательской деятельности учащихся на примере изучения повести Ивана Тургенева "Ася".

    курсовая работа , добавлен 18.03.2010

    Понятие "личность" в педагогике. Формирование основ подхода к понятиям "личность" и "индивидуальность". Формирование личностных качеств в процессе воспитания. Возрастные особенности личности. Основные факторы, воздействующие на развитие личности.

    реферат , добавлен 25.07.2008

    Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР), особенности формирования у них связной речи. Логопедическая работа по развитию связной речи у дошкольников с ОНР с помощью рассказа по картине, определение ее уровня.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2012

    Характеристика школьного коллектива. Роль педагога и пути формирования ученического коллектива. А. Макаренко и В. Сухомлинский о влиянии детского коллектива на личность. Особенности формирования коллектива в общеобразовательных учебных заведениях.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Понятие и разновидности темперамента. Основные типы психологического состояния человека. Рассмотрение приемов педагогического воздействия на личность. Закономерности гуманизации образования. Исследование влияния коллектива на развитие личности ученика.

    реферат , добавлен 07.05.2012

    Особенности сказки как литературного жанра. Эффективные приемы работы над сказкой на разных этапах ее восприятия школьниками. Анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и образования. Анализ героев и образов.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2014

    Педагогическое мастерство как профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Личность педагога в традиционной системе обучения. Профессионализм учителя, включающий в себя ряд личностных качеств, таких как моральные и нравственные аспекты.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Определение термина "гуманизм" и понятия "гуманизация". Свободная всесторонне развитая личность как идеал гуманистического воспитания. Характеристика принципа гуманизма в социальной педагогике, который полагает признание ценности человека как личности.

    контрольная работа , добавлен 27.12.2010

    Семья, учебный коллектив, друзья – среда, постоянно влияющая на личность, ее мировоззрение, привычки и характер. Взаимосвязь семейного и школьного воспитания. Положительное и отрицательное воздействие семейной атмосферы на личность младшего школьника.

    контрольная работа , добавлен 26.11.2010

    Художественное произведение как первичный объект историко-литературного изучения. Уровни восприятия литературного произведения. Проблема прочтения классики. Попытка современного прочтения произведения. Разработка урока русской литературы в 9 классе.

Тургенев И. С.

Сочинение по произведению на тему: Изображение жестокости господ по отношению к крепостным людям в рассказе И. С. Тургенева «Муму»

Иван Сергеевич Тургенев не только великий русский писатель, но и активный защитник слабых, униженных и обездоленных. Еще маленьким мальчиком он наблюдал жестокое и несправедливое обращение своей властной матери-помещицы с крепостными людьми, да и других примеров вокруг было предостаточно. Став взрослым и получив хорошее образование, И. С. Тургенев полностью посвятил себя литературе и на страницах своих произведений постарался максимально честно и открыто выразить свое отношение к крепостному праву.

Читая рассказ «Муму», мы знакомимся со многими людьми - героями описываемых событий. Это и «славный мужик» Герасим,

и робкая прачка Татьяна, и сообразительный дворецкий Гаврила, и опустившийся башмачник Капитон Климов, и многие другие. Много горя и обид узнал в своей жизни каждый из них, но самое удивительное то, что судьбы всех этих людей полностью отданы в руки капризной, обидчивой, властной и глупой барыни, любое изменение настроения которой может стоить даже жизни крепостному. Окруженная льстивыми и трусливыми приживалками, барыня никогда не задумывается о том, что у подневольного человека может быть гордость и достоинство. Обращаясь с крепостными, как с игрушками, она по своему разумению женит их, переселяет с места на место, казнит и милует. Приспосабливаясь ко вздорному характеру барыни, челядь становится хитрой, изворотливой, лживой или же запуганной, трусливой, безответной. Самое страшное то, что никто и не пытается ничего изменить, потому что такое положение вещей - принятая всеми норма. И если жизнь крепостных сера и однообразна, то жизнь барыни - «нерадостна и ненастна». Не было, нет и никогда не будет у нее друзей, любимых и даже по-настоящему близких, потому что и не нужны ей честность и откровенность, не знает она, что это такое.

Мне так понравился, что я решила выбрать его для своего исследования. Тема исследования – «Осуждение крепостничества в рассказе «МУМУ». Изучение биографии писателя, работа с текстом помогли мне найти ответ на проблемный вопрос: «Как влияет крепостное право на человека?». В работе я осветила такие вопросы:

· страницы биографии писателя

ВЫВОД:

Дворник Герасим был человеком необыкновенной силы, об этом говорит не только его портрет, но и описание комнаты, в которой он все устроил по своему вкусу. По характеру он человек трудолюбивый и ответственный, добрый и умеющий сочувствовать. Но в то же время Герасим глубоко несчастный человек: он любил Татьяну, но ее выдали замуж за пьяницу Капитона, он всем сердцем привязался к Муму, но барыня приказала ее утопить.

Кто же виноват в том, что Герасим несчастлив? Ответ однозначен: барыня, а в ее лице крепостное право.

ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ:

· Крепостное право калечит, уродует душу человека

· Крепостное право разрушает семьи, при этом рвутся родственные связи

· Человек не может распоряжаться своей жизнью, он не принадлежит сам себе, он не может быть счастлив

· В рассказе «Муму» Тургенев показывает первые ростки протеста, они еще робкие и стихийные, но это предвестники грядущих перемен

· Рассказ «Муму» ставит писателя в ряд с такими борцами против крепостничества, как Пушкин, Гоголь, Некрасов. Честность и благородство помогли ему сделать смелый выбор, встать в ряды защитников угнетенного народа.

Тема: Тема крепостничества в творчестве Тургенева (по повести «Муму»)

Цели :

Показать непримиримое отношение писателя к деспотизму в любой форме;

Помочь детям определять социальное зло, бороться с ним;

Пробудить добрые чувства, сформировать личность гуманного и доброжелательного человека.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки.

Структура урока:

I Организационный момент

II Проверка домашнего задания

III Новая тема

    Краткая биография И.С. Тургенева.

А) место рождения;

В) родители(мать)

С) эпизод о дворовой девушке Луше, как предпосылки к написанию повести «Муму»

2. Знакомство с 1 главой

3. Беседа о 1 главе

IV Обобщение

V Домашнее задание

Ход урока:

I Объявление темы и целей урока.

Чтение эпиграфа на слайде.

его образы не только живые

и выхваченные из жизни,

но это типы, которым подражала

молодежь и которые

сами создавали жизнь.

П.Якубович

II Прежде, чем приступить к новой теме, хотелось бы проверить, как вы выполнили д\з.

Вам нужно было выучить отрывок из произведения М.Ю. Лермонтова « Бородино» и знать значения новых слов. Обратите внимание на слайд. На нем отражены слова, значения которых вы должны знать. Пока одни из вас будут писать мне на листочках значения этих слов, я кого-то из вас спрошу чтение наизусть отрывок.

III Сегодня мы приступаем к изучению произведения И.С. Тургенева повести «Муму».

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Прежде, чем говорить о произведении, нам нужно узнать, что за человек его написал.

Иван Сергеевич Тургенев родился в 1818 году в богатой дворянской семье. Его детство прошло в деревенском поместье его родителей, Спасском –Лутовинове.

Главным лицом в семье была мать писателя, Варвара Петровна. Она была очень богатой женщиной, имела несколько имений и тысячи крепостных крестьян.

Тут, ребята, я хочу обратить ваше внимание на новые и непонятные вам слова (на слайде).

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО – право или разрешение крепостнику владеть крепостными и их имуществом.

КРЕПОСТНИК – помещик, владеющий крепостными.

КРЕПОСТНОЙ – подневольный крестьянин или раб.

Запишите эти слова в тетрадь.

Эти слова помогут вам понять суть произведения.

Варвара Петровна, выросшая сиротой в доме богатых родственников, которые обижали и унижали ее, став богатой наследницей, стала вымещать своюзлобу на своих подневольных крестьянах, за что на всю округу прослыла очень жестокой и своевольной барыней.

Но Иван Сергеевич, несмотря на то, что его матерью была столь своенравная женщина, был человеком мягким, честным и справедливым.

Когда И.С. Тургенев был студентом Петербургского университета, он приехал домой на Рождественские каникулы, и узнал, что его мать решила продать свою крепостную Лукерью, которая была другом детства писателя, и которую он научил грамоте. Луша, как грамотный человек, понимала, что помещики используют крепостных, угнетают и унижают их, и настраивала крестьян подняться против помещичьего произвола.

Иван Сергеевич не мог этого допустить. Он спрятал Лушу.

В это дело вмешалась полиция, но Тургенев с ружьем в руках до тех пор стоял на своем, пока его мать не согласилась оставить Лушу при себе.

То, что писатель сам встал на защиту крепостной девушки, только доказывает, что он был против угнетения бедных крестьян и боролся как мог за то, чтобы крестьяне получили свободу; боролся своими поступками, защищая крепостных; боролся с произволом господ и в своих произведениях. Многие его произведения автобиографичны, т.е. основы сюжетов взяты из его реальной, настоящей жизни.

Вернемся к эпиграфу нашего урока.

Образы его героев – это прообразы людей, которые жили рядом с ним, т.е. именно они натолкнули на написание многих его произведений, в том числе и «Муму».

Это произведение пронизано ненавистью к крепостному праву, к несправедливости, которое олицетворяла Барыня; пронизано желанием вызвать сочувствие к русскому народу, восхищением его силой и душевной красотой. Примером тому служит главный герой- Герасим.

Закрепление ключевых слов на слайде.

Барыня – крепостница

(крепостник)

Крепостное право

Герасим -крепостной

Повесть « Муму» была написана Тургеневым в 1852 году, когда остро стоял вопрос об отмене крепостного права через указ царя. Люди ожидали, что право отменят после войны с Наполеоном (1812 г), п.ч. считалось, что войну выиграл русский народ. Но официально крепостное право отменили толькл в 1861 году. Т.е. прошло около 50 лет прежде, чем крестьяне обрели свободу.

Своим произведением «Муму» Тургенев выразил акт протеста крепостных против беззакония жестоких господ.

А теперь, откройте учебник на стр.133.

Я почитаю 1 главу повести, а вы внимательно слушайте и следите за текстом.

Чтение 1 главы.

Беседа по прочитанному:.

    Давайте дадим название этой главе.(Переезд Герасима, Славный мужик Герасим.)

    О ком идет речь в этой главе? (о барыне и Герасиме)

    Найдите в тексте описание Герасима. (стр.133)

    Как работал Герасим в городе и в деревне? Где ему тяжелее было работать?

    Как чувствовал себя Герасим? В городе сначала? Как автор описывает тоску и одиночество героя, с кем он его сравнивает?

    Где жил Герасим? Опишите. Какими словами автор передает свое отношение к герою? Что значит «славный»?

Еще одна особенность писателя в том, что он сразу знакомит нас со всеми действующими лицами в начале повести.

Конспект учителя

Слайд №2 Крепостное право - это комплекс государственных законов, которые прикрепляли крестьян к определенному земельному участку и ставили их в прямую зависимость от землевладельца (помещика), что временами приводило к лишению крестьян личной свободы. В России крепостное право существовало с 1649 года.

Слайд №3 Ранее в России имела место поместная система, которая по своему содержанию не являлась крепостным правом, а представляла собой жесткую форму арендных отношений. Крестьянин брал в аренду у землевладельца надел, на котором должен был отработать «соглашение» до момента сбора урожая, в результате чего вернуть его часть землевладельцу в виде «арендной оплаты». Данная плата осуществлялась в период одной недели до Юрьева дня – 26 ноября, и ещё одну неделю после него. У крестьянина не было права уйти, не произведя расчета, а когда он уплатил требуемое, то мог перейти к другому землевладельцу.

Слайд № 4 Во время царствования , в 1649 году, издается , которое представляло собой новый российский перечень законов. Данным уложением признавалось властвование землевладельца над крестьянами, которые работали на его земле. Такие работники не обладали правом оставлять свой надел и переходить к другому хозяину, а также вообще отказаться работать на земле, направившись, к примеру, для заработков в город.

Слайд №5 В результате крестьяне прикреплялись к земле, что послужило появлению названия: крепостное право. В случае перехода земли между помещиками, вместе с ней происходила передача и работников.

Слайд №6 Дворяне обладали правом продажи принадлежащего им крепостного иному хозяину без земли. Продавались крестьяне по произволу хозяина, разлучая жен и мужей, детей и родителей.

Слайд № 7 С середины 18 века в России усиливается крепостной гнет, в результате чего помещиками получено право продажи своих крестьян в рекруты, ссылать их в Сибирь или на каторгу.

Слайды №№ 8.9 Зависимость крестьян от помещиков постоянно расширялась, а, следовательно, положение их ухудшалось: помещики стали продавать и покупать крепостных, обменивать их на вещи и животных, женить и выдавать замуж по своему произволу.

Слайд № 10 Это явление в российской истории описал Иван Тургенев в своем рассказе «Муму».

Слайд № 11 В основу рассказа легла реальная история. Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.

Слайд № 12Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник у вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка - и того лучше!

Слайд № 13 Для мужика городская работа - легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого - он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.