Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Связь между золотым и серебряным веком. Золотой и серебряный век в литературе по М.И

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Специфические признаки начала ХХ века в культурной жизни России, характеристика новых направлений в поэзии: символизма, акмеизма и футуризма. Особенности и главные мотивы творчества известных российских поэтов Соловьева, Мережковского, Сологубы и Белого.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Рассмотрение основных тем в творчестве А. Пушкина. Исследование поэзии "Серебряного века": символизма, футуризма и акмеизма. Сопоставление произведений автора со стихотворениями А. Блока, А. Ахматовой, М. Цветаевой и Мандельштама; выделение общих тем.

    презентация , добавлен 05.03.2012

    Серебряный век - период расцвета русской поэзии в начале XX в. Вопрос о хронологических рамках этого явления. Основные направления в поэзии Серебряного века и их характеристика. Творчество русских поэтов - представителей символизма, акмеизма и футуризма.

    презентация , добавлен 28.04.2013

    Ознакомление с творчеством поэтов Серебряного века как ярких представителей эпохи символизма. Контекстуальный анализ образов царей и нищих в русской литературе (в поэзии Серебряного века в частности) на примере произведений А. Блока, А. Ахматовой и др.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Значение поэзии Серебряного века для культуры России. Обновление разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления ценностей. Характеристика литературных течений в российской поэзии начала ХХ века: символизма, акмеизма, футуризма.

    презентация , добавлен 09.11.2013

    Взаимосвязь поэзии серебряного века с истоками русской культуры, славянской мифологией. Воздействие исконно русской культуры на поэзию серебряного века и современную литературу. Жизнь и творчество поэтов Гумилева, Хлебникова, Северянина, Бурлюка.

    реферат , добавлен 18.10.2008

    Сущность и особенности поэтики поэзии серебряного века - феномена русской культуры на рубеже XIX и XX веков. Социально-политические особенности эпохи и отражение в поэзии жизни простого народа. Характерные особенности литературы с 1890 по 1917 годы.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2012

    Развитие нового течения в русской поэзии Серебряного века - модернизма. Направления модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Культура как высшая точка в иерархии ценностей. Новокрестьянская поэзия, деятельность "Ордена воинствующих имажинистов".

    "Открылась тайн священных дверь!
    Из бездн исходит Луциперь,
    Смиренный, но челоперунный(1).
    Наполеон! Наполеон!
    Париж и новый Вавилон,
    И кроткий агнец белорунный,
    Превосходясь, как дивий Гог,
    Упал, как дух Сатанаила,
    Исчезла демонская сила!..
    Благословен Господь наш Бог!"
    ...Певец, услыша вещий глас,
    С досадой весь в пуху проснулся,
    Лениво руки протянул,
    На свет насилу проглянул,
    Потом в сторонку обернулся
    И снова крепким сном заснул.

    Пушкин. Тень Фон-Визина.

    Чем можно объяснить тот факт, что одна эпоха способствует проявлению поэтического гения, а другая эпоха порождает лишь второстепенных поэтов? Почему во второй половине XIX века в России не появился ни один великий русский поэт? И это после Золотого века русской поэзии с его гениями: Тютчевым, Лермонтовым, Пушкиным, Фетом! Тютчев, Лермонтов, Пушкин, Фет и Языков родились до 1820 года. Затем примерно до 1880 года великие поэты в России не рождались. Ни Фофанов, ни Бальмонт, ни Апухтин, ни Брюсов, ни Надсон не смогли воспользоваться опытом гениев Золотого века поэзии. Продолжали творить Тютчев и Фет, но они родились в совсем иное время...

    В 1910 году был издан фундаментальный труд генерала В. А. Мошкова «Новая теория происхождения человека и его вырождения, составленная по данным зоологии и статистики». В этом труде воплотилась разработанная этим ученым теория цикличности исторического развития цивилизаций и культур мира. Каждый цикл, по мнению В. Мошкова, длится 400 лет. Четырехсотлетний цикл был разделен им на четыре века, которым он дал названия: «золотой», «серебряный», «медный» и «железный». Первая половина цикла развития цивилизации или государства - «золотой» и «серебряный» века, т. е. первые двести лет, - характеризуется его развитием и ростом, завершающимися эпохой политической и экономической стабильности. Но с наступлением второй половины цикла - «медного века» или третьего столетия в цикле – страны вступают в период упадка. «Железный век» - последние 100 лет, завершающие цикл, - эпоха утрат и потерь для любой страны, век культурного разложения. Мошков, видимо, использовал учение жившего в начале VII вв. до н.э. рапсода Гесиода, изложенное им в его поэме "Работы и дни" (См.: Гесиод. Подстрочный перевод поэм с греческого и прим. Г. Властова. - СПб., 1885. См. также: Гесиод. Работы и дни. Земледельческая поэма / Пер. В. Вересаева. - М.: Недра, 1927). Например, в 1212 году началось объединение русских княжеств под властью Ярославля, а затем Москвы, т. е. начался 400-летний цикл в истории Руси. Этот цикл завершился в начале XVII века Смутой и нашествием латинян.
    После 1612 года мы наблюдаем уверенное усиление державной мощи России! «Век золотой Екатерины» соответствует «серебряному веку» четырёхсотлетнего цикла. Это эпоха политической и экономической стабильности России.
    Итак, исходя из теории Мошкова, Тютчев, Лермонтов, Пушкин, Грибоедов и Языков родились в «серебряном веке» четырёхсотлетнего цикла! Притом, родились на рубеже эпох - в период самого пика культурного развития России. В 1812 году Россия одержала победу над объединёнными воинскими силами Запада. В 1815 году Александр Благословенный был признан Императором Европы, следовательно, и всего мира! Сама энергетика того времени не могла не повлиять на тех, кто в жил тогда в России.
    А как же те, кто родился после 1820 года?
    «Медный век» начинал оказывать влияние на тех, кто родился в это время… Наступала эпоха «смердяковщины». Вот тогда и появились строки, написанные русофобом Печёриным:

    Как сладостно отчизну ненавидеть,
    И жадно ждать ее уничтожения!
    И в разрушении отчизны видеть
    Всемирную десницу возрождения!

    После 1820 года Россия "уступила" Британии и САСШ ПОЛОВИНУ ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ. Народ России об этом не знает...
    Русские поэты второй половины 19 века словно бы утратили творческие силы.

    Вот образец творчества В. Соловьёва:

    Михал Матвеич дорогой,
    Пишу вам из каверны,
    Согбен от недуга дугой
    И полон всякой скверны.
    Забыты сладкие труды
    И Вакха и Киприды;
    Давно уж мне твердят зады
    Одни геморроиды.

    В детстве В. Соловьёв играл в пожарников и хотел совершить подвиг, поэтому не мог в зрелые годы не написать это произведение:

    ДепА пожарного служитель
    Горе над прахом вознесен
    И, как орел - эфира житель,
    Всезрящим оком наделен.
    Он одинок на сей вершине,
    Он выше всех, он бог, он царь...
    А там внизу, в зловонной тине,
    Как червь, влачится золотарь,-
    Для сердца нежного ужасен
    Контраст клоаки и депА...
    Смирись! Закон природы ясен,
    Хоть наша мудрость и слепа.
    Заходит солнце, солнце всходит,
    Века бегут, а всё, как встарь,
    На вышке гордый витязь ходит
    И яму чистит золотарь.

    Середина апреля 1889
    [Соловьев В. С. "Неподвижно лишь солнце любви..." Стихотворения. С. 55-56]

    А ведь в этих строчках, как считал В. Соловьёв, присутствует и некая многозначительная мысль... Бесспорно, Соловьева нельзя назвать великим поэтом.

    В. Соловьёв не мог обойти в своём творчестве тему Востока:

    МОЛОДОЙ ТУРКА

    В день десятый могаремма
    У папА в саду
    Встретил я цветок гарема
    И с тех пор всё жду,
    Жду в саду нетерпеливо
    Я мою газель...
    Но папА блюдет ревниво
    Всех своих мамзель.
    Звать, недаром евнух старый
    Шилом ковырял
    И к мешку тяжелых пару
    КАмней привязал.
    Надо мне остерегаться...
    Лучше я уйду.
    Этак можно и остаться
    папином пруду!
    Да! папА - весьма упорный
    Старый ретроград,
    И блюдет евнух проворный
    Папин вертоград.

    Середина апреля 1889
    [Соловьев В. С. "Неподвижно лишь солнце любви..." Стихотворения., С. 56)]

    Некрасов почти во всех своих стихотворениях не в меру использует амбивалентный смех. Можно сказать, что он им попросту злоупотребляет:

    Прикрыв одеждой шкурочку
    Для смеха и красы,
    С мартышками мазурочку
    Выплясывают псы.
    И сам в минуту пьяную,
    По страсти иль нужде,
    Шарманщик с обезьяною
    Танцуют падеде.
    Всё скачет, всё волнуется,
    Как будто маскарад.
    А русский люд любуется:
    «Как немцы-то хитрят!»
    Да, сильны их познания,
    Их ловкость мудрена…
    Действительно,
    Германия – учёная страна!
    (Захочешь продолжения
    Описанных чудес -
    Ступай на представления
    Прославленных пиес.)

    А вот, что должен иметь человек, по мнению Некрасова, чтобы не выглядеть смешным:

    Огни зажигались вечерние,
    Выл ветер и дождик мочил,
    Когда из Полтавской губернии
    Я в город столичный входил.
    В руках была палка предлинная,
    Котомка пустая на ней,
    На плечах шубёнка овчинная,
    В кармане 15 грошей.
    Ни денег, ни званья, ни племени,
    Мал ростом и с виду смешон,
    Да сорок лет минуло времени, –
    В кармане моём миллион.

    Некрасов удачно описывал лишь кутерьму и неразбериху:

    Гляди - уж и вцепилися!
    Роман тузит Пахомушку,
    Демьян тузит Луку.
    А два братана Губины
    Утюжат Прова дюжего, -
    И всяк свое кричит!

    Слетелися семь филинов,
    Любуются побоищем
    С семи больших дерев,
    Хохочут, полуночники!
    А их глазищи желтые
    Горят, как воску ярого
    Четырнадцать свечей!
    И ворон, птица умная,
    Приспел, сидит на дереве
    У самого костра,
    Сидит да черту молится,
    Чтоб дО смерти ухлопали
    Которого-нибудь!
    Корова с колокольчиком,
    Что с вечера отбилася
    От стада, чуть послышала
    Людские голоса -
    Пришла к костру, уставила
    Глаза на мужиков,
    Шальных речей послушала
    И начала, сердечная,
    Мычать, мычать, мычать!
    [Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо. Избр. соч., С. 312]

    1990 г. считается началом Серебряного века русской поэзии. Подавляющее большинство поэтов рубежа 19 - начала 20 вв. не дотягивало по степени творческого мастерства до уровня Фофанова... Серебряный век вначале не ставил злободневных социальных вопросов. Члены петербургской группы поэтов «Гилея» стали родоначальниками русского футуризма. Одним из направлений этой эпохи являлся также кубофутуризм. В России кубофутуристами называли себя «будетляне», входившие в поэтическую группу «Гилея». Они отказались от эстетических идеалов прошлого, активно использовали окказионализмы. В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». "Заумью" писали Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давыд и Николай Бурлюки. Вот образец "зауми":

    Твоей бряцающей лампадой
    Я озарен лесной тиши.
    О, всадник ночи, пропляши
    Пред непреклонною оградой.
    Золотогрудая жена
    У еле сомкнутого входа.
    Теплеет хладная природа,
    Свои означив письмена.
    Слепые прилежаний взгляды.
    Дождю подставим купола.
    Я выжег грудь свою до тла,
    Чтоб вырвать разветвленья зла,
    Во имя правды и награды.
    Объятий белых жгучий сот.
    Желанны тонкие напевы,
    Но все ж вернее Черной Девы
    Разящий неизбежно мед.
    [Бурлюк Д. Д.: Из сборника "Садок судей"(1910)]

    «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов. Существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином, жившем в Санкт-Петербурге.

    Самолюбование - обычное занятие поэтов этой эпохи:

    Мильоны женских поцелуев -
    Ничто пред почестью богам:
    И целовал мне руки Клюев,
    И падал Фофанов к ногам!

    Мне первым написал Валерий,
    Спросив, как нравится мне он;
    И Гумилев стоял у двери,
    Заманивая в "Аполлон".

    Тринадцать книг страниц по триста
    Газетных вырезок - мой путь.
    Я принимал, смотря лучисто,
    Хвалу и брань - людишек муть.

    Корректен и высокомерен,
    Всегда в Неясную влюблен,
    В своем призвании уверен,
    Я видел жизнь, как чудный сон.

    Я знаю гром рукоплесканий
    Десятков русских городов,
    И упоение исканий,
    И торжество моих стихов!

    Январь 1918
    Петроград
    [Северянин И. В.: Соловей. Стихотворения и поэмы, С. 9]

    Перед наступлением "железного века" родились А. Блок, С. Есенин, С. Бехтеев, И. Бунин. Их жизнь, их творчество - это и есть подлинный Серебряный век русской поэзии.

    Пошли нам, Господи, терпенье,
    В годину буйных, мрачных дней,
    Сносить народное гоненье
    И пытки наших палачей.

    Дай крепость нам, о Боже правый,
    Злодейства ближнего прощать
    И крест тяжелый и кровавый
    С Твоею кротостью встречать.

    И в дни мятежного волненья,
    Когда ограбят нас враги,
    Терпеть позор и униженья
    Христос, Спаситель, помоги!

    Владыка мира, Бог вселенной!
    Благослови молитвой нас
    И дай покой душе смиренной,
    В невыносимый, смертный час...

    И, у преддверия могилы,
    Вдохни в уста Твоих рабов
    Нечеловеческие силы
    Молиться кротко за врагов!

    С. С. Бехтеев

    Неужели, чтобы в стране появился великий поэт, необходима эпоха перемен?

    ...
    (1)Челоперунный - судя по всему, со шрамом в виде молнии на лбу. Не исключено, что брюнет в очках (и на метле).


    «Золотой век» был подготовлен всем предшествующим разви-тием русской культуры. С начала 19 века в русском обществе наблюдается небывало высокий патриотический подъем, еще более усилившийся с началом отечественной войны 1812 года. Он способствовал углублению понимания национальной особенности, развитию
    гражданственности. Искусство активно взаимодействовало с обще-ственным сознанием, формируя его в национальное. Усиливалось развитие реалистических тенденций и национальных черт культуры.
    Культурным событием колоссальной важности, способствующему росту национального самосознания, стало появление «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Карамзин был первым кто на рубеже XVIII,XIX веков почувствовал, что самой главной проблемой в русской культуре наступающего XIX века будет определение её национальной самоидентичности.
    Следом за Карамзиным шел Пушкин, решавший задачу соотне-сения своей национальной культуры с другими культурами. За тем появилось «философическое письмо» П.Я. Чаадаева - философия истории России, инициировавшие дискуссию между славянофилами и западниками. Одна из них культурно самобытная, ориентированная на выявление глубинных механизмов национальной культуры, закреп-ление наиболее устойчивых, не меняющихся ценностей. А другое мнение - модернизаторское, направлено на изменение содержания национальной культуры, включение её в общемировой культурный процесс.
    Особое место в культуре «золотого века» занимала литература. Литература стала синтетическим явлением культуры и оказалась универсальной формой общественного сознания, выполняя миссию социальных наук.
    К середине 19 века русская культура становиться все более изве-стной на Западе. Н.И. Лобачевский, положивший начало современным представлениям о строении вселенной, стал первым прославившимся за рубежом ученым. П. Мериме открыл Европе Пушкина. В Париже был поставлен ревизор Гоголя. Во второй половине XIX века европейская и мировая известность русской культуры усиливается, в первую очередь благодаря произведениям Тургенева, Льва Толстого и Ф.М. Достоевского.
    Кроме того, в XIX веке развивается живопись, архитектура и музыка.
    Живопись: Репин, Саврасов, Поленов, Врубель, Суриков, Левитан, Серов.
    Архитектура: Росси, Бове, Жилярди, Тон, Васнецов.
    Музыка: Мусоргский, Римский - Корсаков, Чайковский.
    Нельзя не отметить период «серебряного века», который захватил и начало XX века. Это историческое время с 90-х гг. XIX века до 1922 года., когда ушел в Европу «философский пароход» с наиболее видными представителями творческой интеллигенции России. На культуру «серебряного века» оказали влияние культура Запада, Шекспир и Гете, античная и православная мифология, французский символизм, христианская и азиатская религия. Вместе с тем культура «серебряного века»- это русская самобытная культура, проявлявшаяся в творчестве ее талантливых представителей.
    Что нового дал этот период русской мировой культуре?
    Во-первых, это менталитет социокультурного человека, освобождающего от мышления, пронизанного политикой, социальностью как каноном-клише, мешающем думать и чувствовать свободно, индивидуально. Концепция философа В.Соловьева, призывающая к необхо-димости активного сотрудничества Человека и Бога, становится основой нового миросозерцания части интеллигенции. Эта устремленность к Богочеловеку, ищущему внутренней целостности, единства, Добра, Красоты, Истины.
    Во-вторых, «серебряный век» русской философии- это время отказа от «социального человека», эпоха индивидуализма, интересам к тайнам психики, господство мистического начала в культуре.
    В-третьих, «серебряный век» отличает культ творчества как един-ственной возможности прорыва к новым трансцедентальным реальностям, преодоление извечной российской «двоичности» - святого и звериного, Христа и Антихриста.
    В-четвертых, Возрождение - неслучайный термин для этой социокультурной эпохи. История высветила его «ядровое» значение для менталитета времени, его прозрений и предсказаний. «Серебряный век» стал наиболее плодотворным этапом для философии и культорологии. Это буквально искрящийся каскад имен, идей, характеров: Н.Бердяев, В.Розанов, С.Булгаков, Л.Карсавин, А.Лосев и др.
    В-пятых, «серебрянный век»- эпоха выдающихся художественных открытий, новых направлений, которые дали беспрецедентное разнообразие имен поэтов, прозаиков, живописцев, композиторов, актеров. А.Блок, А.Белый, В.Маяковский, М.Цветаева, А.Ахматова, И.Стравинский, А.Скрябин, М.Шагал и ещё много имен.
    Особую роль в культуре «серебряного века» сыграла русская интеллигенция, фактически являясь ее средоточением, воплощением и смыслом. В известных сборниках «Вехи», «Смена вех», «Из глубины» и других становился вопрос о ее трагической судьбе как социокультурной проблеме России. «Мы имеем дело с одной из роковых тем, в которых ключ к пониманию России и ее будущего»,- проницательно писал Г.Федотов в трактате «Трагедия интеллигенции».
    Художественный уровень, открытия и находки в русской фило-софской мысли, литературе и искусстве «серебряного века» дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. По словам Д. С. Лихачева, «мы подарили Западу начало нашего века»... Понимание роли человека в окружающем мире как «божественной» миссии заложило основание принципиально нового гуманизма, где трагизм существования по сути преодолен через обретение нового смысла жизни, нового целеполагания. Культурная сокровищница «серебряного века» есть бесценный потенциал в сегодняшнем и завтрашнем пути России.

    Кто первым начал говорить про «серебряный век», почему современникам этот термин был так противен и когда он окончательно стал общим местом - Arzamas пересказывает ключевые положения работы Омри Ронена «Серебряный век как умысел и вымысел»

    Применяемое к рубежу XIX-XX столетий понятие «серебряный век» — одно из основополагающих для описания истории русской культуры. Сегодня ни у кого не может возникнуть сомнений в положительной (можно даже сказать «благородной», как само серебро) окраске этого словосочетания — противопоставленного, кстати, таким «упадническим» характеристикам того же исторического периода в западной культуре, как fin de siècle («конец века») или «конец прекрасной эпохи». Количество книг, статей, антологий и хрестоматий, где «серебряный век» фигурирует в качестве устоявшегося определения, просто не поддается подсчету. Тем не менее и появление словосочетания, и то, какое значение в него вкладывали современники, составляет даже не проблему, а целую детективную историю.

    Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Картина Ильи Репина. 1911 год Wikimedia Commons

    Каждому времени — свой металл

    Начать стоит издалека, а именно с двух значимых примеров, когда эпохе приписываются свойства металлов. И здесь стоит назвать античных классиков (прежде всего Гесиода и Овидия), с одной стороны, и друга и соредактора Пушкина по «Современнику» Петра Александровича Плетнева, с другой.

    Первые представляли себе историю человечества как смену различных людских родов (у Гесиода, например, — золотого, серебряного, медного, героического и железного; Овидий впоследствии откажется от века героев и предпочтет классификацию только «по металлам»), поочередно создававшихся богами и со временем исчезавших с лица земли.

    Критику Петру Александровичу Плетневу принадлежит первое именование эпохи Жуковского, Батюшкова, Пушкина и Баратынского «золотым веком» русской поэзии. Определение было быстро воспринято современниками и уже к середине XIX века стало общим местом. В этом смысле именование следующего большого всплеска поэтической (и не только) культуры веком «серебряным» есть не что иное, как уничижение: серебро — металл куда менее благородный, чем золото.

    Так становится понятным, почему ученым-гуманитариям, вышедшим из культурного котла рубежа столетий, словосочетание «серебряный век» глубоко претило. Таковыми были критик и переводчик Глеб Петрович Струве (1898-1985), лингвист Роман Осипович Якобсон (1896-1982) и историк литературы Николай Иванович Харджиев (1903-1996). Все трое говорили о «серебряном веке» со значительным раздражением, прямо называя такое наименование ошибочным и неправильным. Беседы со Струве и лекции Якобсона в Гарварде вдохновили Омри Ронена (1937-2012) на исследование, где в увлекательной (почти детективной) форме рассматриваются источники и причины роста популярности термина «серебряный век». Настоящая заметка претендует лишь на то, чтобы быть популярным пересказом работы замечательного ученого-эрудита «Серебряный век как умысел и вымысел».

    Бердяев и ошибка мемуариста

    Дмитрий Петрович Святополк-Мирский (1890-1939), один из влиятельных критиков русского зарубежья и автор одной из лучших «Историй русской литературы», окружающее его культурное изобилие предпочитал именовать «вторым золотым веком». Веком же «серебряным», в соответствии с иерархией драгоценных металлов, Мирский называл эпоху Фета , Некрасова и Алексея Толстого, и здесь он совпадал с философами Владимиром Соловьевым и Василием Розановым, отводившими для «серебряного века» период приблизительно с 1841 по 1881 годы.

    Николай Бердяев Wikimedia Commons

    Еще важнее указать на то, что Николай Александрович Бердяев (1874-1948), которому традиционно приписывается авторство термина «серебряный век» применительно к рубежу XIX-XX веков, на самом деле представлял себе культурное развитие примерно так же, как его коллеги по философскому цеху. Пушкинскую эпоху Бердяев по устоявшейся традиции именовал золотым веком, а начало ХХ столетия с его мощным творческим подъемом — русским культурным (но отнюдь не религиозным) ренессансом. Характерно, что словосочетание «серебряный век» не встречается ни в одном бердяевском тексте. В приписывании же Бердяеву сомнительной славы первооткрывателя термина виноваты несколько строк из мемуаров поэта и критика Сергея Маковского «На Парнасе Серебряного века», опубликованных в 1962 году:

    «Томление духа, стремление к „запредельному“ пронизало наш век, „Серебряный век“ (так называл его Бердяев, противополагая пушкинскому — „Золотому“), отчасти под влиянием Запада».

    Загадочный Глеб Марев и появление термина

    Первым же литератором, творившим на рубеже столетий и объявившим собственную эпоху «серебряным веком», был загадочный Глеб Марев (о нем неизвестно почти ничего, поэтому не исключено, что имя было псевдонимом). В 1913 году под его именем вышла брошюра «Вседурь. Рукавица современью», в состав которой был включен манифест «Конечного Века Поези». Именно там содержится формулировка металлургических метаморфоз русской литературы: «Пушкин — золото; символизм — серебро; современье — тускломедная Вседурь».

    Р. В. Иванов-Разумник с детьми: сыном Львом и дочерью Ириной. 1910-е годы Российская национальная библиотека

    Если принять во внимание вполне вероятный пародийный характер сочинения Марева, становится понятным контекст, в котором первоначально словосочетание «серебряный век» употреблялось для описания современной для литераторов эпохи. Именно в полемическом ключе выступал философ и публицист Разумник Васильевич Иванов-Разумник (1878-1946), в статье 1925 года «Взгляд и нечто» ядовито издеваясь (под грибоедовским псевдонимом Ипполит Удушьев) над Замятиным, «Серапионовыми братьями» «Серапионовы братья» — объединение молодых прозаиков, поэтов и критиков, возникшее в Петрограде 1 февраля 1921 года. Членами объединения были Лев Лунц, Илья Груздев, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Николай Никитин, Михаил Слонимский, Елизавета Полонская, Константин Федин, Николай Тихонов, Всеволод Иванов. , акмеистами и даже формалистами. Второй период русского модернизма, расцвет которого пришелся на 1920-е годы, Иванов-Разумник презрительно окрестил «серебряным веком», предрекая дальнейший закат русской культуры:

    Четырьмя годами позже, в 1929-м, поэт и критик Владимир Пяст (Владимир Алексеевич Пестовский, 1886-1940) в предисловии к своим воспоминаниям «Встречи» заговорил о «серебряном веке» современной ему поэзии всерьез (не исключено, что он делал это в порядке спора с Ивановым-Разумником) — хотя весьма ненастойчиво и осмотрительно:

    «Мы далеки от претензии сравнивать наших сверстников, „восьмидесятников“ по рождению, с представителями какого-нибудь „Серебряного века“ русского, скажем, „модернизма“. Однако в середине восьмидесятых годов явилось на свет довольно значительное число людей, призванных „служить музам“».

    «Золотой» и «серебряный» века Пяст находил и в классической русской литературе — на современную же ему культуру он пытался спроецировать ту же двухступенчатую схему, говоря о разных поколениях литераторов.

    Серебряный век становится больше

    Журнал «Числа» imwerden.de

    Расширение объема понятия «серебряный век» принадлежит критикам русской эмиграции. Первым распространил термин, применив к описанию всей предрево-люци-онной эпохи модернизма в России, Николай Авдеевич Оцуп (1894-1958). Изначально он лишь повторил известные мысли Пяста в статье 1933 года, озаглавленной «Серебряный век русской поэзии» и опубликованной в популярном парижском эмигрантском журнале «Числа». Оцуп, никак не упоминая Пяста, фактически позаимствовал у последнего идею двух веков русского модернизма, однако выкинул из XX столетия «золотой век». Вот харак-терный пример рассуждений Оцупа:

    «Запоздавшая в своем развитии Россия силой целого ряда исторических причин была вынуждена в короткий срок осуществить то, что в Европе делалось в течение нескольких столетий. Неподражаемый подъем „золотого века“ отчасти этим и объясним. Но и то, что мы назвали „веком серебряным“, по силе и энергии, а также по обилию удиви-тель-ных созданий, почти не имеет аналогии на Западе: это как бы стиснутые в три десятилетия явления, занявшие, например, во Франции весь девятнадцатый и начало двадцатого века».

    Именно эта компилятивная статья ввела выражение «серебряный век» в лексикон русской литературной эмиграции.

    Одним из первых указанное словосочетание подхватил известный парижский критик Владимир Васильевич Вейдле (1895-1979), писавший в опубликованной в 1937 году статье «Три России»:

    «Самое поразительноев новейшей истории России — это что оказался возможным тот серебряный век русской культуры, который предшест-вовал ее революционному крушению».

    Участники студии «Звучащая раковина». Фотография Моисея Наппельбаума. 1921 год Слева — Фредерика и Ида Наппельбаум, в центре — Николай Гумилев, справа — Вера Лурье и Константин Вагинов, внизу — Георгий Иванов и Ирина Одоевцева. Литературный Крым / vk.com

    Тут новый термин для эпохи как раз начинает применяться уже как нечто очевидное, хотя это и не означает, что именно с 1937 года идея «серебряного века» уже стала всеобщим достоянием: болезненно ревнивый Оцуп в переработанный вариант своей статьи, увидевшей свет уже после смерти критика, специально добавил слова о том, что именно ему первому принадлежит наименование «для характеристики модернистской русской литературы». И здесь появляется резонный вопрос: а что же сами «фигуранты» эпохи «серебряного века» думали о себе? Как же определяли себя сами поэты, эту эпоху представлявшие? Например, Осип Мандельштам к эпохе русского модернизма применял известный термин «Sturm und Drang» («Буря и натиск»).

    Словосочетание «серебряный век» в применении к началу XX столетия встречается только у двух крупных поэтов (а точнее, поэтесс). В статье Марины Цветаевой «Черт», напечатанной в 1935 году в ведущем парижском эмигрантском журнале «Современные записки», при публикации были изъяты следующие строки (впоследствии они были восстановлены исследователями): «Не надо бы — при детях, либо, тогда уж, не надо бы нам, детям серебряного времени, про тридцать сребреников».

    Из этого пассажа следует, что Цветаева, во-первых, была знакома с наименованием «серебряный век»; во-вторых, воспринимала его с достаточной долей иронии (не исключено, что эти слова были реакцией на приведенные выше рассуждения Оцупа 1933 года). Наконец, пожалуй, наиболее известны строки из «Поэмы без героя» Анны Ахматовой:

    На Галерной темнела арка,
    В Летнем тонко пела флюгарка,
    И серебряный месяц ярко
    Над серебряным веком стыл.

    Понимание этих строк невозможно без обращения к более широкому контексту творчества поэта, однако не приходится сомневаться, что «серебряный век» у Ахматовой — не определение эпохи, а расхожая цитата, несущая собственную функцию в художественном тексте. Для автора «Поэмы без героя», посвященной подведению итогов, наименование «серебряный век» — не характеристика эпохи, а одно из ее наименований (явно не бесспорных), данных литературными критиками и другими культурными деятелями.

    Тем не менее обсуждаемое словосочетание довольно быстро утратило свой первоначальный смысл и стало употребляться как классификационный термин. Михаил Леонович Гаспаров писал в предисловии к поэтической антологии рубежа веков: «Поэтика „серебряного века“, о которой идет речь, — это прежде всего поэтика русского модернизма. Так принято называть три поэтических направления, объявивших о своем существовании между 1890 и 1917 годами...» Так определение быстро закрепилось и было принято на веру и читателями, и исследователями (не исключено, что за неимением лучшего) и распростра-ни-лось на живопись, скульптуру, архитектуру и прочие области культуры. 

    Конец XIX – начало XX вв. – период, вошедший в историю под названием Серебряного века русской культуры. Ярче всего это проявилось в русской поэзии, литературе и искусстве. Этот стремительный взлет во всех областях культуры Н. А. Бердяев назвал “русским культурным ренессансом”.

    Состояние общества в последние годы Российской империи

    В конце XIX – начале XX вв. развитие России происходило крайне неравномерно. Огромные успехи в развитии науки, техники, промышленности переплетались с отсталостью и неграмотностью подавляющего большинства населения.

    XX век провел резкую грань между “старой” и “новой” культурой. Еще больше усложнила ситуацию Первая мировая война.

    Культура Серебряного века

    В начале XX века ведущим направлением в литературе остается критический реализм. В то же время поиски новых форм приводят к возникновению абсолютно новых течений.

    Рис. 1. Черный квадрат. К. Малевич. 1915.

    Творческая элита видела в Первой мировой войне предзнаменование близкого конца света. Популярными становятся темы мировых катаклизмов, печали, тоски, бесполезности жизни.

    ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

    Многие поэты и писатели, действительно, очень правдоподобно предсказывали будущую Гражданскую войну и победу большевиков.

    Кратко о Серебряном веке русской культуры рассказывает следующая таблица:

    Таблица “Серебряный век русской культуры”

    Область культуры

    Направление

    Ведущие представители

    Особенности творчества

    Литература

    Критический реализм

    Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн.

    Правдивое изображение жизни, обличение существующих общественных пороков.

    Символизм

    Поэты-символисты К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, Андрей Белый

    Противопоставление “пошлому” реализму. Лозунг “искусство для искусства”.

    Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам

    Главное в творчестве – безупречный эстетический вкус и красота слова

    Революционное направление

    А. М. Горький

    Острая критика существующего государственного и общественного строя.

    Футуризм

    В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский

    Отрицание всех общепризнанных культурных ценностей. Смелые эксперименты в стихосложении и словообразовании.

    Имажинизм

    С. Есенин

    Красота образов.

    Живопись

    В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. И. Левитан

    Изображение социальной действительности и быта, сюжеты из русской истории, пейзажная живопись. Основное внимание уделяется мельчайшим деталям.

    Модернизм

    Группа “Мир искусства”: М. Н. Бенуа, Н. Рерих, М. Врубель и др.

    Стремление создать совершенно новое искусство. Поиск экспериментальных форм выражения.

    Абстракционизм

    В. Кандинский, К. Малевич.

    Полная отрешенность от реальности. Произведения должны порождать свободные ассоциации.

    Смешение различных стилей

    С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин.

    Мелодизм, народная певучесть в сочетании с поиском новых форм.

    Рис. 2. Богатырский скок. В. М. Васнецов. 1914.

    В эпоху Серебряного века больших успехов достигает русский театр и балет:

    • В 1898 г. был основан Московский Художественный театр во главе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
    • “Русские сезоны” за рубежом с участием А. П. Павловой, М. Ф. Кшесинской, М. И. Фокина стали настоящим триумфом русского балета.

    Рис. 3. А. П. Павлова. 1912 год.

    Серебряный век в мировой истории

    Серебряный век имел огромное значение для развития мировой культуры. Россия доказала всему миру, что по-прежнему претендует на роль великой культурной державы.

    Тем не менее эпоха “культурного ренессанса” стала последним завоеванием разрушающейся Российской империи. Октябрьская революция положила конец Серебряному веку.

    Что мы узнали?

    Золотой век русской культуры в конце XIX века сменился Серебряным. Эта эпоха, длившаяся до октября 1917 г., ознаменовалась появлением огромного количества гениальных деятелей культуры и искусства. Культурные завоевания Серебряного века пользуются огромным уважением во всем мире.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 682.