Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница. В помощь школьнику

Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы Гроза Катерину. Она настолько эмоциональна, впечатлительна, что особняком стоит среди других героев пьесы. Судьба Катерины чем-то похожа на судьбу другой героини Островского. В данном случае речь идет о пьесе Бесприданница.

Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня Грозы. Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже пристроены благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.

Лариса Огудалова влюбляется в блестящего барина Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь.

Она сама соглашается с этим: Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек….

Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взаменДля своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.

Драма А. Н. Островского "Бесприданница" является замечательной пьесой позднего периода творчества писателя. Она была задумана в 1874 году, а завершена в 1878-м и в этом же году поставлена в Москве и Петербурге. М. Ермолова, М. Савина, а позднее В. Комиссаржевская - лучшие актеры столичных театров - брались за исполнение роли Ларисы Огудаловой. Чем же их пленила так эта замечательная героиня?

Лариса Огудалова отличается правдивостью, искренностью, прямотой характера, напоминая тем самым Катерину из "Грозы". По мнению Вожеватого, в Ларисе Дмитриевне "хитрости нет". С героиней "Грозы" сближает ее высокая поэтичность. Ларису влекут заволжская даль, леса за рекой, манит сама красавица - Волга с ее простором. "Земного, этого житейского нет" - замечает Кнуров. И в самом деле: она вся словно приподнята над грязью действительности, над пошлостью и низостью жизни. В глубине души ее, словно птица, на которую похожа она сама, бьется мечта о красивой и благородной, честной и тихой жизни, В переводе с греческого Лариса означает "чайка", и это не случайно.

Не предпочесть ли стиль жизни матери? Харита Игнатьевна, оставшаяся вдовой с тремя дочерьми, постоянно ловчит и хитрит, льстит и заискивает, попрошайничает у богатых и принимает их подачки. Она устроила в своем доме настоящий шумный "цыганский табор", чтобы создать видимость красоты и блеска жизни. И все это для того, чтобы под прикрытием этой мишуры промышлять живым товаром. Двух дочек она уже загубила, теперь пришла очередь торговать третьей. Но Лариса не может принять такого образа жизни матери, он чужд ей. Мать велит дочери улыбаться, а той плакать хочется. И она просит жениха, чтобы он вырвал ее из этого окружающего ее "базара", где немало "всякого сброду", чтобы увез подальше, за Волгу.

Однако, Лариса - бесприданница, бедная, безденежная невеста. Ей приходится с этим мириться. К тому же она сама успела заразиться тягой к внешнему блеску. Лариса лишена цельности характера, ее душевная жизнь довольно противоречива. Пошлость и цинизм окружающих ее людей она не только не хочет видеть и - довольно долго - не может разглядеть. Это все отличает ее от Катерины. Отказываясь от стиля жизни матери, она существует среди пошлых поклонников.

Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня "Грозы". Но при кажущейся схожести, Лариса Огудалова - обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование, она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей.

Сначала в доме появился старик с подагрой. Лариса явно не хочет этого неравного брака, но "любезничать надо было: маменька приказывает". Потом "набегал" разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный. Ларисе не до него, но в доме и его принимают: "положение ее незавидное". Затем "появился" некий кассир, засыпавший Хариту Игнатьевну деньгами. Этот отбил всех, да недолго покуражился. Обстоятельства тут помогли невесте: у них в доме его со скандалом арестовали.

Лариса Огудалова влюбляется в "блестящего барина" Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: "Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь".

Она сама соглашается с этим: "Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...".

Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна. Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.

Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

Единственный выход, который находит Лариса - уход из этого мира. Лариса сначала хотела сама покончить с жизнью. Она подошла к обрыву и посмотрела вниз, но в отличие от Катерины, у нее не хватило решимости и сил совершить задуманное. Тем не менее, гибель Ларисы предрешена и подготовлена всей пьесой. Вдруг раздается выстрел с пристани (его-то и пугается Лариса). Потом упоминается топор в руках Карандышева. Верной смертью называет он падение с обрыва. Лариса рассказывает о "равнодушном выстреле" Паратова в монету, которую она держала в руках. Сама же думает о том, что здесь на любом сучке "удавиться можно", а на Волге "везде утопиться легко". Робинзон предчувствует возможное убийство. Наконец, Лариса мечтает: "Кабы теперь меня убил кто-нибудь?"

Неизбежной становится гибель героини, и она настает. В безумном припадке собственника, совершая для нее великое благодеяние, Карандышев убивает ее. Это последний и невольный выбор бесприданницы. Так завершается трагедия главной героини пьесы Островского.

"Бесприданница" - драма о катастрофе личности в бесчеловечном мире. Это произведение о трагедии обычной русской женщины, бесприданницы с горячим любящим сердцем.

1. В чем суть пьесы Островского?
2. Знакомство с героиней.
3. Нравственный облик купцов.

4. Трагедия героини.

Суть драматического произведения А. Н. Островского «Бесприданница» состоит в том, чтобы показать противоречия окружающей действительности через судьбы героев. Писатель, проникая в быт описываемых сословий, изображает своих героев в действии, выявляя их характерные черты. Главная тема произведения Островского - драма личности в обществе. Раскрытию этой темы посвящены все линии пьесы. Говоря о женщине в буржуазном обществе, драматург открывает читателю истинное положение вещей.

В тихом городке на Волге живет девушка на выданье, Лариса Огудалова. Вокруг много завидных женихов, но Лариса - бесприданница. Поэтому, несмотря на ее душевные качества, она находится в невыгодном положении. Эти мужчины претендуют на Ларису всего лишь как на красивую вещь, говоря о ней как об очередном деле. Лирическая натура Ларисы сначала не понимает этого, она ищет любви. Если не взаимной, то хотя бы любви к себе. Поэтому, за неимением других кандидатов, она согласна стать женой Карандышева, который любит ее. Этим решением она зачеркивает год пустых страданий по другому человеку - Сергею Паратову, решив, что семейные обязанности помогут забыть о нем. Но Паратов вновь появляется в ее жизни. Он решил проститься с вольной холостой жизнью, может, он почти не помнит Огудаловой, но Лариса уверена, что приехал Сергей Сергеевич ради нее.

Мать Ларисы, Харита Игнатьевна, знает, что ожидает ее дочь, и ее отношение к ней не отличается от отношения купцов - она тоже хочет выгодно сбыть Ларису с рук. С небогатым Карандышевым она разговаривает с пренебрежением, с Паратовым ведет себя немного фамильярно, с Кнуровым она во всем соглашается, понимает, что он готов взять дочь в содержанки и рада этому, получив гардероб для дочери и триста рублей.

У Ларисы есть чувство собственного достоинства, и она верит в то, что отсутствие приданного не поставит на нее клеймо. Конфликт драмы - в противоречии между ожиданиями девушки и суровой реальностью. Когда Лариса сталкивается с ней лицом к лицу, она мечется, пытаясь сохранить чувство собственного достоинства, гордость. «Все себя любят. Когда же меня-то будет любить кто-нибудь? Доведете вы меня до гибели...», - говорит она своему жениху Карандышеву. Лариса никак не может изменить свою судьбу - все наперед решают за нее другие.

Как ни прискорбно это осознавать, но Карандышев. пусть он и влюблен в Ларису, тоже относится к ней как к красивой бездушной вещи. Для Ларисы это ужасно. Ведь она считает любовь главным достоинством своего жениха. Он же радуется тому, что она станет его женой, воспринимает это событие как выгодную для себя сделку. Ему есть теперь, чем кичиться перед этими богачами! Есть, чем уязвить их! Но он ревнует и тоже уязвлен, ведь Лариса не скрывает даже, что любит Паратова! Потому что считает, что она дождалась свою любовь, пройдя через страдания.

Карандышев имеет одно отличие от других героев-мужчин - он действует по велению своего сердца. Говорит Ларисе, что ради нее готов на унижение. Как же ведут себя другие? Что испытывает к Ларисе Паратов? Значит ли она для него больше, чем для других, или же он наслаждается своей властью над влюбленной девушкой, а также ловкостью в обмане жениха? Насколько честны по отношению к Ларисе те, кто ее окружает?

Судя по их поступкам, главным «нравственным» качеством в купеческой среде является деловая хватка. Обо всем они рассуждают с точки зрения выгодности, и чувствам не место там, где должен быть только расчет. Купцы держат с остальным населением дистанцию, и они достаточно недоверчивы даже друг к другу. Их нравственный облик мы узнаем в отношениях с Ларисой. Властный и расчетливый Кнуров подчеркнуто доброжелателен с ней, говорит, что обязан принять участие в ее судьбе. Фактически же это означает, что он воспользуется безвыходным положением девушки.

Паратов ради денег готов на все, а его взаимоотношения с Ларисой - как азартная игра, ведь он считает, что в жизни надо попробовать все. К сожалению, влюбленная девушка не видит его эгоистичность. Нравственный облик Сергея Сергеевича Паратова проявляется для Ларисы только тогда, когда он, соблазнив девушку, говорит ей о своей невозможности жениться на ней. Что же он выбрал? Более выгодную в материальном плане женитьбу на миллионах. Об этом событии узнают все в самом начале пьесы. Но, видя, как мечется Лариса, ей никто не говорит об этом, в том числе и друг детства Вася Вожеватов. Вожеватов - бездушный эгоист, которого не трогает судьба Ларисы. Он не может ей даже предложить помощь в критической ситуации, потому что связан честным купеческим словом. Он разыгрывает Ларису в орлянку с Кнуровым.

Кнуров - циничный делец, он может только ради красного словца сказать Огудаловой, что «ни на одну минуту не задумался предложить руку», но он женат, поэтому готов дать ей такое довольствие, что все критики нравственности будут вынуждены замолчать. То есть, не бывает безнравственных поступков - бывает мало денег.

Так человеческие отношения, нравственность, любовь, дружба оказываются перечеркнутыми ради отношений деловых, ради выгоды. Вот как сама Лариса подводит итог своей жизни: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Лариса делает выбор - она готова стать красивой вещью для богача Кнурова.

Как обычно, истина звучит из уст того, чьи слова не воспринимают всерьез. Робинзон говорит Паратову: купцы - невежи. И это самая мягкая характеристика, какую можно дать. Карандышев первым раскрывает глаза невесте на ее окружение, он говорит ей жестокие, но правдивые слова о тех, кого она считает друзьями: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, - человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». Он считает, что обязан защитить Ларису и наказать ее оскорбителей. Но с ним тоже происходит трансформация - его любовь оскверняется ревностью и местью. Купцам же он завидует и тоже хочет чувствовать себя хозяином.

Ларисе после всего случившегося остается стать игрушкой для Кнурова или умереть. Поэтому она благодарит Карандышева за случайно исполненное ее желание: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!» Возможно, она сама и не решилась бы свести счеты с жизнью, а став содержанкой Мокия Парменыча, утратила бы самое себя. Она берет на себя вину в своей смерти, покрывая Карандышева, избавившего ее от дальнейших разочарований и страданий.

Неизбежность трагического финала подготовило то обстоятельство, что Ларису ничего не держит в жизни. Ее любовь никому не нужна, девушка одинока в этом мире. Она утратила гармонию в своей душе и ни от кого не видит сострадания. Драма Ларисы в том, что она рождена в мире, в котором важны только деньги и власть.

Теперь торжество буржуазии... в полном смысле наступает золотой век.

А. Островский

Деньги, золото, материальные ценности во все времена имели немаловажное значение для человека и общества. Но в истории бывают такие эпохи, когда деньги начинают играть первостепенную роль. Они оттесняют все другие ценности, потому что все становится товаром. И тогда «хорошо тому, у кого денег-то много», как говорит в «Бесприданнице» Мокий Парменыч Кнуров. Эту пьесу Островский посвятил как раз одному из таких периодов, когда в России шло становление нового класса буржуазии, формировались капиталистические отношения. «Времена подлые», по оценке самого драматурга. Но они неизбежны в развитии экономики и повторяются на каждом новом витке истории. Сегодня мы живем в такое же время. Поэтому и пьеса Островского ак­туальна и интересна для современного читателя.

Тема денег в «Бесприданнице» звучит уже в самом ее названии. С первых страниц пьесы деньги - главный предмет разговоров. Их наличие или отсутствие определяет место человека в обществе, отношение к нему. Владельцу громадного состояния Мокию Парменычу Кнурову и поговорить-то в городе не с кем. Даже буфетчик Таврило понимает, что говорить он может только с равными себе. А таких богачей «в городе два-три чело­века». Среди них - молодой купец Вожеватов. Даже в праздник, во время прогулки, бе­седуют они о выгодных сделках, о новых приобретениях. Содинаковыми чувствами они говорят и о блестящей четверке лошадей богача Чиркова, и о Ларисе Дмитриевне. Ведь она - тоже товар, «дорогой бриллиант», к которому присматриваются и прицениваются. Когда читаешь пьесу, создается ощущение, будто ты попал на необычный рынок, где продается и покупается все: Кнуров и Вожеватов покупают удовольствие - небольшими подарками они оплачивают возможность бывать в обществе очаровательной девушки, а ее мать ловко и охотно торгует молодостью, талантом и красотой дочери. «За удоволь­ствие платить надо» - это правило принимается безоговорочно, и несоблюдение его бьшо бы просто неприлично. Паратов продает не только любимый пароход, но и свою волю. Пароход идет по дешевке, а вот волюшку свою судовладелец оценил в полмиллиона. Таково приданое новой невесты. А ведь он чуть бьшо «не насмешил людей», поддавшись чувству и женившись на бесприданнице Ларисе. Но деловой человек должен знать, что «всякому товару цена есть», даже если речь идет о любви, красоте, счастье.

Бедный чиновник Карандышев ненавидит богатых и уверенных в себе хозяев новой жизни. Но при этом очень хочет стать своим человеком среди них. И он находит способ: жениться на бесприданнице Ларисе с хорошей дворянской фамилией. Только оплачи­вать свое приобретение он никак не собирается, полагая что сам его поступок достоин вечной любви и благодарности бедной невесты. Женитьба на Ларисе для него - это компенсация за моральный ущерб, нанесенный гордости, самолюбию и тщеславию неимущего человека, которому хотелось пожить как богатому.

Даже главная героиня, отчаявшись найти любовь и понимание, решает искать денег: «Уж если быть вещью, так одно утешение - быть дорогой, очень дорогой». Но когда выстрел Карандышева помешал ей осуществить задуманное, она благодарит его за «благодеяние», которое он сделал для нее.

Всегда будут люди, которые не могут вписаться в новые общественные отношения. Они не хотят принимать чужих правил, жить по не свойственным им нормам морали. И у них есть выбор: остаться самим собой или стать таким, как все. А для этого нужно «переступить» через свои убеждения, отказаться от собственных жизненных ценностей, то есть заключить сделку со временем, диктующим свои условия.

О трудностях выбора напишут Л. Толстой и Ф. Достоевский. А героиня Островского уходит со сцены, уходит из жизни. Теперь не ее время. «Золотой век» - он ведь не для всех.

Русский драматург Александр Николаевич Островский создал целую плеяду русских характеров. В основном это были купцы: степенные, с окладистой бородой. И если в некоторых пьесах драматурга можно встретить настоящих «самодуров», то есть произведения, где Островский продолжил традиции Тургенева в изображении женских характеров. «Тургеневская» девушка отличается решительностью, она может первой признаться в своих чувствах и никогда не откажется от своих слов.

В пьесах Островского «Горячее сердце», «Гроза» , «Снегурочка» созданы образы подобных героинь – решительных и смелых, но с трагической судьбой. Даже среди таких ярких девушек с «горячим сердцем» можно выделить одну – Ларису Огудалову, главную героиню пьесы «Бесприданница» . Незаурядная личность, она выделяется из своего окружения и разительно отличается от своей матери, которая во всем пытается найти выгоду.

Ее, Хариту Игнатьевну Огудалову, можно понять: она одна поднимала трех дочерей. Да только у двух старших, замуж отданных, несчастливо сложилась судьба: первую муж-кавказец зарезал из ревности, вторая оказалась во власти шулера. Лариса – последняя надежда матери: она прекрасно поет, исполняет русские романсы, музицирует, танцует. И мать надеется, что уж такую талантливую и красивую дочь ей удастся хорошо выдать замуж, чтобы жила как у Христа за пазухой. Поэтому она учит: «Лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески».

В представлении женщины с цыганским именем Харита, по-человечески, это когда в доме бывает много мужчин, вино льется рекой, звучат комплименты. Не случайно нынешний жених Ларисы, бедный чиновник Юлий Капитоныч Карандышев, сравнивает жизнь в доме Огудаловыъх с табором. Только все ухищрения матери напрасны, ведь Лариса – бесприданница. А в обществе, которое окружает девушку, есть место только деньгам. Новые хозяева жизни, в отличие от героев «Грозы», уже не самодуры: их власть основана на деньгах. «У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам», - говорит другой герой пьесы Сергей Сергеич Паратов – «блестящий барин», в оценке автора.

И это действительно так: Паратов, которого Лариса полюбила так, что «чуть не умерла с горя», легко променял ее на «миллионную» невесту – дочь владельца золотых приисков. Покинув ее без объяснения причин год назад, теперь, когда Лариса решает выйти за «первого встречного» Карандышева, Паратов, объявившись вновь, Ларису же и обвиняет в измене. При встрече он с упреком говорит, что хотел бы знать, «скоро ли забывают страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц…»

И Лариса, которая уже говорила своему жениху, что «Сергей Сергеич – идеал мужчины», снова теряет голову. Она прощает любимого, который год назад скрылся неожиданно, и «ни одного письма». Лариса – романтичная натура, поэтому не замечает очевидных вещей. Она с гордостью рассказывает Карандышеву, как год назад Паратов хладнокровно выстрелил в часы, которые она держала в руке. Но этот факт, скорее, говорит о том, что Лариса ничего не значит для него. К тому же Паратов злопамятен: едва познакомившись с Карандышевым, он успевает задеть самолюбие бедного чиновника, но настаивает на том, чтобы именно Юлий Капитоныч извинялся перед ним, хозяином жизни. А после, на званом обеде, спаивает его, чтобы в очередной раз унизить перед людьми, измеряющими все деньгами.

Так уж повелось в пьесах Островского: на фоне решительных и смелых героинь мужчины оказываются вялыми и безжизненными. В пьесе «Гроза» муж Катерины Кабановой во всем зависит от маменьки, что в результате приводит к трагедии: его молодая жена добровольно уходит из жизни.

В «Бесприданнице» похожая ситуация: от отчаянья согласившись выйти замуж за Карандышева, она умоляет его уехать в деревню, чтобы начать новую жизнь, мало напоминающую прежний табор. Но мелкий чиновник, терпевший насмешки в надежде дождаться взаимности от Ларисы, теперь «расправляет крылья». Ему хочется утереть представителям высшего сословия, и он дает обед в честь Ларисы Дмитриевны, чтобы сказать: она выбрала себе в женихи самого достойного человека – его, Юлия Капитоныча. Это его месть за ту зависть, которую ему приходилось испытывать каждый раз, когда он видел красивых и успешных поклонников Ларисы.

Но этим поступком он еще больше вызывает к себе презрение со стороны тех, кто привык пить шампанское по утрам и обедать в ресторане. Ведь у него, бедного чиновника, хватает денег лишь на дешевое пойло, бутылки из-под которого тщательно заклеивают этикетками от дорого вина. И если Лариса в ответ на упреки в измене со стороны Паратова говорит, что ее жених обладает самым главным достоинством – любит ее, то в финале она испытывает разочарование и в нем. Она с отвращением говорит бывшему жениху, стоящему на коленях перед ней: «Вы слишком ничтожны для меня», а потом с горечью признается: « Я любви искала и не нашла».

Трудно найти любовь в обществе, где все только продается и покупается. Паратов продает свой любимый пароход «Ласточку», потому что нашел выгоду – невесту с миллионным приданым. Но он совершает гораздо более подлый поступок: унизив в глазах Ларисы ее жениха, дает надежду на будущее и, воспользовавшись ситуацией, соблазняет бедную девушку, а после сознается, что обручен - у него «золотые цепи». Вот тогда приходит к героине прозрение. Она понимает, что все окружающие, даже родная мать, смотрят на нее как на вещь, на забаву.

У нее не хватает мужества покончить с собой, как это сделала Катерина в «Грозе», но она находит в себе силы признать, что никто никогда не старался заглянуть ей в душу, ни от кого она не видела сочувствия, не слыхала теплого слова. Лариса выносит страшный приговор самой себе: «Я не нашла любви, так буду искать золота». И она действительно готова прокатиться на выставку в Париж с немолодым купцом Кнуровым, выигравшим ее в «орлянку» у более молодого соперника, готова стать его содержанкой, то есть продать себя подороже, ведь для нее остается единственное утешение: если уж быть вещью, то очень дорогой.

Финал этой психологической пьесы предрешен. Протрезвевший, но отвергнутый Карандышев стреляет в Ларису, а для нее это становится спасением. Теперь ее не смогут купить или продать – она остается свободной и по-настоящему счастливой. Она умирает со словами прощения на устах. Так автор показывает, что смерть – трагический выход из неразрешимых нравственных противоречий времени, приговор обществу, не способному сохранить сокровище одухотворенной личности, красоты и таланта.

Лариса Огудалова - главная героиня пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», которая впервые была напечатана в «Отечественных записках» в 1879 году. В драматургии Островского 70-80-х годов основной становится тема власти денег, собственности, богатства в эпоху «торжества буржуазии». Драматург продолжает искать в русской жизни силы, которые могли бы противостоять стихии безудержного хищничества, унижения человеческого достоинства, холодного расчета и эгоизма. Особенно чувствуется тревога писателя за судьбу человека «с горячим сердцем», который и в это расчетливое время продолжает жить чувством, ищет любви, понимания, счастья. Такова и героиня пьесы «Бесприданница».

В Ларисе есть все - ум, талант, красота, чувствительность. Она чиста душой и бескорыстна. Она тянется к людям, верит им, надеется на понимание и ответное чувство. Но Лариса - бесприданница, и это предопределяет ее трагическую судьбу.

Мать Ларисы стремится повыгоднее выдать дочь замуж, она пытается научить Ларису жить по правилам, которые диктует время, заставляя дочь лгать, любезничать с молодыми людьми побогаче. Но героиня пьесы не может действовать по расчету. Она отдает свое сердце Сергею Сергеевичу Паратову, красивому, умному и сильному. Но Паратов - человек своего времени, живущий по принципу: «Всякому товару цена есть». Лариса для него - тоже товар. И он не готов заплатить своим материальным благополучием за любовь и счастье. Паратов женится на богатой невесте, вернее, на золотых приисках, которые дают ей в приданое.

Не найдя любви, Лариса пытается жить, «как все». Она решается выйти замуж за бедного Чиновника Юлия Капитоновича Карандышева. В своем избраннике Лариса ищет черты, достойные уважения: «Я мужа своего хоть уважать должна», - говорит она. Но уважать Карандышева трудно. В своих тщеславных попытках сравниться с Кнуровым и Вожеватовым он выглядит смешным и жалким. Он не слышит мольбу Ларисы о том, чтобы уехать в деревню, где она надеется найти хотя бы душевный покой. Юлию Капитоновичу важнее «в свою очередь посмеяться» над теми, чьи унижения он терпел три года. Ему не до терзаний Ларисы!

После разрыва с Карандышевым, после обмана Паратова Лариса ищет простого человеческого сочувствия, обращаясь к другу детства Вожеватову: «Ну хоть поплачь со мной», - просит она его. Однако Вожеватов уже проиграл в орлянку Кнурову возможность влиять на судьбу Ларисы. «Не могу, ничего не могу», - таков ответ Вожеватова Ларисе. Материал с сайта

Не найдя ни любви, ни уважения, ни простого сострадания и понимания, Лариса теряет смысл жизни. Она с горечью говорит: «На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».

Выстрел Карандышева становится для нее избавлением от душевных мук, от пошлой жизни «вещи», игрушки в руках тех, кто может за нее заплатить. «Умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем», - это лучшее, что остается «горячему сердцу» в мире расчета и тщеславия.

В этом личная трагедия Ларисы. Но это и трагедия общества, где правят деньги и счастье человека измеряется только их количеством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • трагедия ларисы бесприданница
  • чем трагизм судьбы ларисы огудаловой
  • сообщение на тему в чём трагедия ларисы
  • островский бесприданница в чем трагедия огудаловой
  • какой могла бы быть судьба ларисы в бесприданнице

Лариса Огудалова — главная героиня пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», которая впервые была напечатана в «Отечественных записках» в 1879 году. В драматургии Островского 70—80-х годов основной становится тема власти денег, собственности, богатства в эпоху «торжества буржуазии». Драматург продолжает искать в русской жизни силы, которые могли бы противостоять стихии безудержного хищничества, унижения человеческого достоинства, холодного расчета и эгоизма. Особенно чувствуется тревога писателя за судьбу человека «с горячим сердцем», который и в это расчетливое время продолжает жить чувством, ищет любви, понимания, счастья. Такова и героиня пьесы «Бесприданница».

В Ларисе есть все — ум, талант, красота, чувствительность. Она чиста душой и бескорыстна. Она тянется к людям, верит им, надеется на понимание и ответное чувство. Но Лариса — бесприданница, и это предопределяет ее трагическую судьбу.

Мать Ларисы стремится повыгоднее выдать дочь замуж, она пытается научить Ларису жить по правилам, которые диктует время, заставляя дочь лгать, любезничать с молодыми людьми побогаче. Но героиня пьесы не может действовать по расчету. Она отдает свое сердце Сергею Сергеевичу Паратову, красивому, умному и сильному. Но Паратов — человек своего времени, живущий по принципу: «Всякому товару цена есть». Лариса для него — тоже товар. И он не готов заплатить своим материальным благополучием за любовь и счастье. Паратов женится на богатой невесте, вернее, на золотых приисках, которые дают ей в приданое.

Не найдя любви, Лариса пытается жить, «как все». Она решается выйти замуж за бедного Чиновника Юлия Капитоновича Карандышева. В своем избраннике Лариса ищет черты, достойные уважения: «Я мужа своего хоть уважать должна», — говорит она. Но уважать Карандышева трудно. В своих тщеславных попытках сравниться с Кнуровым и Вожеватовым он выглядит смешным и жалким. Он не слышит мольбу Ларисы о том, чтобы уехать в деревню, где она надеется найти хотя бы душевный покой. Юлию Капитоновичу важнее «в свою очередь посмеяться» над теми, чьи унижения он терпел три года. Ему не до терзаний Ларисы!

После разрыва с Карандышевым, после обмана Паратова Лариса ищет простого человеческого сочувствия, обращаясь к другу детства Вожеватову: «Ну хоть поплачь со мной», — просит она его. Однако Вожеватов уже проиграл в орлянку Кнурову возможность влиять на судьбу Ларисы. «Не могу, ничего не могу», — таков ответ Вожеватова Ларисе. Материал с сайта

Не найдя ни любви, ни уважения, ни простого сострадания и понимания, Лариса теряет смысл жизни. Она с горечью говорит: «На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».

Выстрел Карандышева становится для нее избавлением от душевных мук, от пошлой жизни «вещи», игрушки в руках тех, кто может за нее заплатить. «Умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем», — это лучшее, что остается «горячему сердцу» в мире расчета и тщеславия.

В этом личная трагедия Ларисы. Но это и трагедия общества, где правят деньги и счастье человека измеряется только их количеством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • в чем трагедия ларисы в драме бесприданница
  • какой могла бы быть судьба ларисы в бесприданнице
  • карандышев юлий капитонович
  • В чём трагедия Ларисы Огудаловой
  • эссе о ларисе огудаловой

» он показал не только нравы, приоритеты, традиции дельцов, бояр, мелких чиновников, но и личную драму влюбленной женщины. И эта женщина - Лариса Огудалова .

Лариса обладает поэтичной душой, стремящейся к любви и счастью. Она хорошо воспитана, одаренна красотой и умом. Ее характер противостоит устоям «нового времени». Огудалова живет в мире дельцов, где главной ценностью являются деньги, где все продается и покупается, где «всякому товару есть цена».

Лариса и есть главный товар пьесы. «Я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите», - говорит она. Ею торгуют и мать, и друг детства Вожеватов, и Кнуров, и Паратов, и даже Карандышев. Так, Карандышев организуя обед в честь Ларисы, решил просто похвастаться приобретенной «игрушкой», показать свое превосходство над другими: «Я имею право гордиться и горжусь! Она меня поняла, оценила и предпочла всем».

Вожеватов и Кнуров бросают монетку, кому же достанется такое украшение. Но Ларисе нет дела до них. Все ее мысли, чувства связаны с Паратовым, но Паратова волнует лишь его состояние. Как только у него проблемы, он тут же отъезжает, забыв попрощаться с Ларисой. Она ему это прощает. И как только он возвращается, Лариса уже чувствует шаткость своего положения: «Топите вы меня, толкаете в пропасть». Она просит уехать подальше, в деревню, как Катерина героиня пьесы «Гроза », просила взять клятву у Тихона.

Лариса хочет обезопасить себя от поступка, к которому стремится сердце. Но Карандышев не поддерживает Ларису, как Тихон не поддержал Екатерину. Карандышева заботит только самолюбие. Так Лариса остается наедине со своими страхами.

По приезду Паратов и не вспоминает о Ларисе, пока Вожеватов не сообщает ему, что Лариса выходит замуж. Женится и Паратов, точнее снова происходит процесс купли-продажи: в обмен на свою свободу он приобретает золотые прииски. Паратов хочет поиграть на последок, и Лариса - отличная игрушка. Он дает ей самое страшное - веру в счастье. «Мечтаю об одном блаженстве: быть рабом вашим; я потерял больше, чем состояние, я потерял вас», - говорит Паратов. Он обманывает, говорит о любви, когда в нем нет даже доли жалости. Лариса верит ему и бросается в омут с головой.

Цель Паратова достигнута: Лариса, обезумев от своей любви, с верой и надеждой в их совместное будущее соглашается быть его всецело. Однако, на утро, когда Лариса спрашивает, может ли она считать себя его женой, Паратов «вспоминает», что он связан цепями, которые не может разорвать. Ларису и это не останавливает: «Я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя», пока Паратов не признается, что он обручен. Лариса растоптана, на ее любовь наплевали, ее чувства втоптали в грязь, ей посмеялись в лицо. И вновь судьба с ней играет, Кнуров предлагает купить ее. Ей противен, ей тошен этот мир.

Она пытается умереть, но ей не это не удается: «Что меня держит над этой пропастью, что мешает? Ах, нет, нет… не Кнуров… роскошь, блеск… нет, нет… я далека от суеты… Разврат… ох, нет… Просто решимости не имею». В развязке Лариса падает в борьбе и принимает положение, которое с самого начала ей присвоило общество: «Да, вещь,… я вещь, а не человек;… Каждой вещи своя цена… Я слишком дорога для вас». Но трагедия Ларисы в другом, ее слова звучат как гром в «Грозе»: « Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву… Я искала любви и не нашла… ее нет на свете, нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Лариса лжет, ей не нужно золото, ей не нужно ничего. Именно поэтому, когда Карандышев стреляет в Ларису, она благодарит его.

В ее жизни было несколько вариантов исхода событий. До последних минут Лариса любила Паратова, и если бы она осталась жива, она смогла бы простить его который раз, и если бы он случайно опять вернулся в город, она бы вновь поверила ему, и вновь оказалась обманутой. Лариса могла стать роскошью Кнурова, но для нее это ровно смерти. Женой Карандышева не стала бы никогда, покровительство Карандышева - тяжкое оскорбление. Как бы то ни было, счастья Лариса бы не нашла, нет для нее в этом мире любви, потому что в те времена, любовь испытывали только к деньгам, а не к людям.

Лариса Огудалова - главная героиня пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», которая впервые была напечатана в «Отечественных записках» в 1879 году. В драматургии Островского 70-80-х годов основной становится тема власти денег, собственности, богатства в эпоху «торжества буржуазии». Драматург продолжает искать в русской жизни силы, которые могли бы противостоять стихии безудержного хищничества, унижения человеческого достоинства, холодного расчета и эгоизма. Особенно чувствуется тревога писателя за судьбу человека «с горячим сердцем», который и в это расчетливое время продолжает жить чувством, ищет любви, понимания, счастья. Такова и героиня пьесы «Бесприданница». В Ларисе есть все - ум, талант, красота, чувствительность. Она чиста душой и бескорыстна. Она тянется к людям, верит им, надеется на понимание и ответное чувство. Но Лариса - бесприданница, и это предопределяет ее трагическую судьбу. Мать Ларисы стремится повыгоднее выдать дочь замуж, она пытается научить Ларису жить по правилам, которые диктует время, заставляя дочь лгать, любезничать с молодыми людьми побогаче. Но героиня пьесы не может действовать по расчету. Она отдает свое сердце Сергею Сергеевичу Паратову, красивому, умному и сильному. Но Паратов - человек своего времени, живущий по принципу: «Всякому товару цена есть». Лариса для него - тоже товар. И он не готов заплатить своим материальным благополучием за любовь и счастье. Паратов женится на богатой невесте, вернее, на золотых приисках, которые дают ей в приданое. Не найдя любви, Лариса пытается жить, «как все». Она решается выйти замуж за бедного Чиновника Юлия Капитоновича Карандышева. В своем избраннике Лариса ищет черты, достойные уважения: «Я мужа своего хоть уважать должна», - говорит она. Но уважать Карандышева трудно. В своих тщеславных попытках сравниться с Кнуровым и Вожеватовым он выглядит смешным и жалким. Он не слышит мольбу Ларисы о том, чтобы уехать в деревню, где она надеется найти хотя бы душевный покой. Юлию Капитоновичу важнее «в свою очередь посмеяться» над теми, чьи унижения он терпел три года. Ему не до терзаний Ларисы! После разрыва с Карандышевым, после обмана Паратова Лариса ищет простого человеческого сочувствия, обращаясь к другу детства Вожеватову: «Ну хоть поплачь со мной», - просит она его. Однако Вожеватов уже проиграл в орлянку Кнурову возможность влиять на судьбу Ларисы. «Не могу, ничего не могу», - таков ответ Вожеватова Ларисе. Не найдя ни любви, ни уважения, ни простого сострадания и понимания, Лариса теряет смысл жизни. Она с горечью говорит: «На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно». Выстрел Карандышева становится для нее избавлением от душевных мук, от пошлой жизни «вещи», игрушки в руках тех, кто может за нее заплатить. «Умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем», - это лучшее, что остается «горячему сердцу» в мире расчета и тщеславия. В этом личная трагедия Ларисы. Но это и трагедия общества, где правят деньги и счастье человека измеряется только их количеством.