Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Белая гвардия по булгакову. Белая гвардия (пьеса)

Кадр из фильма «Белая гвардия» (2012)

Зима 1918/19 г. Некий Город, в котором явно угадывается Киев. Город занят немецкими оккупационными войсками, у власти стоит гетман «всея Украины». Однако со дня на день в Город может войти армия Петлюры - бои идут уже в двенадцати километрах от Города. Город живёт странной, неестественной жизнью: он полон приезжих из Москвы и Петербурга - банкиров, дельцов, журналистов, адвокатов, поэтов, - которые устремились туда с момента избрания гетмана, с весны 1918 г.

В столовой дома Турбиных за ужином Алексей Турбин, врач, его младший брат Николка, унтер-офицер, их сестра Елена и друзья семьи - поручик Мышлаевский, подпоручик Степанов по прозвищу Карась и поручик Шервинский, адъютант в штабе князя Белорукова, командующего всеми военными силами Украины, - взволнованно обсуждают судьбу любимого ими Города. Старший Турбин считает, что во всём виноват гетман со своей украинизацией: вплоть до самого последнего момента он не допускал формирования русской армии, а если бы это произошло вовремя - была бы сформирована отборная армия из юнкеров, студентов, гимназистов и офицеров, которых здесь тысячи, и не только отстояли бы Город, но Петлюры духу бы не было в Малороссии, мало того - пошли бы на Москву и Россию бы спасли.

Муж Елены, капитан генерального штаба Сергей Иванович Тальберг, объявляет жене о том, что немцы оставляют Город и его, Тальберга, берут в отправляющийся сегодня ночью штабной поезд. Тальберг уверен, что не пройдёт и трёх месяцев, как он вернётся в Город с армией Деникина, формирующейся сейчас на Дону. А пока он не может взять Елену в неизвестность, и ей придётся остаться в Городе.

Для защиты от наступающих войск Петлюры в Городе начинается формирование русских военных соединений. Карась, Мышлаевский и Алексей Турбин являются к командиру формирующегося мортирного дивизиона полковнику Малышеву и поступают на службу: Карась и Мышлаевский - в качестве офицеров, Турбин - в качестве дивизионного врача. Однако на следующую ночь - с 13 на 14 декабря - гетман и генерал Белоруков бегут из Города в германском поезде, и полковник Малышев распускает только что сформированный дивизион: защищать ему некого, законной власти в Городе не существует.

Полковник Най-Турс к 10 декабря заканчивает формирование второго отдела первой дружины. Считая ведение войны без зимней экипировки солдат невозможным, полковник Най-Турс, угрожая кольтом начальнику отдела снабжения, получает для своих ста пятидесяти юнкеров валенки и папахи. Утром 14 декабря Петлюра атакует Город; Най-Турс получает приказ охранять Политехническое шоссе и, в случае появления неприятеля, принять бой. Най-Турс, вступив в бой с передовыми отрядами противника, посылает троих юнкеров узнать, где гетманские части. Посланные возвращаются с сообщением, что частей нет нигде, в тылу - пулемётная стрельба, а неприятельская конница входит в Город. Най понимает, что они оказались в западне.

Часом раньше Николай Турбин, ефрейтор третьего отдела первой пехотной дружины, получает приказ вести команду по маршруту. Прибыв в назначенное место, Николка с ужасом видит бегущих юнкеров и слышит команду полковника Най-Турса, приказывающего всем юнкерам - и своим, и из команды Николки - срывать погоны, кокарды, бросать оружие, рвать документы, бежать и прятаться. Сам же полковник прикрывает отход юнкеров. На глазах Николки смертельно раненный полковник умирает. Потрясённый Николка, оставив Най-Турса, дворами и переулками пробирается к дому.

Тем временем Алексей, которому не сообщили о роспуске дивизиона, явившись, как ему было приказано, к двум часам, находит пустое здание с брошенными орудиями. Отыскав полковника Малышева, он получает объяснение происходящему: Город взят войсками Петлюры. Алексей, сорвав погоны, отправляется домой, но наталкивается на петлюровских солдат, которые, узнав в нем офицера (в спешке он забыл сорвать кокарду с папахи), преследуют его. Раненного в руку Алексея укрывает у себя в доме незнакомая ему женщина по имени Юлия Рейсе. На следующий день, переодев Алексея в штатское платье, Юлия на извозчике отвозит его домой. Одновременно с Алексеем к Турбиным приезжает из Житомира двоюродный брат Тальберга Ларион, переживший личную драму: от него ушла жена. Лариону очень нравится в доме Турбиных, и все Турбины находят его очень симпатичным.

Василий Иванович Лисович по прозвищу Василиса, хозяин дома, в котором живут Турбины, занимает в том же доме первый этаж, тогда как Турбины живут во втором. Накануне того дня, когда Петлюра вошёл в Город, Василиса сооружает тайник, в котором прячет деньги и драгоценности. Однако сквозь щель в неплотно занавешенном окне за действиями Василисы наблюдает неизвестный. На следующий день к Василисе приходят трое вооружённых людей с ордером на обыск. Первым делом они вскрывают тайник, а затем забирают часы, костюм и ботинки Василисы. После ухода «гостей» Василиса с женой догадываются, что это были бандиты. Василиса бежит к Турбиным, и для защиты от возможного нового нападения к ним направляется Карась. Обычно скуповатая Ванда Михайловна, жена Василисы, тут не скупится: на столе и коньяк, и телятина, и маринованные грибочки. Счастливый Карась дремлет, слушая жалобные речи Василисы.

Спустя три дня Николка, узнав адрес семьи Най-Турса, отправляется к родным полковника. Он сообщает матери и сестре Ная подробности его гибели. Вместе с сестрой полковника Ириной Николка находит в морге тело Най-Турса, и в ту же ночь в часовне при анатомическом театре Най-Турса отпевают.

Через несколько дней рана Алексея воспаляется, а кроме того, у него сыпной тиф: высокая температура, бред. По заключению консилиума, больной безнадёжен; 22 декабря начинается агония. Елена запирается в спальне и страстно молится Пресвятой Богородице, умоляя спасти брата от смерти. «Пусть Сергей не возвращается, - шепчет она, - но этого смертью не карай». К изумлению дежурившего при нем врача, Алексей приходит в сознание - кризис миновал.

Спустя полтора месяца окончательно выздоровевший Алексей отправляется к Юлии Рейсе, спасшей его от смерти, и дарит ей браслет своей покойной матери. Алексей просит у Юлии разрешения бывать у неё. Уйдя от Юлии, он встречает Николку, возвращающегося от Ирины Най-Турс.

Елена получает письмо от подруги из Варшавы, в котором та сообщает ей о предстоящей женитьбе Тальберга на их общей знакомой. Елена, рыдая, вспоминает свою молитву.

В ночь со 2 на 3 февраля начинается выход петлюровских войск из Города. Слышен грохот орудий большевиков, подошедших к Городу.

Пересказала

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 –1940) - писатель с непростой, трагической судьбой, повлиявшей на его творчество. Будучи выходцем из интеллигентной семьи, он не принял революционные перемены и реакцию, что последовала за ними. Идеалы свободы, равенства и братства, навязываемые авторитарным государством, его не воодушевляли, ведь для него, человека с образованием и высоким уровнем интеллекта, был очевиден контраст демагогии на площадях и волны красного террора, захлестнувшей Россию. Он глубоко переживал трагедию народа и посвятил ей роман «Белая гвардия»

С зимы 1923 г. Булгаков приступает к работе над романом «Белая гвардия», где описываются события украинской Гражданской войны конца 1918 г., когда Киев был занят войсками Директории, свергнувшими власть гетмана Павла Скоропадского. В декабре 1918 г. власть гетмана пытались защищать офицерские дружины, куда был либо записан добровольцем, либо, по другим сведениям, был мобилизован Булгаков. Таким образом, роман содержит автобиографические черты - даже номер дома, в котором в годы захвата Киева Петлюрой жила семья Булгаковых, сохранён - 13. В романе эта цифра приобретает символический смысл. Андреевский спуск, где расположен дом, в романе назван Алексеевским, а Киев - просто Городом. Прототипы персонажей - это родные, друзья и знакомые писателя:

  • Николка Турбин, например - это младший брат Булгакова Николай
  • Доктор Алексей Турбин – сам писатель,
  • Елена Турбина-Тальберг - младшая сестра Варвара
  • Сергей Иванович Тальберг - офицер Леонид Сергеевич Карум (1888 – 1968), который, однако, не уехал за границу как Тальберг, а в конечном итоге был сослан в Новосибирск.
  • Прототип Лариона Суржанского (Лариосика)- это дальний родственник Булгаковых, Николай Васильевич Судзиловский.
  • Прототип Мышлаевского, по одной из версий - друг детства Булгакова, Николай Николаевич Сынгаевский
  • Прототип поручика Шервинского - другой друг Булгакова, служивший в войсках гетмана - Юрий Леонидович Гладыревский (1898 – 1968).
  • Полковник Феликс Феликсович Най-Турс - образ собирательный. Он состоит из нескольких прототипов - во-первых, это белый генерал Фёдор Артурович Келлер (1857 – 1918), убитый петлюровцами во время сопротивления и приказавший юнкерам бежать и срывать погоны, осознав бессмысленность боя, во-вторых - это генерал-майор Добровольческой армии Николай Всеволодович Шинкаренко (1890 – 1968).
  • Был прототип и у трусливого инженера Василия Ивановича Лисовича (Василисы), у которого Турбины снимали второй этаж дома - архитектор Василий Павлович Листовничий (1876 – 1919).
  • Прототип футуриста Михаила Шполянского - крупный советский литературовед, критик Виктор Борисович Шкловский (1893 – 1984).
  • Фамилия Турбины - это девичья фамилия бабушки Булгакова.

Однако следует отметить и то, что «Белая гвардия» - не полностью автобиографический роман. Что-то вымышлено – например, то, что мать Турбиных умерла. На самом деле в то время мать Булгаковых, являющаяся прототипом героини, жила в другом доме со вторым мужем. Да и членов семьи в романе меньше, чем было в действительности у Булгаковых. Впервые целиком роман был опубликован в 1927 – 1929 гг. во Франции.

О чём?

Роман «Белая гвардия» - о трагической судьбе интеллигенции в тяжёлые времена революции, после убийства императора Николая II. Книга также повествует о сложном положении офицерства, готового исполнять долг перед отечеством в условиях зыбкой, нестабильной политической обстановки в стране. Белогвардейские офицеры были готовы защищать гетманскую власть, но автор ставит вопрос - есть ли в этом смысл, если гетман сбежал, оставив страну и её защитников на произвол судьбы?

Алексей и Николка Турбины - офицеры, готовые защищать родину и прежнюю власть, но перед жестоким механизмом политической системы они (и такие, как они) оказываются бессильными. Алексея тяжело ранят, и он вынужден бороться уже не за родину и не за оккупированный город, а за свою жизнь, в чём ему помогает женщина, спасшая его от смерти. А Николка в последний момент бежит, спасённый Най-Турсом, которого убивают. При всём желании защищать отечество герои не забывают о семье и доме, о сестре, оставленной мужем. Образ-антагонист в романе - капитан Тальберг, который, в отличие от братьев Турбиных, покидает отечество дом и жену в тяжёлое время и уезжает в Германию.

Кроме того, «Белая гвардия» - роман об ужасах, беззаконии и разрухе, которые творятся в оккупированном Петлюрой городе. В дом инженера Лисовича врываются с поддельными документами бандиты и грабят его, на улицах стрельба, а пан куренной с помощниками - «хлопцами», учинили жестокую, кровавую расправу над евреем, подозревая его в шпионаже.

В финале город, захваченный петлюровцами, отвоёвывают большевики. В «Белой гвардии» ясно выражено отрицательное, негативное отношение к большевизму - как к губительной силе, которая в итоге сотрёт с лица земли всё святое и человеческое, и придёт страшное время. Этой мыслью и завершается роман.

Главные герои и их характеристика

  • Алексей Васильевич Турбин - двадцативосьмилетний доктор, дивизионный врач, который, отдавая долг чести отечеству, вступает в схватку с петлюровцами, когда его часть распустили, так как борьба уже была бессмысленна, но получает серьёзное ранение и вынужден спасаться. Заболевает тифом, находится на грани жизни и смерти, но в итоге выживает.
  • Николай Васильевич Турбин (Николка) - семнадцатилетний унтер-офицер, младший брат Алексея, готовый до последнего сражаться с петлюровцами за отечество и гетманскую власть, но по настоянию полковника убегает, срывая с себя знаки отличия, так как бой уже не имеет смысла (петлюровцы захватили Город, а гетман сбежал). Затем Николка помогает сестре ухаживать за раненым Алексеем.
  • Елена Васильевна Турбина-Тальберг (Елена рыжая) - двадцатичетырёхлетняя замужняя женщина, которую оставил муж. Переживает и молится за обоих братьев, участвующих в военных действиях, ждёт мужа и втайне надеется, что тот вернётся.
  • Сергей Иванович Тальберг - капитан, муж Елены рыжей, неустойчивый в политических взглядах, который меняет их в зависимости от обстановки в городе (действует по принципу флюгера), за что верные своим взглядам Турбины его не уважают. В итоге он покидает дом, жену и ночным поездом уезжает в Германию.
  • Леонид Юрьевич Шервинский - гвардии поручик, щеголеватый улан, поклонник Елены рыжей, друг Турбиных, верит в поддержку союзников и рассказывает, будто бы сам видел государя.
  • Виктор Викторович Мышлаевский - поручик, ещё один друг Турбиных, верный отечеству, чести и долгу. В романе один из первых предвестников петлюровской оккупации, участник боя в нескольких километрах от Города. Когда петлюровцы врываются в Город, Мышлаевский принимает сторону тех, кто хотят распустить мортирный дивизион, чтобы не губить жизни юнкеров, и хочет поджечь здание юнкерской гимназии, чтобы она не доставалась врагу.
  • Карась - друг Турбиных, сдержанный, честный офицер, который во время роспуска мортирного дивизиона присоединяется к тем, кто распускает юнкеров, встаёт на сторону Мышлаевского и полковника Малышева, предложившего такой выход.
  • Феликс Феликсович Най-Турс - полковник, который не боится дерзить генералу и распускает юнкеров в момент захвата Города Петлюрой. Сам героически погибает на глазах у Николки Турбина. Для него ценнее, чем власть свергнутого гетмана, жизнь юнкеров - молодых людей, которых чуть не отправили на последний бессмысленный бой с петлюровцами, но он в спешном порядке распускает их, заставляя срывать знаки отличия и уничтожать документы. Най-Турс в романе - образ идеального офицера, для которого ценны не только боевые качества и честь собратьев по оружию, но и их жизни.
  • Лариосик (Ларион Суржанский) - дальний родственник Турбиных, который приехал к ним из провинции, переживая развод с женой. Неуклюжий, растяпа, но добродушный, любит бывать в библиотеке и держит кенара в клетке.
  • Юлия Александровна Рейсс - женщина, которая спасает раненого Алексея Турбина, и у него завязывается с ней роман.
  • Василий Иванович Лисович (Василиса) - трусливый инженер, домохозяин, у которого Турбины снимают второй этаж дома. Скопидом, живёт с жадной женой Вандой, прячет ценности в тайниках. В итоге его грабят бандиты. Своё прозвище - Василиса, получил из-за того, что из-за беспорядков в городе в 1918 году стал подписываться в документах другим почерком, сокращая имя и фамилию так: «Вас. Лис».
  • Петлюровцы в романе - лишь шестерёнки в глобальном политическом перевороте, который влечёт за собой необратимые последствия.
  • Тематика

  1. Тема нравственного выбора. Центральной темой является положение белогвардейцев, которые вынуждены выбирать - участвовать ли им в бессмысленных сражениях за власть сбежавшего гетмана или всё-таки спасать свои жизни. Союзники не являются на помощь, и город захватывают петлюровцы, а, в конечном итоге, большевики - реальная сила, угрожающая старому жизненному укладу и политическому строю.
  2. Политическая нестабильность. События разворачиваются уже после событий Октябрьской революции и расстрела Николая II, когда большевики захватили власть в Петербурге и продолжали укреплять свои позиции. Петлюровцы, захватившие Киев (в романе - Город), слабы перед большевиками, равно как и белогвардейцы. «Белая гвардия» - это трагический роман о том, как погибает интеллигенция и всё, что с ней связано.
  3. В романе присутствуют библейские мотивы, и, чтобы усилить их звучание, автор вводит образ помешанного на христианской религии больного, который приходит лечиться к доктору Алексею Турбину. Начинается роман с отсчёта от Рождества Христова, а перед самым финалом упоминаются строки из Апокалипсиса св. Иоанна Богослова. То есть - судьба Города, захваченного петлюровцами и большевиками, в романе сравнивается с Апокалипсисом.

Христианские символы

  • Помешанный больной, явившийся к Турбину на приём, называет большевиков «аггелами», а Петлюру выпустили из камеры №666 (в Откровении Иоанна Богослова - число Зверя, антихриста).
  • Дом на Алексеевском спуске - №13, а это число, как известно, в народных суевериях - «чёртова дюжина», число несчастливое, и дом Турбиных постигают различные несчастья - родители умирают, старший брат получает смертельную рану и едва выживает, а Елену бросает и предаёт муж (а предательство – это черта Иуды Искариота).
  • В романе присутствует образ богородицы, которой молится Елена и просит спасти Алексея от смерти. В страшное время, описанное в романе, Елена испытывает похожие переживания, что и дева Мария, но только не за сына, а за брата, который, в итоге, преодолевает смерть подобно Христу.
  • Также в романе присутствует тема равенства перед божьим судом. Перед ним все равны - и белогвардейцы, и воины Красной Армии. Алексей Турбин видит сон о рае - как туда попадают полковник Най-Турс, белые офицеры и красноармейцы: им всем суждено попасть в рай как павшим на поле битвы, а богу всё равно, верят ли они в него или нет. Справедливость, согласно роману, есть лишь на небе, а на грешной земле царствуют безбожие, кровь, насилие под красными пятиконечными звёздами.

Проблематика

Проблематика романа «Белая гвардия» - в безвыходном, бедственном положении интеллигенции, как чуждого победителям класса. В их трагедии – драма всей страны, ведь без интеллектуальной и культурной элиты Россия не сможет гармонично развиваться.

  • Бесчестье и трусость. Если Турбины, Мышлаевский, Шервинский, Карась, Най-Турс единодушны и собираются защищать отечество до последней капли крови, то Тальберг и гетман предпочитают бежать как крысы с тонущего корабля, а индивиды вроде Василия Лисовича трусят, хитрят и приспосабливаются к существующим условиям.
  • Также одна из главных проблем романа заключается в выборе между нравственным долгом и жизнью. Ставится вопрос ребром - есть ли смысл с честью защищать такое правительство, которое бесчестно покидает отечество в труднейшие для него времена, и тут же есть ответ на этот самый вопрос: смысла нет, в этом случае жизнь ставится на первое место.
  • Раскол русского общества. Кроме того, проблема в произведении «Белая гвардия» заключается в отношении народа к происходящему. Народ не поддерживает офицеров и белогвардейцев и, в целом, встаёт на сторону петлюровцев, ведь на той стороне беззаконие и вседозволенность.
  • Гражданская война. В романе противопоставляются три силы - белогвардейцы, петлюровцы и большевики, и одна из них лишь промежуточная, временная - это петлюровцы. Борьба с петлюровцами не сможет оказать такого сильного влияния на ход истории, как борьба между белогвардейцами и большевиками - двумя реальными силами, одна из которых проиграет и канет в Лету навсегда - это и есть Белая гвардия.

Смысл

В целом, смысл романа «Белая гвардия» - это борьба. Борьба между смелостью и трусостью, честью и бесчестьем, добром и злом, богом и дьяволом. Отвага и честь - это Турбины и их друзья, Най-Турс, полковник Малышев, распустивший юнкеров и не позволивший им умирать. Трусость и бесчестье, им противопоставленные - это гетман, Тальберг, штабс-капитан Студзинский, который, побоявшись нарушить приказ, собрался арестовать полковника Малышева за то, что тот хочет распустить юнкеров.

Обычные граждане, не участвующие в военных действиях, в романе тоже оцениваются по этим же критериям: честь, храбрость – трусость, бесчестье. Например, женские образы - Елена, ждущая оставившего её мужа, Ирина Най-Турс, не побоявшаяся вместе с Николкой идти в анатомический театр за телом убитого брата, Юлия Александровна Рейсс - это олицетворение чести, смелости, решительности - и Ванда, жена инженера Лисовича, скупая, жадная до вещей, - олицетворяет трусость, низменность. Да и сам инженер Лисович - мелочный, трусливый и скаредный. Лариосик, несмотря на всю свою неуклюжесть и нелепость,- человечный и мягкий, это персонаж, который олицетворяет если не отвагу и решимость, то просто добронравие и мягкосердечие - качества, которых так не хватает в людях в то жестокое время, описанное в романе.

Ещё один смысл романа «Белая гвардия» - в том, что к богу близки не те, кто ему официально служат – не церковники, но те, кто даже в кровавое и беспощадное время, когда на землю спустилось зло, сохранили в себе зёрна человечности, и пусть даже это - красноармейцы. Об этом рассказывает сон Алексея Турбина - притча романа «Белая гвардия», в которой бог объясняет, что белогвардейцы попадут в свой рай, с церковными полами, а красноармейцы - в свой, с красными звёздами, потому что и те, и другие верили в наступление добра для отечества, хоть и по-разному. Но суть и тех, и других одна, несмотря на то, что они по разным сторонам. А вот церковники, «служители бога», согласно этой притче, не попадут в рай, так как многие из них отступали от истины. Таким образом, суть романа «Белая гвардия» в том, что человечность (добро, честь, бог, смелость) и бесчеловечность (зло, дьявол, бесчестье, трусость) всегда будут бороться за власть над этим миром. И неважно, под какими знамёнами будет эта борьба происходить - белыми или красными, но на стороне зла всегда будут насилие, жестокость и низменные качества, которым должно противостоять добро, милосердие, честность. В этой извечной борьбе важно выбрать не удобную, а правильную сторону.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

И Нью-Йорке

«Дни Турбины́х » - пьеса М. А. Булгакова , написанная на основе романа «Белая гвардия» . Существует в трёх редакциях.

История создания

3 апреля 1925 года Булгакову во МХАТе предложили написать пьесу по роману «Белая гвардия». Работу над первой редакцией Булгаков начал в июле 1925 года. В пьесе, как и в романе, Булгаков основывался на собственных воспоминаниях о Киеве времён Гражданской войны . Первую редакцию автор прочёл в театре в начале сентября того же года, 25 сентября 1926 года пьеса была разрешена к постановке.

В дальнейшем она неоднократно редактировалась. В настоящее время известны три редакции пьесы; две первые имеют то же название, что и роман, однако из-за проблем с цензурой его пришлось сменить. Название «Дни Турбиных» использовалось и для романа. В частности, первое его издание (1927 и 1929 гг., издательство «Concorde», г. Париж) было озаглавлено «Дни Турбиных (Белая гвардия)» . Среди исследователей не существует единого мнения относительно того, какую редакцию считать последней . Одни указывают на то, что третья появилась в результате запрета второй и поэтому не может считаться окончательным проявлением авторской воли. Другие утверждают, что именно «Дни Турбиных» должны быть признаны основным текстом, поскольку по ним уже много десятилетий играют спектакли. Рукописи пьесы не сохранились. Третья редакция впервые опубликована Е. С. Булгаковой в 1955 году . Вторая редакция впервые увидела свет в Мюнхене .

В 1927 году проходимец З. Л. Каганский объявил себя правообладателем на переводы и постановку пьесы за границей. В связи с этим М. А. Булгаков 21 февраля 1928 года обратился в Моссовет с просьбой о разрешении выехать за границу для переговоров о постановке пьесы. [ ]

Действующие лица

  • Турбин Алексей Васильевич - полковник-артиллерист, 30 лет.
  • Турбин Николай - его брат, 18 лет.
  • Тальберг Елена Васильевна - их сестра, 24 года.
  • Тальберг Владимир Робертович - генштаба полковник, её муж, 38 лет.
  • Мышлаевский Виктор Викторович - штабс-капитан , артиллерист, 38 лет.
  • Шервинский Леонид Юрьевич - поручик , личный адъютант гетмана .
  • Студзинский Александр Брониславович - капитан, 29 лет.
  • Лариосик - кузен из Житомира , 21 год.
  • Гетман всея Украины (Павел Скоропадский).
  • Болботун - командир 1-й конной петлюровской дивизии (прототип - Болбочан).
  • Галаньба - сотник-петлюровец, бывший уланский ротмистр.
  • Ураган.
  • Кирпатый.
  • Фон Шратт - германский генерал.
  • Фон Дуст - германский майор.
  • Врач германской армии.
  • Дезертир-сечевик.
  • Человек с корзиной.
  • Камер-лакей.
  • Максим - бывший гимназический педель , 60 лет.
  • Гайдамак-телефонист.
  • Первый офицер.
  • Второй офицер.
  • Третий офицер.
  • Первый юнкер.
  • Второй юнкер.
  • Третий юнкер.
  • Юнкера и гайдамаки .

Сюжет

События, описанные в пьесе, происходят в конце 1918 - начале 1919 годов в Киеве и охватывают собой падение режима гетмана Скоропадского , приход Петлюры и изгнание его из города большевиками . На фоне постоянной смены власти происходит личная трагедия семьи Турбиных, ломаются основы старой жизни.

Первая редакция имела 5 актов, а вторая и третья - только 4.

Критика

Современные критики считают «Дни Турбиных» вершиной театрального успеха Булгакова, но её сценическая судьба была сложна . Впервые поставленная во МХАТе, пьеса пользовалась большим зрительским успехом, но получила разгромные рецензии в тогдашней советской прессе. В статье журнала «Новый зритель » от 2 февраля 1927 года Булгаков отчеркнул следующее :

Мы готовы согласиться с некоторыми из наших друзей, что «Дни Турбиных» циничная попытка идеализировать белогвардейщину, но мы не сомневаемся в том, что именно «Дни Турбиных» - осиновый кол в её гроб. Почему? Потому, что для здорового советского зрителя самая идеальная слякоть не может представить соблазна, а для вымирающих активных врагов и для пассивных, дряблых, равнодушных обывателей та же слякоть не может дать ни упора, ни заряда против нас. Всё равно как похоронный гимн не может служить военным маршем.

Сам Сталин в письме к драматургу В. Билль-Белоцерковскому указывал, что пьеса нравится ему, наоборот, из-за того, что в ней показано поражение белых . Письмо было впоследствии опубликовано самим Сталиным в собрании сочинений уже после смерти Булгакова, в 1949 году:

Почему так часто ставят на сцене пьесы Булгакова? Потому, должно быть, что своих пьес, годных для постановки, не хватает. На безрыбьи даже «Дни Турбиных» - рыба. (…) Что касается собственно пьесы «Дни Турбиных», то она не так уж плоха, ибо она даёт больше пользы, чем вреда. Не забудьте, что основное впечатление, остающееся у зрителя от этой пьесы, есть впечатление, благоприятное для большевиков: «если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав своё дело окончательно проигранным, - значит, большевики непобедимы, с ними, большевиками, ничего не поделаешь», «Дни Турбиных» есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма.

Ну вот, посмотрели «Дни Турбиных» <…> Махонькие, из офицерских собраний, с запахом «выпивона и закусона» страстишки, любвишки, делишки. Мелодраматические узоры, немножко российских чувств, немножко музычки. Я слышу: Какого чёрта! <…> Чего достиг? Того, что все смотрят пьесу, покачивая головами и вспоминают рамзинское дело …

- «Когда я буду вскоре умирать…» Переписка М. А. Булгакова с П. С. Поповым (1928-1940). - М.:ЭКСМО, 2003. - С. 123-125

Для Михаила Булгакова, перебивавшегося случайными заработками, постановка в МХАТе была едва ли не единственной возможностью содержать семью.

Постановки

  • - МХАТ. Режиссёр Илья Судаков , художник Николай Ульянов , художественный руководитель постановки К. С. Станиславский . Роли исполняли: Алексей Турбин - Николай Хмелёв , Николка - Иван Кудрявцев , Елена - Вера Соколова, Шервинский - Марк Прудкин , Студзинский - Евгений Калужский , Мышлаевский - Борис Добронравов , Тальберг - Всеволод Вербицкий , Лариосик - Михаил Яншин , Фон Шратт - Виктор Станицын , фон Дуст - Роберт Шиллинг , Гетман - Владимир Ершов , дезертир - Николай Титушин , Болботун - Александр Андерс , Максим - Михаил Кедров , также Сергей Блинников , Владимир Истрин , Борис Малолетков , Василий Новиков . Премьера состоялась 5 октября 1926 года .

В исключённых сценах (с пойманным петлюровцами евреем, Василисой и Вандой) должны были играть Иосиф Раевский и Михаил Тарханов с Анастасией Зуевой , соответственно.

Машинистка И. С. Раабен (дочь генерала Каменского), которая печатала роман «Белая гвардия» и которую Булгаков пригласил на спектакль, вспоминала: «Спектакль был потрясающий, потому что всё было живо в памяти у людей. Были истерики, обмороки, семь человек увезла скорая помощь, потому что среди зрителей были люди, пережившие и Петлюру, и киевские эти ужасы, и вообще трудности гражданской войны…»

Публицист И. Л. Солоневич впоследствии описывал неординарные события, связанные с постановкой:

… Кажется, в 1929 году Московский художественный театр ставил известную тогда пьесу Булгакова «Дни Турбиных». Это было повествование об обманутых белогвардейских офицерах, застрявших в Киеве. Публика Московского художественного театра не была средней публикой. Это было «отбор». Билеты в театры распределялись профсоюзами, и верхушка интеллигенции, бюрократии и партии получала, конечно, лучшие места и в лучших театрах. В числе этой бюрократии был и я: я работал как раз в том отделе профсоюза, который эти билеты распределял. По ходу пьесы, белогвардейские офицеры пьют водку и поют «Боже, Царя храни! ». Это был лучший театр в мире, и на его сцене выступали лучшие артисты мира. И вот - начинается - чуть-чуть вразброд, как и полагается пьяной компании: «Боже, Царя храни»…

И вот тут наступает необъяснимое: зал начинает вставать . Голоса артистов крепнут. Артисты поют стоя и зал слушает стоя: рядом со мной сидел мой шеф по культурно-просветительной деятельности - коммунист из рабочих. Он тоже встал. Люди стояли, слушали и плакали. Потом мой коммунист, путаясь и нервничая, пытался мне что-то объяснить что-то совершенно беспомощное. Я ему помог: это массовое внушение. Но это было не только внушением.

За эту демонстрацию пьесу сняли с репертуара. Потом попытались поставить опять - причём от режиссуры потребовали, чтобы «Боже Царя храни» было спето, как пьяное издевательство. Из этого ничего не вышло - не знаю, почему именно - и пьесу сняли окончательно. Об этом происшествии в своё время знала «вся Москва».

- Солоневич И. Л. Загадка и разгадка России. М.: Издательство «ФондИВ», 2008. С.451

После снятия с репертуара в 1929 году спектакль был возобновлён 18 февраля 1932 года и сохранялся на сцене Художественного театра вплоть до июня 1941 года . Всего в 1926-1941 годах пьеса прошла 987 раз.

М. А. Булгаков писал в письме П. С. Попову 24 апреля 1932 года о возобновлении спектакля:

От Тверской до Театра стояли мужские фигуры и бормотали механически: «Нет ли лишнего билетика?» То же было и со стороны Дмитровки.
В зале я не был. Я был за кулисами, и актёры волновались так, что заразили меня. Я стал перемещаться с места на место, опустели руки и ноги. Во всех концах звонки, то свет ударит в софитах, то вдруг, как в шахте, тьма, и <…> кажется, что спектакль идёт с вертящей голову быстротой…

Михаил Булгаков

Белая гвардия

Посвящается Любови Евгеньевне Белозерской

Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.

Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!

«Капитанская дочка»

И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими…

Часть первая

Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс.

Но дни и в мирные и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О, елочный дед наш, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты?

Через год после того, как дочь Елена повенчалась с капитаном Сергеем Ивановичем Тальбергом, и в ту неделю, когда старший сын, Алексей Васильевич Турбин, после тяжких походов, службы и бед вернулся на Украину в Город, в родное гнездо, белый гроб с телом матери снесли по крутому Алексеевскому спуску на Подол, в маленькую церковь Николая Доброго, что на Взвозе.

Когда отпевали мать, был май, вишневые деревья и акации наглухо залепили стрельчатые окна. Отец Александр, от печали и смущения спотыкающийся, блестел и искрился у золотеньких огней, и дьякон, лиловый лицом и шеей, весь ковано-золотой до самых носков сапог, скрипящих на ранту, мрачно рокотал слова церковного прощания маме, покидающей своих детей.

Алексей, Елена, Тальберг и Анюта, выросшая в доме Турбиной, и Николка, оглушенный смертью, с вихром, нависшим на правую бровь, стояли у ног старого коричневого святителя Николы. Николкины голубые глаза, посаженные по бокам длинного птичьего носа, смотрели растерянно, убито. Изредка он возводил их на иконостас, на тонущий в полумраке свод алтаря, где возносился печальный и загадочный старик бог, моргал. За что такая обида? Несправедливость? Зачем понадобилось отнять мать, когда все съехались, когда наступило облегчение?

Улетающий в черное, потрескавшееся небо бог ответа не давал, а сам Николка еще не знал, что все, что ни происходит, всегда так, как нужно, и только к лучшему.

Отпели, вышли на гулкие плиты паперти и проводили мать через весь громадный город на кладбище, где под черным мраморным крестом давно уже лежал отец. И маму закопали. Эх… эх…


Много лет до смерти, в доме №13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади «Саардамский Плотник», часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях. В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой черные стенные башенным боем. Покупал их отец давно, когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава. Такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец-профессор, все выросли, а часы остались прежними и били башенным боем. К ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. Но часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий.

Вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком XIV, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду, ковры турецкие с чудными завитушками на восточном поле, что мерещились маленькому Николке в бреду скарлатины, бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры, - все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных, все это мать в самое трудное время оставила детям и, уже задыхаясь и слабея, цепляясь за руку Елены плачущей, молвила:

Дружно… живите.


Но как жить? Как же жить?

Алексею Васильевичу Турбину, старшему - молодому врачу - двадцать восемь лет. Елене - двадцать четыре. Мужу ее, капитану Тальбергу - тридцать один, а Николке - семнадцать с половиной. Жизнь-то им как раз перебило на самом рассвете. Давно уже начало мести с севера, и метет, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже. Вернулся старший Турбин в родной город после первого удара, потрясшего горы над Днепром. Ну, думается, вот перестанет, начнется та жизнь, о которой пишется в шоколадных книгах, но она не только не начинается, а кругом становится все страшнее и страшнее. На севере воет и воет вьюга, а здесь под ногами глухо погромыхивает, ворчит встревоженная утроба земли. Восемнадцатый год летит к концу и день ото дня глядит все грознее и щетинистей.


Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи. Мать сказала детям:

А им придется мучиться и умирать.

Как-то, в сумерки, вскоре после похорон матери, Алексей Турбин, придя к отцу Александру, сказал:

Да, печаль у нас, отец Александр. Трудно маму забывать, а тут еще такое тяжелое время… Главное, ведь только что вернулся, думал, наладим жизнь, и вот…

Он умолк и, сидя у стола, в сумерках, задумался и посмотрел вдаль. Ветви в церковном дворе закрыли и домишко священника. Казалось, что сейчас же за стеной тесного кабинетика, забитого книгами, начинается весенний, таинственный спутанный лес. Город по-вечернему глухо шумел, пахло сиренью.

Что сделаешь, что сделаешь, - конфузливо забормотал священник. (Он всегда конфузился, если приходилось беседовать с людьми.) - Воля божья.

Священник шевельнулся в кресле.

Тяжкое, тяжкое время, что говорить, - пробормотал он, - но унывать-то не следует…

Потом вдруг наложил белую руку, выпростав ее из темного рукава ряски, на пачку книжек и раскрыл верхнюю, там, где она была заложена вышитой цветной закладкой.

Уныния допускать нельзя, - конфузливо, но как-то очень убедительно проговорил он. - Большой грех - уныние… Хотя кажется мне, что испытания будут еще. Как же, как же, большие испытания, - он говорил все увереннее. - Я последнее время все, знаете ли, за книжечками сижу, по специальности, конечно, больше все богословские…

Проза М. А. Булгакова – жемчужина русского модернизма. Автор отразил злободневные проблемы страны в новаторском стиле, используя весь арсенал литературного экспериментатора. Особенного внимания заслуживает его роман «Белая гвардия», где описаны основные исторические события переломного смутного времени. Сюжет произведения чуть было не погубил писателя, ведь в нем явно ощущаются симпатии к враждебному пролетариям классу. Краткий пересказ этой книги подготовила для вас команда «Литерагуру».

  • Глава 1 . Декабрь 1918 года. Главные герои — семья Турбиных. Елена год назад обвенчалась с Сергеем Тальбергом. В это же время вернулся со службы ее старший брат, Алексей, и умерла их мать. Особенно тяжело переживал смерть самый младший брат, Николка. Все в их доме было наполнено воспоминаниями о временах семейного счастья. И умирающая мать просила детей жить дружно. Но жить становилось все тяжелее в это сложное время. Однажды (вскоре после похорон) Алексей пришел к священнику — отцу Александру. Он спрашивает у священнослужителя, когда эта смута кончится. Тот не знает, но утверждает, что уныния допускать нельзя. Он говорит, что читает богословские книги. В одной из них написано, что грядет много крови.
  • Глава 2 . В сумерки Алексей и Николка пошли за дровами, их становится все меньше, потому что вытаскивают воры. Николка думает на сапожников и предлагает их подкараулить. Брат отказывается. Вскоре печку натопили. Она примечательна тем, что вся исписана различными фразами. У печки греются Алексей и Николка. Старший просит сыграть младшего на гитаре. Тут появляется Елена. Она нервничает, что мужа до сих пор нет. Вдруг все слышат стрельбу, она совсем рядом с городом. Николка бы хотел узнать подробности. Вносят самовар. Несмотря на все коллизии, у Турбиных чисто и аккуратно: белая скатерть, лоснящиеся полы, цветы. Елена беспокоится, не может ни читать, ни пить чай. Николка заводит разговор о стрельбе. Сестра горестно спрашивает, оставили ли их союзники перед лицом Петлюры. Ее убеждают, что такого не может быть. И что Тальберг просто задержался. Тут в дверь позвонили. Все думают, что это Сергей, но оказалось, что Виктор Мышлаевский. Он в ужасном состоянии: весь замерзший и обмороженный, смертельно усталый, на теле кишат вши. Его раздевают, видят отмороженные пальцы, помогают переодеться. После того, как он оттаял, начинает ругать всех на свете, кто командует войсками и участвует в сражениях. Петлюра пробрался близко к городу, а его подразделение оставили на произвол судьбы. Пришедшая смена во главе с полковником Най-Турсом удивилась, как они продержались. Также Мышлаевский рассказывает, как один дед перепутал их отряд с петлюровским и откровенно сказал, что все ушли к бандитам. Когда их, наконец, сменили, и подразделение попало на станцию, там нашлось много штабных в отличных условиях. Только под угрозой применения силы их самих, выстоявших офицеров, разместили и покормили. На этом Мышлаевский от выпитой для согревания водки заснул. Старший брат отправляет младшего мыть страдальца, а Елена в это время плачет в другой комнате, думая, что ее муж умер. Тут снова позвонили. Елена обрадованно побежала к двери. Братья тоже обрадовались, хотя Тальберга не любили. Он был спокоен и приветлив, но что-то в нем не так. Сергей говорит, что стрелял не Петлюра, а какие-то банды. Потом зовёт жену поговорить. Оказалось, что он уезжает, сбегает (супругу с собой не берет). Неудивительно, что так происходило, Тальберг умел приспосабливаться к любой власти и выходить сухим из воды. И сразу забывал то, что говорил раньше. Главное для него — карьера и собственное положение. Он говорит Елене, что взять ее не может, если что, братья ее защитят (а он самоустраняется). Потом он рассказывает и братьям, что немцы предали Город.
  • Глава 3 . Под Турбиными жил владелец всего дома, инженер Василий Лисович, которого называли Василисой, потому что после Революции он стал подписываться «Вас. Лис». А первым так его назвал Николка, когда оказался под обстрелом, получив от Лисовича сахарную карточку. Ему в спину попал камень, и он плевал кровью. А во время описываемых событий он аккуратно прятал в тайник из обоев что-то в пакете. В нескольких тайниках инженер прячет деньги. Он продолжает вдохновенно считать деньги, откладывая фальшивые для извозчика. Из квартиры Турбиных доносится гитара. Василиса жалуется сам себе, что с жильцами никакого покоя. К ним пришли еще друзья – Карась и Шервинский. Карась сообщает новость, что собирается идти в ополчение и бороться против Петлюры. Шервинский радуется бегству Тальберга, в этот день он удивительно в голосе. Гости уверены, что белые придут в Город и помогут прекратить бандитские налеты. Николка, убежав от гостей, припадает к дамасскому клинку. Он хочет драться. В это время Алексей говорит, что во всем виноват гетман, который препятствовал до последнего формированию армии. Он хочет записаться добровольцем, но не все столь патриотичны, что губительно для Города. Но это потому, что формирование армии должно было начаться раньше. А с немцами договориться: снабжение продовольствием взамен на защиту от коммунистической угрозы. Шервинский утверждает, что в плане союзников и гетмана – помочь избавиться всей России от большевиков и бросить Россию к ногам Николая II, который, на самом деле, не погиб, а сбежал. За эту сумасбродную мысль все пьют. И начинают петь гимн, что приводит в ужас Василису. А у Турбиных все пьяны, Мышлаевский вообще в полумертвом состоянии, его тошнит. Его укладывают спать, все тоже готовятся ко сну. Все заснули, только Елена сидела и думала о Сергее. В их блестящем браке не хватало любви – вот, что поняла женщина. Ее брат в это время казнит себя за то, что позволил Тальбергу себя так вести.
  • Глава 4 . Город в это время жил странной, неестественной жизнью. Он наполнялся беженцами от режима большевиков, которых в городе боялись и ненавидели. Гетмана Города выбрали очень быстро, ведь жителям нужно было только спокойствие. Однако за пределами города было много земель, которые сильно страдали от союза с немцами (особенно деревни), к народу горожане были безжалостны: немцы грабят крестьян – так им и надо. Ведь немцы противостояли второй, более страшной силе – большевикам.
  • Глава 5. И тут появилась третья сила. Знаменовало ее несколько явлений: взрыв в пригороде, убийство немецкого главнокомандующего на Украине, а также существенное повышение цен. Симпатичная продавщица молока даже перестает бояться немцев, что отмечает Василиса при разговоре с ней. В сентябре из тюрьмы выпустили неприметного преступника. Но это был Петлюра. Его появление закономерно, так как простой народ гетмана и немцев ненавидел, ведь крестьянам нужна была земля, которую им не давали. Вроде бы эту проблему могли решить большевики, но и они не пользовались популярностью, поэтому процветал бандитизм. И вот немцы оставляют Украину. Во сне Алексей видит полковника Най-Турса вместе с его подчиненными в раю. В раю оказались и большевики, ведь они тоже убиты в бою. Неразборчивый сон заканчивается, но и наяву происходит что-то неясное и непонятное. Все боятся Петлюры, но плохо представляют, кто это. А он все ближе.
  • Глава 6. С утра Алексей, Мышлаевский и Карась встали одновременно и с довольно ясными головами. Николка уже ушел в дружину, а Шервинский на службу. Мышлаевский умывается, заигрывает с Анютой (помощницей по хозяйству), от нее его отгоняет Турбин, тогда ловелас идет мириться с Еленой за свое вчерашнее поведение. Потом Мышлаевский опохмеляется и чувствует себя заново родившимся. Елена говорит с ним и Карасем о том, куда могут послать войска. Последний ее успокаивает своим спокойствием и хладнокровием. Через некоторое время Карась представляет полковнику Турбина и Мышлаевского. Первый хотел бы быть врачом в его дивизионе, а второй просто перевестись. Полковник спрашивает у Алексея, социалист ли он (эти идеи главенствуют в подразделении). Турбин признает, что он монархист. Но полковник все равно принимает обоих. Через час Турбин уже побывал дома, где сестра пришила ему погоны, а он сам поменял часы приема для своей частной практики (он работал венерологом на дому). После этого Алексей пошел обратно, по пути прочитав в газете последние сообщения о Петлюре. Он проходит мимо толпы, окружившей гробы офицеров, зарезанных в Попелюхе. В толпе кто-то говорит, что так офицером и надо. Разозленный Турбин хватает этого человека, но понимает, что ошибся. Поэтому достается мальчишке-газетчику. Он подходит к гимназии, где раньше и сам учился. Алексей вспоминает то беззаботное время, которое безвозвратно ушло куда-то. В гимназии устроен распределительный пункт, там же Турбин принимает команду фельдшеров. Он дает указания. Боевой дух не высокий, особенно из-за гробов. Поэтому одному юнкеру приказывают для веселья петь. Приходит полковник Малышев, который спрашивает о состоянии подразделения и приказывает распустить их по домам до утра. Положение тяжелое – это признает и полковник. Потом он обращается к дивизиону и распускает всех. Турбину можно прийти даже позже, чем остальным. Малышев и Турбин увидели, как Мышлаевский заставляет какого-то старика включать свет во всей гимназии. Он отбирает у сторожа ключ. Офицера хвалит полковник и просит наладить и отопление. Турбин спрашивает у Мышлаевского, видел ли он Максима и перемены в нем. Этот человек издевался над героями в школьные годы. Забитый сторож как раз и был Максимом. Позже отпустивший фельдшеров Алексей оказался в одном из классов и придался сентиментальным воспоминаниям. Полковник почти всю ночь хлопотал. Вскоре было организовано отопление, топили партами. Приехав на ночлег, Малышев разговаривал по телефону, потом ему привезли узел, который он сразу спрятал. И только тогда уснул.
  • Глава 7. В городе тихо. Мимо немецкого конвоя проезжает командующий Белоруков. Мимо гимназии ходит Мышлаевский с красными от недосыпа, водки и тревоги глазами. Все приготовлено для будущего сражения. По городу патрули, в его нижнюю часть тяжело пройти. У немцев во дворце суета, все к чему-то готовятся. Полковника Малышева в 4 утра куда-то вызвали, вернулся он через час озабоченным. Утром все встревожены, в строю не хватает людей, они не пришли после ночёвки дома. Приходит Малышев и сообщает неожиданную новость: дивизион распускается. После этого офицеры арестовали полковника. Малышев говорит, что такой поступок патриотичен, но глуп. Защищать больше некого — гетман бежал, а части слабы и разрозненны. Город явно возьмёт Петлюра, у которого сил больше. Дивизион распускается, некоторые юнкеры плачут. Малышев отказывает Мышлаевскому в просьбе сжечь гимназию, чтобы Петлюре не досталось оружие, потому что врагу и так достанутся жизни людей, что гораздо хуже. Вскоре гимназия опустела.
  • Часть 2

    • Глава 8 . Полковник Козырь-Лешко проснулся, ему прислали диспозицию. Предстояло сразу же воевать. Он был в армии Петлюры. Раньше он был учителем, но война оказалась его признанием. Козырь объезжает позиции. План наступления на город составил полковник Торопец, этот план содержал обходной маневр. В городе в это время процветали слухи. Вроде бы даже с Петлюрой заключили соглашение. В обороне должен был принимать деятельное участие полковник Щеткин, но он бежал. Никто не мог понять, что же происходит, но вскоре город взял полковник Болботун, которому надоело ждать, и он усилил огонь. Прошел он почти беспрепятственно. Среди жителей сразу нашлись те, кто узнали об этом, кто поддерживал полковника. Бандитам попался подрядчик Фельдман. У него рожала жена, поэтому он пошел за повивальной бабкой. Он хотел предъявить документы, но случайно достал тот, который удостоверял его право на въезд и выезд по делам снабжения армии Города. Это разозлило отряд, несчастного убили.
    • Глава 9. На пути Болботуна стояли жидкие цепи, которые ничего не могли сделать. Больше никто не подошёл, все из-за командира второй машины броневого дивизиона Шполянского. Это богатый человек, живущий роскошно и считающий, что и гетман, и Петлюра — мерзавцы. Перед наступлением Болботуна Шполянскому жаловался на жизнь Русаков, болеющий сифилисом. Дома жалобы больного переросли в отчаяние, он просит у Бога прощения за кощунственные стихи и просит высшего заступничества. В это время Шполянский говорит любовнице, что поступает к гетману в дивизион. Он внешне преображается, но говорит, что гетмана не стоит защищать. Перед боем Шполянский с механиком так готовят машины, что три из четырех выходят из строя. После этого оба исчезают. По мере приближения утра исчезают некоторые солдаты, а вскоре и командир дивизиона.
    • Глава 10 . Часть Най-Турса после перестановок вновь попала в город. Он сам в короткие сроки сформировал часть, которая поражала наличием валенков и папах, без них он выступать отказывался. Ему дали разрешение, сказав, что он ничего не сможет получить в короткие сроки. Но отряд юнкеров убедил снабженцев в необходимости способствовать полковнику. Выступивший отряд охраняет Политехническое шоссе. Во время сражения с отрядами Козырь-Лешко внезапно он чего-то пугается, приказывает отступать и узнать о судьбе других частей. И чутье не подвело: остальные части неизвестно где, а в тылу враг. А в это время третий отдел пехотной дружины томился бездельем. В него входил и Николка, которому позже пришлось вывести команду по маршруту. Дома оказывается Алексей, по пути успокаивая Елену. Турбин за чудовищную сумму нанял извозчика. По пути их хотел остановить пьяный человек с винтовкой, но все обошлось благополучно. Но оказалось, что подразделения уже ушли за город. Он бежит в магазин Анжу, где располагался воинский пункт. Там он увидел полковника Малышева, который изменил внешность, тот сообщил, что все кончено. Малышев говорит, что Петлюра уже в городе, остается только прятаться.
    • Глава 11. Когда отряд во главе с Николкой пришел в назначенное место, там никого не было. После некоторого ожидания появились бегущие люди. Вскоре стало ясно, что это свои. Бегущие рвали погоны и советовали команде присоединиться к ним. Но Николка не дал своим рассыпаться. В конце появился Най-Турс. Но и он стал срывать погоны и скомандовал спасаться бегством. Команда дружины последовала этому совету. Николка побежал за Най-Турсом, он хотел узнать, что произошло, но рассказать полковник не успел, его убили. Дальше Турбин побежал один, охваченный ужасом, но его внезапно схватил петлюровец. Оказалось, что это не бандит, а дворник, который хотел его сдать, поэтому Николка пригрозил ему, что убьет, и тот отпустил, но на прощание получил по зубам. За это дворник закрыл ворота, мешая пройти Турбину, и стал сзывать петлюровцев. Нечеловеческим усилием Николка перепрыгнул через другую стену. Выйдя на улицу, герой увидел панику жителей. Он помог вооруженному кадету, рассказав о том, что необходимо спасаться. Турбин увидел катающихся с горки детей, которые сочувствовали Петлюре. Вернувшись домой, Николка узнал, что Алексей не вернулся. А это значило, что его, скорее всего, убили. Елена и Николка сидят вместе, переговариваясь об Алексее и судьбе города. Николка отправляется во двор послушать, что происходит, потому что за городом слышны раскаты пушек, которые вскоре смолкли. На батарее сидит один штабс-капитан, который изредка и ведет огонь. От батареи требуют огня по петлюровцам, хотя это невозможно. Вскоре конная сотня бандитов перебила всех на батарее. В это время Николка заснул, ему снилась какая-то паутина, которая с ним заговорила, но этот голос продолжился и наяву. Он говорит о какой-то жене, сбежавшей с любовником. Это их родственник Илларион (Лариосик), который прибыл из Житомира. Оказалось, что в одно время с ним появился и Алексей. Он тяжело ранен, Николка сходил за доктором, который забинтовал рану, а родные уложили брата в постель, ведь в госпиталь его нельзя.
    • Часть 3

      • Глава 12. Елена разговаривает с Алексеем, мельком упоминает, что в его спасении участвовала какая-то женщина, рассказывает о приехавшем Лариосике. Его решили пустить жить, чтобы не реквизировали комнаты. Начал он совместное житье с того, что случайно разбил сервиз. Подобные случаи с ним происходят регулярно, потому что он недотепа. Лариосик обещает купить новый сервиз и очень извиняется. Родственник вносит деньги за свое содержание, и это внушительная сумма. Лариосик добирался одиннадцать дней, его чуть не расстреляли петлюровцы, приняв за офицера. Ему нравится у Турбиных, они кажутся очень приятными людьми. Свою симпатию он высказывает Николке, говоря ему, что у него открытое лицо. Заглядевшись на открытое лицо, Лариосик придавил автоматической кроватью руку герою. Зато Николка и Елена озабочены и огорчены. Причина – плохое состояние Алексея: его температура приближается к сорока градусам, рана болела, бросало то в жар, то в холод. Доктор не возвращался, Елена и Лариосик готовятся идти сами (Николка слишком привлекает внимание). У Алексея начинается бред, все ухаживающие за ним начинают казаться ему неумелыми и не могущими помочь ему. Он зовет Юлию, но та не приходит. Зато появляется доктор, который впрыскивает ему морфий, и Турбину становится легче. В это время Николка стер с печки монархистские призывы и стал прятать оружие вместе с Лариосиком. Коробка с пистолетами должна была стоять на костылях за окном, но она не лезла в форточку. Пришлось с трудом раскрывать окно, причем Лариосик расколол стекло. Потом Елена, Николка и Лариосик сговорились, что говорить на расспросы о здоровье Алексея – у него тиф.
      • Глава 13. Как же Алексей получил рану? Выйдя из магазина, он попал в пустой двор и потом на безлюдную улицу. Свернув не туда, Турбин вышел прямо на петлюровцев. За ним погнались, он отстреливался, но положение было безнадежно. Однако внезапно из дома показалась женщина, которая позвала его и спрятала. Пробежав с ней через лабиринт из ворот и калиток, Турбин оказался у двери, куда они с женщиной вошли. Там Алексей упал. Очнувшись, он понял, что ранен, но нужно бороться. Турбин стал давать женщине указания, как оказать ему первую помощь. Она справилась со сложной задачей. Потом она дала ему коньяка и уложила. Решительная дама отказалась его выпускать, пока все не уляжется, а если придут его искать, она скажет, что это лежит ее больной муж. Женщина приходит и готовится топить. Турбин зовет ее, чтобы поблагодарить. Она говорит, что он храбрый, убил одного из преследователей, но себя сразу выдал кокардой на фуражке. Алексей говорит свое имя и профессию, она представляется Юлией, женщина дома одна, ее муж и свекровь уехали. У Турбина поднимается температура, Юлия сидит с ним, пытаясь облегчить страдания, помогает ему, как может. Алексей поцеловал спасительницу, она гладила его голову, и он уснул. На следующий день Турбин с помощью своей доброй феи добрался до дома.
      • Глава 14. Появляется Мышлаевский, как обычно заигрывает с Анютой, но резко меняет тон, узнав о ране Алексея. У Турбиных он встречается с Карасем и Шервинским, последний был в штабе, поэтому к нему Мышлаевский враждебен, хотя тот говорил, что штабных также бросили. Решили, что гостям лучше остаться на ночь, собираются играть в винт. Мышлаевский разговаривает с Лариосиком во время игры. Тому никогда не везет, и его начинают ругать, так произошло и в этот раз. Тут в дверь позвонили. Все думают, что это обыск, и придумывают себе неподозрительную роль в этом доме. Но оказалось, что принесли телеграмму Елене. Тут раздался грохот, появился Василиса и сразу упал в обморок.
      • Глава 15 . Василиса ругался со сварливой женой Вандой, после чего они вместе прятали деньги. За чаем жена удивляется, как Турбиным все сходит с рук, муж заступается за них. Их разговор прерывает обыск. Ищут оружие, но находят деньги и ценные вещи, некоторые берут себе. Берут и одежду, и часы, требуя написать расписку, что отдали добровольно. На прощание посетители советуют никому не говорить об их посещении, становится понятно, что это бандиты. Ванда требует от Василисы активных действий. Именно поэтому он и пришел к Турбиным, где ему посоветовали никуда не заявлять, чтобы не накликать новую беду. Тут раздался звон стекла, обнаружилось, что бандиты украли оружие, спрятанное Николкой, когда пытались залезть к Василисе. Узнав об этом, домовладелец попросил Мышлаевского или Карася остаться у них для охраны. Последний согласился, его накормили и напоили коньяком, от которого он вскоре заснул.
      • Глава 16. В городе ждут торжественного входа войск Петлюры. В толпе давят людей, им становится плохо, но они стоят, то прославляя Петлюру, то царя. В толпе стоит и Николка, он с грустью видит большие силы бандитов. Тут кого-то подняли на «трибуну», он заговорил. Часть толпы думает, где Петлюра, другая, что другой, а тот в Бельгии, улаживает дела с союзниками. Оратор высказывает близкие к социалистическим взгляды. Большевик-провокатор пытается убить Петлюру, его за это готова растерзать толпа. Также за всем этим наблюдали Карась и Мышлаевский, которые потом идут выпить.
      • Глава 17. Николка нашел дом Най-Турса, куда пришел, чтобы поделиться сведениями о нем. Его встречают мать и какая-то похожая на покойного женщина. Материнское сердце сразу все поняло. Она была в шоке, не могла успокоиться. Сестра Ирина узнала у Николки подробности трагедии и отправилась с ним хлопотать о том, чтобы семье отдали тело. Она пошла и в казарменное помещение, не испугавшись ни запаха, ни страшного зрелища. Но в само помещение Турбин ее не пустил, ему и самому было невыносимо плохо от страшного зрелища, но цель была достигнута. В ту же ночь полковника похоронили.
      • Глава 18. Турбин умирал. Николка от этой мысли плакал. Елена держалась без слез, но ее состояние было не лучше. Пока Николка, Мышлаевский, Карась и Иллариосик думают о том, не надо ли звать священника, Елена молится со страстью и воодушевлением. Тут Николка зовет ее к Алексею. Он метается, но это кризис.
      • Глава 19. Турбин выжил. И даже вышел на улицу, правда, спустя долгие два месяца. За это время из города ушел Петлюра. Алексей собирается сходить к Юлии. Но пока он идет к пациенту. Это Русаков, который теперь ударился в религию. Турбин будет лечить его, но про себя думает, что молодой человек свихнется. Через некоторое время герой пришел к Юлии, подарил ей браслет. Он просит разрешения прийти еще, она соглашается. Выходя от нее, Алексей сталкивается с братом. Николка ходит к Най-Турсам, особенно к его сестре. У Турбиных теперь общая трапеза с Мышлаевским, Карасем и Шервинским. В разгар обеда приходит Василиса (без денег он стал симпатичнее, по мнению Николки), приносит письмо Елене. Из него читатель узнает, что с мужем она развелась. Алексей идет за сестрой и требует забыть мерзавца-мужа и избавиться от его фотографии.
      • Глава 20. Петлюра ушел, будто его не было, но это не значило, что настало спокойствие. Приближались большевики. В это время Русаков читал «Апокалипсис», где говорилось о Страшном суде, и ему становилось легче. А ребенок в соседнем от Турбиных доме видел прекрасные сны со звездами. Все проходит, а эти звезды остаются.
      Интересно? Сохрани у себя на стенке!