Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Кельтский струнный. Старинные щипковые (арфа,цитра и лютня)

Итак, в интернете очень мало нормальной информации по лире, а потому буду выражаться сухим языком известной всем библиотеке - Википедии...

Лира - струнный музыкальный инструмент в виде изогнутой рамы с натянутыми изнутри струнами различной настройки, хорошо известный в классической античности и позднее. Древнейшие образцы были раскопаны экспедицией Л. Вулли в Уре. Является символом и атрибутом поэтов, эмблемой военных оркестров.

В Древней Греции декламация сопровождалась игрой на лире. На лире классической античности обычно играли, перебирая струны плектром, подобно игре на гитаре или цитре, а не щипая струны, подобно игре на арфе. Пальцами свободной руки приглушали струны, ненужные для данного аккорда.

На Украине и в Белоруссии лира является старинным струнным народным инструментом (XVII вв.) с крупным удлинённым корпусом, иначе называемым «рыле». В Европе этот инструмент известен как Харди-гарди . Над корпусом натянуты три струны различной настройки, помещённые в особый ящичек. Сбоку ящичка прикреплена небольшая клавиатура с 8-11 клавишами. Играющий левой рукой нажимает клавиши, а правой вертит рукоятку, приводящую в движение специальное колёсико, обтянутое волосом, кожей и натёртое канифолью. Колесико трётся об струны и заставляет их звучать. Средняя струна изменяет свою высоту от нажима клавиш и служит для исполнения мелодий. Крайние струны во время игры не изменяют своей высоты. Звук лиры сильный, резкий, несколько гнусавого оттенка.

Согласно греческому мифу, первую лиру изобрел младенец Гермес. Он взял пустой панцирь черепахи, приладил к нему по обе стороны коровьи рога и поперечную перекладину, и натянул три струны. Авантюрное продолжение этого мифа повествует о том, как Гермес умыкнул стадо, пасомое Аполлоном, и затем выменял это стадо на свое изобретение, лиру, к которой Аполлон добавил четвертую струну. Этот миф пересказывается даже в "Скрипичной школе" Леопольда Моцарта, изданной в 1756 году!
Позднее на лире было, как правило, семь струн, и выглядела она вот так (слева - реконструкция остатков инструмента, найденного при раскопках в Аттике; экспонат из Британского музея; справа - юный Аполлон с лирой; килик из Дельф):

На Крите лира была известна уже около 1400 года до н.э. (изображение на фреске в гробнице Св. Троицы), но сам инструмент, по-видимому, еще древнее.
Согласно преданиям, на лире играли легендарные греческие музыканты божественного или полубожественного происхождения: Орфей (которому, якобы, лиру вручил сам Аполлон) и Амфион, созидавший стены Фив под звуки лиры. Те же предания, отозвавшиеся в древних музыкальных трактатах, донесли до нас даже строй так называемой орфеевой лиры - в современных понятиях это ноты "ми, си, ля, ми", взятые от первой октавы вниз.
Впрочем, Орфей и Аполлон далеко не всегда изображались играющими именно на лире, но в этот раз мы обратим внимание только на нее.
Слева - смерть Орфея, который, видимо, пытается спасти от разъяренных вакханок свою лиру, подставляя под удар беззащитную грудь (ваза, Лувр). В центре - Орфей среди фракийцев.
Справа - Аполлон и, вероятно, Орфея, у последнего в руках лира (Аттика, 5 век до н.э.).

На лире играли, либо перебирая и защипывая струны пальцами, либо ударяя по ним или защипывая их костяной пластинкой - плектром (ныне у гитаристов называется медиатором). В последнем случае звук получался более звонким, резонанс - более долгим, а музыкант не рисковал намозолить или разбить в кровь подушечки пальцев. Орфей на центральном изображении играет именно так.
Изображенный на следующей картинке Эрот явно подходит к своему делу профессионально и пользуется именно плектром (лира обычно звучала на свадьбах и прочих веселых и радостных мероприятиях). Плектр, чтобы он не упал в неподходящий момент и не потерялся, прикреплен к лире кожаным ремешком.

Хотя лирой пользовались многие выдающиеся музыканты, увеличивавшие число струн на ней до 9 (Теофраст Пиерийский) и даже до 12 (Меланиппид), в классическую и в эллинистическую эпоху она была в основном "домашним" инструментом, поскольку звук ее не отличался громкостью. На ней обучали начинающих - как на обеих приводимых ниже картинках. На картинке справа на стене висит другой струнный инструмент - форминга.

На лире играли и женщины, поскольку она была не такой тяжелой, как кифара, и не требовала большой физической силы. Причем, в отличие от духового инструмента авлоса, или авла (о нем как-нибудь в другой раз), игра на лире не считалась занятием, непристойным для порядочной женщины, коль скоро с лирой изображались и некоторые Музы.

РОТА, КЕЛЬТСКИЙ СТРУННЫЙ ИНСТРУМЕНТ

или крота — средневековый кельтский струнный инструмент, корпус которого напоминает колесо. Р. раннего периода имела большое число струн (до 17), которые задевали плектром. Р. произошла от лиры. Позднее число струн стало уменьшаться (до 3), а плектр был заменен смычком. В манускрипте аббатства св. Блеза, относящемся к VIII в., находится изображение Р. с одной струной. В эпоху владычества мавров в Испании и крестовых походов Р. слилась с арабским трехструнным инструментом ребабом, получив название "Fidula" (от лат. слова fides — струна). Это название впоследствии перешло в fidel, viel, viola; вот почему Р. и ребаб считаются родоначальниками виолы, из которой развилась скрипка — violino, т. е. малая скрипка. Играющий держал Р. как держат нашу скрипку.Н. С.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РОТА, КЕЛЬТСКИЙ СТРУННЫЙ ИНСТРУМЕНТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИНСТРУМЕНТ в Словаре воровского жаргона:
    - 1) игpальные каpты, 2) …
  • ИНСТРУМЕНТ в Словаре экономических терминов:
    ДОЛГОВОЙ - см ДОЛГОВОЙ ИНСТРУМЕНТ …
  • РОТА
    (Rota) Нино (1911-79) итальянский композитор. Музыка к кинофильмам: "Дорога", "Ночи Кабирии", "Война и мир", "Машинист", "Рокко и его братья", "Сладкая …
  • ИНСТРУМЕНТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. instrumentum - орудие) орудие человеческого труда или исполнительный механизм машины. Различают инструменты: ручной, станочный и механизирированный (ручные машины). …
  • ИНСТРУМЕНТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. instrumentum - орудие), орудие человеческого труда или исполнительный механизм машины, который "...захватывает предмет труда и целесообразно изменяет его" …
  • РОТА в Современном энциклопедическом словаре:
  • РОТА
    (Rota) Нино (1911 - 70), итальянский композитор. Автор проникновенной, мелодичной музыки к фильмам Ф. Феллини ("Ночи Кабирии", "Сладкая жизнь", "Амаркорд" …
  • ИНСТРУМЕНТ в Энциклопедическом словарике:
    [от латинского instrumentum орудие] 1) орудие для работы (инструмент слесарный, хирургический и др.); 2) музыкальные инструменты - пианино, рояль, кларнет …
  • РОТА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. Подразделение в пехоте и некоторых других родах войск, входящее обычно в состав батальона. Ротный - относящийся к роте, …
  • ИНСТРУМЕНТ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. Орудие (преимущ. ручное) для производства каких-нибудь работ. Столярный и. Хирургический и. 2. собир. Совокупность таких орудий. Собрать …
  • РОТА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. Воинское подразделение, входящее обычго в состав батальона. Стрелковая, мотопехотная, танковая, минометная, саперная р. Целая р. кого-н. (перен.: …
  • ИНСТРУМЕНТ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Орудие для производства каких-н. работ. Ручной и. Станочный и. Контрольно-измерительный и. Хирургический и. 2. собир. То …
  • КЕЛЬТСКИЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -ое. 1. см. кельты. 2. Относящийся к кельтам, к их языкам, образу жизни, культуре, а также к местам …
  • СТРУННЫЙ
    СТР́УННЫЙ ОРКЕСТР, оркестр, состоящий из струнных смычковых инстр-тов - скрипок, альтов, виолончелей, …
  • СТРУННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СТР́УННЫЙ ДАТЧИК, измерит. преобразователь в виде натянутой стальной струны и эл.-механич. преобразователя, возбуждающего колебания струны и преобразующего их в электрич. …
  • РОТА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ОТА (Rota), г. и порт на Ю. Испании, в авт. обл. Андалусия. Ок. 30 т.ж. Виноделие. Воен.-мор. база …
  • РОТА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ОТА (польск. rota), осн. тактич. подразделение в мотострелк. (мотопех., пех.), танк., инж. и др. войсках. Состоит из неск. взводов и …
  • РОТА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ОТА (Rotha) Пол (1907-84), англ. кинорежиссёр-документалист, киновед. Творчество Р. характеризуется социальной направленностью. Ф.: "Верфь" (1934), "Мир изобилия" (1943), "Земля обетованная" …
  • РОТА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ОТА (Rota) Нино (1911-79), итал. композитор. Ученик И. Пиццетти, А. Казеллы. Музыка к кинофильмам (св. 100): "Дорога", "Ночи Кабирии", "Война …
  • ИНСТРУМЕНТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИНСТРУМ́ЕНТ (от лат. instrumentum - орудие), орудие человеческого труда или исполнит. механизм машины. Различают И.: ручной, станочный и механизированный (ручные …
  • ИНСТРУМЕНТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? умение пользоваться орудиями для облегчения труда составляет одну из особенностей человека: Франклин даже определяет человека как "животное, изготовляющее свои …
  • СТРУННЫЙ
    стру"нный, стру"нная, стру"нное, стру"нные, стру"нного, стру"нной, стру"нного, стру"нных, стру"нному, стру"нной, стру"нному, стру"нным, стру"нный, стру"нную, стру"нное, стру"нные, стру"нного, стру"нную, стру"нное, стру"нных, …
  • РОТА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ро"та, ро"ты, ро"ты, ро"т, ро"те, ро"там, ро"ту, ро"ты, ро"той, ро"тою, ро"тами, ро"те, …
  • КЕЛЬТСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ке"льтский, ке"льтская, ке"льтское, ке"льтские, ке"льтского, ке"льтской, ке"льтского, ке"льтских, ке"льтскому, ке"льтской, ке"льтскому, ке"льтским, ке"льтский, ке"льтскую, ке"льтское, ке"льтские, ке"льтского, ке"льтскую, ке"льтское, ке"льтских, …
  • ИНСТРУМЕНТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    инструме"нт, инструме"нты, инструме"нта, инструме"нтов, инструме"нту, инструме"нтам, инструме"нт, инструме"нты, инструме"нтом, инструме"нтами, инструме"нте, …
  • РОТА в словаре Анаграмм.
  • ИНСТРУМЕНТ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Орудие, приспособление, применяемые в быту и в различных областях человеческой производительной или какой-л. другой специальной деятельности, а …
  • РОТА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Сто вояк, одним …
  • ИНСТРУМЕНТ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: орудие, механизм, …
  • ИНСТРУМЕНТ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. instrumentum) 1) орудие для работы (и. слесарный, хирургический и т. д.); 2) особый прибор, предназначенный для извлечения муз. …
  • ИНСТРУМЕНТ в Словаре иностранных выражений:
    [лат. instrumentum] 1. орудие для работы (и. слесарный, хирургический и т. д.); 2. особый прибор, предназначенный для извлечения муз. звуков …
  • ИНСТРУМЕНТ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: орудие, механизм, …
  • ИНСТРУМЕНТ в Словаре синонимов Абрамова:
    орудие, снаряд, снасть, прибор, сбруя, приспособление, орган, аппарат, машина. Ср. . См. …
  • СТРУННЫЙ
    двуструнный, двухструнный, многострунный, однострунный, семиструнный, трехструнный, четырехструнный, …
  • РОТА в словаре Синонимов русского языка:
    авторота, подразделение, …
  • ИНСТРУМЕНТ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: орудие, механизм, …
  • СТРУННЫЙ
    прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: струна (1), связанный с ним. 2) а) Имеющий своим основным элементом струны (о …
  • РОТА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Войсковое подразделение, входящее в состав батальона или другой более крупной войсковой единицы. 2) перен. Употр. при указании на …
  • КЕЛЬТСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Относящийся к кельтам, связанный с ними. 2) Свойственный кельтам, характерный для них. 3) Принадлежащий …
  • ИНСТРУМЕНТ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Орудие - обычно ручное - для производства каких-л. работ. 2) разг. Музыкальный инструмент. 3) перен. Средство, применяемое для …
  • ...СТРУННЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    Конечная часть сложных прилагательных, вносящая значение: имеющий столько струн, сколько указано в первой части слова (трехструнный, семиструнный, восьмиструнный и т.п.) …
  • РОТА
    р`ота, …
  • КЕЛЬТСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • ИНСТРУМЕНТ в Словаре русского языка Лопатина:
    инструм`ент, …
  • СТРУННЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • РОТА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    рота, …

Происхождение щипковых инструментов отдалено от нас на тысячелетия, однако можно с уверенностью утверждать: первым инструментом этого рода был стрелковый лук. Прибавление второй, третьей и т.д. тетивы вызвало к жизни рождение античной лиры. Появление же резонатора – сначала простой тыквы, а затем и деревянного плоского корпуса – превратило лиру в цитру. А как только лира приобрела удлинённый гриф – она обернулась лютней. Основные образы так называемых старинных щипковых сложились к XVI-XVII векам. По счастью, эти инструменты и в наши дни звучат в ансамблях, исполняющих старинную музыку. Это прекрасно, ибо любовь к музыке, несомненно, подразумевает неподдельный интерес к её истокам.

Ирландская(кельтская) арфа

В наше время музыканты имеют дело главным образом лишь с реконструкциями этнической ирландской арфы. Среди них попадаются и довольно старинные реконструкции... Представленный в иллюстрации инструмент выполнен в 20-х годах XIX века. Он выглядит довольно современным, но происхождением своим обязан средневековой арфе, когда-то столь популярной среди европейских менестрелей. Как и современная оркестровая арфа, ирландская (кельтская) арфа состоит из треугольной рамы со струнами различной длины. Вместо педалей (для изменения высоты звучания) – специальные рычажки, расположенные на передней (изогнутой) стойке. Струны металлические, либо – жильные. Музицируя и аккомпанируя на арфе, струны защипывали кончиками ногтей; и это считалось тяжёлой мужской работой! В настоящее же время среди музыкантов, играющих на этнической арфе, довольно много арфисток. Диапазон инструмента составляет свыше четырёх октав. Высота – около 90 сантиметров, ширина деки (в самом широком месте) – около полу метра.

Цитра(Zither)

Большая группа разнообразных по форме, но сходных по способу звукоизвлечения инструментов, объединённых названием цитра, ведёт свой род от древнегреческой кифары. Парные, или сдвоенные (объединённые в хоры), струны цитры протянуты поверх плоского резонатора. Строго говоря, клавесин и фортепьяно также можно отнести к числу цитр.

Строй простой цитры неизменный. У концертной имеется гриф с пятью подстраиваемыми струнами для ведения мелодической линии (такая цитра пользовалась популярностью в XIX в. в Германии и Австрии).

Пик популярности цитры в Европе приходится на эпоху Возрождения и раннего барокко. На цитре, в отличие от лютни, играли плектром. В Италии были распространены главным образом инструменты со струнами длиной в 46 см; встречались также цитры большего (со струнами до 63 см) и меньшего размера. Наиболее популярная разновидность русской цитры – гусли.

Старинный псалтерий (название произошло от греческого – «бряцаю [по струнам]» или «перебираю [струны]») в XII веке был завезён в Европу с Ближнего Востока традиционным путём – через Испанию. Инструмент имел треугольный или трапециевидный корпус. В латинской традиции слово psalterium обозначало любой струнный инструмент, имеющий отношение к библейскому царю Давиду и псалмам. В средние века инструмент использовался весьма широко, однако к концу XV века он вышел из употребления, так как на нём не удавалось воспроизводить богатую хроматизмами ренессансную музыку.

Уд - предшественник лютни

Лютня – один из самых популярных европейских музыкальных инструментов со времен средневековья до первой половины XVIII века – происходит от уда, который был завезён в Испанию её завоевателями арабами в VIII веке. Само слово лютня – производное от арабского аль-уд.

В названии инструмента – Аль-Уд – содержится намёк на то, что построен он не из тыквы, не из панциря диковинного животного, а из дерева(в переводе с арабского аль-уд и означает «дерево»). Что подразумевает довольно высокий уровень мастерства и развитую технологию обработки древесины твёрдых пород. Уд упоминается в арабских источниках с IX-X вв., однако на Аравийском полуострове подобный инструмент был известен, по меньшей мере, двумя столетиями раньше. Уд – прямой предшественник европейской лютни; именно ему она обязана своим названием, а потому мы без труда определяем его как струнный щипковый инструмент.

В Арабских странах и кое-где на Ближнем Востоке по сей день считают, что уд изобрёл внук пророка.

Средневековые учёные, а вместе с ними великий Низами, связывали изобретение инструмента с именем древнегреческого философа Платона.

И это при сугубо отрицательном отношении Платона к инструментальной музыке!

Исторические названия струн инструмента: зир, масна, маслас, бем, – уподобляли четырём элементам природы: огню, воде, земле и воздуху.

По-видимому, введение пятой струны, названной «хад», и принудило наших далёких предшественников к ряду попыток переосмысления концепции мироздания.

На старинной иллюстрации, выполненной неизвестным испанским художником, и атрибутированной – «Менестрели с ребеком и лютней», изображена не лютня, а уд, что подтверждает характерная для последнего тройная розетка на деке.

В числе иных характерных признаков инструмента:

  • корпус, изготовленный из ореха, груши или сандала;
  • сосновая дека;
  • сравнительно короткая шейка с отогнутой назад головкой.

Толщина деталей корпуса и деки около 5 мм. Струны изначально – жильные, а ныне – с добавлением шёлка и нейлона. Число струн – от 2 до 7; современные исполнители обычно предпочитают инструменты с 5 двойными струнами и одной одинарной. Настройка струн осуществляется по квартам. При игре струны защипываются пальцами или плектром. Диапазон уда – в пределах двух октав.

Общая длина инструмента – 850 мм, ширина корпуса – 350 мм, длина – 480 мм, высота – 200 мм.

Самая ранняя музыка, созданная специально для лютни, датируется концом XV века. Репертуар лютни неуклонно разрастался: основу его составили аккомпанемент к песням и переложения вокальных пьес.

Лютня не без успеха «позировала» известным европейским художникам с XIII по XIX века. И это справедливо! Трудно представить себе более гармоничную композицию, чем
лютнистка (или лютнист) в обнимку с этим романтичным и прекрасным инструментом.

У лютни вытянутый в длину полусферический корпус из деревянных полосок, плоская дека с подставкой в нижней части и резонансным отверстием в виде изящной резной или богато инкрустированной розетки, шейка с навязными жильными ладами, колковая коробка, отогнутая назад почти под прямым углом к шейке, и несколько парных рядов (хоров) струн (верхняя мелодическая и дополнительные басовые струны могут быть одинарными). При игре лютню держат вертикально, часто на коленях.

Струны лютни тоньше, чем струны гитары, их тембр богаче высокими обертонами и имеет характерный носовой оттенок. Инструменты различаются по числу хоров, размеру и настройке. Число хоров редко бывает меньше четырёх. Диапазон лютни расширялся путем добавления новых хоров к нижнему регистру; многие лютни XVIII века имели до 13-14 хоров. При игре на инструментах с числом хоров свыше семи возникали сложности с леворучной аппликатурой на нижних струнах; соответственно струны ниже шестого хора настраивались по тонам нисходящего диатонического звукоряда, что делало возможным получение нужных звуков без участия левой руки (такие диатонические басовые струны именуются «диапазонами»).

Из многочисленных известных типов настройки лютни преобладают два. Первый известен как «ренессансная настройка»: G-c-f-a-d’-g’ или A-d-g-he’-a’. Эта последовательность интервалов применялась в течение всего XVII и начала XVIII века. Второй тип, так называемая «барочная настройка», возник в начале XVII века во Франции; его наиболее типичная разновидность: A-d-f-a-d’-f’.

В эпоху барокко лютня, которой вполне можно уже было подыскать замену, продолжала служить музыке в ансамблях и оркестрах; для неё писали Вивальди и Бах. Партия
лютни звучит и в «Страстях по Матфею». Бах, виртуозно владеющий приёмами имитации и стилизации, не смог отказаться от такого фактурного инструмента, наделённого к тому же столь загадочным, хотя и негромким архаичным тоном.

Композиторы эпохи классицизма, в том числе Гайдн, также не забывали лютню. Правда, к этому времени её главные позиции сместились в область домашнего музицирования. К сожалению, уже во второй половине XIX века и из этой сферы её уверенно вытеснило фортепьяно.

Интерес к старинной музыке в XX веке во многом начал развиваться как интерес к лютне и лютневой музыке. Возможно, это было связано с «гитарным бумом» 50-х и 60-х (а ведь гитара – лютневый инструмент), возрождением традиции английской баллады и французского шансона... У своих истоков эти жанры были немыслимы без участия лютни.

Теорба(Theorbo)

Теорбо, или теорба – басовая модификация лютни,- появилась в Италии в конце XVI века и получила широкое распространение. И сейчас можно наблюдать теорбу в качестве участницы исполнения цикла «Времена года» Антонио Вивальди и другой барочной музыки вполне современными составами.

Этот величественный инструмент (почти двухметрового роста) имеет набор мелодических струн, настроенных как у лютни, и набор более длинных, свободно вибрирующих басовых (бурдонных) струн, образующих диатонический звукоряд. Каждому набору струн соответствует своя головка с колковой коробкой. Общее число хоров – 13 или 14. В XVII и начале XVIII веков теорбо изредка использовался как сольный, чаще – как аккомпанирующий инструмент, особенно при реализации цифрованного баса. Не которые исследователи считают теорбо разновидностью китаррона, который не удастся обойти вниманием – настолько это впечатляющее сооружение!

Китаррон (Chitarrone)

Китаррон (иногда инструмент называют китарроне, а иногда – архилютней) не просто инструмент. Это зрелище! Один юный скрипач, впервые увидав китаррон, обомлел: «Господи, да разве ж его настроишь когда-нибудь?!» И действительно, одна колковая коробка двухметрового китаррона предназначается для 11 (иногда более) струн, идущих вдоль грифа, другая (на конце шейки) – для 8 свободно вибрирующих басовых струн.

Китаррон был распространен в конце XVI и первой половине XVII веков, преимущественно в Италии; использовался главным образом для сопровождения сольного пения.

Продолжение в следующем номере

лира в человеческий рост

Альтернативные описания

. «обнаженное фортепьяно»

Многострунный щипковый музыкальный инструмент

Музыкальная решетка

На каком инструменте блистательно играл кельтский бог Луг

Стихотворение М. Лермонтова

Струнный инструмент, предпочитающий женские руки

Струнный музыкальный инструмент, на котором играла Ксения Эрдели

Инструмент Эола

Голый рояль

Многострунка из оркестра

. «симфонические гусли»

Повесть американского писателя Трумэна Капоте «Лесная...»

От названия какого инструмента произошло слово «арпеджио»?

На каком музыкальном инструменте играла Вера Дулова?

На каком оркестровом инструменте можно взять самую низкую ноту?

Струнный щипковый музыкальный инструмент

Название этого музыкального инструмента происходит от слова «горб»

Выросшие гусли

Музыкальный инструмент Т. Догилевой из фильма «Прохиндиада, или бег на месте»

Кто прародитель всех струнных инструментов?

Музыкальный инструмент, попавший в национальный герб Ирландии

Музыкальный инструмент Эола

Стих Лермонтова

Оркестровая многострунка

Многострунка

Прабабушка рояля

Инструмент Дуловой

Треугольник со струнами

Концертные гусли

. «разросшиеся» гусли

Эолов инструмент

Эолова...

Стоячие «гусли»

Инструмент с 47 струнами

Инструмент Терпсихоры

Многострунный треугольник

Инструмент Ксении Эрдели

Струнный инструмент

Инструмент Веры Дуловой

Треугольный музыкальный инструмент

. «обнаженный» рояль, вставший на дыбы

Многострунный щипковый инструмент

. «обнаженный» рояль по вертикали

. «стриптиз» рояля

Музыкальный инструмент

Рояль после уплаты налогов

Инструмент миннезингеров

Самый женский музыкальный инструмент

Гусли по вертикали

Старшая «сестра» лиры

Стоячая рама со струнами

Вертикальная сестрица гуслей

47-струнка с педалями

Современная лира

Древнейший музыкальный инструмент

Маньчжурский ячмень

. «сугубо дамский» инструмент

На ней играли первые арпеджио

Струнная рама с дамой

Стриптиз фортепиано

Большой струнный музыкальный инструмент

Струнный музыкальный инструмент

Струнный щипковый музыкальный инструмент

Стихотворение М. Лермонтова

. "Голый" рояль

. "Обнаженный" рояль по вертикали

. "Обнаженный" рояль, вставший на дыбы

. "Симфонические гусли"

. "Стриптиз" рояля

. "Сугубо дамский" инструмент

. "Обнаженное фортепьяно"

Ж. стоячие гусли; музыкальное струнное орудие треугольником, с ножкою на долгом углу; объем арфы в шесть октав, для полутонов есть подножки; струны (металлические и кишечные) перебирают пальцами. Арфные, арфовые звуки. Арфичные ноты. Арфист м. -тка ж. игрок на арфе. Эолова арфа, долгий ящик из тонких дощечек, с двумя или более струнами; она сама звучит на сквозном ветру. Название созвездия. Проволочные или бечевочные грохоты для просевки садовой земли

Кто прародитель всех струнных инструментов

Музыкальное орудие, в роде стоячих гуслей, на котором играет ветер; согласные звуки сами друг другу отзываются

Музыкальный инструмент Т. Догилевой из фильма "Прохиндиада, или бег на месте"

Название этого музыкального инструмента происходит от слова "горб"

От названия какого инструмента произошло слово "арпеджио"

Повесть американского писателя Трумэна Капоте "Лесная..."

Самый женский музыкаль. инструм.

Старшая "сестра" лиры

Стоячие "гусли"

Струнный инструм.

У гитары струн 7, а у нее - 47

Стоячие гусли

. "Обнажён." рояль, вставший на дыбы

Многострунный щипковый инструм-т

Самый женский музык. инструмент.

Мешанина из слова "фара"

. "Обнажённый" рояль по вертикали

Самый женский музык. инструмент

. «обнажен.» рояль, вставший на дыбы

Мешанина из слова «фара»

Анаграмма к слову "фара"

Рота, кельтский струнный инструмент

или крота - средневековый кельтский струнный инструмент, корпус которого напоминает колесо. Р. раннего периода имела большое число струн (до 17), которые задевали плектром. Р. произошла от лиры. Позднее число струн стало уменьшаться (до 3), а плектр был заменен смычком. В манускрипте аббатства св. Блеза, относящемся к VIII в., находится изображение Р. с одной струной. В эпоху владычества мавров в Испании и крестовых походов Р. слилась с арабским трехструнным инструментом ребабом, получив название "Fidula" (от лат. слова fides - струна). Это название впоследствии перешло в fidel, viel, viola; вот почему Р. и ребаб считаются родоначальниками виолы, из которой развилась скрипка - violino, т. е. малая скрипка. Играющий держал Р. как держат нашу скрипку.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Рота, кельтский струнный инструмент" в других словарях:

    Инструмент - получить на Академике рабочий купон на скидку Стройландия или выгодно инструмент купить с бесплатной доставкой на распродаже в Стройландия

    Или крота средневековый кельтский струнный инструмент, корпус которого напоминает колесо. Р. раннего периода имела большое число струн (до 17), которые задевали плектром. Р. произошла от лиры. Позднее число струн стало уменьшаться (до 3), а… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (ит. rota колесо). Высший папский суд, в котором судьи сидели кружком, а пол был выложен мозаикою кругами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РОТА (нем.). Часть батальона, имеющая около ста солдат.… …

    РОТА или КРОТА (Rotta, ratta, chrotta). Кельтский струнный музыкальный инструмент, происшедший от лиры; сначала имела большое число струн, а потом постепенно уменьшалась и дошла до трех, подобно арабскому ребабу. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка