Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Истории о вышитых полотенцах 19 век. История русского полотенца уходит корнями в самую древность

Районная конференция научно – исследовательских работ

ИСТОРИЯ О ПОЛОТЕНЦАХ

Россия, Челябинская область,

Чебаркульский район, д.Мельниково

Заварницына Елена, Лукина Анастасия

Зюзина Анна

Научный руководитель: Заварницына А.А

Педагог дополнительного образования

Мельниково

2009

  1. Введение ………………………………………………………………… 3
  2. Из истории полотенец……………………………………………. . 4
  3. Вышитые полотенца Евгении Григорьевны …………. . 7
  4. Полотенца в приданое…………………………………………… 9
  5. Вывод……………………………………………………………………… 1 0
  6. Описание практической части……………………………….. 11
  7. Используемые материалы и литература………………. 12
  1. ВВЕДЕНИЕ

Ежедневно нас окружает большое количество вещей, о происхождении которых мы даже, никогда не задумываемся. Среди этого количества вещей есть такой предмет, как полотенце. В каждом современном доме их большое количество. Мы вытираем полотенцами лицо и руки, ходим в душ, в баню. Также полотенце является необходимой вещью на кухне.

Мы решили провести исследование, откуда пришел в наш современный дом такой необходимый предмет ежедневного быта, как полотенце. В нашей работе мы использовали материал энциклопедии «Русская изба», а также рассказы местных жителей.

Цель работы:

Выяснить откуда пришел к нам такой необходимый предмет быта, как полотенце в жизни русской деревни.

Задачи исследования:

  1. Найти и изучить литературу, в которой упоминается о происхождении и использовании полотенец.
  2. Провести опрос местных жителей на предмет старинного использования полотенец.
  3. Найти старинные вышитые полотенца.
  4. Восстановить одно из найденных полотенец для сохранения и передачи будущим поколениям.

ИЗ ИСТОРИИ ПОЛОТЕНЕЦ

Предполагается, что полотенце произошло от тканного пояса. Поверхность пояса, изготовленного на ткацком стане, увеличилась, а горизонтальный орнамент стал вытеснять более древний – вертикальный. Постепенно пояс стал шире и превратился в полотно. Простейшая форма полотна – это полотенце.

Полотенце – это полотнище белой ткани, домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, блестками, тесьмой, бахромой.

Рукотерка – кусок белой холщевой ткани для вытирания лица и рук, после умывания, а также для вытирания после мытья в бане. В отличие от полотенца рукотерка была короткой и мало украшенной.

Рушник, тоже, что и полотенце. От трубы беленого полотна рушили (резали) полосу длиной 4 метра отсюда и название пошло- рушник.

Рушник в доме- царь. Каждому рушнику – свой узор, каждому узору – свое значение.

Молельный рушник- рушник с вышитой молитвой вывешивался над иконами в красном углу.

Крестильное полотенце, вышивали для крещения ребенка.

Свежий хлеб из печи сажали - на бранном полотенце, его маками по полю вышивали.

Рукобитное полотенце вышивали на сговор молодых.

Молодые в церкви на венчальное полотенце коленами вставали, такие полотенца крестами и голубками вышивали.

Полотенца чтили на Руси, от дедов к внуком передавали, из пожаров вытаскивали. Красивые рушники годами расшивали. Более двухсот строчных швов вышивальщицы знали. Чтобы быстрей к празднику - вышивали одностороннее, а девушка к свадьбе - двустороннее вышивала. Узелки на вышивке нельзя было оставлять, считалось, что они могут привести к ссоре.

Мелкие огрехи также нельзя было перепарывать, чтобы не вносить беспорядок в судьбу.

Красная изба не углами, а пирогами. Углами тоже красна Русская изба.

Полотенца использовались для праздничного убранства избы. Они вывешивались на стены, зеркала, иконы к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество Христово. Кроме того, полотенца вывешивались во время свадеб, на крестинном обеде, в день трапезы по случаю возвращения с воинской службы или приезда долгожданной родни.

Полотенца обычно изготавливали в домашних условиях и очень редко приобретали в лавках или на ярмарках. Каждая крестьянская девушка могла выткать необходимый для полотенец тонкий белый холст и орнаментировать его так, как это было принято в ее деревне.

По обычаю полотенца являлись необходимой частью девичьего приданного. Полотенцами украшали дугу лошади в свадебном поезде. Длинный холст стелили у входа в церковь, по нему шли молодые. «Поколенным полотенцем», то есть побывавшим на свадьбах матери и бабушки, сваха покрывала плечи невесты. Полотенце использовались невестой в качестве фаты. Накинутое на голову должно предохранить ее от дурного глаза, порчи в самый ответственный момент жизни. Полотенце применялось в обряде «соединения молодых» перед винцом: им связывали руки жениха и невесты «на веки вечные, на годы долгие»

Полотенцем одаривали бабку – повитуху, принимавшую роды, куму и куму, крестивших младенца. Полотенце присутствовало в обряде «Бабина каша», который происходил через несколько дней, после рождения ребенка. Им прикрывали горшок с кашей, совместное поедание которой рассматривалось как закрепление родственного союза и включения в него новорожденного.

Однако особую роль играло полотенце в погребально – поминальной обрядности. Вышитые полотенца вешали над головой покойного, которого клали в красном углу. Оно должно было оставаться висеть под иконами в течение сорока дней. Полотенца привязывали к дуге лошади в похоронном поезде. На них опускали в могилу гроб.

Все эти действия с полотенцем были широко распространены в русской деревне, в их основе лежали древние мифологические представления славян. Полотенце выступало в качестве оберега, знака принадлежности к определенному семейно – родовому коллективу, осмыслялось как предмет, воплощавший души предков «родителей», внимательно наблюдавших за жизнью живых.

Такая символика полотенца исключила использование его для вытирания рук, лица, пола, посуды. Для этой цели пользовались рукотерником, утиркой, утиральником и т.д.

ВЫШИТЫЕ ПОЛОТЕНЦА ЕВГЕНИИ ГРИГОРЬЕВНЫ

Чтобы найти какие- то факты, более позднего использования полотенец мы отправились в гости к жителям – старожилам деревни Мельниково и села Травники.

Первая кого мы посетили, была жительница с. Травники Шумихина Евгения Григорьевна.

Молодость Евгении Григорьевны прошла в д. Туманы, Кировской области. В ее семье ткань для полотенец изготавливали сами. Полотно ткали такой ширины, какая была необходима для изготовления полотенца. Евгения Григорьевна показала нам домотканое полотно, изготовленное на ткацком стане, еще ее мамой. Астраханцевой Анной Федоровной, 1910 года рождения (проживала д. Туманы, Кировской области). Точную дату изготовления полотна Евгения Григорьевна не помнит, но предполагает, что было это примерно в 40- годах. Готовое полотно украшали вышивкой и кружевом.

Вышитыми полотенцами дом украшали. Перед большими праздниками (Пасха, Рождество и т.д.) избы обязательно белили, или и только после этого по всей избе развешивали полотенца. Самые красивые полотенца вывешивали в красном углу. Полотенцами также украшали зеркала, старые фотографии или просто развешивались по стенам избы.

К свадьбе девушка должна была вышить большое количество полотенец. По количеству полотенец и красоте вышивок на них судили об умениях невесты и о достатке семьи. Полотенца приносили в дом жениха, и развешивали по стенам, чтобы люди могли полюбоваться на работу невесты, оценить ее вкус и трудолюбие. На свадьбе невеста одаривала полотенцами свекра и свекровь, родственников и дружков жениха, а также подружек.

С давних времен и по нынешние времена полотенца остаются белые, без вышитых узоров полотенца. На полотенцах несли гроб, отдавая последнюю дань уважения умершему, на них опускали гроб в могилу. После проведения похорон, полотенца раздавали односельчанам, а вышитое полотенце вешали на крест, и оставляли на кладбище.

В будние дни для вытирания лица и рук использовали простые полотенца без вышивки. И только в редких случаях, в большие праздники гостям могли подать вышитое полотенце, но вышивка на таком полотенце была совсем простая. Полотенца используемые на кухне для вытирания посуды также не орнаментировались вышивкой.

Евгения Григорьевна показала нам несколько полотенец.

Одно из полотенец выполнено»тамбурной вышивкой» при помощи крючка. Евгения Григорьевна рассказала,… что это полотенце она вышивала вместе с мамой в возрасте 8- 10 лет, когда они еще проживали в Кировской области. На этом полотенце Евгения Григорьевна училась искусству вышивания. Вышивка выполнена нитками светлых тонов на ярко – красном поле ткани, которая вставлена в белую основу полотенца, обработанную фабричным кружевом. Возраст этого полотенца составляет примерно 60 лет.

Следующее полотенце было вышито чуть позже. Вышивка по ткани выполнена швом «сложный крест», края полотенца отделаны филейным вязанием, выполненным при помощи крючка. Полотенце использовалось для украшения избы.

Еще одно полотенце, показанное нам Евгенией Григорьевной, выглядит совсем скромно. Вышивка на нем выполнена швом «простой крест» и вытянута в узенькую линию, расположенную по самому краю полотна. Вполне возможно, что именно такие полотенца использовали для вытирания лица и рук. Все полотенца, показанные нам Евгенией Григорьевной, выполнены из домотканого полотна.

Очень интересное полотенце мы нашли у Лебедевой Анны Ивановны, проживала в селе Русская Теча, Красноармейского района, Челябинской области.

Полотенце было сделано специально для украшения икон красного угла. Края полотнища полотенца соединены между собой. По низу полотенце орнаментировано двумя полосами вышивкой. Вышивка выполнена швом «сложный крест». Между полосами вышивки и по низу полотенца вставлены узоры филейного вязания, по бокам также располагается вышивка. Основа полотенца выполнена из ткани фабричного производства.

ПОЛОТЕНЦА В ПРИДАНОЕ

Евдокия Петровна достала с дальней полки шифоньера несколько полотенец. «Раньше молодежь гуляла мало, девушки сидели дома, занимались рукоделием, готовили себе приданое.

Мы с моей подругой Печенкиной Валентиной (1935 г.р.) помогали, друг другу собирать приданое. Подруга хорошо вышивала, а я умела вязать крючком кружева. Когда я собралась замуж, подруга вышила мне в подарок два полотенца, а я обвязала их крючком».

Полотенца, представленные Кашигиной Евгенией Петровной вышиты двусторонним гладьевым швом, основа полотенец выполнена из ткани приобретенной в магазине, края полотенца обработаны филейным вязанием. Полотенца были сделаны примерно в 1957 – м году, к свадьбе Евдокии Петровны.

Евдокия Петровна разворачивает еще одно полотенце. «Это полотенце принадлежало моей свекрови Кашигиной Наталье Михайловне (193 г.р.). Свекровь рассказывала, что полотенце было вышито для свадебного обряда и перешло ей еще от ее мамы. А свадьба У Натальи Михайловны была необычной, она состоялась как раз в тот день, когда умер В.И.Ленин. В стране был объявлен траур, все увеселительные мероприятия были запрещены. Но так как к свадьбе было уже все готово, то родители решили свадьбу не отменять. Свадьбу провели скромно, тихо, без лишнего шума и веселья, в кругу семьи.

Полотенце, принадлежащее Кашигиной Наталье Михайловне, вероятнее всего тоже выполнено из ткани, приобретенной в магазине. Вышивка на полотенце выполнена швом «простой крест», в традиционных для старинной вышивки цветах: красном и черном. В центре вышивке изображен венец с инициалами внутри. Мы предположили, что венец с буквенными инициалами внутри, дает права предположить, что полотенце действительно имеет отношение к свадебному обряду. Веней выполнен швом «сложный крест», также в красно – черных цветах. Края полотенца обработаны кружевом фабричного производства.

У полотенец Евдокии Петровны есть еще одна интересная особенность, вот уже много лет они пользуются большим спросом у жителей нашей деревни. Редкая свадьба проходит без полотенец Евдокии Петровны. На некоторых свадьбах полотенца повязывают свидетели, сопровождающие жениха и невесту, а иногда на них подают хлеб соль при встрече молодых.

Примерно в 60-ых годах в деревенский быт стали входить полотенца фабричного производства, постепенно вытеснив вышитые, они прочно вошли в современный быт человека. Но культура пользования полотенцами сохранилась. С большими мягкими и красивыми полотенцами мы ходим в душ, баню. Полотенцами попроще, мы вытираем лицо, а для рук и на кухне используем вафельные полотенца. Но в нашей современной жизни не забыты и старые вышитые полотенца. Их по – прежнему используют в проведении современных свадеб. Неизменным остаются полотенца и в проведении похоронного обряда.

ВЫВОД: таким образом, полотенца занимали особое место в культуре русской деревни, они сопровождал человека всю его жизнь. На полотенце принимали новорожденного, на полотенцах провожали человека в последний путь. Особенно много должно быть полотенец в приданом девушки. Каждое старинное полотенце читается по – своему, имеет свое значение, но все они несут солнечную энергию радости, счастья, добра, любви и благополучия.

ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

В практической части нашей работы мы попытались восстановить одно из найденных нами полотенец, принадлежащее Кашигиной Наталье Михайловне. В ходе этой работы мы освоили декоративные швы, используемые в вышивании «простой крест», использовали умение филейного вязания крючком.

Прежде чем приступить к работе, мы изучили рисунок на полотенце и предположили, что рисунок был выполнен по счету нитей, без использования канвы.

Затем мы постарались как можно точнее перенести схему рисунка на бумагу в клетку, немного исправив его и сделав более симметричным.

За основу полотенца использовали хлопчатобумажную бязь, приобретенную в магазине. Для того чтобы вышить схему рисунка более правильно и точно, по краям полотенца пришивали канву.

Рисунок на полотенце выполнен в традиционных красно – черных тонах.

Края полотенца отделаны вязаным кружевом. Кружево связано в технике «филейного вязания крючком».

Вышивку на полотенце сделали Зюзина Аннв и Лукина Анастасия. Обвязку крючком по краю полотенца выполнила Заварницына Елена.


Сегодня трудно представить себе значение вышивки в жизни старой русской деревне. Все, что окружало человека в каждодневном его быту, было заботливо украшено трудолюбивыми руками. Особенно нарядными были женские праздничные одежды. А так же вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь.

Вышитыми тканями украшали крестьянский дом: на стол постилали скатерти-столешники, кровать застилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор. В праздники и дни семейных торжеств самые красивые полотенца-рушники развешивали вдоль стен, вешали на окна, на божницу.

В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов. На протяжении веков ему придавалось важное образно-символическое значение. Важные события в жизни народа никогда не обходились без рушников. Наверно, во всем декоративном искусстве нет другой такой вещи, которая бы концентрировала в себе столько разнообразных символических значений.

Что же именно сделало рушник постоянным участником всевозможных традиций? Отчасти это связано с тем, что рушник благодаря своей форме является символом пути, жизненной дороги, из-за чего он неизменно использовался во всех ритуалах, связанных с обрядами перехода - будь то рождение, крестины, свадьба, проводы в дальний путь или ритуалы погребения.

Присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, сакральностью, добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, внушало почтительное и трепетное отношение, делало его оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, символы, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение.

Не менее сорока вышитых полотенец должна была приготовить каждая девушка себе в приданное. Самое большое и нарядное - жениху в знак согласия невесты и ее родителей на свадьбу. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой изукрашенное полотенчико клали жениху в шапку. Полотенцами одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: использовали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими «намечены»: жених и невеста держали полотенца в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди, поезжане - на свои головные уборы. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцами.

Свою особую роль оно играло в родильных и крестильных обрядах. А когда умирал человек, полотенце повязывали ему на шею и вкладывали в правую руку, покрывали полотенцем гроб и на полотенцах опускали его в могилу. В течение сорока дней после смерти полотенце выкладывали на подоконник, веря, что в нем «отдыхает» душа умершего. А в дни поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы «пришедшие» умершие родители по нему вошли в дом.

С принятием христианства появилась традиция украшать иконы рушниками, которые имели название божники („набожники”, „наобразники”). Как правило, иконы вешались на покутье, поэтому эти рушники назывались «покутными». Длина их достигала трех метров и более.

На большие праздники - Рождество, Пасху, храмовый праздник, к свадьбе - хаты обвешивали более украшенными рушниками - праздничными, а в пост - „постовыми”, чисто белыми или с украшенными краями, чаще темных цветов.

Сегодня я хочу рассказать о рушниках, истории возникновения, значениях и народных традициях на Руси, с ними связанных. Меня чрезвычайно интересует история народной вышивки, с удовольствием расскажу, и покажу фото. Мы никогда не узнаем, кто начал первым вышивать, но возникнув в древности, искусство вышивки крестом, стало любимым рукоделием русских женщин. Народные традиции, связанные с любимыи творчеством, вызывают у меня особый трепет, желание побольше узнать.

Рушники — история возникновения

В разные времена, вышивали нитями конопли, хлопка, льна, шелка и натуральным волосом. Не так давно, на территории России археологи обнаружили фрагменты одежды, относящиеся к IX-XII векам, вышитых золотом.

Вышивали рукодельницы полотенца, постельники, головные уборы, повседневную одежду и праздничные наряды.

Но вышитые крестом полотенца — это не только предмет быта. За многие века вышивка стала неразрывно связана со старинными обрядами и обычаями русского народа. Каждый рушник имел свое значение.

Значение рушников — фото

С раннего детства девочек обучали искусству вышивания, и к 13-15 годам они становились настоящими мастерицами. По вышивке судили, насколько хозяйственна и трудолюбива будущая невеста. Приданное девочки вышивали сами, и во время сватовства будущие родственники внимательно рассматривали его.

Ни одна свадьба на Руси не обходилась без рушников, традиции соблюдались свято.

Молодых встречали караваем, красующимся на расшитом красными и золотыми нитями полотенце. Во время венчания молодые становились на венчальный белый рушник. Руки невесты и жениха связывали «союзным» рушником, на которых вышивались имена жениха и невесты, слова «Совет да любовь», «На счастье». Как символ жизненного пути, по которому вместе пойдут муж и жена.

Свадебные полотенцасохранялись в семье, передавались из поколения в поколение, от матери к дочери.

Вышитыми крестом полотенцами украшали иконы, это были длинные домотканые холсты с узорами на концах, или вышивкой вдоль одной стороны. Божник вышивался обычно с преобладанием голубого цвета — цвета Богородицы. Обязательно вышивали две начальные буквы от имени Б.М. (Богородица Мать) или И.С. (Иисус Христос).

Были и специальные хлебные полотенца-хлебники. На них клали хлеб, поскольку положить хлеб на непокрытый стол считалось большим грехом.

Визитные полотенца говорили о достатке в доме, оберегали жилье от злых сил. Их вешали в горнице, украшали двери, окна, углы.

Вышитые полотенца для крестин обязательно вышивала крестная мать. Она вышивала их в светлых и ярких красках, чтобы жизнь у ребенка получилась счастливой и радостной. Черный цвет не использовался никогда.

Помню, в детстве, в нашем доме был рушник, от старости он стал тоненьким, мать вырезала середину и сшила. Сколько лет ему было, и кто вышивал, я не знаю, и мне ужасно жаль. Интересно, в вашей семье имеются рушники и традиции, связанные с ними? И знаете ли вы историю возникновения и значения их?

information]Интересном рукоделие:




Солнце Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).








Конь Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.


Дерево Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо- дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.






Родильное полотенце Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.






Вытиральное полотенце У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.


Свадебное полотенце На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Вышивали на них птицу-паву в знак любви, дополняли вышивку растительными элементами и маленькими птичками. Это пожелание молодым добра и счастья.


Погребальное полотенце И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души. Знак перекликается с символом земли, но ромб, состоящий из трех пар пересекающихся линий, оставался внутри пустым.




Вокруг нас много вещей, к которым мы так сильно привыкли, что часто не придаем им никакого значения. В первую очередь это касается полотенца – человек использует его постоянно на протяжении всей своей жизни: с младенчества и до самой смерти. В фондах Художественно-исторического музея имеется большая коллекция рушников.

Зачастую бытует мнение, что слово «рушник » происходит от хорошо известного слова «рука», то есть рушник – это полотенце для рук. Однако это не так, ткань для вытирания рук называли полотенцем, рукотёркой, утиркой и даже ручником, но не рушником. Последний по сравнению с полотенцем для рук украшен более изысканным и дорогим декором: вышивка, тесьма, ленты и кружева. Таким образом, изначально рушник – оторванный кусок ткани, который украшали вышивкой и использовали в ритуалах и обрядах. То, что кусок полотна отрывали, а не отрезали, вполне логично, поскольку ткачество возникло гораздо раньше, чем появились в обиходе ножи и ножницы. Для того, чтобы выкроить рушник нужной формы (в ширину 35- 40 см, а в длину от 3 до 5 метров), на полотне делался надрез острым камнем, а затем ткань уже рвалась руками.

Издавна рушник считался многозначным и символичным изделием. Им украшали быт, но кроме этого, рушник нёс в себе некое напоминание о родственных связях с предками. Ведь если посмотреть на вышитые узоры, то можно смело предположить, что это не просто красивые рисунки, а зашифрованная история о жизни предков. Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой смысл и имел четкое предназначение.

Обыденные рушники вышивались в течение одного светового дня. Таким рушникам приписывали обережные, защитные свойства. Создавались они исключительно в течение светового дня, когда злые силы тьмы не могли им повредить. Такие рушники использовались в различных обрядах, например, когда начиналась засуха или мор скота. Такие рушники никогда не ткали заранее, а только в день использования в обряде.

Если вспомнить известную присказку «скатертью дорога», которое имеет сейчас негативное значение, то раньше, таким образом, путникам желали счастливого пути. А связано это с особыми, подорожными рушниками. Небольшие, со скромной вышивкой, они давались в дорогу тем, кто покидал родной дом, отправляясь в странствие: воинам, торговцам, путешественникам. Подорожный рушник олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.

На родильный рушник повитуха принимала новорожденного, а на крестины вышивали крестильный рушник, на котором ребёнка несли в храм и вытирали после окунания в купель. После крестин из этого рушника могли сшить первую детскую рубаху, а могли хранить до свадьбы, или даже до похорон. После смерти рушники сопровождали человека и при его погребении - на них несли гроб, вешали на могильный крест.

На большие ежегодные праздники вышивались особые праздничные рушники. Например, на Масленицу в благодарность за угощение хозяев дома одаривали рушником-блинником . Пасхальные рушники предназначались для выпеченных куличей, хлебов и похожи на хлебосольные рушники, но отличаются орнаментом – на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскреси) и символы яйца. «Божником » называли рушник, обрамляющий иконы.

Свадебных рушников насчитывается около 40. Но главными считались всего пять: родительский рушник, союзный рушник, «божник », венчальный рушник и хлебосольный рушник.

Издревле изготовление свадебных рушников считалось обязанностью невесты. Наши предки воспринимали рушник как полотно, на котором красной нитью изображалось прошлое, настоящее и будущее. Считалось, что, вышивая свадебный рушник, невеста вышивает своё семейное будущее, поэтому приниматься за вышивку позволялось только с благими мыслями и хорошим настроением.

Из всего сказанного выше следует, что рушник играл в жизни славян важную роль, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней.