Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Апельсиновый тренинг. Приятного Вам аппетита! Упражнение « Поровну или по честному» « Мы делили апельсин Много нас, а он один… Солнечные апельсины упражнение

  • Теги:
  • Материалы для воспитания и развития
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет

Упражнение «Ласковый мелок»

Существует хорошее развлечение - рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры.

Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце ласковым мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь, сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

Упражнение «Апельсин»

Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребенка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет апельсин в руку и начнет выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд).

«Разожми кулачок, откати апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая… мягкая… отдыхает...»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточно одного раза (с левой и правой рукой).

Упражнение «Сдвинь камень»

Ребенок лежит на спине. Попросите его представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 секунд).

Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая… мягкая… отдыхает...». То же самое проделывается с левой ногой.

Упражнение «Черепаха»

Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите ребенка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря - по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (ребенок сильно напрягает спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и так же напрягает шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5~10 секунд).

Упражнение «Расслабление в позе морской звезды»

Это упражнение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления.

Желательно упражнение выполнять под музыку. Ребенок ложится расслабленно в позе морской звезды. Попросите ребенка закрыть глаза и представить место, где он любит отдыхать, где он всегда себя хорошо и безопасно чувствует. Это может быть реальное место или вымышленное. Затем пусть он представит, что находится в этом месте и делает в этом месте то, от чего он испытывает радость и удовольствие (в другом варианте – то, что хочется).

Продолжительность упражнения 1-2 минуты. В конце упражнения попросите ребенка открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вздохнуть и встать.

Эти упражнения помогут снизить тревожность и научат ребенка управлять своими эмоциями.

1. Упражнение «Ласковый мелок»

Есть хорошее развлечение - рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Эта игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т.к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому лучше использовать модификацию данной игры.

Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце ласковым мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь, сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

2. Упражнение «Апельсин»

Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребенка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет его в руку и начнет выжимать сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд). «Разожми кулачок, откати апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая… мягкая… отдыхает…»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточно одного раза (с левой и правой рукой).

3. Упражнение «Сдвинь камень»

Ребенок лежит на спине. Попросите его представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая… мягкая… отдыхает…» То же самое проделывается с левой ногой.

4. Упражнение «Черепаха»

Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите ребенка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря - по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая… Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (ребенок сильно напрягает спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и так же напрягает шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5-10 секунд).

5. Упражнение «Расслабление в позе морской звезды»

Это упражнение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления.

Желательно упражнение выполнять под музыку. Ребенок ложится расслабленно в позе морской звезды. Попросите его закрыть глаза и представить место, где он любит отдыхать, где он всегда себя хорошо и безопасно чувствует. Это может быть реальное место или вымышленное. Затем пусть он представит, что находится в этом месте и делает в этом месте то, от чего он испытывает радость и удовольствие (в другом варианте – то, что хочется).

Продолжительность упражнения 1-2 минуты. В конце упражнения попросите ребенка открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вздохнуть и встать.

Мила ПЕТКО - финалист Всеармейского конкурса психологов ВС РФ 2013 года в Североморске разместила в известной социальной сети фотографии "Апельсинового тренинга" Анны ШУВАЕВОЙ на сборе психологов Южного военного округа, что и сподвигло меня на данную публикацию.

Михаил КИПНИС «Апельсиновый тренинг".
От автора.

"АПЕЛЬСИНОВЫЙ ТРЕНИНГ"?! Хм-мм-м… Почему апельсиновый?
А какие ассоциации со словом "апельсин" возникают у Вас, читатель?
Предлагаю Вам такой эксперимент: прежде, чем перевернуть страницу, запишите ниже, на пустых строчках то, как вы сами ответили бы на этот вопрос?

ИТАК, "АПЕЛЬСИНОВЫЙ" – ЭТО:
1)…………………………………………………..
2)…………………………………………………..
3)…………………………………………………..
4)……………………………………………………
5)……………………………………………………
6)……………………………………………………
7)……………………………………………………
8)...............................................................................
9)...............................................................................
10)………………………………………………….

Теперь можно перевернуть страничку и сравнить ваши ассоциации с теми, которые возникли у меня.

"АПЕЛЬСИНОВЫЙ" ДЛЯ МЕНЯ – ЭТО:

1) " Экзотический... Нестандартный... " Ведь там, где прошло моё детство, апельсины появлялись на несколько месяцев, а затем исчезали до следующего года!

2) "Праздничный". С запахом апельсина связана встреча Нового года , подарки, радость школьных каникул.


3) "Нескучный". (Смотри первый + второй пункты!). А тренинг ведь и должен быть нескучным, праздничным, нестандартным … Верно?!

4) Оранжевый – цвет энтузиазма… "Активный", "будоражащий", "энергичный". Именно так я воспринимаю оранжевый цвет апельсиновой кожуры. Яркое пятно праздника на прилавке буден! Хороший тренинг – это энергичный тренинг. Это активность и "экшн".

5) Цвет апельсина – это сочетание красного и желтого цветов. Имя фрукта тоже произошло из объединения двух понятий "Яблоко" и "Китай": апельсин – "китайское яблоко" . Сочетание элементов - синергия, в результате которой из отдельных смыслов, характеристик, взглядов, умений, подходов, навыков… возникает что-то новое, – не это ли мы ищем в тренинге?!

6) По структуре апельсин напоминает тренинговую группу. В целом фрукт – это теснота и совокупность его долек. Каждая по-своему хороша и вкусна, но только все вместе – это АПЕЛЬСИН.

7) Апельсин – фрукт, освежающий и "витальный" (т.е. "жизненный, имеющий отношение к жизни ") - недаром он считается кладовой такого важного в нашей жизни витамина С.

8) И ещё о вкусе… Вы ели когда-то чрезмерно сладкий апельсин? Я – нет! Поэтому и апельсиновый вкус (кисло-сладкий, лёгкий, не приторный) так "подходит", на мой взгляд, для тренинга. Можно ли насладиться "слащавой атмосферой" в группе?! Бр-ррр!

9) Упругость... Хороший спелый свежий апельсин – жив и упруг, как теннисный мячик. Его хочется помять. Потискать , ощущая сопротивление кожуры и запах выделившегося эфирного масла. Им можно бросить, как снежком, в приятеля, можно передать по кругу, ощущая свежесть и сочную наполненность формы

10) Кто-то сказал, что "оранжевый цвет на кухне возбуждает аппетит"…
Мы не на кухне, но без аппетита, без желания тренинг – не тренинг, а одно мучение!
Так что приступим к работе и… приятного Вам аппетита!!!


На фото "Апельсиновый тренинг" от Анны ШУВАЕВОЙ на сборах психологов Южного военного округа.

Сперва, по доброй традиции, несколько "ледоколов", "энерджайзеров" - упражнений-игр, которые позволят быстро и эффективно встряхнуть группу , развлечь или же наоборот - настроить её на рабочий лад, сконцентрировать внимание на групповой задаче.. Однажды один из участников тренинга назвал такие задания "аперитивом" – по аналогии с напитком, возбуждающим аппетит.

"ЦВЕТНЫЕ ИМПРОВИЗАЦИИ"

Это упражнение-игра замечательно "размораживает" группу, развивает творческое мышление, даёт простор фантазии, "провоцирует" улыбки и просто хорошее расположение духа.

Проводить её можно в кругу, переходя от участника к участнику по часовой стрелке, а можно дать волю спонтанности и творческому хаосу: пусть тот, у кого созрела идея, представит её вне зависимости от очередности!

Задание: "сыграть" оранжевый цвет любым способом, в любом жанре, не повторяя идеи товарищей по группе! Попробовав провести в группе эту игру, вы будете приятно поражены многообразием идей. Я видел, как цвет танцевали, пели его, свистели, показывали через гримасу, через парное общение, через "живую скульптуру", с помощью пантомимы...

" АЛЕКСЕЙ, АПЕЛЬСИН, АМСТЕРДАМ "

Незамысловатая и весёлая игра-знакомство, позволяющая создать легкую атмосферу, без труда выучить имена, развить ассоциативное творческое мышление .

Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады , в которой: первое слово – его имя, второе – блюдо (желательно – которое он любит!), заключительное слово – название города.

Закавыка в том, что все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника , к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее!

"РЫБА ПЛЫВЁТ-ПЛЫВЕТ"

Это упражнение и на групповое взаимодействие, и на координацию , и на чувство ритма, и на внимание, и... отличная "разогревающая" игра! Группа сидит в кругу.

Текст, который будет передаваться по кругу, не сложен: "Одна (две, три...) рыбы, два (четыре, шесть...) глаза, один (два, три, четыре...) хвост, плывет-плывёт (эта часть должна повторяться столько раз, сколько рыб "находятся в игре". То есть, если плывут три рыбы, то "плывёт-плывёт" будет произноситься трижды - по очереди тремя людьми, если плывут 5 рыб, то и "плывет-плывет" будут говорить по очереди пять человек...)".

Игра происходит от ведущего по часовой стрелке. Ведущий начинает (и вся группа делает те же движения в одном с ним ритме!!! Текст подключается к единому ритму и движениям, которые сопровождают всю игру от начала до конца).

- Ведущий:(удар руками по коленкам, хлопок в ладоши, щелчок пальцами двух рук) Одна рыба...
- 1-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Два глаза...
-2-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Один хвост...
-3-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Плывет-плывет!

-4-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Две рыбы...
-5-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Четыре глаза...
-6-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук)Два хвоста...
-7-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Плывет-плывет...
-8-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Плывет-плывет!

-9-й: (удар руками по коленкам, хлопок, щелчок пальцами двух рук) Три рыбы...
И так далее!

"УПРАЖНЕНИЯ-КЛЮЧИ"

1) "АРТЁМ-АРТИСТИЧНЫЙ..."

Ещё одна игра на знакомство, предоставляющая игрокам возможность сделать комплимент себе, любимому . Задание не сложно – называя своё имя (по кругу), каждый присоединяет к нему эпитет – прилагательное, начинающееся с буквы имени...

Попробуем?! Артём – артистичный, Гена – героический, Михаил – мужественный, Ирина – интеллигентная, Татьяна – творческая, Лена – любящая, Павел – последовательный, Юля - ?...Света?...

После этого упражнения очень кстати может быть разговор о том, как мы себя воспринимаем? От чего зависит наша самооценка? Легко ли нам делать комплименты другим и... себе?

2) "ЧЕТЫРЕ ЭМОЦИИ".

Ресурсы: У каждого участника тренинга – ручка/карандаш и рабочий бланк.
Доска/флип-чарт, маркеры. Ход упражнения:

Каждый участник получает РАБОЧИЙ БЛАНК:
СЕРДИТЫЙ, ВОЗМУЩЕННЫЙ, ГНЕВНЫЙ, РАЗДРАЖЕННЫЙ
СЧАСТЛИВЫЙ, ЭНЕРГИЧНЫЙ, РАДОСТНЫЙ, УДОВЛЕТВОРЕННЫЙ
ИСПУГАННЫЙ, ОБЕСПОКОЕННЫЙ, ВСТРЕВОЖЕННЫЙ, ВОЗБУЖДЕННЫЙ
ГРУСТНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, ОДИНОКИЙ, ПОДАВЛЕННЫЙ, ОПУСТОШЕННЫЙ

Задание – индивидуальная работа участников с рабочим бланком в течение 10 минут.
-Вспомните прошедший день/неделю/месяц... Что происходило с Вами в этот период? Какие важные события? Какой эмоциональный настрой преобладал, иными словами - попытаться определить, в каком из "окон" они находились чаще, в каком - реже? В чем причина? Как они чувствуют себя в этом секторе? Что нужно, чтобы переместиться в другой, более эффективный/приятный/желаемый?

Это упражнение прекрасно выводит нас на разговор о стереотипном поведении, типичных эмоциях, о темпераменте, о текущих проблемах/перспективах/задачах... При работе в технике психодрамы таким способом можно определять протогонистов для психодраматической сессии.


3) "ТЫ ВЫГЛЯДИШЬ СЕЙЧАС..."

Ещё одно упражнение - ключ, развивающее эмпатию, "приглашающее" самораскрытие, саморефлексию в ответ на полученную "обратную связь" от партнера.

Группа разбивается на пары. В паре каждый из участников вначале получает время на оценку собеседника: обращает внимание на его особенности: внешний вид, поза, язык тела, жестикуляция, мимика...

Затем каждый из собеседников сообщает партнеру своё представление о его внутреннем психо-физическом состоянии.

"На мой взгляд, ты выглядишь сейчас, как человек, который чувствует себя не совсем в своей тарелке..."; "Я думаю, что у тебя был нелёгкий день. Ты выглядишь уставшим"; "Судя по твоей открытой и добродушной улыбке, тебе нравится то, что происходит на тренинге..."; "Я думаю, что тебе непросто сосредоточиться на задании, которое мы получили... Ты кажешься озабоченным, может быть, тебя беспокоит какая-то проблема?"; "Мне приятно видеть перед собой оптимистичного и заряженного энергией человека. Это поднимает и моё настроение, приглашает к сотрудничеству, общению..."

Важно заранее настроить группу на то, что в оценке партнера не может быть никакой критики, снисходительности, панибратства... Каждому предоставляется возможность попробовать высказать в интеллигентной и ненавязчивой форме свои ОЧЕНЬ СУБЪЕКТИВНЫЕ предположения о состоянии партнера.

На следующем этапе - просим отреагировать на предположения собеседника: согласиться или опровергнуть его мнение, поблагодарить за участие, удивиться проницательности... После прохождения всего цикла "предположение-ответ" партнеры в паре меняются ролями.

Это задание помогает тренеру начать разговор о невербальной коммуникации и о том, как мы можем "читать эмоции", понимать физическое состояние партнера, быть "эмпатичными" в общении. Это хорошая разминка перед тренировкой навыков приёма и передачи невербальных средств общения, кинеситической и проксемической информации , поступающей от собеседника...

Цель: 1. развитие креативности, эмпатии

2. Формирование умения бесконфликтного распределения ресурсов.

Оснащение: Для каждой игровой группы фарфоровая чашка (или подствечник), пачка печенья, сникерс, карандаш, набор фломастеров, брелок, мягкая игрушка, набор салфеток, предметов должно быть меньше, или чуть больше чем участников. Они должны быть разной ценности)

Группа делится на несколько команд(от 5 человек и более) Каждой группе выдается набор мелких подарков. Задача распределить(подарить) предметы между членами группы по справедливости. Время на выполнение 3 минуты. Распределив ресурсы члены каждой команды индивидуально анонимно заполняют анкету с перечнем следующих вопросов:

      удовлетворены ли вы распределением подарков;

      учтено ли было ваше мнение

Упражнение « Ударь или обними»

Цель: развитие эмпатии, формирование конструктивного поведения в конфликте.

Группе дается мячик. Выбранному человеку каждый из членов группы поочередно бросает этот мячик. А задача этого человека отбить силой(но не голову) брошенный мяч в того, кто кидал. Но участник не может мяч, а поймав его, подойти и обнять того, кто бросил. Потом он бросает мяч другому участнику и т.д.

Рефлексия

Комментарии

Тренер говорит о том, что в реальном жизни мы попадаем в разные ситуации, когда нас вольно или невольно провоцируют на конфликт. Иногда мы не идем на контакт, причиняя боль обратившегося к нам « с силой отбиваем в него мяч». Сегодня важно отметить, что лучше: «мяч в ребро» или обнять за плечи. Но выбор всегда есть.

Упражнение « Свечи»

Цели: формирование благоприятного психологического микроклимата в Т-группе, развитие эмпатии.

Упражнение способствует формированию духовного единства группы, актуализирует принцип «Здесь и теперь».

Участникам тренинга раздается 12 свечей. Каждая символизирует месяц года. Зажигая свечу « Январь», участники, начиная с того, кто её держит, по очереди рассказывают о ярких и значимых событиях этого месяца. Члены группы задают ему вопросы. Прйдя по кругу из рук в руки, свеча ставится на подготовленный поднос. Таким образом, количество свечей на подносе увеличивается. Участники проживают уходящий год вместе. .Хорошее «складируется» в дорожный импровизированный чемоданчик, изготовленный из цветной бумаги. Он будет рассматриваться как стартовый потенциал для личностного роста. На негативное, что было пережито за прошедший год(если о нем говорили участники) посмотрим как на определенный опыт, который надо пережить или как груз, от которого надо освободиться. Тренеру важно мягко, но торжественно произнести вселяющие надежду в каждого завершающие фразы, несущие в себе установку на позитив. Например, сказать о том, что на пламени горящих свечей сгорит все неприятное что было в прошлом, а их огоньки прольют свет на новые возможности, свершения пути к счастью и совершенству.

Уход от проблемы

Изменение проблемы

Изменение отношения к проблеме

В отличиях между этими стратегиями нам поможет разобраться наглядный пример. Итак, представьте себе ситуацию: Вы пришли в кинотеатр и настроились на просмотр интересного фильма. Фильм уже начался, а рядом с Вами оказался ворчливый и неспокойный сосед. Он вполголоса постоянно что-то комментирует, иногда отпускает замечания и в Ваш адрес, что, скорее всего, вызывает раздражение и агрессию.

Как поступить в подобной ситуации? Самый простой вариант – уход из стрессогенной зоны. Если кинотеатр полупустой и в зале есть свободные места, вполне логичным будет просто пересесть подальше от назойливого комментатора. Но что предпринять, если свободных мест в кинотеатре нет или сосед увидел в Вас благодарного слушателя и повсюду следует за Вами? У Вас остаются ещё как минимум два варианта: изменение проблемы и изменение отношения к ней.

То, что Вы можете сделать – это попытаться изменить поведение соседа, обратившись к нему с просьбой вести себя потише. Если это не подействует, можно предупредить его, что Вы позовете администратора, если сосед будет продолжать разговаривать и т. д. Цель перечисленных действий – изменить проблему, в данном случае поведение соседа.

Если же все проделанные манипуляции не приносят желаемых плодов (сосед никак не реагирует на просьбы и предупреждения, а администратора найти не удалось), Вы можете использовать третью модель поведения – изменение своего отношения к проблеме. В конце концов, громкость голоса ворчащего соседа не так уж и высока по сравнению с уровнем звука в современном кинотеатре. А если фильм действительно интересен, можно переключить внимание на происходящее на экране и абстрагироваться от назойливых комментариев.

Стратегии управления стрессом не случайно указаны именно в такой последовательности: уход, изменение проблемы, изменение отношения. Уход от стрессогенных обстоятельств – самый быстрый и простой вариант. Но, к сожалению, далеко не всегда у нас есть возможность использовать этот метод. Есть проблемы, от которых уйти довольно сложно (например, связанные с характером, с установками, отношением к чему-либо и т.д.).

Выход из стресса есть всегда!

Еще древние философы говорили о том, что мы реагируем не на события как таковые, а на то, что мы о них думаем, сюда же можно отнести и стрессовые реакции. Когда мы испытываем страх, неприязнь, злобу, агрессию, раздражительность или чрезмерное возбуждение, ни одна из стратегий поведения в стрессе не принесет ожидаемого эффекта.

Для начала необходимо научиться устранять непродуктивные состояния по факту их возникновения. В качестве примера можем привести одно упражнение, которое поможет Вам избавиться от любого из этих состояний локально – в конкретной ситуации.



Упражнение «Апельсин».

Предположим, что Вы только что повздорили с близким человеком. Внутри бушует ураган негодования или даже агрессия по отношению друг к другу.

Понимаем, что в таком состоянии найти выход – довольно сложно. Для этого можно заранее договориться с близкими о том, что в такие моменты обе стороны готовы совершить над собой усилия для примирения.

Возьмите два апельсина и срежьте макушки фруктов. Теперь найдите две глубокие тарелки или мисочки и отдайте один апельсин с посудиной своему «обидчику». Сядьте друг напротив друга и вместе представьте, что сок этих фруктов – та сила, которая поможет вам двоим найти общий язык, а сила, с которой вы давите на апельсин, помогает избавиться от накопленного негатива. Затем старательно выдавив весь сок из апельсинов в тарелки, торжественно выпейте его. Держим пари: Вы обязательно обретете обещанную силу понимания благодаря хорошему настроению, полученному при обоюдном выполнении этого упражнения!

Упражнение «апельсин» также можно выполнять одному; хороший эффект получится и с детьми; упражнение поможет выйти из непродуктивного состояния и успокоиться, а также найти ресурс для альтернативного поведения.