Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Ранние сборники Анны Андреевны Ахматовой как лирический дневник поэтессы. Исследовательская работа


Так называли современники Анну Ахматову.

«Моего предка хана Ахмата убил ночью в его шатре подкупленный русский убийца, и этим, как повествует Карамзин, кончилось на Руси монгольское иго. В этот день, как в память о счастливом событии, из Сретенского монастыря в Москве шел крестный ход. Этот Ахмат, как известно, был чингизидом. Одна из княжон Ахматовых – Прасковья Егоровна – в XVIII веке вышла замуж за богатого и знатного симбирского помещика Мотовилова. Егор Мотовилов был моим прадедом. Его дочь Анна Егоровна – моя бабушка. Она умерла, когда моей маме было 9 лет, и в честь неё меня назвали Анной...»
(из воспоминаний Анны Ахматовой)

В свои 14 лет Аня Горенко была стройной черноволосой белокожей красавицей с огромными серыми глазами, и точёным профилем.
А 17-летний Гумилёв красотой не блистал, однако влюбился в Анну, сделав её своей Музой и Прекрасной дамой. Безответная любовь только раззадоривала юношу.

А Анна Горенко влюбилась в репетитора из Петербурга. Владимира Голенищева-Кутузова.

В 1905 году после развода с мужем Инна Эразмовна забрала детей и переехала в Евпаторию. У Анны обострился туберкулёз и ей был полезен морской воздух. Во время продолжительных прогулок она наслаждалась морскими пейзажами.

В 1906 году Гумилев уехал в Париж, решив вырвать из своего сердца роковую любовь и примерить маску разочарованного героя. А Анне стало недоставать его влюблённости.

Последний класс Горенко проходила в Фундуклеевской гимназии в Киеве, которую и окончила в 1907 году. Жила она в это время у родственников в Киеве. В 1908-1910 годах она училась на юридическом отделении Киевских высших женских курсов и вела переписку с уехавшим в Париж Гумилевым.

В это же время состоялась первая публикация её стихотворения «На руке его много блестящих колец…» в парижском русском еженедельнике «Сириус», издателем которого был Гумилев.

Юной Анне всё это время хотелось вырваться из-под надзора взрослых.

В 1910 году она приняла официальное предложение Гумилева стать его женой. А через месяц она оказалась в Париже, где встретилась с тогда ещё никому неизвестным художником Модильяни. Он попросил разрешение написать её портрет. И у них случился страстный, но короткий роман.

В том же 1910 году Анна Горенко и Николай Гумилев обвенчались в Николаевской церкви села Никольская слободка под Киевом. Родственники Гумилёва на венчании не присутствовали, так как считали, что их брак скоро распадётся.

В мае супруги оправились в свадебное путешествие в Париж, вернувшись в Россию, провели лето в Слепневе, тверском имении матери Николая Гумилева.

После чего супруги переехали в Петербург, где Анна посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева.

Весной 1911 года снова побывали в Париже, по возвращению в Петербург вышла первая публикация Анны под псевдонимом Анна Ахматова – стихотворение «Старый портрет» во «Всеобщем журнале».

Анна Ахматова на рисунке Модильяни. 1911 год


Весной 1912 года супруги путешествовали по Северной Италии. В сентябре этого же года у супругов родился сын Лев Гумилев.

L. Gorodetsky, commons.wikimedia


В 1912 году вышел и первый сборник Ахматовой «Вечер» с предисловием М. А. Кузмина. «Милый, радостный и горестный мир».

Своим учителем Анна Ахматова считала Анненского, она сама писала: «Я веду свое начало от стихов Анненского. Его творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной целостностью».

В 1912 году Анну Ахматову избирают секретарём недавно образованного «Цеха поэтов».

Её слава растёт, в 1913 году Ахматова выступает перед огромной аудиторией на Высших женских Бестужевских курсах, художники пишут её портреты, поэты посвящают ей стихотворные послания, в их числе Александр Блок. В это время появились слухи об их тайном романе. Модильяни пишет ей страстные письма из Парижа.

Но в личной жизни Ахматовой далеко не всё гладко.

В 1912 году Гумилев влюбился в свою юную племянницу Марию Кузьмину-Караваеву, которую встретил в имении своей матери. Девушка ответила ему взаимностью, но она была больна туберкулёзом и вскоре скончалась.

Однако даже рождение сына не разожгло в сердце Гумилева прежней любви к жене.

Позже Ахматова писала: «Николай Степанович всегда был холост. Я не представляю себе его женатым». Но и сама она не чувствовала себя хорошей матерью и отправила сына к свекрови.

Весной 1913 года Ахматова познакомилась с Николаем Владимировичем Недоброво и между ними завязалась трепетная дружба.

В августе Николай Гумилев добровольцем записался в лейб-гвардии Уланский полк, и ушёл на фронт.

В 1914 году вышла книга Ахматовой «Чётки». Стихотворения этого сборника во многом носили автобиографический налёт. Многие современники видели в них лирический дневник автора.

Ольги Кардовской, 1914 год


После «Чёток» слава обрушилась на Ахматову.

Сборник высоко оценили и Б.Л. Пастернак.

В годы первой мировой войны Ахматова надолго замолчала, выразив свою боль в «Молитве» и «в Июле 1914».

В эти годы обострился её туберкулёз, который пришлось долго залечивать. В 1915 году она лечилась в Финляндии, а лето 2016 года провела под присмотром врачей в Севастополе, здесь же состоялась её последняя встреча с Недоброво.

В марте 1917 года Анна проводила Гумилева за границу, в Русский экспедиционный корпус, где он впоследствии был награжден двумя Георгиевскими крестами за храбрость, а сама уехала в имение матери мужа Слепнево, где всё лето провела с сыном и свекровью и писала стихи.

Осенью в 1917 году вышел поэтический сборник Анны Ахматовой «Белая Стая».

Несмотря на разрозненную эмоциональность лирических переживаний, сборник кажется единым целым. Не зря Владимир Маяковский написал: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины».

В 1918 году, когда Гумилев вернулся в Россию, Ахматова сообщила ему, что ей нужен развод, так как она полюбила другого человека.

Гумилёв, несмотря на то, что их брак трудно было назвать счастливым, был ошеломлён. Он пытался отговорить жену от принятого решения, но она осталась непреклонна. И получив развод, связала свою судьбу с известным специалистом по Древнему Египту Владимиром Шилейко. Сын Лев остался с бабушкой и отцом. Гумилев не раз потом приводил сына в гости к матери в их с Шилейко квартиру.

После Октябрьской революции Ахматова не захотела эмигрировать, оставшись в «своём краю глухом и грешном».

В 1921 году вышли сборники Ахматовой «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI», основной лейтмотив которых печаль о судьбе своей родины и мистические грёзы о «великой земной любви».

В 1922 году М. С. Шагинян написала о поэтессе: «Ахматова с годами всё больше умеет быть потрясающе-народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи».

Послереволюционные годы оказались тяжёлыми для Ахматовой – умер Блок, расстрелян Гумилев, с Шилейко она рассталась.

Но Ахматова находит в себе силы и участвует в работе писательских организаций, в литературных вечерах, публикуется в периодике.

Потом находит работу в библиотеке Агрономического института.

В 1922 году Ахматова выходит замуж за искусствоведа Н. Н. Пунина, с которым проживёт 15 лет.

В 1924 году новые стихи Ахматовой последний раз появляются в печати, на её имя наложен негласный запрет. А в печати появляются только её переводы и статья «О Сказке, о золотом петушке» А.С. Пушкина.

В 1935 году арестованы её сын Л. Гумилев и Н. Пунин.

Ахматовой помог составить письмо обращение к Сталину Булгаков, к хлопотам подключились Л. Сейфуллина, Э. Герштейн, Б. Пастернак, Б. Пильняк и Гумилёва с Пуниным освободили.

В 1937 НКВД готовило материалы на саму Анну Ахматову для обвинения её в контрреволюционной деятельности.

А в 1938 году снова арестован сын Ахматовой. Тогда поэтесса начинает писать свой знаменитый цикл «Реквием», который долгие годы не решалась записать на бумаге.

В 1939 году на приёме в честь награждения писателей Сталин спросил об Ахматовой, стихи которой очень любила его дочь Светлана: «А где Ахматова? Почему ничего не пишет?».

Издательства бросились выполнять волю вождя – после 17-летнего перерыва в 1940 году выходит её сборник «Из шести книг», в который вошли и старые и новые стихи после тщательной цензуры. Но сборник обругала критика, и его изъяли из библиотек.

Великая Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде.

В 1941 году она написала стихотворенье «Клятва», в 1942 «Мужество».

По распоряжению правительства, Анну Ахматову, у которой уже начались дистрофические отёки, эвакуировали в Ташкент, где она провела два года.

В этом городе она напишет много стихов и начнёт работу над «Поэмой без героя».

В мае 1943 года был издан ташкентский сборник стихотворений Ахматовой «Моя азиатка». И в этом же году она получила медаль «За оборону Ленинграда».

15 мая 1944 года Ахматова прибыла в Москву, где жила у своих друзей Ардовых на Большой Ордынке, а летом вернулась в Ленинград, и выехала на Ленинградский фронт с чтением стихов.

В ленинградском Доме писателей с большим успехом прошёл творческий вечер Ахматовой и начиная с 1946 года её творческие вечера регулярно проходили в Ленинграде и в Москве.

Но 16 августа состоялось Общее собрание ленинградской творческой интеллигенции, на котором с разгромным докладом выступил А. Жданов. Творчество Ахматовой И Зощенко было объявлено идеологически чуждым и вредным. Собрание единогласно поддержало линию ЦК.

Уже подготовленные к выпуску сборники Ахматовой «Анна Ахматова. Стихотворения» и «Анна Ахматова. Избранное» не вышли в свет.

Причиной гонений на Ахматову, скорее всего, послужило посещение её английским историком И. Берлином.

1 сентября 1946 года Президиум правления Союза писателей СССР постановил: исключить Анну Ахматову и Михаила Зощенко из Союза советских писателей.

Анна Ахматова осталась без средств к существованию, она была лишена продовольственных карточек. В её комнате несколько раз устраивались обыски, после чего было установлено прослушивающее устройство.

С большим трудом Борис Пастернак выхлопотал выделения 3000 рублей от Литфонда для голодающей Ахматовой.

А в 1949 году снова были снова арестованы Пунин и Лев Гумилев.

Ахматова постоянно ходила по кабинетам, прилагая все усилия, чтобы освободить сына, который прошёл всю войну и дошёл до Берлина.

Несмотря на то, что ради освобождения сына из лагерей Ахматовой пришлось написать Сталину хвалебное стихотворенье, впрочем, впустую, своё истинное отношение к деспоту она выразила совсем в других стихах:

«Я приснюсь тебе чёрной овцою,
На нетвёрдых, сухих ногах,
Подойду и заблею, завою:
«Сладко ль ужинал, падишах?
Ты вселенную держишь, как бусы,
Светлой волей Аллаха храним…
И пришёлся ль сынок мой по вкусу
И тебе и деткам твоим?»

После смерти Сталина редакторы стали меньше дрожать и, несмотря на препоны, по-прежнему расставляемые бюрократами, стихи Ахматовой стали появляться в печати.

19 января 1951 года по предложению Александра Фадеева Ахматова была восстановлена в Союзе писателей.

В мае у Ахматовой случился первый инфаркт миокарда, она жила в это время в Москве у Ардовых.

Перед тем, как лечь в больницу Ахматова вызвала Э. Герштейн и передала ей на хранение свои рукописи и документы. А выписавшись из больницы и всё ещё находясь в Москве, Анна Андреевна узнала, что выселена из Фонтанного Дома на улице Красной Конницы.

21 июня 1953 года она получила известие о смерти Николая Пунина в воркутинском лагере в поселке Абезь.

А 5 февраля 1954 года она подала на имя Председателя Президиума ВС СССР Ворошилова прошение о пересмотре дела Льва Гумилева. И только 11 мая 1956 года сын был реабилитирован из-за отсутствия состава преступления.

За год до этого, в мае 1955 года Ленинградское отделение Литфонда выделило Ахматовой в писательском поселке Комарово дачный домик. Ахматова назвала его «Будкой».

Olgvasil, commons.wikimedia


В октябре 1961 года Анна Ахматова была прооперирована в хирургическом отделение первой Ленинградской больницы, куда она попала из-за обострения хронического аппендицита.

После операции у неё случился третий инфаркт миокарда. Новый 1962 год она встретила в больнице.

А в августе 1962 года Нобелевский Комитет выдвинул Анну Ахматову на Нобелевскую премию, которую она не получила.

К началу 60-х годов вокруг Ахматовой образовался круг учеников.

В 1963 году Анна Ахматова была выдвинута на Международную литературную премию «Этна-Таормина».

30 мая 1964 года в Москве в музее Маяковского состоялся торжественный вечер, посвящённый 75-летию Анны Ахматовой.

1 декабря 1964 года Анна Ахматова выехала в Италию, где на торжественном приёме в Риме в замке Урсино Ахматовой была вручена литературная премия «Этна-Таормина» за 50-летие поэтической деятельности и в связи с выходом в Италии сборника её избранных произведений.

А 15 декабря 1964 года Оксфордский университет принял решение: присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень и мантию почётного доктора литературы.

В 1965 году был издан последний прижизненный сборник Ахматовой «Бег времени» и в октябре состоялось последнее публичное выступление Ахматовой на торжественном вечере в Большом театре, посвящённом 700-летию со дня рождения Данте.

В это время Ахматова жила в Комарово, куда к ней приезжали друзья.

10 ноября 1965 года у Ахматовой случился четвёртый инфаркт миокарда. 19 февраля 1966 года она переехала из больницы в подмосковный кардиологический санаторий.

4 марта она сделала последнюю запись в своём дневнике: «Вечером, ложась спать, жалела, что не захватила с собой Библию».

5 марта 1966 года в Домодедово Анна Ахматова скончалась, она была отпета 10 марта по православному обычаю в Никольском Морском соборе Ленинграда и похоронена кладбище в посёлке Комарово под Ленинградом.

Но закончился только земной жизненный путь Анны Ахматовой, её поэтическая и духовная жизнь продолжается и оказывает влияние не только на умы и сердца россиян, но и на людей живущими далеко за пределами России.

Творчество Ахматовой получило мировое признание.

И в завершение хочется привести слова Н.Струве: «Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой».

Несомненно, поэзия Ахматовой – неотъемлемая часть русской культуры. Но не только. Она вошла и в мировую и в советскую культуру и продолжает жить в современной русской культуре.

В 1988 году об Анне Ахматовой был снят документальный фильм «Реквием», в котором принял участие тогда ещё не ушедший из жизни её единственный сын Лев Николаевич Гумилев.

1. Известно, что А.А. Ахматова – это псевдоним. Какое настоящее имя поэтессы?

А. Анна Версилова

Б. Анна Снегина

В. Анна Суворина

Г. Анна Горенко

2. Какой известный поэт был мужем А. Ахматовой?

А. Блок
М. Шолохов
Н. Гумилев О. Мандельштам

3. Как назывался первый опубликованный сборник стихов А. Ахматовой?

Четки
Вечер Подорожник
Anno Domini

4. В русле какого литературного направления развивалось поэтическое мастерство А. А. Ахматовой (в молодости)?

футуризм

акмеизм

имажинизм

символизм

5. Укажите первый опубликованный сборник стихов А.А. Ахматовой.

«Лирический пантеон»

«Чётки»

«Вечер»

«Белая стая»

6. Укажите, какова основная тема ранних ахматовских произведений.

любовь

строительство нового общества

к ритика буржуазной морали

природа

7. В какой сборник вошло стихотворение А.А.Ахматовой «Песня последней встречи»:

«Вечер»,

«Четки»,

«Подорожник»,

«Белая стая»

8. Лирика А.А. Ахматовой отличается глубоким психологизмом. Какие поэтические средства помогают автору передать внутреннее состояние героев?

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

символ

портрет

предметно-бытовая деталь

пейзаж

9. Лирическая героиня А. Ахматовой:

Женщина, окружённая бытом, заботами сердца.

Боец- революционер.

Женщина, погружённая в чувства, интимные переживания персональной судьбы .

10. В какие годы создавалась поэма А.А. Ахматовой «Реквием»?

1917-1930 гг

1935-1940 гг

1959-1961гг

1938-1958 гг

11. Сколько стихотворений вошло в состав поэмы "Реквием"?

15

12. В поэме «Реквием» звучит тема памятника. Кому хочет «установить» памятник А. А. Ахматова?

народу-победителю

народному страданию

себе

новой власти

13. Укажите, какое библейское имя фигурирует в "Реквиеме".

Магдалина

Иосиф

Иов

Суламифь

14. Укажите последний прижизненный сборник стихов А.А. Ахматовой.

«Anno Domini»

«Подорожник»

«Бег времени»

«Тростник».

15. В стихотворении «Мне голос был»(1917) А. Ахматова выступила:

Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной .

Как поэт, понявший и принявший революцию.

16. У А. Ахматовой есть сборник стихов «Anno Domini», что в переводе означает «Лето Господне». У кого из русских писателей есть произведение с таким же названием?

Н. Гумилева
И. Шмелева А. Блока
А. Твардовского

17. Какую поэму А. Ахматова писала 22 года?

«Реквием»
« Поэма без героя» «Бег времени»

Какова творческая судьба основных сборников стихов А. Ахматовой?

Первая книга стихотворений Анны Ахматовой «Вечер» вышла в свет в марте 1912 г. в издании «Цеха поэтов» тиражом 300 экз. Предисловие к ней написал поэт М.А. Кузмин. Фронтиспис рабо­ты художника Е.Е. Лансере, заставки А.Я. Белобородова. В книгу вошли 46 стихотворений, написанных, в основном, в 1910-1911 гг., 14 из них были в 1911 г. опубликованы в журналах. Творческая история подготовки Ахматовой своего первого поэтического сбор­ника может быть восстановлена в общих чертах благодаря ее позд­ним автобиографическим записям, а также путем изучения немно­гих сохранившихся автографов стихотворений, вошедших в книгу «Вечер».

В 1950-е гг. Ахматова вспоминала, что стихи она начала пи­сать в 11 лет; писала их «с довольно большими перерывами» в годы учебы в Царскосельской гимназии (1900-1905), в Киевской Фундуклеевской гимназии (1906-1907) и на Киевских высших женских курсах (1908-1910). Однако вплоть до зимы 1910/11 гг. качество стихов, по ее словам, «было столь плачевным, что даже влюбленный без памяти Гумилев не был в силах их хвалить». «Затем, – вспоминает Ахматова, – случилось следующее: я прочла корректуру „Кипарисового ларца” (И.Ф. Анненского) (ког­да приезжала в Петербург в начале 1910 г.) и что-то поняла в по­эзии». «Когда 25 марта 1911 г. Гумилев вернулся из Адисс-Абебы и я прочла ему то, что впоследствии стало называться „Вечер”, он сразу сказал: „Ты – поэт, надо делать книгу”».

Состав первого сборника стихотворений Ахматовой явился результатом очень строгого отбора. С юношеских лет она, тогда еще Анна Горенко (псевдоним Анна Ахматова впервые появля­ется в 1910 г.), записывала в специальные тетради тексты сочи­ненных ею стихотворений, «с неизвестной целью ставя над ними номера». «Как курьез могу сообщить, – писала она полвека спу­стя, – что, судя по сохранившейся рукописи, „Песня последней встречи” – мое двухсотое стихотворение». Эти тетради не дошли до нас. В конце 1940-х гг. Ахматова их сожгла. Однако перед унич­тожением она вырвала по нескольку листков из разных тетрадей и сохранила их в своем архиве. Судя по номерам сохранившихся тек­стов, с Декабря 1910 по сентябрь 1911 г. (от «Сероглазого короля» до «Песни последней встречи») ею было написано около 80 стихот­ворений: в «Вечер» включено из них не более 35.

Книга «Вечер» была встречена одобрительными отзывами в пе­чати (отзывы В.Я. Брюсова, С.М. Городецкого, Г.И. Чулкова и др.) и очень быстро разошлась. Однако впоследствии Ахматова никог­да полностью не переиздавала стихи из этой книги. Избранные «Стихи» из книги «Вечер» вошли отдельным разделом в ее следую­щую книгу «Четки» (1914). В свой последний прижизненный сбор­ник «Бег времени» (1965) Ахматова включила 24 стихотворения из первоначального состава книги «Вечер». Вместе с тем в «Беге времени» книга «Вечер» открывается семью стихотворениями, ко­торых не было в издании 1912 г. Их творческая история довольно сложна. До середины 1940-х годов ни одно из них не было известно. В рабочих тетрадях 1956-1960 гг. содержатся черновые автографы некоторых из этих стихотворений с авторскими датами «1909» и «1910». По-видимому, много десятилетий спустя Ахматова вспоми­нала свои ранние, прежде не публиковавшиеся стихи и, занося их в рабочие тетради, продолжала работу над ними, изменяя отдель­ные слова и целые строки. Некоторые из таких «припомненных» стихотворений она в послевоенные годы опубликовала в журналах, включила в свои сборники 1958 и 1961 гг., а затем и в «Бег време­ни». Как видно из планов изданий, сохранившихся в рабочих те­традях 1959-1961 гг., Ахматова намеревалась объединить эти сти­хотворения в отдельный раздел или цикл «Предвечерие. Из первой (Киевской) тетради», предшествующей «Вечеру», однако в сборни­ке «Бег времени» этот замысел не был реализован, и этими стихами открывается книга «Вечер».

Вторая книга стихотворений – «Четки», появившаяся два года спустя после «Вечера», принесла Ахматовой всероссийскую известность и определила ее место в первых рядах современной русской поэзии. Первое издание «Четок» вышло весной 1914 г. в издательстве «Гиперборей» немалым для того времени тира­жом 1000 экз.; до 1923 г. «Четки» переиздавались еще 8 раз с не­которыми изменениями в составе и расположении стихотворений. Стихи из «Четок» многократно перепечатывались в прижизнен­ных и посмертных изданиях избранных произведений Ахматовой. Многие из них переведены на иностранные языки и прочно вошли в золотой фонд мировой лирической поэзии. Из многочисленных (в большинстве – одобрительных) отзывов печати Ахматова счи­тала наиболее глубокой и проницательной статью критика и поэта Н.В. Недоброво (Русская мысль. 1915. №7), усмотревшего в поэ­зии «Четок» «лирическую душу скорее жесткую, чем слишком мяг­кую, скорее жестокую, чем слезливую, и уж явно господствующую, а не угнетенную».

Третья книга стихотворений Ахматовой – «Белая стая» – вы­шла в свет в сентябре 1917 г. в издательстве «Гиперборей» тиражом 2000 экз. В нее вошли 83 стихотворения и поэма «У самого моря». Большинство стихотворений ранее было опубликовано в журна­лах и альманахах. В 1918-1923 гг. вышли еще 3 издания «Белой стаи», несколько отличающиеся от первого издания по составу и расположению стихотворений. По условиям военного и револю­ционного времени в печати появилось сравнительно немного от­кликов на книгу, но читательский успех ее был не меньшим, чем у «Четок». Внимательные читатели и позднейшие критики отмети­ли усиление классического, пушкинского начала в поэзии «Белой стаи», стремление Ахматовой подняться над мимолетным и по­вседневным, приблизиться к глубоким психологическим и этиче­ским обобщениям. Расширился диапазон ее любовной лирики: на­ряду со стихами о неразделенной и утраченной любви, особенно характерными для «Вечера» и «Четок», зазвучали ликующие стро­ки о любви всепобеждающей, исцеляющей, наполняющей жизнь смыслом и светом. В стихах Ахматовой по-новому раскрывались темы Родины и войны, памяти и совести. Раньше и глубже других это почувствовал поэт О.Э. Мандельштам. В статье 1916 г., остав­шейся в то время неопубликованной, он писал, что «для Ахматовой настала иная пора… В настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

Четвертая книга стихотворений Ахматовой – «Подорожник» – вышла в свет в апреле 1921г. в издательстве «Петрополис» ти­ражом 1000 экз., обложка работы М.В. Добужинского. Книга со­держит 38 стихотворений. «Подорожник» был дважды переиздан в 1922 и 1923 гг. в качестве отдельного раздела в следующей книге стихов Ахматовой – «Anno Domini».

В ноябре 1921 г. в издательстве «Петрополис» вышла в свет пя­тая книга стихотворений Ахматовой – «Anno Domini МСМХХI» («В лето господне 1921»), Книга состояла из трех разделов. Первый, озаглавленный так же, как вся книга, включал стихи, на­писанные в 1921 г.; второй – «Голос памяти» – содержал также более ранние стихотворения; третий представлял собой перепечат­ку книги «Подорожник». Год спустя вышло второе, дополненное издание книги под заглавием «Anno Domini» (в качестве книги 3-й собрания стихотворений Ахматовой, выпускавшегося совместно издательствами «Петрополис» и «Алконост»), Из-за переживаемых тогда Советской Россией типографских трудностей эта книга, как и многие другие, печаталась в Берлине. Второе издание было допол­нено первым разделом, озаглавленным «Новые стихи», три после­дующие раздела перепечатаны из первого издания без изменений. Подготавливая сборник «Бег времени», Ахматова дополнительно включила в книгу «Anno Domini» ряд стихотворений разного вре­мени, ранее не печатавшихся.

Шестая книга стихотворений Ахматовой готовилась к печати накануне Великой Отечественной войны и должна была включать стихотворения, написанные за 17 лет, прошедшие после выхода книги «Anno Domini». Эти годы были трудными в жизни и творче­стве Ахматовой. После творческого подъема 1921-1922 гг.наступил длительный спад. За 12 лет (1923-1934) ею было написано не более 20 стихотворений. В печати в этот период почти не появилось ни ее новых, ни старых стихов. Ахматова в эти годы занималась изуче­нием творчества Пушкина, архитектурой Петербурга, переводами. Новый творческий подъем начался с середины 1930-х гг. В 1940 г. был издан сборник избранных стихотворений Ахматовой «Из ше­сти книг». В нем шестая книга называлась «Ива» и открывалась стихотворением того же названия.

Подготовку седьмой книги стихотворений Ахматова нача­ла в годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации, в Ташкенте. По первоначальному замыслу книга должна была на­зываться «Нечет». Позднее это название получил один из разделов «Седьмой книги». В начале 60-х гг. Ахматова намеревалась оза­главить новую книгу «Бег времени», однако в дальнейшем это на­звание было ею дано сборнику избранных стихотворений, вышед­шему в 1965 г. и включающему стихи из всех семи книг. «Седьмая книга» составила в нем последний раздел. В архиве Ахматовой сохранилось несколько планов «Седьмой книги» 50-х- начала 60-х гг. с различным расположением включенных в нее стихотво­рений и циклов. В окончательном виде состав и сложная структура «Седьмой книги» оформились в «Беге времени».

А нна Ахматова писала о себе, что родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого и Эйфелевой башней. Она стала свидетелем смены эпох - пережила две мировые войны, революцию и блокаду Ленинграда. Свое первое стихотворение Ахматова написала в 11 лет - с тех пор и до конца жизни она не переставала заниматься поэзией.

Литературное имя - Анна Ахматова

Анна Ахматова родилась в 1889 году под Одессой в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому еще в юном возрасте будущая поэтесса взяла себе творческий псевдоним - Ахматова.

«Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем».

Анна Ахматова

Детство Анны Ахматовой прошло в Царском Селе . Как вспоминала поэтесса, читать она научилась по «Азбуке» Льва Толстого , по-французски заговорила, слушая, как учитель занимался со старшими сестрами. Свое первое стихотворение юная поэтесса написала в 11 лет.

Анна Ахматова в детстве. Фотография: maskball.ru

Анна Ахматова. Фотографии: maskball.ru

Семья Горенко: Инна Эразмовна и дети Виктор, Андрей, Анна, Ия. Фотография: maskball.ru

Ахматова училась в Царскосельской женской гимназии «сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно» . В 1905 году она была на домашнем обучении. Семья жила в Евпатории - мать Анны Ахматовой рассталась с мужем и уехала к южному побережью лечить обострившийся у детей туберкулез. В следующие годы девочка переехала к родственникам в Киеве - там она окончила Фундуклеевскую гимназию, а затем записалась на юридическое отделение Высших женских курсов.

В Киеве Анна начала переписываться с Николаем Гумилевым , который ухаживал за ней еще в Царском Селе. В это время поэт находился во Франции и издавал парижский русский еженедельник «Сириус». В 1907 году на страницах «Сириуса» вышло первое опубликованное стихотворение Ахматовой «На руке его много блестящих колец…». В апреле 1910 года Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались - под Киевом, в селе Никольская Слободка.

Как писала Ахматова, «такой судьбы не было еще ни у одного поколения» . В 30-е годы был арестован Николай Пунин, дважды арестован Лев Гумилев. В 1938 году его приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. О чувствах жен и матерей «врагов народа» - жертв репрессий 1930-х годов - Ахматова позже написала одно из своих знаменитых произведений - автобиографическую поэму «Реквием».

В 1939 году поэтессу приняли в Союз советских писателей. Перед войной вышел шестой сборник Ахматовой - «Из шести книг». «Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде» , - писала поэтесса в воспоминаниях. Ахматову эвакуировали сначала в Москву, затем в Ташкент - там она выступала в госпиталях, читала стихи раненым солдатам и «жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте». В Северную столицу поэтесса смогла вернуться лишь в 1944 году.

«Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе… Проза всегда казалась мне и тайной, и соблазном. Я с самого начала все знала про стихи - я никогда ничего не знала о прозе».

Анна Ахматова

«Декадентка» и номинант на Нобелевскую премию

В 1946 году было вынесено специальное Постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» - за «предоставление литературной трибуны» для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Оно касалось двух советских писателей - Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Их обоих исключили из Союза писателей.

Кузьма Петров-Водкин. Портрет А.А. Ахматовой. 1922. Государственный Русский музей

Наталия Третьякова. Ахматова и Модильяни у неоконченного портрета

Ринат Курамшин. Портрет Анны Ахматовой

«Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами.
<...>
Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе».

Отрывок из Постановления оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»

Лев Гумилев, который после отбытия наказания добровольцем пошел на фронт и дошел до Берлина, снова был арестован и приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Все его годы заключения Ахматова пыталась добиться освобождения сына, однако Льва Гумилева выпустили на свободу только в 1956 году.

В 1951 году поэтессу восстановили в Союзе писателей. Никогда не имевшая собственного жилья, в 1955 году Ахматова получила от Литературного фонда дачный домик в поселке Комарово.

«Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Анна Ахматова

В 1962 году поэтесса завершила работу над «Поэмой без героя», которую писала в течение 22 лет. Как заметил поэт и мемуарист Анатолий Найман, «Поэма без героя» написана Ахматовой поздней об Ахматовой ранней - она вспоминала и размышляла об эпохе, которую застала.

В 1960-е годы творчество Ахматовой получило широкое признание - поэтесса стала номинантом на Нобелевскую премию , получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии. Оксфордский университет присвоил Ахматовой степень почетного доктора литературы. В мае 1964 года в Музее Маяковского в Москве прошел вечер, посвященный 75-летию поэтессы. На следующий год вышел последний прижизненный сборник стихов и поэм - «Бег времени».

Болезнь заставила Анну Ахматову в феврале 1966 года переехать в подмосковный кардиологический санаторий. В марте она ушла из жизни. Поэтессу отпели в Никольском морском соборе Ленинграда и похоронили на Комаровском кладбище.

Профессор-славист Никита Струве

1. В 1965 году вышел последний прижизненный сборник стихов Ахматовой " Бег времени ", вызвавший восторг многочисленных почитателей.
2. " Ударные инструменты " Э. Денисов
3. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу..» было написа-но С.А. Есениным в 1921 году. Жанр его — элегия, стихотворе-ние относится к философской лирике. Композиционно оно построено на основе антитезы. Юность лирического героя противопоставлена зрелому возрасту, возрас-ту «осени». Эта тема быстротечности жизни развертывается в стихотворении постепенно, набирая обороты в каждой строфе. Вначале лирический герой отмечает, как быстротечно время, он словно бы фиксирует свой возраст: Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Затем он обращается к «сердцу», к «духу бродяжьему», отме-чая охлаждение чувств, скупость желаний. В голосе лирического героя звучит душевная усталость, тоскливые ноты. Чувства его подчеркнуты многократными отрицаниями (тройным отрица-нием в первой строфе и двумя отрицаниями далее). Обращение к своей «утраченной свежести» и к жизни является в стихотворе-нии кульминационным в развертывании темы быстротечности времени: О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств! Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Этот образ розового коня символизирует у поэта юность, ее мечты и идеалы, нежность души. Одновременно лирический ге-рой здесь осознает приметы иллюзорности жизни в целом. Последняя строфа завершает развитие мотива и является сво-еобразной развязкой, окрашивая все произведение совершенно иной интонацией: Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. Здесь уже нет отрицания, но присутствует утверждение, ут-верждение разумности жизни, времени и природы. Таким образом, антитетичность присутствует в каждой стро-фе стихотворения. Кроме того, два природных образа («белых яблонь дым» и кленовых «листьев медь») создают у Есенина коль-цевую композицию.