Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Как провести праздник ко дню славянской письменности и культуры в детском саду. Конспект занятия для детского сада на тему "славянская письменность" День кирилла и мефодия в детском саду

Анна Петришенко
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «День славянской письменности и культуры»

Цель: Воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям.

Задачи:

Дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.

Познакомить со старославянским алфавитом;

Формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;

Формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

Методы и приемы:

Активация деятельности различных анализаторов:

словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, вопросы проблемного характера)

игровые (подвижные, сюрпризный момент)

практические (занимательные упражнения, чтение пословиц, стихотворений, динамическая пауза, рефлексия)

Оборудование: Демонстрационный: Азбука, компьютерная презентация; камень; мелки восковые, листы бумаги; выставки книг.

Музыкальное оформление: музыкальное сопровождение

Предварительная работа.

Познавательное развитие:экскурсия в библиотеку, рассматривание книг

Речевое развитие: разучивание стихотворений и пословиц по теме занятия

Ход НОД:

Воспитатель:

(Показывает детям Азбуку.)

Что это? (книга, Азбука, учебник)

Для чего она нужна? (дети учат по ней буквы, учатся читать)

Все буквы вместе как называются (алфавит)

Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете!

Букв есть множество вокруг, учат их все дети.

Зачем нам нужны буквы? (мы можем общаться друг с другом на расстоянии- написать письмо, узнать новое из книг и журналов)

А как появились буквы? Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.

Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности. (Слайд)

Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали выбивать силуэты животных и символы на скалах острым камнем. (Слайд)

Вот и у нас есть камень из прошлого. Давайте как древние люди попробуем оставить какое-нибудь послание. (В зале большой камень. Дети на нем пытаются высечь знак)

Легко ли написать сообщение и доставить его по назначению? (нет, он тяжелый, выбивать рисунок трудно и долго)

Правильно, поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёз – бересту. (Слайд)

Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага (Слайд)

Послушайте историю появления азбуки.

Давным- давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы. (слайд)

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия. (слайд)

Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя- Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита (слайды) .

Книги на Руси делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных - целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди. (слайд)

Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать. (слайд)

Рефлексия.

Давайте, ребята, и мы напишем послание в прошлое.

(раздаем бумагу и восковые мелки)

С появлением древнерусского алфавита, стали писаться книги. В основном это были церковные книги, поучения и научные труды. (слайд)

Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля.

Названия букв напоминали людям о таких словах, как: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой»

Физминутка

Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем?

У кого имя начинается на букву «А» - потопаем, у кого имя начинается на «Б»- хлопаем, все остальные попрыгаем…

Первая бука древнего алфавита называлась «Аз» вторая - «Буки». Попробуйте их сложить и посмотрите, что получится. (дети складывают написанные на бумаге слоги)

Получилось слово «АЗБУКА».

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

Ребята, а Вы знаете пословицы о пользе учения?

(Дети читают пословицы на усмотрение педагога)

Не пером пишут - умом.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Побольше грамотных, поменьше дураков.

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Идти в науку – терпеть муку.

Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

Без муки нет и науки.

Ничего не мыслить – век киснуть.

Прошло много времени, прежде чем человек придумал печатный станок. Первым в России печатные книги издал Иван Фёдоров. Это было более 400 лет назад. (слайд)

Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас. Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских. «Азбуку учат – на всю избу кричат» Послушайте, как в старину учили грамоту.

«Как церковный грамотей в старину учил детей» (дети читают стих)

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, –

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так (слайд)

А буквы мы учим теперь вот по такому букварю (слайд)

(Дети читают стихи)

Буквы каждому нужны,

Буквы каждому важны,

Формируем из них слово,

А из слова будет речь!

Люди б не умели,

Если б не было букв,

Не было б общенья.

Два брата Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам,

Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях, а сейчас мы предлагаем вам рассмотреть книги.

(дети приглашаются на выставку книг)

Гринько Алла Васильевна
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №5 "Солнышко"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-08 Проект “Неделя славянской письменности и культуры” Гринько Алла Васильевна МКДОУ детский сад №5 "Солнышко" Прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории

Проект “Неделя славянской письменности и культуры”

Пояснительная записка

Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет.

Знание родной культуры неизбежно повлечет любовь к ней, научит ценить ее. В наше время, когда массово идет пропаганда чужеродной культуры, особенно важно помнить и знать свою русскую культуру и ее историю.

Поэтому мы обращаемся к истокам нашей культуры, отдавая дань первоучителям словенским Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, принесшим на славянскую землю письменность и приобщившим многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.

Труды этих великих просветителей стали общим достоянием всех славян, положили основу их нравственному и умственному развитию. Так велика заслуга братьев Кирилла и Мефодия в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.

Актуальность работы состоит в том, что знание родной культуры, ее истоков, факторов, влияющих на нее, необходимы каждому образованному человеку. Кроме того, знание культуры необходимо для формирования полноценной личности, расширения кругозора, формирования уважительного отношения к другим культурным формам.

Культура любого народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Основой любой культуры является письменность. Трудно представить нашу культуру без “Слова о полку Игореве”, Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого. Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен. Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему – черта, отличающая образованность от дикости.

Паспорт проекта

1. Гринько Алла Васильевна

2. Участники проекта: воспитатели, дети группы «Непоседы», родители

3. Области программы: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие

4. Тип проекта: познавательный, краткосрочный

5. Актуальность проекта:

6. Цель проекта: прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории.

7. Задачи проекта:

· дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.

· познакомить со старославянским алфавитом;

· формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;

· формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

План мероприятий по реализации проекта

«Неделя славянской письменности и культуры»

в старшей группе «Непоседы»

МКДОУ детского сада №5 «Солнышко» г. Новопавловска

Цель: Прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории.

Тема: «Открытие недели славянской письменности и культуры»

1. Рассказ воспитателя о предстоящем празднике, чтение сказок, пословиц.

Цель : расширять кругозор, познакомит ь с истоками русской письменности.

2. Показ презентации «Виртуальная экскурсия в историю книгоиздания на Руси».

Цель: формировать у детей представление о роли книги в жизни человека, истории создания книги, книгопечатания.

3. Оформление тематической книжной выставки в группе: совместное творчество воспитатели – дети – родители.

Цель: приобщить родителей к совместной деятельности с детьми, воспитывать патриотические качества, любовь к Родине, развивать интерес к книге и ее истории.

1. Работа в книжном уголке:

· знакомство с выставкой «Воскресла в сказках старина»,

· рассматривание книг (оформление, тематика, назначение, направленность),

· чтение сказок

Цель: вызвать интерес к выставке, к книгам с необычными буквами.

Проблемная ситуация: что было бы, если бы все книги исчезли?

2. Занятие

Цель: знакомство с именами равноапостольных Кирилл и Мефодий, первыми письменными источниками, толкованием букв и их написанием.

1. Посещение выставки в районной детской библиотеке им. Романько «Аз, Буки, Веди»

Цель: познакомить детей с великим трудом Кирилла и Мефодия, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги , вызвать у детей желание научиться читать.

2. Нарисовать и украсить букву.

Цель: формировать и развить у детей творческие и индивидуальные способности, расширять знания в области истории и духовно-нравственной культуры.

3. Изготовление рукописных книг – самоделок (совместное творчество детей и родителей, детей и педагогов);

Цель: закрепить представления детей о разнообразии содержания книг, в них представлено богатство всей картины мира: мир животных и людей, мир вещей, мир живой и неживой природы. Развивать навыки ручного труда, учить бережному отношению к книге.

1. «Истоки письменности» встреча со священником православного Храма Владимирской иконы Божьей Матери (совместно с воспитанниками воскресной школы)

2. Чтение «Как церковный грамотей в старину учил детей»

Цель: познакомить детей с нравами и обычаями на Руси, дать знания о том, кто в старину обучал детей грамоте.

3. «Звени и пой, златая Русь!» выступление фольклорного ансамбля «Станичники» пол руководством Ковальчук И.Ф.

Цель: воспитывать любовь к народному фольклору, вызвать интерес, желание исполнить народные песни.

4. Конкурс рисунков «Люблю тебя, моя Россия»

Цель: приобщать детей к истории России, сохранять и передавать культурный и исторический опыт.

1. «Путешествие азбуки по России»

Цель: воспитание социально активной личности, патриотизма и гражданственности у детей.

2. Подведение итогов недели « Славянской письменности и культуры»

Мероприятия с родителями:

Наглядная информация: папка – передвижка «День славянской письменности и культуры»

Консультация «Испокон века книга растит человека»

Результат реализации проекта:

· Дети познакомятся с древним русским алфавитом, с его создателями;

· Повысится интерес к русской истории; желание узнать как можно больше о возникновении книги.

Рассказ воспитателя о «День славянской письменности и культуры»

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться
И через много лет.

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

Кирилл и Мефодий – просветители славян, создатели славянской азбуки.

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию.

В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.

Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.

24 мая весь наш народ будет отмечать Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.

Очень жаль, что Праздник славянской письменности мы стали отмечать с большим опозданием, потому что в других славянских странах этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.

По широкой Руси – нашей матушке –

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются

Вспоминают Кирилла с Мефодием –

Братьев славных, равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии,Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

МЫ – СЛАВЯНЕ!

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне – россияне,

Издревле, кто вы?

МЫ – СЛАВЯНЕ!

В нашем городе, как и по всей России, День памяти святителей Кирилла и Мефодия церковно-государственный праздник – День славянской культуры и письменности

«Путешествие азбуки по России»

организационно- образовательная деятельность

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие»

Программное содержание:

Воспитание социально активной личности, патриотизма и гражданственности у детей.

Расширение исторических знаний и представлений у дошкольников. Развивать у детей фантазию, творчество, воображение и умение выбирать изобразительный материал.

Материал демонстрационный:

репродукция иконы святых равноапостальных Кирилла и Мефодия;

листы с изображением букв славянской азбуки;

шапочки-ободки со славянскими буквицами;

кроссворд с ключевым словом – Родина,

аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далёкие края» муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова.

Материал изобразительной деятельности: белая бумага на каждого ребёнка, набор цветной бумаги, картон цветной, простые карандаши, цветные карандаши обычные, краски гуашь и акварель, пластилин, доска для лепки, стек, ножницы, клей, клеёнка, кисточки: тонкая, средняя и щетинистая, баночки с водой, салфетки для рисования и аппликации.

Ход занятия.

Воспитатель. Как называется страна, в которой мы живём?

Дети. Россия.

Воспитатель. Назовите, одним словом, что изображено на мольберте?

Дети. Государственные символы нашей страны.

Воспитатель. Что вы видите на этом мольберте?

Дети. Кроссворд.

Воспитатель. Этот кроссворд поможет нам узнать, как вы знаете символы Российской Федерации?

1. Гдавный символ – эмблема любого государства. (Герб).

2. Какая птица изображена на гербе? (Орёл).

3. Отчий кров любого гражданина нашей страны? (Дом) .

4. Главная торжественная песня любого государства. (Гимн).

5. Люди, проживающие в какой либо стране? (Народ).

6. Государственный символ из ткани. (Флаг).

Воспитатель. Прочитайте ключевое слово, которое получилось в красных клеточках.

Дети. Родина.

Воспитатель. Кто из вас знает стихотворение о Родине?

Ребёнок .

Здесь теплое поле наполнено рожью.

Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

Сюда златокрылые ангелы Божьи

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водой святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины, кроме России –

Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

(Синявский)

Воспитатель. Из чего состоит ключевое слово?

Дети. Слово состоит из букв.

Воспитатель. Известно ли вам, ребята, что было время, когда славянские народы, к которым относимся и мы Русские, не знали грамоты, букв. Не могли читать и писать? У них не было даже азбуки, букв, которыми можно было пользоваться при письме. Тех, кто придумал азбуку для славян, называют учителями славян. Потому что эти люди, составившие азбуку, много потрудились для того, чтобы целые славянские народы научились читать и писать.

Святые, которых называют просветителями славян, были родными братьями. Вот они изображены на иконе. Их имена Кирилл и Мефодий. 24 мая отмечается праздник славянской культуры и письменности, в день памяти святых братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

Братья Кирилл и Мефодий придумали славянскую азбуку, положили начало славянской книжной культуре и просвещению народов. Кирилл и Мефодий старались сделать буквы азбуки красивыми, чтобы руке нетрудно было их писать. Этими буквами были написаны слова многих мудрых книг. Как создателя письменности, святого Кирилла обычно изображают со свитком азбуки в руках

Посмотрите на буквы славянской азбуки. Вот какие красивые эти буквы! Каждая буква в славянской письменности особенная. Буквы отражают дух народа: мудрость, силу и красоту. Глубокий смысл заложен уже в названии каждой славянской буквы.

Воспитатель . Ребята, слышите, к нам кто-то спешит?

Звучит музыка аудиозапись песни «Мы едим, едем, едем, в далёкие края» муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова. В группу входят дети, заранее подготовленные воспитателем на голове которых одеты картонные шапочки-ободки (на каждой шапочке написана одна из буквиц славянской азбуки).

Эти буквы славянского алфавита путешествуют по нашей стране. Давайте послушаем, что они нам расскажут.

Буква «Аз» . Здравствуйте я буква Аз. Я азбуке начало. По имени первой буквы азбуки начало грамоты (да и начала любого дела) назывались «азами». В старину говорили: «С познания азов начинается мудрость».

Буква «Буки» . А меня зовут буква Буки. В народе говорят: Сначала аз да буки, потом науки».

Буква «Рцы» . Здравствуйте, я буква Рцы.

Недаром я собой горжусь,

ведь я начало слова «Русь».

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут плясать ребята,

Значит, будет жить она.

Исполняется хоровод «Во поле береза стояла».

Буква «Веди» . Моё имя – буква Веди. Я всё знаю, всё ведаю.

Буква «Глаголь» . Здравствуйте! Я буква Глаголь. Глаголить – значить «говорить», «молвить». Существует поговорка: «Слово молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь».

Воспитатель . Значит, чтобы сказать, надо сначала подумать. Сейчас наши ребята подумают и назовут пословицы о грамоте и учёбе.

Дети .

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Азбука – к мудрости ступенька.

Что написано пером, не вырубишь топором.

Кто хочет много знать, тому меньше надо спать.

Красна птица пером, а человек умом.

Грамоте учиться – всегда пригодиться.

Век живи – век учись.

Воспитатель. Буква «Глаголь» учит нас быть мудрыми, владеть своим словом.

Буква «Добро» . Добрый день! Меня зовут Добро.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети!

Воспитатель . Про добро тоже много пословиц сложил русский народ.

Дети (поочерёдно называют пословицы о добре).

Час в добре пробудешь – всё горе забудешь.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, обеляй добром.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Добро не лихо – ходит в мире тихо.

Воспитатель . А вот ещё буква – «Люди»

Буква «Люди» . Здравствуйте, дети! Я – буква «Люди».

Люди вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите!

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты просто обязан друзьям подарить.

Все буквы:

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям.

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Под музыку песни «Мы едем, едем, едем, в далёкие края» буквы уходят.

Воспитатель. Буквы отправились в далёкое путешествие по нашей стране. Мы сегодня с вами изобразим это путешествие. Пофантазируйте, на чем могут путешествовать буквы по нашей стране. Подумайте, каким материалом изобразительным вы будете выполнять свою работу. Кто придумал сюжет, знает каким материалом, будет выполнять свою работу, может приступать к заданию.

Дети самостоятельно берут материал и приступают к практической деятельности.

В конце развлечения все работы выставляются на выставке, и каждый ребёнок рассказывает, на чем путешествуют буквы на его изображение и каким изобразительным материалом он пользовался.

Просмотреть свитедельство о публикации


, . .

Лексическая тема: «Славянская письменность».
Цель : Рассказать детям о появление письменности. Показать детям старинные вещи, и рассказать об их предназначении. Рассказать про наших предков, и познакомить с их бытом.
демонстрационный материал: старинная книга, муляж русской печи, прялка, углевой утюг, сундук, демонстрационные картинки.
раздаточный материал: картинки с изображением букв,гусиные перья.
Ход занятия.
Дети входят под музыку в зал и становятся полукругом.
Организационный момент.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
. - Ребята, давайте пожелаем доброе утро нашими гостями и друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Основная часть
- Я вам тоже раздам картинки для хорошего настроения. Посмотрите, что на них нарисовано? А что изображено на другой стороне? (Буквы ). -
- А подумайте, что это за буквы? У каждого своя буква? (Это первая буква моего имени ).
- Зачем нужны буквы?
Ответы детей. (Благодаря тому, что существуют буквы, мы можем читать и писать, а также общаться друг с другом на расстоянии, написать письмо, узнать что-то новое из газеты,или что-то интересное из книги.)
-А хотите узнать, как появились буквы?
- Тогда сейчас мы с вами отправимся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны. И узнаем, как появились буквы. Но сначала ответьте на вопросы.
- Как называется наша страна, где мы живем? (ответы детей)[
- А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски - назвали Россия.
- Россия – это наша Родина. Что такое Родина? ( Родина – это место, где мы родились и живем. Родина родная как мать и отец. Родина у каждого человека одна .)
- Каждый человек должен помнить, откуда он родом, кто его предки.
Упражнение «подберите родственные слова» к слову Родина. (Род, родился, Родина, родословная, родственники, родная ).
Своей статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы?
ответы детей (Мы славяне!)
-Да мы славяне! И русские, и украинцы, и еще многие страны назывались славянами. Близка у нас культура, обычаи, письменность. Много лет назад Россия называлась иначе.
- Как называлась наша страна в древности? ( Русь ), Да. А населяли ее наши далекие предки.
- Кто такие предки? (Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. )
- Ребята, для того, чтобы нам перенестись в прошлое я принесла вам старинную книгу. Она волшебная и поможет нам оказаться в прошлом. Я ее открою, а вы закройте глазки и повторите волшебные слова (звучит музыка)
Покружитесь, повертитесь
В прошлое перенеситесь.
- Ребята, вот мы и оказались в прошлом времени.
Посмотрите вокруг, как много тут старинных вещей.

Дети рассматривают старинные вещи, в рассказывают об их предназначении.
Что вы тут видите?(печку, ) В каждой избе обязательно была печка.
- Для чего славянам нужна была печь?(Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка. Печь была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.)
- А что еще здесь находится?(Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.)
- Какие вещи здесь есть еще?(Углевые утюги - они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли, или разогревали на печи. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в самые насоящие силовые упражнения ).
- В каждом доме был сундук, чем больше сундуков, тем считалось, что семья богаче. Давайте поближе познакомимся с сундуком (предлагаю детям потрогать сундук).
- Попробуйте описать мне его. В случае затруднения задаются наводящие вопросы:
- Из чего сделан сундук? (из дерева )
- Что есть у сундука? (крышка, стенки, дно, замок, ручки )
- Попробуйте сдвинуть сундук с места, не держась за ручки. (Дети пытаются, но не получается)
- Какой сундук? (тяжелый )
- Ребята, посмотрите, крышка прикрепляется железными петлями.
- Как вы думаете, для чего нужна крышка у сундука? (вещи не будут пылиться, не будет видно одежды и т.п. )
- Как вы думаете, а для чего нужен сундук в избе? . В сундуке на дне лежали вещи, т.е. то, что использовали от случая к случаю. Выше шли полушалки, платки, кофты. И сверху – самое интересное: вышивки, кружева. Слои перестилались тряпицами.
Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. В те времена лес был полон дичи, реки богаты рыбой. Мужчины были охотниками и рыболовами, а женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, шили и пряли.
Показ картинки «Быт славян».
- Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни, водить хороводы и играть. Свою традицию русский народ из поколения в поколение. Давайте мы с вами поиграем в русскую народную игру.
Игра «Золотые ворота».
Но одно огорчало славян – они не могли писать и читать. Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
(Демонстрация наскальных рисунков на картинке)
Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
(Демонстрация наскальных символов-букв на картинке)
Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность
1.По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается
Нынче братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
2. Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Показ картинки (Кирилл и Мефодий)
Двум братьям Кириллу и Мефодию, которые славились своей ученостью, знали много языков, было поручено столь трудное дело - создание азбуки. Они работали с раннего утра, и до ночи, когда уж рябило в глазах от усталости. И вот наконец – то дело было завершено. Появилась азбука, в честь одного из братьев – Кирилла она получила название– Кириллица.
Показ Кириллицы
Проговаривание хором слово: Кириллица
Еще в старые времена славянские народы праздновали память святых братьев, однако позже празднование было забыто. Теперь этот праздник возвратился в России и в других государствах. Этот праздник отмечается 24 Мая и носит название – День славянской письменности и культуры. В этот день вспоминают братьев – Кирилла и Мефодия, создателей азбуки. В честь их в Москве поставили памятник
Показ памятника на картинке.
-Какие вы знаете пословицы про письменность?
УМ без книги, как птица без крыльев..
-О чем говорит эта пословица?
Золото добывают из земли, а знания из книги.
-Объясните мне смысл этой пословицы?
Хорошую книгу читать не в тягость.
-Что нам говорит эта пословица?
Я предлагаю вам еще поиграть в одну русскую народную игру,
которая называется «платочек».
Игра «Платочек».
Вы под музыку будете передавать платочек и танцевать, как только музыка остановится, тот у кого в руках окажется платочек говорит скороговорку.
Дети присаживаются на стульчики.
Показ славянского алфавита
- Каждая буква обозначала целое слово. З- земля, л-люди. Ит.д
Сейчас наша азбука проста и удобна.
- Давайте сейчас сядем за столы и обведем буквы нашего алфавита. Ребята в древней Руси славяни писали гусиными перьями. Они окунали кончик пера в ченила и писали, и мы с вами тоже будем писать перышками. (Звучит музыка).
- Какие буквы вы обводили?
- Составьте из него слово?
- Прочитайте это слово? (алфавит)
- Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку и буквы, которые учат нас. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем вкруг и повторим волшебные слова, а я закрою мою волшебную книгу.
Покружитесь, повертитесь
В настоящее перенеситесь.
Итог.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Теперь вы знаете откуда появились буквы?
- Кто создал славянский алфавит?
- Что вам больше всего понравилось?
- Я тоже приготовила вам подарки, а какие вы угадаете, если ответите на мой вопрос, чем мы сейчас пишем.
Давайте скажем нашим гостям досвидания,
Спасибо за внимание.

Программные задачи: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать творческие способности, воображение, внимание, память. Содействовать развитию интереса, любви к книге.

Материалы: фото Кириллу и Мефодию, слайды с изображением букв латиницы, старославянской азбуки, современного алфавита.

Ход образовательной деятельности.

Педагог

Не каждый знает, что сегодня

Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.

Для тех, кто слышит имена их в первый раз,

Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Кирилла и Мефодия, и уговорил их царь и послал их в славянскую Землю.

Братья славились своей ученостью, знали много языков, поэтому именно им было поручено столь трудное дело - создание азбуки. Так появилась славянская азбука, которая впоследствии стала называться кириллицей (в честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл). В ней 43 буквы.

Подумайте, ребята, на чем могли писать на Руси. Этот материал с дерева - символа России. Правильно, это кора березы, которая называется «береста» (показ бересты). Чтобы подго­товить бересту, необходимо очистить будущую страницу от жесткой коры, распрямить, подсушить. Заостренным концом палочки (показ палочек) - ее назы­вают «писало», процарапывают буквы, а тупым концом можно затереть случайную ошибку. Называлось такое письмо - берестяная грамота. Археологи находят при раскопках письма или грамоты, написанные на бересте, которым более 800 лет. Грамота всегда и во все времена была нужна людям. Написанное сохранилось навечно. Светлая береза будто бы напоминала людям:

– Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Берёза – любимое дерево славян.

Мы с вами, ребята, – люди русские, славяне. Азбука славянская зовется кириллица по имени святого равноапостольного Кирилла, составившего эту азбуку, создавшего для славянских народов письменность. Святого Кирилла и его святого брата Мефодия зовут учителями славян. Сейчас в русском языке 33 буквы.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям.

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Загадки

1.Чёрные, кривые, от рожденья все немые,

Станут в ряд - сейчас заговорят.(Буквы)

2.Всё я знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться –

Надо грамоте учиться.(Книга)

3. Деревянный Ивашка

Всю жизнь в одной рубашке,

По белому полю пройдёт –

Каждый след его поймёт.(Карандаш).

4.Стальной конёк
По белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет.(Ручка, писало).

5. Стоит дом.

Кто в него войдёт - Тот ум приобретёт.(Школа).

6.Чёрные птички
На каждой страничке.
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает. Буквы.

7.То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и. нарисовать.

Что такое я?....(Тетрадь)

Мудрые мысли сохранились в русских пословицах .

*Букварь – к мудрости ступенька.

*Золото добывают из земли, а знания из книги.

*Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.

*Ум без книги, как птица без крыльев.

*Неграмотный – как слепой, а книга глаза открывает.

Благодаря создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию славянские народы стали грамотными, научились читать и писать. И теперь в этот день 24 мая, мы празднуем «День славянской письменности».Как вы думаете, сложно ли писать такие буквы? Хотите попробовать написать старославянские буквы?

Дидактическая игра «Собери слово»

Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо, хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.


День славянской письменности и культуры, приуроченный ко дню памяти создателей кириллицы – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, был возрождён в России в 1991 году. В Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор, каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия. Это единственный в нашей стране церковно-государственный праздник.


Воспитатели старшей группы познакомили детей с историей возникновения этой памятной даты.


Неделя славянской письменности прошла познавательно и интересно. Воспитатели прививали детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории, в доступной форме, рассказывали о деятельности братьев-просветителей, их неоценимом вкладе в культуру братских славянских народов. Объяснили ребятам понятие «славянский мир», показали примеры общих истоков, схожести языка и традиций родственных этносов.


Культура - это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет.


Знание родной культуры неизбежно повлечет любовь к ней, научит ценить ее. В наше время, когда массово идет пропаганда чужеродной культуры, особенно важно помнить и знать свою русскую культуру и ее историю. Поэтому мы обращаемся к истокам нашей культуры, отдавая дань первоучителям Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, принесшим на славянскую землю письменность и приобщившим многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.


Труды этих великих просветителей стали общим достоянием всех славян, положили основу их нравственному и умственному развитию. Так велика заслуга братьев Кирилла и Мефодия в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.


Чтобы лучше понять прочувствовать историческую культуру родной страны, можно окунуться в те далёкие старославянские времена, побывать в «гостях» у славян.


Дети старшей группы вместе с воспитателем Пономарёвой Валентиной Александровной, нарядились в славянские костюмы и стали не гостями, а героями увлекательного развлечения «Какие мы славяне». В ходе познавательной беседы, милые детушки, услышали рассказ Славянки о Святой Руси, о далёких временах…


Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать, да косить, дома – терема рубить. И пряли, и ткали, в кузне мастерили, с глиной, да деревом умели работать. Хорошими охотниками и рыбаками были. Могли петь и хороводы водить. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать, да письма писать…


Стихи, загадки, презентацией «Какие мы славяне», словесные игры, игры- хороводы, и народные песни возле русской берёзки, помогли ребятам побывать в далёких исторических временах и ещё раз вспомнить прославленные труды братьев Кирилла и Мифодия, основоположников славянской письменности.


Такая нетрадиционная работа легко и непринуждённо приобщает детей к истории России, сохраняет и передаёт культурный и исторический опыт.