Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Анализ трагической любви мастера и маргариты. Мастер и Маргарита, Трагическая любовь Мастера и Маргариты в конфликте с окружающей пошлостью (по роману М

Роман «Мастер и Маргарита» считается одним из тех гениальных творений, которое можно читать неоднократно, и каждый раз находить в нем что-то новое, ранее не замеченное. Произведение в целом представляет собой сложную структуру, в которую включаются разные эпохи, разные философские вопросы и даже разные миры: земной и потусторонний. Наряду с библейской, центральной сюжетной линией в романе является развитие отношений между Мастером и Маргаритой. Их любовь красной линией проходит через все произведение, объединяя в одно целое добро и зло, пошлое и божественное, людей и дьявола. Так почему же страсть Мастера к женщине была трагической? В сочинении я постараюсь ответить на этот вопрос.

Вот как описывает Булгаков встречу главного героя с предметом его будущей любви: “По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах!” - рассказывает Мастер Ивану Бездомному. И далее: “Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!”; “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”. Из этих строк читателю становится ясно, что чувство героев было не поверхностным, не мимолетным, а глубоким и всепоглощающим.

Мастер и Маргарита - люди женатые, но их семейная жизнь до встречи друг с другом была несчастливой. Может быть, поэтому герои ищут то, чего им так не хватает. Маргарита в романе стала прекрасным, обобщенным и поэтическим образом Женщины, которая Любит. Без этого образа произведение утратило бы свою привлекательность.

Мастер в реальной жизни – талантливый человек, который обнаружил в себе тягу к писательству и задумал написать роман о Понтии Пилате. Можно сказать, что образ главного героя – символ страданий, человечности, искателя истины в окружающем мире. Он хотел создать роман, но его творение не приняли критики. Душевные страдания сломили писателя, и свое произведение он так и не увидел, по крайней мере, в «земной жизни».

Любовь является к Мастеру как неожиданный дар судьбы, спасает его от одиночества и тоски. Мгновенно вспыхнувшая страсть между героями оказывается долговечной. В ней мало помалу открывается вся полнота чувства: тут и нежная влюбленность, и необыкновенно высокая духовная связь двух людей. Мастер и Маргарита присутствуют в романе в неразрывном единстве. Когда главный герой в психбольнице рассказывает Ивану историю своей жизни, все его повествование пронизано воспоминаниями о любимой.

Почему же между Мастером и Маргаритой вспыхнула любовь, и какое место в его жизни заняла эта женщина? Возможно, оба героя нашли друг в друге то, что безрезультатно искали в других. Их чувства выдержали немало испытаний. Не погасили любовь ни безрадостные будни, когда роман Мастера не был принят критикой, ни тяжелая болезнь главного героя, ни его внезапное исчезновение. Маргарита окончательно расстается с мужем, с которым ее связывало только чувство благодарности за сделанное добро. Накануне встречи с Мастером она впервые испытывает чувство полной свободы. Женщина готова на все ради возлюбленного: «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!».

Маргарита и Мастер отдали душу дьяволу, стали жертвами искушения, и поэтому они не заслужили света. Иешуа и Воланд наградили их вечным покоем. Влюбленные хотели быть свободными и счастливыми, но в реальной жизни это было невозможно. Добро, любовь, творчество, искусство существуют в «земном» мире, но им не дают вырваться наружу, им приходится скрываться в другие измерения, искать защиты у самого дьявола – Воланда. Булгаков описал героев, полных радости и жизни, готовых ради любви отдать все, даже собственную душу. Мастер и Маргарита в конце романа обретают друг друга и находят свободу. Тогда почему их любовь трагична, несмотря на то, что осуществились их мечты? Мастер и Маргарита хотели любить не для, а вопреки, и поэтому не были поняты окружающим миром. Своими чувствами они бросили вызов всему миру и небесам. Да, они нашли свой рай где-то там, но для этого они переступили через себя, они умерли, и лишь после смерти сбылись их мечты. И все это произошло благодаря Воланду – дьяволу в человеческом обличье. В итоге Мастер получил не свет, а вечный покой, не реальную светлую любовь с ее радостями и переживаниями, а вечное спокойствие с любимой женщиной в ином мире.


Наверное, нет ни одного писателя, который обошел бы в своем творчестве вниманием такую вечную тему, как любовь. И неудивительно: ведь это - самое светлое и сильное чувство, которое может испытать человек. Однако для каждого из нас слово «любовь» означает что-то очень личное: для одних взаимное счастье, для других - страдание и неразделенное чувство, для третьих - жертву. Точно так же и в литературе: в произведениях разных авторов это чувство изображено по-разному в соответствии с их эмоциональным миром. Какова же любовь в романе «Мастер и Маргарита»? Взаимность? Страдание? Жертва? Как и все остальные аспекты романа, она не однозначна и, скорее, сочетает в себе все эти черты.

Если читать роман невнимательно, то создается впечатление, что любовь в нем стоит далеко не на первом месте. Ведь с Мастером читатель знакомится уже ближе к середине книги, в тринадцатой главе, и тогда же впервые заходит речь о его чувстве.

А Маргариту читатель узнает сначала только по рассказам сумасшедшего, и создается впечатление, что она и любовь к ней - всего лишь плод его больного воображения. Тем более что он даже не называет ее имени.

Правда, в девятнадцатой главе, когда половина романа уже прочитана, мы все же знакомимся с женщиной, о которой Мастер рассказывал Иванушке Бездомному в больнице, и убеждаемся, что она действительно существует. Правда, ей посвящена не такая уж и большая часть романа, а ее любимому - Мастеру - и того меньше. Вместе же читатель видит их только в конце книги. Таким образом, кажется, что Булгаков уделил влюбленным не так уж много внимания.

Это именно так, если оценивать произведение с точки зрения математики. С другой же стороны, немаловажно, что по данному поводу думает сам автор? Узнать его мнение просто - надо только прочитать еще раз название романа: «Мастер и Маргарита». Уже только это ставит историю двух влюбленных на первое место. Возникает вопрос: почему главные герои - это именно они, а не Воланд со своей свитой, о которых написано гораздо больше? Почему именно их чувство дало название роману?

Вероятно, потому, что любовь, описанная Булгаковым, как бы выделила Мастера и Маргариту из ряда прочих персонажей, возвысила их над ними до такой степени, что даже высшие силы заинтересовались людьми, способными на такое сильное чувство. Ведь и Воланд, который, по замыслу автора, появился в Москве только для того, чтобы наказывать тех, кто этого заслуживает, помог влюбленным соединиться и наградил каждого из них по заслугам.

Что же такого особенного в этой любви? Она особенна вся - от начала и до конца. О первой встрече и о мгновенно вспыхнувшем чувстве Мастер говорит: «Так поражает молния, так поражает финский нож!» Его это чувство изменило, заставило как бы проснуться. Ведь раньше он не испытывал ничего подобного, хотя даже был женат. Булгаков противопоставляет Маргариту жене Мастера: он никак не может припомнить имени своей супруги, даже щелкая пальцами и вспоминая незначительные детали вроде полосатого платья. Маргариту же он не может забыть, даже сойдя с ума, будучи в психиатрической больнице.

Сама Маргарита другого мнения об их любви: они «любили друг друга давным-давно, не зная друг друга, не видя», - говорит она. Означает ли это, что героиня предвидела судьбоносную встречу? Скорее всего, Маргарита не была счастлива с мужем и придумала для себя идеальную любовь. Вероятно, именно поэтому она и заметила на улице Мастера, который отвечал ее представлениям о романтическом идеале.

Так или иначе, влюбленные были уверены, что их «столкнула сама судьба», и стали неразлучны. Однако отношение героев друг к другу и к чувству было разным: Мастер каждый день с самого утра ждал любимую, замирая при каждом стуке калитки, она же «шалила» - играла с ним, задерживаясь у окна, не заходя сразу в комнаты. К тому же, в отличие от одинокого писателя, у Маргариты был муж, хороший человек, которого она не хотела бросать. Кто из них любил сильнее? Тогда еще Мастер. Маргарита же испытывала, скорее, романтическую влюбленность, которую подогревала страсть.

Тем не менее, она взяла на себя груз заботы об одиноком человеке: готовила ему обеды, вытирала пыль со старых книг, шила шапочку, а главное - одним своим присутствием поддерживала Мастера, а также помогала в работе, став первой читательницей романа. Возможно, это последнее обстоятельство и послужило причиной зарождения настоящей любви. Маргарита впервые почувствовала себя по-настоящему нужной - не мужу, который был хорошим человеком, но с которым ей было скучно, а Мастеру. Именно поэтому она не оставила его, когда роман отвергли издатели и осмеяли критики. Ведь как раз тогда она стала ему еще нужнее.

В трудное для Мастера время Маргарита была уже не той романтической влюбленной женщиной, которую писатель встретил, гуляя по Москве. Она уже любила всей душой, внутренне чувствуя состояние дорогого ей человека и переживая за него. Простая влюбленность в такой обстановке просуществовала бы недолго; Маргарита именно сейчас впервые задумалась о том, чтобы оставить мужа и переехать к Мастеру насовсем. Она прибежала к нему ночью почувствовав, что любимому плохо, и голыми руками вынимала из огня листы сожженного им романа.

Возникает вопрос: может быть, героине был дорог роман, а не его создатель? Возможно, она любила не человека, а писателя? Недаром она сказала Воланду после бала: «Вся моя жизнь в этом романе».

Однако книга Мастера - это не предмет любви для Маргариты, а, скорее, ее символ. Любит же она самого Мастера. Ведь именно после его исчезновения она чувствует себя такой несчастной, именно его ищет и ждет. Ради него же Маргарита совершает грехопадение, заключив сделку с сатаной. Именно это и становится той жертвой, которую она в итоге принесла ради любви.

Но в самом деле, так ли уж велика была жертва? Ведь Маргарита всего лишь присутствовала на балу у Воланда, не делая ничего плохого даже став молодой и красивой ведьмой. Была ли это, вообще, жертва?

Несомненно. Чтобы вернуть любимого, Маргарита испытала и стыд, принимая гостей сатаны обнаженной, и боль оттого, что ее колено и руку целовали тысячи грешников, осужденных на вечные муки, и страх, когда при ней убили барона Майгеля и предложили выпить его крови. Даже простое согласие выслушать Азазелло у Кремлевской стены было жертвой: ведь Маргарита уже не была той легкомысленной скучающей женщиной, которая познакомилась с Мастером полгода назад. Эта новая Маргарита, несчастная, любящая и страдающая, не хотела даже разговаривать с любым мужчиной, будь то уличный нахал, которым она представила Азазелло, или богатый иностранец. Ни деньги, ни приключения уже не интересовали ее.

Таким образом, Маргарита в любви испытала счастье, а потом прошла через страдание и принесла жертву. Но что же Мастер? Было ли в его жизни то же самое?

Он был счастлив только из-за того, что встретил Маргариту, и наслаждался каждым мгновением, проведенным вместе с ней. Он страдал оттого, что заставил ее страдать. И даже жертва его была принесена не столько во имя любви, сколько ради любимой: Мастер исчез из ее жизни, увидев, что не приносит ей ничего, кроме горя. Он даже готов был отказаться от мечты о том, что когда-нибудь, выйдя из клиники здоровым, снова встретит любимую. Он не писал Маргарите, не давал о себе знать. Почему? Не было ли это жестокостью по отношению к любящей его женщине? Было, однако еще большее страдание причинило бы ей ожидание, а также знание о том, что ее любимый - сумасшедший. Он искренне надеялся ради ее же блага, что Маргарита забудет его.

Чья жертва была более значительной? Трудно сказать: ведь каждый лишился того, что было для него очень важно. Маргарита отказалась от своего доброго имени, от мужа, обеспеченной и комфортной жизни - и все это ради любви. Она готова была умереть, когда по собственному легкомыслию попросила у Воланда в награду не счастья для себя, а прощения для незнакомой женщины, совершившей преступление. Мастер же отказался от самой любви ради счастья Маргариты.

По воле автора влюбленные все же оказались вместе. Почему же он все-таки «отпустил» их из Москвы, подарив взамен другую жизнь? Может быть, потому, что такой любви не место среди обычных людей, в том обществе, которое описывал Булгаков. Ведь даже сами влюбленные не сразу поверили, что все их несчастья позади. Тем более, в их любовь не поверили бы окружающие. Ведь общество не способно принять Мастера или Маргариту такими, какими они стали к концу этой истории. Мастер - душевнобольной, писатель, написавший книгу на запрещенную тему. Маргарита - аморальная женщина, бросившая мужа ради любовника. Только они сами способны были принять друг друга такими. С другой стороны, эта невероятная любовь и жертвы, принесенные Мастером и Маргаритой, возвысили их надо всем миром, сделали их недоступными для понимания остальными людьми. Именно для того, чтобы защитить эту невероятную любовь от людей, не способных ее понять и принять, Воланд и подарил им другую жизнь, в которой они смогут быть вдвоем всегда.

Тема. «Любовь – это жизнь!» Развитие любовной линии сюжета в романе «Мастер и Маргарита».

Цели: 1) проследить, как развивается сюжетная линия Мастер – Маргарита; раскрыть красоту, доброту и искренность булгаковских героев. 2) развивать умения анализировать, доказывать и опровергать, делать выводы, мыслить логически. 3) воспитывать уважение к женщине, честность, гуманность, оптимизм.

    Вступительное слово учителя.

Итак, роман «Мастер и Маргарита» о Боге и черте, о трусости как об одном из страшных пороков, несмываемом, страшном грехе предательства, о Добре и Зле, о репрессиях, об ужасе одиночества, о Москве и москвичах, о роли интеллигенции в обществе, но прежде он о верной и вечной, всепобеждающей силе любви и творчества.

«За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!»

По мнению Булгакова, любовь может противостоять стихии жизни. Любовь «бессмертна и вечна».

Согласны ли вы с этой мыслью?

Наша задача – читая, анализируя отдельные эпизоды романа, доказать эту мысль.

Мастер рассказывает Ивану Бездомному свою историю. Это и история о Понтии Пилате, и история любви. Маргарита – земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна их тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.

История любви Мастера и Маргариты связана со сменой времен года. Временной цикл в рассказе героя начинается с зимы, когда Мастер выиграл сто тысяч рублей и еще в одиночестве поселился в подвальчике и принялся сочинять роман о Понтии Пилате. Затем наступает весна, «делись в зелень кусты сирени». «И вот тогда-то, весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч», - Мастер встретил Маргариту. «Золотой век» любви длился для героев, пока «шли майские грозы и … деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти», пока шло «душное лето». Роман Мастера был дописан в августе, и с наступлением осени в природе наступила осень и для героев. Роман был гневно воспринят критикой, Мастер был подвергнут травле. «В половине октября» Мастер заболел. Герой сжег рукопись романа и в тот же вечер был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Возвращается Мастер к своему подвальчику, где уже живут другие, зимой, когда «сугробы скрыли кусты сирени» и герой потерял свою возлюбленную. Новая встреча Мастера и Маргариты происходит в мае, после бала весеннего полнолуния.

Любовь – второй путь в сверхреальность, так же, как и творчество, ведет к постижению «третьего измерения». Любовь и творчество – вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии.

    Аналитическое чтение отдельных глав романа.

    Глава 13 «Дело в том, что год тому назад я написал о Пилате роман» - «..и Пилат летел к концу».

Что вы узнали о Мастере?

Почему на вопрос Ивана Бездомного «Вы писатель?» ночной гость сурово ответил: «Я мастер»?

Что значат слова Мастера «Это был золотой век»?

    Там же «Белая мантия, кровавый подбой…» - «Она приходила ко мне каждый день, я ждать ее начинал с утра».

Обратимся к сцене знакомства Мастера и Маргариты. Роман о Пилате был почти завершен. Для Мастера все было ясно, определенно, хотя и мучили одночество и скука. И он вышел погулять. Вокруг были тысячи людей и отвратительные желтые стены вокруг, и женщина несла отвратительные желтые цветы…

Что так поразило Мастера в Маргарите? («необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах»)

Было ли что-либо необычного в их разговоре? Чем необычна вспыхнувшая любовь героев?

Разговор самый обыкновенный, нет в нем ничего необычного, но Мастер неожиданно понял, что «всю жизнь любил эту женщину». Необычна любовь героев, любовь с первого взгляда. Она поражает героев не как прекрасное видение «в тревоге мирской суеты», а как молния.

Учитель. Обратимся к фактам. Елена Сергеевна Булгакова, жена писателя, писала в дневнике: «Это было в 29-м году в феврале, на масляную. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь…»

Какова же в реальности жизнь писателя в это время? В эту пору Булгаков бедствует. Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе не мог дать Елене Сергеевне автор «Белой гвардии». Сверкнули и забылись его ранние фельетоны и рассказы, недопечатанной осталась «Белая гвардия», разгромлены его пьесы, что уж говорить о таких вещах, как «Собачье сердце», - молчание, полное молчание, и только по необычной любви Сталина к «Дням Турбиных» идет в единственном театре страны одна эта пьеса. Познакомился Булгаков с Еленой Сергеевной в тяжелые, голодные для него годы. А Елена Сергеевна в начале30-х годов – жена крупного советского военачальника Московского военного округа. Перехватив аванс, Михаил Афанасьевич Булгаков пригласил ее как-то на кружку пива. Закусывали крутым яйцом. Но, по ее признанию, как все было празднично, счастливо.

Булгаков никогда не терял себя внешне. Многих современников писателя просто шокировали начищенные ботинки, монокль, строгая тройка, нетерпимость к фамильярности. И это в ту пору, когда за неимением средств он в дворники нанимался, но и в дворники не брали человека с такой «белогвардейской славой». Были и такие минуты, когда хотелось достать из потаенного места револьвер. Все это не было тайной ни для Маргариты из романа, ни для реальной, умной, красивой Елены Сергеевны.

Но вернемся к героям романа.

    Там же «А кто она такая?» - «…говорила, что в этом романе – ее жизнь».

Почему Мастер не ответил на вопрос Ивана «Кто она такая?»?

Каковы самые счастливые страницы романа? («Она приходила и первым долгом надевала фартук…»)

В чем же заключается счастье, ведь все более чем прозаично: фартук, керосинка, испачканные пальцы? Ведь почти нищета?

Учитель : О возможности быть с любимым человеком в любых условиях, даже самых неблагоприятных, говорит большая литература, убеждает жизнь, напоминает УНТ. Знаете русскую народную пословицу «С милым рай в шалаше, был бы милый по душе». Михаил Афанасьевич с благодарностью говорил Елене Сергеевне: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно». В жизни, как и в романе, радость, счастье не в богатстве. Обратимся к страницам романа, которые убеждают нас в этом.

    Глава 19. «Возлюбленную звали Маргарита Николаевна» - «Она любила его, она говорила правду»

Только ли возлюбленной стала Маргарита для Мастера?

Учитель : И вот роман написан, отдан в печать. Мастер скажет: «Я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась». Роман напечатан не был, зато в газете появилась статья «Вылазка врага», в которой критик предупреждал всех и каждого, что автор «сделал попытку протащить в печать апологию Иисуса Христа». Для Мастера настало тяжелое время…

    Глава 13 «Я так увлекся чтением статей о себе…» - «Это были ее последние слова в моей жизни».

В чем выразилось соучастие Маргариты в делах Мастера?

Учитель : Роман Мастера подвергся травле, а затем Мастер исчез: он был арестован по доносу Алоизия Могарыча, желавшего занять квартиру Мастера. Вернувшийся Мастер обнаружил, что его квартирку в подвальчике занимает Могарыч. Не желая причинять несчастье Маргарите, понимая, что он ничего, кроме любви, не может ей дать, Мастер оказывается в психиатрической лечебнице Стравинского. А что же Маргарита?

    Глава 19. «Даже у меня правдивого повествователя…» - «…но было уже поздно».

За что клянет себя Маргарита?

Могла ли она оставить Мастера?

Маргарита «зажила на прежнем месте», но прежней ли осталась ее жизнь?

Кем стала Маргарита для Мастера?

    Заключительное слово учителя.

В подвальчике Мастера Маргарита испытала счастье большой любви, отказавшись во имя нее от всех соблазнов света, погрузившись вместе с Мастером в мысли о завершении книги, которая вошла в плоть и кровь ее жизни, стала ее смыслом. Маргарита не просто возлюбленная Мастера, она стала ангелом-хранителем автора романа о Понтии Пилате, ангелом-хранителем своего любимого.

    Итог урока.

Тема. «Любовь - это жизнь!»

Цели: 1) раскрыть доброту, красоту, искренность чувств булгаковскых героев; 2) развивать умения анализировать, доказывать и опровергать, делать выводы, .мыслить логически; 3) воспитывать гуманность, сострадание, милосердие.

«... меру зла, порока, корысти Воланд определяет мерой истины, красоты, бескорыстного добра. Он восстанавливает равновесие между Добром и злом и этим служит добру».

(В. А. Доманский)

I . Повторение.

    Как познакомились Мастер и Маргарита? Действительно ли это была случайность?

    Расскажите «историю» их любви?

    Чем отличаются Мастер и Маргарита от жителей Москвы 30-х годов?

    Были ли счастливы Мастер и Маргарита до встречи с друг другом? Только ли возлюбленной
    стала Маргарита для Мастера.

    Почему исчез Мастер? В чем причина такого поступка?

Он просто не мог видеть любимую несчастной, не мог принять ее жертвы. Он растерян, отказывается от своего романа, сжигает его.

II . Новая тема.

1) Слово учителя.

Маргарита остается в неведении, чувства переполняют ее: она сожалеет о сожженной рукописи, болеет душой за здоровье любимого, надеется вылечить его, спасти. Отчаяние, растерянность сменяются решительностью к надеждой. Ситуация требует поступка.

2) Чтение главы 19 «Даже у меня правдивого человека...»-«,.. и со звоном в темной комнате
закрылся замок», (стр. 234-237 (484))

    Какие чувства переживает Маргарита после исчезновения Мастера?

    К какому выводу она приходит? Что повлияло на это?

    О чем говорит тот факт, что Маргарита хранит вещи Мастера?

3) Но что же предпринимает Маргарита во имя спасения любви?

а) гл. 19 стр. 242246 (496) «Рыжий оглянулся и сказал таинственно...» - «... согласна идти к черту на кулички» Не отдам!»

б) гл. 20 стр. 247«Крем легко мазался» - «Прощай. Маргарита».

- Как характеризует Маргариту тот факт, что она оставляет мужу записку?

в) гл. 20 стр. 250 «В это время за спиной Маргариты.» - «... вскочила на щетку верхом».

- В кого превращается Маргарита ради Мастера?

4) Слово учителя.

Истинная любовь всегда жертвенна, всегда героична. Недаром о ней создано столько легенд, недаром о ней столько пишут поэты. Истинной любви покорны все преграды. Силою любви скульптор Пигмалион оживил созданную им статую - Галатею. Силою любви отбивают болезни любимых, выносят из горя, спасают от смерти.

Маргарита - очень смелая, решительная женщина. Она умеет вступить в единоборство, готова постоять за свое счастье, постоять любой ценой, даже, если надо, продать душу дьяволу.

    Пересказ учителем эпизод разгрома квартиры критика Латунского.

    Анализ сцены «Бал у Сатаны».

а) Начало главы 23 до «От этого они захиреют

    Что пришлось испытать Маргарите перед балом?

    Какой совет перед балом дает ей Коровьев?

б) Гости на балу стр. 283-287 «Но тут вдруг что-то грохнуло внизу...» - «..лицо ее стянуло в неподвижную маску привета».

- Что представляли собой гости на балу?

На бал собрались отъявленные негодяи. Поднимаясь па лестнице, они целуют колено у королевы бала - это Марго.

в) Испытания, выпавшие на долю Маргариты на балу. Стр. 288 «Так прошел час и прошел второй час». - «...поток гостей редел».стр.289, 290.

- Какие физические испытания выпали на долю Маргариты?

Стр. 291-294 «Она в сопровождении Коровьева опять оказалась в бальном зале.» и до конца главы.

- Что пришлось испытать Маргарите на балу? И все ради чего? Стоит ли игра свеч?

- Кого более всего запомнила Маргарита на балу и почему?

Маргарите пришлось вытерпеть много испытаний, наверное, не раз вздрогнуть, видя виселицы, гробы. На ее глазах произошло убийство барона Майгеля. Но более всего ей запомнилась молодая женщина с беспокойными глазами. Когда-то она, соблазненная хозяином кафе, где служила, родила и задушила ребенка платком. И с тех пор вот уже 300 лет, просыпаясь, она видит тот носовой платок с синей каемочкой.

7) После бала. Гл. 24 стрЗОО-304 «Пожалуй, мне пора ...»-«... итак, это не в счет, я ведь ничего
не делал».

    Ради чего Маргарита терпит мучения на балу? О чем же она просит Воланда? Почему?

    Ожидал ли кто-либо от нее этой просьбы? Как этот эпизод характеризует Маргариту? О каком душевном качестве говорит этот поступок Маргариты? Что для нее выше любви?

    Почему Воланд исполнил просьбу Маргариты, мало того, он позволил Маргарите самой высказать прошение Фриде?

Все были тронуты милосердием Маргариты, когда она просила Воланда, почти требовала, чтобы Фриде перестали подавать тот платок. Этой просьбы от нее не ожидал никто. Воланд думал, что она будет просить о Мастере, но для этой женщины есть нечто, что выше любви.

Любовь к Мастеру? сочетается в героине с ненавистью к ее гонителям. Но даже ненависть не в состоянии подавить в ней милосердие. Так, разгромив квартиру критика Латунского и перепугав взрослых обитателей писательского дома, Маргарита успокаивает заплакавшего ребенка,

8) Сделайте вывод, какими качествами наделяет автор свою героиню? С какой целью она пошла на сделку с дьяволом?

Булгаков подчеркивает неповторимость своей героини, ее безграничную любовь к Мастеру, веру в его талант. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя, она «творит свою судьбу», следуя высоким идеалам красоты, добра, справедливости, истины.

Ш. Итог урока

Чтоб широким был путь истинной любви.
В. Шекспир
Г. Булгаков считал, что - это любовь и ненависть, отвага и азарт, умение ценить красоту и доброту. Но любовь… она, прежде всего. Булгаков писал героиню своего романа с Елены Сергеевны - любимой женщины, которая была его женой. В скором времени после их знакомства она приняла на свои плечи, возможно, большую часть его, Мастера, страшной ноши, стала его Маргаритой.

История Мастера и Маргариты - это не одна из линий романа, а самая главная его тема. К ней сходятся все события, вся многоплановость романа. Они не просто встретились, их на углу Тверской и переулка столкнула судьба. Любовь поразила обоих, как молния, как финский нож. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке…» - так описывает Булгаков зарождение любви у своих героев. Уже эти сравнения предвещают будущий трагизм их любви. Но сначала все было очень спокойно.
Впервые встретившись, они разговаривали так, будто бы знали друг друга давным-давно. Бурно вспыхнула любовь и казалось, должна была бы сжигать людей дотла, а у она оказалась домашней и спокойной.

В подвальной квартирке Мастера Маргарита, одев фартук, вела хозяйство, пока любимый работал над романом. Влюбленные пекли картофель, ели его грязными руками, смеялись. В вазу ставили не печальные желтые цветы, а любимые ими двумя розы. Маргарита первой читала уже готовые страницы романа, торопила автора, предсказала ему славу, постоянно называла его Мастером. Фразы романа, которые ей особенно нравились, она повторяла громко и певуче. Говорила, что в этом романе ее жизнь. Это было для Мастера вдохновением, ее слова укрепляли в нем веру в себя.

Булгаков очень заботливо и целомудренно рассказывает о любви своих героев. Его не убили черные дни, когда Мастера был разгромлен. Любовь была с ним и во время тяжелой болезни Мастера. началась, когда Мастер исчез на много месяцев. Маргарита неустанно думала о нем, ни на миг ее сердце не расставалось с ним. Даже тогда, когда ей казалось, что любимого уже нет. Желание узнать хоть что-то о его судьбе побеждает ум, и дальше начинается дьяволиада, в которой принимает участие Маргарита. Во всех дьявольских приключениях ее сопровождает любящий взгляд писателя. Страницы, посвященные Маргарите, - это поэма во имя своей любимой - Елены Сергеевны. С ней готов был сделать «свой последний полет». Так он написал жене на подаренном экземпляре своего сборника «Дьяволиада».

Силой своей любви Маргарита возвращает Мастера из небытия. Счастливой развязки для всех героев своего романа Булгаков придумывать не стал: как было все до вторжения сатанинской компании в Москву, так и осталось. И только для Мастера и Маргариты Булгаков, как он считал, написал счастливый конец: их ожидает вечный покой в вечном доме, который Мастеру дали в вознаграждение.

Влюбленные будут наслаждаться беззвучием, к ним будут приходить те, кого они любят… Мастер будет засыпать с улыбкой, а беречь его сон вечно будет она. «Мастер молча шел с ней и слушал. Его неспокойная память стала затухать», - так завершается этой трагической любви.
И хотя в последних словах - грусть смерти, но есть и обещание бессмертия и вечной жизни. Оно сбывается в наши дни: Мастеру и Маргарите, как и их творцу, предназначена долгая жизнь. Много поколений будут зачитываться этим сатирическим, философским, но главное - лирико-любовным романом, который подтвердил, что трагизм любви - это традиция всей русской литературы.

В романе «Мастер и Маргарита» объединяет, казалось бы, такое, что соединить невозможно: историю и фантастику, реальность и миф, смешное и серьезное. Но, читая роман, понимаешь, что по-иному написать его и невозможно, ведь в нем представлено три мира - библейская давность, современная Булгакову действительность и фантастическая реальность дьяволиады.

Сначала кажется, что связь этих миров условная. Роман о Пилате и Иешуа Га-Ноцри просто роман в романе, как форма. Но со временем оказывается, что глубинный смысл в том, как связаны главы, которые рассказывают о библейской давности, с современностью. Центр жизни любого общества - ментальность, построенная на законах морали. Когда наблюдаешь за жизнью советского общества, описанной Булгаковым, кажется, что люди забыли о моральных правилах. Так вот о событиях первого столетия призван напомнить людям о вечных законах бытия. Ничего не потеряло актуальности с того времени. Трусливость и до сих пор считается за недостаток, который тянет за собой . Измена осталась изменой.

И ныне люди стремятся к добру и справедливости. Правда, иногда только для себя. Но, кажется, это и есть то, что объединяет все три мира: вера в закон справедливости, неминуемость наказания зла. Итак, добро и зло - это мера человеческого общества личности. Справедливое за зло и отдача за добро служит у автора двигателем всего сюжета. Есть что-то бесшабашного в попытке решить вечную проблему борьбы добра со злом, привлекши к этому самого сатану. Так к реальности добавляется еще один мир, довольно фантастический, на первый взгляд. Но через его реальный мир освобождается от ябед, как Алойзий Магарыч, или клеветников и взяточников, пьяниц и лжецов. Читатель понимает Маргариту, которая, превратившись в ведьму, мстит критику Латунскому, совершив в его квартире настоящий погром.

Колдовским получением справедливости кажется и возвращение Мастера в свой дом вместе с Маргаритой, и сохранение его романа - «рукописи не горят!» В реальности объединяются все миры. Тем не менее, существование мира библейской давности, как и фантастического мира Воланда, наполняет современность новым содержанием. Жить не так просто, но есть вечный закон справедливости и добра, который руководит человеческими поступками и развитием всего человечества.

Размышляя над темой любви в романе «Мастер и Маргарита», читатель, на мой взгляд, невольно приходит к мысли, что это самая прекрасная и трагичная история жизни двух влюблённых. Ибо данное чувство у Булгакова – это что-то земное и необыкновенное одновременно. Это и страдание, и счастье.
Любовь является к мастеру как внезапный подарок судьбы, избавление от постоянного одиночества. Удивительно красива история чувства его и Маргариты: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви! да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» Булгаков будто бы предвкушает радость рассказать о любви прекрасной и вдохновенной, любви с первого взгляда, «как только в романах бывает».
Женщина в черном весеннем пальто, которая несла в руках «отвратительные, тревожные, желтые цветы», привлекает внимание Мастера необыкновенным одиночеством в глазах. Только что они шли совсем чужие друг другу по многолюдной Тверской как множество других людей и вдруг очутились одни в унылом переулке, где не было ни души...
«Любовь выскочила перед нами,- вспоминает герой,- как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!». Так говорит Мастер о чувствах, которые возникли между ним и Маргаритой.
Удивительно то, что во всем этом рассказе об обыкновенном уличном знакомстве нет ни одной банальной, избитой интонации. Послышится низкий, со срывами женский голос: «Нравятся ли вам мои цветы?» И неожиданно прямой, лаконичный ответ Мастера: «Нет». Двум одиноким людям, как будто давно ждавшим этой встречи, совсем не нужно притворяться. И летят в ближайшую канаву ветки мимозы, а Маргарита, спасаясь от постылой жизни с мужем, к которому она не испытывает никаких чувств, находит своё недолгое счастье с Мастером. Теперь их двое, и ничто не может быть страшно им, пока они вместе.
На мой взгляд, трагедия любви Мастера в том, что он не может быть счастлив с Маргаритой при жизни. Его роман, который так и не был принят общественностью, приносит ему много несчастий. Теперь Мастер вынужден бояться не только за свою жизнь, но и за судьбу возлюбленной.
Маргарита не может спасти Мастера от грозящих ему бед и страданий. Но до тех пор, пока есть силы, она стремится бороться с его страшной и непонятной болезнью, отравляющей всю их жизнь. Что же это за болезнь? «Холод и страх, ставший моим постоянным спутником,- рассказывает он Ивану,- доводили меня до исступления», «...страх владел каждой клеточкой моего тела».
Мастера одолевают мрачные предчувствия. Темными осенними вечерами к нему приходит тоска и постоянно мучает его. Именно в такую минуту он бросает в огонь рукопись своего романа. И только Маргарита может облегчить его страдания, только она способна поддержать в нем волю к жизни и не дать угаснуть слабому огоньку надежды. И эта женщина выхватывает из печи остатки обуглившейся рукописи, чтобы сохранить жизнь лучшей части души Мастера - его роману.
Маргарита сопротивляется этому оцепенению души, она не хочет примириться с гибелью Мастера. Страх, внушающий покорность и бессилие, она пытается развеять и побороть своим мужеством и верностью. Громко заклинает она судьбу: «За что это, за что? Но я тебя спасу, я тебя спасу». И чтобы не напрасна была эта мольба, чтобы сбылось это обещание, автор обращается к иной реальности, которую так яро отрицает Берлиоз и ему подобные.
Но тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит, говорится в книге. И Маргарита делит участь Мастера до конца, погибая в одно мгновение с ним. Булгаков трижды возвращается к этой роковой минуте. Он рассказывает нам, как, чарами волшебства вновь оказавшись с Мастером в его квартирке, счастливая Маргарита пьет со своим возлюбленным фалернское вино, отравленное Азазелло и мгновенно переносящее героев в иной мир.
Но, как бы не удовлетворяясь этой условно-поэтической картиной, Булгаков дает и другую, менее красивую и более точную версию смерти обоих. В тот миг, когда больной, помещенный в 118-й нумер клиники Стравинского, скончался на своей койке, в тот самый миг на другом конце Москвы в готическом особняке вышла из своей комнаты, чтобы позвать домработницу Наташу, и внезапно упала, схватившись за сердце, Маргарита Николаевна.
Булгаков показывает нам, читателям, что существует настоящая любовь, но, к сожалению, она очень часто сталкивается с жестокой действительностью и вынуждена бороться за своё существование. Именно в этом трагедия настоящей любви.