Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Кем был нефед в рассказе лапти. Анализ произведения Бунина «Лапти

Год: 1924 Жанр: рассказ

Главные герои: дед Нефёд и его внук

Рассказ Ивана Бунина «Лапти» представляет из себя небольшое повествование, на первый взгляд, очень простое и понятное. Это сюжет из деревенской жизни. В крестьянской избе в лихорадке мечется ребенок. В бреду, он умоляет взрослых принести ему красные лапти. Его дед, которого зовут Нефед, собрался идти в соседнюю деревню, чтобы купить там лапти и красную краску. А наутро его замерзшее тело привезли соседские мужики. За пазухой у Нефеда были детские лапти и пузырек с краской.

Основная мысль данного произведения в том, что самопожертвование является одной из главных движущих сил человеческой души, которая может преодолеть все.

Читать краткое содержание Лапти Бунина

Рассказ «Лапти» - один из самых блестящих примеров прозу Ивана Бунина. Этот рассказ, написанный простыми словами о простых людях, трогает до глубины души. Сюжет рассказа незамысловат, но от него невозможно оторваться. Это поэма о безграничной самоотверженности и очень сильном характере.

Действие происходит зимой. На дворе ужасная погода. Уже несколько дней метет метель, и сквозь пургу не проглянуть.

На отдаленном хуторе в крестьянской избе у хозяев большое горе. У них болеет сын. Помочь ему ничем нельзя, потому что ни поехать к доктору, ни привезти его к себе никто не может. В пурге можно потеряться и замерзнуть насмерть.

Мать ребенка в полном отчаянии. Ее ребенок бредит и умирает от жара, а она ничем не может ему помочь. Муж в отъезде, и сознание этого только усиливает ее ощущение полной беспомощности.

В избу приходит дед Нефед. В его руках солома, чтобы топить печь. Потоптавшись в прихожей, дед Нефед заглядывает в комнату, чтобы спросить о том, как чувствует себя внук. Мать говорит ему, что ребенок очень болен, ослаб и мучается от жара. Скорее всего, мальчик не выживет.

В бреду, ребенок постоянно говорит о каких-то красных лапоточках. Он умоляет принести ему их и плачет. Мать не понимает, зачем ребенку красные лапти и удивляется этой странной фантазии. Но дед Нефед объясняет ей это мудро и просто: «душа требует».

Нефеда осеняет, что можно купить простые лапти и выкрасить их фуксином, тогда ребенок обрадуется и выздоровеет. Но где же взять лапти и краску? Разумеется, в соседней деревне, и, разумеется, прямо сейчас. И пожилой крестьянин, не сомневаясь и не раздумывая, уходит в пургу и метель добывать внуку красные лапти.

Дед Нефед – истинно русский характер, с богатой душой и непокоренным характером. Что важнее – влечение души или самосохранение? Что сильнее – душевный порыв или здравый смысл?

Здравый смысл велит остаться дома. О том же твердит и самосохранение. Действительно, на дворе пурга и холод. Не лучше ли покориться обстоятельствам и смотреть на то, как умирает ребенок? Да и смогут ли спасти его те самые красные лапти, даже если и удастся их добыть?

Главные герои этого произведения сталкиваются лицом к лицу с двумя беспощадными и непреодолимыми силами – пургой и смертью. Как противостоять им? Стоит ли так безрассудно следовать своим душевным порывам, чтобы исполнить мимолетный каприз ребенка, фантазию, явившуюся к нему в бреду?

Стоит. И дед Нефед бросает вызов стихии и смерти, не желая покоряться обстоятельствам.

Нефед не рассуждает о разумности своего решения. Раз душа желает такой чудной подарок – красные лапти – значит, их нужно во что бы то ни стало принести, а сомневаться и раздумывать – грех.

Вся ночь прошла в тревоге. Мать ухаживала за сыном и ждала деда Нефеда.

Утром она услышала стук в окно. Соседские мужики привезли тело деда Нефеда, который заблудился и замерз по пути домой.

Мужики рассказали безутешной женщине, как они ехали в пургу и боялись заблудиться. Когда метель совсем закружила их, они провалились в овраг, и думали, что конец их близок. В овраге они нашли тело крестьянина, узнали его и сразу поняли, что жилье совсем близко.

Напрягая все свои силы, мужики дошли до хутора, привезя с собой и тело деда Нефеда. А когда с мертвого деда сняли полушубок, за пазухой у него оказались маленькие детские лапоточки и бутылочка с фуксином.

Чьи души спасает дед Нефед – ребенка, его обезумевшей от горя матери, тех мужиков, что едва не замерзли до смерти? Выживет ли болеющий ребенок, получив, наконец, желанные красные лапти? На эти вопросы читателю предстоит ответить самому.

Картинка или рисунок Лапти

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Тургенев Первая любовь

    Шестнадцатилетний Вова проживает с отцом и матерью на даче и готовится к поступлению в университет. В соседний флигель въезжают на время отдыха княжна Засекина. Главный герой случайно встречается с дочерью соседки и мечтает о знакомстве с ней

  • Краткое содержание Волшебная гора Манн

    События произведения начинают разворачиваться перед войной. Ганс Касторп – молодой инженер, он едет в санаторий для больных туберкулезом, где проходит лечение его кузен Иоахим Цимсен

  • Краткое содержание Платон Пир

    Апполодор встречается со своим товарищем и тот просит его рассказать о пире, проходившем в доме поэта. Пиршество это было уже очень давно, около 15 лет назад. Велись на нем беседы о боге Эроте и о любви.

  • Краткое содержание Ночь Казакова

    Рассказчик, желая попасть на утиные озера к рассвету, чтобы поохотиться на уток, в ночь отправился через лес. Вдруг он услышал далёкие голоса, а затем увидел и костёр

  • Краткое содержание Куприн Ю-ю

    В рассказе Александра Ивановича Куприна «Ю-ю» автор-повествователь знакомит читателя с историей своей домашней питомицы – кошки Ю-ю. История рассказывается девочке Нине

Рассказ Бунина «Лапти» читать полностью можно у нас на сайте. Он был написан в 1924 году, когда писатель жил за границей. В произведении автор поднимает насущные темы человечности, нравственности, чувства долга и самопожертвования.

Рассказ знакомит с историей, случившейся в одном из селений. Тяжело заболевает маленький мальчик - сын барина. В лихорадочном бреду он просит принести ему красные лапти, о которых он так долго мечтал. На улице стоит ненастная погода - метёт метель, дует сильный ветер. Но Нефёд - барский слуга, решает исполнить просьбу мальчика и отправляется в соседнее селение. Вместе с лаптями он должен был принести и лекарство, которое может помочь выздороветь ребёнку. Но на обратном пути Нефёд заблудился в непроглядной метели и погибает, так и не дойдя до дома. За пазухой у него были лапти и фуксин, которые, возможно, и спасли мальчика. Финал рассказа остался открытым, читатель сам додумывает развязку истории. Но смерть Нефёда помогает спастись новосельским мужикам, которые также заблудились во время непогоды. Они нашли мёртвого Нефёда у дороги, которая и стала их спасением. В своём произведении Бунин показывает самоотверженный поступок простого человека ради спасения ребёнка. В рассказе «Лапти» только у Нефёда есть имя, именно он главный герой, который пожертвовал своей жизнью. Писатель уделяет внимание всем мелочам, звукам, цветам. Читая произведение, читатель становится соучастником событий. Он может легко представить себе происходящее. Использование цветовых контрастов (белая вьюга, красные лапти) усиливает восприятие картины. Своим рассказом автор показал, что, несмотря на социальное положение, каждый человек должен помогать друг другу.

Скачать полное содержание текста можно бесплатно на нашем сайте.

Иван Бунин, «Лапти» (краткое содержание следует далее) - это короткий рассказ с, казалось бы, незатейливым сюжетом. Впрочем, талант Бунина в том и заключается, что когда читаешь его произведения, угадываешь самого себя или услышанную давеча историю с трагичным концом…

Иногда поздним вечером, когда совсем темно, подойдешь к окну, выглянешь на улицу, а там - сотни тысяч окон. Одни горят ярким желтым светом, в других - темнота, но за каждым из них читается своя история, свой рассказ, развивается свой сюжет…

Так и в прозе Бунина - серые будни со своими курьезами и происшествиями. Однако есть одно «но», которое невозможно выразить одним словом, или даже словами. Оно добирается до самой глубины души человеческой и достает что-то истинно живое, настоящее, то, что боишься упустить, потерять снова в этой толще непонимания, в бесконечной веренице слов и поступков. Итак..

Иван Бунин, «Лапти»»: краткое содержание

Зима. Пятый день метет непроглядная пурга и метель. Вокруг ни души. За окнами одного хуторского дома поселилось горе - тяжело болеет ребенок. Отчаяние, страх и беспомощность овладели сердцем матери. Муж в отъезде, до доктора не добраться, да и сам он не сможет доехать по такой погоде. Что делать?

В прихожей что-то стукнуло. Это Нефед принес соломы для печи. Через минуту-другую он заглянул в комнату, чтобы спросить о здоровье ребенка. Оказалось, что мальчик очень слаб, огнем горит, скорее всего, не выживет, но главное - он все в бреду упоминает о каких-то красных лаптях, просит их…

Не долго думая Нефед отправляется в соседнюю деревню за новыми лаптями и за фуксином - красной краской: если просит, значит душа желает, и надо непременно идти и добывать…

Ночь прошла в тревожном ожидании.

Утром раздался зловещий стук в окно. Это были мужики из соседнего села. Они привезли замерзшее тело Нефеда. Обнаружили его случайно, когда сами провалились в снежную яму, и уже отчаялись спастись. Но, увидев окоченевшее тело знакомого им Нефеда, поняли, что хутор совсем близко. Они напрягли последние силы и дошли до людей.

За поясом, под полушубком мужика, лежали новые детские лапти и бутылочка с фуксином. Так заканчивается рассказ (И. А. Бунин) «Лапти», краткое содержание которого было изложено выше.

Главная мысль: «Лапти», Бунин И. А .

Последнее предложение, точка, конец рассказа. Во время чтения того или иного произведения, мы больше увлечены сюжетом, нежели тем, что скрывается за словами и поступками главных героев. Однако потом приходят сотни мыслей: почему, для чего, зачем... Рассказ, который написал Иван Бунин, - «Лапти» - это прежде всего ода необычайной доброте и готовности к самопожертвованию. Но это лишь вершина айсберга, первый слой, который предлагает копать дальше, и обнаруживать все новые и неожиданные богатства. Что еще скрывается за «декорациями» разворачивающейся драмы?

За окном правит беспощадная стихия, готовая уничтожить всякого, кто осмелится противостоять ей. На пороге стоит смерть, которая ждет своего часа без жалости и излишних сомнений. Неутешная мать смиренно замирает пред ней. И только Нефед проявляет решимость противостоять этим двум неизбежностям и следовать велению души.

И в этот момент читателя охватывают чувства, которые трудно передать словами. Будто тонкая нить света, чего-то необъяснимого, и в то же время до боли знакомого, пронизывает, проходит насквозь и соединяет воедино души, судьбы и обстоятельства. Нефед не пытается объяснить своего, на первый взгляд, сумасбродного желания отправиться за лаптями в непроходимую пургу и метель. Он знает одно — душа желает, и здесь грешно рассуждать и спорить. Возникает вопрос — чья душа позвала его в дорогу: умирающего мальчика, безутешной матери, его самого или тех заблудившихся мужиков? Нелепая, и где-то даже глупая, казалось бы, смерть Нефеда становится значимой, и, можно сказать, необходимой жертвой. Она дала право на жизнь тем заблудившимся мужикам из соседской деревни, а быть может и ребенку.

Еще раз хочется напомнить, что называется этот рассказ, который написал Иван АлексеевичБунин, «Лапти». Краткое содержание, конечно, не может передать всю тонкость и глубину чувств главных героев, поэтому прочтение оригинала просто необходимо.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 141

с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района г. Казани

Конспект урока русской словесности

в 7 классе

В мастерской художника слова.

Урок по рассказу И.А. Бунина «Лапти»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Гиматутдинова Ирина Львовна

г. Казань

2012

ЦЕЛИ:

    Формирование первоначального понятия о художественном мире Бунина.

    Развитие способностей к оценке и интерпретации идиостиля писателя.

ХОД УРОКА

I . Вступление.

– Дома вы познакомились с небольшим (в полторы страницы!) рассказом И.А. Бунина «Лапти». Помните мои рекомендации, сделанные на предыдущем уроке? Не стоит стремиться читать Бунина «залпом», «запоем»: впечатление от его искусного владения словом рождается не количеством, а глубиной и обстоятельностью прочтения.

– Как вы прочли бунинский рассказ? О чем он, на ваш взгляд?

II . Основная часть – анализ рассказа И.А. Бунина «Лапти».

– Своеобразным камертоном урока, который не позволит «сфальшивить» при анализе текста, станут утверждения самого Бунина, сделанные им в статье «Как я пишу» (обращение к основным положениям статьи в течение урока станет возможным, если предложить одному из учащихся работу со статьей Бунина в качестве индивидуального домашнего задания по заранее сформулированным вопросам).

– В какой взаимосвязи, по мнению Бунина, находятся форма и содержание произведения?

(«… у писателя форма неразрывно связана с содержанием и рождается сама собой из содержания»).

– Постигая бунинскую прозу, мы будем оперировать некоторыми литературоведческими понятиями. (Повторение этих событий идет с помощью теста, выполняемого учащимися по принципу «тест соответствия»; «ключ» для самопроверки предлагается на транспаранте для кодоскопа).

Олицетворение

    Аллитерация

    Сравнение

    Антитеза

    Метафора

    Эпитет

    Повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую выразительность.

    Противопоставление образов, слов. понятий, картин.

    Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета другому.

    Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

    Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления.

    Изображение одного явления с помощью сравнения его с другим.

«Ключ» к тесту:

1 – 5

2 – 1

3 – 6

4 – 2

5 – 3

6 – 4

В какое время года происходит действие рассказа? (вьюжной зимой).

Бунин сравнительно нечасто использует в своих описаниях метафоры, однако если все же прибегает к метафоричности, то добивается поразительной яркости. Найдите такую яркую выразительную метафору в описании вьюжной зимы.

(На протяжении всего рассказа состояние природы приравнивается к состоянию моря во время урагана; Бунин, используя эту метафору, стремится показать буйство природы: «… потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море»; «… в бездне снежного урагана и мрака»; «… потонули вместе с лошадью в страшный снег»).

Обратите внимание на эпитет в последней фразе («страшный снег»). Как он помогает понять чувства людей, котонные вызывает этот разгул стихии?

(разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх; «… в такую страсть» /здесь: в такую плохую погоду/; «такой ужас»; «… ужасала одна мысль»).

Это эпитеты, рисующие состояние души матери. Вам понятен ее страх? Чем Бунин мотивирует ее ужас перед природой?

(У нее боле ребенок, она не знает, что делать, т.к. осталась одна – муж в отъезде. Бунин пишет: «… плакала горькими слезами от страха и от своей беспомощности»).

Еще одно средство раскрытия характеров героев – речь. Какое обращение наиболее часто звучит в словах матери?

(Обращение к Господу: «Господи, помоги! Господи, защити!», «Бог с тобой…», «А Господь его знает!». Частое упоминание имени Господа говорит о полном бессилии матери; ее последняя надежда – Господь).

И все же надежда приходит в образе совсем ином. Обратили ли вы внимание, что в рассказе и мать, и ребенок остаются безымянными, а именем наделен только один персонаж – Нефед? Почему?

(Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа).

Проанализируйте реплики Нефеда. В чем своеобразие речи этого героя?

(Речь героя лишена закругленности, в ней нет сложных предложений, много просторечий /»Не полегчало?», «… не хитрое дело», «Она мне будет в зад, пыль-то…»/ и «неправильностей» в построении предложений. Фразы часто обрываются, оставаясь незаконченными. Все это позволяет сделать вывод не только о крестьянском происхождении Нефеда, но и о том, что он человек дела).

Как сам Нефед объясняет свое решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином?

(«Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать»).

Что имеет в виду Нефед, говоря «Душа желает»?

(По народным поверьям, если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет).

Немногословность и деловитость этого человека подчеркивается Буниным и в его портретной характеристике и в описании его действий.

(«Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо: Значит, надо добывать…»).

Бунин использует здесь прием предвосхищения трагической развязки рассказа. Прочтите описание Нефеда, которого привозят на розвальнях мужики, обратите внимание на однокоренные слова в том и другом отрывках: «Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, – белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда».

Писатель пользуется этим приемом еще раз, когда рассказывает о приехавших на рассвете мужиках. Прочтите этот отрывок.

«А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно».

Найдите эпитет, предсказывающий скорую развязку. Представьте, что вы не читали рассказа Бунина, о чем мог бы поведать эпитет «зловещий стук»?

(Нефед заблудился в степени, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это означает, что ребенок умрет).

Прервем на время ход анализа рассказа «Лапти» и обратимся еще к одному произведению Бунина «Антоновские яблоки». Бунинский словарь богат, однако он добивается выразительности не столько количественным расширением используемых слов, сколько виртуозностью сочетания одних и тех же «фирменных» эпитетов и сравнений. Одним из любимых, можно сказать, опорных, в бунинской стилистике является слово «свежесть».

(Обращение к рассказу Бунина «Антоновские яблоки» будет успешным, если предложить одному из учащихся работу с текстом рассказа в качестве индивидуального домашнего задания: «Найти наиболее выразительные примеры употребления слов «свежесть», «свежий». Определить контекстуальное значение этих слов в рассказе Бунина. Учащиеся обычно без труда находят и комментируют следующие словосочетания:

«свежее утро» прохладное, приносящее радость;

«свежие озимые» нежно-зеленые, шелковые;

«свежий лес» бодрый, молодой;

«осенняя свежесть» бодрость, гармония, красота).

В каком контексте употреблено это слово в рассказе «Лапти»? Каково его значение?

«… Нефед принес соломы на топку свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул…». «Вьюжная свежесть» это тонкий морозный запах пришедшего с улицы человека. (Возглас из класса: «Я помню: так пахнет принесенное мамой с мороза свежевыстиранное белье!»).

И (добавляю я) у Бунина своеобразный символ душевного здоровья, красоты главного героя. Пожалуй, одной из главных особенностей Бунина как писателя является умение находить, открывать в обычном слове слово сокровенное, заключающее в себе целый мир. Немногословность Нефеда, приверженность крестьянским жизненным устоям (душа больного желает – значит, надо дать), деятельное начало – все рождает ощущение душевного здоровья, внутренней гармонии и красоты простого человека. Его несуетность, внутреннее спокойствие сродни природе. Нефед вышел «из природы» и уходит тоже в нее.

И вновь обратимся к статье И.А. Бунина «Как я пишу». Какую роль отводит писатель первой фразе?

(«… первая фраза имеет решающее значение. Она определяет прежде всего размер произведения, звучание всего произведения в целом»).

Обратимся к началу рассказа.

«Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодом хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти».

Какие цветовые эпитеты использует Бунин? Какие дает температурные характеристики?

(«белый от снега» дом и «красные лапти», «холодный» дом и «в жару… плакал ребенок». Антитеза в начале рассказа рождает ощущение равнодушной холодности окружающего мира по отношению к больному ребенку).

Бунинская техника описания порождаемых предметом ощущений в литературоведении носит название предметной детализации. Не лишни ли эти детали внешней изобразительности (так называл этот прием сам Бунин) в рассказе «Лапти». «Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями…». К чему это, если «… было большое горе: был тяжело болен ребенок»? В отношении стиля других писателей мы привыкли к «служебной» роли изобразительных средств (эпитетов, сравнений, метафор и др.) – раскрытие образа героя, характеристика места действия и т.п. Бунин не боится избыточной внешней изобразительности, когда деталь важна сама по себе, без привязки к сюжету. Она свидетельствует о состоянии мира в целом, стремится вобрать в себя всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете, звуках, запахах.

Грустно напряженная тональность рассказа создается не только словом, но и знаками препинания. Какой особый знак препинания появляется в конце предложений в финале рассказа? Какие значения может выражать этот знак в зависимости от контекста? Прочитайте предложения с многоточием так, чтобы передать интонацией значение знака препинания.

(Многоточие, появляющееся в конце предложений в финале рассказа «Лапти», выражает горькое недоумение и одновременно… радость(1) спасены! жилье рядом!

«Кинулись разгребать снег, подняли тело – оказывается, знакомый человек…

Тем только и спаслись – поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье…».

Смерть Нефеда спасает жизни новосельских мужиков и…).

Перечитайте последнее предложение рассказа: «За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином». Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? Оправдана ли эта сюжетная незавершенность?

(Да. Мы понимаем, что Нефед спас не только новосельских мужиков, но и мальчика. Я верю, что мальчик выздоровеет).

Как теперь вы ответите на вопрос: о чем этот рассказ?

Ответы на этот вопрос, заданный уже в начале урока, сводились к тому, что это рассказ о доброте, о самоотверженности. Не умаляя значимости этих ответов, в конце урока ребята добавляют, что это рассказ о жизни и смерти, о том, что роднит человека и природу: за смертью неостановимо идет жизнь!

Список использованной литературы

1. Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953.М.,1994.

2. Сливицкая О.В. О природе бунинской «внешней изобразительности» // Русская литература.1994.№1.

Иван Алексеевич Бунин первым из русских писателей удостоился Нобелевской премии по литературе. Эпоха революционных перемен, в которую он жил, и вынужденная эмиграция наложили отпечаток на его творчество. Одним из произведений, написанных на чужбине и наполненных любовью к родине, является рассказ «Лапти».

В 1920 году Бунин переехал во Францию, потому что категорически не принимал советскую власть. В октябрьской революции он видел разрушение страны. Он и не мог остаться, так как начались правительственные репрессии против «классовых врагов».

Рассказ «Лапти» был написан в 1924 году. Писатель выразил в нём своё видение русского национального характера. Иван Алексеевич всем сердцем любил родную Россию, а революционные события и жизнь в чужой стране действовали на него угнетающе. В произведении воссоздан дореволюционный быт и самобытный характер русского народа, которые были ему по душе.

Жанр и направление

Жанр произведения «Лапти» – классический рассказ. Он небольшой по объёму и содержит одну сюжетную линию: ребёнок в бреду просит дать ему красные лапти, а мудрый и добрый слуга Нефед отправляется за ними, невзирая на вьюгу.

Направление рассказа – реализм, но в то же время метко используются символы, которые на первый взгляд неочевидны. Лишь рассматривая рассказ на фоне того времени, когда он был написан, и жизни писателя в эмиграции, можно понять, какие символы использованы, и что они означают.

Можно ли назвать рассказ притчей? В некотором смысле можно. Потому что, как и в притче, здесь не показаны конкретные характеры конкретных персонажей. Имя есть только у одного героя – Нефеда, но и он является не единичным героем со своим особенным характером, а собирательным образом «лаптей» — простых русских мужиков. Он символизирует милосердие и самопожертвование. Но всё-таки я думаю, что несмотря на всю схожесть, рассказ не является притчей в полном смысле. Потому что здесь моральный посыл произведения лежит глубже, в то время как смысл притчи не бывает завуалирован, он всегда на поверхности.

Смысл названия

Лапти – это обувь из соломы, которую на Руси носили крестьяне. Сельских мальчиков с детства обучали плести эту нехитрую обувь. Таким образом, лапти обозначают русские традиции, характер русского народа.

Но также «лаптем» называли простого, необразованного человека. Такого, как Нефед. Поэтому название рассказа олицетворяет не только обувь, которую просит ребёнок, но и простых, нехитрых русских мужчин.

Главные герои и их характеристика

  1. Образ Нефедушки – это образ простодушного, но доброго человека. Пойти пешком в жестокую бурю лишь затем, чтобы добыть лапти ребёнку, который просит их в бреду – поистине героический поступок. В образе Нефеда Бунин передал русскую душу, характер простых русских мужиков, которые не боятся жертвовать собой ради спасения чужой жизни.
  2. Мать больного ребёнка – любящая и добрая женщина. Это собирательный образ русских матерей, всей душою любящих своих чад и готовых ухватиться за любой лучик надежды ради их спасения.
  3. Сам ребёнок – это символ будущего страны. И только «лапти» – простота и жертвенность русской души, традиции, переходившие от поколения к поколению – могут спасти его.
  4. Темы

  • Милосердие выступает основной темой рассказа. Нефед понял, что душа больного ребёнка хочет красные лапти, и, если достать их, ребёнок может выздороветь. Последовавшее за этим решение рискнуть собственной жизнью ради спасения другой – акт милосердия, на который способны только по-настоящему добрые люди.
  • Ещё одно слово, которое характеризует поведение Нефедушки – отзывчивость . Действительно, не всякий слуга стал бы спрашивать хозяйку о состоянии ребёнка, да ещё и прислушиваться к его просьбе. Отзывчивость, пожалуй, была и остаётся качеством честных, бесхитростных и добрых сердцем людей.

Проблемы

Проблематика произведения «Лапти» выражается в обострённом чувстве писателя к революционным реалиям. Ему гораздо ближе та русская жизнь, которая была до революции. Жертвенность и милосердие, как отличительная особенность национального менталитета, выражены в образе Нефеда.

Символично, что новосельские мужики спаслись только благодаря жертве Нефедушки. Новосельские мужики – это тоже простые люди с русским характером. И жертва Нефеда в любом случае не напрасна. По-моему, это значит, что добрый, жертвенный поступок всегда приносит пользу.

Смысл

Идея произведения раскрывается через символы. Неслучайно в произведении болен именно ребёнок, и неслучайно он просит не что-нибудь, а лапти. Ребёнок символизирует будущее русского народа, его судьбу. Непроглядную вьюгу можно сравнить с революционными потрясениями. Неизвестно, выживет ли в этой жестокой буре русский народ или погибнет. А лапти – символ милосердного и жертвенного русского характера, который уходит в прошлое вместе с царским режимом. Но именно в них – надежда на спасение.

Нравственный смысл рассказа выражается в поступке Нефедушки. Бунин хотел показать, что у русского народа есть будущее, только если люди сохранят в себе человечность, доброту и милосердие.

На мой взгляд, главная мысль произведения заключается в том, что ключ к спасению России – в преемственности поколений. Нельзя просто взять и отрезать традиции и обычаи предков, накопленный ими опыт, старый уклад жизни, формировавшийся веками. Только передача новым поколениям лучшего из наследия старших поколений может обеспечить благополучное развитие страны. Если взглянуть на ужасы массовых репрессий, которые принесла советская власть, можно понять, что писатель во многом был прав. Революции, какими бы заманчивыми они ни были, приносят страдания простому народу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!