Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Учет индивидуальных достижений. Индивидуальность

Уровень притязаний и уровень достижений личности

С возрастом у каждого из нас появляется какая-то оп-ределенная область знания или практики, наиболее для нас существенная, интересная, соответствующая, как мы считаем, нашим потребностям, склонностям, способнос-тям, деятельность в этой области воспринимается как весь-ма социально значимая, а успехи в осуществлении этой деятельности переживаются нами как личностно значи-мые. С.Л. Рубинштейн говорил так об этом: «Я очень люб-лю пение, с величайшим удовольствием слушаю и очень ценю хороших певцов, но никто не уязвит меня, если взду-мает сказать, что я не умею петь. Я это сам отлично знаю и как ни люблю прекрасный человеческий голос, особен-но не страдаю от сознания, что сам им не обладаю. Но для человека, избравшего профессию певца, но для юноши, который мечтает именно на этом поприще завоевать себе славу, такое сознание было бы убийственным» 1 .

Самооценка человека в решающей степени складыва-ется на основании успеха или неуспеха в значимой для

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологиии. - М., 1946. - С. 568.него деятельности и формирует тот или иной уровень при-тязаний личности на достижения в этой области. Реализо-ванный в деятельности уровень притязания личности ук-репляет ее самоуважение, нереализованный - разрушает или не дает возможности вообще сформироваться.

Американский психолог У. Джеймс вывел формулу са-мооценки, которую обозначал термином «самоуважение»: «Наше довольство собой в жизни, - писал он, - обуслов-лено всецело тем, к какому делу мы себя предназначаем. Самоуважение определяется отношением наших действи-тельных способностей к потенциальным, предполагаемым - дробью, в которой числитель выражает наш действи-тельный успех, а знаменатель - наши притязания:

При увеличении числителя или уменьшении знамена-теля дробь будет возрастать» 1 .

Таким образом, уровень самоуважения порождается 1 двумя противоположными тенденциями: тенденцией под-держивать свою самооценку, свой успех в деятельности на как можно более высоком уровне; тенденцией снижать свои притязания, чтобы не потерпеть неудачи и тем самым не нанести ущерба привычной самооценке. Умение «прими-рить» эти тенденции и в ходе конкретной деятельности реалистически отнестись к себе, к своим достижениям -одно из важных условий эффективности деятельности и развития личности. От уровня достижений в деятельности зависит уровень притязаний личности. Поэтому так важ-но, чтобы уровень достижений соответствовал реальному вкладу труда и творчества человека в деятельность, тогда уровень притязаний его будет оправдан. В противном слу-чае притязания будут формироваться как бы на «пустом месте», что может привести человека к разочарованию не только в деятельности, но и в себе самом, к нервному срыву и т.д. «Если ты что-нибудь делаешь, - говорил Л.Н. Толстой, -делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай». Эту же мысль высказывал Г. Лихтенберг: «Остерегайся занять благодаря случайностям пост, который тебе не по плечу,

1 Джеймс У. Психология. - М., 1991.чтобы не казаться тем, чем ты не являешься на самом деле».

Еще на один аспект отношения человека к деятельности и к себе в этой деятельности необходимо обратить внима-ние: успех и неуспех могут быть поняты по-разному - или как чисто личный успех или как успех коллектива, успех общественного дела. Это зависит от мотивов деятельности: во имя чего человек работает. Великие люди потому, навер-ное, и становятся великими, что думают об успехе дела, которым они поглощены, а не о своем успехе и даже не о своей судьбе. Например, оставляя Москву без боя в 1812 г., вопреки мнению большинства русских военачальников, вразрез с требованиями царя и правящих сфер Петербурга, мало того, вразрез с голосом большинства армии и народа, М.И. Кутузов рисковал своим личным успехом полковод-ца, своей репутацией. Бессмертное величие М.И. Кутузова в том, что он не испугался страшной тяжести взятой на себя ответственности и сделал то, что по совести считал единственно правильным 1 .

1.5. Основные виды деятельности

Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. В процессе онтогенеза возникают игровая и учебная деятельности, связанные с трудом и про-изводные от него. Каждый из этих видов деятельности име-ет свою структуру, свои психологические особенности, свое целеназначение и реализуется в конкретных видах челове-ческой деятельности: художественной, производительной, спортивной, инженерной, педагогической, научной, прак-тической, в сфере нравственности, религии и пр.

Все основные виды деятельности - игра, учение, труд -присутствуют в жизни каждого человека, в недрах этих де-ятельностей происходит развитие психики и личности. Все эти основные виды деятельности не изолированы друг от друга, они взаимодействуют, обогащают друг друга, созда-вая тем самым новые перспективы развития личности, их осуществляющей. Но на каждом возрастном этапе требует-ся особое соотношение этих деятельностей как в плане их представленности, так и в плане их содержания. Одни дея-тельности имеют на данном этапе онтогенеза большее зна-

1 Теплое Б.М. Ум полководца // Избранные труды: В 2 т. - М., 1985. -Т. 1.-С. 253.чение для развития личности, другие - меньшее. А.Н.Ле-онтьев ввел понятие ведущей деятельности.

Ведущей называется деятельность, в наибольшей степе-ни способствующая развитию психики и личности ребенка на данном возрастном этапе. Ведущая деятельность обус-ловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на дан-ной стадии его развития.

Для ребенка дошкольного возраста ведущей деятельно-стью является игра, для школьника - учебная деятельность, для взрослого - труд. Игровая и учебная деятельность со-здают условия для развития способностей и личности ре-бенка, обеспечивающих ему возможность достойного вхож-- дения в трудовую деятельность взрослых.

Вопросы и задания

1. Что такое деятельность?

2. Какая деятельность называется ведущей и почему?

3. Как связана деятельность со знаниями и умениями?

4. Всегда ли переживание успеха в какой-либо деятельности соответствует ее результату?

5. Какими способами учитель может поддержать успешную деятельность школьника?

Тема 2 ЛИЧНОСТЬ

Личность, индивид, индивидуальность. Личность и социальные роли. Самосознание личности, «Я-концепция». Механизмы психологической защиты личности.

2.1. Личность, индивид, индивидуальность

Вопрос о том, что такое личность, какого человека мож-но назвать личностью - один из центральных не только для психологии, но и для философии, литературы, религии -практически для всех отраслей гуманитарного знания.

В психологии понятие личности является одним из ос-новополагающих. Личность, - писал С.Л. Рубинштейн, -образует «основу, изнутри определяющую трактовку пси-хики человека в целом. Все психические процессы состав-ляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни» 1 . С другой стороны, - под-черкивал он, - и все «психические процессы... протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее» 2 .

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «че-ловек» - самое широкое и общее, все остальные включа-ются в него.

Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой био-логический род, род Homo sapiens , «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основ-ные характеристики индивида - активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружа-ющим миром.

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповтори-мое своеобразие человека, то, в чем он отличен от дру-гих, а также в определенной степени указывает на выра-женность этого отличия. Недаром мы говорим, «яркая ин-дивидуальность», «у него нет никакой индивидуальности».

Это же можно сказать и о понятии «личность». В повсе-дневной жизни мы часто говорим: «Это личность», «Она -сильная личность», «Он - не личность», оценивая таким образом своих близких, знакомых или героев книг, филь-мов. Говоря так, мы выделяем прежде всего цельность чело-века, его способность занять некое, только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.

Обратите внимание на то, что если понятие «индивид» не несет в себе никакой оценки, то понятия «индивиду-альность» и «личность»» подчеркивают, выделяют неко-торые особые присущие человеку качества, выражает вы-сокий уровень его развития.

Именно поэтому многие психологи подчеркивают, что «индивидами рождаются, а личностью становятся» (А.Н. Ле-онтьев, В.В. Давыдов). «Личность, - подчеркивал А.Н. Ле-

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С. 618. 2 Там же. -С. 617.онтьев, - есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» 1 .

Какого же человека можно назвать личностью? Л.И. Бо-жович отвечала на этот вопрос так: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического разви-тия, который делает его способным управлять своим пове-дением и деятельностью... Личность, достигшая полного раз-вития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независи-мым от ситуативных воздействий среды. Необходимой ха-рактеристикой личности является особая форма ее актив-ности, связанная с наличием иерархического строения мо-тивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответ-ствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Иными словами, для личности становится ха-рактерной активная, а не „реактивная" 2 форма поведения» 3 .

Таким образом, человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т.е. способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непос-редственные побуждения ради высших, т.е. действовать опосредованно. Он относительно независим от внешних воз-действий и ведет себя в соответствии с собственными, самостоятельно, сознательно выработанными целями и намерениями.

Если понятие «индивид» соотносится с понятиями «дру-гие индивиды», понятие «индивидуальность» - «другие люди», то понятие «личность» - не только с понятиями «другие личности», но и «общество», «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни че-ловека. Личность - «социальный человек», человек в мире других людей.

Черты человека как индивидуальности могут проявлять-ся в особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, способностях. Они могут быть социально значимы и социально нейтральны. Например, способность к живописи может стать социально значимой, если чело-

1 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 176.

2 Реактивное действие, поведение - действие, поведение, возника-ющие в ответ на то или иное воздействие извне.

3 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-С. 421.век становится художником, и может остаться нейтраль-ной, если он рисует для себя, для своего удовольствия и никому своих картин не показывает.

Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно, социально значимых ка-честв, форм поведения, деятельности. Качества личности, черты личности всегда значимы для других людей. Напри-мер, доброта - качество личности, потому что она всегда направлена на других людей, а значит, и на общество в целом. Различные стороны, черты личности воспитывают-ся, целенаправленно формируются.

Многие ученые (А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.) считают, что человек является личностью настолько, насколько он значим для других людей, насколько он спо-собен отдать, передать себя другим людям, оставить в них свой след. Только так он становится значимым и для себя. То, насколько человек значим как личность, во многом зависит от особенностей его деятельности, реализуемых в ней ценностей, смысла, которые эта деятельность имеет для каждого из тех, кто ее осуществляет.

Пользуясь определением известного французского писателя А. де Сент-Экзюпери, можно сказать, что лич-ность - «человек как узел связей». Связи личности мо-гут далеко выходить за пределы ее непосредственного окружения, соотноситься с обществом, с миром лю-дей вообще.

Именно это определяет активность личности - ее спо-собность производить значимые изменения в окружающем мире и самом себе. Человек рассматривает себя как источ-ник и причину своего поведения, своего развития. Счита-ет себя хозяином собственной жизни. Это обеспечивает. устойчивость и последовательность его поведения.

2.2. Личность и социальные роли

Слово «личность» в западных - английском, французс-ком, немецком - языках первоначально означало маску в древнегреческом театре, которую надевал актер, исполняя роль. Этот же смысл содержится и в русском слове, от кото-рого образовано слово «личность», - «личина». По словарю В. Даля, значение слова «личина» - «накладная рожа, харя, маска... Ложный, притворный вид, лукавое притворство» 1 .

1 Даль В. Толковый словарь: В 2 т.- М., 1955. - Т. 2. - С. 259.Это послужило основанием для представлений о том, что «личность» - маска, которую человек надевает на себя, исполняя некоторую роль для общества, для близкого ок-ружения (семьи, друзей), даже для самого себя. И эта маска часто скрывает его истинные черты, то, что он представляет собой на самом деле. Это положение легло в основу теории личности как носителя социальных ролей.

Согласно этой теории, таким образом, человек может в семье играть роль сына, в школе - ученика, в компании друзей - вожака, лидера. Роль формирует определенные ожидания со стороны других, определяя, как должен вес-ти себя носитель («исполнитель) той или иной роли, она формирует его действия.

Против этой теории выступили многие психологи, под-черкивавшие, что личность не может быть сведена к сум-ме «исполняемых» ею ролей и это не «маска», за которой человек «прячет» свою истинную сущность. Личность со-знательно принимает и исполняет определенную соци-альную роль, относясь к ней и преобразуя ее. Социальные роли есть формы реализации личности.

В психологии существует множество теорий личности. Представления о личности в отечественной психологии личности основываются на том, что личность нельзя рас-сматривать «как индивида, обладающего психофизиоло-гическими и психологическими особенностями, изменен-ными в процессе его адаптации к социальной среде». Ее следует рассматривать как новое качество, порождаемое движением системы объективных общественных отноше-ний, в которое вовлекается его деятельность. Личность, таким образом, перестает казаться результатом прямого наслаивания внешних влияний; она выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Он утверждает ее и в повседневных делах и общениях, и в людях, которым он передает частицу себя 1 .

2.3. Самосознание личности, «Я-концепция»

Для самого человека, субъективно, личность - это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием.

1 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. -С.217.Самосознание личности начинает формироваться очень рано. Оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, когда он направляет дей-ствия на самого себя. Еще И.М. Сеченов выделял возни-кающее в результате этого «цельное самоощущение» как первичную форму самосознания.

Самосознание развивается. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях (это про-исходит у разных детей в разное время, но, как правило, не позднее 2,5-3 лет). Постепенно он начинает осознавать себя как причину происходящих вокруг него и с ним событий. Начинает осознавать себя как субъекта собственных действий и поступков. Понимать свои потребности, желания. Он стре-мится выразить себя через собственные действия («Я сам!»). С этим связан так называемый кризис трех лет. Важное вли-яние на развитие самосознания оказывает исполнение роли в играх, когда ребенок начинает четко отличать себя от ис-полняемой им в игре роли. В 6-7 лет происходит еще один существенный сдвиг в самосознании - ребенок начинает смот-реть на себя как бы со стороны, представлять, как он выгля-дит в глазах окружающих. Он смущается и от этого «кривля-ется». Недаром этот период носит название «кризиса непо-средственности».

Существенный сдвиг в развитии самосознания проис-ходит в подростковом и юношеском возрастах. Человек начинает целенаправленно думать о себе, ставить перед собой вопросы «Кто Я? Какой Я? Кем мне быть? Каким мне быть? В чем смысл моей жизни? Могу ли Я уважать себя и за что?», т.е. думать о себе как о личности. Не слу-чайно подростковый и юношеский возраст называют воз-растом второго рождения личности, личности как перио-да открытия «Я» для самого себя. Ведь, думая о себе, мы крайне редко бываем нейтральны, мы всегда каким-то об-разом относимся к себе. Эти представления реализуются в поведении, отношениях с другими людьми, в том, чего следует ждать от себя в будущем.

Думая о себе, человек крайне редко бывает нейтрален, он всегда каким-то образом относится к себе. Поэтому мысли о себе всегда эмоционально окрашены и часто содержат оценку себя, отдельных сторон своей личности, деятельности. Мне-ние человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях относительно того, чего следует ждать от себя в будущем. Они создают основу устой-чивого личностного образования - «Я-концепции». «Я-концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя. Она существует не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне, отражая неосознанные, представленные только в переживании ус-тановки человека по отношению к себе.

В «Я-концепции» обычно выделяют три основных ком-понента - когнитивный, эмоционально-оценочный и по-веденческий.

1. Когнитивный компонент «Я-концепции» - «образ Я» -характеризует содержание представлений человека о себе. В «образ Я» могут входить представления человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности и т.п. Перечисление практически бесконечно, поскольку в «об-раз Я» может включаться все, что значимо для человека, все, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общ-ность с другими людьми, объединять с ними, а с другой, -отличать себя от них, осознавать себя как особую, неповто-римую личность. Поэтому содержание «Я-концепции» ха-рактеризуют две составляющие: (1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми и (2) дифференцирующая, способствующая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной неповторимости, уникальности.

Например, для одного человека наиболее значимы пред-ставления о себе как о человеке, который многим интере-суется, хочет узнать больше о разных сторонах жизни. Ве-дущее место в его «образе Я» будет занимать его представ-ления о своей эрудиции, познавательных интересах - их разнообразии, глубине и т.п. Для другого - самым глав-ным может быть то, что он отец. В этом случае централь-ными в образе Я будут характеристики, качества, связан-ные с отцовством. Это не означает, что этими характерис-тиками исчерпываются представления человека о себе. Но они включаются в «образ Я» как менее значимые, второ-степенные.

2. Второй компонент - эмоционально-ценностное отно-шение к себе - отражает отношение человека к себе в це-лом или к отдельным сторонам своей личности, деятель-ности и т.п. и проявляется в самоуважении, чувстве соб-ственного достоинства, самооценке и уровне притязаний.

Фундамент эмоционально-ценностного компонента со-ставляет самоуважение, или чувство собственного достоин-ства, собственной ценности. Самоуважение - это вера всобственные силы, возможности. Оно не связано конкрет-но с какой-либо областью, и выражает столько оценку, сколько общее отношение человека к себе. Самоуважение -это принятие себя, любовь к себе.

В понятии самооценка, как видно из самого названия, на первый план выходит именно оценочный компонент. Самооценка - оценка личностью себя в целом (общая са-мооценка) и отдельных сторон своей личности, деятель-ности, отношений с другими людьми (частные, или пар-циальные самооценки). Самооценка может быть устойчи-вой, т.е. сохраняться в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и неустойчивой.

Для развития очень важно разумное сочетание устой-чивости и неустойчивости самооценки. Так, сохранение устойчивой самооценки при изменившихся условиях си-туации препятствует и нормальному осуществлению дея-тельности, и самореализации в ней. Сильная неустойчи-вость самооценки, порождая колебания, своеобразные «качели» - от очень высокого до очень низкого представ-ления о себе.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. уровнем трудности целей, которые человек ставит перед собой и определяющее, какие достижения он будет вос-принимать как неудачу, а какие - как успех. Уровень при-тязаний основывается на самооценке, сохранение кото-рой стало для человека потребностью.

Для нормального развития личности очень важно, что-бы уровень притязаний был несколько выше самооценки, несколько опережал ее, создавая тем самым возможности роста. Поэтому уровень притязаний, полностью совпадаю-щий с самооценкой, для личностного развития неблаго-приятен. Столь же неблагоприятным является низкий или средний уровень притязаний в значимых для человека об-ластях. Подробнее об уровне притязаний рассказано в теме «Деятельность».

В конкретной деятельности самооценка и уровень при-тязаний могут быть достаточно точно установлены. Поэто-му применительно к конкретной деятельности можно го-ворить об уровнях самооценки и притязаний - высоком, среднем и низком.

В этих случаях можно говорить и об адекватности само-оценки. Самооценка является адекватной, если она соот-ветствует реальной успешности человека в какой-либо де-ятельности. Неадекватной самооценка бывает в тех случа-ях, когда она не соответствует успешности человека. Не-адекватная самооценка может быть завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их). И неадекватно завышенная, и неадекватно заниженная самооценка - сильный тормоз и общего развития, и успешности в какой-либо деятельнос-ти.


Психология . Учебник для студ . сред . пед . учеб . заведений . М., ИЦ Академия. 2004. 464 с.doc ...


Деловые партнеры иногда интересуются достижениями друг друга. Тому, кто хоть раз на своем рабочем месте действовал целенаправленно, всегда будет что сказать. Главное понимать, что такое достижение. Здесь ответим на ряд вопросов, с которыми чаще всего сталкивается специалист. Что такое значимые достижения? Как определить и сформулировать основные, главные, высшие или выдающиеся достижения? Личные и профессиональные достижения - что писать в резюме? Какие достижения лучше указывать? Отвечаем по порядку.

Вы можете рассказать о целях своей профессиональной деятельности? Надеемся, что можете - все материалы сайта вам в помощь. Цели говорят о том, каких результатов человек хочет добиться. Это информация о будущем. Вопрос о достижениях предполагает рассказ о том, каких результатов удалось добиться. Это информация о прошлом, свершившемся, уже достигнутом к настоящему моменту. Если вы хотя бы раз ставили перед собой ясные, четкие цели и хотя бы раз их успешно достигали, получая тот результат, который изначально планировали, то знаете главное. В целом, достижение - это ранее запланированный и к настоящему времени успешно достигнутый результат.

Между целями в работе и достижениями в работе очень много общего. Существенная разница - время. Цели отражают цифры и факты, которые необходимо получить за определенный период (или к определенному сроку), и заявляются, как правило, в будущем времени. Достижения отражают цифры и факты, которые были получены специалистом в определенный период своей деятельности, и заявляются, как правило, в прошедшем времени. Принципы формулировки сообщений о целях и достижениях очень похожи. Хотите пример? В качестве примера приведем два предложения. Задание: постарайтесь не догадаться где заявлен планируемый, а где полученный результат.

  • к третьему кварталу текущего (2006) года разработать систему технического оповещения о концентрации в воздухе... выше предельно допустимых норм;
  • во втором квартале текущего (2006) года разработана система технического оповещения о концентрации в воздухе... выше предельно допустимых норм.

Справились с заданием? Нет? Отлично. Вероятно, вы прекрасно владеете информацией о том, как правильно сформулировать информацию о достигнутом результате. А сейчас отметим главное.

Когда в резюме или на собеседовании возникает вопрос о достижениях, это значит, что просят рассказать о результатах, которые получены вами в работе в определенный период времени. Например, на прежнем рабочем месте или в прежней должности, в ходе работы над определенной темой или в результате решения определенных проблем и задач - в зависимости от того, о каком конкретно периоде спрашивают. Иногда в вопросе о достижениях такой период не обозначается явно. Это значит, что запрашиваемый период - вся ваша трудовая деятельность.

Готовим предварительный список достижений

Чтобы понять, какими достижениями обладаете сегодня, можно проделать простую вещь. Взять список прежних целей, которые вы ставили перед собой в запрашиваемые периоды профессиональной деятельности. Отобрать из них достигнутые. Переписать их формулировки в прошедшем времени. Первая часть материала готова.

Теперь припомните, не случалось ли вам когда-нибудь на пути к запланированному результату получать результаты незапланированные, но неожиданно важные, имеющие существенное значение для кого-то или чего-то? - для кого или чего именно пока безразлично. Случалось? Тогда их тоже запишите. Вторая часть материала готова.

По сути, у вас получился список полученных результатов в разные периоды вашей профессиональной деятельности. Для чего заявляются такие списки? Вашего делового партнера интересует чем вы можете оказаться полезны для него, организации, целевых групп. Владельцем каких внутренних богатств и активных ресурсов являетесь. Именно активных, которые уже позволили вам достичь определенных результатов. Пассивные ресурсы - которые «теоретически» вроде бы есть, но фактически не используются, - реальных деловых партнеров интересуют не всегда. Почему?

От того, что вы владеете, к примеру, какими-то знаниями и навыками, вашим коллегам, клиентам и т.д. ни жарко, ни холодно. Владеете, и замечательно. Ваши знания и навыки становятся интересны, когда с их помощью удается достичь нужного результата. Тогда вы демонстрируете наличие, качество и пользу своего ресурса - ресурса, который действительно есть, который вы с удовольствием используете и который постоянно оттачивается в опыте. Тогда речь идет о специальных знаниях и ключевых навыках, которые позволили вам получить то, о чем вы рассказываете. Информация о достижениях говорит гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Имея список своих достижений и рассказывая о них в резюме или на собеседовании, вы информируете реального или потенциального делового партнера о двух вещах. О том, каких результатов смогли достичь сами или помогли достичь другим (какие надежды на вас можно возложить, в чем вы можете оказаться особенно полезны). О том, какими активными ресурсами (способностями, возможностями, знаниями, навыками) располагаете, чтобы достичь подобных или других нужных компании результатов.

Выбираем значимые

Итак, мы с вами составили предварительный список результатов профессиональной деятельности. Теперь среди них будем искать настоящие достижения. Готовы?..

Что такое и какие бывают значимые достижения? Люди по-разному оценивают значимость того или иного результата в своей работе. Поэтому каждый специалист самостоятельно принимает решение, о каком из них стоит рассказывать. Однако, говоря о достижении, стоит помнить о двух вещах.

1) . Это должен быть результат, который оказался для кого-то полезным - важным, нужным, имеющим определенное значение для конкретного человека, группы людей или компании в целом.

В зависимости от того, кому именно результат работы, о котором вы рассказываете, принес больше пользы (оказался более важен), он может быть отнесен к одной из двух категорий:

  • личное достижение;
  • профессиональное достижение.

2. Результаты, которые могут, но пока еще не принесли пользу другим людям. Даже если речь идет об уникальном открытии, знании, изобретении или создании чего-либо, что рождает в вас чувство профессиональной гордости и потенциально имеет большое значение для других, но еще не востребовано ими, еще не принесло им конкретной пользы, такой результат на данный момент времени должен именоваться личным достижением в профессиональной деятельности. Помните, что вопрос о достижении касается уже полученного. Здесь важно не впадать в иллюзии, а объективно оценивать, чем действительно располагаете сегодня. В данном случае сегодня вы располагаете чем-то, что может помочь кому-то завтра. Ключевые словосочетания: «вы располагаете» и «может помочь кому-то». Несмотря на то, что подобные результаты работы относятся к категории личных достижений, для ваших потенциальных партнеров они могут оказаться важным конкурентным преимуществом.

Будем рады видеть в комментариях информацию о ваших профессиональных достижениях.


Акмеология, как активно развивающаяся наука, решает сложнейший вопроссовременного человекознания, а именно феноменологию, становление и закономерности развития взрослого человека.Акмеологию как понятие, обозначающее психологию зрелости или взрослостиввел Н.А.Рыбников (1928), дальнейшее развитие акмеологии как науки связано с трудами Б.Г.Ананьева («Человек как предмет познания», 1969) и продолжено А.А.Бодалевым («Акмеология как учебная и научная дисциплина»,М., 1993). Ананьев, Бодалев,Деркач, Кузьмина назвали акмеологией науку, комплексно изучающую развитие взрослого человека.

Возникнув, как новая парадигма на стыке наук общественных, технических, гуманитарных и естественных, акмеология решает задачи выявления оптимальных факторов и условий, которые позволяют взрослому человеку состояться как индивиду, личности и субъекту деятельности, т.е. достичь своего «акме» (прежде всего в профессиональной деятельности).

Акмеология определяет взрослость как возрастную ступень, начало которой относится к 18-20 годам, при этом за индивидные характеристики принимается состояние организма в целом и каждого органа в отдельности по сравнению с нормой, за личностные характеристики - сформировавшиеся у человека отношения к разным сторонам действительности, включая его самого, а за субъектные характеристики - все качества человека, от которых зависит осуществление его деятельности.

Под акме в профессиональной деятельности подразумеваетсяустойчиво успешный по получаемым результатам высокий уровень решения задач, составляющих содержание деятельности специалиста в той или иной области.

Достижение акме - это результат взаимодействия многих объективных и субъективных условий и обстоятельств в жизни человека. Талант, способности, физическое и психическое здоровье могут быть рассмотрены как субъективные факторы, а условия воспитания, обучения, качество образования и др. как объективные факторы этого процесса. Более того, само понятие акме, равно, как и процесс его достижения, будет сильно зависеть от конкретной профессиональной деятельности. Акмеология была бы исключительно описательной наукой, если бы свелась к каталогизации акме по профессиям. Кроме этих задач, акмеологияс самого начала разрабатывает технологии и стратегии формирования профессионалов высокого класса в разных сферах человеческой деятельности. Таким образом, уже сейчас можно говорить о таких видах прикладной акмеологии как педагогическая, управленческая, политическая, военная, медицинская и пр., а также целесообразно рассматривать психолого-акмеологические условия и факторы формирования профессиональной мотивации старшеклассников и студентов.

Все зрелости человека: физическая, психическая, личностная, зрелость как субъекта деятельности связаны между собой, но человек не достигает всех вершин одновременно. Более того, скорости достижения акме в разных областяхжизнедеятельности могут сильно отличаться. Акме спортивных достижений может не совпадать со зрелостью межличностных отношений, а вершины научных достижений не всегда приходятся на пик здоровья и т.д.

Комплексное изучение развития человека позволяет проанализировать корреляции индивидных, личностных и субъектных характеристик взрослого человека и особенностей его формирования в детстве и юности. Важной задачей акмеологии является нахождение единичного, особенного и общего в индивидном, личностном и субъектном развитии человека при достижении им микро (промежуточных)и макро(значительных)акме, а также выявление единичного, общего и частного в процессе достижения мастерства в разных областях профессиональной деятельности.

Акмеологическое изучение человека подразумевает не только анализ его достижений в профессии, а прежде всего изучение высшего этапа зрелости человека - постижение смысла своего существования. С точки зрения акмеологии психологические понятия субъект и индивидуальность получают новое смысловое наполнение. Субъект на высшей стадии своего развития выступает не просто как активный деятель, но как человек, способный взять ответственность за свою жизнь. Индивидуальность же определяетсяне только как неповторимое своеобразие психики человека, но как своеобразное триединство индивида, личности и субъекта деятельности.

В современной акмеологии вводится целостная характеристика индивидуальных свойств человека- интегральная индивидуальность. Это больше, чем совокупность особых качеств личности, а «особый, индивидуально своеобразный характер связи между всеми свойствами человека» (см. В.С.Мерлин Очерк интегрального исследования индивидуальности, с.10)В интегральной индивидуальности выделяются различные аспекты: биохимический, индивидуально-психический (темперамент, особенности личности), социально-психологический (роль в социуме).

Вторым феноменом процесса развития индивидуальности является становление индивидуального стиля как способа адаптации человека к конкретной профессиональной среде, социальной группе и обществу в целом. Развитие этих двух феноменов взаимосвязано, при этом индивидуальный стиль опосредует взаимодействиеиндивидуальности человека и внешних условий его жизнедеятельности. Проблема индивидуального стиля - это не проблема одного индивида, а задача интеграции различных индивидуальных стилей в одном рабочем пространстве, т.к. индивидуальный стиль - это прежде всего стиль профессиональной деятельности.

В контексте развития индивидуальности стоит особо остановиться на понятии аутопсихологической компетентности. Прежде всего, аутопсихологическая компетентность - это полное и глубокое знание себя как личности, своего темперамента, особенностей мышления, своеобразия характера, выносливости в пиковых нагрузках, т.е. знание всех своих сильных и слабых сторон, чтобы уметь адекватно компенсировать уязвимые стороны своей личности и всемерно развить внутренний психологический потенциал, формируя эффективные стратегии своего развития.

Аутопсихологическая компетентность - это готовность и способность личности к подобным изменениям, закрепление соответствующих навыков саморегуляции и гармонизации своего состояния, умение держать фокус на значимой поставленной цели, создавать благоприятную атмосферу для своей деятельности, активируя самые лучшие и сильные черты своей личности, являясь своебразным коучем (тренером) самому себе. Это становится возможным при надлежащем уровне собственной осознанности, сформированной воле и значительного опыта саморазвития и самосовершенствования. Как объект такой акмеологической преобразующей деятельности может выступать часть личности, воспринимаемая как наличие внутренней проблемы, препятствующей дальнейшему личностному росту.

А.А.Деркач выделяет акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности.

Интрапсихическая акмеологическая деятельность направлена на творческое саморазвитие. Компонентами этой деятельности является:

Сформированная позиция внутреннего наблюдателя, как метакоммуникатора, «субъекта самопреобразующей деятельности» (см. там же), способного коммуницировать с разными уровнями психики и в разных каналах восприятия,

Способность личности планировать этапы своего развития и предусматривать коррекцию неблагоприятных периодов за счет нейтрализации негативных психологических образований и активизации позитивных личностных ресурсов,

Умение поддерживать постоянную позитивную динамику своего развития.

При этом, аутопсихологическая компетентность включает в себя знание своих типических черт, главные из которых - тип личности, свои защитные механизмы и стиль мышления. Знание стиля своего мышления позволяет человеку значительно повысить свою аутопсихологическую компетентность, а знание доминирующей личностной защиты позволяет сохранять позитивный образ Яв экстремальных условиях.

Резюмируя, можно сказать, что акмеологичность - это неотъемлемая черта самого человеческого развития,устремленность человека к своему акме есть стремление к вершинам личностного, профессионального развития, асамосовершенствование - это естественныйпроцесс реализации своеготворческого потенциала.

Современная акмеология развивается во взаимодействии естественных, технических и общественных наук. Развитие акмеологии обусловлено необходимостью изучения целостного образа человека, включая исследование процесса формирования, становления и закономерностей развития человека на этапе его взрослости, учитывая особенности его личной истории на предшествующих возрастных стадиях. Это исследование дает возможность проанализировать предпосылки, которые благоприятствуют формированию его как профессионала высокого класса. Другой важной частью акмеологических исследований является теоретическое обоснование и практическое создание технологий, способствующих достижению человеком своего «акме».

Индивидуальность человека является интегральным феноменом, проявляющимся на разных стадиях личностного развития. У человека при этомформируется интегральная индивидуальность, как своеобразный характер связи между всеми свойствами человека и индивидуальный стиль, как способ адаптации к конкретной профессиональной среде, социальной группе и обществу в целом. Индивидуальный стиль способствует эффективному продвижению человека к вершинам личностного и профессионального развития.Творческое саморазвитие личности определяется акмеологической деятельностью в интрапсихическом пространстве. Результатом этой деятельности является аутопсихологическая компетентность - одно из главных психических условий активизации личностного потенциала, обеспечивающее развитие «акме» человека в контексте его индивидуальности.

Литература:

1. Б.Г.Ананьева («Человек как предмет познания», 1969

2. А.А.Деркач, Л.Э.ОрбанАкмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности М.,РАГС, 1995

3. А.А.БодалевымАкмеология как учебная и научная дисциплина М., 1993

4. А.А. Бодалев, Л.А. РудкевичКак становятся великим или выдающимся. М., 1997.

5. А.А. БодалевВершина в развитии взрослого человека М., Наука, 1998.

6. А.А. Реан., Н.В. Бордовская, С.И.РозумПсихология и педагогика // Учебник для вузов. С-Пб. "Питер". 2000

7. А. МаслоуМотивация и личность. М., 1989.

8. А. МаслоуНовые рубежи человеческой природы М., Смысл, 1999

9. В.С.Мерлин Очерк интегрального исследования индивидуальности,М., 1986

Индивидуальные достижения при поступлении в вуз для многих абитуриентов становятся шансом на бесплатное обучение. Сегодня мы проанализируем основные правила, согласно которым высшие учебные заведения принимают первокурсников. Итак, рассмотрим этот вопрос более подробно.

Как подтвердить свои достижения

Существует определенный порядок учета индивидуальных достижений поступающих, согласно которому работают все университеты и институты нашей страны. Поступающие могут рассчитывать на дополнительные баллы, если они предоставят документальное подтверждение в виде дипломов, справок, сертификатов.

Правила приема предполагают начисление при равенстве иных критериев дополнительных баллов тем абитуриентам, которые имеют собственные достижения. Их суммируют с теми достижениями, которые были продемонстрированы старшеклассниками на едином государственном экзамене.

Поступление на бакалавриат

Индивидуальные достижения при поступлении в вуз по программам бакалавриата учитываются по следующим направлениям:

  • статус призера либо чемпиона мира, Европы по спортивным дисциплинам, удостоверение о сдаче норм ГТО, удостоверения установленного образца;
  • аттестат об окончании среднего общего образования с отличием (золотая или серебряная медаль);
  • диплом о получении профессионального образования с отличием;
  • волонтерская (добровольческая) деятельность;
  • диплом абсолютного победителя определенных олимпиад, творческих конкурсов, конференций, спортивных мероприятий, которые проводятся ;
  • оценка за итоговое сочинение, которое является условием допуска выпускника к сдаче ЕГЭ по программе общего среднего образования.

Дополнительные баллы за индивидуальные достижения при зачислении на программы бакалавриата не могут превышать в сумме 10. Отечественные академии и университеты могут самостоятельно изменять индивидуальные достижения при поступлении в вуз, учитывая специфику учебного процесса.

Олимпиады и интеллектуальные конкурсы

В зависимости от направления университеты и институты по своему усмотрению засчитывают индивидуальные достижения при поступлении в вуз. Например, при подаче документов в университет ИТМО в Санкт-Петербурге абитуриентам засчитывают следующие достижения:

  • баллы за спортивные достижения начисляют за наличие золотого значка ГТО;
    аттестат особого образца (с отличием) об окончании среднего общего образования;
  • за статус чемпиона либо призера различных спортивных игр, чемпиона Европы, первенства мира;
  • за ведение систематической (при условии предоставления волонтерской книжки установленного образца);
  • за получение «зачета» на итоговом школьном сочинении в 11-м классе общеобразовательной школы;
  • за дипломы всероссийских предметных олимпиад, похвальные грамоты и дипломы всероссийского уровня;
  • за диплом призера или победителя проектных сессий, которые проводятся образовательным центром «Сириус»;

  • за диплом победителя либо призера многопрофильной олимпиады Университета ИТМО по математике, обществознанию, русскому либо иностранному языку, физике, химии;
  • за диплом победителя либо призера конференции международного уровня «Мир науки. Нанотехнологии»;
  • за победу в школьной секции Конгресса молодых ученых, проводимого Университетом ИТМО;
  • за диплом призера или победителя конкурса "ИТМОград", «Золотая тысяча мира»;
  • за предоставление портфеля достижений;
  • за сертификат призера или победителя Международного конкурса по маркетингу «BigGame by Marketoruim. Секция Junior».

Учет индивидуальных достижений при поступлении в университеты регламентируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 2014 года. Согласно тем многочисленным изменениям, которые были изданы в апреле 2015 года Министерством образования и науки РФ, у любого высшего учебного заведения есть законное право на изменение порядка учета личных достижений абитуриентов.

Информирование об учете дополнительных достижений абитуриентов

Правила приема обязывают каждое учебное заведение среднего и высшего звена заблаговременно информировать поступающих о количестве баллов, которые они могут получить за личные достижения. Подобная информация позволяет старшеклассникам заранее просчитать свои шансы на зачисление в университет (академию) по выбранному направлению обучения.

Число начисляемых баллов

Мы рассмотрели, какие индивидуальные достижения учитываются в вузах при подаче абитуриентами документов на зачисление. Теперь остановимся на том максимальном количестве баллов, на которые поступающие могут рассчитывать.

Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ, суммарное количество баллов за индивидуальные достижения не должно превышать десяти баллов. Кроме того, до 10 баллов можно получить за качественное выполнение итогового сочинения в одиннадцатом классе. Документы, подтверждающие индивидуальные достижения, должны быть поданы вместе с пакетом документов. Представители приемной комиссии внимательно изучают все дипломы и грамоты, которые приносит абитуриент, суммируют баллы, заносят их в итоговый протокол.

Документы для подтверждения

В этом году у выпускников общеобразовательных учреждений была возможность прибавить к тем результатам, которые были продемонстрированы на выпускных экзаменах, не меньше десяти баллов. Это существенно повысило шансы ребят на получение в выбранных ими высших учебных заведениях. Многие из них старались хвататься за любую возможность, чтобы воплотить свою мечту в реальность.

По сравнению с прошлым годом за творческие, интеллектуальные и спортивные индивидуальные достижения численность баллов была уменьшена с 20 до 10. Подобный шаг был мотивирован представителями Министерства образования тем, что для получения дополнительных баллов старшеклассники тратят слишком много своего свободного времени, абсолютно забывая о полноценной подготовке к единому государственному экзамену.

Способы получения дополнительных бонусов

Ученики 10-11 классов пытаются использовать все возможные шансы для того, чтобы после окончания школы поступить в выбранный ими университет или академию. Например, можно принять участие в одной из предметных олимпиад, список которых ежегодно утверждается Министерством образования и науки РФ. Для ребят, которые обучаются в одиннадцатом классе, полезным и интересным будет участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, спартакиадах, физкультурных мероприятиях. При этом учитывают только те победы выпускника, которые были достигнуты в 11 классе. Если подросток успешно поучаствовал сразу в нескольких предметных олимпиадах, для начисления дополнительных баллов выбирается та, которая является наиболее «весомой» по уровню.

Для того чтобы при равном количестве баллов у абитуриента были шансы подняться в ранжированном списке, ему поможет золотая либо серебряная медаль. Например, для тех ребят, которые выбрали для своего последующего обучения спортивные учебные заведения, прекрасным бонусом будет наличие золотого значка ГТО.

Часто именно эти несколько баллов, которые можно заработать еще во время обучения в школе, будут «палочкой-выручалочкой» для зачисления в престижный вуз на бюджетной основе. Университеты и академии принимают самостоятельное решение о том, за какие достижения, в каком количестве добавлять абитуриентам дополнительные баллы.

Полезные факты

Например, МФТИ включил в перечень документы, подтверждающие окончание абитуриентом художественного училища или музыкальной школы. В зависимости от вуза за одни и те же достижения можно рассчитывать на получение разного количества баллов. Причина таких расхождений в исключительном праве, которым Министерство образования и науки РФ наделило своим приказом отечественные университеты и академии. Вузы не обязаны добавлять какие-то дополнительные баллы за индивидуальные достижения своих потенциальных студентов.

Подбирая учебное заведение, абитуриент должен внимательно изучить информацию, представленную на стенде университета. Это позволит ему набрать максимальное количество баллов, чтобы увеличить свои шансы на успех. Важно за 11-й класс собрать максимальное количество «доказательств» своей творческой и интеллектуальной деятельности.

Заключение

В за итоговое сочинение можно получить 10 баллов, призерам Всероссийских олимпиад добавляют 5 баллов, медалисты могут рассчитывать на 3 балла, спортсмены получают в свою копилку за наличие золотого знака 5 баллов.

В МГУ им. М. В. Ломоносова нет четких критериев за личные достижения, это определяется индивидуально. Успешное написание итогового сочинения - 3 балла, за золотую медаль абитуриенту добавляют 5 баллов, спортивные успехи принесут 2 балла. В МГИМО за олимпиады и золотую медаль начисляют 10 баллов, золотой знак ГТО приносит 4. В каждом престижном отечественном учебном заведении высшего звена разработаны свои правила начисления баллов студентам, которые помогут успешно пройти через все вступительные испытания и зачислиться в выбранное учебное заведение.