Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Периодизации подросткового возраста. Теории психического развития в подростковом возрасте Теории подросткового возраста в психологии

Ст. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это
промежуточная стадия между детством - эпохой охоты и собирательства - и взрослым состоянием - эпохой развитой
цивилизации.

У подростков: безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями

Э. Спрингер Подростковый возраст- это возраст врастания в культуру, дух данной эпохи.
Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением- второе рождение.
Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает
себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы.

Главные новообразования - открытие "Я

Э. ХОрперп рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. -"Скажи мне, что для тебя ценно,
что ты переживаешь как наивысшую ценность твоей жизни, и я скажу тебе, кто ты",

шесть таких типов: теоретический тип - личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности;
эстетический тип; экономический тип - жизнью такого человека управляет идея пользы; социальный - "смысл жизни составляют любовь, общение и жизнь для других людей"; политический - для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию; религиозный - такая личность соотносит "всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира".
В другой известной научной концепции - концепции Ж. Пиалсе - в подростковом возрасте окончательно формируется
личность, строится программа жизни. В возрасте от 11-12 лет и до 14-15 лет возникает новая форма эгоцентризма. Ж. Пиаже
назвал ее "наивным идеализмом" подростка, стремящегося к переустройству мира.

Длс. Марсиа (Марша) выделил четыре варианта развития идентичности в подростковом возрасте: (Идентичность здесь - это
итог социализации личности).

неопределенная идентичность характеризуется тем, что человек еще не приобрел четких убеждений и не пережил кризис
идентичности;

предрешенная идентичность характеризуется тем, что подросток выбирает свой жизненный путь под влиянием других
людей, чаще всего - родителей;

психосоциапьный мораторий состоит в том, что подросток переживает кризис самоопределения и выбирает из
многочисленных вариантов развития свой собственный путь;

® зрелая идентичность означает, что кризис завершен, и человек с полной ответственностью переходит к самореализации в
практической деятельности.

Л.С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами,
а именно:

"эгоцентрическая доминанта" - интерес подростка к собственной личности;

"доминанта дали" - установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно
приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;

"доминанта усилия" - тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда
проявляются в упрямстве, хулиганстве, протесте и других негативных проявлениях;

"доминанта романтики" - стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.
Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста

Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ст. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством - эпохой охоты и собирательства и взрослым состоянием - эпохой развитой цивилизации. По мнению Ст. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Его представление о "бунтующем" отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию.

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, - это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом "бури и натиска", Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я". Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности.

Исследование Г. Гецер содержит интересные данные, связанные с переходом от негативной фазы пубертатного периода к позитивной.

Первым признаком спадения негативной фазы Г. Гецер считает повышение продуктивности, отмечая, что у 70% девочек "первой продуктивной работой была литературная работа, хотя девочек вследствие их плохой школьной успеваемости можно было бы охарактеризовать как неспособных к письму". Г. Гецер отмечает, что к концу негативной фазы у большинства девочек обнаруживались попытки к литературному письму: писание писем, ведение дневников, стихосложение. Нужно сказать, что у девочек, которые до негативной фазы занимались литературным творчеством, в период негативной фазы это творчество прерывалось.

Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. Вслед за Э. Шпрангером, Э. Штерн попытался изменить старую поговорку ("Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты"), придав ей другое значение: "Скажи мне, что для тебя ценно, что ты переживаешь как наивысшую ценность твоей жизни, и я скажу тебе, кто ты". возраст подростковый переходный

В другой известной научной концепции - концепции Ж. Пиаже, в возрасте от 11-12 лет и до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация - ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте, когда, согласно Ж. Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания же программы жизни необходимо развитие гипотико-дедуктивного, то есть формального мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. И только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию.

Первый, кто обратил внимание на новое социальное явление - подростковый период развития, был Я.А. Коменский. Исходя из природы человека, он делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по шесть лет каждый. Границы отрочества он определяет в 6-12 лет. В основу этого деления он кладет возрастные особенности; отрочество, в частности, характеризуется развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой. Таким образом, хотя здесь еще не приходится говорить о серьезном исследовании проблемы, но нам следует отметить тот факт, что Коменский впервые выделил отрочество как особый период детства (хотя и вкладывал в это несколько иное понимание).

Следующий, кто обратил внимание на подростковый период развития, был Ж.Ж. Руссо. В своем, вышедшем в 1762 году романе “Эмиль” он отметил то психологическое значение, которое этот период имеет в жизни человека. Руссо, охарактеризовав подростковый возраст как “второе рождение”, когда человек “рождается в жизнь” сам, подчеркнул важнейшую, на наш взгляд, особенность данного периода - рост самосознания. Но собственно научную разработку идеи Руссо получили фундаментальный двухтомный работе С. Холла “Взросление: его психология, а также связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием”, вышедшей в 1904 году. Холла справедливо называют “отцом “ психологией переходного возраста, так как он не только предложил концепцию, объясняющую данное явление, но и на долго определил круг тех проблем, которое традиционно стали связывать с подростковым периодом. В духе философии немецкого романтизма содержание подросткового периода обозначается Холлом как кризисом сознания (период “Бури и натиска”), преодолев который человек приобретает “ чувство индивидуальности”. По аналогии с моделью биогиноза Э. Геккеля Холл строит свою модель социогиноза, в которой подростковая стадия трактуется как соответствующая эпохи романтизма в истории человечества, то есть промежуточной между детским и взрослым состоянием. Заслуга же Холла, на наш взгляд, в том, что он ввел, во-первых, представление о промежуточности, переходности данного этапа развития; во-вторых, понятия кризиса - наиболее значительное его достижение.

Теоретические модели подросткового возраста представлены во всех ведущих направлениях западной психологии. И хотя теории З. Фрейда и А. Фрейд (психоанализ), К. Левина (гештальтпсихология) и Р. Бенедикт (бихевиоризм) сильно разнятся между собой, но их объединяет то, что все эти теории исходят их общей модели онтогенетического развития - эволюционного.

Анализ причин смены социогенетической модели развития на эволюционную показывает, что для этого имелись предпосылки, сложившиеся внутри самой психологии. И прежде всего, это работы американских культурантропологов школы Боас. Эти исследования изучали психическое развитие ребенка в условиях примитивных культур и сравнивали эти условия с американскими. Р. Бенедикт изучала подростков индейских племен Канады и Новой Гвинеи, а ее коллега М. Мид вела исследования подростов на острове Самоа. Собранные данные позволили психологам позднее сделать вывод, что о подростковом периоде как промежуточном между половым созреванием и началом взрослой жизнью имеет смысл говорить только в отношении промышленно развитых стран. Никакого кризиса развития у примитивных культур антропологи не обнаружили, а нашли и описали противоположное - гармоничное, бесконфликтное протекание подросткового периода. Мид и ее коллеги установили, что подростковый период может иметь разную длительность, а в некоторых племенах он ограничивается несколькими месяцами.

Антрополог Бенедикт, сравнивая воспитание детей в разных обществах, пришла к выводу, что во многих культурах нет подчеркивания контраста между взрослым и ребенком, который существует в американской системе воспитания. В этих культурах дети с малого возраста включены в труд взрослых, имеют обязанности, несут ответственность. С возрастом то и другое увеличивается, но постепенно. В отношениях взрослого и ребенка существует взаимосвязь. Поведение не поляризуется: одно для ребенка, другое для взрослого. Это позволяет ребенку с детства приобретать умение и представления, которые будут ему необходимы в будущем. В таких условиях переход от детства к взрослости протекает плавно, ребенок постепенно учится способам взрослого поведения и оказывается подготовленным к выполнению требований статусов взрослого. Иначе протекает переход от детства к взрослости в условиях, когда важные требования к детям и взрослым не совпадают, являются противоположными (как, например, в обществах в с высоким промышленным развитием). В результате этого складывается неблагополучная ситуация: в детстве ребенок усваивает то, что ему не пригодится как взрослому, и не учится необходимому для будущего. Поэтому, он оказывается не подготовленным к нему при достижении “формальной” зрелости. В этих условиях возникают разные сложности в развитии и воспитании подростка. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что представление о кризисе как о явлении, обусловленном биологически и генетически заданной программой развитии, факты не подтверждали.

Но эволюционная модель развития сменила социогенетическую не столько под напором добытых культуранторополагами фактов, сколько в связи с другими обстоятельствами. Среди них несомненное значение имело то, что эта модель заняло господствующее положение в самой биологии. Именно здесь, в единственном пункте сходятся содержательно различные западные теории подросткового периода: в понимании процесса психического развития как приспособительного по существу, поскольку эволюционной моделью навязывалось рассмотрение развития как обусловленного необходимостью приспособления организма к среде(к обществу). Однако, факторы “социальной среды ” бихевиоризм, гештальтпсихолгии, психоанализ и другие западные теории трактуют не одинаково.

Особое место в изучении подросткового возраста занимает теория Э. Шпрангера, считавшего, что внутренний мир индивидуума принципиально не сводим к каким-то ни было природным или социальным детерминантам. Подростковая фаза, ограничиваемая им 14-17 годами характеризуется кризисом связанным со стремлением к освобождению от детской зависимостью. В качестве главных новообразований данного возраста выступают открытие “Я”, возникновение рефлексии, осознания своей индивидуальности. Но, положив начало систематическому изучению процесса самосознания и ценностных ориентаций, Шпрангер по нашему мнению явно недооценил ведущую роль в этом процессе практической деятельности.

Теоретические положения Шпрангера были конкретизированы Ш. Бюллер. По ее мнению подростковый этап - это негативная фаза юношеского периода, характерные черты которого: тревожность, раздражительность, агрессивность, бесцельный бунт, стремление к самостоятельности, неподкрепляемой соответствующими физическими и психическим возможностями. Однако, мы считаем, что Бюллер определяла подростковый возраст слишком односторонне.

Психоаналитической традиции факторы социальной среды сводятся к внутреннесемейным отношениям. Это направление, у истоков которого стоял З. Фрейд, объявляет энергию либидо, сексуальную первооснову всех потребностей, двигателем и причиной всех изменений, сопровождающих развитие. Изменение сексуальности в подростковый период психоаналитики связывают прежде всего с изменением объекта: от членов семьи - к несемейным отношениям. Главное упущение классического психоанализа на наш взгляд, это то, что он связывает подростковый кризис исключительно с фактом полового созревания, хотя уже наблюдениями культуроантропологов было доказано отсутствие однозначной связи между этими явлениями.

В целом эволюционная модель, используемая для объяснения развития всеми перечисленными направлениями, обусловила тот дуализм биологического и социального, который на долгие годы стал преткновения для всей западной возрастной психологии. Эволюционная концепция описывала социальные моменты как условия среды. Но среда включает и биологические условия, также влияющие на ход развития. Отсюда сакраментальный вопрос: а что влияет больше - и последующие попытки теорий подросткового возраста избавиться от дуализма.

Одно из таких попыток предпринял Г.С. Салливен приписал движущие начала не биологическим потребностям, а социальным. Воспользовавшись только что возникшей теорией межличностных отношений Салливен строит свою теорию возрастного развития по аналогии с фрейдистской, но источником развития у него выступают первичная потребность в межличностных отношениях. Развитие сводится к процессу естественного развертывания данной потребности, и сменой шести возрастных стадий объясняется спонтанным вызреванием новых типов потребностей в общении; в подростковом периоде - гетерофилическая стадия - потребность интимного общения с лицом противоположного пола (не половое влечение). Таким образом, нам следует отметить, что благодаря теории Саллевена психология подростка обогатилась такой важной проблемой как генезис общения.

Интеллектуальный аспект развития подростка стал предметом исследования Ж.И. Пиаже и его последователей, которые выделяют здесь созревание способности к формальным операциям без опоры на конкретные свойства объектов, развитие гипотетико-дедуктивной формой суждения, проявляющейся в склонности подростков к теоретизированию и так далее.

Итак, рассмотренные теории подросткового возраста, условно обозначаемые как теории первого круга, определили систему понятий, в которых могут быть описан этот период онтогинеза и специфику проблем. Однако в дальнейшем потребовалось совместить все разнородные содержательные представления, которые выработали теории первого круга. Для их объединения необходимо было найти принцип, благодаря которому мозаичная картина подросткового кризиса приобрела бы целостность.

Помимо теоретических задач вставших перед психологией подросткового возраста на новом этапе ее развития в 30-40 годы нашего столетия актуализировались задачи изучения подростка эмпирическим путем (наблюдение, эксперимент).

В 50-ых годах А. Гезелл предпринял попытку упорядочить накопленный эмпирический материал в своей операционнальной концепции развития, который показателем развития служило “степень взрослости ”. С помощью изменения “степени взрослости” он пытался преодолеть дуализм организма и среды, наследственности и опыта, структуры и функции, души и тела. Исследования проводились в основанном в 1950 году Гезеллом Институте детского развития, однако их теоретическая база оказалась явно не достаточной, и мы не будем здесь останавливаться.

Эклетическое объединение разных аспектов развития послужило базой и для разработки понятия “задачи развития ”, которые широко используются современными западными психологами. Наиболее четко эти задачи сформулировал Р. Хавигурст: 1) достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола 2) достижение социально приемлимой взрослой сексуальной роли 3) приспособление к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное использование своего тела 4) достижение экономической независимости 5) выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности 6) подготовка к браку и семейной жизни 7) развитие интеллектуальных способностей и идеологических концептов, необходимых для компетентного участия социальной жизни 8) достижения социально ответственного поведения 9) выработка комплекса ценностей, в соответствии с которыми стоится поведение.

Примером теории построенной на этом понятии может служить теория Л.Айзенберга, который осуществляется попытка проследить функциональные связи между стадиями индивидуального развития. Айзенберг считает, что оптимальное развитие в подростковом периоде зависит от успешного разрешения задач развития в младенчестве и детстве. Он объясняет подростковый кризис тем, что в короткий период времени происходит слишком много глубоких изменений. Адаптация к этим изменениям и составляет задачи развития подростка. Мы находим это довольно интересным наблюдением. Показательно, что в теории Айзенберга как и в теориях первого круга реализуется современные взгляды биологии, на этот раз - концепция о целостной экологической системе, внутри которой функционирует популяция организмов.

Эриксон, исходя из задач развития выделяет в жизни человека восемь стадий, подчеркивая, что каждая стадия связана со всеми остальными. Подростковый возраст приходится на пятую стадию жизненного цикла, задачей которого являются достижения личностного самоопределения. Но из его теории выпадает то важнейшее звено, которое в отечественной психологии вслед за Л.С. Выгодским обозначается как “социальная ситуация развития”. На наш взгляд, связь в системе “взрослый - ребенок ” имеет конкретный исторический характер и зависит от системы ценностей, принятых в той или иной социальной общности.

В ряде эмпирических исследований 60-80 годов сделаны попытки охарактеризовать подростковый возраст как относительное благополучный, как период “бескризисного развития” (Ф. Элкин и У. Уистли, Э. Доуан и Дж. Аделсон, Д. и Дж. Офферов и ряд других). В целом в современных теориях подросткового возраста в отличии от теорий первого круга возрастные кризисы рассматриваются как нормальное явление, а отсутствие таковых - признак неблагополучного развития.

При анализе логике психического развития, связи этого развития с окружающей средой отечественные психологи исходят из того, что непосредственно условия жизни не определяют психического развития, поскольку оно зависит от типа взаимоотношений ребенка с его окружением. Специфичные для возрастного этапа отношения внутренних процессов и внешних его условий определяет качественно новые психические образования. Именно это сочетания составляют социальную ситуацию развития.

Подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельно взятый этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития, невозможно выявить психические особенности подростка. В основе такого исследования лежит деятельностный подход, рассматривающий развитие личности, как процесс движущей силой которого является, во-первых, разрешение внутренних противоречий, во-вторых, смена типов деятельности, обусловливающее перестройку сложившихся потребностей и зарождения новых. В процессе изучения отечественные психологи (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) выяснили, что ведущий для подросткового возраста деятельностью является усвоение норм взаимоотношений, которые получает наиболее полное выражение в общественно полезной деятельности.

В нашей работе понятие подросткового возраста является одним из основных, поэтому чтобы создать рабочее определение этого понятия, выделить критерии этого возраста, понять специфику, нам необходимо ознакомиться с представлениями этого возрастного периода.

Отечественные и зарубежные концепции подросткового возраста

Стадию развития человека от 11 до 14 лет в психологии традиционно называют подростковым, а также характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. В психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития.

Обратимся к зарубежным исследованиям подросткового возраста.

Ст. Холл впервые описал парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий: чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью и т.д. Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который, человек приобретает «чувство индивидуальности». Отсюда следует, что подросток постоянно находиться в поиске себя, места своей реализации и все эти поиски приводят к формированию личности, которая уже будет находиться под влиянием результатов этих поисков.

Э. Шпрангер разработал культурно-духовную концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, -- это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества:

· Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».

· Второй тип развития -- плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

· Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы.

Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности .

В зависимости от того, какая ценность переживается как наивысшая, определяющая жизнь, совершенно по-разному формируется личность. Э. Штерн описал шесть таких типов:

· теоретический тип - личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности;

· эстетический тип -- личность, для которой объективное познание чуждо, она стремится постигнуть единичный случай и «исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями»;

· экономический тип -- жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление «с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата»;

· социальный -- «смысл жизни составляют любовь, общение и жизнь для других людей»;

· политический -- для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию;

· религиозный -- такая личность соотносит «всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира».

По Э. Штерну, переходный возраст характеризует не только как особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий.

Построение и переоценка системы ценностей - основной процесс морального развития в подростково-юношеском возрасте.

По мнению Э. Эриксона, задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет собой осознание, как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него .

Идентичность ("субъективное чувство непрерывной самотождественности") является ключевым словом в характеристике подросткового самосознания. Сознательное исследование собственной уникальности в отношении к другим людям, поиск того интегративного начала, которое, с одной стороны, обеспечивает непрерывность личного опыта в разных эпизодах жизни, а с другой стороны, объединяет разные ипостаси Я (прежде всего - Я в собственном восприятии и Я глазами других людей) составляет, согласно Э. Эриксону, основное содержание личностного развития в подростковом возрасте.

Именно пубертат является центральным и "пусковым" событием подросткового возраста в периодизации З. Фрейда и А. Фрейд . Переориентация либидо, необходимая для разрешения Эдипова комплекса, является центральной задачей развития в отрочестве, а ее решение приводит к резкой перестройке тех детско-родительских отношений, которые определяют весь ход психического развития в детстве. Привязанность к обоим родителям становится амбивалентной, сочетающей любовь и враждебность, что порождает весьма напряженные отношения в семье, антисоциальные проявления подростков, стремящихся сломить власть и авторитет общества как символ отцовской власти. По контрасту, возрастает роль общения со сверстниками, в котором подростки ищут опору своей борьбе против родительской власти и новые объекты идентификации. Бунтарство, проявляющееся, прежде всего в семейных отношениях, признается нормой подросткового поведения.

Таким образом, в зарубежных исследованиях подросткового возраста прослеживаются общие тенденции этого периода, такие как - поиск себя путем общения, общения преимущественно со сверстниками, повышенная конфликтность с взрослыми, стремление отстоять свое, делать свое и, конечно, отмечается формирование личности в этом периоде.

Теперь обратимся к рассмотрению этого периода в отечественных подходах.

Отечественные ученые выделяют стабильные и кризисные периоды в возрастном развитии ребенка. Считается, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной стадии к другой совершается революционным, а не эволюционным путем. В эти периоды, как утверждает Л.С. Выготский , происходят кардинальные изменения в развитии ребенка, которые заметны окружающим.

Проанализировав симптоматику разных возрастных переходов и их сравнение, К.Н. Поливанова говорит о том, что именно произвольность всегда является условием начала нового стабильного периода, различие состоит в том, какая психологическая характеристика приобретает свойства произвольности.

Предполагается , что любая значимая для дальнейшего развития функция требует собственной ситуации переноса. Необходимо некоторое психологическое пространство пробности, то есть некоторые условия, в которых можно было бы исследовать, проверить те новообразования, которые возникли раньше, узнать, годятся ли они для иных условий.

Наиболее общее определение содержания кризиса психического развития во всех исследованиях культурно-исторической теории может быть сформулировано так: возрастной кризис связан с изменением системы отношений ребенка с миром. К концу стабильного возрастного периода старая система отношений (старая социальная ситуация развития) исчерпывает себя и должна быть преобразована, преодолена. Положительный смысл поведения ребенка в кризисные периоды обусловлен попыткой построить новую систему отношений.

Таким образом, мы считаем, что подростковый период можно отнести к кризисному. Подросток выстраивает новую систему отношений, но не с взрослыми, а чаще со сверстниками, он создает идеальную форму взрослости, которой пытается подражать и стремиться. Подростку, пытающегося сменить отношения с внешней средой, необходимо психологическое пространство пробности. Психологическое пространство обусловлено ощущением (самочувствием) того, что здесь ты можешь действовать в соответствии с новым видением ситуации, видением себя в этой ситуации.

Ключ ко всей проблеме психологического развития подростка, по мнению Л. С. Выготского , лежит в сфере его интересов. Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами . Появившиеся в этот период интересы могут приобрести постоянный характер. Так как в этот период происходит формирование личности, то интересы носят не малозначимый характер.

Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами . Это эгоцентрическая доминанта (интерес подростка к собственной личности); доминанта дали (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); доминанта усилия (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях); доминанта романтики (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Согласно Л. С. Выготскому , существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Подросток мыслит для себя и о себе. Подросток прячет свои фантазии как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии. Поэтому в этом возрасте отмечается два новообразования: развитие рефлексии и на ее основе самосознания.

В концепции Д. Б. Эльконина , подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса "Что я такое?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Особенности развития подростка проявляются в следующих симптомах: возникают трудности в отношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы; стремление к компаниям сверстников (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять); ребенок начинает вести дневник .

Сравнивая себя с взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым. Виды «взрослости» многообразны:

Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, использование косметики, украшений и др.

Равнение подростков-мальчиков на качества "настоящего мужчины". Это - сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими.

Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого.

Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, чтение особой литературы, музеи и т.п.).

Тенденция к взрослости - стремление быть, казаться и считаться взрослыми обнаруживается в отношениях с взрослыми и сверстниками, в копировании разных сторон поведения и внешнего облика старших . Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Здесь происходит мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни.

Л. И. Божович считает, что подростковый возраст состоит из двух фаз - 12-15 лет и 15-17 лет. Она отмечает, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию. Характеризуя подростковый возраст, Л. И. Божович также писала, что "в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе... и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь".

В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Именно в мотивационной сфере, как считала Л. И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода, Л. И. Божович называла "самоопределением".

Из всего вышесказанного для себя мы отмечаем основные положения подросткового периода:

1. это кризис возрастного развития, здесь происходит выстраивание новой системы отношений, повышенный интерес к себе, к своему внутреннему миру;

2. общение (преимущественно со сверстниками) выступает как ведущая деятельность, которая объясняется стремлением понять себя, найти свое место в жизни;

3. чаще взрослый для подростка лишь преграда, соперник для опробования, реализации своего «Я»; оценка, мнение взрослых для подростка малозначительны, за исключением авторитетов, которые им признаются.

Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь: интересы могут стать постоянными, социальная ситуация, которая окружает подростка формирует личность. Образование взрослости - это как бы «конечный» этап формирования личности, поэтому важно как пройдет подростковый кризис и с что может приобрести, освоить человек за этот период.

Выделим из основных концепций подросткового возраста общие тенденции, которые прослеживаются в этом периоде. Ими являются: иерархическое строение мотивов, преобладающий мотив это стремление к взрослости, которое реализуется через общение со сверстниками; также формируется самосознание, которое позволяет определять свою позицию, роль в обществе.

Теперь рассмотрим психологические особенности подросткового возраста и более детально подойдем к этому возрастному периоду. В большей мере, мы будем придерживаться взглядов культурно-исторической концепции, а также всех особенностей, которые мы выделили на основе изучения основных концепций.

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания.

Рассмотрение подросткового возраста требует четкого выделения его границ. Существует несколько определений рубежей данного возраста. Г. Гримм ограничивает подростковый период возрастом 12 - 15 лет у девочек и 13 - 16 лет у мальчиков, а, по Дж. Биррену, этот период охватывает 12 - 17 лет. В классификации Д.Б. Бромлей данный возраст определяется 11 - 15 годами. Ж. Пиаже относит к подростковому возрасту от 12 до 15 лет. Д.Б. Эльконин устанавливает границы подросткового возраста между 10 - 15 годами .

До ХVII - ХVIII вв. подростковый возраст не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием. Вследствие акселерации половое созревание происходит в современных условиях несколькими годами раньше, чем в прошлом, в то время как психологическое и социальное взросление наступает значительно позже, увеличив промежуточный период между детством и взрослостью. Таким образом, выделение подросткового возраста как промежуточного периода жизни человека от полового созревания до той поры, которая характеризуется как взрослость, - продукт нового времени .

Французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст возник в XIX веке, когда контроль родителей за развитием ребенка продолжился вплоть до брака. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению от 11 до 20 лет.

Л.С. Выготский подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества. Л.С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У человека в истории развития общества точки полового и социального развития совпадали, тогда, как органическое созревание наступало обычно еще через несколько лет. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время - социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста.

Согласно взглядам Л.С. Выготского, подростковый возраст - это самый неустойчивый и изменчивый период, который при неблагоприятных условиях имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва приметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости.

Л.С. Выготский пришел к выводу о том, что в подростковом возрасте структура возрастных потребностей и интересов определяется в основном социально-классовой принадлежностью подростка. Он писал: "Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте. Теперь по уровню развития интеллекта все сильнее и сильнее отличаются город и деревня, мальчик и девочка, дети различных социальных и классовых слоев" .

Первым, кто обратил внимание на новое социальное явление - подростковый период развития был Ж.-Ж. Руссо. Руссо, охарактеризовав подростковый возраст как "второе рождение", когда человек "рождается в жизнь" сам, подчеркнул важную особенность данного периода - рост самосознания .

В подростковый период происходит расширение жизненного пространства ребёнка как в географическом смысле, так и в смысле расширения социального. Но самая существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении. Впервые появляется будущее как психологический определитель личности. С возрастом жизненная перспектива увеличивается, и это становится одним из самых фундаментальных факторов развития личности .

С. Холл сравнивает подростковый период с немецким литературным движением конца XVIII в., называя его периодом "бури и натиска". Причину этого А. Фрейд находит в том, что связанное с половым созреванием появление сильных сексуальных импульсов нарушает сложившееся равновесие внутри личности ребенка и обусловливает переструктурирование инстинктивных ("Оно"), реально-ориентированных ("Я") и моральных ("Сверх Я") аспектов личностной системы .

В соответствии с теорией рекапитуляции С. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма. В истории человечества это промежуточная стадия между детством - эпохой охоты и собирательства, и взрослым состоянием - эпохой развитой цивилизации. По мнению С. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни.

С. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность - в умственное равнодушие, страсть к чтению - в пренебрежение к нему, стремление к реформаторству в любовь к рутине, увлечение наблюдениями - в бесконечные рассуждения. Содержание подросткового периода С. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности".

Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, это - возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом "бури и натиска", Э Шпрангер описал три типа развития отрочества.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я" Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру: открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Он попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявления в подростковом и юношеском возрасте. Он дал психологическое описание двух сторон любви - эротики и сексуальности, которые в качестве переживаний глубоко отличаются друг от друга. Первоначально эстетическая любовь, считает Э. Шпрангер, это единение с другой психикой, вчувствование в нее, осуществляемое через посредство ее видимого обнаружения во внешнем телесном образе. Для подростка вера в идеал отождествляется с верой в любимого человека.

Ш. Бюлер определяет подростковый возраст на основе понятия пубертатности. Пубертатный период - это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Период до начала пубертатности Ш. Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода - юностью. Фаза созревания обнаруживается у человека в особых психических явлениях, которые Ш. Бюлер называет психической пубертатностью, которая появляется еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается долгое время после него.

Психическая пубертатность, по Ш. Бюлер, связана с вызреванием особой биологической потребности - потребности в дополнении. В этом жизненном явлении лежат корни переживаний, характерных для подростковой возраста. Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14 - 16 годами, у девочек - между 13 и 15 годами. Психические симптомы переходного возраста начинаются, как правило, значительно раньше. Подростки необузданны и драчливы, игры более старших подростков им еще непонятны, а для детских игр они считают себя слишком большими. Эта фаза является прелюдией к периоду психической пубертатности.

За этой фазой следуют две главные фазы, которые Ш. Бюлер называет пубертатной стадией и юностью. Граница между ними проходит в 17 лет. Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: за жизнеотрицанием, присущим пубертатной стадии, следует жизнеутверждение, характеризующее юношескую.

Основные черты негативной фазы, отмеченные Ш. Бюлер, это "повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние", а также "физическое и душевное недомогание", которое находит свое выражение в драчливости и капризах. Подростки неудовлетворены собой, их неудовлетворенность переносится на окружающий мир.

Ш. Бюлер отмечает, что ненависть к себе и враждебность к окружающему миру могут присутствовать одновременно, находясь в связи одна с другой, а могут чередоваться, приводя подростка к мысли о самоубийстве. Непослушание, занятие запрещенными делами обладает в этот период особой притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятным в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому присовокупляются разочарования. Как наиболее обычные способы поведения она описывает "пассивную меланхолию" и "агрессивную самозащиту". Следствие всех этих явлений - общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки. Все это отмечается в начале фазы. Окончание негативной фазы характеризуется завершением телесного созревания.

Позитивный период приходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив. На первое место Ш. Бюлер ставит "переживание природы" - сознательное переживание как чего-то прекрасного. При благоприятных условиях источниками радости служат искусство и наука, широкий мир ценностей, служащий для взрослого человека источником высокого счастья. Ко всему этому присоединяется любовь, теперь уже сознательно направленная на дополняющее "Ты".

Первым признаком завершения негативной фазы Г. Гецер считает повышение продуктивности. Г. Гецер отмечает наличие у большинства девочек попытки к литературному письму: писанию писем, ведению дневников, стихосложению. В заключение негативной фазы наступает стадия мечтательности, которая находится во временном промежутке от 13 до 16 лет.

Рассматривая течение негативной фазы у мальчиков, Г. Гецер отмечает, что во время негативной фазы у мальчиков возникает "тоска по другу", но она еще пассивна. К концу негативной фазы подросток активно ищет друга и субъективно находит его, хотя впоследствии их дружеские отношения могут и не сохраниться. Потребность в друге и нахождение его есть еще одна черта, характеризующая момент перехода от негативной стадии к позитивной.

В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. В зависимости от того, какая ценность переживается как наивысшая, определяющая жизнь, совершенно по-разному формируется личность. Переживаемые ценности обусловливают тип человеческой личности. В. Штерн описал шесть таких типов: теоретический тип - личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности; эстетический тип - личность, для которой объективное познание чуждо, она стремится постигнуть единичный случай; экономический тип - жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата; социальный - смысл жизни составляет любовь, общение и жизнь для других людей; политический - для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию; религиозный - такая личность соотносит "всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира". Определяя каждый из типов, В. Штерн отнюдь не считает, что в жизни личности существует только одно направление ценностей, но все направления ценностей заложены в каждой индивидуальности".

По В. Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. В. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого. Подросток смотрит с известным пренебрежением на детские игры. Все, за что он принимается, носит серьезный характер, его намерения также очень серьезны. Но при этом, все, что он делает, еще не вполне серьезное дело, а только предварительная проба. О "серьезной игре", по В. Штерну, можно говорить в том случае, когда налицо имеется объективная серьезность, которой еще не соответствует объективно серьезное содержание деятельности. Примерами серьезной игры могут служить выбор профессии и подготовка к ней; занятия спортом и участие в юношеских организациях. В качестве наследия от юности каждый человек должен перенести в период зрелости вечные стремления и искания и в этом смысле оставаться вечно молодым.