Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Культура венгрии в новое время. Культура Венгрии: личный опыт

Зарождалась культура Венгрии во времена обращения венгерского народа в христианскую веру в конце X в. При властвовании короля Иштвана I держава и общество были перестроены по западноевропейским канонам, искоренив ветхие традиции прошлого и всяческое воздействие восточной культуры, Венгрия становилась на путь развития в рамках европейского сообщества.

Малоизвестная культура Венгрии

Государственная культура Венгрии имеет богатые многовековые традиции, но вследствие периферийного положения державы в Европе и языковой обособленности, относительно мало известна за ее пределами. Специфическим для венгерской культуры является искусство рукоделия пастухов, изделия из рога, дерева, кости и кожи.

С давних времен культура здесь развивалась самобытно – мужчины украшали орудия труда узорами с элементами национального орнаментом, это были палки и кнуты со свитым кожаным плетением. Мастерили пастухи топорища, ковши, свирели и древесные фляжки, декоративно обтягивали их кожей. Солонки, рога для вина, перечницы, шкатулки – все это тут не редкость. Для нанесения узоров использовали разную технику: процарапывание, а после этого втирание красок, рельефную или же барельефную резьбу, инкрустацию.

Религия Венгрии

Страна многих конфессий с давними традициями секуляризма и веротерпимости – все это Венгрия . Основная религия Венгрии – католицизм, на второй позиции – протестантизм, в меньшинстве находятся православие, иудаизм и мусульмане. Но это страна , где довольно крепки именно религиозные традиции, что очень сильно повлияло на искусство и культуру и отразилось на архитектуре края. Достопримечательности Венгрии – это удивительный пласт общемировой культуры.

Экономика Венгрии

Сегодня экономика Венгрии находится примерно на одном уровне с Польшей, Словакией и Хорватией. Национальная валюта – форинт. Такие деньги родом из Флоренции, где в XIII веке чеканили золотую монету, называемую золотой флорин.

Наука Венгрии

Располагая солидным потенциалом, страна активно участвует в программах европейского сотрудничества. Наука Венгрии достигла высокого уровня в области исследований оптики, физической химии, ядерной физики, генетики, биохимии, прикладной математики и других учений.

Искусство Венгрии

Широко представлено изобразительное искусство Венгрии в бесчисленных музеях Будапешта. Картины всемирно известных художников Рембрандта, Рафаэля и Эль Греко являются культурным достоянием державы.

Кухня Венгрии

Озера и реки страны богаты рыбой, поэтому национальная кухня Венгрии в основном состоит из рыбных блюд. Популярностью пользуются: тиссайская стерлядь, балатонский судак и дунайский сом. Также принято подавать на стол много овощей: баклажанов, кабачков, помидоров, различной капусты лука.

Обычаи и традиции Венгрии

В религиозные обычаи и традиции Венгрии вошел День святого Иштвана. Отмечается он венграми с особым торжеством. Главные действия происходят в соборе Св. Иштвана там, где хранятся мощи правой руки венгерского короля. Эстергомский кардинал проводит праздничную мессу, после чего празднующие люди проносят реликвию по городским улицам. Завершает праздник салют.

Спорт Венгрии

Одна из важных составляющих частей культуры страны – спорт Венгрии . Эта европейская держава является одной из самых известных спортивных стран во всем мире, благодаря поколению легендарных футболистов 1950-1960-х годов.

В конце IX века мадьярские племена из Западной Сибири переселились к Дунаю, начав, таким образом, формирование государства Венгрия. Современную Венгрию ежегодно посещают миллионы туристов, чтобы увидеть многочисленные венгерские исторические памятники, посетить знаменитые местные бальнеологические курорты, а также покупаться в водах «Венгерского моря», как иногда называют озеро Балатон.

География Венгрии

Венгрия находится в Центральной Европе, на севере она граничит со Словакией, на востоке – с Румынией и Украиной, на юге - с Югославией и Хорватией, а на западе – со Словенией и Австрией. Общая площадь этой страны составляет 93 030 квадратных километров, а общая длина государственной границы – 2 242 км.

Значительная часть территории Венгрии находится на Среднедунайской равнине. Это значит, что большая часть территории Венгрии имеет равнинный рельеф. На севере Венгрии находится горный массив Матра. Именно там туристы могут увидеть самую высокую венгерскую гору – Кекеш, высота которой равняется 1 014 м.

Через всю территории Венгрии с севера на юг протекает река Дунай. Еще одна крупнейшая река в Венгрии – Тиса.

Венгрия знаменита своими озерами, которых там очень много. Самые известные из них – озеро Балатон, чья площадь составляет 594 кв. км, а также озера Веленце и Ферте.

Столица

Столица Венгрии – Будапешт, население которого на данный момент составляет почти 1,9 млн. человек. История Будапешта начинается с I в. до н.э. – тогда на этом месте существовало поселение кельтов.

Официальный язык Венгрии

В Венгрии официальным языком является венгерский, относящийся, как считают лингвисты, к угорской группе, входящей в уральскую языковую семью.

Религия

Главная религия в Венгрии – христианство. Около 68% населения Венгрии – это католики, 21% - кальвинисты (ветвь протестантизма), 6% - лютеране (ветвь протестантизма).

Государственное устройство Венгрии

Венгрия является парламентской республикой. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту – Национальному собранию, в котором заседают 386 депутатов. С 2012 года в Венгрии действует новая Конституция.

Глава государства – Президент, который избирается Национальным собранием.

Венгрия состоит из 19 областей, а также из Будапешта, считающегося отдельным административным регионом.

Климат и погода

Климат в Венгрии континентальный с холодной, снежной зимой, и с теплым летом. На юге Венгрии возле города Печ климат средиземноморский. Средняя годовая температура - +9,7C. Средняя температура летом - от +27С до +35C, а зимой - от 0 до -15C.

Ежегодно в Венгрии выпадает около 600 мм осадков.

Реки и озера

Река Дунай течет по территории Венгрии на протяжении 410 км. Главные притоки Дуная - Раба, Драва, Сио и Ипель. Еще одна крупнейшая река в Венгрии – Тиса с притоками Самош, Красна, Корос, Марос, Хернад и Сайо.

Венгрия знаменита своими озерами, которых там очень много. Самые известные из них – озеро Балатон, а также озера Веленце и Ферте.

Длина береговой линии озера Балатон, которое, кстати, сами венгры называют «Венгерским морем», составляет 236 км. В Балатоне водится 25 видов рыб, возле него обитают аисты, лебеди, утки и дикие гуси. Сейчас озеро Балатон приставляет собой отличный пляжный и бальнеологический курорт.

Также отметим еще одно известное венгерское озеро – Хевиз. Это озеро является популярным бальнеологическим курортом.

История Венгрии

На территории современной Венгрии до нашей эры жили кельтские племена. В 9 г. до н.э. Венгрия (Паннония) стала провинцией Древнего Рима. Позже здесь жили гунны, остготы и лангобарды. В конце IX века территорию современной Венгрии заселили мадьяры (венгры)

Большинство ученых полагают, что родина современных венгров находится где-то в Западной Сибири. Эта теория подтверждается тем, что венгерский язык относится к угорской группе, входящей в уральскую языковую семью. Т.е. венгерский язык похож на финский и эстонский языки.

В 895 г. н.э. мадьяры создали федерацию племен, образовав, таким образом, собственное государство.

Расцвет средневековой Венгрии начался при короле Иштване Святом (примерно 1 000 г.н.э.), когда страна официально была признана католическим апостольским королевством. Через некоторое время к Венгрии были присоединены Хорватия, Словакия и Трансильвания.

Венгерский король Бела III имел ежегодный доход в 23 тонны чистого серебра. Для сравнения, в то время ежегодный доход французского короля составлял 17 тонн серебра.

В 1241-1242 годах на территорию Венгрии вторглись татаро-монголы, которые, впрочем, не смогли покорить венгров.

С конца XIV века венгры вели постоянные кровопролитные войны против Османской империи. В 1526 году после поражения при Мохаче венгерский король становится вассалом турецкого султана.

Только в 1687 году турки были выбиты из Венгрии, и эта страна стала принадлежать Австрии, т.е. Габсбургам. В 1867 году была образована Австро-Венгерская империя, в которой венгры фактически получили равные права с австрийцами.

После окончания Первой мировой войны, в 1918 году, в Венгрии была провозглашена Венгерская Советская Республика, просуществовавшая до августа 1919 года.

В период Второй мировой войны Венгрия воевала на стороне Германии. После завершения Второй мировой войны была провозглашена Венгерская Народная Республика (это произошло в августе 1949 года).

В 1990-м году в Венгрии состоялись первые выборы на многопартийной основе, а на политической карте мира появилась Республика Венгрия.

Культура

Венгры очень гордятся своей культурой, которая заметно отличается от культур соседних стран. Дело в том, что венгры (мадьяры) является в Европе пришлым народом, переселившимся на территорию современной Венгрии из Западной Сибири в IX веке.

На культуру венгров заметное влияние оказала Османская империя, а также Австрия. Это и понятно, т.к. Венгрия долгое время была фактически провинцией этих империй. Тем не менее, мадьяры (венгры) до сих пор остаются самобытным народом.

Самый известный в Венгрии народный традиционный праздник – Farsang (Масленица), который проводится со времен Средневековья. В Шаркёзе Масленица отмечается особенно пышно, т.к. считается, что в этом регионе живут «настоящие» венгры, предки которых пришли на Дунай в IX веке из Западной Сибири. Во время Масленицы, перед наступлением Великого поста, венгерская молодежь ходит по улицам в страшных масках и распевает шутливые песенки.

Каждый февраль в Будапеште проводится фестиваль Мангалица с многочисленными конкурсами, выставками и дегустацией блюд венгерской кухни. Дело в том, что мангалица – это знаменитая порода венгерских свиней.

Венгерская архитектура тесно связана с именем Одона Лехнера, который в конце XIX века создал национальный венгерский архитектурный стиль.

Среди венгерских поэтов и писателей следует обязательно выделить Шандрора Петефи, Шандора Марайи и Петера Эстерхази. В 2002 году Нобелевскую премию по литературе получил венгерский современный писатель Имре Кертес.

Самым известным венгерским композитором является Ференц Лист (1811-1886 гг), создавший Веймарскую школы музыки. Среди других венгерских музыкантов и композиторов следует назвать Белу Бартока и Золтана Кодайя.

Кухня Венгрии

Венгерская кухня такая же особенная, как и культура венгров. Главные ингредиенты венгерских блюд – овощи, мясо, рыба, сметана, лук и молотый красный перец. В 1870-х годах в Венгрии активно стали развивать свиноводство, и теперь мясо свиней является традиционным для венгерской кухни.

Возможно, кто-то скажет, что венгерскую кухню прославил знаменитый гуляш, однако в Венгрии есть еще много традиционных очень вкусных блюд. Туристам советуем в Венгрии обязательно попробовать рыбный суп «халасле», курицу с перцем, паприкаш из картофеля, форель с миндалем, жареную свинину с кислой капустой, лечо, соленые и сладкие кнедлики, фасолевый суп и многое другое.

Венгрия славится своими винами (например, «Токайское вино»), однако в этой стране производят и неплохое пиво. Кстати, в последние годы венгры почему-то стали пить больше пива, а не вина.

Достопримечательности Венгрии

Венгрия является настоящим «кладом» для туристов, которые любят экскурсионные туры. В этой стране насчитывается большое количество исторических памятников, среди которых есть около 1 тысячи дворцов и средневековых крепостей. В десятку лучших достопримечательностей Венгрии на наш взгляд входят следующие:


Города и курорты

Многие из венгерских городов были образованы на месте римских поселений. Именно так появились Печ и Секешфехервар, которые сейчас считаются самыми древними городами Венгрии.

На данный момент крупнейшие венгерские города – Будапешт (1,9 млн. человек), Дебрецен (210 тыс. чел.), Мишкольц (170 тыс. чел.), Сегед (более 170 тыс. чел.), Печ (около 170 тыс. чел.), Дьёр (130 тыс. чел.), Ниредьхаза (120 тыс. чел.), Кечкемет (110 тыс. чел.) и Секешфехервар (около 110 тыс. чел.).

Венгрия знаменита своими бальнеологическими курортами, среди которых самыми популярными являются Хевиз, Хайдусобосло, Купальни Графа Сечени, Шарвар на берегу реки Раба и Балатонфюред. Вообще, в Венгрии насчитывается около 1,3 тыс. минеральных источников, которые можно использовать для лечебных целей.

Популярным пляжным курортом в Венгрии является озеро Балатон, хотя одновременно здесь располагаются и бальнеологические (термальные) курорты. На берегах Балатона находятся такие популярные курорты, как Балатонфюред, Кестхей и Шиофок.

Сувениры/покупки

  • Паприку (красный молотый перец);
  • Вино;
  • Палинку (фруктовая водка, которую делают из слив, абрикос или вишни);
  • Вышивку, включая скатерти, постельное белье, полотенца, салфетки и одежду;
  • Фарфор (самые известные венгерские фабрики фарфора - Herend и Zsolnay);
  • Вяленое мясо (особенно свинина мангалица).

Часы работы учреждений

Время работы магазинов:
Пн-Пт: с 9.00 до 18.00
Сб: с 9.00 до 13.00

Большие супермаркеты открыты круглосуточно, а некоторые из них работают и по воскресеньям.

Часы работы банков:
Пн-Пт: с 08:00 до 15:00
Сб: с 08:00 до 13:00

Виза

Для въезда в Венгрию украинцам необходимо оформить визу.

Валюта Венгрии

Форинт – официальная валюта Венгрии. Международное обозначение форинта: HUF. Один форинт приравнивается к 100 филлерам, но сейчас филлер уже не используется.

В Венгрии пользуются банкнотами следующих номиналов: 100, 200, 500, 1000, 2000, 5000, 10000 и 20 000 форинтов. Кроме того, в обращении находятся монеты номиналом в 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100 форинтов.

В 1526 году в битве с турками при Мохаче Венгрия на три с половиной столетия утратила государственную независимость. Ее большая часть вплоть до конца XVII века находилась под игом турок; западная же Венгрия вместе с Чехией оказалась под властью австрийских Габсбургов. Страна была раздроблена на три части, из которых только Эрдейское княжество (Трансильвания), лавируя между двумя могущественными владыками, сохраняло относительную независимость.

На протяжении XVII века австрийцы постепенно вытеснили турок из Венгрии, но национальный гнет не ослабел. Ответом служили многочисленные восстания, потрясавшие всю страну. Наиболее грозной была война куруцев («крестоносцев» - в основном крепостных крестьян), возглавленная трансильванским князем Ференцем Ракоци II, которая продолжалась восемь лет (1703-1711). Народные песни прославляли доблесть куруцкого воинства, а после разгрома восстания оплакивали горестную судьбу изгнанников.

С 1784 года по всей Австрийской империи государственным, языком объявляется немецкий - таким путем Габсбурги пытались подчинить своему влиянию многонациональную страну. На этом языке учили в иезуитских школах, в которые принимали, лишь детей, говорящих по-немецки, на этом языке шли театральные представления. В защиту родного языка подымается мощное патриотическое движение, охватившее самые различные слои населения.

Это движение совпало с новой волной национально-освободительной борьбы, обострившейся под влиянием революционных событий во Франции. В конце XVIII века в Венгрии возникают тайные заговорщицкие организации, ставившие своей целью не только освобождение от власти Габсбургов, но и революционное переустройство общества, установление республиканского режима. Заговор был раскрыт, многие участники его казнены, другие заточены в тюрьмы или изгнаны из страны. Среди них первые венгерские просветители: переводчик «Марсельезы» поэт Ференц Верешеги , поэт и критик Ференц Казинци . Спасшись от смертной казни и выйдя из тюрьмы после семилетнего заключения, Казинци возглавил литературную жизнь Венгрии начала XIX века.

Широкое просветительское движение привело к возникновению ряда национальных культурных организаций:

1779 - организуется «Венгерское патриотическое товарищество» в Пеште.
1789 - издается на родном языке литературный журнал «Венгерский музей».
1790 - даются спектакли венгерской театральной труппы в Буде (за шесть недель поставлено девятнадцать пьес).
1793 - премьера в Буде первой венгерской комедии с музыкой («Принц Пикко и Ютка Пержи» Йожефа Худи).
1796 - начинаются представления передвижных трупп венгерского «бродячего театра», актеров которого народ назвал «апостолами венгерского языка».
1819 - открывается консерватория в Коложваре (ныне Клуж - Румыния).
1822 - поставлена первая венгерская опера (на исторический сюжет) «Бегство Белы» Йожефа Рузички.
1825 - учреждается венгерская Академия наук.

Деятелями первой волны просветительства - движения за «обновление языка и возрождение литературы» - являются крупные поэты и драматурги: Михай Фазекаш (1766-1828) - автор популярнейшей антикрепостнической поэмы «Мати Лудаш» (1804), в которой воспеваются ум, сметка и находчивость простого крестьянского парня, мстящего помещику за притеснения; имя этого веселого народного героя стало в Венгрии нарицательным; Михай Витез Чоконаи (1773-1805) - живший в нищете и безвременно погибший от чахотки драматург и поэт, писавший стихи в духе народных песен, поэты следующих поколений называли его своим учителем; Ференц Кёльчеи (1790-1838) - автор патриотических стихов, в их числе «Гимн» (1823).

В тот же период творит крупнейший венгерский драматург Йожеф Катона (1792-1830). Его основное произведение - историческая драма «Банк-бан» (Банк - вегерская форма имени Бенедикт; бан - наместник, правитель, воевода.) , в которой с огромной силой запечатлена ненависть народа к чужеземным угнетателям и впервые на венгерской сцене выведен образ крепостного крестьянина, гневно обличающего правителей - виновников бедствий родной страны (Это крупнейшее достижение венгерской драматургии долгие годы оставалось неизвестным: пьеса, написанная в 1815 и переработанная в 1820 году, впервые была поставлена через три года после смерти Катоны в маленьком провинциальном городке и только в 1839 году попала на сцену Национального театра в Пеште, где потерпела провал. Лишь в предреволюционные годы пьеса «Банк-бан» получила признание и была по требованию народа исполнена в первый день революции - 15 марта 1848 года.) .

Второй этап освободительной борьбы получил название «эпохи реформ» (1825-1848). В 1825 году, после тринадцатилетнего перерыва, снова собрался венгерский сейм; здесь был поднят вопрос о правах венгерского языка (официально признан лишь в 1844 году). Во главе либералов стоял граф Иштван Сеченьи ; демократическое крыло возглавлял Лайош Кошут (1802-1894) - будущий вождь революции 1848-1849 годов. Поэты и писатели этого второго поколения группируются вокруг альманаха «Аврора» (1822). Их творчество знаменует расцвет романтизма.

Среди них Йожеф Этвёш (1813-1871), автор исторического романа о крупнейшем крестьянском восстании под руководством Дьёрдя Дожи «Венгрия в 1514 году», общественный деятель, министр просвещения в первом венгерском правительстве после революции 1848 года; Янош Гараи (1812-1853), воплотивший в двух небольших поэмах образ популярнейшего героя народных сказок - отставного солдата, хвастуна и враля Яноша Хари (На основе этих стихотворений написана комическая опера «Янош Хари» Золтана Кодая (1926).) .

В предреволюционную эпоху выдвигаются два крупнейших поэта: Михай Вёрёшмарти (1800-1855), в чьих мрачных, трагических стихах отчаяние своеобразно сочетается с верой в грядущую революцию, и Шандор Петёфи (1823-1849). «У прекрасной, огневой венгерской нации нет более великого сына, чем он,- писал о Петёфи чешский поэт Ян Неруда.- Если бы об этой нации мы не знали ничего и знали бы только стихи Петёфи, то этим самым мы нащупали бы ее тончайшие нервы». Гениальный поэт Венгрии, Петёфи отдал не только свой талант, но и жизнь делу революции - он погиб в одном из последних боев 1849 года.

Подъем освободительного движения, наряду с расцветом литературы и театра, вызвал рост музыкальной культуры. Большим событием в жизни страны явилось открытие Национального театра (1837), где шли параллельно оперные и драматические спектакли на венгерском языке. Вслед за консерваторией в Коложваре открывается консерватория в Араде (1833) и, наконец, в Пеште (1840). Открытие столичной консерватории состоялось благодаря усилиям Листа, который в первый же свой приезд на родину дал ряд благотворительных концертов в фонд основания консерватории. Ею руководит «Музыкальное общество», во главе которого стоит фольклорист Габор Матраи , издавший в конце 20-х годов сборник городских народных песен. Вскоре появляются другие аналогичные сборники.

Разгром революции и наступление реакции затормозили развитие национальной культуры Венгрии. Государственным языком вновь объявлен немецкий (вплоть до 1860 года). Передовые произведения запрещены, «Банк-бан» снят со сцены (до 1858 года), многие деятели культуры вынуждены эмигрировать. В литературе все громче звучат настроения отчаяния, разочарованности, трагизма. Наиболее ярко они сказались в творчестве выдающегося драматурга Имре Мадача (1823-1864) и его лучшем произведении - философской драме «Трагедия человека» (1861), известной далеко за пределами Венгрии.

В 60-х годах вновь вспыхивают политические волнения. Ослабленная борьбой с воссоединяющейся Италией (где в рядах гарибальдийцев сражается венгерский отряд Кошута) и соперничеством с Пруссией, Австрия вынуждена пойти на уступки: в 1867 году образуется двуединая Австро-Венгерская монархия, просуществовавшая до 1918 года. Национальные противоречия не уничтожены, но временно приглушены. Страна переживает интенсивное капиталистическое развитие, обостряющее социальные противоречия. Растут города, в 1872 году Буда, древняя столица, расположенная на правом берегу Дуная, сливается с левобережным Пештом; столица Венгрии становится крупным культурным центром.

В этот период крепнет реалистическая струя в литературе. Выдвигается плодовитейший автор многотомных романов Мор Йокаи (его перу принадлежит также драма о крестьянском восстании - «Дожа»), другие романисты и драматурги, разоблачавшие мораль и нравы буржуазного общества. Проявляется широкий интерес к русской литературе (первая критическая статья о ней - «Русская поэзия» - появилась еще в 1828 году); за короткое время выходит несколько сотен переводов (особой любовью пользуется «Евгений Онегин», выдержавший несколько изданий). Расцветает венгерская живопись. Крупнейший реалист Михай Мункачи запечатлел в своих картинах образы обездоленных простых людей Венгрии (ему принадлежит также портрет Листа и картина «Смерть Моцарта»).

Интересом к отечественному фольклору - как к народной поэзии, так и к музыке - пронизан весь XIX век.

Народная музыка - крестьянская, куруцкая, городская. Стиль вербункош

К концу XIX века, после смерти Мошоньи, Листа, Эркеля, усложнилась обстановка в музыкальной жизни Венгрии. Будапешт приобрел значение крупного европейского музыкального центра. Но для процветания консерватории, Музыкальной академии, оперного театра, филармонии не хватало сил отечественных музыкантов. В результате эти учреждения оказались в руках иностранцев, преимущественно австрийцев, которые в немалой мере способствовали повышению общемузыкальной культуры Венгрии, но не интересовались и не знали ее национального сокровища - народной музыки, не понимали и не ценили то «венгерское», что утверждали в своем творчестве Эркель и Лист.

Так музыкальный Будапешт незаметно превратился в «онемеченный» город, где усиленно пропагандировались сочинения композиторов Германии и Австрии, в первую очередь Вагнера и Брамса, а под венгерской музыкой разумелось лишь то, что исполняли цыганские инструментальные ансамбли в увеселительных целях. Музыку таким ансамблям поставляли профессионально недостаточно обученные композиторы («они даже не всегда умели записывать в нотах свои мелодии»,- вспоминал Золтан Кодай). Но именно в развлекательной музыке, которой особенно увлекались жители провинциальных городов, сохранялись, хотя и в салонном преломлении, национальные традиции Венгрии.

Для того чтобы преодолеть эту пропасть между космополитическим профессионализмом и национальным дилетантизмом, должен был явиться большой, всесторонне образованный музыкант, преданный своей родине. Эта роль выпала на долю выдающегося композитора XX века Белы Бартока (1881-1945), чьи первые успехи как пианиста и автора замечательных сочинений приходятся на начало XX столетия. Одновременно с ним славу венгерской музыки упрочил Золтан Кодай (1882-1967).

(Следует назвать также скрипача и композитора Йенё Губая (1858-1937), возглавлявшего в 1919-1934 годах Музыкальную академию; пианиста и композитора Эрнё Донаньи (1877-1960) - ученика Э. д"Альбера, который, в свою очередь, обучался у Листа, и других. Напомним также, что дирижер А. Никиш , равно как и скрипачи Й. Иоахим и Л. Ауэр , были родом из Венгрии.)

Всю жизнь Бартока, по его собственным словам, волновала «проблема Листа», то есть место, которое он по праву должен занимать в культуре Венгрии. Своим творчеством и теоретическими изысканиями в качестве фольклориста, крупнейшего знатока народного искусства, Барток доказал живую связь Листа как с венгерской музыкой, с ее национальными традициями, так и с нашей современностью, ибо художественные идеалы великого венгра были устремлены в будущее.

М. Друскин, А. Кенигсберг

Венгерская народная культура - это сложный синтез традиций различных этнических компонентов, вошедших в состав сформировавшегося в средние века венгерского народа.

Бурное социально-экономическое развитие Венгрии после установления в ней народно-демократического строя в 1945 г., вызвавшее большие изменения во всей жизни народа, способствовало и быстрой трансформации традиционной народной культуры. Однако это не приводит к потере национальной специфики: народные традиции лишь видоизменяются, утрачивая те черты, которые отжили свой век, и принимая новые формы, более приспособленные к современным условиям жизни.

Так, издавна видное место в экономике страны занимало скотоводство - традиционное занятие мадьярских кочевников еще до их переселения на Дунай. В прошлом скотоводческое хозяйство было особенно развито в горных районах Северной Венгрии, Альфёльде, Хортобадьской степи, где оно носило экстенсивно-пастбищный характер. Обширная Хортобадьская степь с выжженной солнцем травой, почти безлюдная, с торчащими кое-где колодцами-журавлями, к которым пригоняли свои стада на водопой одетые в живописные костюмы пастухи, часто привлекала своей экзотикой многих иностранных туристов. Особенно своеобразны были чикоши, пастухи конных табунов. В наброшенных на плечи нарядных белых плащах - сюрах - в черных войлочных шляпах с полями, они объезжали свои стада верхом на конях. Крупный рогатый скот пасли гуйяши, овец - юхасы; большие стада свиней паслись в дубовых рощах под присмотром кондашей.

За последнее время жизнь Хортобадьской пусты совершенно изменилась. Сооружение Восточного канала дало возможность превратить засушливую степь в плодородные земли. Однако по-прежнему в государственных и кооперативных хозяйствах успешно развиваются молочное животноводство, овцеводство и свиноводство.

Пастбищное содержание скота повсеместно заменено стойловым, но старые, наиболее целесообразные приемы ведения животноводческого хозяйства, хранимые пастухами, внимательно изучаются и используются.

Старой отраслью венгерского сельского хозяйства является также виноградарство. Раньше крестьяне изготовляли вина только для себя, товарное их производство стало развиваться лишь с XIX в. И в настоящее время бытующая здесь народная практика изготовления вин широко применяется на современных заводах.

Народные традиции совершенствуются и развиваются и во многих ремеслах. Для Венгрии особенно характерны ремесла, связанные со старым скотоводческим бытом: сукновальное, скорняжное, производство деревянных и костяных изделий; распространено также узорное ткачество, гончарство.

Если в хозяйстве специфика народной культуры венгров проявляется лишь спорадически, то традиционная национальная кухня в значительной степени сохранилась. Хотя за последнее время меню венгров - и не только в городе, но и в деревне - пополнилось новыми продуктами (например, рисом), разнообразными блюдами европейской кухни, все же предпочтение отдается национальным кушаньям.

Среди жителей сельских местностей до сих пор практикуется заготовление продуктов впрок, на всю зиму, часто с применением очень древних рецептов, известных еще венграм-кочевникам. Таково, например, сваренное в воде в форме горошин и высушенное на солнце или в печи тесто (тархоня), рассчитанное на длительное хранение. Прежде пастухи Альфёльда, как и другие кочевые народы, заготовляли впрок нарезанное тонкими стружками, сваренное и высушенное мясо.

Хлеб венгры в средние века выпекали преимущественно пресный, но уже с XVI в. он постепенно вытеснялся дрожжевым. Однако пресное тесто и поныне в большом употреблении при выпечке различных кондитерских изделий, особенно во время праздников.

Народная венгерская кухня имеет некоторые восточные черты: венгры употребляют в пищу много мяса (преимущественно свинины) с острыми приправами - черным и красным перцем (паприкой), луком. Традиционными народными блюдами являются по-разному приготовленное тушеное мясо в томатном соусе (перкёльт) и известный во многих странах Европы гуляш. Но настоящий венгерский гуляш значительно отличается от одноименного блюда, распространенного в Европе. Венгерский гуляш - это густой мясной суп с картофелем и мелкими клецками, приправленный луком и большим количеством красного перца. И в наши дни ни один семейный праздник не обходится без народного кушанья - паприкаша (мясо, чаще куриное, тушенное в сметанном соусе с добавлением паприки и черного перца). Венгры употребляют в пищу много мучных изделий (лапша, клецки), овощей (особенно капусты).

Из алкогольных напитков больше всего пьют виноградное вино, а иногда и палинку - фруктовую водку. Горожане потребляют много черного, очень крепкого кофе. Чашечку такого кофе можно всегда выпить в многочисленных небольших кафе - эспрессо.

Остальные области материальной культуры венгров - поселения, жилище, одежда - за последние десятилетия подверглись быстрым изменениям. Их трансформации, безусловно, во многом способствовал рост городского населения.

В Венгрии преобладают два типа сельских поселений - большие деревни - фалу и отдельные хутора - таньи. По форме деревни различны: встречаются поселения кучевого, кругового и уличного плана. В Альфёльде преобладает звездчатая форма деревни: в центре находится рыночная площадь, а от нее во все стороны лучами расходятся улицы. С середины XVIII в. на юге Альфёльда и в Дунантуле (Задунайском крае) стали основываться большие деревни рядового плана. Центральную ось такого селения образует длинная улица, по обеим сторонам которой размещены тесно примыкающие друг к другу дома. Дворы и земельные участки располагаются за домами, перпендикулярно улице.

За годы социалистического строительства неузнаваемо изменился облик венгерских сельских поселений. В центре каждого села появились новые административные и общественные здания современной архитектуры - сельсовет, правление сельскохозяйственного кооператива, Дом культуры, школа, магазин. Все крупные села электрифицированы. С целью устранения отрицательных сторон хуторской системы поселений - изолированности жителей хуторов от культурной и экономической жизни страны - были созданы особые хуторские центры, в которых открыты торговые, административные и культурно-бытовые учреждения для обслуживания хуторян.

Значительно изменились сельские постройки венгров. В прошлом стены сельских домов были, как правило, глинобитными или сложенными из саманного кирпича; реже (в Альфёльде) встречались плетневые стены, обмазанные глиной и побеленные. Крыши - столбовой или стропильной конструкции - имели обычно соломенное или тростниковое покрытие. Старый, наиболее типичный венгерский дом - это вытянутая в длину трехраздельная постройка. Характерная ее черта - узкая галерея, идущая вдоль одной из продольных стен. Продолжение одного ската крыши образует навес и над галереей, который поддерживается несколькими каменными, саманными или деревянными столбами, часто украшенными резьбой, лепкой, росписью. С галереи входная дверь ведет в кухню, по обе стороны которой расположены двери в две комнаты: горницу у фронтонной стены и заднюю комнату, спальню или кладовую. Хозяйственные постройки либо располагаются в ряд за жилым домом (на большей части Альфёльда), частично под одной крышей с ним, либо же выстроены отдельно во дворе. Амбары часто стоят группой на краю деревни. Непременная принадлежность каждого хутора и деревни - колодец с журавлем. Вся усадьба обычно огорожена забором, плетнем или же окаймлена густым кустарником и деревьями.

Сходные во многих чертах по конструкции, планировке и строительному материалу дома все же имеют свою специфику в различных этнографических областях Венгрии. Так, например, своеобразны дома этнографической группы палоцей, живущих на горно-холмистом севере: срубные, с высокими соломенными крышами, богато украшенные резьбой на фронтоне, двухраздельные по плану (небольшие холодные сени и комната). Для Альфёльда характерны низкие трехраз-дельные дома с глинобитными или плетневыми стенами и тростниковой крышей. В комнатах иногда устраивались неглубокие полукруглые ниши. Стогообразной формы печь с плетневым основанием стояла в комнате, но топилась из кухни.

И старые жилые постройки на селе теперь во многом изменились. Прежде всего меняется их внутренняя планировка - расширяется жилая площадь за счет прежних хозяйственных помещений и пристройки новых комнат. Особенно же сильно изменяется внешний вид старых домов. Прежние соломенные или тростниковые крыши почти всюду уже заменены железными или черепичными, расширяются окна, двери, нарядно украшается фасад: его штукатурят и окрашивают клеевой краской мягких тонов - бежевой, кремовой, бордо. Случается, что верхняя и нижняя части стен окрашены в разные, удачно гармонирующие цвета. В декоративной отделке дома часто применяют роспись по трафарету растительного или геометрического орнамента. Становится другим и интерьер жилища. Старая крестьянская мебель почти полностью заменена фабричной, современной. Но народная специфика сохраняется еще в традиционной расстановке мебели, в украшении комнат национальными ткацкими изделиями - скатертями, полотенцами, половиками и пр.

С каждым годом растет и число новых домов на селе, выстроенных по типовым проектам из современных строительных материалов, в соответствии с экономическими и культурными запросами населения.

Еще в XIX в. повсеместно в Венгрии крестьяне носили традиционное народное платье. Основными частями женского народного костюма были короткая вышитая рубашка со сборками на плечах, с широкими рукавами; очень широкая и короткая юбка, собранная у талии в сборки или плиссированная, надеваемая обычно на несколько нижних юбок; яркая безрукавка (пруслик), прилегающая в талии и украшенная шнуровкой, металлическими петлями и вышивкой, и фартук. Очень разнообразны были женские головные уборы: различной формы чепцы, по-разному повязываемые платки. Девушки повязывали голову широкой пестрой лентой, соединяя ее концы бантом, или же надевали особый твердый обруч, украшенный бусами, стеклярусом, лентами.

Мужской народный костюм состоял из короткой холщовой рубашки, часто с очень широкими рукавами, узких черных суконных брюк (на востоке) или очень широких холщовых брюк (на западе), короткого темного жилета, отделанного шнуровкой и тесьмой. На ногах носили высокие черные сапоги, а головным убором служили различной формы соломенные и войлочные шляпы.

Очень своеобразна верхняя мужская одежда венгров. Особенно известен так называемый сюр - род плаща из толстого белого сукна с широким отложным воротником, обильно украшенный аппликацией из цветного сукна и вышивкой. Его носили наброшенным на плечи, а ложные рукава завязывали на спине. Носили также шубу - длинную овчинную накидку без рукавов, губу - простого покроя короткое пальто из грубошерстного сукна с длинным ворсом.

В Венгрии существует много областных вариантов народных костюмов. Так, большой яркостью и пестротой отличалась женская одежда этнографической группы палоцей. В их одежде преобладали красные тона; широкие рукава кофты, белые наплечные платки, чепцы обильно украшались многоцветной вышивкой. Очень своеобразна одежда представительниц другой этнографической группы венгров - матьо (район Мезёкёвешд). Они носили темные, длинные, расширяющиеся книзу в виде колокола юбки, собранные у талии в мелкие сборки, и темные же кофты с короткими пышными рукавами. Особенно нарядны были их длинные черные фартуки, расшитые яркой многоцветной вышивкой и отделанные длинной бахромой. Такие же черные вышитые фартуки были необходимой принадлежностью мужского костюма матьо.

Еще в недалеком прошлом в семейной жизни венгров четко прослеживались следы старого патриархального уклада: глава семьи обладал большой властью, а женщина не имела никаких экономических прав. Во многих крестьянских семьях она не садилась вместе с мужем за стол, а ела, стоя за его спиной, на улице шла позади него и т. д.

Коренным образом изменилось положение женщины после 1945 г. По закону она получила полное равноправие с мужчиной. Законом 1952 г. отменено и ее подчиненное положение в семье. В нем говорится, например, что во всех делах семейной жизни, в воспитании детей супруги обладают равными правами и обязанностями. Государство внимательно относится к нуждам женщин-матерей, с каждым годом увеличиваются предоставленные им льготы. Большое число женщин активно включилось в общественную жизнь страны.

В семейной жизни венгров до сих пор сохраняются старые обычаи и обряды, хотя и в значительно трансформированной форме. Красочны, интересны свадебные обычаи венгерского народа, во многом сходные со свадебными обрядами соседних народов. За неделю до свадьбы дружки в народных костюмах или, в некоторых селах, специальный «свадебный староста» с разукрашенным яркими лентами посохом в руке ходят по домам односельчан и приглашают на свадьбу. Приглашенные должны на следующий день доставить в дом невесты какие-либо продукты (курицу, яйца, сметану, муку и пр.).

Свадебное шествие обычно отправляется к зданию сельсовета в строгом ритуальном порядке. Играют музыканты-цыгане, поют обрядовые свадебные песни, танцуют.

Кульминационный пункт свадьбы - свадебный обед. Еще и сейчас часто свадебный пир заканчивается старым обычаем, по которому каждый гость имеет право протанцевать с невестой один круг, заплатив за этот танец какую-то сумму денег. Старыми же обрядами еще кое-где сопровождается прощание невесты с родителями и родным домом и торжественный ввод ее в новый дом отцом и матерью.

Многогранна стала общественная жизнь венгерского народа. Большую роль в организации досуга, в культурном воспитании трудящихся города и деревни играют многочисленные клубы, Дома культуры. При них работают лектории, кружки художественной самодеятельности, хоровые и танцевальные ансамбли.

Много своеобразного, традиционного сохраняется в календарных праздниках венгров, в которых старые традиции часто переплетаются с новыми обрядами, постепенно все более устойчиво внедряющимися в повседневную жизнь народа.

Из праздников зимнего цикла, связанного с днем зимнего солнцестояния, и ныне особенно популярно рождество, которое почти потеряло свой религиозный характер и стало просто общераспространенным семейным праздником. 24 декабря уже в послеобеденное время все театры, кинотеатры, рестораны закрываются, все спешат домой. С течением времени этот праздник приобретает все более общеевропейские черты: украшенные блестящими игрушками и электрическими фонариками елки в домах, на улицах, в витринах магазинов, обмен подарками, праздничный семейный ужин и пр.

Новый год в прошлом не имел у венгров такого значения, как рождество, но теперь его встречают шумно и весело, особенно на улицах городов. Соблюдается еще старый обычай преподносить на Новый год родным и знакомым фарфоровую или глиняную фигурку поросенка - «на счастье». Символом счастья считаются также черные фигурки трубочистов, которые продаются в последние дни старого года на городских улицах (обычай, по-видимому, заимствованный от немцев).

Самый ранний и большой весенний праздник - масленица - отмечается и в городе, и в деревне ритуальными оладьями или блинами, народными гуляньями, шумными процессиями ряженых в причудливых зооморфных масках. Так, в городе Мохач молодежь, участвующая в карнавальных шествиях на масленицу, надевает деревянные маски с приделанными к ним рогами и облачается в овчинные тулупы, вывернутые мехом наизнанку и увешанные колокольчиками.

Много различных обрядов было приурочено и к народному празднику встречи весны - 1 мая. К этому дню дома в селениях украшаются цветами, зелеными ветками. На площади устанавливают «майское дерево» - березу или тополь, украшенное креповой бумагой, разноцветными лентами. Вокруг этого дерева вечером молодежь устраивает танцы, игры. Небольшие майские деревца парни ставят перед домом своих девушек; теперь же чаще вместо «майского деревца» посылают девушке букет или разрисованный горшок с цветами. Часто ставят также «майские деревья» перед домами особенно уважаемых на селе лиц.

Уже с конца XIX в. день 1 мая стал отмечаться венгерскими рабочими и как День международной солидарности трудящихся. Первая первомайская демонстрация состоялась в 1890 г. В наши дни первомайские демонстрации венгерских трудящихся отличаются большой красочностью. Нередко участники художественной самодеятельности одеты в живописные народные костюмы, представители различных профессий выходят на демонстрацию в характерных для них костюмах.

В деревнях окончание уборки урожая завершается большим празднеством. В старое время по окончании жатвы нарядные девушки с песнями несли искусно сплетенный из последнего снопа «венок урожая» к дому хозяина поля. Теперь в сельских местностях на основе этого старого обычая созданы новые формы празднования дня урожая. «Венок урожая» теперь обычно девушки преподносят председателю кооператива. После окончания уборочных работ часто в отдельных селах организуются праздники осени, во время которых устраиваются веселые карнавалы (например, карнавал фруктов), народные гулянья. Существует и общенациональный венгерский праздник нового урожая, нового хлеба. Он приурочен к 20 августа, старому национальному празднику венгров в честь основателя венгерского государства, короля Иштвана I. В социалистической Венгрии день 20 августа стал праздником Конституции и также праздником Нового хлеба. В этот день пекут большие караваи из муки нового урожая, устраиваются праздничные шествия по улицам, народные гулянья.

Особенно торжественно проходит праздник Конституции и Нового хлеба в Будапеште. Утром на Дунае можно видеть красочный водный карнавал, а вечером яркое зрелище представляет салют на горе Геллерт, который хорошо виден почти из всех районов столицы.

Последняя осенняя работа под открытым небом в селах Венгрии - сбор винограда, как правило, проходит в праздничной обстановке. На помощь собираются соседи, родственники. По окончании работы, как и после жатвы, к дому хозяина несут на палках большую связанную последнюю гроздь винограда. В некоторых областях шествия эти были очень живописны: парни в народных венгерских костюмах скакали впереди на конях, а за ними в праздничных повозках, увитых виноградными лозами, ехали одетые во все белое девушки.

Беседка или зал, где устраивается праздничное веселье по случаю окончания сбора винограда, украшаются гроздьями винограда, подвешенными к потолку. Парни соревнуются в ловкости, стремясь незаметно сорвать гроздь для своей девушки, но, если их уличают в этом, они должны заплатить штраф.

После второй мировой войны венгерский народ стал отмечать ряд новых национальных праздников. Среди них особенно торжественный характер носит День освобождения Венгрии от фашистского ига - 4 апреля. В этот день совершаются церемонии возложения венков на могилы советских и венгерских солдат, организуются митинги, демонстрации.

В современной Венгрии развиваются некоторые отрасли народного декоративно-прикладного искусства. Среди специфических для страны видов такого искусства надо прежде всего отметить изделия пастухов из дерева, рога, кости, кожи. Пастухи издавна украшали красивым геометрическим орнаментом орудия труда - палки и кнуты с искусно свитым кожаным плетением, изготовляли топорища, ковши, свирели, деревянные фляжки, декоративно обтянутые кожей, рога для вина, солонки, перечницы, шкатулки. При нанесении орнамента применяли различную технику: процарапывание, а затем втирание краски, рельефную или барельефную резьбу, инкрустацию.

К старым отраслям народного искусства принадлежит ткачество. Венгерская ткань по технике изготовления, расцветке и орнаменту имеет много общеевропейских элементов: узкие и широкие цветные полосы, простой геометрический узор и пр. Наиболее распространенные цвета ткани - белый, красный, синий и черный. Вышивка развилась у венгров позднее, чем ткачество. Старая вышивка была одно-двухцветная с простым геометрическим орнаментом. Новая вышивка многоцветная, в ней преобладает растительный орнамент - мотивы реалистических или стилизованных цветов.

Развито у венгров производство декоративной керамики: обливные тарелки, кувшины обычно украшены цветочным или геометрическим орнаментом. Крестьяне любили украшать свои жилища этими яркими керамическими изделиями, развешивая их по стенам, уставляя ими полки.

Изделия гончаров различных районов страны имели, свою специфику. Так, в Мохаче изготовляли черные жбаны и кувшины, в южной части Альфёльда - четырехгранные расписные бутылки, миски, глиняные человеческие фигурки.

В районе города Калоча распространен очень интересный вид декоративно-прикладного искусства - узорная роспись штукатурных стен. Калочские женщины покрывают оштукатуренную и побеленную стену комнаты сплошным узорным орнаментом, совершенно таким же, какой употребителен и в вышивках. Сейчас мотивы крестьянской стенной росписи используются на обойных материалах.

В эпоху капитализма народное искусство венгров пришло в упадок, но в социалистической Венгрии его развитию уделяют большое внимание. Создан Институт народного искусства, ремесленники объединены в кооперативы; лучшие образцы народного искусства широко используются в прикладном искусстве и в легкой промышленности.

Наиболее распространенные жанры венгерского фольклора - сказки и песни. Особенно многочисленны волшебные сказки. В них чувствуются восточные мотивы (например, следы шаманства) и в то же время много черт, общих со сказками других европейских народов. Значительна также группа бытовых сказок типа новелл и юмористических сказок, так называемых труфов.

И в настоящее время у венгров бытуют баллады и песни - лирические, профессиональные, обрядовые и пр. Особенно много исторических песен, в которых отображены героические эпизоды национально-освободительной борьбы народа, воспеваются любимые национальные герои - Ференц Ракоци, Лайош Кошут и др. Особую группу образуют разбойничьи песни и баллады, так называемые песни о бетярах (разбойниках). Бетяр, в народном представлении, был борцом против национального и феодального гнета, защитником бедных. Очень близки к песням о бетярах пастушеские песни: ведь пастухи тоже жили свободной,суровой жизнью. Лиричность, отражение тонких нюансов человеческих переживаний свойственны любовным песням, которые составляют, пожалуй, самую многочисленную группу.

Самобытная венгерская музыка отличается от музыки соседних народов восточным оттенком. Для нее характерны одноголосье, постоянное варьирование, пентатоника. В дальнейшем на музыку венгров большое влияние оказали цыгане. Начиная с XVII в. в городах Венгрии стала популярной та венгеро-цыганская музыка, которая широко известна благодаря ее переработке многими европейскими композиторами - Гайдном, Бетховеном, Шубертом, Брамсом и особенно Ференцем Листом. Цыганскую музыку, цыганские оркестры и сейчас очень любят в Венгрии. В настоящее время своеобразная цыганско-венгерская музыка широко распространена в городах и селах наряду с известными песнями венгерских композиторов.

Основателем венгерской музыкальной школы был Ференц Лист. Он создал наиболее впечатляющие образцы своеобразного венгерского музыкального стиля («Венгерские рапсодии», «Хунгариа»). Последователи Листа: Ференц Эркель, Бела Барток, Золтан Кодаи - являются основоположниками современной венгерской музыки, тесно связанной с народной. Большой вклад внесли венгры в создание легкой музыки. Оперетты венгерских композиторов Ференца Легара и Имре Кальмана не сходят со сцен всех театров мира.

Старые народные музыкальные инструменты венгров - волынка (дуда), свирель, различные виды щипковых инструментов (цитера, тамбур). В наше время более популярны другие, известные всем народам Европы музыкальные инструменты: кларнет, аккордеон и особенно скрипка.

Из народных танцев наиболее популярен парный танец чардаш, имеющий много вариантов. Его охотно танцуют и сейчас наряду с европейскими танцами.

За годы народной власти в стране ликвидирована неграмотность, значительно вырос культурный уровень венгерских трудящихся. В этом немалое значение имело введение единой подлинно народной системы образования, по которой обеспечивается обязательное бесплатное обучение для детей в возрасте 6 - 16 лет. Была учреждена восьмилетняя основная школа, из которой учащиеся могут поступать или в гимназии с четырехлетним сроком обучения, подготавливающие к поступлению в институт, или в четырехлетние средние профессиональные учебные заведения; в них учащиеся получают вместе со средним образованием и профессию. Характерная черта венгерского образования - развитая сеть школ и курсов для взрослых.

Венгерский народ имеет богатую национальную культуру, которой вправе гордиться. Венгерская литература особенно пышного расцвета достигла в конце XVIII - первой половине XIX в., в период острой национально-освободительной борьбы. К этому времени относится творчество выдающегося венгерского поэта Шандора Петефи, стихи и песни которого были тесно связаны с народным творчеством; Яноша Араня - автора исторических и эпических произведений; поэта и видного фольклориста Яноша Эрделя; выдающегося драматурга Имре Мадача.

В сокровищницу венгерской поэзии вошли произведения Михая Чоконаи Витеза, Михая Мёрёшмарти, Эндре Ади. Известны в Европе также венгерские писатели более позднего времени: Мор Йокаи - представитель романтического направления, писатель-реалист Кальман Миксат, автор исторических романов Геза Гардоньи, пролетарский поэт Аттила Йожеф, крупный венгерский романист Жигмонд Мориц, поэт и прозаик Дюла Ийеш, показавший в своих произведениях жизнь венгерского крестьянина в первые десятилетия нашего века, автор лаконичных повестей и рассказов Деже Костолани, именуемый у себя на родине «венгерским Чеховым», известные поэты Михай Ваци и Михай Бабич.

Определенное влияние на развитие венгерской литературы оказали писатели, эмигрировавшие из Венгрии после разгрома Венгерской советской республики 1919 г.: Бела Иллеш, Антал Гидаш, Мате Залка.

С 1945 г. в венгерской литературе развивается новое направление - социалистический реализм. Современную жизнь венгерского народа отобразили в своих произведениях Шандор Гергей, Петер Вереш, Пал Сабо и многие другие писатели.

Больших успехов достигло и венгерское изобразительное искусство. Широко известны и за пределами страны реалистические полотна большого венгерского художника Михая Мункачи, красочные пейзажи Кароя Марко, картины из быта рабочих Дюлы Дерковича, исторические полотна Берталана Секей, картины Т. Чонтвари, Йожефа Риппл-Ронаи.