Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Сообщение на тему духовные памятники культуры. Исследовательская работа "духовные памятники села полойка"

За тысячелетия истории человеком создано множество рисунков, надписей, строений, статуй, предметов быта. С момента обретения сознания человек с неимоверным усердием плодит следы своего существования - с целью впечатлить будущее поколение или преследуя более практическую цель. Все это - артефакты, отображения культуры человека. Но не все из этого является культурным наследием.

Культурное наследие - это созданные человеком прошлого творения (материальные или духовные), в которых человек настоящего видит и желает сохранить их для будущего. Само наследие определяется как составная часть культуры, выступая одновременно и как способ присвоения индивидом культурных феноменов, и как сама основа культуры. Другими словами, культурное наследие - это особая часть культуры, значимость которой признана поколениями. Также признается ныне и усердием современников должна быть сохранена и передана в будущее.

Т. М. Миронова противопоставляет понятия «памятник» и «объекты культурного наследия». По ее мнению, само слово «памятник» означает какой-то предмет для хранения памяти. В то время как объекты культурного наследия обретены нами не просто для хранения, а для деятельного отношения к ним, осознания их ценности для сегодняшнего дня в ходе современной интерпретации.

Два подхода в отношении общества к культурному наследию: охрана и сохранение

  1. Охрана культурного наследия. Условием и главным требованием содержания объекта считается его ограждение от внешних воздействий. Объект возводится в ранг неприкосновенности. Предотвращается любое взаимодействие с объектом, за исключением необходимых мер. Эмоциональной основой такого отношения является чувство тоски по былым временам или интерес к редкостям и реликвиям прошлого. Объект определяется как память о прошлом, воплощенная в конкретном предмете. Чем более древним является предмет, тем он считается ценнее как носитель памяти о прошлой эпохе. У данной концепции есть существенный недостаток. Столь тщательно оберегаемый предмет прошлого с течением времени оказывается чем-то чужеродным в постоянно меняющейся среде. Он не наполняется новым содержанием и вскоре рискует стать пустой оболочкой и оказаться на периферии общественного внимания и в итоге в забытьи.
  2. Сохранение культурного наследия. Возник во второй половине двадцатого века в связи с усложнением отношений к памятникам культурного наследия. Включает в себя комплекс мер не только по охране, но и по изучению, интерпретации и использованию культурных объектов.

Прежде охранялись какие-то отдельные объекты (сооружения, памятники), которые были выбраны специалистами, использующими «очевидные критерии». Переход от исключительно охранных мер к концепции сохранения позволил включить в этот процесс уже целые комплексы и даже территории. Критерии отбора объектов расширились.

Современный подход не предполагает отказа от охраны культурного наследия, но ведет к большей целесообразности этого процесса. Результаты показали, что разумное использование исторических объектов (зданий, территорий) в большей степени способствует ревитализации («возвращению к жизни») памятников культурного наследия, чем ориентация исключительно на охрану. Отношение к памятнику вышло за пределы простого оберегания материальной оболочки объекта старины. Памятники культурного наследия стали не просто напоминанием о прошлом. Прежде всего, они стали значимыми как ценность в глазах современников. Они наполнены новыми смыслами.

Культурное наследие ЮНЕСКО. Деятельность в сфере сохранения культурного наследия

1972 год. Принятие Конвенции «Об охране всемирного культурного и природного наследия».

Самого определения понятию «культурное наследие» данная конвенция не давала, но в ней были перечислены его категории:

  • Памятники культурного наследия - понимаются в широком смысле, сюда относят строения, скульптуры, надписи, пещеры. Памятник - это единица культурного наследия, определяется как конкретный объект, обладающий художественной или научной (исторической) ценностью. Но в то же время преодолевается изолированность памятников одного от другого, поскольку предполагается их взаимосвязь между собой и их связь со средой. Совокупность памятников формирует предметный мир культуры.
  • Ансамбли, к которым причисляют архитектурные комплексы.
  • Достопримечательные места: созданные человеком или им же, но еще и при значимом участии природы.

Значение данной конвенции заключается в следующем:

  • реализация комплексного подхода в оценке взаимосвязей культурного и природного наследия;
  • к охраняемым была добавлена новая группа объектов (достопримечательные места);
  • были даны ориентиры для включения объектов наследия в хозяйственную деятельность и использования их для реализации практических целей.

1992 год. Ла Петит-Пьер. Пересмотр Руководства по выполнению Конвенции 1972-го года. В Конвенции говорилось об созданных и природой, и человеком. Но совершенно не была предусмотрена процедура их идентификации, отбора. В исправление этого международные эксперты сформулировали и включили в руководство понятие «культурный ландшафт», что привело к корректировке культурных критериев. Для присвоения статуса культурного ландшафта территория, помимо всемирно признанной ценности, должна еще быть репрезентативна региону и иллюстрировать его исключительность. Таким образом, была введена новая категория культурного наследия.

1999 год. Внесение поправок в Руководство по выполнению Конвенции 1972-го года.
Содержанием поправок было подробное определение понятия «культурный ландшафт», а также характеристика его видов. К ним были отнесены:

  1. Созданные человеком ландшафты.
  2. Естественно развивающиеся ландшафты.
  3. Ассоциативные ландшафты.

Критерии культурного ландшафта:

  • всеобще признанная выдающаяся ценность территории;
  • аутентичность местности;
  • целостность ландшафта.

2001 год. Конференция ЮНЕСКО, в ходе которой было сформулировано новое понятие. Нематериальное культурное наследие - это особые процессы в человеческой деятельности и творчестве, способствующие возникновению чувства преемственности у различных обществ и поддержанию самобытности их культур. Тогда же были выделены его виды:

  • воплощенные в материале традиционные формы быта и культурной жизни;
  • формы выражения, не представленные физически (сам язык, устно передаваемые предания, песни и музыка);
  • смысловая составляющая материального культурного наследия, являющаяся результатом его интерпретации.

2003 год. Париж. Принятие ЮНЕСКО Конвенции «Об охране нематериального культурного наследия». Необходимость данного мероприятия была продиктована неполнотой Конвенции 1972 года, а именно отсутствием даже упоминания в документе духовных ценностей в числе объектов Всемирного наследия.

Препятствия на пути сохранения культурного наследия

  1. Представители разных слоев общества имеют противоположные взгляды на целесообразность сохранения того или иного наследия прошлого. Историк видит перед собой образец викторианской архитектуры, нуждающийся в реставрации. Предприниматель видит ветхое здание, которое необходимо снести и использовать освободившийся участок земли для постройки супермаркета.
  2. Не разработаны общепринятые критерии научной или художественной ценности объекта, то есть какие объекты следует отнести к культурному наследию, а какие таковыми не являются.
  3. При благоприятном разрешении первых двух вопросов (то есть объект решили сохранить и за ним признали ценность) возникает дилемма выбора способов сохранения культурного наследия.

Значение культурного наследия в формировании исторического сознания

В изменчивой повседневности современный человек все явственнее ощущает потребность в причастности к чему-то непреходящему. Идентифицировать себя с чем-то извечным, изначальным - значит обрести чувство стабильности, определенности, уверенности.

Таким целям служит культивация исторического сознания - особого психологического образования, позволяющего личности приобщиться к социальной памяти своего народа и других культур, а также перерабатывать и транслировать историческую событийно-национальную информацию. Формирование исторического сознания возможно только в опоре на историческую память. Субстратами являются музеи, библиотеки и архивы. Н.Ф. Федоров называет музей «общей памятью», противостоящей духовной смерти.

Приоритеты развития исторического сознания

  1. Усвоение понятия исторического времени - культурное наследие в разных формах дает возможность индивиду осязать историю, ощущать эпоху через соприкосновение с объектами наследия и осознавать отраженную в них связь времен.
  2. Осознание перменчивости ценностных ориентиров - знакомство с культурным наследием как презентацией этических, эстетических ценностей людей прошлого; показ видоизменений, трансляция и отображение этих ценностей в разные периоды времени.
  3. Ознакомление с историческими истоками этносов и народов через демонстрацию аутентичных образцов народного творчества и внесения элементов интерактивности в виде вовлечения в проживание традиционных ритуалов и обрядов.

Использование объектов культурного наследия в социальном планировании

Культурное наследие - это объекты прошлого, которые могут выступать как фактор развития современного общества. давно обсуждалось, но практическая реализация началась только во второй половине двадцатого века. Передовыми странами здесь выступили Америка, Испания, Австралия. Образцом данного подхода может быть проект Colorado-2000. Это план развития одноименного штата Америки. В основу развития был положен процесс сохранения культурного наследия Колорадо. Доступ к участию в программе был открыт для всех, что в результате позволило задействовать в этом процессе представителей всех слоев колорадского общества. Эксперты и непрофессионалы, госучреждения и корпорации и мелкие фирмы - их объединенные усилия были направлены на воплощение программы развития Колорадо на базе раскрытия его исторической уникальности. Данные проекты позволяют участникам ощутить себя в качестве носителей аутентичной культуры родных земель, ощутить вклад каждого в сохранение и презентацию миру наследия своего края.

Значение культурного наследия в поддержании уникального разнообразия культур

В современном мире коммуникативные границы между обществами стираются, и под угрозой оказываются самобытные которым сложно конкурировать за внимание с массовыми явлениями.

Так возникает необходимость воспитывать в людях гордость за наследие своего народа, привлекать их к сохранению региональных памятников. В то же время следует формировать уважение к самобытности других народов и стран. Все это призвано противостоять глобализации и утрате идентичности

17.07.2014

Холмистые дороги Смоленщины уходят вдаль, уносят нас от Москвы и приближают к героической Вязьме. Двести пятьдесят километров за спиной, до маленького города великой воинской славы остается каких-то двенадцать километров… Внезапно взгляду открывается самый высокий из холмов, а на нем - необыкновенной красоты церковь. Это часть будущего Одигитриевского женского монастыря – первого женского монастыря в России, строящегося после 1917 года «с нуля».

Некоторые монастырские постройки уже расположились под деревней Всеволодкино. Местные жители говорят, что строительство в самом разгаре.

Обитель станет памятником погибшим во время боев в Вяземском котле и местом непрестанных молитв о них. Фонд святого великомученика Феодора Стратилата , созданный специально для постройки Одигитриевского монастыря, просит о помощи всех неравнодушных людей.

Место, где вскоре должна начаться жизнь обители, выбрано неслучайно: именно здесь в октябре 1941 года советские войска совершили прорыв из вражеского кольца. Ценой многих жизней под Вязьмой были заблокированы силы наступавших фашистов, что позволило нашим воинам отстоять Москву. Вот почему главной миссией будущего монастыря станет молитва о павших в страшных сражениях, а его девиз взят из священного писания: «У Бога все живы». Святейший Патриарх Кирилл назвал это место русской Голгофой и дал свое благословение на строительство.

В этих местах до сих пор находят следы войны. Например, в 2004 году была обнаружена позиция нашего минометного расчета с неиспользованными 67 минами и пятнадцатью взрывателями.

– Существует предание, согласно которому, находясь в окружении, на исходе сил наши воины увидели


светлый образ женщины, шедшей перед ними. Это была Божия Матерь Одигитрия, – рассказывает матушка Ангелина, – кто-то из военных сказал: «Тот, кто участвовал в боевых действиях, тот не может не верить в Бога». Вот почему бойцы интуитивно пошли вслед за Ней, и Богородица показала им путь прорыва из окружения фашистских войск. Именно в этом месте и было решено создать духовный памятник героям.

Началось все еще в далеком 1996 году, когда благотворители купили 6,4 гектара земли. К делу подключили московских архитекторов, которые начали работу над проектом будущего монастыря. На сей день многое из планов уже воплотилось в жизнь. Для первого монастырского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы благотворителями были пожертвованы десять колоколов – 12 октября 2013 года состоялось его освящение.

Однако строительство далеко от завершения. Предполагается возвести надвратный храм в честь Спаса Нерукотворного, келейный, административный и настоятельский корпуса. Есть идея создания «электронного» помянника – общедоступной базы молитвенной памяти в интернете.

Вопросами возведения комплекса зданий будущей обители занимается Фонд великомученика Феодора Стратилата, основной задачей которого является содействие и всесторонняя помощь в создании Одигитриевского монастыря. Ему помогают самые разные люди: местные жители, благотворители, а также художники, чьи иконы украшают построенный храм.

Это произведения рук человека, древние предметы, орудия труда и сооружения, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем земли или под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое человеческого общества. Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, селища) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д.

Древнейшие памятники - археологические: стоянки - остатки поселений древнего человека. Обычно они расположены на берегах рек, озер, морей. За прошедшие века обнаружены наиболее древние стоянки - палеолитические - погребены под наслоением песка, глины, почвы настолько глубоко, что их трудно обнаружить. Легче найти более поздние - неолитические: их нередко размывает водой, и они частично обнажаются. Землю, содержащую следы человеческой деятельности, называют культурным слоем. В нем содержатся зола, уголь от костров, мусор, строительные отходы, предметы домашнего обихода и т. п. Культурный слой хорошо виден в обнажениях на фоне песков и глин. Здесь можно найти кремниевые изделия с заостренными краями, керамику - глиняные черепки, кости зверей и рыб, костяные и бронзовые изделия.

Городище - остатки древнего укрепленного поселения, располагавшегося на возвышенностях. Возле городища имеются валы, канавы. Здесь можно найти интересные изделия из металла -бронзы, меди, железа. Вокруг городищ размещалось неукрепленное поселение - селище. Часто встречаются могильники - древние захоронения и курганы. Изобилуют разными орудиями древнего производства рудники и мастерские. Основная задача краеведа - поиск, исследование и регистрация неизвестных и известных науке исторических и археологических памятников. Раскопки производят специалисты-археологи. До сих пор находят в разных районах нашей страны (на Урале, Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и т. д.) рисунки древнего человека на скалах или в пещерах. На них изображены фигуры животных и людей, сцены охоты, фантастические существа. Подобные рисунки имеют неоценимое значение для науки, для познания древней истории, искусства.

Подлежат охране и памятники архитектуры - творения зодчих, составляющие часть культурного наследия страны, народа. Это постройки разного назначения: церкви, соборы, монастыри, часовни, кладбища, башни, стены, дворцы, парки, особняки, общественные здания, думы (ратуши), замечательные жилые дома, усадьбы, дворянские и купеческие дома, крестьянские Избы и другие сооружения. Каждое из них имеет свою историю, тесно связанную с историей края. Их изучают не только как памятники истории народа, но и как образцы архитектурного искусства. Так, пленяют изяществом форм белокаменные соборы - образцы древнерусской архитектуры; полны национального своеобразия архитектурные сооружения Средней Азии, Прибалтики и др.

К числу памятников народного художественного творчества относятся декоративные украшения, художественные промыслы и устное народное творчество (фольклор). Помимо изучения построек как памятников архитектуры юный краевед знакомится с украшениями домов, например с резьбой, украшающей карнизы, наличники окон и дверей, коньки крыш, ставни на окнах, крылечки. Характерен старинный тип резьбы, «глухой», когда узор не прорезан насквозь; основные мотивы его растительные, иногда - птицы, реже - животные. Более поздний вид резьбы - накладная, пропиленная насквозь. На юге России, на Украине и в Белоруссии часто встречается роспись снаружи стен домов, печей.

Народное прикладное искусство, или художественные промыслы, возникло в глубокой древности. Уже первобытный человек старался украсить свою жизнь, создавать не только практичные, но и красивые одежды, посуду, утварь. Мастерство художников из народа совершенствовалось столетиями. Высокого мастерства достигает резьба по дереву, народное ювелирное искусство, фарфоровое и стекольное дело. Издревле славились и камнерезы. В конце XVIII в. в России возникло лаковое дело (знаменитые села Федоскино, Палех, Холуй, Мстера). Чукотские народные мастера славятся своими рисунками на моржовых клыках, жители Кавказа-узорными коврами из овечьей шерсти, узбекские мастера - резьбой по камню и т. д.

Юные краеведы собирают сведения о народном искусстве и его образцы в каждом населенном пункте своего края. Не следует стремиться искать только редкие, исключительные творения, необходимо обращать внимание и на типичные для данного селения. Это поможет выявить местные особенности, традиции, приемы мастерства. Интересно разыскать старых мастеров и разузнать факты из истории промысла, выявить ассортимент изделий в прошлом, как и куда они сбывались и т. д. Когда и в каком возрасте умерли старые мастера, что создали, помнят ли старики историю возникновения промысла, нет ли легенд на эту тему? Особенно важны сведения по технологии производства изделий в прошлом. Чем достигалось высокое качество работы? Все эти и многие другие сведения будут иметь действительную ценность, если юные краеведы предварительно ознакомятся с соответствующей литературой.

Наконец, существует устное народное творчество - фольклор, изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс. В задачу краеведов входит собирание произведений местного творчества всех жанров: сказов, сказок, былин, песен, частушек, причитаний, заговоров, загадок, пословиц, поговорок, народной драмы. Как записывать? Важно соблюдать точность записи, слово в слово, ничего не сокращая, не выпуская и не переделывая. Записывают все повторения, междометия, иначе нарушатся ритм, особая окраска рассказа; не следует упускать также и все особенности местного говора. Так как успеть записать очень трудно, нередко прибегают к помощи магнитофона. Речь рассказчика нельзя прерывать вопросами или репликами. Обязательное условие - записать сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество, национальность, возраст, местный житель или приезжий, специальность, грамотность, адрес). Важно знать, от кого научился исполнитель своему искусству.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Памятники материальной культуры

Памятники материальной культуры, произведения искусства и предметы религиозного культа во многом дополняют свидетельства письменных источников. Обычай хоронить вместе с мумией покойного целый ряд предметов повседневной жизни, различные статуи, статуэтки, амулеты, украшения, оружие, а также украшать стены гробницы сценами из жизни умершего способствовал сохранению огромного количества памятников материальной культуры и искусства древних египтян. Эти памятники хорошо сохранились до наших дней благодаря сухому воздуху пустынных окраинных областей, где обычно устраивались кладбища, называвшиеся греками «некрополи» (города мёртвых). Около царских пирамид Древнего Царства, в Гизэ и в Саккара, были найдены огромные некрополи с многочисленными гробницами царских родственников, вельмож и чиновников. Многочисленные бытовые предметы и произведения искусства были обнаружены и в развалинах городов. Например, в развалинах Кахуна было найдено много орудий и оружия времени Среднего Царства, а в Ахетатоне было обнаружено внутреннее оборудование жилых зданий, стекольно-керамическая мастерская и мастерская скульптора, остатки складов и торговых помещений и большое количество произведений искусства и бытовых предметов (сосуды, бритвы, печати, детские игрушки и т. д.). Обнаруженные многочисленные орудия, оружие и другие предметы из меди и бронзы дают возможность тщательно изучить египетскую металлургию, которая в значительной степени основывалась на привозной руде и крайне медленно развивалась. Медные рудники на Синайском полуострове и каменоломни в различных местах Египта позволяют изучить технику горного дела в древнем Египте. Роскошные и высокохудожественные драгоценные украшения, золотые и серебряные ожерелья, кольца, браслеты и диадемы, богато орнаментированная мебель, наконец, различные сорта прекрасно выделанных тканей, от очень прочных до самых тонких, позволяют говорить о высоком развитии и специализации ремесла. Большое количество оружия и развалины крепостей, особенно сохранившиеся на южных границах Египта, дают возможность тщательно изучить технику военного дела и крепостного строительства древних египтян. Храмы, многочисленные гробницы, остатки дворцов и жилых зданий позволяют подробно изучить замечательную древнеегипетскую архитектуру. Сохранившиеся солнечные и водяные часы, таблички расположения звёзд и визирные, пассажные инструменты указывают на уровень развития науки, в частности астрономии, в древнем Египте.

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 1. Формирование материальной основы современной цивилизации Иногда кажется, что все необходимое для цивилизованного существования человека было создано еще древними греками. В материальной и повседневной жизни люди почти 2 тыс. лет использовали достижения далеких

автора Авдиев Всеволод Игоревич

Памятники материальной культуры Большие раскопки, упорно производившиеся в течение целого столетия на всей территории Месопотамии, обнаружили огромное количество памятников материальной культуры, которые ныне дают возможность довольно подробно изучить развитие

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Памятники материальной культуры Памятники материальной культуры, произведения искусства и предметы религиозного культа во многом дополняют свидетельства письменных источников. Обычай хоронить вместе с мумией покойного целый ряд предметов повседневной жизни,

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

«Они сохраняли самобытность материальной и духовной

Из книги 100 пророчеств Распутина автора Брестский Андрей Иванович

страшное распространение таких неизлечимых болезней, как рак и

Из книги Цивилизация Просвещения автора Шоню Пьер

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Археологические культуры Мезоамерики Археологические памятники

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

171. Причастность русской культуры к насилию над людьми. Беззащитность советской культуры перед чекизмом - Должно уразуметь истинную сопричастность русской культуры насилию над русскими людьми. У России с Германией, кстати, есть сходство в этом вопросе. Культуры

автора Семенов Юрий Иванович

1.4.2. Культуры (локальные культуры) и человеческая культура в целом Культура есть общезначимый опыт. Поэтому она всегда есть опыт определенных совокупностей людей. Разные человеческие общности жили в различных условиях. Поэтому в каждой из них складывался свой

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

1.6.1. Передача культуры от поколения к поколению и эволюционистские концепции культуры Вопреки всем утверждениям сторонников субстанционального понимания культуры, она все же представляет собой не субстанцию, а акциденцию. Она есть творение людей, всегда живущих в

Из книги Политическая история брюк автора Бар Кристин

Политическая история материальной культуры Описывать вестиментарную историю можно по-разному. Николь Пельгрен показала, что одежда особенно хорошо вписывается во всеобщую историю - экономическую, социальную, антропологическую, эстетическую, символическую и т. д.{36}

Из книги Древние китайцы: проблемы этногенеза автора Крюков Михаил Васильевич

Особенности материальной культуры Специфика материальной культуры - один из существенных признаков любого этноса. Однако, как было убедительно показано С. А. Токаревым [Токарев, 1970], материальная культура имеет различные функции, среди которых наряду с

Из книги Дагестанские святыни. Книга вторая автора Шихсаидов Амри Рзаевич

Из книги Дагестанские святыни. Книга третья автора Шихсаидов Амри Рзаевич

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Памятники исламской культуры Тадж-Махал Сказочно прекрасный памятник любви, воспетый многими поколениями поэтов, находится недалеко от города Агра на территории Индии. Это подобный прекрасному миражу мавзолей Тадж-Махал, архитектор которого точно неизвестен. Молва

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Памятники Кавказской культуры Замок «Вовнушки» Одно из самых таинственных и загадочных мест на территории Ингушетии – средневековый замок, который обычно называют «Вовнушки», хотя на ингушском языке звучит «Воувнушке», что переводится на русский язык как «Место

Привычно выражение «памятники материальной культуры». Их изучают прежде всего археологи. Это напоминает исследования палеонтологами окаменелостей, ископаемых остатков. По материальным зримым весомым свидетельствам прошлого можно восстанавливать облик и экологию животных, образ жизни, культуру, степень технического развития общества.

Для человека особое значение имеют духовные памятники. К ним относится прежде всего разговорный язык. Казалось бы, это средство общения совершенно эфемерное. Слова в разговоре, песне исчезают без следа: сотрясения воздуха, звуковые волны - только и всего. И вот они-то могут оказаться долговечнее каменных строений!

А дело все в том, что слова выражают мысли, чувства, образы, которые возникают и сохраняются в сознании людей, передаваясь не только в пространстве - от человека к человеку, но и во времени - из поколения в поколение.

Память поколений удивительно долговечна. И хотя язык, подобно всему на свете, подвержен изменениям, ученые научились их не только учитывать, но и по ним узнавать некоторые важные сведения о прошлом племен и народов, их прежних контактах, миграциях, об окружавшей их природной среде. Язык позволяет выяснить, когда и где то или иное племя обособилось или сформировалось.

Делается это примерно так.

Сначала определяется степень родства языков - по сходным словам, грамматическим формам, особенностям произношения. Например, у нас речь идет о славянских языках. Они относятся к индоевропейской группе (языковой семье), в которую входят языки индийские, иранские, германские, италийские, балтские, албанский, армянский, а из умерших-латинский, фракийские, хеттский (Малая Азия), тохарские (Западный Китай) и др.

Вряд ли все они были ветвями одного ствола, происходили из единого общего корня. В таких издавна населенных регионах, как западная и юго-западная Азия, Ближний Восток, Северо-Восточная Африка, Центральная, Западная и Южная Европа, любые племена и культуры находились во взаимодействии. Поэтому для каждого языка индоевропейской семьи характерны и некоторые «личные» особенности. Тем не менее все они составляют некую общность.

К какому времени и какой территории она относится? Об этом языковеды судят примерно так. Известны некоторые общие слова для всей этой группы. Скажем, береза: литовское berzas, германское birke, древнеиндийское bhuria. To же относится к понятию «зима»; литовское zieme, латинское hiems, древнеиндийское «снег» - hima. Следовательно, некогда эти народы объединялись одной культурой, имели единый язык (вернее, его разновидности) и обитали в средней полосе Европы. Когда это было?

В позднем каменном веке! Тогда в ходу были каменные орудия труда, кремневые топоры и ножи. Славянские слова «камень», «кремень», «нож» соответствуют германским hammer (молот) и skrama (топор), литовскому akmio (камень), древнепрусским nagis (кремень).

Территория славянской прародины

а - по Яжджевскому, б - по С. Б. Бернштейну

Схема размещения индоевропейцев в древности (по Х. Хирту)

Ретроспективная схема развития славянских древностей

Приводя эти примеры, В. В. Мавродин делает вывод: «Индоевропейские языки (или индоевропейский праязык) существовали уже в те времена, когда орудия труда изготовлялись еще из камня, т. е. во времена неолита. Никаких достоверных общеиндоевропейских названий металлов не существует… что указывает на относительно позднее их появление… Следовательно, индоевропейская общность перед своим распадом не вышла за пределы неолита и вся ее история приходится на век „камня“». На то же указывают сходные слова, относящиеся к охоте (названия многих животных; такие понятия, как мясо, кровь, жила, кость, шкура, а также связанные с добыванием и обработкой меда).

А когда в Европе закончился каменный век, пора охоты и собирательства? Археологи установили: примерно 5 тысячелетий назад. Учтем, что около 11 тысячелетий назад северная половина Европы освободилась от ледникового покрова и на обширных территориях группы охотников кочевали вслед за стадами мамонтов, северных оленей, диких лошадей и других крупных млекопитающих.

Можно предполагать, что тогда-то и началось формирование единой индоевропейской и столь же крупной финно-угорской культур. Периодические кочевья, перемещения племен должны были способствовать языковой общности. Затем отдельные группы, роды, племена стали переходить к оседлому образу жизни, заниматься земледелием и скотоводством, добычей и выплавкой металлов, ремеслами, строительством. Обживая определенные территории, они обособлялись, обретали самобытность, развивали свою более или менее самостоятельную культуру, прежде всего духовную, отражающую мир природы, материальных ценностей, быта и ритуалов, а также отношения между людьми, переживания, верования, знания, представления о прекрасном…

Между прочим, одно из древнейших слов индоевропейской группы означает «знание», «познание» - «веды» (ведуны, ведьмы - от того же корня), а также «речь» (слово). Значит, с давних пор у этих народов знания, духовная культура выделялись особо и, по-видимому, почитались, как высокие ценности.

Итак, по данным лингвистики имеется возможность восстанавливать, в частности, время обособления тех или иных языков, культур и - в меньшей степени - племен и народов. Американские ученые Г. Трегер и X. Смит, например, обосновали такую схему формирования некоторых индоевропейских языков. Примерно 5,5 тысячелетия назад индо-хеттское единство распалось на две ветви: индоевропейскую и анталийскую; затем обособились армяне, примерно 4,3 тысячелетия назад - индоиранцы, а чуть позже - греки. Примерно 3–3,5 тысячелетия назад северные европейцы разделились на две крупные группы: германцев и балто-славян, а еще через полтысячелетия обособились балтские и славянские языки, а значит, и культуры, племена.

Многие крупные слависты - М. Фасмер, Т. - Лер-Сплавинский, Ф. П. Филин - пришли к мнению, что праславянский язык сформировался в середине первого тысячелетия до нашей эры. А вот высказывание другого крупного знатока древних славян В. В. Седова: «На основе рассмотренных языковых данных можно сделать вывод общего порядка. Отдаленные предки славян, т. е. древнеевропейские племена, ставшие позднее славянами, во II тысячелетии до н. э. жили в Центральной Европе и находились в контакте прежде всего с протогерманцами и протоиталиками. Скорее всего они занимали восточное положение среди европейской группы индоевропейцев. В таком случае им принадлежала какая-то область, входящая в регион, обнимающий бассейн Вислы».

Таким образом, в поисках племени руссов (россов) можно и нужно учитывать памятники духовной культуры.

При этом следует учитывать некоторые противоречивые данные. С одной стороны, многое указывает на тесные связи в древнейшие времена праславян и прабалтов. Однако не менее существенны сведения о контактах славянских и иранских (скифо-сарматских) племен. На это указывают некоторые общие (или «родственные») божества, мифологические образы, сюжеты.

«Количество иранских параллелей в языке, культуре и религии славян настолько значительно, - считает В. В. Седов, - что в научной литературе поставлен вопрос о славянско-иранском симбиозе, имевшем место в истории славянства. Очевидно, что историческое явление затронуло лишь часть славянского мира и часть иранских племен. В этот период, нужно допустить, славяне и иранцы жили на одной территории, смешивались между собой, и в результате ирано-язычное население оказалось ассимилированным».

Высказано предположение, что не только название племен хорват и север, но и русь имеют иранское происхождение; Действительно, есть древнеиранское слово aurusa (белый). Вдобавок известный историк и славист Б. А. Рыбаков доказывает происхождение названия «росс» от имени реки Рось - правого притока Днепра южнее Киева. В этом районе издавна, еще до нашей эры, господствовали ираноязычные племена. Кроме того, одно из них (или связанное с ними) именовалось «росомоны», что ученый переводит как «люди росы». А один сирийский автор VI в. писал о народе «рос», живущем, где-то севернее земли амазонок, которые, судя по легендам, находились в Приазовских степях.

Спору нет, среднее течение Днепра с древнейших времен (4–5 тысячелетий назад) было крупным культурным центром. Здесь впервые для Восточной Европы были освоены земледелие и скотоводство, началась эпоха металла. А «на рубеже V–VI вв. н. э., - пишет Б. А. Рыбаков, - основывается крепость Киев, ставшая как бы штабом начавшегося великого расселения славян и завоевания Балканского полуострова. Вокруг Киева складывается особая археологическая культура…»

Но тут возникают серьезные сомнения. Почему в этом регионе очень древней культуры местное население получает новое имя «россы» («руссы») и создает новую культуру? Почему летописец Нестор среди «коренных» славянских племен для этого района назвал полян, да еще уточнил, что их со временем стали звать руссами? Почему лингвисты отмечают эпоху не славяно-иранского (славяно-скифского) единства, а славяно-балтского? Почему племя пруссов, судя по всему, обитавшее в соседстве с руссами, вдруг оказывается в отдалении от них? Если племя с давних пор обитало в Среднем Поднепровье и дало имя великому государству средневековья, то почему о нем ничего не было слышно до этого времени?

А чем объяснить двойное название племени: россы и руссы? Предположим, от росомонов и Роси можно вывести россов. Ну а руссы и Русь - откуда? Если из-за простой замены одной буквы на другую, то почему не возобладал один вариант, но веками продолжали существовать оба, словно в этом был какой-то смысл?

Можно предположить, что в середине I тысячелетия н. э., когда славяне заселяли Среднее Поднепровье, некоторые местные ираноязычные племена переняли новую культуру и образовали вместе с пришельцами новую общность, получившую название россы (руссы) от имени росомоны. Если учесть вдобавок, что украинцы (малороссы) по внешнему облику и особенностям говора тяготеют к иранскому типу, то тогда…

Вот тогда-то и появляются новые сомнения. По всем данным разделение восточных славян произошло сравнительно поздно, в конце средних веков. А откуда пришли россы? И почему это странное племя постоянно тяготело к более северным краям, доходя до Балтийского побережья, политически связав себя с варягами, Рюриковичами? Почему в языке восточных славян преобладают именно балтские, а не иранские связи?

Спору нет, на все (или почти на все) возникающие вопросы можно подобрать более или менее основательные ответы. Но такая операция слишком напоминает подгонку под заранее известный ответ. От очень слабой зацепки (имя племени росомонов, сведения о славяно-иранских контактах) строится концепция, требующая постоянных подтверждений. А в науке ценятся гипотезы, позволяющие открывать новые факты, идеи, теории, которые подтверждаются независимыми, подчас неожиданными сведениями.

С этой точки зрения более привлекательной, пожалуй, выглядит другая гипотеза. Она связывает племя россов (руссов) с балтами или, во всяком случае, с прабалтами, которые в древности, до нашей эры, немногим отличались от праславян, составляя с ними единую языковую группу.

Памятники материальной культуры

В археологическом отношении интересующий нас район изучен пока еще не очень основательно. За последнюю четверть века здесь активно работал белорусский археолог М. М. Чернявский. Вот что рассказывает он о результатах своих исследований в книге «Белорусская археология» (Минск, 1987).

В далекой древности Понеманье заселяли группы охотников на северного оленя, основным оружием которых были луки со стрелами. Это было в самом конце последнего оледенения Русской равнины. Позднее сюда проникли и обосновались здесь племена носителей других культур. В позднем каменном веке на северо-западе Белоруссии сложилась самобытная так называемая неманская культура. Для керамических изделий были характерны горшки с выпуклым корпусом. широким горлом и острым дном. Они тщательно орнаментировались. Со временем эти изделия усложнялись, изготовлялись все более качественно, покрывались разнообразными узорами. Это происходило при определенном влиянии культуры воронковидных кубков, поселения которой располагались юго-западнее.

Большой интерес представляют обнаруженные здесь сравнительно недавно памятники культуры шаровидных амфор. Она в позднем неолите распространялась на территорию Польши, ГДР, северо-западной Украины. В захоронениях найдены скелеты домашних животных, наконечники стрел, плоскодонные сосуды, янтарь. По этим находкам удалось в общих чертах реконструировать погребальный обряд и некоторые черты древних религиозных воззрений: вера в загробную жизнь (бессмертие души?), в очистительную силу огня; почитание животных.

Изучение кремнедобывающих шахт позволило понять, как шахтеры каменного века со временем совершенствовали свое мастерство, улучшали орудия труда и технологию добычи полезного ископаемого. Извлеченные из шахт кремневые желваки обрабатывались в расположенных рядом мастерских. Изготовлялась преимущественно стандартная продукция - каменные топоры. Потребность в них, по-видимому, значительно возросла в связи с широким

распространением подсечного земледелия. Наибольший размах горных работ и производства каменных топоров датируется серединой 11 тысячелетия до н. э. (около 3,5 тысячелетия назад).

Древнейший памятник бронзового века в Понеманье - погребение в шахте в долине Росси, у пос. Красносельского. Остатки погребений с трупосожжением найдены на стоянке Русаково-II. По данным, полученным за последние годы, специалисты определили, что в раннем бронзовом веке в Понеманье пришлое население (культура шнуровой керамики) долгое время мирно сосуществовало с потомками создателей местной неманской культуры.

М. М. Чернявский приходит к таким выводам: «В результате взаимодействия племен сложились культуры бронзового века, в которых в разной степени удерживались неолитические элементы. Большинство исследователей связывают эти культуры (тшцинецкую с Сосницкой, лужицкую, прибалтийскую) с конкретными этническими общностями - ближайшими предками балтов и славян…

В бронзовом веке постепенно выделялись роды и племена, которые имели больше скота или получали большее количество зерна, или владели другими материальными ценностями. Создавались некоторые излишки продуктов, что содействовало обмену… В бронзовом веке наметились большие культурные общности, имеющие отношение к процессу происхождения народов. Тогда уже существовала индоевропейская языковая семья, к которой принадлежит славянская ветвь языков».

От Рюриков (Руриков, Руариков)?

Сведения о древнейшей русской истории, приводимые в летописях, требуют скептического анализа. Дело в том, что летописцы пользовались преданиями, легендами, рассказывающими - более или менее фантастично - о разновременных событиях, расставить которые в хронологическом порядке необычайно сложно. Например, в связи с так называемым призванием варягов возникают некоторые серьезные вопросы. Почему надо было отправляться куда-то за море (учтем, что это еще не означает,

будто пришлось пересекать море; просто пришлось пользоваться морским путем)? И чем объяснить, что выбор пал на племя руссов? Не потому ли, что с этим племенем издавна существовали тесные связи, а также имелась языковая общность? Не могли же иноязычные пришельцы навести порядок (не силой оружия, а своим авторитетом) и успешно править или вообще совместно проживать, не зная местного населения, его обычаев, языка.

Наиболее логично, пожалуй, отвечает на этот вопрос советский историк А. Г. Кузьмин. Исследуя этническую природу варягов, он писал: «Теснимые с материка германцами они (варяги-кельты и поморские славяне) уходят на восток уже как относительно цельная этническая группа, в которой преобладают кельтские имена, а средством общения является славянский язык… К IX–X вв. - времени завершения формирования древнерусской государственности - славянское начало становится определяющим как на юге Балтики, так и в Восточной Европе. Процесс оформления древнерусской цивилизации был весьма интенсивным, и его ускорению способствовала возможность соединения опыта многих народов, издревле проживавших на территории нового государства. Определенный вклад в эту цивилизацию, по-видимому, внесли и кельты, в том числе их последняя славянизированная волна - варяги».

С этой идеей согласуется свидетельство историка Лиутпранда Кремонского (X в.): «Этот северный народ, который греки по внешнему качеству называют руссами, а мы по их местоположению нордманнами…» Арабский историк того времени Ибн-Якуб утверждал примерно то же самое: «Главнейшие из племен севера говорят по-славянски, потому что смешались с ними». Так что славянизированные Рюги или Руги, обосновавшиеся на острове Рюген, безусловно, могли без особых трудностей ужиться на материке вместе с северными славянами.

Однако все это относится к сравнительно поздним временам. Можно ли на этих основаниях проводить какие-либо, пусть даже гипотетические связи варягов времен Рюрика с древними рудокопами долины Росси? Тем более что А. Г. Кузьмин ссылается, между прочим, на многочисленные кельтские названия - Ругия, Рутения (Русиния), Ройана, Руйана, - подчеркивая: название Рутены «носило одно из кельтских племен, образовавшихся задолго до н. э. в Южной Франции». Такое уточнение может вроде бы разрушить предлагаемую гипотезу: от Южной Франции до Западной Белоруссии «дистанция огромного размера».

И все-таки идея о связи древних славян с кельтами на «русской основе» имеет подтверждение в данных топонимики. Обратим внимание на карту Европы. Правый крупный приток реки Маас (Нидерланды) - Рур. То же название у правого притока Рейна. Еще восточнее расположен город Рютен. Далее на восток протягиваются Рудные горы Чехии. Наконец, через польское Русиново мы прямо попадаем к белорусским Ружанам, Рудке, России…

Перечень подобных «русских» названий, которые протягиваются от Западной Европы до северо-запада Русской равнины, можно значительно увеличить. Правда, в нем будут отсутствовать имена крупных рек и городов. Но это, судя по всему, подчеркивает глубокою древность указанных наименований. Такова обычная закономерность: архаичные названия сохраняются в «дремучих уголках», не подверженных решительным и коренным преобразованиям, государственно-политической конъюнктуре. (Это подтверждает пример нашей страны: эпидемия переименований охватила прежде всего крупные города, территории, хотя укоренение новых порядков и новой идеологии в сельскохозяйственных районах породило тысячи однотипных и одинаково безликих названий и здесь.) Пришельцам нет особой нужды переименовывать мелкие объекты.

Конечно, прослеживать из Центральной Европы пути руссов можно не только к северу, к острову Рюген и Русскому морю (так некогда называли Балтику), но и к югу, через Дунай, с его группой соответствующих топонимов к другому морю Русскому (ведь называли так и Понт Эвксинский, или Черемное, Черное море), откуда до днепровской Роси рукой подать. И тогда мы от племени рауриков, обитавших в бассейне Раура (Рура), от притока Одера, некогда носившего название Рюрик, достигнем территории, где обитали роксаланы. Совсем недавно украинский филолог О. Стрижак высказал предположение, что именно в Среднем Приднепровье сталкивались, взаимодействовали племена с разных сторон света. И вот соединились сходные слова от древнескандинавского до древнегреческого, от кельтского до древнеиранского, образовав имена Рос, или Рус, - в соответствии с возникшим «комплексным» племенем россов, или руссов.

Правда, языковеды категорически отрицают возможность замещения «о» на «у» в названии племени. Так, языковед Г. А. Хабургаев доказывает, что происхождение этнонима Русь никак не связано со Средним Приднепровьем: «Собирательные наименования подобного типа, относимые к IX–X вв., сохраняются лишь за балтийскими и финно-угорскими этническими группами (корсь, ливь, чудь, весь, пермь, ямь и т. д.), являясь славянской передачей самоназваний, и географически не выходят за пределы лесной зоны… Нет для этого этнонима опоры на восточнославянской почве и в плане этимологическом: известные попытки связать Русь с названием реки Рось (или Ръсь?) лингвистически несостоятельны - для славянских диалектов рассматриваемого времени чередования о/у или даже ъ/у невероятны».

Для Среднего Приднепровья О. Н. Трубачев составил серию карт, показывающих распространение гидронимов различной языковой принадлежности. Судя по этим данным, иранские и тюркские названия характерны для районов южнее Роси, а балтийские и древнеславянские - для более северных районов, тяготеющих к Полесью. Это обстоятельство также свидетельствует в пользу того, что в, далекой древности днепровская Рось была как бы рубежом, отделяющим племена преимущественно лесные от степных. Правда, по О. Н. Трубачеву, слово «Русь» произошло от древнеиндийского «рукса» (светлый, блестящий).

По имеющимся данным, активные языковые контакты славянского и иранского языков относятся приблизительно к середине I тысячелетия до н. э. Славянско-балтийские контакты датируются более ранним периодом. С учетом подобных фактов, и мнений северная, тяготеющая к Балтике прародина россов более вероятна, чем южная, тяготеющая к Черному морю.