Рецепты блюд. Психология. Коррекция фигуры

Цель экскурсии в краеведческий музей. Конспект «Экскурсия в историко-художественный музей

Алла Сарсания
Конспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия в музей»

Конспект НОД по познавательному развитию

в подготовительной группе «Экскурсия в музей » .

Подготовила воспитатель

Сарсания А. Э.

Цель :

Познакомить с понятием «музей » и его назначением.

Задачи :

Познакомить с внутренним оформлением и назначением помещения музея . Продолжить формировать интерес к истории и культуре своего народа, людям родного города. Показывать элементарные умения пользоваться картой.

Уточнить знания музейных терминов , развивать монологическую речь, умение доказывать и делать выводы, познакомить детей с правилами поведения в музее .

Воспитывать бережное отношение к культурному наследию России, формировать патриотические чувства и чувства гражданской принадлежности.

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие, речевое, социально- коммуникативное, художественно- эстетическое.

Материал и оборудование :

Карточки с названием музеев (этнографический, краеведческий…, карта, фотографии детей в музеях , презентация «Мы идем в музей » , материалы и экспонаты мини-музея группы «Колокольчики» , видеофильм о картинной галерее, изображения национальных костюмов.

Работа над словарем :

музей , экспонат, экскурсия , экскурсовод , экскурсанты , карта.

Предварительная работа :

Совместная деятельность :

Экскурсии по музеям Петродворцового района и Стрельны;

Экскурсия по музею детского сада : в группу «Кузнечики» ;

Рассматривание фотографий после посещения музеев ;

Просмотр видеофильмов;

Изобразительная деятельность "Я был в музее ";

Чтение художественной литературы и детских энциклопедий;

Заучивание стихотворений о родном городе;

Знакомство с национальными костюмами и бытом народов России.

Взаимодействие с семьей :

Экскурсии в музее города всей семьей

Беседа "Зачем идем в музей ?" (вопросы : Что такое музей ? Что там находиться? Кто там работает? (профессии) В чем заключается их работа? Что они делают? Кто туда ходит? Зачем туда надо ходить? и т. д.);

Рассматривание старинных вещей дома и рассказ о том, как они появились дома;

Вовлечение родителей в пополнении музея экспонатами .

Ход занятия:

Ребята, мы с вами живем в городе Санкт- Петербурге – это наша малая Родина, а вы любите свою Родину?

А что значит любить свою Родину?

(Ответы детей : любить свою семью, свой дом, беречь и охранять все что нас окружает, знать историю своего народа и своего края).

А вам хотелось бы заглянуть в прошлое и посмотреть, как на нашей с вами земле, много-много лет назад жили наши предки? К сожалению учёные еще не изобрели машину времени,

Может вы знаете, как вернуться в прошлое?

Ну что же …

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья

А вы идти со мной готовы?

В чудесный мир зову вас я!

Я предлагаю посмотреть презентацию «Мы идём в музей » .

Слайд-1 :

Отгадай загадку :

Нам экскурсовод сказал :

Проходите в этот зал.

Мумию мы посмотрели, экспонаты разглядели.

Даже мамонт здесь лежит, глаз закрыл как будто спит…

Хочешь тоже посмотреть?

Не робей, иди скорей в замечательный (музей ) .

Слайд-2 :

Музей- собирает , изучает, хранит и показывает предметы (истории и культуры) .

Слайд-3 :

В музеях можно многому научиться, увидеть много нового и интересного (Русский музей ) .

Слайд-4 : Самый первый в мире музей основал Птолемей .

А у нас в России первый музей создал царь Петр-1 (Кунсткамера или кабинет редкостей) .

Слайд-5-6 :

А это самая большая в мире Александровская библиотека.

Здесь располагались статуи, картины и другие произведения искусства. Они посвящались Богам.

Слайд-7 :

В 18 веке появились первые публичные музеи со зрителями .

Слайд-8 :

В настоящее время существуют самые разнообразные музеи :

Краеведческий музей рассказывает об истории и культуре своего края.

Художественные музеи - хранит собрания произведений живописи, скульптуры, ювелирного искусства.

Музеи - заповедники хранят для нас природу, архитектуру памятных мест.

Есть еще дворцово – парковые музеи , исторические, театральные, музыкальные.

Слайд-9 :

А так же музеи посвященные определенным темам :

-«Вселенная вода» - музей воды , «Музей кошек » , «Музей кукол » , «Музей Лего » , «Музей оружия » и много других.

Слайд-10 :

Существуют даже музеи Снегурочки и Бабы Яги.

Ребята, как вы думаете, нужен музей людям ?

(Высказывания детей) .

Вывод :

- Музей это полезно !

- Музей это интересно !

Динамическая пауза «В зоопарке» :

Дети имитируют повадки зверей :

День вчера был очень жаркий,

Мы гуляли в зоопарке.

Видели зверей и птиц,

И оленей, и лисиц.

Мы узнали, что медведя

Называют дядя Федя.

Уток мы в пруду кормили,

Связку шариков купили.

Пили сок, укрывшись в тень.

Ты запомнишь этот день.

Поисковая ситуация "В каких музеях вы бы разместили эти предметы?"

Воспитатель обращает внимание детей на стол, накрытый салфеткой :

Ребята, под этой салфеткой находятся вещи, которые многое могут нам рассказать. Как вы думаете, что там?

Дидактическая игра "Да-нет":

Воспитатель предлагает детям с помощью наводящих вопросов угадать что же находится по салфеткой.

Все эти вещи можно назвать одним словом - музейные экспонаты и они должны находиться музее ) .

В какой музей вы их поместите ?

Проблемная ситуация :

Воспитатель предлагает детям порассуждать в какой музей можно определить экспонаты.

Дидактическая игра "Размести правильно":

Воспитатель предлагает детям на разные столы разложить экспонаты и назвать к каким музеям они могут принадлежать.

Работа с картой :

Воспитатель предлагает по карте города определить месторасположение этих музеев . Спрашивает, какие еще музеи дети знают (ответы детей) .

Работа с фотовыставкой :

Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии музеев , где дети бывали ранее. Просит вспомнить названия этих музеев , назвать самый запомнившейся экспонат.

Ситуативный разговор :

А что нужно помнить при посещении музея ?

(Дети ведут ситуативный разговор и вырабатывают для себя правила поведения).

Правила поведения в музее :

В музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям и экскурсоводу вести экскурсию .

Внимательно слушать экскурсовода и не перебивать его .

Нельзя трогать руками музейные экспонаты .

Нельзя шуметь, бегать по музею , разговаривать по телефону.

Если хочешь фотографировать - спроси разрешения.

В нашем детском саду тоже есть свои мини-музеи и некоторые из них мы с вами уже посетили.

(Дети вспоминают название музея группы «Кузнечики» , обсуждают что видели, что понравилось и что запомнилось больше всего).

Игровая ситуация "Мы находимся в музее нашей группы ":

Ребята, а у нас в группе тоже есть мини- музей ? Как он называется? («Веселый перезвон» .)

Давайте вспомним почему наш музей так называется , об экспонатах музея . (Рассказы детей о своих экспонатах) .

Рефлексия :

Ребята, сегодня в нашем музее появился еще один экспонат. Этот экспонат для нашего мини- музея передали ребята группы «Кузнечики» . Давайте послушаем, как он звучит (мелодично, нежно) . А теперь предлагаю вспомнить мелодии ваших колокольчиков, давайте устроим оркестр. (Дети выбирают себе колокольчики и подыгрывают звучащей мелодии) .

Капранова Инна

МОУ ООШ с. Кулясово

Камешкирского района

Руководитель

учитель истории

Кулясово 2011г.

Введение … 1

1.1. История создания музея.

1.2. Из жизни замечательных людей села Кулясово

Заключение Список использованной литературы Приложения

I. Введение.

В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко – краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определённой культурно – исторической общности. Важную роль в формировании исторического сознания играет историческое краеведение. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Большую роль по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащихся гражданско – патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный краеведческий музей - центр воспитательной работы , эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, села, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность.


Главное, музей даёт возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко – краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. Такое участие школьников может осуществляться на основе диалога как формы межсубъектной коммуникации, при которой каждый ученик видит в другом равноправного, свободного, активного в высказываниях собеседника. Уважает его позицию, убеждения, интересы и мнения.

Музейная образовательная среда выполняет не только образовательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности , развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся.

Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью обращения к истокам краеведения. В последнее время возрастает интерес к национальной культуре с целью переосмысления её места и роли в современном мире, развития национального самоосознания. Чтобы мы, младшие школьники, не выросли Иванами, не помнящими родства.

Исходя из вышесказанного, целью данной работы является знакомство с историей создания школьного краеведческого музея села Кулясово и перспективами его развития

Для раскрытия данной цели нами поставлены следующие задачи:

- изучить основной и вспомогательный фонд школьного музея;

- расширение исторического кругозора

- познакомить с традициями и обычаями мордовского народа.

- выработать активную патриотическую позицию

Воспитать любовь и уважение к прошлому своего края, своей страны. Практическое применение работы заключается в возможности использования материала при проведении уроков по родиноведению, уроков по истории Пензенского края, внеклассных мероприятий.

Работа состоит из Введения, одной главы, Заключения, списка использованной литературы и Приложений.

Глава 1. Обзорная экскурсия по краеведческому музею села Кулясово

1.1. История создания музея.

Краеведческий музей нашей школы основан в 1989 году. Инициаторами создания были ветераны педагогического труда – учитель географии, вожатая . Силами учителей, учеников, родителей, жителей села был собран основной фонд музея. Случалось и такое: что в совхозе брали лошадь и объезжали дома, где с разрешения хозяев осматривали кладовые и чердаки. Да и жители отдавали в музей всё самое ценное, что осталось у них от прошлого. Так в нашем музее появился ткацкий станок, деревянная кровать, стул конца XIX века, предметы быта мордовского народа, орудия труда, мордовская национальная одежда. Станчиной Феодосии Яковлевне за мордовский национальный костюм были куплены шоколадные конфеты. В настоящее время он находится в районном краеведческом музее.

На основе рассказов старожилов села была составлена история села Кулясово. Жили – были два брата - Нурдо – атя и Брага – атя и была у них мать Акулина, Куля. По её имени и названо село Кулясово. По другой версии переселенцами из Мордовии были жители села Кулясово. Поэтому и новое село получило такое же название.


В музее организовывались встречи с ветеранами Социалистической революции, Великой Отечественной войны и тружениками тыла, ветеранами педагогического труда, с людьми, которые были в горячих точках.

На основе их рассказов и на основе архивных материалов в музее были созданы следующие стенды:

- Школа вчера и сегодня;

- Из жизни замечательных людей села Кулясово;

- Великая Отечественная война;

- Они были в горячих точках.

Много замечательных людей взрастила Камешкирская земля. Среди них есть врачи, учителя, строители, военные, да и просто сельские труженики. В нашем селе родился и вырос мордовский просветитель, автор первого мордовского букваря «Тундонь – чи» («Весенний день») – Григорий Карпович Ульянов. Его сестра - первая советская учительница в селе Старая Яксарка Шемышейского района, награждённая орденом Ленина, мордовский поэт Емельян Иванович Пятаев, который воспевал в своих стихах природу родного края, людей села.

В настоящее время работа в музее не стоит на месте. Объединение «Свежий ветер» продолжает пополнять основной фонд музея, пополнять интерьер крестьянской избы, накапливать вспомогательный фонд музея. Школьный ансамбль «Рябинушка» поёт мордовские песни, дети читают мордовские стихи, загадывают мордовские загадки, которые им спели и рассказали бабушки и дедушки.

Мы активно общаемся с Республикой Мордовия. Они подарили школе много учебников и художественной литературы на мордовском языке, картину с изображением собора в честь Фёдора Ушакова. Также они приглашали нас в апреле 2010 года в гости. Ученица 7 класса Федотова Мария в областном драматическом театре города Саранска представляла село Кулясово.

Устраиваем в музее тематические и обзорные экскурсии, мордовские посиделки.

Волонтёры активно помогают ветеранам Великой Отечественной войны.

Таким образом, внеклассная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Работа школьного музея вносит что-то новое в знания нас, учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их.

1.2. Из жизни замечательных людей села Кулясово.

Ульянов Григорий Карпович родился 25 сентября 1864 года в селе Кулясово ныне Камешкирского района Пензенской области – умер 23.01.1943 года в городе Климовске Московской области . Общественный деятель, журналист педагог. Мордвин (эрзя). После окончания Вольской учительской семинарии в 1885 году работал учителем в мордовском селе Наскафтым Кузнецкого уезда Саратовской губернии. Сыграл важную роль в становлении и развитии в системе просвещения мордовского народа. Соавтор букваря «Тундонь чи» («Весенний день»). В 1924 – 1926 годах как инспектор Наркомпроса организовывал всеобуч среди мордвы. Принимал активное участие в создании мордовской государственности.

Григорий Карпович Ульянов хорошо известен краеведам; пишет о нём:

В начале xx века он совместно с создал Общество взаимопомощи учеников и учителей начальных народных училищ Саратовской губернии.

С 1908 года находился в эмиграции. В мае 1917 года возвратился на родину, где его избрали в Учредительное собрание. После октябрьских событий он устанавливал советскую власть в Кузнецком уезде.

В начале тридцатых годов под его руководством проведено исследование по теме «Мордовская деревня как она есть», где дана точная оценка состояния образования и культуры в Мордовской автономной области.

Удивительным, редким человеком была Елена Карповна Ульянова – первая советская учительница в Старой Яксарке. Её можно назвать человеком долга в самом высоком смысле этого слова.

Ульянова в селе Кулясово Камешкирского района Пензенской области в семье бедного мордовского крестьянина. Нелёгкой, полной трудов и нужды была жизнь. Но Лена мечтала об учёбе. И поступила в самарскую учительскую школу. Училась на средства младшего брата – Григория Карповича. По окончанию школы два года работала она учительницей в бывшем Балашовском уезде Саратовской губернии. Понимала, что знаний мало, нужно учиться дальше. И поехала в Петербург, где окончила двухгодичные курсы. Училась по вечерам, а днём работала. Работа была разной, но всегда связанной с детьми. Поэтому за годы, проведённые в Петербурге, Елена Карповна Ульянова приобрела новые знания, пополнила свой опыт.

Поэтому тянуло её работать с деревенской детворой. Сплошь неграмотной была тогда деревня. И Елена Карповна мечтала передать сельским ребятам все свои знания, научить их всему, что умела сама.

В 1903 году была назначена учительницей в Старую Яксарку Шемышейского уезда. Её учениками были, и многие другие. Елена Карповна Ульянова учила своих подчинённых в революционном духе, стараясь передать им всё новое, прогрессивное, что узнала, услышала, поняла в Петербурге. Она читала им запрещённые царизмом брошюры и книжки. А в 1908 году её по доносу уволили с работы как неблагонадёжную. После такого увольнения о работе в селе нечего было и думать, куда ни подавала она заявление, везде получала отказ. Пришлось уехать в Саратов, потом опять в Петербург. Работа была везде, жить было можно. Но не таким человеком была Елена Карповна, чтобы просто жить. Ей необходимо было делать то дело, исполняя которое, она принесла бы наибольшую пользу. Она наверняка знала, что нужно в деревне. Надежду на возвращение к любимой работе, в село принесли ей революционные волнения, февральская революция. В конце 17 года она возвращается в Старую Яксарку. Здесь и проработала учительницей до 1957 года.

Недаром говорится в народе: чем больше отдаёшь, тем больше получаешь. В 1939 году за выдающиеся успехи и безупречную многолетнюю работу по коммунистическому воспитанию молодого поколения Елена Карповна была награждена орденом Ленина, в 1949 году вторым орденом Ленина. В 1951 году за выдающиеся заслуги в области народного образования ей присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». В 1946 году она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Все эти многочисленные высокие награды – признание её учительского мастерства, таланта. По заслугам оценила Родина её труд, всю её жизнь. Люди отдали ей свою любовь. Память о ней всегда с теми, кто её знал. И сейчас в Старой Яксарке улица, на которой она жила, носит её имя.

Емельян Иванович Пятаев принадлежал к поколению поэтов, пришедших в литературу в 30-е годы.

Пятаев в селе Кулясово, Камешкирского уезда Пензенской губернии в 1914 году в крестьянской семье. После окончания Камешкирской школы работал колхозным агрономом, а затем счетоводом. Пятаев был активным комсомольцем, возглавлял ячейку. Будущему поэту посчастливилось пройти школу центриздата. Именно там он близко познакомился с русской поэзией и полюбил её навсегда. Заметный след в биографии оставила работа в национальном секторе издательства «Молодая гвардия». Переехав в Саранск Емельян Пятаев несколько лет сотрудничал в газете «По ленинскому пути». В 1938 году вступил в член КПСС, был принят в союз писателей СССР. Емельян был участником Великой Отечественной войны. В армии оставался до 1953 года политработником. Имел звание майора. Демобилизовавшись, он вновь отдается журналистики: работает в редакции «Советский мордвин», а затем секретарём «Эрзянь – правды». С 1963 года и вплоть до смерти (1967) возглавлял редакцию «Сятко».

Таким образом, изучая жизнь и деятельность наших земляков можно сделать вывод, что они видели свой долг в служении людям. Их можно назвать людьми долга в самом высоком смысле этого слова.

Заключение

Создание и развитие музея, формирование его фондов – результат скоординированных действий многих людей.

Самое важное в работе школьного музея то, что маленький человек не просто смотрит на экспонаты, а участвует в их собирании, можно сказать впитывает в себя историю своего села, своей страны.

В музей ребята ходят не только на экскурсии. Учителя русского языка проводят здесь конкурсы чтецов о войне, готовят учащихся к написанию сочинений, используя материалы музея.

Экспозиция музея постоянно пополняется. Двери музея всегда открыты для школьников и гостей, они могут читать и смотреть старинные документы, изучать материалы и экспонаты.

Таким образом, школьный музей помогает ощутить сопричастность своей семьи, своих предков, а значит и личную сопричастность в великих событиях прошедших лет. Способствует формированию у юных граждан глубокого понимания и уважения истории своей Родины.

Список использованной литературы

1. Материалы краеведческого музея МОУ ООШ с. Кулясово

Капранова Инна на уровне района заняла третье место.


Выполнила воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»
Горбунова А.Г.

г. Покачи 2014 г.
«Добро пожаловать в музей!»
(конспект экскурсии в музей краеведения)

Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной дея-
тельности воспитанников.
Задачи:
- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и уг-лубить знания воспитанников об истории родного города;
- развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей города.

Ход экскурсии:

Кто из вас был в музее?
- Что означает слово «музей»?

Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонирова-нием предметов.
В мире очень много разных музеев.
- Какие виды музеев бывают?
(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)
Что такое краеведение?
Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.

Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей нашего го-рода.

Рассказ об истории музея.
Краеведческий музей города Покачи был создан в 1994 г. В этом го-ду краеведческому музею исполнилось 20 лет. Это настоящий культурный центр города.
Ежегодно в его залы приходят более пяти тысяч человек. Гости года тоже посещают музей. В музее есть интересные, уникальные экспонаты, ко-торые отражают жизнь народа ханты. Много экспонатов посвящены истории города.
- Кто из вас знает, что такое экспозиция? (Экспозиция - выставление на показ предметов искусства). В музее много коллекций:
Коллекция «Этнография». В музее собраны интересные, значимые экспонаты, рассказывающие о жизни, быте, традициях народа ханты. Коллекция насчитывает более 400 единиц хранения, часть которой состоит из предметов, изготовленных коренными жителями с учетом национальных традиций и особенностей.
Коллекция «Археологическая». Коллекция представлена фрагментами керамической посуды, женскими и мужскими украшения из бронзы, изделиями из кожи.
Коллекция «Фотография». В основном это фотографии, отображаю-щие историю строительства города, развития нефтяного производства, являются основным свидетелем кардинального изменения города, связующим звеном между временем и поколениями.
Коллекция «Историческая». Коллекция состоит из предметов 70-80 –х годов нашего столетия, которые помогают воссоздать быт, культуру, образ жизни первостроителей.
Коллекция «Естественная» . Коллекция представлена животными и птицами нашего региона: медведь, лиса, волк, соболь, норкой, болотные птицы, боровая дичь, хищные птицы.

Как надо вести себя в музее?
- Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод. Предоставляю слово экскурсоводу.
Экскурсовод:
Сначала мы с вами вспомним наших пернатых друзей – птиц.
- Кто такие птицы?
- Чем отличаются птицы от других летающих животных, например, от летучих мышей.
- Много ли вы знаете птиц? (называем по одной, по очереди).
- Посмотрите вокруг, какую самую большую птицу вы видите?
- А самую маленькую?

Отгадайте загадки.
а) Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять
(Снегирь)

б) Прилетает на кормушку,
Бойко семечки клюет,
А еще перед весною
Звонко песенку поет.
(Синица)

Как отличить синицу от снегиря?
- Посмотрите на птиц и скажите, какую птицу вы видите впервые.
- (указывая на ворону) Эта что за птица? Какого цвета у неё перья? Какой клюв – большой или маленький? Чем питаются вороны? Знаете ли вы, что ворона может повторить звуки, которые слышит и даже слова?
- А какие птицы остаются с нами зимовать?
- Чем питаются зимующие птицы?
Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.
- А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в нашем лесу.
- Животные которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)
- У всех ли животных есть своё жилище?
Медведь – … в берлоге.
Лиса – … в норе.
Заяц – … под кустом.
Белка – … в дупле.
А волчий дом называется – логово.

У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем

Слушайте загадку и подойдите к отгадке.

Загадки.
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы … (Лису)

Что за зверь зимой холодный
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверек пугается,
Под кустом спасается,
Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

Водяные мастера, строят дом без топора. (Бобры)
Экскурсовод:
Теперь мы предлагаем посмотреть этнографическую коллекцию.
- Как раньше жили ханты?
-Какую одежду носят ханты?
- Чем любят заниматься ханты?

На этом наша экскурсия подходит к концу. Подведение итогов.
- В каком году основан наш краеведческий музей? (1994г.)
-Кто водил нас в музее? (экскурсовод)
- О чём рассказывал экскурсовод?
- Ребята после того как мы познакомились с животным миром нашего края мы перешли в другой зал. В какой?
- С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?

Юлия Слащева
Занятие-экскурсия в краеведческий музей с детьми старшего дошкольного возраста

Когда к истории хотим мы прикоснуться,

Иль в мир прекрасный охота окунуться

В музей идем , по залам ходим,

И для себя мы много интересного

КОНСПЕКТ

ЭКСКУРСИИ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

с детьми подготовительной группы

Цели :

Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;

материальной и духовной культуры нашего города;

Познакомить детей с жизнью наших предков;

Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить

и приумножать его историю.

Предварительная работа :

Знакомство детей с историей возникновения города Ленинска;

Знакомство с предметами домашнего обихода (прялка, крынка, ухват, корыто и т. п.)

Ход экскурсии

Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в наш краеведческий музей . В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена. А теперь, давайте вспомним правила поведения в музее . (В музее надо вести себя надо тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея ).

Воспитатель дополняет и утончает ответы детей.

Город Ленинск (с. Пришиб) расположен на левом берегу Ахтубы в 70 км от г. Волгограда. В XVIII век, когда по указу Екатерины II в Заволжье было переселено 1300 крестьянских семейств из средней полосы России для производства шелковых тканей. Эти переселенцы положили начало селам Пришиб, Заплавное и т. д. Датой основания села Пришиб (ныне г. Ленинск) Астраханской губернии считается 1802 г., когда была построена и освящена первая церковь «Во имя Казанской Божьей Матери» .

Дети начинаю осмотр с посещения исторического отдела

Ребята, мы пришли с вами в крестьянскую избу. Главное в крестьянской избе –это печь. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) . Правильно, печь –это тепло, это место для приготовления пищи, где спали. Рядом с печью строили голубец - для хранения домашней утвари. Посуду использовали чугунную, но и пользовались глиняной. Ребята, посмотрите, куда ставили чугунок, очень далеко. А представьте, что там огонь, как же быть? Как же хозяйки не обжигались? А для этого у них были специальные приспособления- ухват.

Маша, попробуй достань чугунок из печки, используя ухват.

У каждого в доме есть водопровод, открыл кран и вода сама потекла. А крестьянкам воду надо было принести из колодца. Для этого женщины носили воду в ведрах, вешая на коромысло.

Ева, попробуй ты повесь коромысло с ведрами на плечи.

А это прялка, на ней пряли шерсть, пух и потом из полученной пряжи вязали- носки, шарфы, варежки. А это ткацкий станок на нем крестьянки ткали холсты, домотканые половики. Долгими зимними вечерами девушки и женщины занимались рукоделием. Пряли, ткали, вышивали – посмотрите, какая красивая вышивка на покрывале которое лежит в люльке. Люлька, подвешена к потолку на металлический крюк. В ней качался младенец. Женщины шили и украшали одежду, а мужчины изготавливали обувь. Посмотрите, что это лежит на сундуке? Правильно, лапти. Лапти – традиционная обувь крестьян. Лапти плели из лыка – это кора липы. А так же из лыка плели : кошели (большие хозяйственные сумки, короба, головные уборы.

А теперь ребята переходим в другой зал, и мы попадаем в купеческий дом.

Здесь вы видите красивую мебель. Сама обстановка говорит о том, что в доме есть достаток. Обратите внимание на красоту и необычность ножек столов, спинок диванов, кресел. На стене висят часы французской работы, стоит на этажерке граммофон. А для чего он, кто знает? Он для того что бы слушать музыку : вращали ручку, ставили пластинку и звучала музыка!

Вся мебель сделана из дорогого дерева, уже нет в комнатах сундуков как у крестьян, а стоят комоды, буфеты, шкафы. На столах ажурные скатерти, салфеточки – все сшито и связано руками хозяйки дома.

Посмотрите, в центре комнаты, что стоит на столе? Да, это самовар. Самовар- это часть жизни и судьбы русского народа. Этот предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара.

Село Пришиб (нынешний г. Ленинск) было одним из богатейших сел. Самыми известными и самыми богатыми купцами были братья Конякины, которые и построили много сохранившихся до сих пор зданий. У них было много магазинов (мануфактур) в разных селах и в Царицыне (Волгоград) .

В годы Великой Отечественной войны в Ленинском районе не гремели бои, но война докатилась и до этого края. В 1942 году, когда фашисты подошли к Сталинграду, наш город стал прифронтовым районом концентрации боевых резервов, важной военно-продовольственной базой сражающегося Сталинграда. В Ленинске размещались 24 эвакогоспиталя, в которых получали медицинскую помощь более 15 тыс. чел. Через эвакопункты города прошло 250 тыс. чел. Многие осиротевшие дети нашли новые семьи в Ленинске. Среди воевавших на фронте наших земляков 8 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

На этой экспозиции вы видите предметы военных лет. Здесь вы уже видите предметы, которые знаете : полевой бинокль, оружие, планшет, солдатскую шинель и многое другое.

По окончании экскурсии воспитатель спрашивает :

Как называется музей ?

Что вы видели в музее ?

Эти предметы называются – экспонатами. Музей хранит нашу историю . Экспонаты собраны не только работниками музея . Многие люди, жители нашего города, приняли участие в создании музея : приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего города, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.

На этом наша экскурсия закончена и мы возвращаемся в детский сад.

ЭКСКУРСИЯ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Подготовила воспитатель

МБДОУ «Детский сад №1 «Буратино»

Ю. В. Слащева

07.12.2013

Сегодня воспитанники старшей группы с родителями и воспитателем Бородиной Е.В. посетили музей краеведения.

Экскурсия организована в рамках проекта "Ал-гайский край чудесный", который осуществляется в старшей группе воспитателями Поляниной Л.С., Бородиной Е.В.

В начале экскурсиивспомнили правила поведения в музее:

В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея.

- Разговаривают посетители музеев тихо, чтобы не мешать другим рассматривать экспозиции или слушать экскурсовода.

В музее много разных предметов. Эти предметы называются - экспонатами. Музей хранит историю нашего села. Жители Александров-Гаяпринимали участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего села, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.

Сотрудники музея рассказали об истории создания музея, познакомили с экспозициями. В зале природы дети отгадали загадки о животных, рассмотрели представителей фауны нашего края. Самое трудное для детей- смириться с тем, что чучела нельзя трогать руками. Следопыты по натуре, они очень хотели все потрогать, погладить.

Данное фото предоставлено Вологиной Л.

Султашева Г. загадывает детям загадки о животных

Большой интерес у детей вызвали предметы старины в зале культуры и быта русского народа.

Это прялка, на ней пряли шерсть, пух и потом из полученной пряжи вязали носки, варежки.

Угольный утюг - это железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горячие угольки, которые брали из печки. Через какое-то время угольки нагревали утюг, и им гладили одежду и другие вещи. Чтобы угольки не погасли приходилось утюгом размахивать или дуть в его отверстия. Этот утюг сделан из железа, он тяжелый. Еще одна старинная разновидность утюгов — литые чугунные, разогреваемые на открытом огне или в горячей печи.

Посуда представлена чугунными котелками, горшками и глиняными кувшинами.

Лапти - традиционная обувь крестьян. Лапти плели из лыка - это кора липы.

Заинтересовал детей и патефон. Виолетта с мамой рассказали, что в доме бабушки тоже хранился старинный патефон.


Шарафеева А.Т. рассказывает о предметах быта казахского народа

В конце экскурсии фото на память и благодарность в книгу отзывов музея.

Данное фото предоставлено Устимановой Н.

Выражаем благодарность сотрудникам музея в лице директора Давлекаева В.М. за взаимодействие с нашим детским садом по ознакомлению воспитанников с родным селом.

Спасибо Султашевой Г.Е. и Шарафеевой А.Т. за организованную экскурсию.

Также выражаем благодарность семьям Наседкина Егора, Синициной Ани, Устиманова Арсения, Вологина Глеба, Гурской Виолетты, Лебедевой Евы, Давлетьярова Искандера, Коваленко Полины, Камаристовой Сони за помощь в организации экскурсии. Всего на экскурсии присутствовало 22 человека.

Материал подготовила Бородина Е.В. Фото автора.